Как сделать лежневую дорогу
Стальная колея
Лежневый путь или практика, как она есть.
Доброго здоровья, энтузиасты дачжелдора и им сочувствующие!
Вот и добрался я наконец до рассказа о деревянном, лежневом пути, который в силу обстоятельств мне пришлось сделать прошлым летом для транспортировки дров. Хоть и делалось все на скорую руку, и кое-где путь доставил ощутимые проблемы, но полученный опыт все окупил. И вот теперь я готов им с Вами поделиться.
Хотя начать я хочу с истории. Как известно, железная дорога начинала свою историю как раз с деревянного пути, который помог в свое время повысить гужевые грузоперевозки. В те далекие времена все было из дерева – и рельсы, и шпалы, и колеса. Постепенно технический прогресс превратил все составляющие в железные, но кое-где, в силу различных обстоятельств, деревянные рельсы – лежни – применялись вплоть до середины двадцатого века.
Как правило это были лесозаготовки, как показано на фото.
Круглолежневая дорога с тележками. Матвеевский лесопункт
Но были и другие примеры использования – военно-полевые дороги.
Раньше, в период индустриализации, издавались книжные пособия по строительству и эксплуатации данного вида дорог. Например, книга инж. лесотехнолога Г.Ф.Кулябина «Лежневые дороги», 1931 г.изд. Или автора Алексеева М.В с аналогичным названием, 1932 г. изд. К сожалению, данная литература сейчас является редкостью и сохранилась только в нескольких библиотеках. Но мне удалось найти в интернете описание лежневки:
«… При применении конной тяги в условиях непрерывности вывозки необходимо иметь постоянно действующие вывозные пути независимо от времени года. Наиболее легко осуществимый тип дорог – лежневая дорога. Лежневые дороги представляют собой простейший тип рельсового пути, который, как правило, не требует земляных работ при устройстве полотна и балластировки верхнего строения пути, так как обычно вместо насыпей из части срубленной древесины выкладываются эстакады на клетках.
Рельсы лежневой дороги делаются из подтоварника без изменения его профиля. Деревянные рельсы (лежни) крепятся деревянными нагелями к шпалам (главным образом в стыках) и соединяются между собой косым или прямым замком. Длина лежней соответствует наиболее ходовой длине строительного леса – 6.5 м.
Предельный подъем в груженом направлении 0.040; минимальный радиус закругления – 50м; в конечных пунктах – 30 м; наиболее выгодная ширина колеи – 1.20 м. После окончания вывозки материал лежневой дороги идет в дело (клетки эстакады) или на дрова (верхнее строение пути). Никакой специальной обделки лесоматериала, идущего на постройку дороги, кроме окорки верхней поверхности лежней. Приработки стыков и сверления дыр под нагель не требуется. …
… Главные вывозные магистрали строятся обычно по двухпутевой системе на расстоянии 250-300м одна от другой. Ориентировочный подсчет показывает, что на 1 км лежневой дороги падает при этом 1 000 м3 древесины, подлежащей вывозке.
Наиболее совершенным типом лежневых дорог является система Видегрена, где конная тяга заменена специального типа автовозом. Особенностью подвижного состава этого типа являются колеса на резиновом бандаже, тогда как при простейшем типе деревянных колес бандаж делается желобчатым (двухребордным).
При перевозке зимой конной тягой у вагонеток простейшего типа колеса заменяются полозками с желобчатым профилем. Грузоподъемность вагонетки – 3.5 м3 древесины и больше. Одна лошадь при хорошем состоянии пути летом свободно везет одну вагонетку, зимой на полозках в морозы – две вагонетки. Скорость перевозок 4-6 км/час в грузовом направлении и 10 км/час – в орожнем. На магистральных линиях через каждые 6-8 км следует устраивать оборотные конюшни. Подвижной состав требуется иметь в тройном количестве против установленной цифры перевозки за день. При конечных пунктах выгрузки и на конных станциях необходимо достаточное развитие запасных путей под порожняк. В зимнее время лежневые дороги могут быть использованы как ледяные путем оледенения колеи между лежнями.»
В конце исторической справки скажу, что лежневые дороги на лесозаготовках могли иметь длину в несколько десятков километров.
А теперь поведаю Вам о своем опыте использования лежневой дороги. О причинах, по которым мне пришлось воспользоваться именно этим видом транспорта, я написал вот в этом посте. Здесь же приведу полученный опыт.
И так, в моем варианте путь делался из шпал (старая шпунтованная доска), рельс (тарный брусок сечением 40х50, и креплений (мебельных уголков 40х40х10).
Времени на постройку пути было крайне мало и максимальное внимание, в данном случае, я направил на изготовление шпал. Дело в том, что в дальнейшем предполагалось использовать их с металлическим рельсом. Лежневый рельс был выбран по принципу «что под рукой было». Крепления подразумевали возможность легкого и быстрого сбора/разбора. В результате нареканий не вызвал только первый пункт. А вот второй и третий…
Но давайте по порядку. За старт был принят участок с металлическим рельсом (4-е пог.метра) от которого в сторону погрузки началась укладка лежневки. Шпалы укладывались на расстояние используемое с металлическим рельсом, затем на него укладывался брусок, выставлялось по рулетке расстояние колеи (356 мм), а затем все скручивалось между собой. Для соединения применялся мебельный уголок и саморезы 3х25.
По мере продвижения путь испытывался на прохождение пустой вагонеткой. Сразу скажу, что разница езду между металлом и деревом весьма заметна.
Так как путь шел по кривой обходя старую яблоню, то пришлось делать импровизированные закругления, по типу применяемых на УЖД колеи 750мм. В отдельных местах пришлось делать переходные вставки.
После того, как привезли дрова я сделал пробную поездку, которая показала перспективность расчетов. И дальше пошла работа
А вот во время работы повылезали недочеты да прощеты))) Какие? Ну слушайте:
Во-первых, лежневый путь делается круглым и колеса ПС имеют соответствующий профиль. В моем случае колеса имели угол подуклонки 10 градусов, а лежень был прямоугольным. Буквально за первые две возки он стал иметь скос, но… переходим ко второму пункту)))
Во-вторых, так как в шпалах не было запилов под рельс, а он(рельс), в свою очередь, крепился к шпале уголками, то происходило его смещение в сторону расширения под тяжестью колес. Уголки разворачивало, саморезы, которые использовались в креплении, смещало. И если пустая платформа не создавала большого давления, то груженая, да ещё имеющая подуклонку 10 градусов на колесах, словно клином пыталась раздвинуть рельсы в стороны.
В-третьих, углы поворота. 5 градусов относительно прямого участка – нормально, 7.5 градусов – терпимо, 10 градусов – тихий ужас))). Возможно, что для металлического рельса угол в 10 градусов не так велик, но для дерева, в данной конструкции, он был крайним.
Как сделать лежневую дорогу
скачать Лежневые дороги ссылка
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование | № стр. |
1 | ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ | 1 |
2 | ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ | 2 |
3 | КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ | 7 |
4 | Состав бригады | 8 |
5 | Материально-технические ресурсы | 8 |
6 | ОХРАНА ТРУДА | 12 |
7 | ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ | 14 |
Технологическая карта разработана на устройство лежневых дорог на объекте строительства:
При выполнении работ по устройству лежневых дорог необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
ОР-13.100.00-КТН-030-12 Порядок допуска подрядных организаций к производству работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов ОАО “АК “Транснефть”;
РД 39-00147105-015-98 «Правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов»;
СНиП III-42-80* «Магистральные трубопроводы»;
СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;
СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты»;
ВСН 012-88 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Часть I и часть II»;
Для выполнения сварочных и монтажных работ устраивается вдольтрассовый технологический проезд.
Лежневые дороги 1 типа прокладываются на обводненных участках и болотах IΙ типа, состоят из хворостяной выстилки, продольных лежней, поперечного настила, прижимных бревен и защитного грунтового слоя, и выстилкой НСМ
В состав работ входит:
Лежневые дороги устраивают по нераскорчеванной поверхности торфяной залежи. Пни спиливаются либо вырубаются заподлицо с поверхностью болота. Устройство лежневых дорог осуществляют в два этапа.
По первому этапу сооружения дорожной одежды – сооружают деревянную конструкцию методом последовательного наращивания по длине. При этом работы производится участками, равными шагу продольных лежней.
Продольные лежни и бревна сплошного поперечного настила транспортируют к месту производства работ трелевочным трактором. Продольные лежни укладывают с перекрытием на 0,75-1м так, чтобы в одном поперечном сечении не находилось более одного стыка.
На продольные лежни раскладывают бревна сплошного поперечного настила, доставляемые трелевочным трактором по готовому настилу с загрузкой поперек наклонной платформы. Бревна настила плотно подгоняют друг к другу.
После подгонки бревен поперечный настил обжимают шестью-девятью проходами трактора со скоростью не более 3 км/час по челночной схеме движения: первые по середине настила, а затем по его краям.
Сверху над крайними продольными лежнями укладывают прижимные бревна, которые скрепляют с лежнями проволочной скруткой через 2-3м.
Прижимные бревна укладывают в одну линию с зазором между торцами 10-15см для обеспечения стока воды.
Для устройства лежневых дорог используют нестроевую древесину хвойных и лиственных пород без ограничения по сортности, заготовленную при расчистке полосы отвода.
Далее приступают ко второму этапу сооружения деревогрунтовой дорожной одежды – устройству грунтового покрытия.
Сверху лежневый настил засыпают слоем грунта и уплотняют. Уклон от середины проезжей части к краям должен быть 3 %.
Схема устройства представлена на рис.1.
Контроль качества строительства лежневых дорог должен заключаться в систематическом наблюдении и проверке соответствия выполненных работ проектной документации.
Контроль качества работ должен проводится силами самой выполняющей работы строительной организации и включать текущее наблюдение за соблюдением технологии и качества строительства временных дорог.
Для монтажа и укладки трубопровода ширина лежневой дороги составляет 8,7 м. В местах устройства разъездов ширина лежневой дороги принята 13,5 м. Разъезды для вдольтрассового проезда необходимо устраивать через 500 м. Протяженность разъездов 30 м
Как сделать лежневую дорогу
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УСТРОЙСТВО ЛЕЖНЁВОЙ ДОРОГИ С НАСТИЛОМ ИЗ БРЁВЕН И ПОКРЫТИЕМ ИЗ МИНЕРАЛЬНОГО ДРЕНИРУЮЩЕГО ГРУНТА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
— длина лежневой дороги
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов.
2.2. Работы по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течении смены составляет:
Рис.1. Трелёвочный трактор МЛ-148
Рис.2. Автосамосвал КамАЗ-55111
Рис.3. Бульдозер ДТ-75
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.
3.2. До начала производства работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— разработать ППР на внеплощадочные подготовительные работы и согласовать его Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;
— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;
— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;
— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;
— укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;
— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;
— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
— оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;
— установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;
— составить акт готовности объекта к производству работ;
— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.
3.3. Общие положения
3.3.1. На обводненных участках трассы и болотах I и II типов, где возведение земляного полотна требует больших объемов привозного дренирующего грунта, и при отсутствии местных каменных строительных материалов, а также при наличии вблизи трассы лесоматериалов, следует устраивать временные дороги с деревогрунтовыми и сборно-разборными конструкциями дорожных одежд.
3.3.2. На болотах I типа, состоящего из плотных малоувлажненных торфов устойчивой консистенции с мощностью торфяной залежи менее 1-1,5 м, устраивают деревогрунтовую одежду в виде сплошного поперечного настила (сланей) из бревен диаметром 20-25 см, уложенных на поверхность болота. По краям проезжей части покрытия укладывают скрепляющие прижимные бревна, диаметром 18-25 см, между которыми отсыпают слой торфа толщиной 5-10 см и грунтовую оптимальную смесь покрытия толщиной не менее 20-30 см. На болотах I типа с мощностью торфяной залежи 1,5-2 м сплошной поперечный настил укладывают на продольные лежни диаметром 18-25 см (см. рис.4).
Рис.4. Лежнёвая дорога на болотах I типа
3.3.3. На болотах I типа с рыхлым водонасыщенным грунтом и на болотах II типа в основании дорожной одежды устраивает дополнительный подстилающий слой из хворостяной выстилки или из поперечных деревянных лаг, на который затем укладывают продольные лежни и сплошной поперечный настил с последующей отсыпкой на него мохорастительного слоя и грунта покрытия (см. рис.5).
Рис.5. Лежнёвая дорога на болотах II типа
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».
Конструктивная схема лежневой дороги
Содержание
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.. 3
1.2 Исходные данные. 3
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ.. 4
2.1 Нормативная документация. 4
2.2 Организационно-подготовительные мероприятия. 4
2.3 Конструктивная схема лежневой дороги.. 4
2.4 Состав бригады, потребность в машинах, механизмах.. 5
3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ.. 7
4. ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.. 14
5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.. 16
6. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.. 17
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Общие данные
Технологическая карта разработана на устройство лежневых дорог при строительстве объекта «Развитие газотранспортных мощностей ЕСГ Северо-Западного региона, участок Грязовец – КС Славянская» (с 395 км по 538 км)»
Технологической картой рассматриваются конструкции временных лежневых дорог с шириной проезжей части 8 метров на заболоченных участках с низкой несущей способностью.
Исходные данные
При разработке технологической схемы приняты исходные данные согласно ПОС. В болотистой местности на участках, проходящих по плохо замерзающим и непромерзающим болотам, проезд усиливается сплошным деревянным настилом, устраиваемым по типу «лежневки».
Состав работ
Технологическая последовательность производства работ по сооружению лежневой дороги шириной 8 м включает следующие операции:
— геодезическая разбивка дороги;
— заготовка лесоматериалов (резка стволов деревьев на бревна требуемой длины);
— транспортировка лесоматериалов к месту укладки;
— погрузка, транспортировка, укладка и уплотнение хворостяной выстилки (2 слоя);
— укладка и скрепление продольных лаг;
— укладка и скрепление лаг поперечного настила;
— укладка и скрепление колесоотбойных брусьев;
— устройство защитного грунтового (минерального) слоя покрытия дороги;
Укладку лежней производят гидроманипулятором, установленным на трелевочном тракторе с раскаткой их вручную при помощи металлических крючьев и кантовкой ломами. Бревна для поперечного настила (наката) доставляют трелевочным трактором. Раскатку по уложенным продольным лагам разгруженных бревен настила производят опущенным отвалом трактора. Работы по устройству защитного слоя осуществляют бульдозером мощностью 130 л.с., путем разравнивания способом «от себя», профилирования и уплотнения грунта.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Нормативная документация
Устройство лежневых дорог следует выполнять в соответствии с требованиями следующих документов:
― СП 86.13330.2014 «Магистральные трубопроводы»;
― СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги»;
― СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги»;
― СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».
Организационно-подготовительные мероприятия
До начала работ по сооружению дорог лежневого типа следует выполнить комплекс организационно-подготовительных мероприятий и работ:
― назначить лицо, ответственное за качественное и безопасное производство работ;
― разбить и закрепить ось дороги на всю длину участка, порученного для строительства данному подразделению;
― расчистить полосу отвода от леса и кустарника, срезать пни в уровень с землей;
― получить разрешение на рубку леса от лесохозяйственных организаций;
― обозначить на местности колышками или вехами проектную ось трубопровода и ближайшую к ней кромку настила сооружаемой лежневой дороги;
― подготовить вдольтрассовый проезд до болота или отдельный заезд с существующих дорог на трассу к болоту;
― доставить на трассу к месту работ и уложить в штабеля по сортаментам лесоматериалы;
― для сбора бытового и строительного мусора на строительной площадке установить специальные промаркированные контейнеры;
― доставить к месту работ механизмы, инструменты и инвентарь;
― получить производственно-техническую документацию;
― получить проект производства работ (технологическую карту) и ознакомить с документами членов бригады;
― установить в непосредственной близости от места работ вагончики для отдыха людей, хранения инструментов и инвентаря;
― обеспечить рабочие места бригады средствами первой медицинской помощи, питьевой водой, противопожарным оборудованием;
― провести инструктаж членов бригады по технике безопасности и производственной санитарии.
Конструктивная схема лежневой дороги
Конструктивная схема лежневой дороги представлена на Рисунке 1. «Конструктивная схема технологических лежневых дорог».
Сооружение лежневой дороги ведется методом наращивания с подвозом лесоматериалов трелевочным трактором по готовому настилу дороги. Работы выполняются захватками, равными по длине шагу продольных лежней.
Укладку лежней производят гидроманипулятором, установленным на трелевочном тракторе с раскаткой их вручную при помощи металлических крючьев и кантовкой ломами. Бревна для поперечного настила (накатника) доставляют трелевочным трактором. Раскатку по уложенным продольным лагам разгруженных бревен настила производят опущенным отвалом трактора. Работы по устройству защитного слоя осуществляются Бульдозером ДЗ-27 (либо тех средством с подобными характеристиками), путем разравнивания способом «от себя», профилирования и уплотнения грунта.
В составе работ не рассматриваются работы по заготовке лесоматериалов.
| |
Рисунок 1. Конструктивная схема технологических лежневых дорог:
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1212 ; Мы поможем в написании вашей работы!