Как сделать крыло для самолета

Как делают крылья для самолёта

3 месяца назад, 28 мая 2017 года, совершил свой первый полёт российский ближне-среднемагистральный среднефюзеляжный пассажирский самолёт МС-21 «Иркут». Он успешно отлетал полчаса и на этот год уже запланировано начало серийного производства. Вроде бы всё обычно, но только с первого взгляда. МС-21 не зря расшифровывается как «Магистральный самолёт XXI века».

Сейчас я вам расскажу, что необычного в этом самолёте.

Как сделать крыло для самолета

Ноги, крылья. Главное — хвост!

1. Самое необычное в МС-21 — крылья и несколько других деталей силовой конструкции. Они изготовлены из полимерных композитных материалов (ПКМ). В мире сегодня существует только три самолёта с такими крыльями: Boeing 787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries.

Как сделать крыло для самолета

2. ПКМ — это несколько слоёв углеволокна, скреплённого между собой специальной смолой. Чем же так хорош этот материал? Во-первых, прочность углепластиков выше чем у алюминия в 6-8 раз, а удельный вес — ниже в 1,5 раза. Использование ПКМ при производстве космической и авиационной техники позволяет сэкономить от 5 до 30% веса летательного аппарата. Во-вторых, крыло самолёта из ПКМ условно состоит из 10 элементов, а из металла — из 100. Можно понять, монтаж какого крыла обходится дороже.
Производят такие крепкие и ультрасовременные крылья для МС-21 в Ульяновске. Завод называется «АэроКомпозит» и находится на территории «Авиастара». Давайте заглянем за проходные и посмотрим, как выглядит это производство.

Первое, что поражает — это огромные и стерильно чистые цеха! Производство углепластика не терпит грязи, ведь попадание инородных включений в массу грозит снижением прочности всей конструкции крыла.

Как сделать крыло для самолета

3. Процесс изготовления кессона крыла состоит из нескольких этапов. Сначала подготавливается поверхность нужной формы, на которую будет выложено углеволокно. На «АэроКомпозите» из ПКМ могут сделать элероны, спойлеры, закрылки, рули высоты и направления, лонжероны и обшивку крыла со стрингерами, секции панелей центроплана, силовые элементы, обшивку киля и хвостового оперения.

Как сделать крыло для самолета

4. Вот так выглядит оснастка для выкладки одной из деталей силовой конструкции МС-21:

Как сделать крыло для самолета

5. Тяжёлые конструкции оснастки транспортируются к месту выкладки на специальных платформах. К примеру, для перевозки оснастки для будущего стрингера задействуют две таких тележки.

Как сделать крыло для самолета

6. Следующий этап — выкладка сухой углеродной ленты и предварительное формование детали в автоматическом режиме на выкладочной оснастке. Для выкладки используется роботизированный испанский комплекс MTorres.

Как сделать крыло для самолета

7. Он немного напоминает GLaDOS из компьютерных игр Portal и Portal 2.

Как сделать крыло для самолета

8. Этот робот с высокой точностью укладывает волокно к волокну, формируя слои будущей конструкции.

Как сделать крыло для самолета

9. Автоматическую выкладку сухого углеволокна для изготовления крупных интегральных конструкций никто никогда в авиапромышленности не применял. Такое крупное и сложное изделие, как крыло самолёта, по этой технологии впервые сделали в Ульяновске.

Собранная преформа уезжает в термоинфузионную установку TIAC (Франция). Это большая камера, в которой углеволокно пропитывается эпоксидной смолой и запекается. Установка контролирует температуру, количество смолы и скорость заполнения вакуумного мешка, в который помещается углеволокно.

Как сделать крыло для самолета

10. Этот процесс может занимать от 5 до 30 часов в зависимости от типа, размера и сложности изготавливаемой детали. Процесс полимеризации смолы и волокна проходит при температуре 180°С.

На выходе из TIAC получается монолитная деталь.

Как сделать крыло для самолета

11. Её необходимо механически обработать.

Как сделать крыло для самолета

12. Но до начала обработки нужно убедиться, что деталь действительно является монолитной и не содержит в себе пустоты и дефекты. Для этого она отправляется на пункт неразрушающего ультразвукового контроля Technatom.

Как сделать крыло для самолета

13. Крыло получилось качественным — отправляем его на механическую обработку в 5-координатный фрезерный центр MTorres.

Как сделать крыло для самолета

Как сделать крыло для самолета

Как сделать крыло для самолета

16. После обработки готовая деталь поступает на участок итоговой сборки кессона крыла.

Как сделать крыло для самолета

17. В этой части завода используется больше ручной труд, чем автоматический. Здесь гораздо больше людей, тогда как на других участках их почти нет — вся работа выполняется роботами. А всего на заводе работает около 500 человек. Несмотря на постоянно открытые вакансии, устроиться сюда не очень просто — каждый кандидат проходит тщательную проверку.

Как сделать крыло для самолета

Летаем на композите

18. Композитные крылья будут использоваться не только на МС-21. Планируется, что новые модификации SSJ-100 так же будут оснащаться силовыми деталями из ПКМ. Мощности завода рассчитаны на выпуск до 100 комплектов композитных крыльев в год, но на текущий момент загружены не полностью.

Источник

Авиамодель на радиоуправлении ч. 1. Проектирование крыльев

Одним из важных этапов строительства авиамодели является расчет и проектирование крыльев. Для того, чтобы правильно спроектировать крыло, необходимо учесть несколько моментов: правильно выбрать корневой и концевой профили, правильно их выбрать исходя из нагрузок, которые они обеспечивают, а также правильно спроектировать промежуточные аэродинамические профиля.

Как сделать крыло для самолета

С чего начинается конструирование крыльев

В начале конструирования на кальке был сделан предварительный эскиз самолёта в натуральную величину. В ходе этого этапа я определился с масштабом модели и с размахом крыльев.

Определение размаха

Когда предварительный размах крыла был утвержден, наступило время для определения веса. Эта часть расчета имела особое значение. Первоначальный план включал в себя размах крыльев в 115 см, однако, предварительный расчет показал, что нагрузка на крыльях будет слишком высокой. Поэтому я масштабировал модель до размаха в 147 см без учета законцовок крыльев. Такая конструкция оказалась более подходящей с технической точки зрения. После расчета мне осталось сделать весовую таблицу со значениями весов. В свою таблицу я также добавил усредненные значения веса обшивок, например, вес бальзовой обшивки самолёта был определен мной, как произведение площади крыла на два (для низа и верха крыла) на вес квадратного метра бальзы. Тоже самое было сделано для хвостового оперения и рулей высоты. Вес фюзеляжа был получен путем умножения площади боковой стороны, а также верха фюзеляжа на два и на плотность квадратного метра бальзы.

В результате я получил следующие данные:

Устойчивость

Как сделать крыло для самолета

Как сделать крыло для самолета

После определения веса были рассчитаны параметры устойчивости для того, чтобы убедиться, что самолёт будет устойчивым и все детали будут адекватного размера.

Для устойчивого полёта необходимо было обеспечить несколько условий:

Выбор правильного аэродинамического профиля

Выбор правильного профиля определяет правильное поведение самолёта в воздухе. Ниже я привожу ссылку на простой и доступный инструмент для проверки аэродинамических профилей. В качестве основы для выбора профилей я выбрал концепцию, согласно которой длина хорды на законцовке крыла равна половине длины хорды в корневой части. Наилучшее решение того, чтобы не допустить срыв потока на крыле, которое я нашел, заключалось в резком сужении крыла на законцовке без возможности сохранения управления самолётом до набора достаточной скорости. Я добился этого с помощью разворота крыла вниз на конце и через тщательный подбор корневых и концевых профилей.

В корне я выбрал аэродинамический профиль S8036 с толщиной крыла в 16% от длины хорды. Такая толщина позволила заложить лонжерон достаточной прочности, а также выдвижные шасси внутри крыла. Для концевой части был выбран профиль – S8037, который также имеет толщину в 16% от толщины хорды. Такое крыло будет уходить в срыв при большом коэффициенте подъёмной силы, а также при большем угле атаки, чем S8036 при том же числе Рейнольдса (этот термин служит для сравнения профилей разного размера: чем больше число Рейнольдса, тем больше хорда). Это значит, что при том же числе Рейнольдса в корневой части крыла срыв произойдет быстрее, чем на законцовке, но контроль за управлением сохранится. Однако, даже если длина хорды корня в два раза больше длины хорды законцовки, она имеет число Рейнольдса в два раза большее, а увеличение числа приведет к задерживанию сваливания. Именно поэтому, я развернул законцовку крыла вниз, так что оно перейдет в сваливание только после корневой части.

Ресурс для определения аэродинамических профилей: airfoiltools.com

Теория по основам конструирования крыльев

Как сделать крыло для самолета

Конструкция крыла должна обеспечивать достаточную подъёмную силу для веса самолёта и дополнительных нагрузок, связанных с маневрированием. В основном это достигается с помощью использования центрального лонжерона, который имеет два пояса, верхний и нижний, каркаса, а также тонкой обшивки. Несмотря на то, что каркас крыла тонкий он обеспечивает крылья достаточной прочностью на изгиб. Также в конструкцию часто входят дополнительные лонжероны для уменьшения лобового сопротивления в передней части задней кромки. Они способны воспринимать как изгибающие нагрузки, так и увеличивать жесткость при кручении. Наконец передняя кромка может быть отодвинута назад за лонжерон для получения закрытого поперечного каркаса, который называется D-образным и служит для восприятия крутильных нагрузок. На рисунке наиболее часто встречающиеся профиля.

Все эти конструкции крыльев являются типовыми для лонжеронов и для создания крепежных петель у радиоуправляемых самолётов. Эти конструкции без исключения являются единственным способом технической реализации закрылков и элеронов, а другие различные решения можно подогнать к ним же.

C – образный или коробчатый лонжерон?

Для своего самолёта я выбрал деревянный C – образный профиль лонжерона с прочной передней кромкой и простым вертикальным лонжероном. Полностью крыло обшито бальзой для создания жесткости при кручении и для эстетики.

Дерево было выбрано взамен пластиковой трубки поскольку самолёт спроектирован с 2 градусным внутренним углом, а соединение в виде пластиковой трубки в центре крыла не сможет долго сопротивляться изгибающим нагрузкам. C – образный профиль лонжерона является также более благоприятным по сравнению с двутавровым профилем, поскольку в лонжероне должен быть сделан слот на всю его длину для установки в решетку. Эта добавленная сложность не за счет заметного увеличения прочности и соотношения веса лонжерона. Коробчатый лонжерон также был отвергнут, поскольку он сильно увеличивает вес, однако, его не так сложно построить, а по прочности он один из лучших. Простой вертикальный лонжерон, совмещенный с петлевым обтекателем, вот таким был выбор конструкции крыла, когда остальная часть крыла обшита и достаточно прочна без каких либо дополнительных опор.

Проектирование нервюр с помощью AutoСAD

Оказывается, изготовление нервюр для трапециевидного крыла может стать вдохновляющим занятием. Есть несколько методов: первый метод основан на вырезании профиля крыла по трафарету сначала для корневой части, а потом для законцовки крыла. Он заключается в сочленении обоих профилей вместе с помощью болтов и вычерчивании по ним всех остальных. Этот метод особенно хорош для изготовления прямых крыльев. Основное ограничения метода – он подходит только для крыльев с незначительным сужением. Проблемы возникают из-за резкого роста угла между профилями при значительной разнице между хордой законцовки и хордой корня крыла. В этом случае во время сборки могут сложности из-за большого отхода дерева, острых углов и краёв нервюр, которые надо будет удалить. Поэтому я воспользовался своим методом: сделал свои собственные шаблоны для каждой нервюры, а затем обработал их так, чтобы получить идеальную форму крыла. Задача оказалась сложнее, чем я ожидал, поскольку шаблон корневой части отличался от законцовки кардинально, а все профиля между ними были комбинацией двух предыдущих, вместе с кручением и растяжением. В качестве программы проектирования я использовал Autodesk AutoCAD 2012 Student Addition, поскольку съел на этом собаку при моделировании RC моделей самолётов в прошлом. Проектирование нервюр происходит в несколько этапов.

Всё начинается с импорта данных. Самый быстрый способ для импорта аэродинамического профиля (профили можно найти в базах данных UIUC аэродинамических профилей) в AutoCAD, который я нашел, заключается в создании табличного файла в формате excel в виде таблицы с колонками координат точек профиля x и y. Единственное, что следует перепроверить — соответствуют ли первая и последняя точка друг другу: получается ли у вас замкнутый контур. Затем скопировать полученное назад в txt файл и сохранить его. После того, как это проделано, следует вернуться назад и выделить всю информацию на предмет, если вы случайно вставили заголовки. Затем в AutoCAD запускается команда «spline» и «paste» для обозначения первой точки эскиза. Жмем «enter» до конца выполнения процесса. Аэродинамический профиль в основном обрабатывается таким образом, что каждая хорда становится отдельным элементом, это весьма удобно для изменения масштаба и геометрии.

Рисование и взаимное расположение профилей в соответствие плану. Передняя кромка и лонжероны должны быть тщательно доведены до нужного размера, при этом надо помнить про толщину обшивки. На чертеже, следовательно, лонжероны должны быть нарисованы уже, чем они есть на самом деле. Желательно сделать лонжероны и переднюю кромку выше, чем они есть на самом деле, для того, чтобы рисунок лег ровнее. Также пазы на лонжеронах должны быть расположены таким образом, чтобы оставшаяся часть лонжерона уместилась в нервюрах, но осталась при этом квадратной.

Как сделать крыло для самолета

На рисунке показаны основные аэродинамические профиля перед тем, как они будут разбиты на промежуточные.

Как сделать крыло для самолета

Лонжерон и совместная с ним передняя кромка соединены вместе, чтобы потом их можно было исключить из построения.

Как сделать крыло для самолета

Аэродинамические профили сопряжены вместе и образуют форму крыла при видимом лонжероне и передней кромке.

Как сделать крыло для самолета

Лонжерон и передняя кромка удалены с помощью операции «subtract», остальные части крыла показаны.

Как сделать крыло для самолета

Крыло вытягивается с помощью функции «solidedit» и «shell». Далее выделяются поочередно плоскости корневой части крыла и законцовки, удаляются, а то, что получается и есть обшивка крыла. Поэтому внутренняя часть обшивки крыла является основой для нервюр.

Как сделать крыло для самолета

С помощью функции «плоскость сечения» формируются эскизы каждого профиля.

Как сделать крыло для самолета

После этого под командой «плоскость сечения» выбирается создание раздела. С помощью этой команды созданные профили во всех точках профиля могут быть отображены. Для помощи в выравнивании нервюр крыльев я строго рекомендую создать на каждом сечении горизонтальную линию от задней кромки крыла до передней. Это позволит правильно выровнять крыло, если оно построено с кручением, а также сделать его прямым.

Как сделать крыло для самолета

Поскольку эти шаблоны на самом деле созданы с учетом обшивки крыльев, внутренняя линия профилей является правильной линией для построения нервюр.

Как сделать крыло для самолета

Теперь, когда все нервюры промаркированы с помощью команды «text», они готовы к печати. На каждой странице с нервюрами я разместил схематически коробку с площадкой, доступной для печати на принтере. Маленькие нервюры можно печатать на толстой бумаге, а для крупных аэродинамических профилей подойдет обычная бумага, которая затем усиливается перед вырезанием.

Комплектация деталей

Как сделать крыло для самолета

После конструирования крыла, анализа и подбора всех необходимых для изготовления авиамодели деталей, был сделан список всего необходимого для постройки.

Источник

Авиамодель на радиоуправлении ч. 4. Сборка крыльев

Один из важных этапов постройки авиамодели – сборка крыльев. Чтобы крыло полностью оправдало себя и не подвело вас в полёте, нужно правильно собрать основные его узлы: лонжероны и нервюры. Также правильно приклеить обшивку, закрепить переднюю и заднюю кромки. Задач не так много, но от результата вашей работы зависит то, насколько долго ваш самолёт будет радовать вас и ваших близких. Изобретать велосипед умеет каждый, а вот перестать заниматься лишней работой можно, если обратиться к чужому опыту.

Сборка лонжерона и несиловых нервюр

Начать собирать крыло можно с полки лонжерона и с несиловых нервюр. Чтобы процесс не был таким утомительным, первым делом распечатайте эскизы крыла с помощью Автокада. На вашем чертеже должен быть виден профиль лонжерона, передняя и задняя кромки крыла, а также расположение каждой нервюры (ребра жесткости крыла). Самое главное в чертеже – отображать реальные размеры между деталями. Без такого эскиза в масштабе 1:1 сложно будет ожидать высокой производительности и удовольствия от работы.

Как сделать крыло для самолета

Эскизы крыла создаются в Автокаде. Для того чтобы профиль крыла себя оправдал, при проектировании учитывается всё: вес, устойчивость планера в полёте, а также балансировка авиамодели. Более подробно процесс проектирования освещен в статье: проектирование.

Как сделать крыло для самолета

Сборка начинается с расположения верхней полки лонжерона на чертеже крыльев в масштабе 1:1. Из-за конструкции крыла лонжерон необходимо подпереть несколькими опорами. В качестве опор подойдут деревянные бруски, либо металлические втулки одного диаметра. Особое внимание следует обратить на отсутствие прогибов в центре и по бокам.

Как сделать крыло для самолета

Сборка крыла начинается с концевого ребра жесткости. При этом нужно учитывать угол кручения крыла. Для этого нервюры устанавливаются в пазах лонжерона под определенным углом. После того как вы установите горизонталь с помощью двух угольников, следует приступать к посадке ребра на клей.

Нанесите древесный клей на паз концевого ребра жесткости. Затем снова сориентируйте его относительно линии стола с помощью угольника. Для этого совместите заднюю кромку и отметку на передней кромке так, чтобы эти две точки находились на одной высоте от линии стола. В случае на фотографии это выравнивание даст угол атаки в 2 градуса, как было задумано. Как только подъём нервюр будет обеспечен, следует убедиться, что плоскости нервюр совпадают с желаемым положением и с чертежом.

Как сделать крыло для самолета

Ту же самую процедуру стоит повторить для корневого ребра жесткости.

Теперь у нас есть два крайних ребра жесткости, посаженные на клей. Благодаря этому мы сможем размещать оставшиеся нервюры под нужным углом кручения без надобности замера их высот над поверхностью стола.

Когда все нервюры стоят на месте, передвигайтесь к концу крыла и смотрите сверху вниз вдоль плоскости крыла. Важно, что задняя кромка концевого ребра совпала с задней кромкой корневого ребра.

Теперь отрегулируйте нервюры, которые вы выставляли, так, чтобы задние кромки между двумя ближайшими нервюрами также совпали.
При регулировке нервюр стоит периодически сверять их положение с чертежом и правильным положением относительно линии между задними кромками от концевого до корневого ребра. После выставления используйте клей.

Как сделать крыло для самолета

Повторяем эту же процедуру для другого крыла.

Установка центральных и посадочных нервюр

После несиловых очередь доходит до посадочных нервюр. Для их склеивания не подойдет обычный клей ПВА. Поскольку он сделан на водной основе, которая плохо проникает в смолу и не создаёт с ней прочного соединения. Поэтому для склеивания подходят только специальные марки клеев: полиэфирные или эпоксидные.

Как сделать крыло для самолета

Перед тем как приступать к сборке, нужно проверить посадку нервюр на лонжерон. Лучше, если эта посадка будет тугой, тогда можно подработать рашпилем. Хуже, если посадка просаженная, в этом случае, можно использовать прокладки или эпоксидную смолу.

Как сделать крыло для самолета

После обеспечения нормальной посадки не забываем про защиту рук и органов дыхания от вредных испарений эпоксидного клея.

Как сделать крыло для самолета

Пяти минутный эпоксидный клей подойдет для проведения процедуры лучше всего. После его перемешивания закапываем по несколько капель в каждое сопряжение.

Как сделать крыло для самолета

Процедура установки центральной нервюры не отличается от установки несилового ребра. Сначала мы выставляем угол атаки с помощью двух угольников, а уже потом наносим эпоксидный состав.

Как сделать крыло для самолета

Установка посадочных ребер не отличается в корне от установки центральных ребер с небольшим исключением.

Для свободного выпуска шасси на нервюрах нужно предусмотреть прорези. Из-за двугранного угла крыла при открытии шасси могут загнуться в наружную сторону. Чтобы этого избежать их нужно размещать под небольшим углом в посадочных нервюрах. Для этой авиамодели данное значение не превышает 1,5 мм. После установки правильного положения нервюр и шасси, их можно сажать на клей.

Установка нижней полки лонжерона

Установка нижней полки лонжерона может оказаться не простым занятием, поскольку он должен входить в пазы всех нервюр при тугих посадках. Во время этой сборки всплывают все погрешности взаимного расположения нервюр относительно друг друга и погрешности обработки пазов. Кроме того, сама полка состоит из двух склеенных реек и собирается в последнюю очередь.

Как сделать крыло для самолета

Для сборки крыла убедитесь, что крыло все ещё поддерживается на весу и не провисает в центре или вдоль размаха крыла. Возможный провис можно устранить с помощью установки дополнительных опор.

Как сделать крыло для самолета

Попробуйте установить одну половину верхней полки лонжерона. При этом нужно оставить слабину полки лонжерона по центру для легкости его соединения с другой половиной. Установка лонжерона в пазы нервюр должна происходить достаточно легко. Если это не так, то тесные пазы расширяются с помощью наждачной бумаги, слишком свободные пазы укрепляются прокладками. Нельзя допускать не достаточно плотной посадки полки в паз – всё отобразится на обшивке.

Как сделать крыло для самолета

Наиболее сложный этап при установке лонжерона – это клейка. Склеивать лонжерон необходимо одновременно во всех пазах. Следовательно, необходим творческий подход для решения задачи удержания лонжерона в пазах и его склейки. Для фиксации деталей на время застывания клея, я использовал изоленту и малярный скотч.

Как сделать крыло для самолета

На следующем этапе сборки устанавливается вторая половина полки. Кроме правильной посадки второй половины во все пазы, важно также чтобы обе половинки плотно сопрягались друг с другом. Данное условие является прямым следствием из-за нагрузок, возникающих в этом соединении во время полёта.

Как сделать крыло для самолета

В дополнение к проверке и регулировке посадки полок лонжерона, также нужно отрегулировать их взаимное положение относительно друг друга.

Как только взаимное положение отрегулировано, фиксируем его с помощью изоленты и малярного скотча.

Как сделать крыло для самолета

Для склеивания частей полки используется эпоксидная смола, при этом не надо забывать про фиксацию всех соединений.

После склейки двух половинок полки лонжерона происходит окончательная клейка второй половины полки лонжерона в пазах нервюр.

Монтаж передней кромки крыла

Передняя кромка крыла – это брусок бальзы толщиной 0,6 см, который присоединяется к ребрам жесткости крыла спереди. Он служит для жесткости крыла, а также для крепления обшивки на крыльях, поскольку обшивка вокруг крыльев не гнется. Второе его назначения в том, чтобы обеспечить достаточную толщину передней кромки для её ошкуривания по форме аэродинамического профиля.

Как сделать крыло для самолета

Перед установкой обшивки ошкурите законцовки ребер очень аккуратно с помощью шлифовального бруска. Важно, чтобы у всех ребер были одинаковые углы, и все они были идеально ровными.

Вырежьте полосы из пробкового листа, толщиной 0,6 см. Чтобы облегчить разрезание длинных полосок материала используйте двухсторонний скотч, для чего прилепите заготовку к длинной доске на скотч и обрабатывайте заготовку прямо на доске. Также не стоит пытаться разрезать заготовку за одни проход, поскольку можно её расщепить. Вместо этого отрезайте полоску за несколько раз.

Как сделать крыло для самолета

Полоски должны соответствовать передней кромке.

Как сделать крыло для самолета

Используйте циакриновый клей для приклеивания кромки к ребрам жесткости. Легче всего сначала приклеить полоску к концевой нервюре, а затем выровнять её по центральному ребру. Как только клей схватился, переходите к склеиванию следующих нервюр и так далее. Будьте осторожны, не повредите соединения, которые уже были заклеены.

Как сделать крыло для самолета

Клейте до тех пор, пока не заклеите полностью одну из сторон крыла.

Как сделать крыло для самолета

Отрежьте лишнее, а затем ошкурите переднюю кромку, пока она не будет соответствовать чертежному контуру.

Приклейте переднюю кромку на крыло, как было показано до этого. Убедитесь, что оно зафиксировано, как на фотографии.

Как сделать крыло для самолета

После приклеивания кромок с обеих сторон их контуры должны совпасть. Место сопряжения двух частей передней кромки склеивается в последний момент.

Как сделать крыло для самолета

После склеивания можно приступать к ошкуриванию. Для этого наклейте полоску изоленты сверху ребер жесткости, которые будут ошкуриваться. Это защитит ребра и послужит направляющей для шкурки.

Для улучшения качества обработки кромок можно пользоваться тонкой изолентой.

Как сделать крыло для самолета

После присоединения передней кромки начните её обрабатывать с помощью шлифовального бруска с наждачной шкуркой или маленького рубанка. Кромка не должна быть круглой спереди, скорее она должна быть трапецеидальной.

Как сделать крыло для самолета

Помните, что ребра обрабатывать не нужно. Для их защиты служит как раз изолента.

Как сделать крыло для самолета

С помощью шлифовального бруска ошкурите переднюю кромку в соответствие с контуром. Качество крепежа нервюр можно частично проконтролировать по звуку. Стук ребер при шлифовке говорит о плохой проклейке.

Монтаж пояса лонжерона

Продольный набор крыла состоит из бальзовой фанеры толщиной 0,8 мм, приклеенной к верхней и нижней полке лонжерону, а также к крыльевым нервюрам. Важно, чтобы пояс между нервюрами сидел туго, потому что в противном случае нагрузки на крыло его повредят. В таком случае лонжерон будет работать как I – образный профиль, а не как несколько полосок.

Вырежьте листы из бальзовой фанеры размерами чуть больше, чем промежуток между лонжеронами и нервюрами.

Ошкурите каждую поперечину до тех пор, пока она не будет жестко входит в пространство между двумя ближайшими нервюрами.

Приклейте поперечины к верхнему и нижнему поясу лонжерону с помощью циакринового клея.

Каркас крыла, вид 2

Обшивка верхней плоскости крыла

Вся обшивка на этой модели выполнена из 0,8 мм бальзовой фанеры. Внешний вид модели можно оставить без покраски, естественный цвет фанеры будет выглядеть очень эстетично. Но не зависимо от того, красите вы или нет, вам нужно позаботиться об однородности цвета обшивки. С этой же целью важно сделать все швы как можно более ровными и гладкими, чтобы древесный наполнитель не высвечивался после финишной сборки.

Как сделать крыло для самолета

Выберите листы бальзы, которые будут крепиться к кромке крыла. Важным моментом является контур крыла, структура кромки, цвет и твердость кромки.

Если два соединяемых листа обшивки плохо подходят друг для друга, например, кромки не совпадают или волнистые сами по себе, то для их сопряжения по прямой можно использовать длинный шлифовальный брусок.
Приготовьте вощеную бумагу и положите её на стол.

Как сделать крыло для самолета

Возьмите лист упаковочной ленты и положите его сверху на вощеную бумагу. Это предотвратит прилипание клея к вощеной бумаге.

Положите соединяемые листы на рабочую поверхность со склеиваемыми поверхностями на упаковочной ленте.

Наденьте перчатки и обеспечьте приток воздуха.

Как сделать крыло для самолета

Нанесите тонкий шов циакринового клея на первые 20 – 25 сантиметров в месте стыка и соедините склеиваемые части вместе, проверив ровность места соединения.

Как сделать крыло для самолета

После того, как вы выровняли место склейки,
отогните место непроклея стыка и нанесите ещё один клеевой шов на место стыка, приблизительно на том же расстоянии, что и предыдущий шов. Не переборщить с клеем, не допускайте его попадания на окружающие поверхности.

Как сделать крыло для самолета

Ошкурить лист шлифовальным бруском со шкуркой с зернистостью от Р120 до Р180 для выравнивания всех неровностей поверхностей и остатков клея. Будьте осторожны, не повредите листы.

Как сделать крыло для самолета

Определитесь с направлением волокон на древесине. Древесина гнется только перпендикулярно направлению волокон. В данном случае волокна располагаются вдоль передней кромки, так что в центре крыла получился стык противоположно направленных волокон. Поскольку это практически не заметно и не ухудшает эстетику, то можно закрыть на это глаза.

Положите бальзовый лист на крыло и с помощью карандаша отметьте излишки фанеры, которые можно удалить с помощью острой бритвы, чтобы лист стал более податливым. По краям можно оставить около дюйма запаса фанеры.

Как сделать крыло для самолета

Расположите обшивку на крыле слегка выше передней кромки.

Нанесите шов циакринового клея вдоль верхней передней кромки и затем осторожно прилепите обшивку на переднюю кромку и разровняйте от центра к краям, приложив усилие, чтобы кромки прилипли друг к другу. Осторожно, не потяните и не помните обшивку. Иначе она может пойти волнами.

Осторожно натяните обшивку вверх на крыло. На переднюю сторону нервюр нанесите клеевой шов и разровняйте его. Натяните обшивку на этот шов, прижмите её к крылу и аккуратно уберите все волны и морщины.

Как сделать крыло для самолета

Наносите клей на лонжерон дальше и также прижимайте к нему фанеру.

Продолжайте поднятие обшивки и нанесение циакрина на ребра, пока всё крыло не будет накрыто. Уберите излишки древесины с кромок с помощью острой бритвы или ножа.

Как сделать крыло для самолета

Наносите клей на лонжерон дальше и также прижимайте к нему фанеру.

Продолжайте поднятие обшивки и нанесение циакрина на ребра, пока всё крыло не будет накрыто. Уберите излишки древесины с кромок с помощью острой бритвы или ножа.

Как сделать крыло для самолета

Положите обшивку на крыло, немного в стороне от передней кромки.

Как сделать крыло для самолета

Повторите при необходимости предыдущие действия, пока достаточное количество площади не будет заклеено, хотя бы на одной половине крыла.

Как сделать крыло для самолета

Ошкурите обшивку по центральному ребру под углом, чтобы получилось соединение «внахлест».

Как сделать крыло для самолета

Установите другую обшивку и отрежьте лишнее.

Продолжайте подгонку новой обшивки, пока кромка нового листа не встанет вровень с концом соединения предыдущего листа «внахлест».

Как сделать крыло для самолета

Положите корневой конец обшивки на край стола и ошкурите соединение внахлёст до совпадения кромок обшивок и зачистки всего клея.

Как сделать крыло для самолета

Натяните обшивку на вторую половину крыла, с помощью той же техники, что и для первой половины.

Изготовление законцовок крыльев

Как сделать крыло для самолета

Вырежьте из самой толстой бальзы законцовки по эскизу сверху, делается этого для того, чтобы сократить число слоёв бальзы для склейки друг с другом. Далее все вырезанные законцовки соединяются друг с другом так, чтобы у всех была одна длина.

Как сделать крыло для самолета

Все законцовки склеиваются друг с другом, при желании у центральных заготовок высверливается середина для облегчения веса. Делается это при желании, поскольку разница в весе неощутима.

Как сделать крыло для самолета

Доводка формы законцовок делается с помощью бритвы или ножа.

Как сделать крыло для самолета

Когда нужная форма получена, доводка делается с помощью наждачной шкурки до получения полированного вида. Процедура повторяется для второй законцовки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *