Как сделать летный ранец
JB11 и Flyboard Air: индивидуальные летательные аппараты для армий
Еще в середине прошлого века появились первые проекты т.н. реактивных ранцев и иных индивидуальных летательных аппаратов, но до сих пор такая техника не пошла в серию и не нашла широкого применения. Тем не менее, новые проекты такого рода появляются с завидной регулярностью, а их создатели пытаются найти поддержку у военных ведомств. Любопытно, что несколько современных разработок уже поддерживаются армиями разных стран. Ряд других создателей таких ЛА рассчитывает на ее получение в ближайшее время.
Следует напомнить, что различные проекты реактивных ранцев и других аппаратов прошлого тоже разрабатывались при содействии армий – прежде всего, вооруженных сил США. И сейчас Пентагон заинтересовался очередным смелым предложением и даже выступил заказчиком в рамках одной из новых программ. Также реальные действия по развитию индивидуальных летательных аппаратов предпринимает Франция.
JB11 для Пентагона
С 2016 года американская компания JetPack Aviation Дэвида Меймана работает над перспективным реактивным ранцем. В предыдущий период компания создала несколько образцов индивидуальных ЛА того или иного рода. Ее разработки заинтересовали американских военных, что привело к появлению государственного заказа. В 2016 году Командование спецопераций военно-морских сил из состава Командования сил спецопераций США (US SOCOM NSWC) заказало компании JetPack Aviation разработку нового ранца в соответствии с собственными требованиями.
Военные желают получить компактное транспортное средство, способное перевозить по воздуху на небольшие расстояния бойца с вооружением и прочим снаряжением. Изделие должно иметь ограниченные габариты и массу, позволяющие транспортировать его силами военнослужащего. Также заданы требуемые летно-технические характеристики.
В соответствии с пожеланиями NSWC был разработан реактивный ранец под названием JB11 JetPack. В его основе лежат наработки по предыдущим проектам компании Д. Меймана, но также внедрены новые идеи. В частности, используются иная архитектура силовой установки и переработанные средства управления. Все это привело к повышению основных характеристик, в том числе продолжительности полета и грузоподъемности.
Ранец JB11 построен по традиционной для таких ЛА схеме. Имеется основная рама, к которой спереди крепятся подвесная система и органы управления. На бортах помещены двигатели, а внутри и позади рамы установлены те или иные элементы конструкции, в том числе топливный бак увеличенной емкости.
Силовая установка построена на основе шести турбореактивных двигателей собственной разработки тягой по 60 кг (суммарно 240 кг). Моторы закрепляются жестко и не могут перемещаться. Имеющиеся двигатели должны использовать керосин или дизельное топливо. В будущем планируется разработка моторов на водородном топливе. При оптимальных показателях расхода топлива обеспечивается продолжительность полета (при нормальной нагрузке) до 10 мин.
Управление ранцем осуществляется при помощи двух пультов, вынесенных перед пилотом на опорах-подлокотниках. Реализован полуавтоматический принцип управления. Пилот определяет направление полета, скорость, маневры и т.д., а его команды обрабатываются и преобразуются в цифровом вычислительном блоке, отвечающем за непосредственное управление агрегатами. Стабилизация и маневрирования выполняются за счет синхронного или дифференцированного изменения тяги двигателей.
Разработчики утверждают, что автоматика способна обеспечивать ровный полет, а также компенсировать выход из строя нескольких двигателей и безопасно спускать ЛА на землю. На случай более серьезных аварий предусматривается парашют. Его выпуск автоматизирован; летчик спасается вместе со своим ранцем.
Сухая масса реактивного ранца JP11 определена в 115 фунтов (52 кг). Он способен перевозить пилота и полезную нагрузку массой не более 230 фунтов (104 кг). При соблюдении этих условий скорость полета превышает 180-190 км/ч, дальность ограничивается режимом полета и расходом горючего. Теоретический потолок превышает 4500 м. Стоимость в существующей комплектации – 340 тыс. долларов.
Предполагается, что с такими характеристиками новая разработка JetPack Aviation позволит быстро перебрасывать солдат в заданный район при отсутствии других приемлемых путей. Во время полета пилот сможет передвигаться в нужном направлении, зависать, менять высоту и выполнять несложные маневры.
К настоящему времени компания-разработчик вывела изделие JP11 JetPack на испытания. Первые полеты осуществлялись не в полной комплектации и на привязи. В дальнейшем состав агрегатов был доведен до проектного, что позволило начать свободные полеты. Как скоро будет завершена доводка и ранцы передадут военным для собственных испытаний – не уточняется.
US SOCOM, по заказу которого создавался перспективный проект, пока не оглашает свои планы в отношении новой техники. По-видимому, в ближайшем будущем армейские специалисты должны будут изучить представленные образцы и сделать выводы. Требуется определить реальные характеристики и возможности, а также проанализировать гипотетические способы применения реактивных ранцев в реальных операциях и их эффективность.
По очевидным причинам, Командование сил спецопераций США пока воздерживается от комментариев на тему изделия JP11. Компания-разработчик, в свою очередь, говорит о большом будущем проекта и всего направления. В частности, утверждается, что интерес к реактивным ранцам уже проявляет не только SOCOM, но и другие структуры Пентагона. Приведет ли этот интерес к реальным контрактам – большой вопрос.
Тем не менее, нельзя не отметить, что сам факт заказа реактивного ранца официальной структурой привлекает внимание и может говорить о многом. По всей видимости, американская армия вновь заинтересовалась индивидуальными ЛА и готова рассмотреть перспективные образцы, созданные на основе существующих технологий. Очередная «проба» имеет некоторые шансы на успех, но не застрахована от провала.
Flyboard Air для французской армии
В конце прошлого года военное ведомство Франции поддержало отечественную компанию, занимающуюся тематикой индивидуальных летательных аппаратов. В конце ноября состоялись показательные полеты с применением нового образца в военных целях, после чего было принято соответствующее решение. Теперь министерство обороны оказывает поддержку частной компании, которая должна продолжать развитие основных технологий для перспективных проектов.
Речь идет о ЛА Flyboard Air от компании Zapata. Это изделие представляет собой компактную платформу с силовой установкой и прочими устройствами, способную поднять в воздух одного человека и небольшой груз. Уже в существующем виде Flyboard Air рассматривается разработчиком в качестве перспективного транспортного средства для спецподразделений или армии в целом. При помощи таких изделий бойцы смогут быстро перемещаться над полем боя или за его пределами.
Аппарат Flyboard Air выполнен в виде компактной платформы, в центре которой находится блок из четырех маломощных турбореактивных двигателей. Рядом с ними расположена аппаратура управления. По бокам от основной силовой установки находятся привязные ремни для пилота. На бортах платформы размещены еще два двигателя. На днище предусматривается простейшее шасси в виде четырех фиксированных опор.
Пилоту предлагается стоять на платформе. На своем месте он фиксируется при помощи привязных ремней для ног. Для безопасности во время полетов пилоты-испытатели используют ранцевые парашюты. Управление осуществляется при помощи дистанционного пульта, имеющего на себе все необходимые органы. Как и в случае с реактивным ранцем от JetPack Aviation, команды пилота должны обрабатываться бортовым компьютером и переводиться в управляющие сигналы для двигателей. Управление полетом и балансировка тоже осуществляются путем изменения тяги двигателей в разных комбинациях.
В существующем виде индивидуальный ЛА Zapata Flyboard Air весит около 25 кг и может переносить нагрузку до 100 км. Максимальная скорость полета достигает 140 км/ч. Достигнут потолок 150 м, продолжительность полета – 6 мин. Компания-разработчик планирует развивать существующую конструкцию, в результате чего ожидается резкий рост характеристик. Скорость собираются довести до 200 км/ч, потолок до 3000 м, а продолжительность полета – до получаса. Грузоподъемность улучшенной платформы вырастет вдвое.
Компания Zapata достаточно давно вывела свой индивидуальный ЛА на испытания и теперь занимается его продвижением на рынке. Основными заказчиками считаются гражданские структуры и спортсмены-экстремалы. При этом компания намерена побороться и за контракты военного ведомства. С этой целью в прошлом году были организованы показательные мероприятия, в которых использовался аппарат Flyboard Air.
24 ноября прошлого года Командование специальных операций Франции (COS) в рамках форума оборонных инноваций оценило реальные возможности изделия Flyboard Air. В присутствии высшего руководства страны состоялся учебный бой с применением штатных образцов и новой техники. В ходе показательного мероприятия бойцы спецподразделения высадились с катера на речной причал и освободили заложников. В это время в воздухе находился спецназовец с ЛА Flyboard Air. Он обеспечивал наблюдение с воздуха и прикрытие основной группы.
На показательных мероприятиях присутствовала министр обороны Флоранс Парли. Она отметила, что изделия по типу Zapata Flyboard Air могут быть полезными подразделениям COS. Вскоре стало известно, что проект может получить развитие при государственной поддержке. В декабре компанию Zapata подключили к программе RAPID Главного управления вооружений (DGA). Ей полагается грант на развитие технологий и создание новых образцов.
Государственное финансирование предназначается для совершенствования существующих технологий и поиска новых решений. Основной целью пока является повышение основных летно-технических характеристик, таких как продолжительность полета или грузоподъемность. Дополнительной целью программы станет создание новых компактных турбореактивных двигателей с уменьшенной шумностью. Поиск улучшенных технологий в сфере двигателей выполняется в рамках отдельного подпроекта Turbine Z Air. На все эти работы выделяется два года.
Вероятно, глубоко модернизированный вариант ЛА Flyboard Air, способный брать больший груз, лететь дольше и дальше, а также производящий меньше шума, получит определенные шансы поступить на вооружение французских спецподразделений. В подразделениях COS или других структурах французских вооруженных сил такие изделия могут использоваться в качестве легких транспортных средств, обеспечивающих высокую мобильность бойцов. Их можно будет использовать для быстрой доставки солдат в нужный район или для срочной эвакуации.
Проект Zapata Flyboard Air уже хорошо известен общественности, и недавно с этим ЛА подробно ознакомилось французское командование. По результатам изучения и демонстраций был выдан грант на проведение дальнейших работ. Возможно, существующее изделие Flyboard Air не поступит на вооружение Франции, но его улучшенный вариант с повышенными характеристиками может стать предметом заказа COS.
Необходимо отметить, что компании JetPack Aviation и Zapata не являются единственными создателями современных реактивных ранцев или иных индивидуальных летательных аппаратов. Похожие устройства разрабатываются и другими организациями, но именно проекты американской и французской фирмы на данный момент являются самыми успешными в контексте армейского применения.
Пока другие разработчики только демонстрируют свои проекты и пытаются привлечь внимание армий, американские и французские специалисты уже смогли заручиться поддержкой военных ведомств. Американская компания JetPack Aviation разрабатывает свой новый проект по заказу US SOCOM, а французская Zapata получила грант от DGA на дальнейшее развитие уже существующего летательного аппарата. Их конкуренты в сфере индивидуальных ЛА пока не могут похвастать такими успехами.
Результатом текущих работ по обе стороны Атлантики через несколько лет должны стать два улучшенных ЛА. Американским спецподразделениям предложат аппарат в виде реактивного ранца, а их французским коллегам – платформу с двигателями. В будущем два образца должны будут пройти заводские и войсковые испытания, по результатам которых армии смогут сделать выводы. Какими будут эти выводы, и что ждет новую технику – покажет время. Несмотря на все усилия ряда предприятий, пока рано говорить о начале эпохи реактивных ранцев в армиях.
«Железный человек» Ричард Браунинг начал продавать реактивные ранцы. Супергеройство купить нелегко, но можно
Изобретатель Ричард Браунинг, известный как «Железный человек», пустил реактивные ранцы собственного производства в открытую продажу. Первыми покупателями стали жители Лондона. Но, если и у вас найдётся 440 тысяч долларов, то прямо сейчас вы можете стать супергероем.
Ричард Браунинг – английский изобретатель и предприниматель, который получил от журналистов прозвище «Железный человек». В марте 2017 года Браунинг основал компанию Gravity Industries, где разрабатывался реактивный ранец, а уже в апреле того же года представил своё изобретение.
В июле 2018 года аппарат поступил в открытую продажу. Костюм для полётов в стиле Тони Старка оснащён пятью реактивными двигателями для вертикального полёта, и каждый из них рассчитан на давление в 22 килограмма, а сам он весит 27 килограмм. Направление и скорость полёта реактивного ранца контролируется с помощью движения рук, а на дисплее внутри шлема отображается информация о расходе топлива и прочие данные.
Первыми купить реактивный ранец могут жители Лондона в старейшем городском универмаге Selfridges на Оксфорд-стрит. Остальные покупатели могут поискать интересующую информацию на сайте компании, но за игрушку придётся заплатить 443.428 американских доллара (около 28 миллионов рублей), пишет New York Post. Пока же Браунинг раздаёт лишь экземпляры, купленные заранее и выполненные на заказ.
А вот сам Браунинг, летающий неподалёку от распродажи.
Reports of an unidentified flying man at #SelfridgesLondon have been confirmed. Introducing Gravity Industries, the world’s first jet suit, exclusively available at #Selfridges #takeongravity Gravity Industries Jet Suit pic.twitter.com/Jo9ilPkRWo
Ранец работает на реактивном или дизельном топливе, способен развивать скорость до 50 километров в час и подниматься на высоту до 3,6 километров. Однако во время демонстрации ранца возле универмага Браунинг парит всего в нескольких метрах над землёй, объясняя это соображениями безопасности.
Он потребляет около четырёх литров топлива в минуту при свободном парении. Поэтому три-четыре минуты вы сможете летать довольно легко. У нас есть ещё одна версия – при полётах в холодные дни тяга ранца увеличивается, и он летает около девяти минут.
Браунинг признаёт, что время работы рюкзака не идеально и Gravity Industries продолжает исследования по его усовершенствованию. Пока же тем, кто решит купить костюм, компания предлагает пройти бесплатное обучение по его использованию и предварительно попробовать себя в роли пилота на испытательном полигоне.
Изобретение первого реактивного ранца равнозначно первому полёту самолёта. На самом деле, эти полёты удивительные – спокойные и мягкие. Ранец летит пассивно, нежно.
Весной 2017 года Браунинг и его изобретение побили мировой рекорд и оказались в Книге Гиннесса после самого быстрого полёта в летательном костюме в истории человечества. При этом скорость летящего Браунинга составила 32,02 мили в час (51,53 километра в час).
Распродажи устройств из фантастических фильмов проводят и американские изобретатели. Чтобы раздать первую партию огнемётов инженер Илон Маск организовал целую вечеринку в SpaceX. Опробовав приобретение, клиенты забыли даже об угощениях.
А вот британец Росс Кэрнс устроил для своей бывшей жены слежку в стиле секретных агентов. Мужчина подчинил себе гаджеты, окружавшие возлюбленную, а потом сумел использовать подслушанное и увиденное против неё.
Людей на реактивных ранцах начали замечать из самолетов на высоте. Встреча может привести к катастрофе
Борис Ломакин, Василиса Андреева, Екатерина Андронова
Американский пилот сообщил диспетчеру, что во время посадки в аэропорту Лос-Анджелеса видел человека, летящего мимо на реактивном ранце. В тот момент самолет находился на высоте более 900 метров — «летающий парень» поднялся на столько же. Делом занялось ФБР.
Пилот American Airlines заметил возле своего самолета человека с реактивным ранцем. О произошедшем он тут же доложил диспетчеру. Получился такой разговор.
Диспетчер, мы только что пролетели парня с реактивным ранцем слева от нас, может быть, в 300 ярдах (274 метра — прим. ред.), примерно на нашей высоте
В момент посадки лайнер находился на расстоянии более 900 метров от земли. По данным телекомпании KTLA, пилот рейса 1997 сообщил о мужчине с ракетным ранцем примерно в 18:35 по местному времени в минувшее воскресенье. Пилот другой авиакомпании — Southwest Airlines — тоже сообщил о человеке с джетпаком. После поступивших сообщений диспетчеры передали пилотам еще одного самолета — компании JetBlue — о человеке в воздухе.
ФБР узнало о произошедшем и начало расследование. Обычно полеты на реактивном ранце проводятся в развлекательных целях и их активно рекламируют, но в данном случае подобного не наблюдается. Да и сам полет на такой высоте не является типичным.
Специалист по вопросам авиационной безопасности Стив Ковелл сказал каналу KTTV, что человек на реактивном ранце появился в воздушном пространстве над аэропортом на короткое время, потому что «даже самые совершенные реактивные ранцы обеспечивают лишь кратковременный полет». Вероятно, мужчина успел взлететь и тут же опустился на землю, а потом покинул район. Но высоту, на которую поднялся неизвестный, специалист не оценил. Однако, по информации Newsweek, в феврале 2020 года человек с ранцевым двигателем впервые смог подняться на 1,8 тысячи метров. Героем тех дней стал француз Винс Реффет. Он установил рекорд во время испытательного полета в Дубае, поднявшись почти на два километра в воздух и пролетев на скорости 240 километров в час.
А в январе 2018 года компания JetPack Aviation представила новую версию джетпака, который может лететь со скоростью до 320 километров в час и подниматься на высоту до 4,5 километра. Прежние модели разгонялись до 160 километров в час.
Человек уже летал около самолета. Это сделал в 2015 году швейцарский пилот Ив Росси. Тогда это мероприятие было согласовано. Росси летел рядом с самолетом Аirbus F380 на высоте километр. Для этого трюка нужно было выпрыгнуть из более маленького воздушного судна или вертолета, а также согласовать мероприятие. Так и сделал Росси, то есть диспетчер был в курсе.
Опасные ранцы
Майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов по просьбе «360» оценил произошедшую в США ситуацию. По его словам, для человека такие полеты опасны как минимум из-за высоты. Подобные полеты сопряжены с определенным риском, в том числе плохой изученностью самих аппаратов, так как они относительно новые. У ранца может случиться любой сбой — от проблем с топливом до некорректной работы двигателя.
Красноперов отметил, что для пилота джетпака управление аппаратом не такое страшное, как может показаться. То есть у реактивного ранца не может быть перегрузок из-за небольшой мощности двигателя и отсутствия больших лопастей.
Однако появление такого устройства в воздушном пространстве аэропорта опасно.
Это то же самое, как встреча с птицей. Если летать в любых зонах, где самолеты взлетают, там вообще недопустимы полеты этих ранцев
Красноперов также рассказал о преимуществах реактивных ранцев. По его словам, впоследствии они могут пойти на пользу человечеству, так как ранец удобен в пользовании. Например, не требуется взлетная полоса, чтобы подняться в воздух. Нужно лишь пространство метр на метр. Применять ранцы, по мнению собеседника «360», можно в качестве доставщика грузов.
Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов в беседе с «360» согласился, что возле аэропорта летать опасно и запрещено в районе 15-25 километров. Такие аппараты, по мнению специалиста, можно использовать в двух направлениях: развлекательном и спасательном.
Из катания на джетпаках можно сделать аттракцион, считает Попов. Если давать им серьезное предназначение, то реактивные ранцы можно использовать в ситуациях, когда нужна экстренная помощь, чтобы, например, быстрее добраться до места назначения.