Как сделать кульминацию в треке
Мысли о композиции — кульминации и форма
Итак, продолжаю серию статей про композицию. Для тех, кто не прочитал первую часть она находиться здесь.
В прошлый раз я уже подчеркивал важность интонации и ее роль в цементировании формы произведения, мелодии и отдельных построений. Можно сказать, что интонация это главный ингредиент музыки с которым работает композитор.
Если рассматривать музыку во временном аспекте, то исходя из теории интонации у нас всегда есть три точки это известная триада initio — motus — terminus.
Этот принцип является ключевым при образовании композиции. Если рассмотреть любой временной процесс то мы также увидим, что он имеет начало — высшую точку( кульминацию) — завершение. Это позволяет так сказать спроектировать форму и склеить композиционные элементы между собой.
Что такое кульминация?
Определение из словаря:
Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо его части. Выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами и т. п. Кульминация образует смысловой центр произведения, зачастую приходится на точку золотого сечения.
В любой музыке от симфонии до современных танцевальных треков кульминация — это то, что слушатель запоминает больше всего, то что цепляет и то от чего идут «мурашки». При этом нужно понимать, что существуют, как местные кульминации так и одна главная. Интонация и мелодия содержат свои кульминации, последовательность аккордов, инструментовка также могут иметь небольшие точки кульминаций.
При этом все местные кульминации являются подготовкой к основной и не могут быть выше ее по степени напряжения.
Итак, как вы поняли для композитора важен процесс подготовки и выхода из кульминации.
И в том и другом случае можно выделить два наиболее типичных приема — это плавное введение кульминации и резкое. Таким образом получаем 4 варианта:
Это универсальные схемы, которые в чистом виде встречаются довольно редко, но показывают варианты того,как можно выстроить форму.
Важный вопрос касается расположения кульминации. Как написано в определении — это точка золотого сечения и практически все классические музыкальные произведения следуют этому правилу. 0,618 — точка золотого сечения или примерно треть произведения. Общеизвестно, что в 8 тактом построении классически кульминация расположена в 6 такте. Это как раз и есть точка золотого сечения в музыке. Это может вам подсказать один из вариантов выбора кульминации.
Если мы соединим концепцию интонации + кульминации, то можно создать множество шаблонов, которые наглядно показывают развитие композиции музыкального произведения.
Я набросал 5 возможных вариантов композиции.
Давайте рассмотрим каждый из них подробно:
1. Волнистые линии отображают появление местных кульминаций, которые лишь немного отличаются от основного материала. Затем начинается плавный подход к кульминации, которая расположена в ¾ всей композиции. Кульминация держится некоторое время, затем следует небольшой спад, который держится довольно продолжительное время и затем довольно резкий спад до первоначального уровня. Такое развитие отражает реальную музыкальную ситуацию. То есть мы видим, что после кульминации следует не плавное и не резкое нисхождении напряжения, а через дополнительную часть, которая сохраняет остаточное напряжение кульминации, но направлено к окончанию.
Для того, что лучше разобраться в этих дебрях рекомендую провести анализ любого произведения и нарисовать линию, тогда все станет намного понятнее.
2. Содержит прием под названием превышение кульминации. Очень крутой прием, который недоступен неопытным авторам, так как требует очень профессионального использования всех художественных средств. После внезапного спада следует еще одна кульминация, которая оказывается настоящей в противовес первой ложной кульминации. Затем резкая разрядка и спад до первого уровня. В современных песня этот прием используется в песнях с прехорусом и/или бриджем – где бридж является либо истинной кульминацией, а припев ложной либо может быть еще более сложное расположение кульминаций при котором бриджем — это будет вторая ложная кульминация, а истинная кульминация будет приходиться на последний припев, который затихает.
3.Резкое начало с кульминации, которая держится до 3-4 произведения, затем спад, поднятие до половины кульминации и спад. Такая форма может отражать потерю сил, невозможность достичь чего то. Вариантов множество.
4. Форма треугольник. Долгий подход к кульминации и такой же долгий спад. Популярно в вариационных формах и монотематических композициях.
5. Произведение без кульминации со спадом — характерно для фоновой музыки. Псевдокульминацией здесь оказывается начало произведения, но из-за очень плавного спада это практические не ощущается на слух до конца произведения.
Это случайные 5 схем музыкальной формы с точки зрения композиционной организованности. Как раз в области таких исследований и лежат все секреты по созданию крутых треков, цепляющих песен, которые ищут современные продюсеры.
Обязательно составьте схемы любимых произведений — это даст вам очень хоршее понимание композиции.
Структура трека
Полезная статейка для грамотного распределения всех частей трека.
Типичная структура танцевального трека выглядит примерно так:
Теперь разберемся с терминами:
4 такта в свою очередь образуют квадрат.
По этому правилу «4х4» строится вся электронная музыка.
Для простоты 2 квадрата называют «двойкой«, реже большим квадратом.
Вот и вся музыкальная математика! )))
Ниже на рисунке представлено wave отображение квадрата на примере бит партии стиля House:
Трек следует следующий схеме:
Вступление (16 тактов)
Проигрыш (26 тактов)
Куплет (16 тактов)
Проигрыш (8 тактов)
Брейк №1 (4 такта)
Припев (16 тактов)
Инструментальный припев (16 тактов)
Брейк №2 (16 тактов)
Брейк №3 (8 тактов)
Припев (16 тактов)
Проигрыш (32 такта)
Инструментальный припев (16 тактов)
Окончание (32 такта)
Эта структура хорошо иллюстрирует общие принципы построения танцевальной композиции. Вначале идет вступление – обычно чистая бочка, к которой постепенно добавляются другие инструменты и элементы вокала. Вступление может прерываться брейком, чтобы обратить внимание танцпола на разворачивающуюся картину композиции. Иногда, как сейчас, сразу после вступления идет инструментальный припев, или «хук», который без лишних предисловий дает понять гостям на танцполе, что перед ними за трек.
После инструментального припева начинается куплет, который сменяется припевом, и так два-три раза. После второго или третьего куплета идет инструментальный проигрыш, скатывающийся в главный брейк, где бочка вообще исчезает: это самый драматический момент трека. Во время брейка напряжение растет, и, когда танцпол уже визжит от предвкушения, бит возвращается и трек взрывается кульминацией – последним припевом, который может повторяться несколько раз. За последним припевом может следовать еще раз припев инструментальный, после которого трек уходит в окончание, возвращаясь к чистой бочке.
Легко заметить, что все составляющие трека переходят друг в друга через определенное количество тактов. Помня, что «двойка» состоит из 8 тактов, можно сделать вывод, что каждая часть трека (интро, тема и т.д.) длится определенное количество «двоек». Этот момент очень важно знать, т.к. в последующем будет легче понимать принципы сведения треков.
Конечно, у каждой композиции свои особенности, и далеко не у каждого трека структура совпадает с приведенной выше. Тем не менее, общие принципы всегда одинаковы.
Структура трека в танцевальной музыке
Структура трека – это совокупность частей трека расставленных в соответствии с его идеей и задумкой. Структура танцевального трека состоит из таких частей как: intro, outro, танцевальная часть, различные переходы (uplift, downlift и др.), яма и кульминация.
Создание структуры является очень важной частью процесса аранжировки танцевального трека. Если вы знаете, каким образом будет построен ваш трек, то вы сможете: во-первых, систематизировать свою работу, а во-вторых, сэкономить огромное количество времени.
Как я сказал, трек состоит из множества структурных элементов. Каждый из них играет свою роль в произведении.
Intro и Outro – нейтральная часть или нейтралка.
Эти элементы служат для удобства сведения двух треков в сет. В intro инструменты постепенно появляются, а в outro – исчезают, трек затухает.
Танцевальная часть характерна, в основном, прямым басом (на одной ноте) и намёками на основную тему (мелодию).
Переходы – элементы нарастания или затухания инструментов, спецэффектов, роллов, различных разгонов, шумовых эффектов и пр.
Яма – спокойная часть трека, в которой отсутствуют барабаны и основной бас; характеризуется наличием пэдов и атмосферных звуков, а также появлением основной мелодии.
Кульминация – главная часть трека, раскрывающая его идею; характеризуется яркими лидами и пэдами, а также наличием полноценного баса и барабанов.
Каждая из вышеперечисленных частей состоит из определенного количества тактов.
1 такт (1 bar) = 4 бита или доли (4 beats);
1 квадрат = 4 такта = 16 бит.
1 – сильная доля;
2 – относительно сильная доля;
3 – слабые доли.
В этой статье я разберу структуру трёх треков написанных в стиле trance. Различные части треков я буду делить на такты и указывать их количество.
Первый трек написан в стиле progressive trance.
Jorn van Deynhoven – Cheeky (Original Mix)
Структура трека выглядит следующим образом (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)
Intro и Outr o – нейтралка;
Breaks – проигрыш без основного баса и бочки;
Main#1 – танцевальная часть на одной ноте;
Main#2 – танцевальная часть с намёками на основную тему;
Breaks Down – спад в яму;
Breakdown – яма; появление основной мелодии;
Culmination – кульминация трека.
Второй трек написан (также как и первый) в стиле progressive trance. Однако он построен совершенно по другому.
Dash Berlin — Till The Sky Falls Down (Extended Mix)
Структура выглядит так (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)
Intro и Outro – нейтралка;
Main#1 – танцевальная часть на одной ноте;
Main#2 – танцевальная часть с элементами основной темы;
Vocal#1 и Vocal#2 – вокальные части;
Breakdown#1 и #2 – яма;
Culmination#1 и Culmination#2 – кульминация трека без вокала и с вокалом;
Breaks Down & Up – затухающий и нарастающий переходы.
Третий трек написан в стиле uplifting trance и имеет стандартную структура для этого направления.
Simon O’Shine –Your Distant World (Original Mix)
Структура трека выглядит так (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)
Intro и Outro – нейтралка;
Main#1 – танцевальная часть на одной ноте;
Main#2 – танцевальная часть с намёками на основную тему;
Downlift – постепенное затухание инструментов;
Breakdown #1, #2 и #3 – яма с постепенным нарастанием (появление основной мелодии и пэдов);
Breakdown Uplift – постепенный выход из ямы;
Culmination#1 и Culmination#2 – кульминация трека (яркие лиды и пэды).
Структура трека – это очень важный элемент в создании танцевальной музыки. Это своеобразный шаблон, придерживаясь которого вы сможете организовать все партии и склеить их воедино.
Для большего понимания рекомендую вам взять несколько треков и разобраться с их структурой.
Если вам понравилась статья, нажимайте на кнопки социальных сетей.
Как сделать кульминацию в треке
Александр В. Цыплухин,
Форма и построение композиции
Формы музыкальных произведений.
Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:
Куплетная форма А–А–А–А–А и т.д.
Двухчастная форма А–В
Форма с рефреном (рондо) А–В–А–С–А
Типичный пример куплетной формы это песня о кочегаре-моряке «Раскинулось море широко…». Двадцать один куплет! В куплетной форме могут встречаться разнообразия, в виде реприз. Реприза – это повторение последней строчки куплета, в данном случае. Двухчастная или куплет-припевная форма, наиболее распространенная и доминирующая в современной музыке последние сто лет. Рондо так же встречается и в поп, и в рок музыке, и в джазе тоже. Вариационная форма отличается от куплетной тем, что каждое последующее повторение варьирует основную тему. В современной музыке встречается гораздо реже. Все остальные формы образуются на основе сочетания уже имеющихся. К примеру, куплет и припев не соединяются между собой гармонически и между ними появляется короткая третья часть, обычно четырехтактная, которая связывает куплет и припев гармоническим и мелодическим материалом. Получается трехчастная форма с бриджем:
А-С-В. Или рондо может принимать вид, когда после средней части повторяются предыдущие в обратном порядке: А-В-С-В-А. Или так: А-В-А-С-А-В-А.
Построение композиции.
Рассмотрим три основных подхода в построении композиции.
Jazz. В джазе все музыканты в бэнде делятся на две категории. Это фронтмэн и сайдмэн. Джаз – это прежде всего импровизация и поэтому музыкант который может импровизировать – это фронтмэн, музыкант, который ему аккомпанирует и помогает импровизировать – это сайдмэн. От сюда и вытекают принципы построения композиции. К примеру, после изложения темы А и темы В на сцену из бэнда выходит фронтмэн, импровизатор (саксофон) и излагает свои мысли и чувства по поводу темы А, импровизирует. После чего публика, выслушав музыканта аплодирует, а музыкант раскланявшись возвращается на место. Пока все это происходит бэнд играет тему В в вариации (например тема излагается другой группой инструментов). Дальше на сцене появляется следующий фронтмэн (труба) и не обращая внимания на то, что «говорил» саксофонист, высказывает свое понимание и отношение к теме А. Так может повторятся несколько раз (зависит от количества фронтмэнов в бэнде). Импровизации могут быть как на тему А так и на тему В, но как бы долго не продолжалось это общение музыкантов с публикой мы не минуемо придем к tutti. Tutti – это когда играют все вместе, это когда тема излагается всем бэндом, это кульминация композиции. После чего идет реприза (повторение темы А) и Кода (завершение композиции).
Пример построения композиции:
Таким образом джазовый принцип построения композиции можно кратко сформулировать как принцип независимого изложения музыкального материала. Каждая последующая импровизация не является продолжением предыдущей, а представляет из себя самостоятельную законченную часть с внутренним развитием, кульминацией и завершением.
Rock. Принципы построения композиции в роке кардинально отличаются от джазового подхода. Рок очень демократичное движение зародившееся в шестидесятых годах прошлого века. Социальная среда и дух того времени дали нам движение хиппи, которое вдохновляло музыкантов, художников, кино и архитектуру, все виды искусства. Поэтому в роке нет сайдмэнов, все музыканты в группе равнозначны. Творчество в группе всегда коллективное. Все импровизируют и сочиняют. Так большинство песен группы Битлз написаны в соавторстве Джона Ленона и Пола Маккартни. И неизвестно кто придумал куплет, а кто припев, кто сочинил какую строчку в тексте припева. Не смотря на то, что Фреди Меркури безусловно лидер, Роджер Тейлор так же полноправный член группы. И все вместе это называется Queen. Нет Джона Лорда, нет и Deep Purple, или это уже Deep Purple. Нет Джона Бонэма нет и Led Zeppelin, или это уже не Led Zeppelin.
От сюда и вытекает логика построения композиции в Рок музыке. Основной принцип кратко можно сформулировать так: каждая последующая часть является логическим и эмоциональным продолжением предыдущей. Каждый импровизационный квадрат ведет нас к следующему и далее к кульминации композиции. К примеру, композиция начинается с вокального изложения тем А и В (куплет, припев). Далее повторение с вариациями, второй куплет и припев. После чего гитарное соло на тему А подхватывает орган, который передает эстафету саксофону или гитаре, но уже с новым звуком. Часто встречаются изменения фактуры ритм секции или изменения темпа, усиливающие «impact», и создающие кульминацию. Все движение ведет к кульминации, все музыканты работают на общую идею, на результат. В этом принципиальное различие джазового и рокового подхода в построении композиции.
Как видно из примера, в данной композиции кульминация достигается за счет удвоения темпа и солирующей драйвовой гитары. Как правило орган активно поддерживает кульминацию, оставаясь на втором плане.
Club music. Сменилось время, сменилось поколение, на смену хиппи и танцевальным залам пришли дискотеки и клубы. Зародилась новая культура, представляющая новое поколение и совершенно другой социальный слой. Молодежь уже не уходит в протест поселяясь в коммунах, а работает пять дней в неделю в офисах, ходит на службу в белых рубашках. Но вот наступает пятница, день когда можно оторваться и клубиться по полной. И появляется музыка пятничного социального протеста, диктуемая новыми условиями. В клубе время течет медленнее, торопиться не куда. Вот Вам и десяти минутные композиции нанизанные на отлично выстроенный грув, заставляющий двигаться и жить вместе с ним. Композиции строятся небольшими блоками по 8-16 тактов. Каждый новый блок наращивает энергоемкость до какого то предела и дальше сброс, релакс. И снова вперед, идет разгон, нарастание и вот оно… «мочим» со всех орудий…
Примерно так строится типичная клубная композиция: блоки делаются по 8 тактов. Заканчиваются всегда сбивочками различных типов и мастей. Таких блоков в треке может быть около двадцати. Из них многие будут (и должны быть) повторениями с небольшими вариациями.
Intro – Вступление. Свободно текущие звуки, пэды, иногда c kick drum или НН для диджеев. 1-4 блока.
К. – Coda или outro, противоположная вступлению часть.
Далее две самые «ходовые» группы:
Пример построения композиции:
«Самолет летит куда то. Самолет летит куда то. Самолет летит куда то. »
А если и повторяем то с новым смыслом:
САМОЛЕТ летит куда то. Самолет ЛЕТИТ куда то! Самолет летит КУДА ТО?
Так же и в музыке: Повторяясь не повторяйся.
На практике, на этом этапе сведения Вы должны точно определить, чем обеспечивается переход от одной части к другой (от куплета к припеву), за счет чего создается развитие и движение вверх? Чем второй куплет отличается от первого, а третий припев от второго?… Copy/Pasteне катит. Как Вы подведете слушателя к кульминации и какими средствами (партиями) Вы ее создадите? Где будет кульминация, на гитарном соло или соло синтезатора? Экспериментируя, попеременно убирая и добавляя те или иные партии Вы найдете нужный вариант. Ваша задача не дать ему нажать стоп на плеере или переключиться на другую радиостанцию. Вы как бы говорите ему «не спи, не спи, слушай меня!».
Опять же Вы можете найти десяток примеров, опровергающих все выше сказанное. Но еще раз повторю, что мы говорим не о хороших а об отличных миксах и любое исключение из правила подтверждает правило. И еще один момент, в каждом отличном миксе всегда есть заковырка или какая то мелочь, выходящая за рамки правил. Потому он и отличный, что отличается от общей массы. Послушайте «My favourite game» группы Cardigance. Гипертрофированный бас с инфранизом и восьмибитный хэт, который бьет прямо в лоб. Однако это не мешает песне быть хитом. Держите это у себя в голове, когда сводите!
Как добиться не повторения, кода в песне четыре припева и все одинаковые? Первое, добавьте противосложение или усильте ритм секцию или … Второе, если нечего добавить, всегда есть что то убрать.
Давайте разберем форму одной из классических композиций группы Pink Floyd «Money».
Pink Floyd Money
Послушали? Теперь давайте разбираться. В треке три куплета, соло саксофона и три гитарных соло подряд. Довольно сложно избежать однообразия, тем более что по факту это простейшая куплетная форма. И как же им это удалось? А вот как. Второй куплет отличается от первого вокальными вариациями. Начальный размер 7/4 и куплеты построены на тоническом рифе. На соло саксофона они переходят на классический блюзовый квадрат, появляется субдоминанта. На первом гитарном соло происходит смена размера на 4/4 с триольным хэтом. На втором гитарном соло смена пространства. На третьем ритм становится прямой, без триолей, что снимает напряжение предыдущей части и еще сильнее разгоняет трек. Плюс опять смена пространства, теперь оно становиться нереально большим и мы взлетаем! Вот она кульминация! Далее идет смена размера на 7/4, третий куплет, по динамике повторяющий первый и кода. В коде опять смена размера на 4/4. Пространство меняется трижды. Альбом выпущен в 1973 году, никакой автоматизации и цифровых технологий. Вообще Алан Парсон, продюсер проекта очень интересно работает с пространством. Рекомендую послушать альбом целиком.
Теперь перейдем к партитуре. Разбирая партии в треке, который пришел к Вам на сведение, Вам необходимо точно понимать функцию каждого трека. Все партии в аранжировке делятся на пять категорий:
Критическое слушанье
Провести подобный анализ десяти композиций различных стилистических направлений. Это упражнение поможет Вам понять логику построения композиции. Выполняйте его всегда, когда слушаете что то новое и интересное.
Кратко:
— Люди не слушают сведение, люди слушают песню.
— Наивысшая точка в композиции это кульминация.
— Повторяясь не повторяйся. Copy/Paste не катит.
— В каждом отличном миксе всегда есть заковырка или какая то мелочь, выходящая за рамки правил.
— Если нечего добавить, всегда есть что то убрать.