Как сделать лексический разбор словосочетания
Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.
Общая информация
Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.
Следует особо отметить, что такой анализ направлен на лексическую единицу русского языка, с указанием таких особенностей, как:
Лексический разбор слова представляет собой факультативный вид разбора для обычной школьной практики. Как правило, такой анализ не дается в качестве контрольного задания.
Общепринятая схема
Примеры лексического разбора слова
Для того чтобы понять, как осуществляется лексический разбор слова, мало лишь знать особенности такого анализа и его схему. Ведь любые теоретические знания должны обязательно подкрепляться практической работой. Для этого мы решили представить вашему вниманию несколько примеров различных слов, которые подверглись лексическому разбору.
Лексический разбор слова «косарь»
Итак, проанализируем слово «косарь», которое входит в следующее предложение: «Косарь расхаживал по быстро косимым степям».
1. Косарь – это человек, который занимается косьбой, то есть срезает траву или какие-либо хлебные злаки при помощи традиционной косы или косилки.
2. Слово «косарь» имеет несколько значений, а именно:
3. Значение слова «косарь», в котором оно применяется в предложении – прямое.
4. Синонимами слова «косарь» являются «косец» или «косильщик».
6. В первом и втором значении данное слово является общеупотребительным. Что касается третьего – то в этом случае оно применяется только в разговорном стиле.
Лексический разбор слова «золотая»
Проанализируем слово «золотая», которое входит в следующее предложение: «Пришла к нам золотая осень».
1. Золотая осень – время года, когда все деревья и травы становятся желтыми и напоминают оттенок золота (металла).
2. Слово «золотая» имеет несколько значений, а именно:
3. Значение – переносное.
4. Вид переносного значения словосочетания «золотая осень» – метафора (обозначает подобный цвету золота).
5. Синонимами выражения «золотая» являются следующие: желтая, красивая, чудесная, сказочная, восхитительная и пр.
6. Слово «золотая» имеет следующие антонимы: грязная, отвратительная, скверная, плохая.
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
Лексический анализ других слов
Приведем еще несколько примеров:
1. Фантастический фильм – измышленный фантазией и в действительности не существующий.
2. Слово «фантастический» имеет несколько значений, а именно: волшебный и причудливый; невероятный и несбыточный; не существующий и являющийся фантазией.
3. Значение – прямое.
4. Синонимами слова являются следующие: невероятный, ошеломляющий, не соответствующий реальности.
5. Имеет следующие антонимы: обычный, банальный.
7. Происхождение – заимствовано из английского языка (fantastic).
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.
1. По доброте – душевное качество, выражающееся в заботливом и нежном отношении к кому-либо.
2. Слово «доброта» имеет только одно значение.
3. Значение – прямое.
4. Синонимами слова являются следующие: хороший, благодушный, добродушный, человеколюбивый.
5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.
7. Происхождение – исконно русское.
8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.
9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.
10. Применяется в следующих фразеологизмах: по доброте душевной, слепая доброта и пр.
Разбор простого и сложного словосочетания
План синтаксического разбора словосочетания:
Вид связи можно определить по вопросу:
какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;
падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным : три товарища, пятеро из нас;
местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:
Г. По степени спаянности компонентов:
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
По страницам учебников с Мельниковой Верой Александровной
Разбор 6. Лексический разбор слова.
Порядок разбора.
Пояснения.
Если многозначное, то указать некоторые из значений.
Многозначное – несколько
значений, некоторые из которых имеют переносный смысл.
Переносное значение слова – это его вторичное значение, основанное на схожести, уподоблении предметов или явлений.
исконно русское или заимствованное слово.
Заимствованные слова – это иноязычные слова, вошедшие в русский язык из других языков.
общеупотребительное или нет (диалектное, профессиональное).
Диалектные слова (диалектизмы) – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Профессионализмы – это слова, употребляемые людьми определённой профессии или специальности.
Вульгаризмы – это слова или обороты, применяемые в просторечии, но не допускаемые с точки зрения литературного языка (грубые слова).
Жаргонизмы – это слова, которые употребляют люди, объединенные общими интересами (например, студенческий, молодежный, тюремный, профессиональный).
Просторечные слова – слова, которым свойственно неправильное произношение или образование форм. Они не являются нормой литературной речи, характеризуются оттенком упрощения, грубоватости.
Указать, устаревшее это слово, архаизм, историзм или неологизм.
слова, чаще всего употребляемые людьми.
Пассивный запас – это слова, которые употребляются редко, в определённых случаях.
Устаревшие слова – это слова, которые вследствие тех или иных причин либо не употребляются в современной речи, либо используются редко.
Архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи или заменённые другими очи-глаза).
Историзмы – это слова, обозначающие предметы, вещи, явления, которые не существуют в современной действительности.
Неологизмы – это новые слова или обороты речи, созданные для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия.
Стили речи:
1.разговорный – стиль общения в быту, в повседневной жизни;
2.книжный:
а) научный – стиль научных книг, журналов, конференций;
б) официально-деловой – стиль общения граждан с учреждениями
и учреждений между собой
в) публицистический – стиль, используемый в агитационно-массовой деятельности, стиль СМИ.
г) художественный – стиль художественной литературы.
Образцы лексического разбора.
Образец письменного разбора. | Образец устного разбора. |
Проведённая военная операция завершилась победой. |
Операция – лексическое значение – бой, сражение;
многозначное (хирургическая, торговая, финансовая операция);
синонимы: бой, сражение, битва, баталия;
заимствованное из латинского языка;
профессионализм (военная терминология);
входит в активный словарный состав;
может употребляться в любом стиле.
Лексическое значение слова – то, что конкретно оно обозначает в данном контексте.
Многозначное – имеет
Синонимы – слова чаще всего одной и той части речи, имеющие разное написанию, но близкие по лексическому значению.
Заимствованное слово – вошедшее в русский язык из другого языка.
Профессионализм – слово, употребляемое преимущественно людьми определённой профессии, в данном случае – военными.
Активный словарный состав – это слова, чаще всего, активно используемые в речи.
Лексический разбор текста
ПАМЯТКА
Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:
ключевые слова (словосочетания);
слова, употребленные в переносном значении;
синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;
слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);
заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);
профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;
объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;
уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;
подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;
провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;
показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.
Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.
Упражнение 1. Запишите начало очерка «Радонежские травы», объясните орфограммы. Докажите, что отрывок является именно началом текста.
В Подмосковье есть немало заветных городищ и урочищ, славных своим историческим прошлым. Одно из них – древний Радонеж, затерянный к северу от столицы. Насыпные земляные валы, заслонявшие «древян-град», и поныне глядятся внушительно. Можно представить, как сказочно благолепен возвышался Радонеж с его теремами, башнями и колоколенками, за двумя ярусами дубового тына, за пряслами и мощными крепостными воротами. Летом обвевался градец смолистым воздухом, пропитывался душмяными травами; зимой здесь сквозь алмазы и хрусталь сугробов все светилось покоем, а густой бас меди и сдержанный говорок посадников перемежались с похрустыванием деревьев, окоченевших на морозе.
Пронеслись века. Ни детинца, ни посада не пощадил всепожирающий огонь давнего лихолетья. Лишь земляные валы, когда—то вздыбленные руками человека, хранят следы былого Радонежа. И живым приветом старины покажутся благовонные травы, произрастающие на этих валах.
(Из Толкового словаря русского языка)
Работа по лексике как часть комплексного анализа текста.
Упражнение 2. Запишите текст, объясните правописание глаголов. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на лексический разбор текста (см. Памятку). Выполните эти задания.
1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие средства выражения отношения, оценки используются автором?
2. Подчеркните грамматические основы предложений. В каких предложениях нет подлежащего? Подумайте, почему такие предложения называются односоставными.
3. Выполните одно из заданий (по выбору):
а) произведите на материале текста разные виды разбора;
б) выпишите из текста словосочетания, в которые входят прилагательные;
в) подготовьтесь к пересказу текста, напишите изложение.
Упражнение 3. Прочитайте словарную статью из Словаря русского языка (в четырех томах). Какими признаками научного стиля обладает этот маленький текст?
1. Сравните информацию, данную в словаре, с тем, что рассказывается о душице в тексте упр. № 2.
2. Запишите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Душица – это.
Упражнение 4. Найдите «лишнее».
1) Сорвешь, вдохнешь, заваришь, удивляешься.
2) Душица, мята, зверобой, крапива.
3) Растение, росток, растёшь, растущий.
Упражнение 5. Подготовьтесь к выразительному чтению.
У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.
Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.
А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.
Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.
1. Какова главная мысль поэтического текста?
2. Найдите в тексте синонимы, антонимы. Какова их роль?
3. Сравните: глава – голова. Какое слово придает тексту особое, торжественное звучание?
4. Подберите синонимы к вводным словам быть может.
5. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
Упражнение 6. Определите основную мысль текста.
1. Какие синонимы к словам грусть, болезнь используются в тексте?
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Докажите, что это текст.
3. Объясните значение слова немогота, принимая во внимание, что неможет – значит болеет (обл.).
4. Запишите ряд однокоренных слов к существительным-синонимам: работа, труд.
Упражнение 7. Определите тему, основную мысль текста. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение лексики. Выполните их.
Пушкину, прошедшему школу классицизма, свойственно очень точно и логично разграничивать смысл слов, используя чаще всего общепринятые, закрепленные словарем значения. Интересна с этой точки зрения «Зимняя дорога» (1826).
В этих семи строфах дана целая гамма синонимов: печаль, скука, тоска, грусть, и каждое из этих слов отличается свойственными ему, (не)зависящими от автора смысловыми оттенками. Поляны – печальные, потому что луна льет1 на них печальный свет; дорога – скучная; песни ямщика – тоскливые (сердечная тоска); поэту – грустно. «Скучно, грустно. » – говорит он, объединяя эти два слова в одном восклицании, но тут же и поясняет их различие:
А в последнем стихе – замечательное отуманен лунный лик, которое значит не столько то, что луна подернута туманом, – луна, воспринятая здесь как живое существо, как человек (лик), отуманена печалью.
(Е.Эткинд. Разговор о стихах)
1. Перечитайте стихотворение «Зимняя дорога», понаблюдайте за употреблением синонимов, повторяющихся слов.
2. Используя примеры из художественных произведений, докажите, что синонимы – «то же, да не то же».
Упражнение 8. Подготовьтесь к выразительному чтению в процессе комплексной работы с текстом. Сформулируйте самостоятельно еще несколько заданий (см. упражнения № 1, 2) по лексике. Выполните их.
У тонкого сна на краю,
покорного рвущему мигу,
я рай увидал,
а в раю –
настольную лампу и книгу.
Да, книгу в блаженном окне,
под теплою лампой настольной.
И труд золотой, добровольный,
настоянный на тишине.
Растроганно, (не)спеша
там книгу впивает душа.
1. Найдите в поэтическом тексте ключевые слова. Какое имя существительное является «самым ключевым» словом?
2. Какие слова употребляются в переносном значении?
3. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?
4. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из стихотворения?
5. Запишите стихотворение. Разберите по членам предложения, используя графические обозначения, первое и последнее предложения.
6. Какие книги, какие тексты надо читать непременно не спеша, чтобы их впитывала, впивала наша душа? Как автор характеризует этот труд души?
7. Запишите несколько формулировок тем сочинения, в которых слово книга будет являться ключевым.
8. Напишите сочинение о своей любимой книге, которую вы не только читаете «не спеша», но и перечитываете, размышляете над ней, анализируете и содержание, и язык, и композицию.
- Как сделать лексический разбор слова заклинать
- Как сделать лексический разбор существительного