Как сделать лицо ростовой кукле
Как разметить лицо текстильной куколки
Очень хотелось внести посильный вклад в коллективный разум, который направляет и помогает нам в создании текстильных подружек. Кукол я начала шить не так давно. И именно поэтому выбрала несложную выкройку, где голова и туловище составляют одну деталь. Личико получается достаточно плоским, без шва. Именно поэтому мой совет подойдет только для «плосколицых».
Разметка кукольного лица под роспись для меня, как для начинающего, представляла некоторую трудность. То глаза на разном уровне, то они раздвигаются относительно предполагаемого носика разнонаправлено. Даже найти ту самую серединную линию было достаточно сложно. Многие мастер-классы по росписи лица начинаются со слов: находим середину и отмечаем ее с помощью нитки. Мои действия по такому мастер-классу: а где она, эта середина? Может здесь? А может здесь? Так, надо перевернуть, будет видно, где ошиблась. Вот, подправила, тьфу, опять неровно. Ну и так далее. Пробовала размечать лицо до набивки, результат не понравился. Так как лицо получилось совсем несимметричным.
Выкройку куклы и последовательность росписи лица я показывать не буду. В интернете на эту тему большое количество рекомендаций. Но с удовольствием поделюсь маленькой хитростью, которая посетила меня совершенно неожиданно. Если ее кто-то уже придумал раньше, прошу извинить.
Итак. Выкраиваю, прострачиваюм, вывертываю. И беру утюг. Аккуратно, чтобы не осталось подпалин, утюжу деталь, потом складываю вертикально пополам (отмечаю вертикальную линию), и складываю будущую голову горизонально пополам и отмечаю горизональную линию. Получается такой крестоносец 🙂
Далее беру нитку с иголкой, желательно, чтобы иголочка не была толстой, а нитка не красила. У меня нитка белая. На фото ее не очень заметно, но если картинку увеличить, то можно все прекрасно увидеть (к сожалению, не предусмотрела этот момент).
Закрепляю небольшим стежком нитку и далее делаю большие стежки, пересекая их в центре заутюженного крестика. Здесь надо учесть, что маленькие стежки проходят по изнаночной стороне лица, а большие по лицевой части, также нужно постараться, чтобы не скрепить деталь насквозь.
Крестоносец становится таким 🙂
Следующий этап — набивка. Голову стараюсь набивать плотненько, сохраняя пропоции. В этом мне помогает наметка. Крестоносец немного поправился 🙂
Теперь, когда сформирована голова, я могу наметить лицо. При этом пользуюсь карандашом и линейками. Одна для разметки необходимых сантиметров, а вторая для нанесения окружностей. Мой глазомер меня частенько подводит, поэтому линейки просто необходимы. Желательно, чтобы они были гибкими.
От центра я откладываю по 1 см по горизонтальной линии. Затем с помощью вот той желтенькой линейки рисую кружочки, это будут радужки. Потом можно прикинуть, 3 мм внутрь к носику, 5 мм к внешнему углу глазика. Уголки можно поднять или опустить. Сейчас это несложно, потому что у меня есть ориентир. Нарисовала глазки, потом носик, ротик, бровки. Их тоже несложно наметить, так как центральная линия отмечена.
Теперь нитки можно удалить. И подправить, если заметила какие-то недочеты.
После некоторого времени появляются такие красотки. М-м-м-м! Для меня красотки 🙂 Но надеюсь, что и вам они понравятся.
Лицо куклы для начинающих — правильный старт, или Как избежать главных ошибок в изготовлении кукольной головы и лица
Решила рассказать о тех нескольких китах, на которых стоит искусство создания кукольного реалистичного лица, иными словами — лица, похожего на человеческое. В моем случае это — валяные куклы ( портретные), но принципы, о которых я хочу рассказать, одинаково подходят и куклам из пластики,и куклам из глины, из дерева, текстильным и так далее. Тильдоманов и любителей тыквоголовок не касается 🙂 Там — свои киты.
То, что сделано с лицом, без учета важных составляющих, видно сразу. Смотришь изделия начинающих мастеров, а там — просто Мега-Музей Ученических Ошибок. Или — демонстрация того, как не нужно делать кукольное лицо.
Есть довольно жесткие правила, которые нужно научиться соблюдать, если хочется сделать куклу, валяную, пластиковую, не важно. Суть в том, что даже если вы хотите сделать невероятно фантазийную куклу, сделайте ей вначале вполне «человеческое» лицо, а потом включайте фантазию и — вперед. Остапа может нести в любую сторону, но основа должна быть правильная.
Первое правило создания кукольного лица — Затылок
Для наглядности — фото. Взято из материала, над которым работаю сейчас.
Затылка у куклы, над которой работает начинающий мастер, — всегда мало. Мало вначале, мало — потом. Возьмите себе за правило. Затылок должен быть и должен быть — достаточным. Отрезать и подкорректировать в меньшую сторону в начале работы будет проще, чем менять форму головы на финишной стадии.
Второе. На любом лице есть подбородок.
Подбородок. Он есть у всех. Он должен быть и у вашей куклы. В моем случае это конкретный подбородок конкретного человека. В вашем — тот, который нужен вам. Но он есть всегда! Большой, маленький, любой. Но есть.
Третье. Плоская основа для лица.
Никогда не начинайте делать лицо куклы на полукруглой поверхности. Вам предстоит столько всего на него «нанести»! Все объемы лица, все выпуклости и выпирающие части нужно делать на плоском лице. То есть вообще не на лице, а на месте, где потом «вырастет» лицо. Поэтому, если наша голова, которая пока что выглядит как шарик с подбородком, на месте лица имеет округлость, уберите эту округлость. Срежьте ее.
Я стараюсь делать голову с плоским лицом изначально, есть масса способов этого достигнуть, но иногда округлость все же имеется. Тогда я ее просто убираю.
Четвертое правило. Надбровные дуги и нос.
Если у нашей куклы будут глаза, значит у нее должны быть брови. Конечно, в некоторых случаях брови можно нарисовать прямо на лбу. Персонаж аниме, например. Но мы же говорим о куклах, похожих на людей. Значит должно быть надбровие. Тогда нам значительно проще будет «спланировать глаза» и посадить их на нужную глубину. Добро пожаловать, надбровные дуги!
Что у нас еще выпирает на лице, кроме подбородка и надбровных дуг? Правильно, нос. Нос, внимание, лучше валять отдельно. А потом привалять к лицу. Проще изначально сделать нос «приблизительный», а потом уже сформировать желаемую форму. Нос нам нужен для распределения пропорций. И именно на этой стадии. Когда еще нет ни рта, ни глаз.
Пятое — уши!
Уши должны быть тоже похожи на человеческие. Высший пилотаж — сделать ухо в стиле Стефани Метц, можете порезвиться. 🙂 Но уха у куклы два, плюс все остальное, что предстоит осилить. У всех разные задачи. Я предпочитаю лишь немного повторить формы человеческого уха, изобразив уши нужного мне персонажа. Но! Начинающим я рекомендую обратить внимание на следующий момент.
Ухо, само по себе, еще не является законченной частью человеческой головы. Ухо соединяется с головой хрящиком, который видно сзади, его-то и игнорируют начинающие. Ухо просто лепится к голове, как банный лист к.. ( закончите сами). Поэтому, сделав ухо, не поленитесь сделать и его основание. Так как благодаря этому основанию, потом намного легче будет изобразить на ушной раковине все нужные рельефы.
Сзади это выглядит так.
Шестое — правила изображения глаз.
Глаза реалистичной куклы — это человеческие глаза в миниатюре. Важные правила, которые не всегда помнят, а иногда — не знают начинающие.
Не поленюсь напомнить так называемое правило Третьего глаза. Между глазами должен помещаться еще один глаз 🙂 Как бы вас не несло вдохновение, если делаете куклу-человека, соблюдайте это правило. Начинающие, обычно идут на поводу у собственного потока сознания (все знаю, сама такая была) и размещают глаза, руководствуясь чем угодно, только не анатомией. Лишним не будет, поэтому напоминаю.
Седьмое. Не забывайте про скулы.
Из чего бы вы не делали кукольное лицо, если вы пытаетесь изобразить человечка, без скул не обойтись. Они должны быть видны и в профиль и в полупрофиль и в фас. Согласно вашей задаче, скулы могут быть какие угодно. Но если вы их не сделаете, лицо не будет реалистичным ни в каком случае.
Восьмое правило. Не торопитесь делать прическу!
И, пожалуй, последнее из важнейших правил удачного изображения человеческого лица в кукле, звучит так — Прическа, как и одежда — в последнюю очередь. Невероятно трудно научиться делать кукле нормальный человеческий лоб. Я шла к этому очень долго. И все потому, что торопилась сделать прическу. Если прическа сделана, на нее потрачены и материалы и время, понять в итоге, что откровенно «не хватает лба», это почти трагедия.
Поэтому, пока голова полностью не сделана, нужно взять себя в руки, набрать в легкие воздуха и прогнать преждевременные мысли о приделывании паричка. Можно отвлечься на его изготовление, поприкладывать всласть, и все-таки — отложить. Только после того, как вы убедитесь, что голова полностью готова, можно заняться волосами.
На сегодня все. И я могу гарантировать, что если вы постараетесь соблюсти все вышеописанные правила, вы сможете сделать вполне реалистичную куклу, во всяком случае — ее лицо, и это будет хорошая кукла. Кукла, похожая на человека. Даже если это будет ваш первенец.
Желаю в Новом году большого вдохновения, ласкового и послушного Пегаса, чтоб пинал мягко и вовремя, удовольствия от любимого дела и всех благ!
Делаем объемное личико текстильной кукле
Выкройка кукольной головки:
Выкраиваем по косой 2 детальки лица и затылка и сострачиваем, оставляя отверстие для шеи открытым.
Выворачиваем, очень плотно набиваем синтепухом. И намечаем карандашом, либо исчезающим маркером личико.
Начнем утяжку глазок. Для этого нужна большая игла (у меня длиной 12 см) и прочные нити, либо мононить. Сильно сдавливаем пальцами глаз, и удерживая так, прошиваем сквозь голову контуры глаза. Прошиваем не через затылок! Иначе голова будет плоской и некрасивой. Иглу вытаскиваем примерно за ушками куклы. Сила утягивания нити должна быть больше к внутреннему углу глаза.
Вот такой лунатик получился))
Далее приступим к валянию. Приваливаем подбородок и контур нижней челюсти.
Делаем носик и губы. Приваляные детали должны быть очень плотными!
Начинаем натягивать трикотаж. Я использую «Белый ангел». Укладываем кусочек трикотажа и прикалываем по контуру личика булавками. И начинаем пришивать трикотаж к хлопковой основе. Стежочки должны быть незаметными. Иголку вытаскиваем где удобно: за висками или за ушками.
Сильно тянуть нитку не надо. Точками примерно отметила, где находятся незаметные стежки.
Далее утягиваем носик и ротик:
Прошиваем носик. А ноздри — пропускаем иголку от ноздрей примерно к верхней границе лба.
Ротик прошиваем вправо-влево к ушам.
Далее обрезам трикотаж с припуском 1-1.5 см вокруг отверстия для шеи и заправляем в него. Зашиваем трикотаж на затылке.
OOAK: перерисовка лица куклы
Куклу купила. Себе. Играться. Cerise Hood из линии Ever After High компании Mattel. В целом, если не акцентировать внимание на мелких недочетах, она мне нравится. И всё же захотелось попробовать ее переделать. А поскольку это мой первый опыт коррекции серийной куклы, то весь процесс, чтобы не забыть допущенные ошибки, фотографирую. И делюсь. Может, еще кому-то пригодится 🙂
Для того чтобы перерисовать лицо, мне понадобились следующие материалы:
— жидкость для снятия лака,
— ватные диски, ватные палочки, зубочистки,
— глянцевый лак или бесцветный лак для ногтей.
1. Поготовительный этап. Убираем челку со лба куклы и фиксируем резинкой для волос. Заворачиваем куклы в пищевую пленку. Свободным от пленки оставляем только лицо.
Без челки ей лучше, не находите?
2. При помощи ватных дисков или палочек, смоченных в жидкости для снятия лака, стираем заводское лицо. Важно: не тереть беспорядочно-лихорадочно, лучше в одном направлении, иначе краска не стирается, а крайне неряшливо размазывается по лицу. Для глаз лучше выбрать направление стирания — от уголка глаза к вискам. Для удаления краски из пространства между губами можно дополнительно воспользоваться зубочисткой.
И да, жидкость для снятия лака не должна быть щадящей-ухаживающей, берите самую дешевую, ацетоносодержащую. В противном случае процесс стирания может занять много времени и потребовать от вас недюжинного терпения и физической подготовки.
Здесь не видно, но на щеке у нее — ямочка 🙂
3. Мечтательный этап. Придумываем образ. Определяемся с желаемыми чертами лица, настроением, стилистикой. Ищем подходящую натуру. Пугаем окружающих — внимательно всматриваемся в их глаза-губы 🙂 Можно, конечно, при рисовании попробовать положиться исключительно на свое воображение, но зачастую работа с натуры (окружающие люди, фотографии, картины, иллюстрации и т.д.) приносит лучшие результаты.
4. Карандашом намечаем черты будущего лица. Карандаш должен быть очень мягким, твёрдый заупрямится и не будет оставлять следы на резине. Я пользовалась 4В, Derwent. Скрипя и матерясь, он худо-бедно рисовал, но лучше, наверное, себя показал бы 6В. Или, может быть, акварельный карандаш?
И, опять же, учитывая то, что глазные яблоки на молде пролеплены очень невыразительно и не смогут стать подспорьем и ориентиром при рисовании, рисовать лучше, не как я, во тьме ночной, а при дневном свете.
4. Акрилом рисуем глаза, губы, брови.
Кисти синтетические, размеры — 2 и 0(3). В качестве палитры у меня — белая керамическая тарелка. На одну из ее сторон выдавливаю нужные краски из тюбиков, остальную часть использую для смешивания красок.
На этом фото плохо, но все же видно, до какой консистенции развожу акрил водой: по краям — до состояния очень жидкой сметаны (для непрозрачных, покрывных слоев), белые разводы между ними — до состояния чернил (для полупрозрачных слоев). А о край тарелки очень удобно убирать излишки краски с кисти.
При рисовании акрилом использую принцип «от темного к светлому». То есть сначала на всю поверхность непрозрачным слоем наношу цвет теней, дожидаюсь высыхания, и постепенно слой за слоем краской, разведенной до состояния чернил, высветляю. В случае ошибки, не высохший до конца акрил можт быть размочен водой и стерт сухой или полусухой кистью. Удалить уже подсохший акрил без повреждений, вряд ли, удастся. Поэтому. оставить исправления на потом, имея в друзьях акрил, не получится.
И осторожнее — после высыхания акрил немного темнеет.
4.1. Покрываем глазное яблоко. нет, не белилами 🙂 цветом теней. У меня это смесь натуральной умбры, светлой охры и белил. Наносим тени на веки и брови.
Важно: ваши руки, равно как и голова куклы, не должны болтаться в воздухе. Обязательно должна быть опора, например, на стол. В противном случае, есть вероятность того, что руки будут трястись, а линии бегать по всем траекториям, кроме нужных. Наглядный пример — на фото ниже.
4.2. Самым темным цветом закрашиваем радужку глаза. Капаем тени в уголки рта и на внешние уголки верхнего и нижнего века. После высыхания радужки набираем на кисть цвет зрачка (я недолюбливаю чистые цвета, поэтому к саже примешиваю жженую и натуральную умбру), ставим кисть перепендикулярно центру радужки и оставляем каплю зрачка.
4.3. Полупрозрачными слоями (краску разводим до состояния чернил) покрываем радужку. Каждый последующий слой должен быть светлее и занимать меньше площади, чем предыдущий. И на этом этапе можно не дожидаться полного высыхания предыдущего слоя, а как бы вводить новую краску в предыдущую, еще не подсохшую. Этот прием позволяет получить более мягкие переходы цветов.
По такому же принципу белилами высветляем белки глаз. Тени оставляем в слезнике и по краям белка. Белилами, разведенными до жидкой сметаны, рисуем блики вокруг радужки, тем самым заодно при необходимости корректируем огрехи, допущенные при рисовании радужки.
Прорисовываем складку верхнего века.
4.4. Высветляем верхнее веко. Линию ведем от уголка глаза к середине. Краска разведена до состояния чернил. После высыхания еще раз проходим по этой линии, только обрываем ее раньше, чтобы самым светлым местом осталась складка века над уголком глаза, а по мере приближения к внешнему краю она постепенно становилась темнее.
Тонкой кистью краской, совпадающей по цвету (или чуть темнее) с цветом волос куклы, наносим мелкие штрихи на брови. Тем самым имитируем волоски.
Придаем блеск глазам: набираем на кисть светлую краску, излишки краски снимаем, кисть должна быть полусухой, в направлении от зрачка к краю радужки проводим тонкие линии. После высыхания накладываем такие же линии на нижнюю часть радужки практически чистыми белилами.
4.5. Белилами капаем блики на глаза. Не забываем, что глаз — это шар, и чтобы подчеркнуть его форму, лучше положить блик не прямой линией, а полукругом-полумесяцем.
4.6. Рисуем на губах тени.
4.7. После высыхания слоя теней полностью покрываем губы основным цветом. Опять же после высыхания основного цвета еще раз мягко кладем тени между губами и более светлым по сравнению с основным тоном накладываем штрихи бликов на нижнюю губу. Белилами обводим контуры верхней губы и носогубной впадины.
5. Работа акрилом закончена. Достаем пастель. Пастель сухая.
Вот так неаккуратно она хранится у меня 🙁
Ножом состругиваем с палочек пастели необходимое количество пигмента. Так же, как и акрил, пастель прекрасно смешивается между собой, позволяя получать новые цвета.
6. Набираем наструганные румяна на сухую кисть. Стряхиваем с кисти излишки пигмента. Мягкими движениями наносим пигмент на щеки, лоб и подбородок. Если вдруг ненароком распылили пигмент не в том месте, в котором желалось, можно стереть лишнее ластиком. Фиксируем пастель, покрывая лицо матовым лаком-спреем. Я использовала Super Clear.
7. Заключительный этап, относительно необходимости которого я пока не определилась. Покрываем глянцевым лаком губы и глаза. На губы кистью наносила прозрачный лак для ногтей, на глаза — лак с 3D-эффектом. В итоге в дополнение к нарисованным получаем еще и естественные блики. Кошмарный ли это перебор бликов или терпимый для себя пока не решила.
Вот так страшно выглядят глаза после нанесения 3D-эффекта. Остаются такими они недолго — после высыхания лак абсолютно прозрачен.
И результат. Конечно же, в сравнении 🙂
А стало вот так. Может, не лучше, но определенно живее 🙂