Как сделать лестовку старообрядческую своими руками
Как сделать лестовку старообрядческую своими руками
Произношение: ударение на первом слоге лéстовка.
Важное предупреждение: использовать четки и молиться по ним мирянину можно только с благословения священника.
Вопросы постарайтесь разрешить с тем священником, у которого Вы получили благословение на молитву по четкам.
Человек создан по подобию Бога. А это значит, что молитвенное делание – важнейшая часть жизни любого христианина.
Земля русская взрастила многих молитвенников, окропивших землю слезами, а часто и кровью.
В иконографии святых, прославившихся в своей земной жизни особым молитвенным подвигом, принято изображать с четками в руках.
Если обратить внимание на икону Преподобного Серафима Саровского благословляющего, то нельзя не заметить, что четки в его левой руке довольны необычны. Называют их лестовкой, имеют они глубокий духовный смысл, очень символичны и, к сожалению, незаслуженно забыты.
Именно с лестовками изображены на иконах и другие святые, например, Преподобные Сергий Радонежский, Илья Муромец, Еразм Киево-Печерский, Марк Молчальник Саровский, праведная Иулиания и это далеко не полный перечень. Четки такой формы изображены на известнейших полотнах «Боярыня Морозова», «Спор о вере», «Святая Русь».
Лестовка плетется из полосок кожи, довольно мягкой, но при этом прочной.
В полосках (обычно две) делается прорезь узкой стамеской или заточенной отверткой.
Длинна прорези должна быть не очень широкой (чтобы кожа в этом месте не порвалась). В прорезь продевается полоска кожи (она загинается назад, конец ее складывается вдвое и продевается через прорезь в обоих полосках).
С другой стороны ее берут руками и вытягивают.
В образованное кожей кольцо вставляют заранее приготовленный кусочек дерева, кожи или свернутую бумагу (старообрядцы пишут на этих бумажках молитвы: Иисусову или «Богородице, Дево. «, таким образом в большую степень лестовки делается вставка бОльшего диаметра).
Вначале расположены три степени, за которыми следует небольшой прмежуток.
После этого опять идет промежуток (эти промежутки символизируют небо и землю), а после них опять три степени.
Есть у старообрядцев и лестовки на 150 степеней и большими степенями через каждый десяток для совершения Богородичного правила.
————————————————-
Пример молитвенного праввила: читаются 10 лестовок. Первые семь лестовок с Исусовой молитвой:
Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго
восьмая лестовка Ангелу-Хранителю:
Ангеле Христов, Хранителю мой святый, спаси мя грешнаго раба Твоего
девятая Иоанну Предотече:
Святый Великий Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем
и десятая Пресвятой Богородице:
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего
Каждую лестовку же отчитывают таким образом: первые три и последние три ступени читают
Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже
с земными поклонами. Первые 12 и последние 17 малых ступеней поклоны также земные, остальные малые ступени с поясными поклонами. На первую великую ступень (после 12 малых) с земным поклоном читают:
Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си
На второй великой ступени с земным поклоном:
Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си
На третьей великой с земным поклоном
Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии си
В конце же лестовки
Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
Как сделать лестовку старообрядческую своими руками
ЛЕСТВИЦА ДУХОВНАЯ запись закреплена
ЛЕСТОВКА – КАК СДЕЛАТЬ САМОМУ.
Начало каждого молитвенного правила по лестовке называется «землею»: это небольшое пустое пространство из кожи, протянутое от верхнего края лапостков. Дальше идут первые двенадцать первых малых ступеней, которые обозначают двенадцать Христовых апостолов. Следующие за ними тридцать восемь – говорят нам о тридцати восьми недельном пребывании Христа-Младенца во чреве Пресвятой Богородицы. Здесь, ради опровержения некоторых случающихся иногда подложных толкований, отметим так же еще и знаменательное для общей церковной символики число «сорок», заключающее в себе совместное количество тридцати восьми малых и двух больших ступеней. Вторая половина лестовки начинается с напоминания о тридцати трех годах земной жизни Христа Спасителя, за которые поставлен с соответствующим числом последующий промежуток, а последние семнадцать малых ступеней свидетельствуют о семнадцати ветхозаветных пророчествах о Христе. Здесь, на пустом кожаном промежутке перед лапостками, мы символически восходим уже на небо. Отдельным образом отстоят у верхнего края лапостков с двух сторон три особые большие ступени, которые вместе с другими тремя, находящимися в самом кругу лестовки, составляют число «девять», по числу чинов ангелов-небожителей, четыре лапостка символически изображают четырех евангелистов, а пропущенная по краю лапостков обшивка указывает на евангельское учение. Треугольная форма лапостков – в честь Пресвятой Троицы.
Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определенной технике, которая имеет свои особенности. Две аккуратно отрезанные кожаные полоски шириною 1 – 1,5 см переплетаются между собою, образуя лествичные ступени, которые сильно затягиваются и фиксируются на плотную бумажную основу (трубочки). Длина отрезка особого значения здесь не имеет. На целую лестовку обычно уходит полоса величиною чуть больше метра, но не всегда возможно и конструктивно работать с таким материалом. Поэтому, для практического удобства, используются отрезки по короче, которые аккуратно соединяются между собою таким образом, чтобы подобная техника не представляла ущерба для качественной прочности и внешнего вида готовой лестовки. В основание лапостков берется жесткий картон, сверху которого наклеивается соответствующая для изделия ткань или кожа, обшивку на краях лапостков, в целях практической долговечности, тоже лучше делать из натуральной кожи. Во внутренней части между лапостками зашиваем семь небольших бусин или кожаных лоскутков, которые указывают на семь церковных таинств. Украшаются лапостки по вкусу и выбору мастерицы – бисером, паетками, золотой нитью. На весь процесс работы по изготовлению одной лестовки уходит от шести до восьми и более часов, в зависимости от сложности внешней отделки. Качественно сработанная, добротная лестовка может быть стать для неизменной спутницей и любимым другом на многие годы.
Здесь можно сделать заказ на недорогие лестовки из кожзаменителя.
ЛЕСТОВКА
Кое-где ещё сохранились надомные ремёсла, которыми славились наши бабушки и прабабушки: вышивка, пошив одежды, вязание. В порядке вещей, когда дарят нам рукавички или паголенки со знакомым с детства, дорогим сердцу узором. Не покупные, а домашние — хранящие тепло родных материнских рук. Но есть ремёсла совершенно забытые. Представьте себе. Встаёт мать или бабушка из-за ткацкого станка и протягивает вам лестовку, сверкающую бисером: «Возьми, чадо, молись лестовкой во спасение своё, да не забывай молиться за наше здравие, а потом и за упокой. » С каким бы трепетом мы приняли эту святыню, и как бы её хранили! Увы, всё это в прошлом. Утрачено ткацкое искусство, кто теперь делает лестовки?
И всё же есть такая мастерица. Живёт она в дальнем уголке Удорского района, в селе Пучкома. Зовут её Нина Ивановна. К ней-то и отправился я за ткацкими секретами.
Хозяйка встретила меня приветливо, только вот незадача: по-русски не умеет говорить. Выясняется, что Нина Ивановна — настоящий домосед, из родного коми села ни ногой. Только раз в жизни привелось ей выехать за пределы района, в Визингу к сыну. Но с тех пор зареклась. «В этой Внзинге страх один. Горы, кругом горы! Нет, не по мне это», — объясняет она.
Среди староверов, которых большинство в селе, Нина Ивановна считается «наставницей мирских», то есть обычных православных. Это не мешает ей жить в дружбе со староверами, даже участвовать в общих панихидах. Староверы в основном и заказывают у неё лестовки. Заказы приходят из соседних деревень и даже из Сыктывкара.
Хозяйка выкладывает на стол свою «продукцию». Красиво: многоцветие бисера, среди него сверкают бусины, словно жемчуг. Беру одну лестовку. Она совершенно белая — и нитки белые, и бисер.
— Такую лестовку берут с собой в могилу. Её надевают на руку покойнику, — объясняет мастерица.
И вспомнил я про обычай, который однажды меня удивил. Умер человек, его обрядили как положено, а в дополнение на левую руку намотали обыкновенную нитку с сотней завязанных на ней узлов. Оказывается, это символизирует лестовку — чтобы душа покойного молилась за живых. А настоящую лестовку класть в гроб не стали. Самим нужна.
По-прежнему лестовки в округе считаются «дефицитом». Мастерица-то одна, а у неё своё хозяйство, так что ремеслом занимается время от времени. Чтобы соткать одну лестовку, ей требуется один световой день. Вот и считайте.
— Как вышла на пенсию три года назад, так я занялась ремеслом, — рассказывает она. — И Богу стала молиться открыто, а до этого в себе веру носила. Вот так всё началось. Когда лестовка мне понадобилась, то обратилась я к сельчанке Александре Фёдоровне Жучевой, которая единственная в округе их делала. Она и на ткацком станке умеет. Но старенькая очень, уже глаза не видят. На словах мне объяснила — вот я и сделала лестовку. Смотрю, а людям тоже надо. Так и начала ремесленничать.
— А если вы мне на словах объясните, я тоже научусь?
— Вай, вай видлы. Попробуем.
Долго хозяйка втолковывала свои секреты, помогал ей переводчик, — но ничего я не понял. Махнула она рукой, внесла в горницу необычное сооружение, наподобие станка, и начала ткать. И сразу растворился языковой барьер, и сразу стало всё ясно. Со страхом я тоже приступил к станочку — и получилось!
Всё, оказывается, просто. Вообще, для изготовления лестовки могут служить ножки табурета, спинки кровати и прочие подручные предметы. Но лучше сделать простейший станок, как у удорской мастерицы. Состоит он из трёх брусков (два из них, А и Б жёстко закреплены на штангах — см. рис. 1), двух растяжек и «паня». Берём катушку с обыкновенной ниткой № 10 и начинаем намотку на бруски А, В и Б. Садимся к станку так, чтобы брусок А почти касался живота — далее эта поза сохраняется на протяжении всей работы. Конец нитки закрепляем внизу бруска А и протягиваем к Б, захлёстываем его снизу вверх и тянем обратно к А. По пути оборачиваем нить петлёй вокруг бруска В (его поначалу держим на весу рукой). Затянув петлю на В, дотягиваем катушку с ниткой до А и захлёстываем его сверху вниз. Первое кольцо готово.
Так и продолжаем. Нить наматываем равномерно вдоль брусков, тесным рядом, чтобы получилась лента толщиною в одну нить. Всего нужно намотать 18 колец. Сложность в следующем: в первом и втором кольцах петлю вокруг В оборачиваем по часовой стрелке, в двух последующих кольцах — против часовой, затем снова два раза по часовой — и т. д., поочерёдно. Должно получиться 5 нечётных и 4 чётные пары. Таким образом, брусок В раздвигает по вертикали нечётные (верхние) и чётные (нижние) пары, и в образовавшееся пространство между рядами пар можно пустить поперечную нить, чтобы получилась «плетёнка», ткань.
Но прежде надо сделать растяжки, при помощи которых мы будем перекрещивать нечётные и чётные пары. Берём тонкую верёвочку и, оттянув вниз нечётные пары (см. рис. 2), прихватываем их пятью петельками. Концы этой петлистой верёвочки привязываем к какому-нибудь стержню чуть толще спички. Чётные пары оттягиваем вверх — и делаем то же самое. Петельки свободно висят на нитяном ряде, но стоит потянуть за палочки вниз и вверх — и пары отделяются друг от друга. Причём, нечётные, которые были вверху, идут вниз, а чётные (были внизу) поднимаются вверх.
Теперь готовим поперечную нить. Берём катушку Г (желательно плоскую, картонную) с ниткой и насаживаем на неё 318 бисеринок и три бусины (45 + бусина + 51 + бусина + 99 + бусина + 123). Конец нитки связываем с другой, которая намотана на такую же катушку (Д). Одну из них протягиваем в пространство между верхним и нижним рядами пар — так, чтобы узел касался середины бруска А. Теперь можно ткать.
Меж рядов протягиваем Д. Туда же, но в обратную сторону, тянем Г, на нити которой насажен бисер. Отделяем три бисеринки (они свободно скользят по нити), подтягиваем их на середину между верхним и нижним рядами — и «панем» подворачиваем их, чтобы они «вылезли» меж ниток верхнего ряда и там «застряли». Затем снова протягиваем Д. Потом делаем «крест»: в образовавшееся меж растяжками пространство просовываем «пань» и подбиваем, уплотняя ткань. Далее в той же последовательности: нить — нить с бисером — нить — «крест». Бусины используются как «великие ступеньки» (см. рисунок лестовки). От ткача требуется художественный вкус: выбор бисера и нитей по цвету. Матерчатые лопасти пришиваются, когда готова лента с бисерными «ступеньками».
Вот и весь секрет. Мастерица напутствовала меня:
— А если кому непонятно будет, пускай приезжает в наше село, спросит у людей Нину Ивановну Жучеву. Я всегда здесь. Найти не трудно.
М. СИЗОВ.
Фото автора.
«Вера»-«Эском», № 93-94, июнь 1993 г.
Трудами братии Валаамского монастыря: изготовление лестовок
«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»
Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.
Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.
Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.
Бытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.
Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.
Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.
Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».
Особо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.
Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.
Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.
В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.
Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:
4) Евхаристия (т.е. Причащение)
5) Исповедь (Покаяние)
7) Елеосвящение (Соборование)
Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.
Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.
Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.
Проект по технологии «Четки-лестовка староверов»
Подойдёт и взрослым и детям
«Чётки – лестовка староверов».
Работу выполнила: ученица 8А класса
МБОУ «СОШ №20 им. В. Митты с УИОП»
Пахомова Софья Николаевна
Руководитель: учитель технологии
Михайлова Татьяна Викторовна.
Актуальность, обоснование проблемы, формулировка темы, целей и задач проекта.
Сбор информации по проблеме.
Анализ прототипов, обоснование выбора лучшего варианта изделия.
Описание проектируемого изделия.
Обоснование выбора технологии изготовления.
Обоснование выбора материалов.
Обоснование выбора цветовых сочетаний.
Экономическая и экологическая оценка будущего изделия.
Организация рабочего места. Описание последовательности изготовления изделия.
Описание окончательного варианта изделия.
Экономическое обоснование проекта.
Экологическая характеристика работы.
Анализ готового изделия.
На проектную работу «Чётки – лестовка староверов».
Лестовка должна отвечать следующим требованиям:
Быть удобным в использовании
Быть аккуратно выполненным
Быть безопасным в использовании
В ходе работы приобретен опыт в дизайне аксессуаров, знания истории изделия, умения обосновывать свой выбор, выполнять кропотливую работу, требующую терпения, критически оценивать результаты труда.
Лестовки не потеряли своей актуальности и привлекательности в наш современный век. Особенно их ценят люди, любящие оригинальные, авторские изделия. Я тоже отношусь к таким людям.
Для того чтобы выбрать лучшую идею, необходим анализ по критериям важным для выбранной темы и возможностей выполнения изделия.
Лестовка из мягкого износоустойчивого материала;
Лестовка из бисера ;
Лестовка из натуральной кожи
У меня есть навыки владения ручными стежками. Я нашла и изучила технологию плетения таких лестовок. Думаю моих навыков достаточно, чтобы справиться с подобной работой.
Тема проекта: « Чётки – лестовка староверов »
Изделие должно быть удобно в использовании;
Изделие должно быть аккуратно выполнено;
Изделие должно быть безопасным в использовании.
При выборе наиболее подходящего мне варианта изделия, я учитывала:
умение и навыки, необходимые для этой работы;
необходимость такого изделия;
количество времени, отведенного на работу;
затраты на приобретения материалов и инструментов;
Сбор информации по проблеме.
Многочисленные вероисповедания в России, и христианство в том числе, раздроблены на небольшие группы, отличающиеся друг от друга обрядами и формами служения. Православие не является исключением. Верующие не представляют собой единую структуру, они относятся к различным течениям, имеющим свои приходы и храмы. На бескрайних российских просторах проживает обширная община старообрядцев, которыми и являются мои предки по маминой линии.
Старообрядцы это — те православные люди, которые не признали церковные реформы Патриарха Никона в 1653-1656 годах.
Это православное течение сформировалось в семнадцатом веке после непринятия церковной реформы. Патриарх Никон повелел привести все религиозные книги в соответствие с греческими. Это вызвало раскол православной церкви, где старообрядцы отстояли свои обрядовые церковные традиции.
При церковных обрядах были обязательные атрибуты: подушечка для земных поклонов и лестовка.
Старообрядческая лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетенных между собой твердых кожаных ступенек-бобочков. Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками.
Согласно церковной традиции каждый из праздников имеет свой символический цвет, таким образом и цвета лестовки выбраны не случайно:
Длина Лестовки напрямую зависит от количества ступеней, которые ещё называют «бобочками». Каждый бобочек лестовок обвит молитвой.
В количестве ступеней заложен не только символизм, но и практический смысл для удобного исполнения разных видов христианского молитвенного правила.
Узоры на лапостках могут содержать образ виноградной лозы – как символ плодородия.
Венчальные белые или серебристые лестовки для новобрачных, имеющие торжественный и нарядный вид.
Вывод: у старообрядцев каждому виду лестовки уделялось особое внимание. Её узор, сочетание цветов, материал, из которого она сделана, имело большое значение в жизни православных старообрядцев.
Анализ рынка на предмет имеющихся аналогов изделия
Лестовка для повседневной молитвы. Молитвенная дорожка выполнена из тесьмы, лапостки не украшены.
Легко, времени займет не много.
Праздничная лестовка, молитвенная дорожка выполнена из бисера, лапостки украшены вышивкой гладью и дополнены бусинами.
Красиво, займет много времени
Лестовка для повседневной молитвы. Молитвенная дорожка выполнена из кожи, лапостки украшены мехом.
Необычно, но служит больше для украшения, а не для своего предназначения.
Праздничная лестовка. Она выполнена из натуральной кожи, лапостки украшены бисером.
Сложна в изготовлении молитвенной дорожки, потому что выполнена из натуральной кожи, времени займет много.
Анализ прототипов, обоснование выбора лучшего варианта изделия.
Разработка авторских эскизов вязаных са рафанов из пряжи.
Узор на лапостках лестовки выполнен в технике вышивка гладью, легко в изготовлении.
Узор на лапостках лестовки украшен пайетками. Пайетки придают изделию вычурность, что не соответствует теме.
Узор на лапостках лестовки выполнен в технике вышивка бисером, присутствуют мелкие детали.
Узор на лапостках лестовки выполнен вышивкой швом французский узелок, трудоёмкая работа.