Курсовая работа: Магический квадрат в среде delphi
Название: Магический квадрат в среде delphi Раздел: Рефераты по информатике Тип: курсовая работа Добавлен 23:41:23 11 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 311 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Кафедра «Организация и безопасность движения « _
Курсовая работа защищена с оценкой
работы к.т.н., доцент Д.Ю. Каширский
должность, и.о. фамилия
Описать массивы. Написать программу, которая проверяет, является ли введенная с клавиатуры квадратная матрица «магическим» квадратом
по дисциплине «Информатика»
Работу выполнил _________М.Ю. Ляпин
Студент гр. ОБД-81подпись, и.о. фамилия
1.2 Краткое описание Borland Delphi…………………………………………………. 7
1.2.1 Описание окна Delphi 7…………………………………………………………. 7
1.2.2.1 Свойства объекта TForm………………………………………………………. 8
1.2.3 Описание окна Object Inspector…………………………………………………..9
1.2.4 Описание окна Object TreeView…………………………………………………10
2.3 Этапы разработки программы……………………………………………………..15
2.5 Создание справочной системы…………………………………………………….22
2.6 Создание установочного диска…………………………………………………….23
Введение
Предмет «Информатика» изучает компьютеры и информационные технологии. В свете быстро развивающегося технического процесса и все большего внедрения компьютеров в нашу жизнь этот предмет наряду с основными предметами, такими как математика и физика, приобретает все большее значение. Знание компьютеров и программирования уже необходимо не только на специфических предприятиях, но и на заводах и в простом офисе, где вся бухгалтерия ведется на компьютерах.
Информатика-это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Из этого определения видно, что информатика очень близка к технологии, поскольку отвечает на вопрос как…?
· Как принимать и хранить информацию?
· Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?
· Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?
· Как использовать достижения других наук для создания новых средств вычислительной техники?
· Как управлять техническими средствами с помощью программ?
Поэтому не случайно предмет, изучением которого занимается информатика, нередко называют информационной технологией или компьютерной технологией.
Итак, информатика-это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Теоретическая информатика-это часть информатики, связанная с разработкой теорий, таких как: теория информации, теория алгоритмов, теория кодирования, теория автоматов, теория сетей и т.д., в том числе теоретических вопросов, связанных с проблемой создания искусственного интеллекта.
Целью данной курсовой работы является создание программного продукта. Эту программу я смог составить после того, как просмотрел несколько различных примеров создания подобных программ и изучил их основные принципы. Программа предназначена для проверки квадратной матрицы, введенной с клавиатуры, на «магический» квадрат, в зависимости от того какие числа будут введены. «Магическим» квадратом называется матрица, у которой сумма чисел в каждом горизонтальном ряду, в каждом вертикальном и по каждой из диагоналей одна и та же.
Теоретическая часть
Язык программирования – это способ записи программ решения различных задач на ЭВМ в понятной для компьютера форме.
Значительным событием в истории языков программирования стало создание в 1971 г. языка Паскаль. Его автор – швейцарский профессор
Н.Вирт – разрабатывал Паскаль как учебный зык структурного программирования.
Наибольший успех в распространении этого языка обеспечили персональные компьютеры. Фирма Borland
InternationalInc (США) разработала систему программирования Турбо Паскаль для ПК. Турбо Паскаль – это не только язык и транслятор с него, но еще и операционная оболочка, обеспечивающая пользователю удобство работы. Турбо Паскаль вышел за рамки учебного предназначения и стал языком профессионального программирования с универсальными возможностями.
Delphi 2007 — это современная система программирования, в основе которой лежит объектно-ориентированный язык Раsса1 и визуальные средства программирования. Система Delphi 2007 относится к классу средств ускоренной разработки программ. Это ускорение достигается за счет двух характерных свойств Delphi: визуального конструирования форм и использования библиотеки визуальных компонентов. Еще одно достоинство Delphi — мощность и гибкость. Это неудивительно, так как в основе Delphi лежит мощный объектно-ориентированный язык Object Раsса1, пригодный для создания программ любой сложности. Кроме того, программы, созданные в среде Delphi 2007, могут работать не только под управлением Windows.
1.2 Краткое описание Borland Delphi
Delphi 7 состоит из 5 окон:
· главное окно — Delphi 7;
· окно стартовой формы — Form 1;
· окно редактора свойств объектов — Object Inspector;
· окно просмотра списка объектов — Object TreeView;
· окно редактора кода — Unitl.pas.
1.2.1Описание окнаDelphi 7
В главном окне (рисунок 1) находится меню команд, панели инструментов и палитра компонентов.
Рисунок 1 – главное окно
1.2.2 Описание окнаForm 1
Окно стартовой формы -Form1 (рисунок 2) представляет собой заготовку главного окна разрабатываемого приложения.
Рисунок 2 – окно Form1
Работа над новым проектом, так в Delphi называется разрабатываемое приложение, начинается с создания стартовой формы. Так на этапе разработки программы называют диалоговые окна.
Стартовая форма создается путем изменения значений свойств формы Form1 и добавления к форме необходимых компонентов (полей ввода и вывода текста, командных кнопок).
Свойства формы, приведенные в таблице 1, определяют ее внешний вид: размер, положение на экране, текст заголовка, вид рамки.
Для просмотра и изменения значений свойств формы и ее компонентов используется окно Object Inspector. В верхней части окна Object Inspector указано имя объекта, значения свойств которого отображается в данный момент. В левой колонке вкладки Properties (Свойства) перечислены свойства объекта, а в правой — указаны их значения.
Таблица 1 – Свойства объекта TForm
Имя формы. В программе имя формы используется для управления формой и доступа к компонентам формы
Расстояние от левой границы формы до левой границы экрана
Вид границы. Граница может быть обычной (bsSizeable), тонкой (bsSingle) или отсутствовать (bsNone). Если у окна обычная граница, то во время работы программы пользователь может при помощи мыши изменить размер окна. Изменить размер окна с тонкой границей нельзя
Значок в заголовке диалогового окна, обозначающий кнопку вывода системного меню
Цвет фона. Цвет можно задать, указав название цвета или привязку к текущей цветовой схеме операционной системы. Во втором случае цвет определяется текущей цветовой схемой, выбранным компонентом привязки и меняется при изменении цветовой схемы операционной системы
Шрифт. Шрифт, используемый «по умолчанию» компонентами, находящимися на поверхности формы. Изменение свойства Font формы приводит к автоматическому изменению свойства Font компонента, располагающегося на поверхности формы. То есть компоненты наследуют свойство Font от формы (имеется возможность запретить наследование)
Кнопки управления окном. Значение свойства определяет, какие кнопки управления окном будут доступны пользователю во время работы программы. Значение свойства задается путем присвоения значений уточняющим свойствам biSystemMenu, biMinimaze, biMaximaze и biHelp. Свойство biSystemMenu определяет доступность кнопки. Свернуть и кнопки системного меню, biMinimaze— кнопки. Свернуть, biMaximaze— кнопки Развернуть, biHelp — кнопки вывода справочной информации
1.2.3 Описание окна Object Inspector
Окно Object Inspector (рисунок 3) — окно редактора свойств объектов предназначено для редактирования значений свойств объектов. В терминологии визуального проектирования объекты — это диалоговые окна и элементы управления (поля ввода и вывода, командные кнопки, переключатели и др.). Свойства объекта — это характеристики, определяющие вид, положение и поведение объекта. Например, свойства Width и Height задают размер (ширину и высоту) формы, свойства тор и Left — положение формы на экране, свойство Caption — текст заголовка.
1.2.4ОписаниеокнаObject TreeView
В окне просмотра списка объектов- Object TreeView (рисунок 4), указаны все объекты, использовавшиеся при создании программы.
1.2.5Описание окна Unitl.pas
В окне редактора кода (рисунок 5), которое можно увидеть, отодвинув в сторону окно формы, следует набирать текст программы. В начале работы над новым проектом это окно редактора кода содержит сформированный Delphi шаблон программы.
1.3 Обзор компонентов Borland Delphi
1.3.1 Описание компонентаTEdit
Рисунок 6 – Командная кнопка – компонент Edit
В таблице 2 перечислены основные свойства компонента Edit — поля ввода-редактирования.
Таблица 2 – Свойства компонента TEdit
Имя компонента. Используется в программе для доступа к компоненту и его свойствам, в частности — для доступа к тексту, введенному в поле редактирования
Текст, находящийся в поле ввода и редактирования
Расстояние от левой границы компонента до левой границы формы
Расстояние от верхней границы компонента до верхней границы формы
Шрифт, используемый для отображения вводимого текста
Признак наследования компонентом характеристик шрифта формы, на которой находится компонент. Если значение свойства равно True, то при изменении свойства Font формы автоматически меняется значение свойства Font компонента
1.3.2 Описание компонентаTLabel
TLabel служит для отображения текста на экране. Вы можете изменить шрифт и цвет метки, если дважды щелкнете на свойство Font в Инспекторе Объектов. Вы увидите, что это легко сделать и во время выполнения программы, написав всего одну строчку кода. Значок компонента Label находится на вкладке Standart в соответствии с рисунком 7.
Рисунок 7 – Командная кнопка – компонент Label
1.3.2.1 Свойства объектаTLabel
Свойства компонента TLabel перечислены в таблице 3.
Таблица 3 – Свойства компонента TLabel
Имя компонента. Используется в программе для доступа к компоненту и его свойствам
Шрифт, используемый для отображения текста
Признак наследования компонентом характеристик шрифта формы, на которой находится компонент. Если значение свойства равно True, текст выводится шрифтом, установленным для формы
Признак того, что размер поля определяется его содержимым
Расстояние от левой границы поля вывода до левой границы формы
Расстояние от верхней границы поля вывода до верхней границы формы
Высота поля вывода
Ширина поля вывода
Следует обратить внимание на свойства Autosize и Wordwrap. Эти свойства нужно использовать, если поле вывода должно содержать несколько строк текста. После добавления к форме компонента Label значение свойства Autosize равно True, т. е. размер поля определяется автоматически в процессе изменения значения свойства Caption.
Если вы хотите, чтобы находящийся в поле вывода текст занимал несколько строк, то надо сразу после добавления к форме компонента Label присвоить свойству Autosize значение False, свойству Wordwrap — значение True. Затем изменением значений свойств Width и Height нужно задать требуемый размер поля. Только после этого можно ввести в свойство Caption текст, который должен быть выведен в поле.
1.3.3Описание компонентаTButton
TButton позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. В Delphi все делается очень просто. Поместив TButton на форму, Вы по двойному щелчку можете создать заготовку обработчика события нажатия кнопки. Далее нужно заполнить заготовку кодом:
Procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject);
Значок компонента Button находится на вкладке Standart в соответствии с рисунком 8.
Рисунок 8 – Командная кнопка – компонент Button
1.3.3.1Свойства объектаTButton
В таблице 4 перечислены некоторые свойства компонента TButton.
Таблица 4 – Свойства компонента TButton
Признак доступности кнопки. Кнопка доступна, если значение свойства равно True, и недоступна, если значение свойства равно False
Расстояние от левой границы кнопки до левой границы формы
Расстояние от верхней границы кнопки до верхней границы формы
Имя компонента. Используется в программе для доступа к компоненту и его свойствам
Все описанные выше компоненты Delphi в данной курсовой работе использовались для создания программы.
Программа, работающая на компьютере, нередко отождествляется с самим компьютером, т.к. человек, использующий программу, «вводит в компьютер» исходные данные, как правило, при помощи клавиатуры, а компьютер «выдаёт результат» на экран, на принтер или в файл. На самом деле, преобразование исходных данных в результате выполняет процессор компьютера. Процессор преобразует исходные данные в результате по определённому алгоритму, который, будучи записан на специальном языке, называется программой. Таким образом, чтобы компьютер выполнил некоторую работу, необходимо разработать последовательность команд, обеспечивающую выполнение этой работы, или, как говорят, написать программу.
2.2Постановка задачи
Написать программу, которая проверяет, является ли введенная с клавиатуры квадратная матрица «магическим» квадратом.
2.3Этапы разработки программы
Выражение «написать программу» отражает только один из этапов создания компьютерной программы, когда разработчик программы (программист) действительно пишет команды (инструкции) на бумаге или при помощи текстового редактора.
Программирование – это процесс создания (разработки) программы, который может быть представлен последовательностью следующих шагов:
1. Спецификация (определение, формулирование требований к программе).
2. Разработка алгоритма.
3. Кодирование (запись алгоритма на языке программирования).
6. Создание справочной системы.
7. Создание установочного диска (CD-ROM).
Спецификация, определение требований к программе — один из важнейших этапов, на котором подробно описывается исходная информация, формулируются требования к результату, поведение программы в особых случаях (например, при вводе неверных данных), разрабатываются диалоговые окна, обеспечивающие взаимодействие пользователя и программы.
На этом этапе я подобрал информацию необходимую для создания программы. Определил, как должен выглядеть результат (Рисунок 9).
Рисунок 9 – «магический» квадрат
2.3.2Разработка алгоритма
На этапе разработки алгоритма необходимо определить последовательность действий, которые надо выполнить для получения результата. Если задача может быть решена несколькими способами и, следовательно, возможны различные варианты алгоритма решения, то программист, используя некоторый критерий, например скорость решения алгоритма, выбирает наиболее подходящее решение. Результатом этапа разработки алгоритма является подробное словесное описание алгоритма или его блок-схема.
На этом этапе я создал блок – схему будущей программы (Рисунок 9).
sum <> a[i,1]+a[i,2]+a[i,3]
flag:=0
i=1 to 3
sum <> a[1,i]+a[2,i]+a[3,i]
flag:=0
sum <> a[1,1]+a[2,2]+a[3,3]
flag:=0
flag:=1
Матрица является магическим квадратом
Матрица не является магическим квадратом
После того как определены требования к программе и составлен алгоритм решения, алгоритм записывается на выбранном языке программирования. В результате получается исходная программа. На этом этапе я выбрал язык программирования Delphi и записал алгоритм: