Прием «Логическая цепочка»: примеры использования на уроках
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод «Логические цепочки» можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Примеры использования приема логическая цепочка
Для запоминания информации большого объема
Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.
Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — «Старик Державин нас заметил…» — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.
После составления цепочки важно, чтобы ученики могли «расшифровать» каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.
Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.
Для закрепления материала
Например, после изучения на уроке биологии деревьев, можно попросить учеников составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя — росток — саженец — взрослое дерево. Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.
Или на уроке истории после изучения событий определенного периода попросить составить логическую цепочку, содержащую ключевые события в хронологической последовательности.
История России при Петре Великом: стрелецкий бунт — коронация Петра и Ивана — Евдокия Лопухина — Архангельск — Первый Азовский поход и т.д.
Для закрепления материала и развития наблюдательности
Для контроля знаний
Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию «Логической цепочки» для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД.
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте комментарий
Понравился материал? Хотите прочитать позже? Сохраните на своей стене и поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU». 12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su Домен: https://pedsovet.su/ Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Игры с составлением логических цепочек и их польза для развития дошкольников
Логика в развитии ребенка занимает особое место. Она гораздо важнее простых знаний и лежит в основе гибкого мышления и высокого интеллекта. Для развития логических способностей у детей существует немало упражнений: ребусы, головоломки, опыты, графические лабиринты и т. д. Одно из таких заданий – логическая цепочка.
Важный навык
Почему же без логики сложно представить человека с полноценным интеллектом? Потому что логическое мышление объединяет в себе множество важных интеллектуальных аспектов. Развивая логическое мышление, ребенок одновременно совершенствует (в зависимости от конкретных заданий) самые разные интеллектуальные способности:
Кроме этого, ребенок учится:
Закладываются все эти навыки с самого раннего возраста. Логическая цепочка представляет собой несколько предметов, которые нужно расположить в ряд по каким-то признакам или определенной закономерности. Простейшие логические задания можно предлагать малышам уже с 2 лет. По мере роста и развития ребенка количество и сложность таких задачек будут планомерно расти. Главное, о чем должны помнить родители, – все логические упражнения предлагаются в форме игры.
Для самых маленьких
Уже с 2 лет кроха учится сравнивать и классифицировать предметы, руководствуясь простейшими признаками: размером, формой, цветом. Оптимальный материал для них – игрушки (ближе к 4 годам их можно заменить яркими карточками с простыми, понятными картинками). В этот период логические игры должны быть простейшими, требующими от дошкольника 1–2 действий.
Вот несколько примеров логических цепочек:
Для дошкольников, которые успешно справляются с такими заданиями, можно подготовить более сложные. Например, дать несколько карточек, изображающих сюжет любимой сказки ребенка. Пусть расположит их последовательно, чтобы по ним можно было восстановить всю цепь событий сюжета. Или предложить карточки с изображением определенного процесса (смена времен года, заваривание чая в стакане, прорастание цветка и т. д.). Задача будет та же: восстановить хронологию.
Если малыш затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. А если у него совсем не получается, значит, данное задание для него еще слишком сложное. Составьте для него цепочку попроще.
Для старших дошкольников
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии выполнять более сложные логические построения. При этом они могут изложить свои умозаключения, аргументируя их. Им можно предлагать такие цепочки:
Далее логические цепочки могут и должны становиться все сложнее. Ребенка можно попросить, например, составить рассказ, в котором каждый предмет из представленных пересекался бы с последующим по какому-то признаку (они все будут разными).
Графические варианты таких игр тоже бывают. Например, детей 6 лет уже смело можно просить дорисовать недостающий в последовательности элемент, дорисовать цепочку, повторяя заданную последовательность, раскрасить элементы рисунка по заданной закономерности. Сначала это будут крупные предметы (воздушные шары или яблоки), затем – все более мелкие (бусины, камешки, пуговицы). Такие задания тренируют еще и мелкую моторику, что важно для будущего обучения в школе.
Это лишь несколько примеров заданий, которые учат ребенка строить последовательные цепочки. Сначала это предметы. Взрослея, ребенок научится строить последовательные цепочки из своих мыслей, обосновывать доказательства, делать выводы. То есть – совершенствовать свой интеллект.
Логические цепочки представляют собой какие любо изменения, которые происходят с предметом или существом. Например, логическая цепочка о том, как гусеница превращается в бабочку. Умение построить правильно логические цепочки важное умение для малыша. Ребенок знакомится с устройством мира, начинает понимать причинно-следственные связи.
Чтобы потренироваться в составлении логических цепочек, можно слепить или нарисовать все ее элементы. Это легко и просто, совсем не нужно быть художником, чтобы рисовать для своего ребёнка. Такие игры не только развивают логическое мышление, кроме того, помогая вам, ребёнок развивает пальчики, ведь ему придётся и рисовать, и лепить.
Тем для игры может быть огромное множество. Приведем пример с упомянутой ранее цепочкой превращения гусеницы в бабочку. Слепим и приклеим на бумагу такие картинки, как: бабочку, гусеницу, травку (которую нужно есть гусенице, чтобы превратиться в куколку), саму куколку в виде тёмного кокона. А теперь располагаем на листе бумаги все эти элементы в правильной последовательности, не забываем рисовать стрелочки, которые обозначают логический ход событий.
Чем старше ребёнок, тем больше можно добавлять в вашу цепочку элементов и особенно причин и условий происходящего. Например, после гусеницы и травки можно ещё вставить солнышко, лужицу, из которой гусеница пьёт, в общем, всё, что ей может понадобится для жизни. Ещё примеры цепочек, которые можно слепить (или нарисовать): курица, яйцо, цыплёнок, петушок. Длинный карандаш, нарисованные картинки, короткий карандаш. Доска с надписями, тряпка, вода, чистая доска. Такие цепочки вы сможете придумывать вместе бесконечно. Ещё можно не лепить сразу все элементы, а делать это поочерёдно, слепили первый, спросите: что будет дальше? А ещё интересно убрать один из элементов цепочки, и пусть малыш разгадает, что там должно быть.
Вместе думаем, и приходит к выводу, что получится пепел. Лепим ответ или рисуем.
Простейшие логические цепи. Часть 2: правила соединения модулей между собой и анализ простых логических схем
Приветствую всех. Продолжаю написание статей про простейшие логические цепи. В этом посте – правила соединения логических элементов и цепей между собой, а также два простых метода анализа логических схем.
По многочисленным просьбам хабралюдей, а также для упрощения восприятия написанного, буду кроме западного названия определённого элемента приводить и русское.
Правила соединения цепей и их компонентов
Вот несколько правил, которые помогут избежать ошибок при соединении проводников и логических модулей:
1. Не соединяйте два выхода напрямую. Это может привести к конфликту сигналов.
2. Если у логического модудя два входа, они оба должны иметь значение. Если неизвестен сигнал на одном из входов, то скорее всего не получится узнать значение исходящего сигнала.
3. Не должно быть циклов. Эффект может быть любым – от нестабильности работы цепи до её неспособности функционировать.
Анализ логических схем
Для упрощения анализа цепей мы будем использовать некоторые условные обозначения. Например:
Как видите, определённый набор элементов изображается с помощью одного-единственного модуля.
Анализ цепи из 6-8 элементов
Возьмём любую сделанную по правилам комбинационную схему. Например вот эту:
Если вам по каким-то причинам не нравится моя схема, нарисуйте свою 🙂
Суть анализа цепи заключается в выявлении исходящих сигналов в зависимости от значений входов. Существует два метода этого самого анализа – горизонтальный (по строкам) и вертикальный (по столбцам).
Анализ по строкам
Этот тип исследования цепей заключается в следующем: мы поочерёдно выставляем разные значения на входах цепи, и смотрим, как изменяется сигнал во время его прохождения дальше по цепи. Вот наглядный пример:
Таким способом удобно анализировать небольшие схемы с одним-двумя входами, потому что не обязательно строить таблицу истинности.
Для таких цепей, как выбранная нами ранее, лучше всё-таки нарисовать эту самую таблицу и вписывать туда найденные значения. Вот так, например:
Анализ по столбцам
Суть этого метода – поочерёдно, с помощью логических выражений, найти значения для всех частей цепи, и только потом вычислить результат для выходов цепи.
Как видно на картинке, мы вычисляем значения сигнала для каждого элемента цепи, постепенно приближаясь к выходу. Для нашей цепи это будет выглядеть так:
Теперь можно сравнить результаты, полученные с помощью двух методов. Если они совпадают, то это значит, что либо всё сделано правильно, либо мы допустили больше одной ошибки ( 😀 ).
Прием «Логическая цепочка»: примеры использования на уроках
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод «Логические цепочки» можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Просмотр содержимого документа «Прием «Логическая цепочка»: примеры использования на уроках»
Игры для развитиемышленияонлайн60+ игр на развитие мышления и памяти. Научно доказано. Начать тренировку! 18+Пройти тестированиеРазвить вниманиеУлучшить памятьМышлениеwikium.ru
Технологическая картаурокаФГОСИдеально для учителей, составление за 5 минут! Попробуй!mtk.ksk-soft.ru
Галина Шутова, 26.01.2016137140
Прием «Логическая цепочка»: примеры использования на уроках
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод «Логические цепочки» можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?
Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке? Примеры
Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения
Зарядкакаждый деньНачни утро с простых упражнений для яркого дня! Подробности на Девчат.руdevchat.ru
РегистрациярепетиторовБесплатно зарегистрируйтесь в нашей базе, и мы найдем Вам ученика!Как мы работаемАссоциация репетиторовПолезные материалыvolgograd.repetit.ruАдрес и телефон
Репетитор! Начни уже своё дело!До 7600 рублей в день. Работай на себя! 3-4 часа в сутки. Научим бесплатно!form.ludmilamyzina.comАдрес и телефон
Обсудить статью Опубликовать свой материал
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Примеры использования приема логическая цепочка
Для запоминания информации большого объема
Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.
Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — «Старик Державин нас заметил…» — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.
После составления цепочки важно, чтобы ученики могли «расшифровать» каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.
Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.
Для закрепления материала
Например, после изучения на уроке биологии деревьев, можно попросить учеников составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя — росток — саженец — взрослое дерево. Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.
Или на уроке истории после изучения событий определенного периода попросить составить логическую цепочку, содержащую ключевые события в хронологической последовательности.
История России при Петре Великом: стрелецкий бунт — коронация Петра и Ивана — Евдокия Лопухина — Архангельск — Первый Азовский поход и т.д.
Для закрепления материала и развития наблюдательности
Прием «перепутанные логические цепочки». Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.
Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. Ученикам предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова «Чтобы…»: Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Задача учеников: продолжить ряд, совершив своеобразное «путешествие в прошлое»: Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить. И т.д.
Для контроля знаний
Можно использовать логические цепочки, построенные по принципу соотнесения. То есть, требуется соотнести понятия, термины из первого столбика с понятиями, толкованиями во втором столбике.
Каждый ученик получает карточку, на которой указан 1 предмет, явление и т.д. Задача учащихся: составить логические цепочки по определенной теме, посмотрев, что написано у одноклассников. Работу удобнее проводить в группах или по рядам (1 группа — 1 логическая цепочка).
Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию «Логической цепочки» для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД.
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.