Как сделать лэпбук буквы
Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»
Елена Новикова
Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»
Увидев варианты лэпбука на страницах сайтов, пришла к выводу, что эта самодельная, развивающая папка станет незаменимым помощником при изучении и закреплении различного материала с детьми дошкольного возраста.
За основу я взяла 2 папки формата А-3, соединив их между собой.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о буквах (звуках) русского языка.
Расположение материала в лэпбуке я поделила на несколько зон.
1 задание: ребёнок определяет, к какой группе относится звук: гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий.При определении дети опираются на свои ощущения: положение языка в ротовой полости, тактильно-вибрационный контроль, наличие воздушной струи и её длину.
Артикуляционный образ звука (слева) помогает в данном определении.
В правом верхнем углу я расположила конверт, в котором находятся изображения предметов с заданным звуком.
В правом нижнем углу расположен конверт с изображением предметов, состоящих из различного количества слогов.Цель этой игры: закрепить навык деления слов на слоги.
В следующий конверт я вложила небольшое стихотворение, которое помогает запомнить образ буквы.
После того, как произошло закрепление звука, я предлагаю перейти к букве. Для этого в своей работе часто пользуюсь одной из игр Воскобовича «Конструктор букв». Используя различные элементы (воротца, стрелочки, уголки, клюшки) дети с удовольствием выкладывают заданную букву.
Слева, в верхнем углу, расположен уголок с различными лабиринтами. Герои лабиринтов должны быть связаны с заданным звуком.
В нижнем левом углу находится конверт с загадками. В отгадках есть заданный звук. Здесь же дети могут вновь определить нахождение звука в слове.
На правой стороне лэпбука, в верхней части, расположен конверт с кассой букв и слогов. Дети самостоятельно выкладывают различные слова с заданным звуком.
Ниже находится конверт с чистоговорками и стихами.
Чистоговорки дети составляют самостоятельно, опираясь на рисунки.За основу берут последний слог в слове: «Цы-цы-цы-разноцветные пуговицы!» и т. п.
В результате индивидуальной работы с лэпбуком, ребятам удаётся самостоятельно, в интересной форме закрепить полученные знания.
Содержание лэпбука может меняться по мере знакомства с новыми буквами (звуками).
Спасибо за внимание!
Дидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы» Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: • Развивать фонематический.
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы Э, Е» Цели занятия: познакомить детей с буквами Э, Е и научить распознавать их зрительно; закрепить зна- ния детей о звуке [у]; учить детей писать.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з]-[з’], [с]-[с’]. Буквы з-с. Чтение» (подготовительная к школе группа) Тема «Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, слов». Задачи: 1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2. Способствовать развитию.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ж], [ш]. Согласные буквы Ж, Ш. Сочетания Жи, ши, же, ше» Цели занятия: закрепить имеющиеся знания детей о бук- вах Ж, Ш; научить правильно читать и пи- сать сочетания ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШБ; форми- ровать.
НОД по обучению грамоте «Звуки [п] [б]. Буквы Пп Бб» Закрепление знаний о механизмах организации звуков[п] [б].Активизация словарного запаса на звуки[п] [б] по лексической теме «Одежда».Закрепление.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.
Занятие по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР «Гласные звуки и буквы» Тема: Звуки и буквы: А, У, О. Задачи. Развивать фонематический слух, воспитывать культуру звукопроизношения. Упражнять в подборе слов на.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» Цели занятия: познакомить детей с понятиями «звук», «звуковичок»; рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; научить де.
Лэпбук «В мире звуков и букв»
Малиновская Юлия Владимировна
Лэпбук «В мире звуков и букв»
Представляю вашему вниманию авторское пособие Лэпбук «В мире звуков и букв», рекомендуемое к использованию в практике работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения.
Данное пособие является полифункциональным, т. к. может быть использовано на разных этапах работы по коррекции звуковой стороны речи ребёнка:
• на подготовительном этапе
• на этапе формирования новых произносительных умений и навыков
• на этапе формирования коммуникативных умений и навыков
Лэпбук «В мире звуков и букв» подойдет для работы с разными звуками (за счет наполнения и смены игр и игровых упражнений в кармашках Лэпбука). Лэпбук может быть использован, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения (ФНР, ФФНР, МДР).
Использование игр и игровых упражнений в кармашках Лэпбука «В мире звуков и букв»позволит решить учителю-логопеду следующие задачи:
1. Подготовить органы артикуляции к постановке звука, развивать артикуляционную моторику.
2. Развивать фонематического восприятия изучаемого звука.
3. Закрепить изучаемый звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
4. Совершенствовать звуковой анализ и синтез слов.
5. Расширить словарный запас.
6. Закрепить грамматические категории речи (функции словоизменения и словообразования).
7. Развивать связную речь.
8. Развивать мелкую моторку пальцев рук.
Для решения поставленных задач в кармашках Лэпбука можно разместить комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнения для самомассажа (в картинках, дидактические игры и игровые упражнения, игры-ходилки с кубиком, разрезные картинки, пазлы, разнообразный речевой материал.
Лэпбук «В мире звуков и букв» напоминает книгу, листая страницы которой, ребёнок выполняет игровые задания и в интересной форме, легко запоминает новый для него звук. Все игры располагаются в кармашках (пластиковых папках с кнопками) для удобства хранения.
Представленный Лэпбук наполнен дидактическим материалом для закрепления в речи ребёнка звука «Р».
В кармашках и папках Лэпбука подобраны разнообразные дидактические игры и игровые упражнения для автоматизации звука «Р», для совершенствования фонематических процессов, звукового анализа и синтеза слов, для обогащения словарного запаса, для закрепления грамматических категорий словоизменения и словообразования, для развития связной речи. Лэпбук дополнен шнуровкой для развития мелкой моторики пальцев рук.
Ребёнок может выполнять задания как в самом Лэпбуке, так и играть в речевые игры вместе с педагогом или с другими детьми, выкладывая на стол наглядный материал.
Вот некоторые из дидактических игр Лэпбука со звуком «Р».
Игра «Звуковое домино»
Цель: Автоматизация звука «Р» в словах. Обогащение словарного запаса.
Ход игры: Для игры необходимо изготовить карточки с изображенными на них картинками со звуком «Р». Картинки подбираются таким образом, что бы изучаемый звук «Р» находился в разных позициях. В игре могут принимать участие два и более ребёнка, правила игры как в обычном домино. Ребёнок подбирает карточку с нужной картинкой, называет, что на неё изображено и правильно произносит в слове звук «Р».
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: Автоматизация звука «Р» в словах. Обогащение словарного запаса.
Цель: Автоматизация звука «Р» в словах. Закрепить умение изменять имена существительные по числам.
Ход игры: Для игры необходимо изготовить карточки с изображенными на них картинками со звуком «Р» в единственном и множественном числе. Ребенок достает картинки из кармашка Лэпбука и раскладывает их на столе.Задание: найди каждой картинке пару и назови картинки парами, правильно произнося звук «Р» в словах.
Цель: Автоматизация звука «Р» в словах. Закрепить умение согласовывать имена существительные с именами числительными в роде, числе и падеже.
Ход игры: Для игры необходимо изготовить карточки с пятью повторяющимися картинками со звуком «Р» (картинки подбираем так, чтобы звук «Р»находился в разных позициях: в начале, в середине, в конце слова, например, «рак», «горка», «топор» и др.).Задание: посчитай предметы, изображенные на картинке по образцу (один рак, два рака, три рака, четыре рака, пять раков).
Игра «Звуковые домики»
Цель: Автоматизация звука «Р» в словах. Закрепить умение определять место звука «Р» в слове.
Ход игры: Для игры изготавливаем три треугольные крыши со схемами слова в каждой из них (звук в начале, в середине, в конце слова) и карточки с картинками со звуком «Р». Строим домики, раскладывая под соответствующие крыши картинки-кирпичики.Задание: назови картинку, определи место звука «Р» в этом слове и положи картинку под нужную крышу. В игре может принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.
А так же разнообразные игровые упражнения «Собери разрезную картинку со звуком «Р», «Выложи фигуру со звуком «Р» из счетных палочек», «Составь предложения по сюжетной картинке», «Придумай рассказ по серии картинок» и др.
Изготовив Лэпбук, я стала активно применять его в своей практике. Дети увлеченно играют, и в игре отрабатывают и закрепляют изучаемые звуки.
Вы можете собрать свой Лэпбук на любой звук, кармашки наполнить другими играми, добавить свое видение и получится прекрасное пособие, позволяющее достичь наилучшего результата.
Успехов и творчества!
Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс Конспект фронтального занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ» (1-ый этап обучения, 1-2 класс) Михайлова Н. В., учитель-логопед,.
Конспект итоговой открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну Звуков и Букв «Развивайка»» Конспект итоговой открытой непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну Звуков.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков и букв [Г]-[К]» Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К. Задачи: Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в.
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну звуков и букв» Цель: совершенствование звукового анализа слова, составление предложений из заданных слов. Задачи: Образовательная задача: Упражнять детей.
Определение в слове звуков и букв. Тренажер Слайд 1 Определение в слове звуков и букв. Слайд 2 Ребята! Я сделал фотографию, но она получилась чёрно-белой. Помогите мне её раскрасить.
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста Программные задачи: познакомить со звуками «л» и «л’», со звуковым анализом слова «лиса», продолжать знакомство воспитанников с понятиями.
Шаблоны для изготовления лэпбуков
Лэпбук переводится с английского как «наколенная» или «складная книга». Это популярное, интересное наглядное пособие, а также отличный способ хранения всей собранной по определённой теме информации, игр, загадок и прочего. Лэпбуки называют интерактивными папками, поскольку они содержат множество элементов, которые требуют от ребёнка действий, непосредственного участия. Это всевозможные кармашки, книжки-гармошки, выдвижные и раскладные модули, вращающиеся детали, окошки. Мы собрали много готовых шаблонов.
Основа для лэпбука
Но чтобы собрать все эти удивительные части лэпбука, наполнить их полезной информацией, разнообразными заданиями и упражнениями, сперва необходимо сделать саму папку, украсив её титульную страницу в соответствии с темой. Необходимо помнить, что мы создаём пособие для дошкольников, значит, обложка должна содержать не только надписи, но и картинки, чтобы дети могли быстро сориентироваться и понять, что содержит в себе лэпбук.
Изготовить титульные листы можно несколькими способами:
Лэпбук из картона с принтами получится прочным и нарядным
Шаблоном называют готовый образец для изготовления какого-либо изделия. Использование шаблонов значительно облегчает работу и экономит время при создании лэпбуков.
Фотогалерея: примеры оформления титульной страницы лэпбуков различной тематики
Внутри пособие стоит сделать ярким, привлекающим внимание малышей, но не слишком пёстрым, иначе дети будут теряться в поиске нужного, особенно младшие дошкольники. Если фон страниц лэпбука разноцветный, кармашки и надписи на них лучше сделать однотонными, если же вы выбрали фон одного тона, то в таком случае будут уместны яркие разноцветные элементы.
Каждое наглядное пособие призвано прививать детям эстетический вкус, поэтому следует избегать излишней пестроты, кричащих цветов, нагромождения декоративных деталей.
Фотогалерея: образцы фонов для лэпбуков
Кармашки и конверты, которые можно сделать своими руками
В каждом лэпбуке есть несколько видов элементов, в которых размещается информация, игры, загадки, пазлы и т. д. Их изготавливают по шаблонам и распечатывают (чертят) на цветной бумаге для принтера либо распечатывают уже готовые, в цвете и с надписями. Наиболее часто в интерактивной папке используют кармашки и конверты разной формы, простые и фигурные. В них хранят карточки с заданиями, загадками, разрезные картинки, пазлы и другие виды игр.
Фотогалерея: шаблоны карманов и конвертов для лэпбука
Можно использовать и готовые конверты для писем и дисков, украсив их на собственное усмотрение.
Распашные модули
Не меньше нравятся детям и распашные модули в форме цветов, звездочек, снежинок. Раскрывая их, малыши не только знакомятся с содержащимся внутри сюрпризом, но и развивают мелкую моторику, учатся контролировать свои действия, бережно относиться к материалам.
Фотогалерея: подборка заготовок распашных модулей
Книжечки для лэпбуков
Книжечки (блокнотики) внутри лэпбука могут быть нескольких видов:
Самый простой вариант книжки-гармошки из полоски бумаги
Видео: изготовление многоуровневой книжки
Движущиеся элементы и модули
Неподдельный интерес малышей вызывают движущиеся части лэпбука: круги, открывающиеся окошки, стрелки, фигурки животных, сказочных персонажей. Их можно нарисовать или изготовить в технике аппликации вместе с детьми во время занятий или свободной деятельности.
Сделать круг с окошком тоже несложно, для этого необходимо:
При творческом подходе вращающиеся круги можно изготовить не только из бумаги
Фотогалерея: шаблоны кругов для лэпбука
Видео: как сделать вращающуюся стрелку для лэпбука
Карточки с заданиями
Для карточек также существует ряд интересных шаблонов, которые украсят лэпбук и помогут воспитателю или родителям сделать его привлекательнее для малышей.
Фотогалерея: примеры оформления карточек
При изготовлении элементов лэпбука не следует забывать об особенностях каждой возрастной группы дошкольников. Папка для самых маленьких содержит крупные элементы, но количество их меньше, старшие дети справятся с более мелкими блокнотами, конвертами, окошками. Кроме того, воспитатели и родители должны помнить о том, что тематические папки будут очень востребованы детьми. Следует позаботиться о прочности каждого элемента: обклеить прозрачной плёнкой или скотчем.
Лэпбуки, интерактивные тематические папки или наколенные книги — как бы не назывались эти пособия, они имеют большой потенциал для развития детворы и активизации мыслительных процессов, познавательного интереса,творчества и самостоятельности. Взрослым не следует брать на себя всю инициативу по подбору информации и изготовлению лэпбука, а вот помочь малышам, привлечь их к созданию папки по красивым и несложным шаблонам будет очень полезно и увлекательно.