Как сделать лексический разбор пример
Разбор № 6. Лексический разбор слова.
а) прямое;
б) переносное.
Порядок разбора.
Пояснения.
1.Определить лексическое значение слова в данном контексте (можно пользоваться словарём).
Лексическое значение слова – это отражение в нём представлений говорящих о соответствующих явлениях.
2.Однозначное или многозначное слово.
Если многозначное, то указать некоторые из значений.
Однозначное слово имеет одно значение.
Многозначное – несколько
значений, некоторые из которых имеют переносный смысл.
3.Значение слова: употреблено в прямом или в переносном значении.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение слова – это его вторичное значение, основанное на схожести, уподоблении предметов или явлений.
4.Имеет ли омонимы.
Омонимы – это слова, которые пишутся одинаково, но имеющие совершенно разное значение, а иногда и звучание.
5.Имеет ли синонимы (привести примеры).
Синонимы – это слова чаще всего одной и той части речи, имеющие разное написание, но близкие по лексическому значению.
6.Имеет ли антонимы (привести примеры).
Антонимы – это слова с противоположным значением.
7. Слово по происхождению:
исконно русское или заимствованное слово.
Исконно русские слова – это слова, появившиеся в русском языке с момента его возникновения.
Заимствованные слова – это иноязычные слова, вошедшие в русский язык из других языков.
8.Слово по степени употребления:
общеупотребительное или нет (диалектное, профессиональное).
Общеупотребительные слова – это слова, которые чаще всего используют в обычной речи люди любого возраста, уровня образования, профессии и т.д.
Диалектные слова (диалектизмы) – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Профессионализмы – это слова, употребляемые людьми определённой профессии или специальности.
Вульгаризмы – это слова или обороты, применяемые в просторечии, но не допускаемые с точки зрения литературного языка (грубые слова).
Жаргонизмы – это слова, которые употребляют люди, объединенные общими интересами (например, студенческий, молодежный, тюремный, профессиональный).
Просторечные слова – слова, которым свойственно неправильное произношение или образование форм. Они не являются нормой литературной речи, характеризуются оттенком упрощения, грубоватости.
9.Входит в активный или пассивный запас языка.
Указать, устаревшее это слово, архаизм, историзм или неологизм.
Активный запас языка – это
слова, чаще всего употребляемые людьми.
Пассивный запас – это слова, которые употребляются редко, в определённых случаях.
Устаревшие слова – это слова, которые вследствие тех или иных причин либо не употребляются в современной речи, либо используются редко.
Архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи или заменённые другими очи-глаза).
Историзмы – это слова, обозначающие предметы, вещи, явления, которые не существуют в современной действительности.
Неологизмы – это новые слова или обороты речи, созданные для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия.
10. В каком стиле речи преимущественно употребляется.
Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни.
Стили речи:
1.разговорный – стиль общения в быту, в повседневной жизни;
2.книжный:
а) научный – стиль научных книг, журналов, конференций;
б) официально-деловой – стиль общения граждан с учреждениями
и учреждений между собой
в) публицистический – стиль, используемый в агитационно-массовой деятельности, стиль СМИ.
г) художественный – стиль художественной литературы.
11. Если слово входит в состав фразеологизма, то указать это.
Фразеологизмы – это устойчивое в своем составе и целостное по значению сочетание слов.
Образцы лексического разбора.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Лексический разбор слова
Как делать лексический разбор слова “шаги”?
Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.
Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.
Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствованнное, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.
Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.
Для того чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.
Пример лексического разбора слова
Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.
В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.
Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.
Что мы узнали?
Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.
Лексический разбор слова – примеры, правила (5 класс, русский язык)
Лексический разбор слова – достаточно сложная для ученика 5 класса тема. Он предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.
Как делать лексический разбор слова – шаги
Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.
Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.
Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.
Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.
Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.
Пример лексического разбора слова
Рассмотреть, как он делается, можно с помощью слова “косарь” из предложения: “Косарь быстро двигался по полю, за ним ложились ровные ряды травы”.
В предложении оно использовано в прямом значении. Его синонимы – косильщик и косец, а антонимов у данной лексической единицы нет. Это исконно русское слово, которое в том значении, в котором оно использовано в предложении, относится к категории общеупотребительной лексики. В то же время оно относится к категории устаревших слов, поскольку в современных условиях само занятие является неактуальным.
Жаргонное происхождение слова “косарь” не имеет никакого отношения к косьбе – тысячерублевую денежную единицу так назвали из-за того, что и на первых русских ассигнациях, и на государственных банкнотах, выпущенных с 1917 году ее номинал – 1000 – был напечатан по косой линии.
Что мы узнали?
Лексический разбор слова не входит в обязательную школьную программу, по нему даже контрольные не проводятся, но если хочется быть действительно грамотным человеком, важно научиться его делать. Он проводится с помощью основного словаря – толкового – и ряда вспомогательных. В ходе этого разбора нужно определить ряд лексических параметров слова – его значение в конкретном контексте и остальные, подобрать синонимы и антоним, выяснить, является ли значение переносным или прямым, а само слово – общеупотребительным или относящимся к узкой лексической группе. Важно понять, является оно устаревшим или нет, а также выяснить, является ли лексическая единица частью фразеологизма или даже нескольких.
Определение термина
Формальное определение гласит, что лексический анализ слова представляет собой процесс, в ходе которого изучаются свойства слова как лексической единицы. Само по себе это разъяснение мало что даёт для понимания, если не понять сути термина «лексика». В лингвистике это слово имеет довольно обширные значения, например, означает всю совокупность слов какого-либо языка, или его части. И в этом плане может употребляться в значении профессиональной лексики какой-то сферы.
Применительно к лексическому разбору, это рассмотрение слова именно как слова, то есть его сути, значения, происхождения, наличия близких по смыслу или противоположных значений.
С этой точки зрения, план лексического разбора будет представлять собой последовательность следующих этапов:
В разных источниках план анализа может иметь различные вариации. Какие-то пункты объединены, другие переставлены местами. Но в целом содержание анализа всегда соответствует приведённой выше схеме.
Примеры анализа
Чтобы понять, как сделать лексический разбор необходимо рассмотреть ряд примеров. Для лучшей наглядности два примера разложены подробно. Остальные представлены в виде таблицы.
Слово «пир» в предложении «Устроили пир на весь мир». План анализа включает следующие рассуждения:
Слово «профессор» в предложении «Профессор читает лекцию». Анализ имеет следующий вид:
Табличные примеры здесь приведены вне конкретного текста, поэтому ряд пунктов программы анализа опущены. Предпочтение отдано основному прямому значению.
Слово | Значения | Прямое/переносное | Синонимы | Антонимы | Этимология | Современность | Фразеологизм |
Чело | Лоб, отверстие в русской печи, передовой полк | Прямое | Лоб | Затылок | Старославянское слово | Устаревшее | Бить челом |
Батист | Вид полупрозрачной ткани, изделие из такой ткани | Прямое | Ткань | Заимствовано из французского языка | Современное | ||
Щегольской | нарядный, модный; молодцеватый бравый | Прямое | Нарядный | Неряшливый | От названия птицы с красочным оперением | Устаревшее | |
Золотой | изготовленный из золота; дорогой; жёлтый; последний; | Оба | Драгоценный | Дешёвый | Старославянское слово «жёлтый» | Современное | Золотая лихорадка, золотое дно |
Соавтор | Один из группы автор | Прямое | Заимствовано из польского языка с добавлением приставки «со». | Современное | |||
Сполох | вспышка света; тревога; | Оба | Сияние, вспышка | Тишина | Неизвестно | В большей степени устаревшее | |
Ледник | большой массив льда; помещение с низкой температурой для хранения продуктов; | Парилка | Старославянское «лёд» | Современное | |||
Ординарец | Военнослужащий, состоящий при командире для поручений; помощник | Оба | Денщик, посыльный, вестовой | От латинского «следящий за порядком» | Устаревшее | ||
Косарь | Человек, занятый косьбой, срезанием травы; тысяча рублей | Оба | Косильщик; штука | От старославянского «коса» | В большей степени устаревшее | ||
Молодица | Молодая замужняя женщина | Прямое | Молодка, молодайка | Старославянские корни | Устаревшее | ||
Весёлый | Радостно настроенный человек | Прямое | Радостный, забавный | Грустный, печальный | От старославянского «веселъ» | Современное | |
Тешить | Радовать, забавлять | Прямое | Радовать, успокаивать | Печалить, злить | Старославянские корни | В большей степени устаревшее | Тешить себя надеждой |
Измарать | Испачкать | Прямое | Изгрязнить, испачкать | Очистить | Украинско-польское происхождение | Устаревшее |
Практическая польза
Лексический разбор слова — хорошая практика не только для повышения грамотности учащихся. Одна из главных задач этого типа работ — научить школьника основам анализа, умению рассуждать, формулировать выводы. Это делается с помощью различных словарей: толкового, фразеологического, синонимов, антонимов.
Активно могут применяться источники интернета.
Особый интерес у учеников может вызвать пункт, связанный с происхождением слова. Изучение истории позволит увидеть развитие языка, лучше понять его суть и современное состояние.
Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.
Общая информация
Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.
Следует особо отметить, что такой анализ направлен на лексическую единицу русского языка, с указанием таких особенностей, как:
Лексический разбор слова представляет собой факультативный вид разбора для обычной школьной практики. Как правило, такой анализ не дается в качестве контрольного задания.
Общепринятая схема
Примеры лексического разбора слова
Для того чтобы понять, как осуществляется лексический разбор слова, мало лишь знать особенности такого анализа и его схему. Ведь любые теоретические знания должны обязательно подкрепляться практической работой. Для этого мы решили представить вашему вниманию несколько примеров различных слов, которые подверглись лексическому разбору.
Лексический разбор слова «косарь»
Итак, проанализируем слово «косарь», которое входит в следующее предложение: «Косарь расхаживал по быстро косимым степям».
1. Косарь – это человек, который занимается косьбой, то есть срезает траву или какие-либо хлебные злаки при помощи традиционной косы или косилки.
2. Слово «косарь» имеет несколько значений, а именно:
3. Значение слова «косарь», в котором оно применяется в предложении – прямое.
4. Синонимами слова «косарь» являются «косец» или «косильщик».
6. В первом и втором значении данное слово является общеупотребительным. Что касается третьего – то в этом случае оно применяется только в разговорном стиле.
Лексический разбор слова «золотая»
Проанализируем слово «золотая», которое входит в следующее предложение: «Пришла к нам золотая осень».
1. Золотая осень – время года, когда все деревья и травы становятся желтыми и напоминают оттенок золота (металла).
2. Слово «золотая» имеет несколько значений, а именно:
3. Значение – переносное.
4. Вид переносного значения словосочетания «золотая осень» – метафора (обозначает подобный цвету золота).
5. Синонимами выражения «золотая» являются следующие: желтая, красивая, чудесная, сказочная, восхитительная и пр.
6. Слово «золотая» имеет следующие антонимы: грязная, отвратительная, скверная, плохая.
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
Лексический анализ других слов
Приведем еще несколько примеров:
1. Фантастический фильм – измышленный фантазией и в действительности не существующий.
2. Слово «фантастический» имеет несколько значений, а именно: волшебный и причудливый; невероятный и несбыточный; не существующий и являющийся фантазией.
3. Значение – прямое.
4. Синонимами слова являются следующие: невероятный, ошеломляющий, не соответствующий реальности.
5. Имеет следующие антонимы: обычный, банальный.
7. Происхождение – заимствовано из английского языка (fantastic).
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.
1. По доброте – душевное качество, выражающееся в заботливом и нежном отношении к кому-либо.
2. Слово «доброта» имеет только одно значение.
3. Значение – прямое.
4. Синонимами слова являются следующие: хороший, благодушный, добродушный, человеколюбивый.
5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.
7. Происхождение – исконно русское.
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.
10. Применяется в следующих фразеологизмах: по доброте душевной, слепая доброта и пр.