Как сделать линейный мат

Урок шестнадцатый. Линейный мат двумя ладьями.

Слово «Шахматы» в переводе означает «конец королю»! А гибель короля – это немедленный конец шахматной партии. Начнём с самого простого шахматного мата. Это линейный мат 2-мя ладьями. Не пытайся поставить этот мат в центре, ведь ладей-то даётся две, а линий, на которые может пойти король, три.

Вывод: мат королю ставим на краю шахматной доски. Тогда вполне хватит двух ладей, так как у короля надо отнять крайнюю и соседнюю с ней линии. Тебе необходим чёткий план!

А. Выбрать край доски.

Как сделать линейный мат

Где будем ставить мат королю? На краю!
У доски 4 края (вертикали «a», «h». 1-я и 8-я горизонтали). Посчитай сколько клеток до каждого края доски чёрному королю. До вертикали «a» – 4 клетки, до вертикали «h» – 3, а ближе всего до 8-й горизонтали – всего 2 клетки!
Нужный нам край выбран! Раз до 8-й горизонтали чёрному королю ближе всего, то и загонять короля двумя ладьями будем именно на неё.

В. Отрезать короля.

Как сделать линейный мат

Вредный чёрный король добровольно на 8-ю горизонталь не пойдёт! Шах с 6-й горизонтали лишь поможет королю убежать подальше от края доски.
Ход ладьёй с поля h1 на поле h5 «отрезает» шахматного короля от центра доски.
1. Лh1 – h5 Kpe6 – f6
Ладья берёт на себя роль СТОРОЖА. Теперь король чёрных не может пойти на 5-ю линию. Всю линию простреливает ладья белых.
Кстати, вторая ладья тоже прекрасно могла справится с ролью сторожа – 1. Ла2–а5.

С. Оттеснить короля (сторож, метла).

Наша задача заключается в том, чтобы отнять у короля три оставшиеся горизонтали – 6-ю, 7-ю и 8-ю.
Понятно, что после 5-й горизонтали идёт 6-я. Плохо начинать атаку на короля ладьёй h5. Если наш сторож уйдёт с 5-й линии, на ней сразу же с радостью окажется чёрный король
2. Лh5–h6+? Kpe6–е5.
У сторожа уже есть работа: сторожить!
Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую.
Освоим вторую профессию: МЕТЛЫ!
2. Лa2 – a6+ Kpf6 – g7
Ладья подмела короля с 6-й линии, а бывший сторож – ладья h5 уже заснул и стал БЕЗДЕЛЬНИЦЕЙ.

Как сделать линейный мат

D. Переброска ладьи.

Запомни: СТОРОЖ, БЕЗДЕЛЬНИЦА, МЕТЛА!

Трудно перейти с горизонтального на вертикальный мат. Можно посоветовать «отрезать» короля не по цифрам, а по буквам. Если это не помогает, то переверни шахматную доску на 90 градусов, вертикалью «h» вверх.

При матовании по вертикалям надо обязательно следить за последовательностью ходов по буквам: Ладья на «d», ладья на «e», а вот линия «f» у тебя пропущена, сразу идёт «g»! Если это заметишь, то никогда не ошибёшься.

Сегодня мы с тобой научились ставить линейный мат двумя ладьями. Пока ты ещё не достиг полного совершенства, обязательно ставь мат по строгому плану.

Шахматный план

Ещё несколько советов:

Давай шахи – избежишь пата!

Источник

Линейный мат в шахматах

Линейный мат двумя ладьями одинокому королю можно назвать самым простым матом в шахматах. Принцип его в том, чтобы одной из ладей отсечь короля соперника на край доски, ограничивая его передвижения одной линией, для того, чтобы вторая ладья могла объявить мат. Посмотрите видео выше, чтобы во всем разобраться, либо продолжите чтение данной статьи.

Начальная позиция для линейного мата представлена на диаграмме.

Как сделать линейный мат

Короля черных можно «загнать» на любой из четырех краев доски. В данном случае быстрее поставить мат получится на 8-й горизонтали. Задача состоит в том, чтобы отнять у короля 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю горизонтали.

1.Лa4 Крe5 2.Лc5+ Крd6

Одна ладья отнимает у короля 4-ю линию, другая объявляет шах по 5-й и вынуждает отступить короля на 6-ю горизонталь. При этом король нападает на ладью. Белым просто нужно отвести ладью подальше, сохраняя под контролем 5-ю горизонталь:

3.Л h 5 Кр c 6

Отнимая у короля уже 6-ю линию, король снова нападает. Снова отступаем подальше. И отступаем так, чтобы не только сохранить контроль горизонтали, но и не мешать второй ладье следующим ходом объявить шах и продолжить механизм отсечения:

4.Л a 6+ Кр b 7 5.Л g 6 Кр c 7 6.Л h 7+ Кр d 8

Белые добились своей цели – король черных на 8-й горизонтали. Теперь они с легкостью ставят мат:

7.Л g 8#

Как сделать линейный мат

Для того, чтобы король имел меньше возможностей напасть на ладьи, можно сразу отвести ладью c 3 на h 3:

1.Лh3 Крe4

И дальше по аналогии с уже приведенным вариантом:

2.Лa4+ Крf5 3.Лh5+ Крg6 4.Лb5 Крf6 5.Лa6+ Крe7 6.Лb7+ Крd8 7.Лa8#

Справедливости ради стоит отметить, что в изначальной позиции быстрее мат можно поставить, подключив своего короля:

1.Л a 5+ Кр d 4 2.Л ac 5 Кр e 4 3.Кр g 2 Кр d 4 4.Л3 c 4+ Кр e 3 5.Л d 5 Кр e 2 6.Л e 4#

Как сделать линейный мат

Такой мат уже не будет называться линейным.

Как вы знаете, ферзь совмещает в себе функции ладьи и слона, поэтому соорудить линейный мат можно также ладьей и ферзем или двумя ферзями.

Источник

Линейный мат

Как сделать линейный мат

Лине́йный мат, в шахматах — мат тяжёлыми фигурами, обычно двумя ладьями (реже ладьёй и ферзём, двумя ферзями). Ладьи располагаются на соседних вертикалях, отсекая короля противника к краю доски. При приближении короля противника к ладье — ладьи переходят на другой край доски и отсечение происходит по той же схеме.

Пример

В позиции на диаграмме белые следующей серией ходов ставят мат в 2 хода:

Аналогичным способом ставится мат ферзём и ладьёй, двумя ферзями (два ферзя могут поставить мат ещё и в центре доски).

Как сделать линейный мат Мат (шахматы)
Мат фигурамиФерзём • Ладьей • Двумя слонами • Слоном и конём • Двумя конями • Два коня против пешкиКак сделать линейный мат
Разновидности матаДетский • Дурацкий • Зеркальный • Идеальный • Кооперативный • Линейный • На последней горизонтали • Обратный • Правильный • Спёртый • Чистый • Экономичный • Эполетный • Эхо
Именные матыАнастазии • Андерсена • Бодена • Диларам • Легаля • Лусены • Троицкого • Филидора

Смотреть что такое «Линейный мат» в других словарях:

Мат (шахматы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мат. Чёрный король получил мат; конец игры. Мат в шахматах ситуация, когда король … Википедия

ЛИНЕЙНЫЙ — ЛИНЕЙНЫЙ, линейная, линейное. 1. прил. к линия. 2. Имеющий вид линии, линий. Линейный лист (одинаково узкий во всю длину с заостренным концом; бот.). 3. Составная часть ботанических названий (букв. перевод лат. linearis). Линейная акация. 4. прил … Толковый словарь Ушакова

линейный — ЛИНЕЙНЫЙ, линейная, линейное. 1. прил. к линия. 2. Имеющий вид линии, линий. Линейный лист (одинаково узкий во всю длину с заостренным концом; бот.). 3. Составная часть ботанических названий (букв. перевод лат. linearis). Линейная акация. 4. прил … Толковый словарь Ушакова

Мат двумя конями — Мат двумя конями в практической шахматной игре возможен только при ошибочной защите, если король слабейшей стороны направился в угол доски; при правильной защите невозможен. В некоторых случаях, например если при короле есть ещё пешка (см.… … Википедия

Мат ферзём — достигается при положении одинокого короля на краю доски не позже 10 го хода из любой начальной позиции совместными действиями короля и ферзя[1]. Содержание 1 Пример 2 Интересные факты … Википедия

Мат двумя слонами — Мат двумя слонами ставится в углу доски не позже 18 го хода из любого начального положения совместными действиями короля и обоих слонов. Содержание 1 Условия для мата 2 Примеры матов 3 … Википедия

Мат ладьёй — достигается на краю доски не позже 16 го хода из любого начального положения совместными действиями короля и ладьи. Содержание 1 Способы 2 Пример 3 Патовые позиции … Википедия

Мат Анастасии — «Мат Анастазии» … Википедия

Мат на последней горизонтали — Мат на последней горизонтали в шахматах мат, который ставит ферзь или ладья (обе фигуры могут возникнуть при превращении пешки) на 8 й горизонтали, если мат ставят белые, и на 1 й горизонтали, если мат ставят чёрные, когда король не может… … Википедия

Мат Диларам — «Мат Диларам» … Википедия

Источник

Именованные маты

Мат Диларам

Фирдоуси в одной из своих рукописей (1503) приводит такую романтическую историю. Некий знатный вельможа больше всего на свете любил свою несравненную жену Диларам. Когда Диларам была рядом, сердце вельможи переполнялось восторгом и любовью. Но однажды, играя в шахматы с сильным соперником, вельможа проиграл все, чем владел. В отчаянии и азарте он поставил на Диларам и вскоре вновь попал в почти безнадежное положение.

(Шахматы той эпохи назывались «шатранджем», и их правила заметно отличались от современных. В частности, слон перемещался по диагонали только через одно поле, даже если оно было занято другой фигурой.)

Горячо любившая мужа Диларам наблюдала за игрой через занавеску. Когда на доске возникла эта критическая ситуация, она горько воскликнула: «Отдай обе ладьи, но не отдавай Диларам!» Окрыленный голосом любимой жены, визирь тут же сыграл: 1. Rh6-h8. Далее события развивались так:

1. Kрg8xh8 2. Сh3-f5 Kрh8-g8 3. Лh2-h8 Kрg8xh8 4. g6-g7 Kрh8-g8 5. Кg4-h6++. Мат! С тех пор комбинации, заканчивающиеся подобной

матовой ситуацией, называют «мат Диларам».

Как сделать линейный мат

Мат Легаля

До конца своих дней, а прожил он 90 лет, Кермюр де Легаль (учитель Филидора) оставался одним из сильнейших шахматистов Парижа. При этом в 1787 году в возрасте 85 лет он выиграл у кавалера Сен-Бри партию, осуществив при этом комбинацию, которая вошла в историю шахмат как «мат Легаля».

1. е4 е5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Сg4 4. Кc3 g6 5. Кe5 Сd1?? 6. Сf7 Kрe7 7. Кd5++.

Как сделать линейный мат

Арабский мат

Типовую матовую конструкцию, в которой ладья, защищенная конем, дает мат королю, расположенному на угловом поле, будем называть «арабский мат».

Например, белые: Лh7, Кf6; черные: Kрh8.

Как сделать линейный мат

Спёртый мат

В матовой ситуации собственные фигуры располагаются на полях, соседних с тем, на котором расположен король, получивший мат.

Например, белые: Кf7; черные: Kрh8, Лg8, Сg7, h7.

Как сделать линейный мат

Детский мат

Возникает после, например, следующих ходов: 1. e4 e5 2. Фh5 Кc6 3. Сc4 Кf6?? 4. Фf7++.

Как сделать линейный мат

Линейный мат

Типовую матовую конструкцию, в которой две тяжелые фигуры размещены на двух соседних горизонталях (или на двух соседних вертикалях), а король расположен на одной из них, будем называть «линейный мат».

Например, белые: Лa8, Лh7; черные: Kрd8.

Как сделать линейный мат

Эполетный мат

Две ладьи и король, получивший мат, находятся на одной линии. При этом ладьи, находясь на полях, соседних с полем, на котором располагается заматованный король, образуют как бы «эполеты».

Например, белые: Фd6; черные: Kрd8, Лc8, Лe8.

Как сделать линейный мат

Золотые ворота

Например, белые: Крf2; черные: Ле8, Лg8, Фf6

Как сделать линейный мат

Дурацкий мат

Возникает после, например, следующих ходов: 1. f4 e6 2. g4 Фh4++.

Как сделать линейный мат

Видео с тремя разновидностями матов.

Источник

План-конспект занятия по шахматам на тему «Линейный мат тяжелыми фигурами»

Подойдёт и взрослым и детям

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»

Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры

по шахматам в 3 классе

«Линейный мат тяжелыми фигурами»

Змановский Леонид Владимирович

ТЕМА: «Линейный мат тяжелыми фигурами».

Цель урока : научить ставить мат тяжелыми фигурами по плану.

— содействовать формированию представлений о линейном мате, как о четкой продуманной системе ходов;

— содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

— содействовать развитию логического мышления;

— содействовать развитию умения работать в команде;

— содействовать формированию коммуникативных качеств (коллекти­визма, сотрудничества, взаимопомощи).

1. Демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами.

2. Комплекты шахмат (6 шт.), в которых находятся белый и черный ко­роли, два белых ферзя, две белых ладьи.

3. Карточки-задания (4 шт.) – индивидуальная работа.

4. Карточки-задания (2 варианта) = (12 шт.) – задачи на смекалку.

5. Карточки-задания (3 шт.) – работа в группах.

6. Большая напольная шахматная доска (4*4м).

7. Короны шахматных фигур из картона (18 шт.) – (белый и черный ко­роли, два белых ферзя, две белых ладьи, два слона, два коня, восемь белых пешек).

ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление

Организационный момент, эмоциональный настрой .

Учитель: Здравствуйте, ребята! (ребята стоя приветствуют учителя) Присаживайтесь. Меня зовут Леонид Владимирович. Я очень рад встрече с вами, надеюсь, на полное взаимопонимание и сотрудничество и уверен, что ближайшие 40 минут, мы проведем с вами максимально эффективно и пло­дотворно.

Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая глав­ная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра?

Учитель: Действительно, это «Шахматы».

Ответы учащихся. Цель шахматиста – поставить мат противнику.

Как сделать линейный матУчитель: Правильно, поставить мат королю противника. Спасибо. Ре­бята, посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите: «Может ли белый король поставить мат черному королю?» (расставляет на демонстрационной шах­матной доске позицию) (см. рис.1):

Ответы учащихся. Не может

Учитель : Действительно, не мо­жет. А теперь, представьте, что Вы – шахматный король. Какие бы фигуры Вы взяли себе на помощь, чтобы быст­рее по­ставить мат черному королю? Можно взять любые две фигуры.

Ученики: Ферзя и ладью. (Если учащиеся называют другие фигуры, то

спросить, а какие фигуры самые сильные

на шахматной доске? Кто-нибудь из вас

Рис. 1. знает ценность фигур? Сколько в пешках стоит ферзь? А ладья? Может попробовать выбрать фигуры исходя из этих соображений?).

Учитель: Я приглашаю вас занять места у своих парт на нашей большой напольной шахматной доске (ученики располагаются так, как показано на рисунке 2). А как ходят ферзь и ладья?

Ученики : По вертикалям, горизонталям, а ферзь еще и по диагоналям.

Учитель : Молодцы! А поскольку вертикали, горизонтали и диагонали – это линии, то и мат, который ставят ферзь и ладья называется как?

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Как сделать линейный матКак сделать линейный матКак сделать линейный матКак сделать линейный матКак сделать линейный матКак сделать линейный матКак сделать линейный матКак сделать линейный матКак сделать линейный мат

Рис 2. Расположение учеников и парт в классе.

Учитель: Совершенно верно! Конь и слон относятся к легким фигурам, а ладья и ферзь? Ученики: К тяжелым!

Учитель: Правильно! Итак, тема нашего урока звучит так : «Линейный мат тяжелыми фи­гурами». Займите ваши места. Как сделать линейный матА сейчас посмотрите, пожалуйста, на доску ( рис.3 ). Как сделать линейный мат

Учитель: Для начала попытаемся поста­вить мат королю черных одной ладьей в центре (к примеру Ла1). Я иг-раю за белых, а вы – за черных.

Ладья белых нападает на короля то с поля а4, то с поля а5. Но король не бо­ится и совсем не собирается сдаваться.

Учитель: а сейчас введем в бой

Рис.3. вторую ладью и попробуем поставить мат королю двумя ладьями в центре доски. Ну что? Получилось?

(Ученики говорят названия полей, на которые ходят белые ладьи, ста­раясь поставить мат черному королю, а учитель играет черным королем). В зависимости от того удалось ученикам заматовать учительского короля или нет, существует два варианта развития событий.

1. Если мат поставить не удалось, то:

Учитель: Поэтому, чтобы заматовать короля, нужен четкий план!

Учитель: Ребята, раз заматовать короля в центре не удается, то значит, где нужно ставить мат королю? Все верно, на краю доски.

2. Если ученики поставили мат учителю, то:

Учитель: Вот видите, в центре доски вам не удалось мне поставить мат, а где удалось? Ответы учащихся.

Учитель: Поэтому, чтобы заматовать короля, нужен четкий план!

Итак, 1. Выбрать край доски.

Считаем: до вертикали h – 4 клетки, до вертикали а – 3, а вот до 8-й го­ризонтали всего 2 клетки. Поэтому короля погоним на восьмую линию.

Учитель: Конечно, черный король сам добровольно на восьмую гори­зонталь не пойдет! Значит нужно его туда загнать. Сразу становится ясно, что шах ладьей на h 6 лишь поможет черному королю убежать подальше от края доски. А вот ход ладьей h 1 на поле h 5 (или Ла1-а5) «отрезает» его от центра доски. Теперь король черных не может пойти на 5-ю линию. То есть ладья взяла на себя роль СТОРОЖА.

Смотрите, всю 5-ю линию простреливает ладья белых.

Итак, 2. «Отрезать» короля.

Но у короля в запасе еще три линии: 6-я, 7-я и 8-я горизонтали. Все эти линии нам предстоит отнять у черного короля нашими ладьями. 1. Л h 1- h 5 Кр d 6- c 6.

Учитель: Наша с вами задача заключается в том, чтобы отнять у короля три оставшиеся горизонтали 6-ю, 7-ю и 8-ю. Для этого обе ладьи должны ра­ботать очень четко. Одна из них сторожит линию, другая занимает следую­щую. Нельзя пропускать ни одной линии, так как король может вырваться из окружения. Например, плохо начинать атаку на короля ладьей h 5. Если СТО­РОЖ уйдет с 5-ой линии, на ней сразу же с большой радостью окажется чер­ный король. 2. Л h 5- h 6?+ Кр c 6- d 5!

Конечно, черный король не испугался и не захотел отступать на край доски. Теперь белым ладьям будет труднее собраться вместе и начать атаку короля. Поэтому не спешите!

Необходимо позвать на службу вторую белую ладью-БЕЗДЕЛЬНИЦУ. Ладья а1 идет на шестую линию, берет в руки МЕТЛУ, сметает короля и… сама превращается в СТОРОЖА. 2. Ла1-а6+ Крс6- b 7.

Итак, 3. Оттеснить короля.

Теперь без дела осталась ладья h 5. Ей хочется атаковать короля про­тивника. Но мы видим, что ладью а6 атакует подкрав­шийся король. Но у ладьи длинные ноги, и она перебегает на другую сторону доски, где ее уже не достанет враг. 3. Ла6- g 6…

То есть 4. Переброс ладьи.

А вот шахматных полей за краем доски больше нет!

Следует отметить, что если мат осуществляется ферзем и ладьей, то ферзь должен стоять сзади ладьи.

б) не надо перебрасывать ладью.

И последнее. Если мат ставят два ферзя, то ни на один ход не остав­ляйте короля без шаха. Берегитесь пата!

5. Закрепление нового материала.

Учитель: У великого русского шахматиста Михаила Чигорина был большой недостаток – торопливость игры. Во время матча за звание Чемпиона мира с Вильгельмом Стейницем, когда счет был 5:5 по партиям, а матч велся до 6 побед, в выигрышной ситуации, этот его недостаток привел к тому, что Чигорин проиграл партию, а вместе с ней и матч. Поэтому в самые ответственные моменты в шахматной партии Михаил Чигорин садился на кисти своих рук. Как вы думаете, для чего он это делал?

Ученики: Чтобы раньше времени не хвататься за фигуру.

Учитель: Правильно! А теперь, я предлагаю вам сыграть между собой. Расставьте, пожалуй­ста, следующую позицию (ученики расставляют позицию на досках): Белые: Кр d 7, Ла7, Л h 8. Черные: Кр d 3.

Итак, задание №1 : нужно загнать черного короля на первую горизон­таль. Один играет за белых, другой – за черных, кто быстрее. На все про все 1 минута, но только без спешки, вспомните про Михаила Чигорина. Время пошло (затем вызывается пара, которая быстрее всех нашла ответ, к демонстрационной доске, и все вместе проверяем решение).

Задание №2 : А теперь я предлагаю вам проверить себя, как вы ус­воили материал, решив задачки на мат в два хода (на столах у ребят лежат карточки и фломастеры), ( см. Приложение 1 ). Кто справился с заданием, может попробовать свои силы в решении задач на смекалку ( см. Приложение 2 ), а затем можете помочь другим.

Задание №3 : А сейчас я предлагаю вам сыграть сеанс одновременной игры, только вы играете белыми, а я – черными. Придумайте любую позицию и расставьте на ваших досках, только так, чтобы черный король был в центре доски, в парах можно советоваться.

Учитель: Молодцы, все справились с заданием! С давних времен шахматные фигуры отождествлялись с жи­выми людьми, а шахматная игра изображалась как борьба двух армий: белой и черной. Идея «живых шахмат» много раз осуществлялась на сцене.

Учитель: Глядя на вас, мне самому захотелось попасть в эпицентр шахматного действа. Ну? Кто желает поставить мат неугомонному черному королю? Уча­ствуют все. (учитель надевает корону черного короля, а ученики короны белых фигур и пешек).

Учитель: Что полезного вы взяли с нашего занятия?

Ученики: Научились матовать одинокого короля тяжелыми фигурами.

Учитель: Таким образом, чтобы достигнуть совершенства в матовании одино­кого короля нужно четко придерживаться плана и тогда непременно вы дос­тигнете успеха.

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Я приглашаю вас взяться за руки (учитель и ученики берутся за руки на большой напольной шахматной доске). Девизом международной шахматной федерации ФИДЕ служат слова « GENS UNA SUMUS ». Давайте произнесем их все вместе «ГЕНС УНА СУ­МУС», что в переводе с латинского означает «Мы – одна семья». Я надеюсь, что вы почувствовали это?

Ребята в качестве домашнего задания я предлагаю вам решить задачки на смекалку, кто не справился, а также расшифровать д/з и выполнить его.

Д/з в виде шифра: ЬТИНМОПАЗ НАЛП (запомнить план).

Учитель: Мне остается лишь пожелать вам удачи. Огромное спасибо. С вами было приятно работать. Успехов вам. До свидания.

Белые начинают и дают мат в 2 хода

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Белые начинают и дают мат в 2 хода

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Белые начинают и дают мат в 2 хода

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Белые начинают и дают мат в 2 хода

Как сделать линейный матКак сделать линейный мат

Задачи на смекалку (карточка №1)

Мат в 2 хода Мат в 2 хода

Как сделать линейный мат
Как сделать линейный мат1._______ ________. 1._______ ________.

Задачи на смекалку (карточка №2)

Мат в 2 хода Мат в 2 хода

Как сделать линейный мат
Как сделать линейный мат1._______ ________. 1._______ ________.

Поставьте мат черному королю

(Первая группа) (Вторая группа)

Как сделать линейный мат Как сделать линейный мат

Как сделать линейный мат

Примечание: занятие, проведенное по данному конспекту, явилось победителем конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Педагог дополнительного образования Кондинского района – 2007», а также лауреатом окружного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2007» (2 место).

Список использованной литературы

1. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник: Книга С. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.: ил.

3. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник: Книга Е. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 128 с.: ил.

5. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.

6. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

7. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.

8. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *