Как сделать легато на гитаре

Как играть легато. Добиваемся динамической точности

ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Как играть легато на гитаре. Добиваемся динамической ровности»

В этом уроке мы вновь обратимся к левой руке и обсудим вопрос: почему проседают по динамике ноты при игре легатных пассажей?

Условие динамической ровности справедливо для выполнения пассажей picking и пассажей легато. Естественно, динамика пассажей может быть плавающей. Но в любом случае она должна быть контролируемая. С этим у людей, начинающих играть на электрогитаре, возникают проблемы.

То есть человек пытается извлекать ноты левой рукой, а в легато именно левая рука является источником звукоизвлечения. При этом у него какие-то ноты тише или громче. Люди начинают бороться с этой проблемой разными способами. Кто-то пытается поставить струны пониже к грифу, чтобы было якобы проще их зажимать при игре легато. Кто-то увеличивает усилие нажатия. Начинают практически давить гриф. Можно выпустить целую брошюру по решению этой проблемы.

В этом уроке я расскажу про два параметра, которые влияют на динамическую ровность. Зная эти параметры, осознавая их физический принцип и смысл, я уверен, вы сможете более продуктивно выстроить свои занятия. У кого есть такая проблема при игре легато я уверен, что благодаря этим знаниям сможете ее решить.

Параметры, влияющие на звукоизвлечение:

Параметры скорость и точность касаются приема hammer-on. Как показывает практика, проблема зачастую кроется именно в них. Давайте разбираться по порядку с каждым из этих параметров.

Скорость

Сразу напоминаю, что мы про скорость в похожем контексте говорили в видеоуроке о том, как играть импульсивно. Урок был посвящен импульсивности атаки правой руки.

В легато замах больше, чем при игре методом picking, поскольку в легато источником звукоизвлечения является левая рука. Тем более есть такой прием как pull-off. Делая его, пальцы уходят от струны во время сдергивания. Поэтому замах получается автоматический. И, как правило, с ним не возникает проблем. Остается вопрос, как добиться максимальной скорости, если есть замах.

Если расслабить левую руку, и резко дернуть пальцами, будет движение, как будто человек дернулся во сне, похожее на рефлекторное движение. На мой взгляд это самое быстрое движение, которое можно сделать фалангами пальцев. Движение выполняется в точке поворота пальцев. Движение в третьем суставе позволяет набрать максимальную скорость. Поэтому для получения необходимого звука палец нужно отгибать в этом суставе. Палец ударяет по грифу, а не жмет. Аналогию можно привести со стуком по столу. Вы можете слышать, как пальцы стучат по дереву. Это нормальное явление, но при этом нет никакого усилия и нажатия. Такое усилие для нас роли не играет. Оно будет минимальное. В действительности нужно набрать большую скорость за счет движения в суставе пальца.

Точность

Чем меньше площадь прижимной поверхности, тем меньше вероятность того, что мы на большой скорости попадем на струну гитары. Почему уменьшается площадь прижимной поверхности? Если пальцы немного скрючить, то у меня уменьшается площадь. И я не могу так попадать, как попадал раньше в более комфортном для меня положении. Конечно, это не значит, что делаем площадь максимальной. Если прижимать струну большей площадью пальца, то при извлечении hammer-on я буду делать двухструнное баре, а это ошибка. Поэтому прижимная поверхность должна быть соразмеренная.

Позиция пальцев левой руки

При игре пальцы занимают позицию расслабленной руки. Стоит учесть, что если уменьшить прижимную поверхность, то переносить палец я буду не только за счет третьего сустава, но и с использованием остальных его суставов. В таком случае его движение будет будет похоже на выпад, и процент попадания уменьшится в разы. Мало того, что площадь прижимной поверхности меньше, чем должна быть, так еще и сам палец трудно контролируемым образом будет приходить к струне. Вместо одного сустава будет работать три, и какой из них сработает больше или меньше не понятно. Проконтролировать это невозможно. Каждый раз он будет приходить в разные точки, из-за чего мы получим разные по динамике ноты. Где-то они нормальные, где-то проседают. Все зависит от того, каким образом вы шевелите пальцами. Я стараюсь шевелить только третьими суставами. Изначально выбираю такое положение руки, чтобы пальцы располагаясь в аппликатуре, имели максимально естественный вид. Я могу посмотреть и проконтролировать, каким образом они шевелятся. Я вижу, что они работают за счет третьих суставов.

Как видите, точность попадания пальцем по струне и скорость его движения тесно связаны. Отработать одно без другого не удастся. Связь заключается именно в этих суставах и механизме шевеления пальцами. Положите руку на стол в расслабленном положении и постучите пальцами. Обратите внимание, каким образом вы стучите и какие суставы задействуете. Поймайте это ощущение расслабления. При игре легато на гитаре ощущения похожи, и напряжения здесь больше становиться не должно.

Как видите, тема достаточно сложная, и не только для понимания. Сложна она тем, что ее трудно контролировать осознанно. Отслеживать мелкую моторику, наличие движения в одном суставе и отсутствие в другом, тяжело. Я предлагаю не мерить транспортиром углы при игре на гитаре или фотографировать форму своего пальца до или после извлечения hammer-on. Я предлагаю принять информацию к сведению и пользоваться ею через состояние расслабления. Ловите руку в расслабленном положении. Посмотрите на пальцы, попробуйте пошевелить, постучать по столу. Запомните ощущение и дальше при игре простейшего легатного упражнения на гитаре пытайтесь поймать эти ощущения. Дальше можно усложнить задание, добавив одну или две струны, пытаясь сохранить это ощущение. Я призываю заниматься не геометрией, а искать чувство расслабленности руки, как было описано выше.

Источник

Как играть легато на гитаре « Упражнения на легато»

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 22

На предыдущих уроках мы уже рассматривали приём легато, но теперь перейдём к нему более основательно как к одному из не простых приёмов в исполнительской технике на гитаре. Этот приём надо рассматривать не только как связное исполнение звуков, но и как приём звукоизвлечения левой рукой без участия правой. Ни что так активно не заставляет работать пальцы левой руки, как этот приём и поэтому рассматривайте легато, как великолепную возможность развития силы и независимости пальцев. Для успешного освоения этого приёма особое внимание следует уделить положению руки и пальцев. Представленные здесь упражнения взяты из школы игры на гитаре известного гитариста XX века Александра Иванова – Крамского. Пожалуй, это наиболее простые в плане разбора и запоминания упражнения, дающие максимальный эффект. В этих упражнениях после извлечения первого звука правой рукой остальные звуки извлекаются левой причём в начальных упражнениях если это только один звук, то в последующих их количество возрастает до трёх (извлекаем первый при помощи удара пальца правой руки и далее все звуки исполняются левой).

Упражнения на восходящее и нисходящее легато

Как исполнять восходящее легато

Как исполнять нисходящее легато

Для исполнения нисходящего легато пальцы как и в предыдущем случае должны быть согнуты во всех фалангах. На снимке показан приём легато исполняемый третьим пальцем на второй струне, как видите палец при исполнении нисходящего легато срывает вторую струну на третьем ладу по направлению к первой заставляя звучать её. На электрогитаре этот приём так и называется pull-off (pull с англ. тяга, дёргание). В табулатурах такой приём обозначается буквой p.
Как сделать легато на гитаре

Дубль-диез его обозначение и функция

Прежде чем перейти к упражнениям на легато посвятим пять минут теории в связи с тем, что в последних упражнениях впервые встречается новый знак альтерации дубль-диез. Дубль-диез знак повышающий ноту на целый тон так как в музыке иногда возникает необходимость повышения звука таким образом. В написании дубль-диез представлен в виде х – образного крестика с квадратиками на концах. На рисунке внизу нота фа дубль-диез исполняется как нота соль.
Как сделать легато на гитаре

Упражнения А. Иванова — Крамского на легато

Обратите внимание, что в упражнениях каждый такт представлен четырьмя одинаковыми по своим структурам фигурациями. Разобрав первую, играем её четыре раза и так далее. Упражнения конкретно повысят технику левой руки, но не забывайте делать перерывы, всё хорошо в меру. При первых симптомах утомляемости опустите руку вниз и потрясите кистью, тем самым давая руке вернуть эластичность мышц в норму.

Источник

Как играть легато на электрогитаре

Как сделать легато на гитаре

В этом разделе мы более подробно поговорим о том, как играть легато на электрогитаре. Главное в этом приеме игры это ритмичность и четкость исполнения.
Легато состоит из чередований приемов хаммер-он и пулл-офф. Эту технику используют многие гитаристы, можно сказать, что практически все. Из них такие исполнители как Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Гатри Гован (Guthrie Govan), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие.

Постановка левой руки при игре легатной техникой

Для легатной техники важно правильное положение левой руки. Спрячьте большой палец за гриф. Если он будет выглядывать — это может усложнить исполнение легато, тем более на нижних струнах. Исполнение легато должно быть максимально легким, без лишнего напряжения. Поэтому держите пальцы как можно ближе к грифу и не поднимайте их высоко. Все должно быть компактно, ведь легато предполагает быстрые темпы. Фаланги пальцев должны быть под углом и не выгибаться в обратную сторону.

Движения правой руки при использовании легато

Хоть при игре легато используется в основном левая рука, правая тоже в этом приеме участвует и играет большое значение. В правой руке важно вовремя и четко извлечь первую ноту в легатной связке. Важна координация левой и правой руки. Атака правой рукой должна быть мягкой, незаметной, в противном случае ноты извлекающиеся правой рукой будут выделяться, что нарушит плавность пассажей. Все ноты должны звучать одинаково.

Глушение струн при легатной технике

Это важнейший нюанс в исполнении легато. Если не использовать глушение, все что вы будете играть превратится в кашеобразное месиво, что будет мягко говоря неприятно слушать. Если вы играете на верхних струнах, глушите ненужные открытые струны ладонью правой руки, как при игре пиццикато. Когда вы переходите на нижние струны, начинайте глушить не нужные звуки указательным пальцем левой руки. Перейдем к практике.

Упражнения на технику легато

Упр. 1 — это несложное упражнение поможет добиться выносливости и улучшит координацию. Играя его старайтесь не потерять сильную долю, все должно быть в рамках метра.

Как сделать легато на гитаре

Упр. 2 Несмотря на всю простоту этого упражнения — оно не такое простое, как может показаться, поэтому начинайте с медленных темпов. Попробуйте играть это упражнение на всех струнах, и самый важный момент здесь — это переход на другую струну. Его не должно быть слышно.

Как сделать легато на гитаре

Упр. 3 Здесь чередование восходящего и нисходящего пассажа, который играется секстолями.

Как сделать легато на гитаре

Упр. 4 — Перед тем, как начать играть это упражнение, обратите внимание на обозначения. Во-первых сверху показан штрих. При движении вверх, удары медиатора будут вниз и наоборот, при движении вниз, удары медиатора вверх. Также обратите внимание на аппликатуру (цифры над нотами), важно соблюдать все эти обо
значения, тогда от упражнений будет толк.

Как сделать легато на гитаре

Как сделать легато на гитаре

Упр. 6 аналогично играется схемой «три ноты на струну». Здесь присутствует секстольный ритм и обыгрывается G-дорийский лад (G-A-Bb-C-D-E-F).

Как сделать легато на гитаре

Легатная техника в соло

Это были упражнения для отработки основ исполнения легато, после того, как вы отработаете их, перейдем к фразам, которые можно использовать в настоях соло. Упр. 7 это фраза, которая встречается у гитариста Ричи Котцена. Она состоит из А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G).

Как сделать легато на гитаре

Упр. 8 Эта фраза также заимствована у Котцена, здесь звучит Е-эолийским лад (E-F#-G-A-B-C-D).

Как сделать легато на гитаре

Упр. 9 это фраза из композиции “Flying in a Blue Dream” Джо Сатриани. Здесь звучит С-лидийского лад (C-D-E-F#-G-A-B).

Как сделать легато на гитаре

Упр. 10 — это стиль Джона Петруччи (John Petrucci), играется Е-эолийский лад. Обратите внимание на то, что здесь несколько смен позиций. Смены позиций не должны быть слышны, это очень важный момент.

Как сделать легато на гитаре

Упр. 11 — Здесь мы видим совмещение арпеджио и пентатоники А минор. Играю эту фразу вы столкнетесь сширокой растяжкой. Но сыграв ее четко и в темпе, фраза будет звучать эффектно!

Как сделать легато на гитаре

Упр 12. фраза из арсенала Бретта Гарседа. Исполняем А-эолийский лад.

Как сделать легато на гитаре

Данное упражнение это комбинация легато с приемом игры слайд.

Как сделать легато на гитаре

послушать песню
скачать ноты и минусовку

Источник

guitarbloknot.ru

Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

Урок 45. Легато на гитаре

Надеюсь, что ты справился с « Генералами песчаных карьеров «.
Двигаемся дальше по курсу. Чем дальше, тем становится интересней, ты не замечаешь?

Возможно, тебе лишь кажется, что становится трудней учиться. Это — неправильное ощущение! Пойми, что ты уже на каком-то уровне музыкального развития, уже не на нулевом.

Как мне говорил очень хороший преподаватель в часы моей депрессии по поводу исполнительских возможностей: «Ты не прав. Ты намного выше даже тех, кто считает, что умеет хорошо играть на гитаре и ты должен за это благодарить свою судьбу. Это нормально, если мы, достигнув чего-то, остаемся недовольными результатом — это удел творческих людей. Значит, мы хотим большего там, где нет предела. И у нас есть на это резерв.»

Итак, новая тема, новый технический прием для пальцев левой руки.

Называется этот прием «легато«.

Технический прием легато имеется и на других инструментах, но легато на гитаре (впрочем, как и на всех струнных инструментах), является достаточно сложным элементом техники, требующим достаточного времени для отработки. Правда, сложен он только для начинающих, у которых пальцы еще не совсем хорошо развиты во всех отношениях. После освоения этот прием ничем не отличается от рядовых, и даже значительно расширяет некоторые возможности гитариста. Например, за счет экономии движений в правой руке можно повысить скорость исполнения звуков, играя быстрые пассажи приемом легато (только пальцами левой руки или периодически).

Этот прием — способ плавного соединения двух и более нот без извлечения их пальцами правой руки. Инструментами в этом случае для прижатия нужных струн и одновременного извлечения звуков служат только пальцы левой руки. Правая рука извлекает только первый звук, чтобы дать инерцию остальным связанным звукам. В результате этого мы слышим ноты, плавно перетекающие одна в другую, а не отрывисто звучащие при извлечении каждой из них отдельно (пальцами правой руки).

Но сразу нужно оговориться, что прием легато применяется только там, где это нужно по замыслу композитора, а не устраивать себе (вернее пальцам правой руки) вольготную жизнь, где захочется. Каждый технический прием в музыке наполнен своим смыслом.

Звуки можно извлекать этим приемом в восходящем движении (восходящее легато) и это обозначается на нотах следующим образом:

Как сделать легато на гитаре

Дугами обозначен прием легато. С лигой, которая применяется в нотном письме для продления длительности нот, этот прием не перепутаешь по той причине, что в случае лиги дуга связывает две или более одинаковые по высоте ноты, а в легато участвуют только разные по высоте звуки.

Так вот, в нотном примере выше прием легато применяется дважды: первый раз — между первой и второй нотами такта, второй раз — между третьей и четвертой. Пальцем правой руки извлекается только первый звук в каждой указанной паре нот (в первой паре — открытая вторая струна, во второй — открытая первая струна).

Нужно добиваться, точного удара, при этом струна зажимается кончиком (подушечкой) пальца, а не его боковой частью, как часто бывает у новичков.

Предупреждаю: возможны болевые ощущения при отработке восходящего легато, но бояться этого не стоит.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Отрабатывай прием по нотному примеру урока и обязательно со счетом.

Сравни с МИДИ примера .

В следующий раз поиграем что-нибудь, где применяется этот прием.

Источник

Легато и флажолеты на гитаре

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 21

Приём легато и исполнение флажолетов на гитаре на примере пьесы Шоро Д. Семензато

На этом уроке переходим к не сложной красивой пьесе бразильского гитариста Домингоса Семензато Domingos Semenzato (1908-1993) Шоро. В зарубежных нотных изданиях это Шоро называется «Divagando», что в переводе с португальского означает «Блуждание». Для того чтобы сыграть «Divagando» Вам придётся познакомиться с натуральными флажолетами и вспомнить тему 15го урока в котором рассказывалось о восходящем и нисходящем легато.

Восходящее легато

На уроке № 15 всё было гораздо проще, так как там приём легато игрался с открытой струной, здесь же мы имеем дело с тем видом легато, где при его исполнении используется закрытая струна. Ниже приведён пример, где на Vм и VIIм ладах третьей струны записан приём легато.
Первый такт приём «легато» при восходящем порядке: поставьте первый палец на Vй лад третьей струны и извлеките звук, после чего резко сильным ударом сверху вниз опустите третий палец на VIIй лад без участия правой руки. У Вас должен получиться звук чуть тише того, что Вы сыграли на Vм ладу извлекая звук правой рукой. О обозначениях приёма легато в табулатурах тема следующего урока.
Как сделать легато на гитаре

Нисходящее легато

Второй пример на нисходящее легато на этом же снимке: поставьте первый палец на Vй, а третий палец на VIIй лады третьей струны. Сыграйте ноту ре прижатую третьим пальцем на VIIм ладу извлекая звук правой рукой после чего резко оторвите палец вниз (в сторону) по направлению ко второй струне при этом у вас должен прозвучать звук до который Вы удерживаете первым пальцем на Vм ладу. Так без помощи правой руки у Вас должен прозвучать звук до. Как видите, чтобы сыграть нисходящее легато на закрытой струне требуется, чтобы в процессе игры был подготовлен палец на ноте которая должна прозвучать следующей. В процессе игры легато внимательно следите за тем, чтобы длительность звуков соответствовала написанной в нотах. Если у Вас не получаются точные длительности то сначала поиграйте пьесу без легато, чтобы привыкнуть к правильному звучанию. Очень полезно играть гаммы на легато, в этом случае пальцы левой руки работают по максимуму и эффект от такой игры максимален.

Легато на разных струнах

Бывают случаи, что ноты залигованы, но находятся на разных струнах. В этом случае первый звук исполняется как обычно правой и левой рукой, а второй звук исполняется просто только левой ударом сверху вниз.

Как играть флажолеты на гитаре

Флажолеты это ещё одна краска восхитительной звуковой палитры гитары. На этом уроке мы затронем только натуральные флажолеты, которые встречаются в этой пьесе. Натуральные флажолеты играются строго на определённых ладах гитары Vм, VIIм, и XIIм. Ярче всего они звучат именно на XIIм ладу, так как этот лад делит струну ровно пополам, по этой причине будем пробовать учиться играть флажолет именно на этом ладу. Коснитесь первой струны точно над XIIм ладовым порожком но не прижимайте её. Далее одновременно с извлечением звука пальцем правой руки палец левой снимается (поднимается). Если Вы всё сделали правильно, то услышите высокий звук-обертон. Теперь рассмотрим причины, по которым не удаётся сыграть флажолет.
1. Палец левой руки не точно касается струны над ладовым порожком.
2. Палец левой руки снимается не одновременно с извлечением звука, а позже или раньше.
3. Палец левой руки сильно прижимает, а не касается струны.

В Шоро флажолеты исполняются на пятой и четвёртой струне над VII ладом и обозначены ромбовидными нотами с надписями сверху Harm и арабской цифрой 7.
Шоро не сложная пьеса, но она уже больше предыдущих и потребуется время, чтобы выучить и играть эту пьесу. Первые два такта Шоро играются на аккордах Am/C, E7, Am далее идёт такт с барре на II ладу затем Dm. Если Вы таким образом проанализируете пьесу, то выучить её будет на много проще.

В последнем такте пьесы Шоро впервые встречается знак фермата (fermata) означающий остановку. Он обозначен дугой с точкой под ней, исполнитель должен в этом месте увеличить длительность звука по своему усмотрению, причём остановка не означает прерывание звука, а именно увеличение его длительности. В Шоро нот со знаком ферматы сразу три: ми, ля и до. Немного увеличив длительности указанных нот, вы очень плавно и красиво вернётесь к первой части произведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *