Как сделать куклу тедди долл
Делаем тедди-долл фею
Добрый день, дорогие покупатели. Обращаюсь сегодня именно к тем, кто купил или хочет купить у меня набор для создания куколки и не очень хорошо представляет, как действовать дальше и какие тонкости надо учесть, чтобы сделать свою красотку в лучшем виде. Этот блог я выкладываю из-за большого количества вопросов, на которые не всегда могу быстро и подробно ответить, поэтому представляю вашему вниманию пошаговый процесс с фото и описанием. Сначала будет идти описание, под ним фото.
Итак, перед вами набор для создания куколки тедди-долл.
Первым делом я вырезаю из бумаги выкройку тела, прикладываю к обратной стороне ткани (в основном это винтажный плюш, у вас в наборе тоже он) и обвожу обычной ручкой.
Важно:
— плюш бывает с ворсом разной длины и раскладывать детали надо по направлению ворса. На деталях он указан стрелочками, поэтому нужно внимательно осмотреть вашу ткань, а после этого приступать к раскладке. Даже если у вас плюш без ворса или заваляный, все равно раскладывать надо по стрелочкам, в одном направлении. Это только кажется, что плюш однородный и разницы нет, но если вы поднесете ткань к свету одной стороной, а потом повертите ее, то станет заметно, что он выглядит по-разному. Это я к тому, чтобы в итоге не вышла куколка, у которой одна половина тела светлее другой или одна нога блестит, а вторая матовая.
— плюша в набор я кладу достаточное количество, сама я из такого куска делаю ровно двух кукол, поэтому если все же испортите какую-нибудь деталь, не пугайтесь, запас есть.
— остальные ткани не стираю, они новые.
-если ваш плюш при раскрое сильно сыпется, обработайте перед пошивом срезы и места креплений шплинтов клеем ПВА.
Верхнюю часть рук выкраиваю из хлопка (он тоже есть в наборе)
Важно:
— с изнаночной стороны детали ручек лучше продублировать клеевой тканью.
— не забывайте на ткани (и рук, и ног, и тела) ставить отметки, куда вставляются шплинты. На бумажной выкройке эти отметки есть, просто перенесите их на ткань. То же самое касается отвестий для набивки, их тоже надо отметить на ткани, иначе увлечетесь процессом и не заметите, как их зашьете.
Важно:
— в идеале надо тедди-долл шить вручную. Если вам больше нравится шить на машинке, голову и вытачки на теле все же лучше сшить вручную, это не занимает много времени
— при приклеивании деталей личика, рук и ног клей наносится не на ткань, а на детали
— ножки и ручки слеплены таким образом, чтобы их удобно было клеить и они прочно держались в ткани. На фото видно, что детали в верхней части сделаны в форме конуса, а книзу немного расширяются. Верхнюю часть деталей надо хорошо смазать клеем и до упора задвинуть в ткань, потом прижать. Зазоров между тканью и деталью быть не должно.
— клей сохнет быстро, но сразу к набивке переходить нельзя, нужно около часа подождать.
Когда клей высыхает, можно переходить к набивке. Сначала набиваю головку. Набивать можно опилками, синтепухом или ватой. В набитую головку через незашитое отверстие в шее вставляю комплект креплений (как на фото внизу) и зашиваю. Снаружи остается торчащий шплинт. В ручки и ножки через незашитое отверстие тоже вставляю комплект креплений, не очень плотно набиваю и зашиваю.
Важно:
— лучше всего для набивки пользоваться опилками, их можно купить в зоомагазине.
— отверстие для креплений на ткани ручек и ножек лучше прокалывать шилом, а потом уже вставлять туда шплинт с диском и шайбой
— ручки и ножки очень плотно набивать не надо, иначе куколка будет похожа на «качка»
— с наружной стороны шплинта перед набивкой прикрепите кусочек ластика, чтобы набивать было удобнее
Теперь монтирую куколку: прикрепляю к туловищу голову, затем ножки и ручки. Набиваю и зашиваю отверстие для набивки.
Важно:
— усики шплинтов закручивать до упора, максимально туго
— если набивка рук и ног была не очень плотная, то туловище надо набивать очень плотно, оно должно быть твердым
— для утяжеления в живот необходимо добавить гранулят, куколка должна быть достаточно тяжелой. В качестве гранулята можно использовать мелкие камешки для аквариумов из зоомагазина.
И вот какая цыпочка к вечеру получилась:
На этом этапе можно заняться тонировкой, если она нужна. Тонировку делают различными материалами, я остановлюсь на масляной краске. Надо выдавить краску из тюбика на лист бумаги, взять небольшую упругую кисть и растересть немного краски почти досуха, после чего краска осторожными движениями наносится на куклу или мишку.
Важно:
— тонировку надо делать не вечером, а при естественном освещении
— краску лучше брать не черную (черную только при темных мишках), а какого-нибудь коричневого оттенка: умбру, сепию или сиену.
— краска после нанесения еще сутки мажет, поэтому с примеркой одежды на куклу желательно повременить
——————————————————————————————————————————————————————Затем я шью куколке наряд и украшаю голову цветочками и бусинами. Цветочки лучше пришивать за листики, так они красивее лежат. Цветы, ткани, кружево с лентами, бисер и два варианта выкройки платья тоже есть в наборе. На таких моделях куколок платье с рукавами смотрится слишком массивно, поэтому я шью им сарафаны различных фасонов.
По сарафанам и платьям: все выкройки из наборов нужно сначала вырезать из бумаги и примерить к готовым куклам. Потому что набивка при пошиве у всех РАЗНАЯ. Кто-то набивает очень плотно. Все выкройки сделаны под моих кукол, а для вашей возможно, понадобится добавить небольшой припуск или опустить пройму на пару миллиметров.
Надеюсь, вам понравилось, буду рада вас видеть в моем магазине. Всем хорошего лета, отличного настроения и красивых куколок!
Создание тедди-долл в стиле «ретро»
Наверное, каждый кукольник хоть раз поддавался соблазну сделать плюшевую зверюшку. И, наверняка, не один мастер-теддист задумывался о создании куклы. Но, ссылаясь на нехватку знаний и опыта, каждый раз все откладывается на «потом. Моя Заюшка – это именно тот случай, когда свои силы в неиспробованном и неизведанном может попробовать любой мастер. Теддисту представляется возможность сделать полукуклу, а кукольнику – полузайку (полумишку, полукиску и т.д по настроению)
теФорма. Для начала из пластилина я вылепливаю заготовку для лица. Ее, кстати, при аккуратном использовании можно применять неоднократно. Авторская выкройка Заюшки дается для размера лица около 25см по окружности. Поэтому, если Вы хотите воспользоваться именно моей выкройкой, форма для маски из пластилина должна быть 20см в окружности. Сам зверек должен получится около 30см. Вылепливаем форму в виде овала. Так как нам понадобиться только лицевая часть головы, форму можно плотно прикрепить к картону, это облегчит работу в дальнейшем. Итак, формируем лицо.
Сначала надо наметить глазницы. Они должны быть достаточно глубокими, что бы в дальнейшем глаза не оказались бы «на выкате». Затем, нужно наметить нос и губы. Их достаточно обозначить небольшими бугорками, так как более тонкая проработка нас ждет на этапе лепки из паперклея. Так же, надо обозначить щеки и лоб (фото 1). Хоть маска и получается достаточно условной, не стоит недооценивать важность этого этапа. В зависимости от того, какая получиться форма, в дальнейшем это повлияет и на качество вашей работы и на количество потраченного времени. Поэтому уже на этом шаге надо внимательно проверить симметрию лица, соответствие пропорции, выровнять все неровности. Затем заготовку можно отправить на некоторое время в морозилку, чтобы в дальнейшем не деформировать.
Лицо. Перед началом работы нужно вытащить заготовку из холодильника и лицевую часть ровно обернуть фольгой в 2-3 слоя (фото 2).
Затем приступаем к работе. Сначала полностью закрываем лицевую часть заготовки одним слоем паперклея. Намечаем схематично глаза, нос и губы. Я начинаю лепить всегда с носа. Когда нос и рот готовы, можно сформировать подбородок и щеки. После того, как это все подсохнет, я начинаю лепить глаза. Так как этот процесс достаточно долгий и кропотливый, глазки лучше все же лепить после того, как рот и нос высохнут полностью, чтоб их не деформировать во время работы. После того, как готовы глазки, формируются надбровные дуги и лоб. Затем, как личико будет готово, ему нужно высохнуть. Если у вас нет времени, можно его подсушить феном и приступить к следующему этапу. Но все же лучше сделать паузу, отвлечься от этой работы, чтоб затем «свежим» глазом посмотреть на свое творение, и, я вас уверяю, сразу заметите недочеты и искажения. Кстати, чтоб лучше рассмотреть свои огрехи, я выравниваю лицо наждачкой. Тогда все сразу станет видно.
На следующем этапе я корректирую глазки, нос и рот по мере необходимости, выравниваю щеки и лоб, убираю ассиметрию лица. Когда вы будете удовлетворены результатом, маску следует отшлифовать. Сначала, чтобы убрать неровности, воспользуйтесь наждачкой средней зернистости, а затем пройтись мелкозерновой (фото 3).
Снимаем маску с формы. Для этого карандашом нужно наметить линию, по которой нужно будет аккуратно макетным ножом разрезать маску. Линию намечать надо с таким расчетом: видимая часть лица в готовом виде, плюс 1-1,5см для приклеивания ткани в дальнейшем. Итак, когда по всей окружности маски намечена линия, осторожно, сантиметр за сантиметром начинаем резать макетным ножом (фото 4).
Затем, убрав излишки паперклея, мы получаем готовое личико с ровными краями. Теперь предстоит очень аккуратно, не торопясь, поддевая макетным ножом маску, шаг за шагом пройтись по окружности, отделяя паперклей от пластилина. Лучше это сделать в два-три приема, т.к. скорее всего, после первого круга маска не отделится от формы без повреждений. Очень осторожно, не надавливая на форму, потянуть личико и освободить от пластилина. Теперь, когда эта операция проделана, нужно посмотреть маску на свет, и если будут видны щелочки, нужно будет их замазать паперклеем с обратной стороны (фото 5). Если маска все же потрескалась по краям, нужно проделать следующее: сначала склеить трещины клеем ПВА, дать высохнуть, а потом укрепить эти места паперклеем.
Роспись лица. Когда все высохнет, нужно подготовить маску для росписи. Для этого можно еще раз пройтись мелкой наждачкой, затем протереть личико влажной мягкой тряпочкой. Затем смешать в палитре акриловые краски таким образом, чтоб получился естественный телесный цвет. Важно помнить, что после высыхания акриловые краски темнеют, поэтому прежде чем покрывать лицо, лучше сделать тест на цвет на внутренней стороне маски. Лицо я покрываю в два слоя, давая просохнуть каждому. И вот, когда мы имеем ровный цвет лица, сухими пигментами на два тона темнее, нужно пройтись по верхнему и нижнему веку, по крыльям носа, в уголках губ, выделить подбородок. Затем надо расписать глазки. Если это детское личико – тона должны быть сдержанными, не яркими. Лучше не обводить глаза, достаточно расписать только радужку. Тогда личико получиться нежным и, действительно, детским. Затем акварельными карандашами я рисую реснички и брови, растушевывая их пальцем. Так как я стилизую своих кукол под стиль «ретро», я намеренно делаю «кукольные» реснички. Губы так же важно не перенасытить. В росписи детского личика для меня существует правило: « Лучше не доделать, чем переделать». Самый завершающий этап – это румяна. Их наношу на щеки, кончик носа, подбородок и лоб. После того, как роспись лица закончена, маску следует покрыть акриловым лаком (фото 6). Так же, я посоветовала бы нанести его и с внутренней стороны маски, что бы в дальнейшем, когда мы будем наполнять голову слегка влажными опилками, не деформировать лицо.
Раскрой тела.
Выкройка дана в самом конце мастер-класса. Детали даны с учетом припусков на швы. Детальки выкладываются на плюше с учетом направления ворса. Аккуратно вырезаем их ножницами и попарно скалываем булавками. Когда все детали будут стачены, выворачиваем их «на лицо». Что касается головы, то на маске следует отметить середину на верхней части, а так же найти середину на текстильной заготовке. Эти две метки нужно совместить и по всей окружности приклеить плюшевую голову-капюшон к личику. Сначала, лучше карандашом, провести линию на голове, к которой будете приклеивать ткань (фото 7).
Итак, когда все части готовы, нужно слегка сбрызнуть опилки водой и поочередно набить ими все ручки, ножки и голову, вставляя предварительно диски и шплинты. После этого, до того как полностью собрать зайку, лучше декорировать лапки и голову отдельно. Декоративной тесьмой я закрываю место приклеивания ткани на голове, пришиваю тесьму вокруг ступней, украшаю ушки (фото8). Кстати, ушки тоже лучше пришить к голове до того, как вы начнете завершающую сборку.
Декорирование. Это самый долгожданный и любимый всеми этап работы, т.к. можно проявить всю свою фантазию и насладиться плодами своего творчества. После того, как зайчик полностью собран, я подбираю подходящие по цвету сухие пигменты и начинаю их втирать по швам лапок, туловища, по краям ушек. Для закрепления цвета вотрите нежирный крем, лучше детский, в те места, где вы тонировали плюш. Так же, затемняю и тесьму, придавая ей «старинный» вид. Ну и, конечно, украшайте ленточками, бантиками, бусинками и другими аксессуарами, но помните: везде нужна мера. Успехов вам! Наслаждайтесь творчеством!
Мастер-класс: тедди-долл для начинающих
Этот мастер-класс для тех, кто хочет попробовать сделать тедди-долл и не знает, с чего начать. Здесь не будет уникальных секретов по лепке, росписи, пошиву, набивке и тонировке, которые можно увидеть только на очных мастер-классах у мастеров. Но будут общие положения, с обзором материалов и пошаговыми фото. Отталкиваясь от этих правил, новичку вполне по силам создать своего первого мишку или зайку.
На каждом этапе нужны разные материалы и инструменты, о них я буду говорить по ходу процесса.
1 день. Роспись личика, крой и сшивание деталей.
Для росписи понадобятся: белая тарелка, акварель, пастель, кисточка беличья № 0, кисточка синтетическая №1, кисточка мягкая для нанесения лака, спрей-лак для закрепления росписи в баллоне, лак матовый бесцветный на водной основе. Лаки продаются в магазинах для кукольников или художников.
Главный инструмент для рисования — пальцы, а из всего многообразия акварельных цветов понадобятся три: красный, черный и желтый. Необходимо развести эти цвета водой и поставить на тарелке три капли. Затем нужно смешать черный и красный цвета и добавить побольше воды, получится пепельно-розовый оттенок.
Обмакиваю палец в этот цвет и наношу розовую водичку на слепок: щеки, лоб, глаза. Самое приятное в таком виде росписи, что можно вообще не заботиться о потеках и симметрии, у меня будет кукла в легком винтажном стиле и всякие неровности и затекания краски приветствуются. В такой росписи не бывает ошибок. Итак, делаю пальцем всякие ляпсусы.
Для коричневого оттенка волос на лбу смешиваю красный, желтый и побольше черного цвета, для ротика — красный с желтым (прижимаю кончик пальца к губам). Тут можно экспериментировать, основа — это всего три цвета, а одно из правил акварельной росписи — смешивать не более трех цветов. Все просто.
Когда цветовые пятна нанесены, надо на несколько минут отложить личико, чтобы оно высохло. Затем я беру беличью кисточку №0 и несколькими штрихами рисую ресницы, брови и уголки рта.
Пришло время для нанесения пастели. Пастель нужна теплых оттенков: охра, коричневый, красный, розовый, оранжевый, рыжий. В крайнем случае можно обойтись двумя цветами: коричневым и розовым. Пастель наносится тонкой жесткой синтетической кисточкой на складки век, носа, подбородка.
Крупной кисточкой или пальцами наносятся румяна. Румяна можно делать разные: только легким намеком или до ярко выраженных диатезных детских щечек. На этом роспись личика окончена, сбрызгиваем его матовым лаком-спреем и сушим несколько минут. Затем надо покрыть личико бесцветным матовым лаком на водной основе, используя мягкую кисточку. Ротик для блеска можно покрыть глянцевым лаком.
Из какого материала шьются подобные игрушки? В общем-то из любого, но классикой считаются вискоза, мохер и плюш. Вискозу и мохер вы можете приобрести в магазине для теддистов, а на раскрой из плюша использовать старую бабушкину скатерть или ковер с оленями. Основная рекомендация: чем больше размер тедди-долл, тем длиннее должен быть ворс. Детали нужно вырезать из бумаги, разложить на ткани соответственно направлению ворса по указанным стрелочкам, обвести ручкой (обязательно пометить места креплений) и вырезать с припусками 5 мм.
Для внутренней стороны ушей я использую тонкий хлопок, а для пяток покупаю домотканое полотно. Прежде чем вырезать подошву, лучше для жесткости продублировать ее клеем пва. Места на деталях, где будут проколы для крепежей, тоже можно проклеить. Детали желательно сшивать вручную всем известным швом «назад иголку», еще он называется «ручная строчка».
Если в целях экономии времени вы решили шить на машинке, то вытачки на туловище, капюшон и вшивание пятки все равно надо делать вручную, иначе готовое изделие скорее всего окажется кривоватым — косоватым.
При пошиве весь ворс старательно заправляем внутрь, чтобы ничего не торчало и не забываем оставлять свободным отверстие для набивки. Вот уже готовые лапки.
Перед тем, как сшивать капюшон, ворс с припусков необходимо срезать, тогда при наклеивании к личику не будет лишней толщины. Иногда мастера-теддисты срезают ворс с припусков на всех деталях, а так же на тех местах, где будут крепежи. В этом случае ворс выстригается по окружности исходя из размеров диска. Это делается для более плотного прилегания лапок к туловищу.
Детали сшиты и на этом первый день завершен, больше ничего делать не нужно, останавливаем работу. Слепок после покрытия лаком должен пролежать ночь и трогать его не следует.
День второй. Сборка, набивка и тонировка игрушки.
На этом этапе понадобятся: клей «Момент-кристалл», зубочистка, крепежи, шило, шплинтоверт или узкогубцы, палочка для набивки, опилки, гранулят, шерсть, молоток, пастель или масло для тонировки, небольшая плоская синтетическая кисть, иголка и нитки.
В первую очередь нужно вклеить личико в капюшон. Подшиваем припуски капюшона потайным швом. По центру капюшона можно наколоть булавку и таким образом отметить середину. Клей нужно мазать не на ткань, а на личико. Обмазывать не сразу всю окружность, а постепенно в несколько приемов, начиная сверху. Наколотая булавка — это средняя линия лица, надо на начальном этапе контролировать, чтобы капюшон не уехал вбок. Зубочисткой помогаем равномерно распределять клей и следим, чтобы его не было слишком много и он не вылезал за пределы ткани на лицо.
Теперь, пока еще незаполненная головка сохнет, можно вывернуть все остальные сшитые детали и иголочкой или шилом вытащить из швов наружу ворс. За это время клей на личике вполне схватится, а я пока скажу пару слов о набивке. Набивать игрушку можно мягкими наполнителями — ватой, синтепухом, сливером (шерсть для валяния) или же опилками. На мой взгляд самая лучшая набивка — опилочная, так как в таком случае игрушке можно придавать форму, что невозможно при полной мягкой набивке. Начинающим теддистам именно для тедди-долл лучше использовать смешанную набивку: в голову мягкую, в туловище и лапки — опилки. Объясню почему. При пошиве медведя тедди мордочка у него обязательно формуется, как бы лепится. Это возможно сделать только при опилочной набивке. А у тедди-долл есть лицо, форму придавать не надо, поэтому можно набивать голову мягким наполнителем, при котором головка легко получается ровная и круглая. Это, к слову, мой личный взгляд на технику набивки тедди-долл. Я в своей игрушке для набивки головы на этот раз использую шерсть.
О креплениях. Крепежные системы бывают разные. Шплинтовые, болтовые, пуговичные и возможно, еще какие-то, о которых мне пока неизвестно.
Классическое шплинтовое крепежное соединение состоит из дисков, шплинтов и металлических шайб. Шайбы нужны для того, чтобы диски не продавливались и не перетирались. Диски чаще всего бывают из плотного картона или фанеры (фанерные диски крепче, но на них все равно нужны шайбы). Шплинты бывают двух видов: петельчатые или (о-образные) и т-образные.
На т-образных шплинтах голова и лапки у тедди прижаты плотно, на петельчатых же голова покачивается, а лапки свободно болтаются. В своей тедди-долл я использую 2 вида шплинтов. Лапки будут сидеть плотно, а головка свободно клониться в разные стороны. Вот схема креплений игрушки.
Клей высох, можно набивать голову. При набивке головы сливер хорошо уминать широким концом инструмента для набивки или обратной стороной шплинтоверта. Надо следить, чтобы голова была набита симетрично, ровно и достаточно плотно. Потом нужно взять петельчатые шплинты, продеть петельки, как на схеме выше. На один шплинт установить диск с шайбами и завернуть усики шплинта. Второй шплинт при этом свободно качается на петельке.
Получившуюся конструкцию вставить в голову, отверстие утянуть и зашить. Снизу из головки должна торчать петелька со свободно болтающимся вторым шплинтом, как на фото ниже. Затем раздвигаем шилом отверстие на ткани в верхней части туловища (на стыке вытачек) и вставляем туда торчащий из головки шплинт. Через отверстие для набивки в туловище изнутри надеваем на шплинт шайбы и диск. Закручиваем усики, не туго, головка должна склоняться и качаться. Это я пишу потому, что даже петельчатое крепление можно затянуть с таким фанатизмом, что голова игрушки будет еле поворачиваться.
Получилась вот такая гусеничка. Теперь набивка лапок. Для этого через отверстие для набивки шилом раздвигаю помеченное на ткани крестиком место для шплинтового соединения и вставляю туда т-шплинт с диском с шайбой. С лицевой стороны на диск накалываю резинку, чтобы удобнее было набивать и шплинт не выпадал в процессе.
Лапки набиваем уже опилками. Купить их можно в зоомагазине, я покупаю в строительных магазинах, мне нравится розовый бук. Эти опилки мягкие, одинакового размера, они лучше трамбуются и формуются, в них нет щепок и поэтому они при набивке не впиваются под ногти, что почти всегда случается с опилками из зоомагазина. Но если вы покупаете опилки в строительном магазине, их лучше прокалить в духовке. С зоомагазинными этого делать не надо, они уже обработаны. При набивке опилки мочить и сбрызгивать водой не надо. Кончики лапок старайтесь набивать и трамбовать плотно, остальные части набивать можно не так твердо. Отверстия для набивки зашиваем.
Далее монтируем лапы с туловищем по схеме выше. Шплинты затягиваем как можно сильнее, они со временем все равно немного ослабнут. При набивке туловища в животик добавляется специальный гранулят для утяжеления, для крупных и среднего размера игрушек можно использовать мелкие камушки для аквариумов. Тело набивается плотно, но не до каменного состояния. Обращайте внимание, чтобы не было слабой набивки или пустот наверху в шее.
После зашиваем отверстие для набивки. Теперь можно пришить ушки и если есть необходимость, подстричь тедди-доллочку в некоторых местах. У моей мишки очень длинная шерсть на кончиках лап, ее надо подровнять. Для стрижки лучше использовать отдельные ножницы и больше ничего ими не делать (так же как и ножницами для раскроя не следует резать бумагу, веревки для упаковки посылок, подравнивать бороду дедушке, отрезать плавники рыбе и так далее. Прячьте свои идеально наточенные раскройные ножницы от членов семьи). После стрижки надо взять молоток и немного отбить игрушки. Я отбиваю кончики верхних лап, подошвы, плечики, делаю небольшую вмятину в грудке
Детки готовы, можно тонировать.
Для тонировки использую масляную краску или пастель. Для масляной тонировки лучше использовать не черный цвет, а коричневые оттенки — сиену, умбру. Выдавливаете немного на бумагу, растираете маленький кусочек плоской кистью почти досуха и наносите краску легкими движениями на игрушку. После этого игрушку нельзя одевать, масло пачкает еще минимум сутки, проверяйте.
В этой игрушке я решила использовать пастель как способ более яркой и светлой тонировки, подходящей к детскому образу. При тонировке пастелью можно использовать любые цвета, которые вам нравятся. Можно делать даже, как я ее называю, радужную тонировку. Кисть для пастельной тонировки нужна небольшая, плоская и синтетическая. Игрушка практически готова. Для создания настроения можно сшить одежду. Если вы решили делать наряд в винтажном стиле, не забудьте состарить ткани. Кто-то старит уже готовую сшитую одежду, я окрашиваю материал и кружево заранее, так проще представить готовый результат. Для этого опускаю ткань на несколько секунд в раствор чая или кофе, чаще всего в цикорий. У него более теплый цвет и он не дает зеленоватого оттенка, как чай.
Вот такие спящие детишки в итоге получились.
Спасибо за внимание. При использовании пожалуйста указывайте автора.