Как сделать ликпаз на мачту

Ликпаз на стеклопластиковую мачту

Здравствуйте!
Мы тут планируем сделать мачту для ската, и рассматриваем стеклопластиковый вариант. Есь желание взять 9 метров канализационной ПВХ трубы диаметром 11 см и обмотать ее стеклотканью с эпоксидкой слоев эдак в восемь-десять. И вот никак не можем решить, как к этой трубе лучше приделать ликпаз и прочее.
Можно на вытяжных заклепках, но не разболтается ли?
Или на саморезах, но тогда непонятно, как уберечь фалы
Или закрутить саморезы в рейку, запиханную внутрь, но непонятно, сколько там эта рейка проживет, и как в нее попадать при такой длине.
..
Или это вообще неправильная мачта, и стоит подумать о чем то другом

В общем, буду рад любому дельному совету

ПС: я тут первый раз, и мачты я тоже никогда не делал

Здравствуйте!
Мы тут планируем сделать мачту для ската, и рассматриваем стеклопластиковый вариант. Есь желание взять 9 метров канализационной ПВХ трубы диаметром 11 см и обмотать ее стеклотканью с эпоксидкой слоев эдак в восемь-десять. И вот никак не можем решить, как к этой трубе лучше приделать ликпаз и прочее.
Можно на вытяжных заклепках, но не разболтается ли?
Или на саморезах, но тогда непонятно, как уберечь фалы
Или закрутить саморезы в рейку, запиханную внутрь, но непонятно, сколько там эта рейка проживет, и как в нее попадать при такой длине.
..
Или это вообще неправильная мачта, и стоит подумать о чем то другом

В общем, буду рад любому дельному совету

ПС: я тут первый раз, и мачты я тоже никогда не делал

Не самый лучший вариант ИМХО.Вот есть чертежи мачты на «Торнадо»,приблизительно тех же размерений,но это чертежи при изготовлении из КАРБОНА!Но все равно может чем поможет.

Прикрепленные изображения

Не самый лучший вариант ИМХО.Вот есть чертежи мачты на «Торнадо»,приблизительно тех же размерений,но это чертежи при изготовлении из КАРБОНА!Но все равно может чем поможет.

Или сейчас вообще нету смысла рукодельничать, а стоит искать готовую либо делать на заказ, например, из дюралевой трубы подходящего профиля?

Если есть хоть малейшая возможность, надо просто купить два хлыста алюминиевого мачтового профиля

пока нету такой возможности, к сожалению

заклёпки и саморезы в стекле стоять не будут

так там же внутри труба еще будет из ПВХ толщиной целых 2 мм. Не удержит, если почаще приклепать?

так там же внутри труба еще будет из ПВХ толщиной целых 2 мм. Не удержит, если почаще приклепать?

сделать из двух труб: сложить вместе толстую трубу и тонкую (она будет ликпазом) и обмотать это все в К слоев, а потом в тонкой прорезать собственно паз. Только перед этим еще сами трубы обмотать по отдельности в несколько слоев. какой-то кружок «умелые руки» прямо

нагрузки на ликпазе это фигня по сравнению с силами возникающими на штаге и вантах,как вы собираетесь решать этот вопрос?Может стоит поискать Амг или титан?

Пардон,вопрос.Наврено нагрузки на ликпазе это фигня по сравнению с силами возникающими на штаге и вантах,как вы собираетесь решать этот вопрос?

Ну до этого вопроса мы пока не дошли, но думаю, что кусок металлической трубы, одетый поверх стеклопластиковой конструкции и прибитый к ней, например, сквозным болтом, должен справиться с нагрузкой

Где, кстати, принято брать этот самый мачтовый профиль из амг/титана?

Если вдруг все таки решите делать ликпаз из стеклоткани-грот придется сделать на ползунах.А то ведь стекло сколько не шлифуй-один черт тряпку пропилит

Вот нашел,может заинтересует.

Ну а это вообще точно по вашему вопросу.

Рулевой 2-го класса

Где, кстати, принято брать этот самый мачтовый профиль из амг/титана?

Вот еще гляньте ссылку, про изготовление рангоута намоткой из углеткани: Crab Claw

Здравствуйте!
Мы тут планируем сделать мачту для ската, и рассматриваем стеклопластиковый вариант. Есь желание взять 9 метров канализационной ПВХ трубы диаметром 11 см и обмотать ее стеклотканью с эпоксидкой слоев эдак в восемь-десять. И вот никак не можем решить, как к этой трубе лучше приделать ликпаз и прочее.
Можно на вытяжных заклепках, но не разболтается ли?
Или на саморезах, но тогда непонятно, как уберечь фалы
Или закрутить саморезы в рейку, запиханную внутрь, но непонятно, сколько там эта рейка проживет, и как в нее попадать при такой длине.
..
Или это вообще неправильная мачта, и стоит подумать о чем то другом

В общем, буду рад любому дельному совету

ПС: я тут первый раз, и мачты я тоже никогда не делал

К сожалению не нашел статьи в КиЯ. Однако помню, что особо там отмечалась излишняя гибкость секломачт. И как следствие потребность в усложненном такелаже.

Какие еще могут быть проблемы при эксплуатации стеклопластика, кроме гибкости?

Какие еще могут быть проблемы при эксплуатации стеклопластика, кроме гибкости?

А вот ликпаз лучше сделать из алюминиевой трубки-проще быстрее и от влажности не поведёт.

Ликпазз на дереве лучше фрезеровать внутренний.
А статьи, постараюсь найти.

Прикрепленные изображения

Источник

Ликпаз на стеклопластиковую мачту

У Дракона мачта цельная.,но чтобы такую качественно сделать-действительно искуство.ТАК ЧТО ЛУЧШЕ ЛИКПАЗ-ТРУБКУ ПРИКРУТИТЬ.

Драконовская если не ошибаюсь 11 метров,а на Скат надо 8,ещё и на гик остаётся

Вы наверно из лиственицы клеили-её если крутить начнёт не то- что клей никакими болтами не удержиш.

Первая навигация окончена.

хранящий лодку в гараже

>И еще вопрос, чем можно аккуратно пропилить ликпаз в трубке?

Если труба алюминиевая то можно шпунтубелем прострогать (рубанок типа такой)

Если труба алюминиевая то можно шпунтубелем прострогать

Вариант, конечно, интересный! Только у мужика этого длина изделия 2 фута, а при нашей длине все сложности изготовления деревянной мачты остаются.

zet, нам действительно нужна бюджетная мачта на скорую руку, причем относительно_простая_в_изготовлении.
Тут вопрос то главный такой: стеклянная мачта что, такая плохая, что и смысла нету ее ваять? Или проблемы есть, но их можно успешно решить?

Здравствуйте!
Мы тут планируем сделать мачту для ската, и рассматриваем стеклопластиковый вариант. Есь желание взять 9 метров канализационной ПВХ трубы диаметром 11 см и обмотать ее стеклотканью с эпоксидкой слоев эдак в восемь-десять. И вот никак не можем решить, как к этой трубе лучше приделать ликпаз и прочее.
Можно на вытяжных заклепках, но не разболтается ли?
Или на саморезах, но тогда непонятно, как уберечь фалы
Или закрутить саморезы в рейку, запиханную внутрь, но непонятно, сколько там эта рейка проживет, и как в нее попадать при такой длине.
..
Или это вообще неправильная мачта, и стоит подумать о чем то другом

В общем, буду рад любому дельному совету

ПС: я тут первый раз, и мачты я тоже никогда не делал

zet, нам действительно нужна бюджетная мачта на скорую руку, причем относительно_простая_в_изготовлении.
Тут вопрос то главный такой: стеклянная мачта что, такая плохая, что и смысла нету ее ваять? Или проблемы есть, но их можно успешно решить?

Можно сделать мачту и из фанеры, прямоугольного сечения. Лик-паз из 2-х реек или трубки.

Без комментариев.А то злобные админы и так вкатили 20 %( ни за что,заметьте)

>>Ага,этот способ описан в Woodenboat.
Который способ? из восьми хитровыстроганных палок?
на www.woodenboat.com сходу не нашел ничего

>>Какой парк станочный можете задействовать-опять же по знакомству.
только сварочный, все остальное по-любому покупать

>>когда речь идет о композитных мачтах. в разных сочетаниях очень это настораживает
ну так трубки то внутри будут практически только форму задавать, а вся нагрузка по идее должна лечь на стекло

>>Мне кажется, что изготовление деревянной мачты потребует сил времени и
>>денег меньше, чем стеклянной или композитной
нам пока это не очевидно. Рейки на заказ нам делают обычно около двух недель, причем около половины из них через какое-то время приобретает винтообразность

Можно сделать мачту и из фанеры, прямоугольного сечения. Лик-паз из 2-х реек или трубки.

Источник

Опции темы

Цель – улучшение обтекания системы мачта-парус на всех курсах.
Предлагаемое решение – установить на переднюю кромку паруса пластиковый обтекатель показанной формы.
Кто, что скажет по этому поводу?

Как сделать ликпаз на мачту

ИМХО в ТАКОМ варианте ничего хорошего не будет.
Сейчас мачты не такие уж толстые. Парус в ликпазе работает вполне нормально. Даже на настоящих гоночных лодках. Если хотите, можете сделать крепление паруса не в ликпазе, а вокруг мачты, только существенных изменений не заметите. Или сделать повротную мачту. Зато конструкцию усложните. А оно надо?

Как сделать ликпаз на мачту

1 см от мачты не получается, уменьшается карман, опять же ведет к ухудшению обтекания паруса.
Вторая схема, это крепление паруса на некотором удалении паруса от мачты. Это наиболее часто встречающееся крепление. К тому же во всех самодельных парусах переднюю (только переднюю) кромку армируют скотчем или т.п. Цель сделать переднюю кромку более жесткой. второе обязательное условие данной схемы, это равномерное удаление паруса от мачты. Этот вопрос до конца не исследован, но принимают расстояние от 2 до 5 мм. Реализуют это за счет одинаковых по диаметру колец. В более сложных схемах ставят упор между мачтой и передней кромкой паруса, используя «8» образные кольца (почти). При данной схеме, если забыть про простоту изготовления, легче регулировать натяжение паруса (тянется именно передняя кромка), парус при любых натяжениях занимает правильную позицию по передней кромке, легче в настройке.
К недостатком данной схемы может являться только тонкая, по отношению к первой схеме, передняя кромка. Но этот недостаток решается за счет профильного паруса.
А вообще, если подвести итог, преимущества первой схемы над второй на наших площадях нет! Делайте выводы.

Как сделать ликпаз на мачту

Как сделать ликпаз на мачту

Александр, позволю себе поумничать. На мой взгляд в этом сезоне яхта под номером 17 обладала самой совершенной аэродинамикой из всех «викторий». В то-же время за весь сезон она лишь однажды пришла третьей при полном штиле. У меня сложилось впечатление, что столь «правильные» паруса слишком много весят. Это подтверждается фотографиями с регат, где твоя лодка обычно идёт с креном намного большим, чем у других. Уменьшается действующая высота парусов, ухудшается их обтекание, начинает хуже работать вся подводная часть. В безветрие тяжёлые паруса не всегда могут быстро среагировать на термик и провернуться на нужный галс. Когда «фортиоло», и перекладок не требовалось, ты ехал очень быстро. Но на манёврах терял места.
Мне кажется, что предложенная схема принесёт с собой те-же проблемы веса. В сильный ветер виктория вполне грозный конкурент длиннокилевым яхтам, и мачта ей особо не мешает. А в слабый такой обтекатель может заметно снизить чуткость грота и эффективность пуза.
Посмотри результаты моей лодки N5. Во второй половине лета я тренировался намного меньше, а поехал заметно быстрее. Секрет в минимальной переделке стоячего такелажа и балансировке парусов. Они начали реагировать на даже на незаметные дуновения. А моя невнимательность при использовании циакрина привела к тому, что в Останкино я позорно стоял на месте.

Как сделать ликпаз на мачту

Как сделать ликпаз на мачту

Как сделать ликпаз на мачту

Без обтекателя. но выглядело все дело в разрезе, как на картинке выше.
Парус надевался на мачту.

Как сделать ликпаз на мачту

Давайте копнем дальше. Жесткая кромка-обтекатель предполагает отказ от галсовой оттяжки паруса.
Система натяжения на модели не предусматривает точную регулировку этой оттяжки.
Так вот вопрос: пользуется ли кто-нибудь ей при настройке паруса или её можно смело упразднить
и ограничиться только ахтерштагом и шкотовой оттяжкой паруса?

Как сделать ликпаз на мачту

Галсовую оттяжку я удалил, как мешающую повороту гика и усложняющую сборку яхты. Закрепил галсовый угол на гике, а узел натяжения перенёс наверх мачты. Но как регулятором им тоже не пользуюсь. Ахтерштаг не набиваю, наклоном мачты рулю стаксель-штагом и вантами. Стандартные плоские паруса вики отлично работают в средний и сильный ветер, когда передняя шкаторина прямая. Набивать её сильнее изгибом мачты нет смысла. Яхта ходила может чуть быстрее, но заметно ухудшалась устойчивость. А для штиля почти закончил невесомый пузатый комплект парусов и рангоута к нему, вот не дождусь испытаний и доводки. Нужна-ли ему будет настройка оттяжкой это только на воде ясно станет.
Вообще у вики главный тормоз под водой. Она очень сильно дрейфует и приводится. Надо по примеру тов. Волкова и Климова менять киль, и желательно руль. А может даже покрасить и полирнуть?

Как сделать ликпаз на мачту

Как сделать ликпаз на мачту

Привет Алксандр,
хорошо, что ты думаешь о парусов.
В Германие спросит о рульь, киль, поверхность корпуса и очен мало о «двигатель» яхт.
Твой систем я знаю только из литературы. Твоя идея есть правильо, но сложнo неуверенно в практике регаты.
Bolshoy писал, о системe «Парус одевался». Этот сегодня тоже в классе М мало. В классе RG65 open я думаю о этот систем. Мачт стоит. Может быть, что ванты нет. Но создание парусов тяжолее.

Парусы за мало ветера
Плёнкы за Виктории 0,020-0,025 мм (ORACOVER ((AIR OUTDOOR без клейки)) 0,23 mm можно купить) в россиеза Вояджера 0,030-0,050 мм ( у нас за парус № 1 метровки с высоко 1600 мм) 0,035 мм и Михаел Шармер взяет плёнка меньше 0,020 мм (маленкая цена).

Если ты пишешь, что ты создаешь парусы в 2 часа? Респект. мне надо 1-2 дней Где нибуть я покажил о строительстве паруса).

Успехы:
Конешно парусы очень важно. Но моя яхта на месте 1-7 (от 30) если дрег едет с моей. И меня? Месты 15-25.

Как сделать ликпаз на мачту

Источник

Самодельная мачта

Понятно. Видимо буду приклепывать ликпаз.

Рулевой 3-го класса

Самому интересно узнать как расклепывать.

Я то думаю на вытяжных заклепках делать. Хотя эксплуатация их на мачте минишвертбота показывает, что не очень то они сильно держат.

Рулевой 1-го класса

Есть интересный вариант по мачтам от 10 м.

Рулевой 3-го класса

На сколько будет крепким ликпаз если материал сосна? Сомнения дерзают. Семидесятку заготовил, но с дубом и т.п. не получается.

САВ, ну делают же из сосны, чего сомневаешься-то?
Может стоит один брусок вклеить из листвянки? Чтобы не сомневаться. Правда она колкая. хотя и дуб тоже.

У меня смешной вопрос: на маленьких бывших лодках мачты были без паза, и у кого-нибудь есть эти самые лики, которые в ликпаз вставляются? Фотку хоть бы показали.

Есть интересный вариант по мачтам от 10 м.

Прикрепленные изображения

Вот такой ликпаз – самодел видел, на мачте около 10 м.

Еще самодел, было в старых КиЯ.

Прикрепленные изображения

Рулевой 3-го класса

Еще самодел, было в старых КиЯ.

Рулевой 1-го класса

Есть интересный вариант по мачтам от 10 м.

Гонсчик (гоню много)

У нас ходит большая яхта «Кохана» с ферменной мачтой.

Рулевой 1-го класса

Вот такой ликпаз – самодел видел, на мачте около 10 м. Хозяин не жалуется, несколько лет эксплуатации, ничего не отвалилось. Трубы дюралевые.

Рулевой 3-го класса

Еще самодел, было в старых КиЯ.

Рулевой 2-го класса

Друзья!
Про мачты в голове всплыло 3 варианта экзотики:
1) Наиболее лакомый- щелевая мачта. Удивительно, но до сих пор кроме её изобретателя не делал. Заметка о ней в конце 90-х годов была в Катерах и Яхтах. В инете- молчок. даже обсуждать не обсуждали. Непонятно почему, хотя эта мачта, я считаю, перспективней крыльевых, ферменных и т.п. Может обсудим, кто думал, кто делал. Будем рады и соображениям, и практике.
2) На практике применялась мачта-крыло от элерона самолета. Алюминиевая, легкая и прочная. Применялась на тримаране у нас на Волге.Сломалась на шквале, пришлось бросить, чтобы тримаран не утопить. Оценка этой мачты- положительная, вспоминают о ней с ностальгией.
3) Велись разговоры среди наших саратовских яхтсменов о применении лопастей вертолета. Вроде тоже мачту-крыло можно сделать, только жесткости надо добавить краспицами. Практики по такой мачте нет.

Рулевой 2-го класса

Прикрепленные изображения

МИ-8, МИ-6 – отличные машины. Списанные лопасти – находка для яхтсмена –самодельщика. Для мачты используется передняя кромка. Задняя (с сотовым заполнителем) дарится самолётному самодельщику.

На крейсерских катамаранах, видел, используют целиком, типа мачта-крыло. Бегают шустро.

Правда, всё это, не от хорошей жизни, а из за отсутствия поблизости нормального мачтового профиля.

МИ-8, МИ-6 – отличные машины. Списанные лопасти – находка для яхтсмена –самодельщика. Для мачты используется передняя кромка. Задняя (с сотовым заполнителем) дарится самолётному самодельщику.

На крейсерских катамаранах, видел, используют целиком, типа мачта-крыло. Бегают шустро.

Правда, всё это, не от хорошей жизни, а из за отсутствия поблизости нормального мачтового профиля.

Рулевой 2-го класса

Делали много чего из лопастей. Находка находкой, однако не всё так радужно. 1) профиль не симметричный. 2) заднюю часть мачты нужно делать с нуля. 3) профиль очень тонкий, но с большой толщиной стенки. Из за этого вес. 4) удалять грузы не просто (ну это ладно). Вот камовские лопасти, пластиковые, уже проще.

Выявилась возможность обретения лопастей от вертолета. Кто знает, поделитесь особенностями изготовления мачты-крыла или просто мачты из этой лопасти. Если есть фото- то это еще лучше.

Источник

Проектирование яхт для любительской постройки.
Мачты и такелаж

Продолжение. Предыдущая страница здесь

Мачты и такелаж яхты

Мачты современных любительских судов в большинстве случаев делаются пустотелыми клееными. Известно, что яхтенная мачта нагружается, в основном, сжимающим осевым усилием, тогда как ванты работают на растяжение. Величина этих нагрузок зависит от силы ветра и остойчивости яхты, а также плеча кренящей пары. Зная остойчивость яхты, можно легко определить величину этих сил и потребный диаметр мачты. Обычно диаметр клееной сплошной мачты круглого сечения для бермудского вооружения принимается 11,3 мм на 1 пог. м высоты мачты над палубой. Наибольшее сечение мачта должна иметь примерно на половине высоты переднего парусного треугольника; у топа диаметр принимается равным 0,5-0,7 наибольшего, у шпора — 0,75. Наибольший диаметр мачты гафельного вооружения принимается 14-16 мм/пог. м. Если мачта пустотелая или имеет некруглое сечение, момент инерции ее поперечного сечения должен быть равен моменту инерции сплошной круглой мачты.

Мачты гафельного вооружения чаще всего имеют круглое поперечное сечение. Бермудские мачты также могут быть круглыми, но чаще их делают с вытянутым вдоль судна поперечным сечением, так как они хуже поддерживаются стоячим такелажем в продольном направлении. Такие мачты делаются прямоугольными, овальными или, если они вращаются вместе с парусом, каплевидными (рис. 14). Соотношение сторон мачты принимается не более 1:1,4, поскольку при увеличении его мачта резко ухудшает работу грота. Кроме того, соотношение сторон мачты зависит от схемы ее раскрепления стоячим такелажем: чем выше находится точка крепления основного штага, тем более вытянутым должно быть сечение мачты.

Рис 14. Поперечное сечение клееного рангоута
Как сделать ликпаз на мачту
а — мачта с фанерными щеками и наклеенным ликпазом; б, в, г — мачты;
д, е — гики; ж — гафель.

Толщина стенок пустотелой мачты должна быть равна 1/5 ее диаметра. Хорошо использовать для изготовления прямоугольной мачты авиационную фанеру (рис. 14, а). В этом случае толщина фанерных щек принимается 10-15 мм. Полосы фанеры стыкуются по длине на усовом клеевом соединении; боковые грани должны заделываться в шпунт деревянных щек. Мачта должна иметь у шпора сплошную вклейку, простирающуюся выше пяртнерса, а через каждые 1,5-2,0 м длины — жесткие диафрагмы. Для склеивания мачт применяются казеиновые и смоляные клеи.

Наибольший диаметр гика принимается равным 14-16 мм на 1 пог. м его длины и располагается на середине. У нока и пятки диаметр уменьшается до 0,7 наибольшего. Практичные сечения гиков приведены на рис. 14. Гик для патент-рифа должен иметь цилиндрическую форму прямоугольного или овального сечения. Гафель круглого поперечного сечения имеет наибольший диаметр 16-18 мм на 1 пог. м длины; чаще гафель выполняют с эллиптическим поперечным сечением.

Для присоединения паруса на гике и мачте выбирают ликпаз или ставят рельс с ползунками. Лик-паз может быть составной частью конструкции мачты, а также может быть наклеен на нее в виде губок или изготовлен из дюралевой трубки диаметром 16-25 мм (рис. 14). Парусный рельс делают из полосы цветного сплава (для облегчения скольжения ползунков), но он может быть и стальным. Для паруса до 30 м² хороша латунная полоса 15х2,5 мм. Гафельные паруса часто крепят к рангоуту с помощью сезневки.

При конструировании стоячего такелажа следует предпочитать наиболее простые схемы раскрепления мачты (рис. 15). На гоночном судне, имеющем облегченную мачту, применяется сложная проводка вант, которая, однако, не гарантирует мачту от поломки. Сделайте для своего прогулочного судна мачту несколько тяжелее и примените простую, но более надежную систему стоячего такелажа; благодаря этому вы будете чувствовать себя более спокойно при возможных перегрузках вооружения.

Рис. 15. Схемы раскрепления мачты стоячим такелажем
Как сделать ликпаз на мачту
1 — для яхт с топовым стакселем, парусностью до 70 м²; 2 — для яхт с обычным стакселем, парусностью до 25 м²; 3 — для яхт с обычным стакселем, парусностью до 70 м².

Проводка по типу 1 применяется при топовом стакселе. Разрывная нагрузка нижней и верхней вант принимается по величине равной водоизмещению судна. Такую же прочность должны иметь фор- и ахтерштаги. Если нижних вант две, то их суммарное разрывное усилие должно быть на 25% больше водоизмещения.

Если штаг крепится не на топе, стоячий такелаж проводят по типу 2 или 3 для более высоких мачт.

В этом случае прочность основных вант и штага принимается равной водоизмещению, а прочность ромбовант, ахтерштага и бакштагов 60-70% этой величины. Одной пары краспиц и ромбовант достаточно для раскрепления мачты, несущей 40-50 м² парусов. Бакштаги и ромбованты служат для компенсации тяги стаксель-штага, поэтому при проводке последнего на топ мачты необходимость в них отпадает. В этом случае тяга штага воспринимается ахтерштагом, прочность которого принимается одинаковой с первым. Помимо достаточной прочности и жесткости тросов такелажа, эффективность работы его зависит от угла встречи вант с мачтой (рис. 16). Этот угол должен быть не менее 13-15°, что и определяет длину краспиц и положение места крепления вант на мачте. Угол между мачтой и бакштагами принимается равным таковому между штагом и мачтой и составляет 15-30°.

Рис. 16. Влияние угла, образуемого вантой с осью мачты, на податливость ванты
Как сделать ликпаз на мачту

Стоячий такелаж вырубают из троса 6х7 или 6х19 с прочностью проволоки 150х180 кг/мм². Детали крепления такелажа к мачте и корпусу яхты должны рассчитываться так, чтобы при нагрузке, соответствующей разрывной для троса, в путенсах достигались напряжения предела текучести их материала. Практичны оковки из тонколистовой нержавеющей стали, изображенные на рис. 17. В таких оковках усилие на отрыв от мачты воспринимается болтом, а на срез — болтом и шурупами. Количество шурупов и диаметр болта определяются по величине удельной нагрузки на смятие древесины мачты под ними.

Рис. 17. Оковки для мачты яхты
Как сделать ликпаз на мачту
А — топовая оковка; Б — крепление нижних вант.

Бегучий такелаж — фалы — вырубают из троса 6х19 или 6х37. Грота-фал при парусности свыше 25 м² проводят в два лопаря; стаксель-фал удобнее основать в один лопарь и переднюю шкаторину стакселя набивать галс-оттяжкой или фаловой лебедкой. Гика-шкот грота проводится в два лопаря для грота 10 м², в три — для 20 м² и в четыре-пять — для 30 м².

Несколько замечаний следует сделать относительно установки мачты. Обычно мачту устанавливают в степс на киле и она проходит через пяртнерс на палубе, в котором ее расклинивают клиньями мягкого дерева. Преимущества такой конструкции состоят в непосредственной передаче на жесткую килевую балку осевого усилия от сжатия мачты, а также в том, что пяртнерс воспринимает только перерезывающую силу от изгиба мачты, в то время как реактивный момент передается в виде реакций в степсе и пяртнерсе. Недостатком является ухудшение обитаемости в каюте, что особенно чувствительно на малых судах. Можно установить степс мачты на верхней палубе или крыше рубки, подкрепив место его установки легким трубчатым пиллерсом или усиленными бимсами и висячими кницами (см., например, конструкцию яхты «Лоцман» на рис. 24). Палуба может быть подкреплена также жестким узлом пересечения переборок платяных шкафов (см. рис. 6).

Складная (заваливающаяся) мачта на яхте внутреннего плавания является необходимостью. Три типовые конструкции такой мачты показаны на рис. 18.

Рис. 18. Типовые конструкции заваливающихся мачт
Как сделать ликпаз на мачту
1 — мачта с деревянными пасынками; 2 — металлический стандерс, устанавливаемый на крыше рубки; 3 — разрезная мачта с шарниром.

Мачта может устанавливаться в пасынках по типу 1, 2 или может вращаться вокруг горизонтальной оси специального бугеля (тип 3). дальше>>>

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *