Как сделать ленту времени 5 класс

История. 5 класс

Конспект урока

Урок 2. Счёт лет в истории

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Хронология это вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов, а также последовательность исторических событий во времени.

Календарь – это список дней года с разделением их на месяцы.

Летоисчисление это система исчисления больших промежутков времени.

«Новая эра» это современная система летоисчисления, за начальный момент отсчёта которой взята дата рождения Иисуса Христа.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты событий и их последовательность – это наука о времени. Она получила свое название в честь греческого бога Хроноса, имя которого переводится как «время». Согласно древнегреческому мифу время появилось во Вселенной первым, а уж потом появились огонь, воздух, вода.

Людям в древности было важно представлять, когда наступит зима или лето, когда готовиться к посеву или сбору урожая. Так возникла необходимость измерить время. Но как? Ответ подсказала сама природа. Люди заметили, что ход времени связан с Солнцем и Луной. Первой естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Это время от восхода до восхода Солнца. При наблюдении за Луной стали выделять месяц (от полнолуния до полнолуния) Впоследствии было замечено, что через некоторое количество времени повторяются явления природы. Так появился год. Годом считали промежуток времени между сборами урожая.

Календарь был необходим по многим причинам. Так в Египте календарь, предсказывал время разлива Нила, происходившее через один и тот же период времени, приблизительно равный году. Ведь если не собрать вовремя урожай, стремительные воды Нила погубят его и обрекут на голодную гибель людей.

А в Древнем Риме календарь сообщал о необходимости выплаты долгов. По традиции римские жрецы оглашали первый день каждого месяца и люди знали, что именно в этот день они должны платить долги или проценты. Этот день записывался в долговых книгах, которые назывались calendarium. Так собственно и возникло слово «календарь».

Календари в древности использовали в основном в хозяйственной деятельности, поэтому время в таких календарях, движется по кругу, от лета до лета, от одного разлива Нила до следующего, от полнолуния до полнолуния.

В каждой культуре возникла своя точка отсчёта времени. Например, египтяне боготворили фараонов и поэтому счёт лет вели от начала их правления. Но с каждым новым правителем счёт лет начинался заново.

В древней Греции крупнейшим событием были Олимпийские игры, именно они являлись точкой отсчёта времени. В Древнем Риме годы считали от легендарной даты основания Рима, со всеми этими событиями вы познакомитесь в дальнейшем на наших занятиях. Счёт по какому-либо памятному событию или правлению царей был неудобен.

А вот календарь, введённый в Риме Гаем Юлием Цезарем, названный впоследствии Юлианским, показался бы нам вполне знакомым. Именно он лёг в основу современного календаря. В нём год начинался 1 января и составлял 365 дней 3 года, а 4 год насчитывал 366 дней. Год делился на 12 месяцев. Однако даже юлианский календарь не совсем являлся точным. И с течением времени понадобились уточнения.

Поэтому в 1582 римским папой Григорием XIII был введён новый календарь. Этот календарь сейчас мы используем, он является общепринятым во всём мире.

Наши предки также использовали различные календари. Названия древнеславянских месяцев были приурочены к явлениям природы и полевым работам. Например, январь назывался «сечень» от слова сечь, рубить. Славяне рубили лес зимой, чтобы подготовить площадь для посевов. А июнь именовался «червень» – от слова червь. В этом месяце собирали в садах и огородах вредных гусениц.

С принятием христианства в 988 году славяне перешли на юлианский календарь, но точкой отсчёта была дата сотворения мира. По указу Петра 1 с 1700 страна перешла к отсчету времени от рождества Христова, а на современный григорианский календарь россияне перешли лишь в 1918 году, к этому году разница во времени составляла уже 13 суток.

В Израиле годы исчисляются от Сотворения мира, которое согласно иудейской религии произошло 5779 лет назад. В Пакистане летоисчисление ведется от времени переселения пророка Мухаммеда в Медину, которое произошло 1440 лет назад. А вот мы привыкли, как и весь христианский мир, привыкли считать время от рождения Иисуса Христа, которое по подсчетам историков произошло гораздо позже сотворения вселенной, всего 2019 лет назад.

Вся история поделилась на два больших периода или эры – до рождения Христа и после. Время после рождения Христа называется нашей эрой, а время с глубокой древности до Р.Х называется временем до нашей эры. Для того чтобы было удобнее представить очерёдность событий, произошедших в разное время, мы используем «ленту времени».

Время на этой линии движется вперед слева направо.

Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Исторические события, которые произошли до нашей эры, находятся на ленте времени слева от разделительной линии. События, расположенные справа от этой линии, относятся к нашей эре. Внимание! Не перепутайте – счёт лет до нашей эры ведётся в обратном порядке, а время движения всегда направлено по направлению к нашим дням.

Давайте разберём на примерах.

Нам известно, что Рим был основан за 753 до Р.Х., т.е. в 753 г. до н.э., а первые Олимпийские игры в Греции прошли ещё раньше, за 776 лет до Р.Х., т.е. в 776 г. до н.э. Мы видим, что годы до н.э. нумеруются как бы в обратном порядке, т.е. сначала был 776 г. до н.э., а позже наступил 753 г. до н.э., еще позже 1 г. до н.э. Нулевого года не существует и после 1 г. до н.э. идет 1 г. н.э.

С помощью ленты времени можно посчитать количество лет, прошедших от одного события до другого. Даты, которые находятся в одной эре вычитают, а в разных – складывают. Так, со времени образования Рима в 753 г. до н.э. прошло (2019+753) 2772 лет, а вот с крещения Руси прошло «всего лишь» (2019–988) 1031 год.

Мы уже познакомились с такими временными единицами как сутки, месяц и год, но историки измеряют время в гораздо более крупных единицах. Так 100 лет составляют столетие или 1 век, а 10 веков = 1 тысячелетию. Века принято обозначать римскими цифрами, в то время как мы привыкли пользоваться арабскими.

Первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1147 год – отбрасываем 47 и получаем 11+1 – XII век.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие.

I век I тысячелетие

Ответ: Правильный вариант/варианты

2237 год XXIII век

10 век I тысячелетие

Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1653 год – отбрасываем 53 и получаем 16+1 – XVII век.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Могут быть лишние варианты ответов.

_______календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг _______; продолжительность года принята примерно _______ суток. Каждый четвёртый год является_________. Год делится на _______месяцев. Впервые _______ календарь был введён папой римским _____в католических странах в ______ году взамен прежнего _______.

Ответ: Григорианский календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята примерно 365 суток. Каждый четвёртый год является високосным. Год делится на двенадцать месяцев.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году взамен прежнего юлианского.

Пояснение: В задании даны слова для заполнения пропусков, необходимо подобрать нужные по смыслу слова и восстановить текст. Достаточно внимательно изучить эти слова и правильно выполнить задание.

Мы знаем Григорианский и Юлианский календари. Григорианский календарь связан с циклическим обращения Земли вокруг Солнца. Продолжительность года по месяцам и дням известна всем.

Источник

УЧИМ ИСТОРИЮ: TIMELINE

Давно уже нужно было написать про такую замечательную вещь, как timeline — лента времени, как мне недавно подсказали.

О ленте времени и писать почти нечего, но как она здорово помогает представить ход исторических событий! Смысл её в том, чтобы представить историю визуально. Ленту можно сделать на всю историю человеческого рода, ее можно сделать и на конкретный изучаемый период. Лентой можно обклеить всю стену или уместить её в альбом. Тогда одним взглядом ты можешь окинуть целое столетие или тысячелетие, увидеть, какие произошли события, какие люди жили в одно время.

Лента времени делается просто. Если есть свободная стена в комнате или стенка вдоль лестницы, на ней крепятся полоски шириной в 2-6 см с отметками столетия на каждой. На полоске, выше или ниже её приклеиваются фигурки исторических лиц или значки с важными событиями — войнами, открытиями и пр.

Фигурки можно купить готовые. Отличное качество я нашла у компании HOMESCHOOL IN THE WOODS (сайт). Под детальной чёрно-белой картинкой (мои дети любили их раскрашивать) написана дата и краткий комментарий. Если вы покупаете у них распечатанные картинки, их нужно будет вырезать. Фигурки напечатаны на крепком полукартоне и неплохо держатся на стене. Если вы купили CD ROM, картинки нужно будет сначала распечатать. Преимущество электронной версии в том, что фигурки можно печатать сколько угодно раз (для разных детей или для замены испорченного листа). Минус в том, что печатать их на полукартоне сложнее.

Если нет возможности купить готовые фигурки, можно вырезать самые простые, незамысловатые фигурки из белой бумаги и подписать. Чтобы быстрее было вырезать, сложите гармошкой.

Как сделать ленту времени 5 класс

Вот как это будет выглядеть.

Как сделать ленту времени 5 класс

или так (похоже, здесь вместо полосок используют деревянные планочки)

Как сделать ленту времени 5 класс

Вот фигурка крупным планом.

Как сделать ленту времени 5 класс

ЕСЛИ НЕТ БОЛЬШОЙ КОМНАТЫ

Конечно, не у каждого будет такая большая, свободная от мебели стена — что тогда? Тогда вполне можно сделать небольшой график в виде папки или альбома. Вот такой.

Как сделать ленту времени 5 класс

Как сделать ленту времени 5 класс

или даже просто с рисунками

Как сделать ленту времени 5 класс

Мы делали вначале ленту времени на стене, но потом переехали, и так за хлопотами и не добрались к своим полоскам и фигуркам. Со средними детьми мы стали делать ленту в папке. Вот какие примечания я вынесла из нашего опыта.

Если вы введёте слово timeline homeschool, wall timeline, notebook timeline homeschool вы увидите в images дополнительные идеи для оформления графика времени.

Источник

Создание лент времени

Содержание

Лента времени

Как сделать ленту времени 5 класс

«Лента времени» — это временная горизонтальная линия, на которую в хронологичеcком порядке наносятся события. Обычно временная лента представляет собой шкалу с разметкой по годам с указанием того, что происходило в тот или иной период времени. Лента времени зачастую используется в образовательном процессе в различных научных областях, школьных дисциплинах. Так как лента четко разделена на временные отрезки и визуально оформлена, учащиеся смогут визуально представить какое-то событие и лучше запомнить его.

Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам. Самый яркий пример — это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты учащиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его.

Пример ленты времени

Лента времени «Исторические этапы информатизации образования» [1]

Лента времени «Вторая мировая война» [2]

Лента времени «Русская литература» [3]

Лента времени «Эпоха открытий» [4]

Лента времени «Крупнейшие извержения вулканов в истории» [5]

Использование лент времени

Когда вы открываете диалоговое окно Интервал дат, то можете заметить, что здесь находится еще один ярлык — Хронология. Эта функция обеспечивает наглядный просмотр временных промежутков в виде небольшого линейного графика, как показано на рис.

Как сделать ленту времени 5 класс

Изменение обзора временных промежутков — единственное изменение, которое вы увидите, кликнув на ярлыке Хронология. Все функции временных промежутков и их сравнения остаются теми же. Чтобы изменить длину ленты времени, зажмите один из ярлычков справа или слева ленты времени и перенесите его в нужное место. Это особенно важно помнить при сравнении двух лент времени, когда временные промежутки могут перекрывать друг друга. Лента времени легче для восприятия, чем календарь. Однако вы должны знать, что лента времени не изменяет графики, используемые в различных отчетах, доступных вам.

Изменять временные промежутки мониторинга вам придется часто. Просматриваете ли вы отчеты за последнюю неделю, сравниваете ли этот год с прошлым — временными промежутками вам придется пользоваться всегда.

Алгоритм разработки ленты времени

1) Определение темы и постановка задач;

2) Подбор нужного материала;

3) Расположение единиц материала в хронологическом порядке;

4) Подбор иллюстративного материала к каждому событию: картинок, фото, видеофрагментов, аудиозаписей;

5) Сбор всех материалов в отдельную папку на своем рабочем компьютере;

6) Создание описания к выбранным материалам;

7) Посещение электронного сервиса по созданию лент времени, регистрация и размещение подготовленного материала в окнах сервиса;

8) Публикация готовой работы в Интернет

Обучающее видео для создание лент времени:

Сервисы для создания лент времени

Сервисы по созданию лент времени отличаются особенностями графического отображения лент времени, особенностями интерфейса и возможностями редактирования событий. Ленту времени может составлять как один пользователь, так и несколько. Организация совместной работы в группе позволит формировать не только предметные компетенции, но и навыки коммуникации и сотрудничества. К сожалению, на сегодняшний момент в сети Интернет не представлены сервисы с русскоязычным интерфейсом (что значительно затрудняет их использование младшими школьниками). Поэтому для работы с этими сервисами необходимо разработать подробную инструкцию для учащихся и в первоначальный период организовывать работу обучающихся под непосредственным руководством педагога.

1. TimeRime.com — сервис для создания временных лент. В события можно добавлять различные материалы: текст, видео, графику, звук. Так же есть возможность совместной работы. В бесплатной версии есть минусы: ограничение на хранение размера созданной ленты времени, количество событий на ленте не больше 100, но в платном аккаунте нет рекламы, участники могут видеть только то, что создал их коллектив. https://www.preceden.com/?utm_source=timerime&utm_campaign=homepage

Как сделать ленту времени 5 класс

2. Timetoast.com — сервис для создания лент времени. В события можно добавлять различную информацию: фиксированную дату, текст, ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием. https://www.timetoast.com/

Как сделать ленту времени 5 класс

Как сделать ленту времени 5 класс

Как сделать ленту времени 5 класс

Как сделать ленту времени 5 класс

Опыт применения лент времени в образовании

Использование сервисов Web 2.0 в обучении детей позволяет работать в сетевых сообществах, участвовать в сетевых конференциях, выступать на форумах. Применение сетевых сервисов Web 2.0, позволят учителю повысить познавательный интерес учащихся, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач. Сервисы Web 2.0 делают процесс создания и размещения в сети дидактических материалов простым и доступным. Очень нравится учащимся использование таких сервисов, как TimeRime.com, для совместного создания временных лент, где дети добавляют информацию, дают пояснения и оставляют свои комментарии.

Ленты времени можно применять на предметах, где рассматривается хронология каких-либо событий, к таким предметам относятся история, литература, физика, химия, обществознание, география, биология.

На уроке истории таймлаинс можно использовать для структурирования последовательности исторических событий.

Как сделать ленту времени 5 класс

На уроке литературы при демонстрации биографий авторов или героев литературных произведений; чтобы представить себе эпоху, в которой жил писатель; чтобы сопоставить эпоху развития литературы в мире.

На уроке физики для фиксирования последовательности открытия различных законов.

На уроке химии для фиксирования последовательности открытия элементов периодической таблицы.

На уроке английского языка лента времени облегчает запоминание материала для «визуалов», так как все события представлены на ленте наглядно.

На уроках географии — хронологию освоения полезных ископаемых или географических открытий.

Как сделать ленту времени 5 класс

На уроках биологии — фазы развития организма, например, растения или этапы превращения гусеницы в бабочку.

Как сделать ленту времени 5 класс

На уроках математики – алгоритм решения уравнения.

На уроках химии – этапы химической реакции.

Во внеклассной работе ленту времени целесообразно использовать на классных и информационных часах, других воспитательных мероприятиях. Традиции семьи, родословные обучающихся, а также история искусств, музыка, наука, транспорт, примерный перечень тем, в которых использование таймлайнов оптимизирует образовательный процесс.

Изучение темы «Лента времени»в курсе «Введение в историю» (3-й класс). Урок действительно вписывается в программу “Школы России”, пропедевтический курс “Введение в историю” программы и учебника Е.В. Саплиной, А.И. Саплина. Провел его учитель истории и социальных дисциплин Колмаков Анатолий Иванович. Представленный вариант урока завершает изучение раздела, знакомящего детей младшего школьного возраста с лентой времени. Это первое углубление учащихся в настолько непростой материал, который гарантирует не только временное восприятие истории, но и синтез представлений о времени, исторических событиях, исторических личностей, исторической карты, способствуют проявлению новых учебных навыков систематизации и структуризации ЗУНов, причинно-следственных связей, понятийного ряда. URL: [6]

В Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 г.Сочи был проведен урок-путешествие «Лента времени» учителем начальных классов Тищенко Ириной Петровной. По ходу урока дети должны были изучить начальные знания о летоисчислении, временном восприятии истории «Ленты времени родного края», получить дополнительные сведения о счете временного пространства при изучении истории;Учитель провел урок в очень интересной форме, и по завершению занятия ученики уже могли определять эры, тысячелетия, века; получать и обобщать информацию по заселению территории родного края в различные временные отрезки; URL:[7]

Использование разнообразных компьютерных технологий позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые можно корректировать по мере необходимости.

Достоинства лент времени

Таймлайн — это технология, которую можно смело использовать при выполнении самых разных заданий из разных учебников. Практически любая исследовательская работа может быть воплощена в этой технике, к достоинствам которой можно отнести следующее:

-объемный учебный материал «упаковывается» в короткие мультимедийные интерактивные микроистории;

-материал приобретает лаконичную законченную форму;

-сочетание текста с другими элементами (видео, аудио, фото, и др.) создает занимательный материал, который можно использовать как самостоятельный материал, но при этом он не отражает всю тему в целом;

-формат таймлайна напоминает игру, где нужно пройти определенные этапы: посмотреть видеосюжеты, послушать аудиоматериалы, заглянуть в Wikipedia и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *