Как сделать культурный дневник школьника
Культурный дневник – зачем его вводить и кому он нужен?
Совсем недавно от члена СФ Зинаиды Драгункиной поступило предложение о создании «Культурного дневника» для школьников начальных и средних школ. В свою очередь, Министерство культуры поддержало эту инициативу и направило поручение о разработке рекомендаций для создания дневника.
Инициатор говорит, что такой дневник будет очень полезен для культурного развития детей. Дневник – это то, с чем соприкасаются дети ежедневно. С особым культурным дневником появится возможность сохранить в памяти у детей все выставки, театральные представления и другие важные события культурной жизни
Также благодаря дневнику можно будет структурировать и систематизировать впечатления ребенка после посещенного мероприятия. Его можно будет использовать для контроля культурной вовлеченности ребенка, на что родители часто не обращают внимания.
В некоторых регионах уже применяют культурные дневники
В таких регионах, как республика Татарстан, Рязанская, Пензенская и Кировская области уже не первый год работает подобная практика. От этих областей можно услышать только позитивные отзывы, что не заставляет сомневаться в скором распространении идеи культурного дневника.
Ещё одной задачей дневника должно стать формирование любви к родному краю. В дневник дети с первого по шестой класс будут записывать любые туристические походы, посещение библиотеки или краеведческого музея. На основе заполнения ежедневника дети смогут принимать участие в специальных конкурсах или викторинах. Важно, что ведение дневника должно быть искренне интересно ученику, поэтому за него не нужно ставить оценки, и принуждать к этому малышей, как подчеркивает Зинаида Драгункина.
Из чего состоит культурный дневник
Чем же именно будет отличаться культурный дневник от обычного? В нынешнем исполнении каждый регион устанавливает свои блоки.
Посмотрим на разделы, которые ввели для школьников Пензенской области
Все эти данные ребенок может использовать в конце года для собственного проекта или создания большой карты культурных мест.
В Татарстанских дневниках, например, нет отдельных разделов для особых мест родного края, но присутствуют другие варианты, как «Жизнь – это увлекательное путешествие!». В него вносятся все поездки, походы, экскурсии, посещенные школьником.
Уже более трёх республика использует такие дневники, причем они выполняют не только культурную, но и патриотическую функцию воспитания. В сентябре этого года дневники были выданы более чем 160 000 первоклассников.
Важно понимать, что основная роль культурного дневника не в фиксации фактов посещения культурных мероприятий, а в осмыслении ребенком важности культурного развития. Каждое посещение подкрепляется личными ощущениями, эмоциями и впечатлениями ребенка. Это поможет родителям следить за развитием культурной мысли детей. Кроме этого дневник будет служить своего рода ориентиром для организации семейного досуга.
Культурный дневник школьника
Майские указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования) акцентируют внимание учительства на воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций. В рамках этого направления разработан «Культурный дневник школьника Саратовской области», являющийся одним из механизмов практической реализации указа (далее – Культурный дневник).
1. Культурный дневник ориентирован на выстраивание: новых форм сотрудничества семьи и школы; системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, России, изучению краеведения с использованием творческих форм и возможностей областных, муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров; на формирование личностей мотивированных школьников с активной социальной позицией.
2. Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.
3. Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных ФГОС (разных ступеней образования). Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной (или при некоторой помощи взрослых) деятельности школьника, ключевым моментом которой является уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
5. Отличительной особенностью Культурного дневника является наличие Карты культурных и памятных мест, посещенных учениками всего класса. Такая Карта заполняется инициативным школьником или учителем (классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, родителем) по результатам анализа индивидуальных карт всех дневников учащихся класса.
6.Запуск культурно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» будет осуществляться посредством регионального сетевого марафона «Культурный код». Реализация данного культурно-образовательного проекта будет сопровождаться проведением региональных конкурсных мероприятий: «Самый культурный класс», «Самый культурный ученик», «Самая культурная семья».
7. Культурный дневник включает в себя следующие разделы:
1 раздел «Каменная летопись» посвящен изучению архитектуры города Саратова и Саратовской области.
2 раздел «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.
3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.
4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящем свое воплощение в различных жанрах.
5 раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.
6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека).
7 раздел «Туристические тропы» предлагает школьникам совершить знакомство с природными памятниками Саратовской области.
8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.
9 раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.
Каждый раздел Культурного дневника структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В него вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.
В каждом из разделов имеются задания, обозначенные различными символами:
Отчет по Культурному дневнику школьника (в электронном виде) скачать
Статья Проект «Культурный дневник школьника». Создание системы воспитательной работы для учащихся общеобразовательных учреждений, педагогов и родителей.
Абдульманова Г.Х. Светова И.Е.
Проект «Культурный дневник школьника». Создание системы воспитательной работы для учащихся общеобразовательных учреждений, педагогов и родителей.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предыдущими поколениями, может любить Родину, узнать её, стать подлинными патриотами» (С. Михалков)
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма. В настоящее время эта работа актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании». В качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных и культурных традиций. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Задачами нравственно-патриотического воспитания младших школьников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к народным традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Краеведческий подход в образовании школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс. Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только школы, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Принадлежность семьи к тому или иному этносу – существенный фактор, оказывающий влияние на личностное развитие ребёнка.
Реализовать задачи нравственно-патриотического воспитания нашего региона во взаимодействии семьи и школы мы смогли в рамках нового проекта «Культурный дневник Ульяновского школьника». Проект реализуется по инициативе губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова, Министерства образования Ульяновской области. Проект начал осуществляться с 2013 года с культурного дневника первоклассника, в 2014 году изданы дневники второклассника и третьеклассника, в августе текущего года был выпущен в печать «Культурный дневник четвероклассника». Авторами, которого стали С.Ю.Прохорова, заместитель директора по научно-исследовательской и инновационной работе ОГБУ «Центр ОСИ», кандидат педагогических наук, доцент, педагоги МАОУ «Гимназия №34» Абдульманова Г.Х., Салова В.Ф., Светова И.Е. и учитель начальных классов МАОУ СОШ №72 с углублённым изучением отдельных предметов Юдина Е.П.
Презентация дневника четвероклассника состоялась 31 августа на областном образовательном форуме-2015 «Регион развития: образовательный контекст» с участием Министра образования и науки Российской Федерации РФ Ливанова Дмитрия Викторовича. На форуме образовательные учреждения города и области, а также учреждения культуры и искусства представили лучшее из практики современного образования.
Мы, как авторы, считаем, что развиваясь, дети должны стать настоящими гражданами нашей страны, через знакомство в первую очередь со своей Малой Родиной. Целью проекта является «аккумулирование» младшими школьниками фундаментальных культурных ценностей. Проект предполагает систематическое знакомство детей с основными учреждениями и объектами культуры Ульяновской области. Наша область, край динамично развивающийся, самобытный, богатый своей культурой и историей, традициями. Путешествуя по страницам культурного дневника четвероклассника, можно познакомиться с региональными проектами, в которых можно участвовать всей семьей, с учителями и одноклассниками. С его помощью узнают дети о наших земляках: поэтах, писателях, художниках и спортсменах Ульяновской области, познакомятся с уникальными местами и туристическими маршрутами региона, музеями и памятниками архитектуры, а также родители будут активно вовлечены в культурно-просветительский процесс.
На проект, на наш взгляд, возложена главная функция – тесное общение родителей с детьми, которые станут вместе заполнять культурный дневник, т.к. не все дети проводят свободное время вместе с родителями. Дневник, на наш взгляд, кардинально изменит эту ситуацию.
Учащиеся, приобщаясь к культуре, станут посещать музеи, исторические места. Кроме того, у детей появится возможность проявить себя. Чтобы украсить дневник, можно подготовить фотографии, добавлять в него познавательные тексты и другие материалы.
Мы также надеемся на то, что с появлением дневника детей удастся вернуть в библиотеки, о которых они стали забывать. А это еще одна грань познания окружающего мира.
Особенностью данного издания дневника является его интерактивность, которая предполагает не только посещение объектов культуры, но и обратную связь с авторами через заполнение анкеты, которую ребята смогут найти на последних страницах дневника и выслать письмом в гимназию №34. Главным героем «Культурного дневника четвероклассника» стал уже знакомый детям герой Областного журнала «Симбик».
В разделе «Приглашение к чтению» учащихся призывают посещать библиотеки и культурные учреждения города. В дневнике можно найти контактные данные всех детских библиотек города. Выбрав, ближайшую к дому библиотеку, записать ее адрес и делать отметки о посещении. В этом разделе много интересного можно узнать о поэтах и писателях родного края, а так же о том, где можно найти их книги. Литературные кроссворды и викторины дополняют раздел «Приглашение к чтению», тем самым, еще более увлекая ребят в мир книг и литературных произведений.
«Музейное зазеркалье» раздел, который отвечает за посещаемость школьниками музеев города. Ульяновская земля богата своей историей, традициями, духовной и материальной культурой, которые нашли своё отражение в музеях нашего города. И наши музеи совместно с правительством Ульяновской области разработали целые программы и проекты, чтобы желание ходить в музеи не только не пропало, а с каждым годом лишь возрастало. Это творческий проект «Семейный музейный марафон», где целая семья покупает единый билет стоимостью 150 рублей и в течении года неограниченное число раз посещает Краеведческий музей и его филиалы. Творческий проект успешно реализуется с 2007 года. В 2010 году совместно с участием губернатора области С.И. Морозова стартовал региональный проект «Воспитай патриота» , главной целью которого было: привлечь школьников всех возрастов для регулярного и массового посещения музеев города, с помощью взаимодействия музеев и школ воспитывать патриотизм у подрастающего поколения. В культурном дневнике четвероклассника представлена программа –абонемент для 4 класса, с контактными данными всех музеев.
В разделе «ЭкоШкола для любознаек» ребятам предлагается стать юными экологами. Экошкола вместе с ребятами ставит перед собой и решает следующие задачи: учиться быть экологичными, быть честными в природе, рассказывать о проблемах мусора другим и придумывать пути решения этой проблемы. Так же в разделе «Экошкола для любознаек» представлена информация о всех парках культуры и отдыха города Ульяновска. Дополнен раздел интересными интернет-тестами, заданиями и викторинами. Так же, как и в других разделах дневника, здесь нужно делать отметки о посещении парков и скверов.
Культурный дневник подразумевает и спортивное направление. В разделе «Папа, мама, я – спортивная семья» ребятам рассказывается об известных спортсменах и чемпионах родного края. Какие спортивные заведения есть в нашем городе, что можно посетить вместе с семьей или классом. На страницах, есть не только адрес и описание спортивно-культурных заведений, а также таблица, где можно сделать отметки о посещении и поделиться впечатлениями. Так же в этом разделе представлена информация о ГТО. Сейчас комплекс «Готов к Труду и Обороне!» возрождается, потому что Россия нуждается в здоровых, умных, смелых и сильных гражданах, способных на высокие достижения как в спорте, так и в труде и науке. На страницах культурного дневника дети увидят нормы ГТО для своего возраста и могут сравнить со своими данными.
Побывав с классным руководителем и одноклассниками в центральных музеях, библиотеках, парках, театрах Ульяновской области, и заполнив все разделы, культурный дневник станет настоящей сокровищницей для лучших воспоминаний на долгие годы.
В конце учебного года учащиеся, которые систематично, старательно и аккуратно заполняли культурный дневник, и представили лучшие анкеты, будут приглашены в гимназию на фестиваль, награждены Сертификатом участника проекта «Культурный школьник Ульяновской области». Обладатели лучшего культурного получат памятные подарки.
Таким образом, изучив все разделы культурного дневника, можно, сделать выводы, что он представляет собой удобную форму организации внеклассной работы по краеведению. Внеклассная работа с культурным дневником Ульяновского школьника – отличный способ изучения культурного наследия родного края.
«Культурный дневник первоклассника», составители Давлетшина Лариса Харисовна, Алази Светлана Александровна
«Культурный дневник второклассника», составители Гринева Елизавеа Алексеевна, Давлетшина Лариса Харисовна, Козлова Светлана Валентиновна, Середникова Светлана Александровна
«Культурный дневник третьеклассника» Мишина Алевтина Петровна, Середникова Светлана Александровна, Калачёва Мария Сергеевна
«Культурный дневник четвероклассника» Прохорова Светлана Юрьевна, Абдульманова Галина Анатольевна, Светова Ирина Евгеньевна, Салова Венера Фёдоровна, Юдина Елена Павловна
Сведения об образовательной организации
90 летие
Переключатель на версию для слабовидящих
Культурный дневник школьника
Календарь событий
март 2021
Важные веб-ресурсы
Вы здесь
О проекте
О КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Майские указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования) акцентируют внимание учительства на воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций. В рамках этого направления разработан «Культурный дневник школьника Саратовской области», являющийся одним из механизмов практической реализации указа (далее – Культурный дневник).
1. Культурный дневник ориентирован на выстраивание:
2. Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.
3. Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных ФГОС (разных ступеней образования). Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной (или при некоторой помощи взрослых) деятельности школьника, ключевым моментом которой является уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
4.Культурный дневник может быть использован в рамках внеурочной деятельности, в контексте деятельности объединений, кружков духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного направлений внеурочной деятельности, а также в воспитательной деятельности. «Дневник» предполагает как самостоятельную деятельность школьника, так и его совместную деятельность со взрослым (учителем, воспитателем группы продленного дня, родителем). Организацию работы обучающихся по ведению Культурного дневника могут также осуществлять классные руководители. Посещение историко-культурных мест и культурно значимых объектов может быть включено в план воспитательной работы класса. Кроме того, Культурный дневник может быть использован в воспитательной работе образовательной организации в качестве системообразующего дела всей школы, которому подчинены различные воспитательные мероприятия. Культурный дневник заполняется в электронной форме как самостоятельно школьником, так и при помощи родителя в любой последовательности.
5.Отличительной особенностью Культурного дневника является наличие Карты культурных и памятных мест, посещенных учениками всего класса. Такая Карта заполняется инициативным школьником или учителем (классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, родителем) по результатам анализа индивидуальных карт всех дневников учащихся класса.
6.Запуск культурно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» будет осуществляться посредством регионального сетевого марафона «Культурный код». Реализация данного культурно-образовательного проекта будет сопровождаться проведением региональных конкурсных мероприятий: «Самый культурный класс», «Самый культурный ученик», «Самая культурная семья».
7. Культурный дневник включает в себя следующие разделы:
1 раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры города Саратова и Саратовской области.
2 раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.
3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.
4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящем свое воплощение в различных жанрах.
5 раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.
6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека).
7 раздел «Туристические тропы» предлагает школьникам совершить знакомство с природными памятниками Саратовской области.
8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.
9 раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.
10 раздел «Поклонимся великим тем годам» посвящен 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Каждый раздел Культурного дневника структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В него вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.