Как сделать лексический разбор слова далекой
Определение термина
Формальное определение гласит, что лексический анализ слова представляет собой процесс, в ходе которого изучаются свойства слова как лексической единицы. Само по себе это разъяснение мало что даёт для понимания, если не понять сути термина «лексика». В лингвистике это слово имеет довольно обширные значения, например, означает всю совокупность слов какого-либо языка, или его части. И в этом плане может употребляться в значении профессиональной лексики какой-то сферы.
Применительно к лексическому разбору, это рассмотрение слова именно как слова, то есть его сути, значения, происхождения, наличия близких по смыслу или противоположных значений.
С этой точки зрения, план лексического разбора будет представлять собой последовательность следующих этапов:
В разных источниках план анализа может иметь различные вариации. Какие-то пункты объединены, другие переставлены местами. Но в целом содержание анализа всегда соответствует приведённой выше схеме.
Примеры анализа
Чтобы понять, как сделать лексический разбор необходимо рассмотреть ряд примеров. Для лучшей наглядности два примера разложены подробно. Остальные представлены в виде таблицы.
Слово «пир» в предложении «Устроили пир на весь мир». План анализа включает следующие рассуждения:
Слово «профессор» в предложении «Профессор читает лекцию». Анализ имеет следующий вид:
Табличные примеры здесь приведены вне конкретного текста, поэтому ряд пунктов программы анализа опущены. Предпочтение отдано основному прямому значению.
Слово | Значения | Прямое/переносное | Синонимы | Антонимы | Этимология | Современность | Фразеологизм |
Чело | Лоб, отверстие в русской печи, передовой полк | Прямое | Лоб | Затылок | Старославянское слово | Устаревшее | Бить челом |
Батист | Вид полупрозрачной ткани, изделие из такой ткани | Прямое | Ткань | Заимствовано из французского языка | Современное | ||
Щегольской | нарядный, модный; молодцеватый бравый | Прямое | Нарядный | Неряшливый | От названия птицы с красочным оперением | Устаревшее | |
Золотой | изготовленный из золота; дорогой; жёлтый; последний; | Оба | Драгоценный | Дешёвый | Старославянское слово «жёлтый» | Современное | Золотая лихорадка, золотое дно |
Соавтор | Один из группы автор | Прямое | Заимствовано из польского языка с добавлением приставки «со». | Современное | |||
Сполох | вспышка света; тревога; | Оба | Сияние, вспышка | Тишина | Неизвестно | В большей степени устаревшее | |
Ледник | большой массив льда; помещение с низкой температурой для хранения продуктов; | Парилка | Старославянское «лёд» | Современное | |||
Ординарец | Военнослужащий, состоящий при командире для поручений; помощник | Оба | Денщик, посыльный, вестовой | От латинского «следящий за порядком» | Устаревшее | ||
Косарь | Человек, занятый косьбой, срезанием травы; тысяча рублей | Оба | Косильщик; штука | От старославянского «коса» | В большей степени устаревшее | ||
Молодица | Молодая замужняя женщина | Прямое | Молодка, молодайка | Старославянские корни | Устаревшее | ||
Весёлый | Радостно настроенный человек | Прямое | Радостный, забавный | Грустный, печальный | От старославянского «веселъ» | Современное | |
Тешить | Радовать, забавлять | Прямое | Радовать, успокаивать | Печалить, злить | Старославянские корни | В большей степени устаревшее | Тешить себя надеждой |
Измарать | Испачкать | Прямое | Изгрязнить, испачкать | Очистить | Украинско-польское происхождение | Устаревшее |
Практическая польза
Лексический разбор слова — хорошая практика не только для повышения грамотности учащихся. Одна из главных задач этого типа работ — научить школьника основам анализа, умению рассуждать, формулировать выводы. Это делается с помощью различных словарей: толкового, фразеологического, синонимов, антонимов.
Активно могут применяться источники интернета.
Особый интерес у учеников может вызвать пункт, связанный с происхождением слова. Изучение истории позволит увидеть развитие языка, лучше понять его суть и современное состояние.