Как сделать линейку монтессори
Как сделать материалы для занятий по методике Монтессори своими руками?
Методика Монтессори популярна даже спустя более 100 лет. Согласно этой методике, необходимо предоставить ребенку полную свободу, обеспечив его максимально подготовленной окружающей средой. Развивающая среда должна содержать множество материалов для сенситивного развития малыша. Сделать такие материалы для занятий по методике можно своими руками.
Узнать подробнее об особенностях методики Монтессори вы можете из другой статьи или посмотрев следующее видео.
Делаем материалы для занятий своими руками
Каждый из нас знает, что дети растут и развиваются очень быстро. Для того чтобы их развитие протекало интересно малышам постоянно требуются новые развивающие игрушки, которые будут соответствовать их уровню. Если вы выбрали систему воспитания Монтессори, то вам потребуются специальные материалы для подготовки развивающей среды ребенка.
В магазинах можно встретить огромный выбор подходящих для развивающей среды Монтессори материалов, которые не составит сложности сделать дома самим. Времени на это вы затратите не так много, но при этом сэкономите значительную часть семейного бюджета.
В первую очередь, следует провести ревизию среди игрушек вашего крохи. Это поможет вам понять, каких материалов у вас предостаточно, а какие необходимо сделать. Расположите те материалы, которые подходят для занятий, на доступной для ребенка высоте. Учитывайте разделение пространства на зоны, которое предполагается по системе Монтессори.
Теперь можно приступать к работе над поделками.
Делаем рамки-вкладыши
Для того чтобы самостоятельно сделать вкладыши вам потребуется:
Как сделать:
Ваши вкладыши готовы. Можно проводить занятие. С помощью такой рамки можно выучить с малышом цвета, геометрические фигуры, научиться сравнивать предметы по размерам. Предназначается данное пособие для детей от года.
Шершавые буквы
Для изготовления букв потребуется:
Мастерим:
Эти 2 пункта можно выполнить на компьютере и распечатать готовые листы.
В нижеследующем видео показан небольшой мастер класс по заготовке цифр вышеизложенным способом.
Начинать использовать пособие лучше не ранее чем в 3-4 года. С его помощью ребенок будет развивать прямые ассоциации звуков и букв, запоминать названия букв и их написание, подготовится к последующему письму и чтению, у него будет развиваться мелкая моторика. Очень важно следить за правильным обведением буквы, как при письме. Если ребенок делает не правильно необходимо остановить его и показать снова. Если сейчас ребенок запомнит неправильное написание буквы, то в дальнейшем при письме он будет писать ее точно так же.
Сенсорные мешочки
Потребуется:
Как сделать:
Еще один вариант заготовки сенсорных мешочков в нижеследующем видео.
Можно упростить процесс создания мешочков, сделав их в виде веселой гусенички.
Для этого отрежьте от неплотных колгот нужную длину. Засыпьте один вид крупы в носок и завяжите узел. Должен получиться плотный шарик. Теперь засыпаем следующий вид крупы и снова завязываем узлом. Так следует поступить с каждым видом крупы. Последний шарик можно наполнить полиэтиленовой пленкой или пакетами для шуршания. Прошейте хвостик гусенички, оформив его. Со стороны носка оформите мордочку. Для глаз можно использовать бусины, для рта – небольшой лоскут красной материи. Можно сделать усики из проволоки и бусин.
Такие игрушки подходят для детей, начиная с самого раннего возраста. С их помощью будут отлично развиваться тактильные ощущения, мелкая моторика, внимание крохи. Также, благодаря разному звучанию, использование тактильных мешочков будет способствовать развитию слуха.
Мобиль
Система Монтессори предусматривает использование мобилей для новорожденных. Однако они совсем не похожи на те, которые вы можете встретить в продаже. Монтессори-мобили отличаются четкими формами, спокойной цветовой гаммой, четкими цветами, отсутствием музыки и быстрого вращения деталей.
Формы выбираются абстрактные, движение осуществляется с помощью воздушных потоков, плавно и естественно. За таким темпом движений крохе проще следить и фокусировать взгляд.
Предлагаем сделать мобиль-шестигранник, классический Монтессори-мобиль.
Нам потребуется:
Как сделать:
В видео ниже можно посмотреть, как сделать шестигранник для мобиля в технике оригами.
Такой мобиль можно предложить малышу с 3 месяцев. С его помощью он будет учиться фокусировать взгляд на движущихся предметах, следить за ними взглядом, воспринимать цвет и форму.
Стенд (доска)
Стенды по Монтессори в современном мире еще называют бизибордами. Это так называемые развивающие доски, на которые можно закрепить все, что в жизни под запретом для малыша. С помощью них малыш будет с увлечением знакомиться с домашним бытом.
Для того чтобы самостоятельно сделать стенд по методике Монтессори вам потребуется:
Как сделать:
Необходимо закрепить элементы бизиборда на доске. Вы вполне можете придумать какой-либо сюжет для него и действовать в соответствии с ним. Можно просто использовать в разбросанном виде, все те элементы, которые нашлись у вас дома. Чем больше элементов вы расположите, тем больше увлечет стенд малыша.
В нижеследующем видео представлен небольшой видеообзор бизиборда ручной работы.
Данная развивающая игра подходит для детей с 2 до 7 лет. Однако заинтересовать маленького исследователя она сможет и раньше. Играя ребенок учится открывать и закрывать замки, пользоваться розетками и выключателями, работает со шнуровками и различными застежками. При этом очень хорошо развивается мелкая моторика, внимание, усидчивость. Малыш учится находить решения различных бытовых проблем, удовлетворяет свой познавательный интерес. При этом он получает свободу выбора и может работать только с каким-то одним элементом или переключаться на разные.
Идею, как сделать интересный бизикуб, вы можете найти в следующем видео.
Сенсорный коврик
Такой коврик станет забавой для крохи на долгое время, ведь на нем расположено много сюрпризов. Сшить такой коврик можно из тканевых отрезов, старой одежды, лоскутков ткани разных фактур. Подойдет любая фурнитура, крючки, молнии, аппликации, застежки липучки, кнопки, застежки от ремней.
Для начала сшейте основу будущего коврика по задуманным размерам. В качестве наполнителя можно использовать синтепон. Также за основу мы можете взять тонкое байковое одеяло.
Далее включайте воображение и продумайте эскиз будущего коврика. Коврик может сочетать ткани разных фактур, вы можете нашить накладные кармашки на различных застежках, в которых будут прятаться мультяшные герои (готовые аппликации можно положить внутрь кармашка ), сделайте не открывающиеся кармашки (или спрячьте под аппликацией) с различными крупами (предварительно прокалите крупы в духовке), полиэтиленовыми шуршащими пакетами, вшейте пищалки, которые издают звук при нажатии на них.
Все что вам осталось сделать – воплотить ваш эскиз в жизнь.
Смотрите небольшой видеообзор готового сенсорного коврика для малышей.
Такой коврик будет способствовать сенсорному развитию крохи. С его помощью малыш будет развивать мелкую моторику, тактильную восприимчивость, познакомится и будет учиться пользоваться различными креплениями. Подходит для 8-месячного ребенка и старше.
Пирамидка «подушки»
Для того, чтобы сделать такую пирамидку вам будет необходимо:
Из ткани вырезаем по 2 квадрата. Учитывайте, что подушки можно сделать разных размеров и цветов. В этом случае вам будет нужно рассчитать размер квадрата и цвет, так чтобы соседствующие стороны подушечек были одного цвета. К примеру, для основы пирамидки делаем квадрат со стороной 12 см. Низ квадрата сделаем красным цветом, верх пусть будет зеленым. Стороны следующего квадрат будут размером 11 см. Низ этого квадрата шьем зеленым цветом, а верх желтым, третий квадрат делаем со сторонами 10 см, низ желтого цвета, а верх выбирайте сами и продолжайте в такой последовательности.
На лицевую сторону ткани квадратов пришиваем липучки. С одной стороны будущей подушки жесткая часть липы, с другой – мягкая. Складываем 2 квадрата одной подушки лицевыми сторонами друг к другу и прошиваем с 3 сторон полностью, а на 4 стороне оставляем небольшой участок открытым. Он нам будет нужен для наполнения подушки.
Выворачиваем подушку и заполняем наполнителем. Для самой большой нижней подушки используйте самый тяжелый наполнитель (например, гречневую крупу) для придания пирамидке устойчивости. После заполнения прошиваем тот участок, который оставался открытым. Одна подушка готова.
Таким же образом шьем остальные подушки для пирамидки. Используйте для них наполнители полегче.
Пирамидка готова и можно отдавать ее в пользование ребенку.
Таким пирамидкам будут очень рады дети, начиная с 1-2 лет. Она поможет малышам выучить цвета, будет способствовать развитию тактильного восприятия, поможет сформировать понимание понятий «больше» и «меньше».
Игры с прищепками или цветные ежики
Это пособие будет самым простым в изготовлении. Вам будет необходимо вырезать из цветного картона контуры каких-либо фигур. После этого ребенок с помощью прищепок доделывает недостающие элементы. Можно вырезать круг для солнышка, тучку для дождика, треугольник для елочки, ежика и сделать ему иголки, птицам и животным сделать лапки и хвост. Малыш сможет вам помочь украсить фигуры, нарисовав им глазки, раскрасив.
Постарайтесь подобрать прищепки под цвет фигуры. Тогда ребенок будет не только развивать мелкую моторику, занимаясь с этим материалом, но и выучит основные цвета. Для лучиков солнышка используйте желтые прищепки, для дождика к тучке пусть кроха найдет синие прищепки, для зеленого треугольника, из которого вы планируете сделать елочку, попросите подобрать зеленые прищепки.
Как видите, очень много Монтессори материалов без труда делаются своими руками. Для их изготовления вам не придется много покупать, в основном игрушки сделаны из подручных средств. В магазинах аналоги этих дидактических игр обойдутся вам очень недешево.
Посмотрите следующее видео с занятиями для малышей по методике Монтессори.
Монтессори у вас дома: создание развивающего пространства и дидактических материалов своими руками
О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья. Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.
О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья.
Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.
Самое главное – понять, как создать развивающую среду, как разделить детскую комнату на основные зоны, какие материалы подобрать для ребёнка определённого возраста. Разобраться в этих вопросах помогут опытные специалисты и мамы.
Правила обустройства развивающего пространства
Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.
При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:
Зонирование помещения
Система Монтессори подразумевает чёткое зонирование пространства. Созданные учебные секции необходимо наполнить подходящим материалом.
Принцип разделения комнаты, кстати, очень часто применяют преподаватели в центрах раннего развития детей. Основных зон пять, каждая из них характеризуется определёнными особенностями.
Зона практических навыков
Занимаясь в этой секции, малыш сможет получить базовые навыки самообслуживания. Наполненность зоны, разумеется, во многом зависит от возраста ребёнка. Общий перечень дидактических материалов для формирования практических умений включает:
Зона сенсорного развития
Совершенствование сенсорики особенно важно для самых маленьких ребятишек. В эту секцию помещают предметы, которые призваны развивать восприятие формы, цвета, веса, слуховых, зрительных, тактильных ощущений.
Примерами дидактических материалов служат:
Зона математики
Занятия математикой по методике Монтессори предполагает наличие в специальной зоне предметов, которые помогут научить ребёнка простейшим арифметическим действиям, сравнению размеров, форм и количества. Также здесь закладываются основы абстрактного мышления.
Справиться с подобными задачами призваны следующие материалы:
Шероховатые цифры можно изготовить различными способами. Например, их можно вырезать из наждачной бумаги различной зернистости, из плотного картона, на который с помощью клея и манки создаётся необычная рельефная поверхность.
Языковая зона
В эту учебную секцию помещают те пособия, которые призваны обучить детей грамоте. Дидактические материалы языковой направленности могут быть самыми разными, наиболее распространены:
Космическая зона
По-другому эта секция ещё называется естественнонаучной зоной, то есть здесь ребёнок познаёт всё многообразие окружающего мира, знакомится с природными явлениями, историей и культурой своей родины и других стран мира.
Специалисты и опытные родители советуют помещать в космическую зону такие пособия и предметы, как:
Кроме того, рекомендуется периодически проводить ревизию развивающих материалов и убирать надоевшие ребёнку или не подходящие ему по возрасту пособия.
Также не следует излишне фанатично относить к принципу Монтессори, касающемуся самостоятельного познания ребёнком окружающего мира. Отдельные виды деятельности подразумевают соучастие родителей – например, малышу будет сложно играть в лото в одиночку.
Не нужно забывать и о возрастном факторе. Поскольку ни одно, даже самое уникальное развивающее пособие не принесёт очевидной пользы, если ребёнок слишком мал или уже подрос для игрушки.
Занятия и материалы для детей младше 1 года
Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.
Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).
Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.
Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.
Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:
До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.
Занятия и материалы от года до двух лет
Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.
Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.
Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.
Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет
Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.
Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.
Занятия и материалы от 3 до 6 лет
Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.
Любимые и нелюбимые виды деятельности
После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.
Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:
Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).
В детской песочнице ребёнок может:
Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.
Письмо и чтение
4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.
С этой задачей справятся такие занятия, как:
Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:
Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.
Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.
Монтессори материалы своими руками
Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.
Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.
Рамки-вкладыши
Чтобы ребёнок смог понять, что такое геометрические фигуры, запомнить главные оттенки, усвоить градацию размеров, можно изготовить несложные рамки-вкладыши.
Для изготовления потребуется взять:
Алгоритм изготовления пособия выглядит следующим образом:
Всё, пособие по изучению геометрических фигур и основных оттенков готово. Работать с ним можно, начиная с годовалого возраста.
Пирамида из подушек
Изготовление этого развивающего пособия требует от родителей элементарного умения пользоваться швейной машиной либо обычной иглой с нитью.
Такая «подушечная» пирамида призвана научить ребёнка определять оттенки, ориентироваться в разных размерах. Кроме того, поможет пособие и развить тактильные ощущения, если набить подушки разнообразными материалами.
Из одного отреза текстиля нужно вырезать по 2 квадратика со сторонами от 5 до 12 сантиметров. Следует учесть, что одна подушечка будет сшита из двух лоскутов разных оттенков. А стороны соседних подушек будут одного цвета. Рассмотрим на примере.
В основании «подушечной» пирамиды будет лежать валик со стороной в 12 сантиметров. Его низ делаем зелёным, а верх – синим. Грани следующей подушки будут 11-сантиметровые. Нижнюю часть шьём из синей ткани, верхнюю – например, из красной.
Следовательно, третья подушка уже будет с гранями в 10 см, а её низ выполняется в красном цвете, верх же можно сделать любым на ваш вкус. Последовательность и логика действий понятны.
На лицевые стороны подушек необходимо пришить липучки, причём на одну часть нужно приделать жёсткий элемент липкой ленты, на другую же – мягкий. Это нужно для последующей сборки пирамиды, поскольку лента – крепящий элемент.
После этого лоскуты для одной подушечки складываются «аверсными» сторонами и сшиваются, но с одной стороны нужно оставить небольшое отверстие, оно нам пригодится для набивки (после наполнения открытый участок зашьётся).
Шероховатые буквы
Чтобы изготовить эти полезные элементы, необходимо взять:
Чтобы сделать пособие, нужно выполнить несколько важных шагов:
С помощью шершавых заготовок развиваются ассоциации звука и буквы, происходит запоминание их названия, совершенствуется мелкая моторика. Кроме того, ребёнок учится правильно обводить буквы, как при последующем написании.
Сенсорные мешочки
Для изготовления этого дидактического материала Монтессори необходимо запастись:
Ниже расписан пошаговый алгоритм создания сенсорных мешочков для маленьких ребятишек:
Можно также создать мешки в форме весёлой гусеницы. Для этого необходимо отрезать от колготок необходимую длину, засыпать туда, например, гречку, завязать узелок, чтобы получился плотноватый на ощупь шар.
Затем засыпают другой тип крупы и вновь завязывают узелок. Этот шаг повторяют с каждым видом наполнителя. После чего хвост гусеницы прошивают и красиво оформляют получившуюся игрушку. Например, для глазок можно взять бусинки, только их нужно крепко пришить.
Мобиль
Методика Марии Монтессори также предполагает применение подвесок для новорождённых малышей и деток постарше. Такие устройства отличаются от промышленных вариантов отсутствием музыкального сопровождения, быстрого вращения элементов.
Чаще всего формы берутся абстрактные, вращение происходит за счёт воздуха в комнате. Подобный неспешный ход обязательно понравится ребёнка, который станет отслеживать движение игрушки, фокусируя взгляд.
Популярная модель подвески – шестигранный мобиль. Для его изготовления необходимы:
Чтобы изготовить это развивающее пособие для младенцев, нужно выполнить несколько действий:
Сенсорный коврик
Подобное покрытие, конечно, можно приобрести и в магазине, однако его можно сделать и своими руками. Сгодятся остатки старой одежды и различная фурнитура:
Первоначально необходимо сшить заготовку для сенсорного коврика, размеры и форма могут быть любыми. Наполнить основу можно синтепоном. Если не хочется возиться, опытные мамы советуют взять старое байковое одеяло.
Дальнейшее создание коврика будет зависеть только от маминой фантазии. Сенсорное покрытие обычно сочетает текстиль разной фактуры, накладные карманы с застёжками, вшитые пищалки, шарики с разнообразными наполнителями и т.д.
Бизиборд
Это современное название стендов Монтессори, которые представляют собой доски для развития, к которым крепится всё, что обычно строго-настрого запрещаются трогать ребёнку. При помощи досок дети безопасно знакомятся с бытовыми предметами.
Изготовление бизиборда потребует от родителей немного воображения и следующих приспособлений:
Изготавливается развивающая доска достаточно просто. На листе ДСП нужно расчертить схему будущего бизиборда, можно даже действовать в соответствии с определённым сюжетом.
Родитель раскладывает детали, а потом очень крепко их прикручивает с помощью саморезов к доске. Крепость крепления очень важна, поскольку ребёнок будет стараться оторвать понравившийся элемент пособия.
Этот дидактический материал подойдёт для ребятишек с годика и до 6 лет. Уже сидящий и ходящий малыш сможет самостоятельно изучать предметы и взаимодействовать с ними: открывать и закрывать замочки и застёжки, использовать розетки, работать со шнуровкой.
Разноцветные ёжики
Это наиболее простой дидактический материал из всех возможных. Мама вырезает из яркого картона силуэты ёжика или любых других фигур. Также можно использовать обычный гофрированный картон, украшенный самоклеющейся плёнкой.
Самый частый вариант – ёжик, которому при помощи прицепок можно доделать «иголки». Также родители делают из картона солнце с лучиками-прищепками, различных животных и человечков. Дополнительно эти фигурки раскрашивают фломастерами или красками.
Если прищепки взять под цвет контура, то ребёнок не просто разовьёт тонкую моторику, но и выучит основные оттенки. Например, для солнца подойдут жёлтые прищепки, для ёлочки – зелёные, а для синей тучки – соответственно, голубые.
В качестве заключения
Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.
Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.