Как сделать логистическую цепь
Логистические цепи
Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь (цепь поставок).
Эти понятия четко не разграничены, а иногда термины «логистическая система», «логистическая сеть», «логистическая цепь» и «цепь поставок» применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике.
В этом определении цепь поставок трактуется как интеграция основных логистических функций от начала зарождения информации или сервиса в соответствии с требованиями конечных потребителей.
В терминологическом словаре APICS приводятся две трактовки цепи поставок:
Как видно из приведенных выше определений, акцент при рассмотрении логистической цепи (цепи поставок) в качестве объекта исследования или управления сделан на том, что цепь — это взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) — «поставщик — потребитель», по которой товар доставляется конечному потребителю, организованная таким образом, чтобы выполнялась заданная цель. При этом не накладывается никаких условий на линейную упорядоченность звеньев логистической цепи.
В связи с этим логистические цепи обычно проектируют внутри самостоятельной функциональной области логистики. При этом логистическая цепь в области снабжения связывает отдельного поставщика с центральной компанией; в области производства — могут рассматриваться как набор внутрипроизводственных звеньев логистической системы, проводящих потоки материальных ресурсов и готовой продукции до складов готовой продукции предприятия-изготовителя; в области распределения — связывает производителя/поставщика готовой продукции с конечной точкой продаж.
При этом для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.
В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются такие главные звенья, как закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции (рис. 5.3). Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, которые в совокупности образуют материальную основу логистики: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции и осуществляют руководство системой в целом.
Логистические цепи стремятся создавать с соблюдением модульного принципа в управлении. При этом учитываются два, казалось бы, взаимоисключающих принципа: сотрудничества и кооперации, с одной стороны, и конкуренции — с другой. Здесь возникает возможность использовать свободные ресурсы участ-
Рис. 5.3. Общая структура логистической цепи ников логистической цепи для того, чтобы сглаживать колебания условий внешней среды. Гибкость образующейся логистической цепи позволяет специальными разовыми поставками (через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки) сглаживать пики потребления. Неизбежные риски при этом существенно снижаются.
Информационные связи между отдельными элементами логистической цепи реализуются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информации и двусторонний выход на внешние сети.
Построение и исследование логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как движение материальных ресурсов и готовой продукции несинхронно, т. е. не совпадает с относящимися к ним потоками информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю раньше самого товара. Момент купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени, исследуемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений и требуют постоянного внимания.
Цепи и звенья логистической системы
Приведем определение и раскроем сущность таких логистических элементов, как цепь, звено, логистическая операция, логистическая функция [1,2,9,12]. Звеном логистической системы называется некоторый экономически или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые организации, посреднические организации, транспортные предприятия, банки и т. д. Звенья логистической цепи могут быть трех основных типов:
Встречаются смешанные звенья, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться. Могут изменять содержание, параметры, интенсивность и т. п.
Особенностями звеньев логистической системы являются:
— различия форм собственности и организационно-правовых форм;
— различия в характере и целях функционирования;
— различия в мощности, уровне концентрации, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;
— большая территориальная рассредоточенность;
— высокая мобильность средств транспорта;
— зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.
Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь. Логистические цепи могут формироваться путем слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм. Информационные связи между отдельными элементами логистической цепи реализуются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информации и двусторонний выход на внешние сети.
Логистическая цепьпредставляет собой упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. Это также последовательность технологических и логистических операций в любом производстве, находящаяся под единым контролем. В логистической цепи, т. е. цепи, по которым проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребители готовой продукции.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
— логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочную логистику);
— сбытовую, маркетинговую или распределительную логистику;
— транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики;
— информационную логистику (или компьютерная логистика), которая также является неотъемлемой частью всех видов логистики;
— организацию логистического управления.
Можно еще перечислять виды логистики, которые находят отражение в организационных структурах управления фирмами, поэтому корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях (рис. 1).
Рис.1.Функциональное разграничение систем логистики
Логистическая операция – это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции, направленное на преобразование материального и сопутствующих ему потоков (погрузка, разгрузка, маркировка, сбор информации, передача информации и т. д.).
Логистическая функция– это совокупность логистических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логистической системой или ее элементами. Большинство ученых и специалистов по логистике к основным (базисным) логистическим функциям относит снабжение, производство и сбыт (распределение). Общий перечень логистических функций достаточно широк: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузопереработка, пакетирование, сервисное обслуживание и т. п.
Понятие логистической системы является одним из основных понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие эффективное функционирование экономического механизма.
В энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия «система»: «Система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».
Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
1.5. Макрологистическая система.
Классификация макрологистических систем
Планирование различных процессов и проведение анализа уровня элементов логистической системы различают макро- и микрологистику [1,2]. Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая промышленные, посреднические, торговые и транспортные предприятия и организации для достижения единой цели.
Объединяемые макрологистической системой предприятия и фирмы различаются по специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлежности, географическому размещению и могут относиться к разным государствам. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. В последнем случае Макрологистическая система решает специфические задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и др.
При формировании макрологистических систем в большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек является определяющим. Однако зачастую критерии формирования макрологистической системы определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.
Логистическая цепь: что это такое?
В ряде случаев оно трактуется как совокупность бизнес-процессов, которые выполняются для удовлетворения спроса на продукцию, услуги или сервис. Представители функционального подхода определяют логистическую цепь как совокупность функций, выполняемых внутри и вне компании и направленных на максимально качественное выполнение предоставления продуктов и услуг пользователям. Зарубежные же авторы и вовсе используют термин «логистическая система».
Обобщив все подходы, используемые в России, можно вывести общее понятие: логистическая цепь — это система взаимодействующих звеньев, целью функционирования которых является поставка товара/услуги конечному потребителю. К ключевым звеньям этой системы относятся закупка и доставка сырья, производство товара, распределение, хранение и доставка клиенту.
Цепь поставок (народное название научного термина «логистическаяцепь») описывает полный путь, который должны пройти товары. Например, цепь поставок молока выглядит следующим образом: сбор молока на ферме, доставка его на завод для обработки, доставка на предприятия для разлива, передача оптовикам, и, в конце концов, его «попадание» на обеденный стол потребителя.
Особенности логистической цепи
Очевидно, что у каждого товара есть своя логистическая цепь, отличающаяся от других продуктов. Разница есть даже в одинаковых товарах, отличающихся только местом производства. Так, цепь поставок для одинаковых овощей, выращенных внутри страны и заграницей будет существенно отличаться. Импортные товары имеют более длинную логистическую цепь: кроме сбора и обработки, они должны преодолеть долгий путь к конечному потребителю, поэтому упаковка должна быть более прочной и практичной. Также у заграничных продуктов, как правило, насчитывается большее число оптовиков в цепи. И только после прохождения всего этого пути уловный кокос или банан оказывается на прилавке розничного магазина.
Логистическая цепочка для фруктов, выращенных в регионе, где они и будут продаваться, выглядит намного проще. Специальная упаковка для длительной транспортировки не требуется. Пропадает необходимость мелких оптовиков: представители торговых сетей сами едут на склад продукции и покупают необходимый объем товара.
Приведенные примеры достаточно упрощены, но разница между ними в общем понятна. В обоих случаях задействованы ключевые элементы:
Отличается только их количество и время, которые товар проводит в дороге. Но, независимо от количества элементов цепи поставок, цель у товаров одна — продукция должна попасть к конечному потребителю. Для ее достижения и работает вся логистическаяцепочка.
Виды логистических систем
Отличаются логистические цепи не только по количеству составляющих их звеньев, а и по месту, где происходит их формирование. Так, в зависимости от места возникновения, выделяются внутренние и внешние цепочки. Рассмотренные выше варианты относятся в второму варианту, поскольку в процессе их реализации взаимодействуют разные предприятия. Если же жизненный цикл товара или услуги проходит в рамках одной компании, то такая логистическая система называется внутренней. Зачастую она относится в коротким мини-операциям: поставка деталей или элементов между цехами одного предприятия.
Роли участников звена
Стоит также учесть, что роли и поставщиков, и потребителей в непостоянны. Например, сегодня компания получает товар и является принимающей стороной. Она выполняет свою функцию и передает этот товар дальше, уже выступая в роли поставщика. На практике это выглядит так: в городе Х работает оптовик, которые покупает товар в городе Y. В этой цепочке оптовик из города X является потребителем. А когда он будет продавать этот товар в своем городе розничным сетям, то компания уже будет выступать в роли поставщика.
Понятие логистической цепочки выглядит сложным только на первый взгляд. Но, уделив его изучение необходимое время, вы поймете все его особенности и сможете хорошо разбираться в этом элементе системы поставки товаров.
Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи. Парадигма управления цепями поставок
Следует обратить внимание читателей на одну чрезвычайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее время и в отечественной литературе и логистической практике) наряду с понятием ЛС стали широко применяться термины «логистическая цепь» и «цепь поставок». И если рапсе, вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую использовались как синонимы, то в настоящее время, когда реализуется самостоятельная парадигма управления цепями поставок (supply chain management), разграничение этих терминов весьма важно и своевременно.
Напомним, что под ЛС мы понимаем упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. ЛС, будучи базовой дефиницией, отражает функциональное содержание основной управляющей структуры логистики, ее содержательное наполнение и границы компетенции.
Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и/или готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена, с учетом его статуса и организационной специфики.
Важно отметить то, что в настоящее время наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на этапы становления и тенденции развития современной логистики, являются интеграция и глобализация. Для данного этапа характерна и проработка ряда теоретических проблем. Так, в целях максимального сокращения суммарных издержек за срок службы продукции предлагается расширить понятие «логистика», включив в него весь жизненный цикл продукции (от этапа проектирования до утилизации вторичного сырья и отходов).
В последние 20-30 лет в значительной мере за счет внедрения современных высоких технологий издержки изготовления продукции снизились, насколько позволял нынешний этап научно-технического прогресса. Углубление специализации как необходимый фактор данного явления, в свою очередь, предполагало адекватное развитие кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов. Однако сфера обращения даже при внедрении логистики как функционального менеджмента, отвечающего за управление материальным потоком и адекватными ему информацией и финансами в рамках воспроизводственного цикла отдельных фирм, не могла обеспечить уровень, аналогичный сфере производства.
В своей работе с подзаголовком «Интегрированная цепь поставок» Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс рассматривают по существу интегрированную логистику, обращая особое внимание па такие бизнес-активности, как обслуживание потребителей, взаимодействия в логистической цепи, глобальная логистика.
УД. Уотерса подзаголовок сформулирован как «Управление цепью поставок», включающее снабжение, управление запасами, складирование и грузопереработку, перевозку, глобальную логистику.
Избегает четких определений и категорий М. Кристофер: указывая, что «всегда необходимо делать различие между логистикой и управлением цепью поставок», он говорит о новой организационной парадигме, трактует логистику как «инструмент проведения изменений» [42].
Разумеется, подобные новации не могли не затронуть и основополагающие понятия и категории. Укажем на трансформацию категории «логистика».
Рассмотрение БСМ-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет «неинтегрированную» логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Для пересмотра этой позиции потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась практически неразрешимой.
В соответствии с этим можно сделать вывод о характере соотношения логистики и управления цепями поставок. Как видно на рис. 4.2, классическая логистика функционировала в прямой цепи поставок, интегральная логистика стала охватывать расширенную цепь поставок и подготовила переход к управлению цепями поставок, которое реализуется в рамках максимальной цепи поставок.
Рис. 4.2. Обобщенный вид максимальной цепи поставок
Если в классической логистике все ЛС, как уже говорилось, подразделяются на толкающие и вытягивающие, то управления цепями поставок, начинающееся (в причинно-следственном аспекте) от конечного пользователя и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и информации, предполагает исключительно вытягивающий характер функционирования ЛС.
Таким образом, «управление цепями поставок» выходит за рамки компетентности не только классической, но и интегрированной логистики и предполагает появление нового вида функционального менеджмента.
Следует заметить, что логистическому менеджменту имманентно присуща идея замкнутости процесса обращения ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы компетенции логистики от введения в оборот природных ресурсов до завершения процесса потребления конечной продукции, так и значимости экологической составляющей конкурентного потенциала фирмы. БСМ позволяет нам довести эту идею до логического завершения. Для этого подчеркнем два положения:
Мы предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи поставок в расширенном масштабе (рис. 4.3).
Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение подлежащих управлению логистических потоков следует относить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к самому процессу добычи полезных ископаемых, процессу отчуждения ресурсов от окружающей среды (природы).
Характер формирования этих потоков во многом предопределяет характер их существования в интегрированной цепи поставок. У конечного потребителя не заканчивается процесс управления совокупностью этих логистических потоков. Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкнутый характер циклического функционирования этих ресурсов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию, которая на данном уровне технологического развития ни для кого не представляет вторичную ценность, следует так подготовить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.
Рис. 4.3. Структура полной цепи поставок (полной логистической цепи)
Таким образом, речь идет о формировании полной цепи поставок, в значительной мере снимающей противоречие социально-экономического и экологического аспектов хозяйственного развития.
Отметим и возможность организации возвратных потоков не только между соседними по цепи поставок субъектами, но и любыми другими участниками полной цепи поставок, исходя из организационной целесообразности. При этом перед БСМ как не только функциональным менеджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают множественные проблемы, среди которых, как наиболее важные, следует отметить следующие:
К перечисленным функциям следует добавить преобразование продуктов производственного и конечного потребления в субстанцию, приемлемую для участия в круговороте веществ в природе;
3) изменяется характер функционирования и финансирования деятельности логистических посредников. В соответствии с вышеперечисленными пунктами логистическим посредникам вменяются в обязанность новые функции, также требует реструктуризации механизм кредитования, дотирования и субсидирования всесторонних проектов логистического рециклинга.
Что касается прогноза реализации БСМ-парадигмы, то возможно ее воплощение в таких конкретных БСМ-концепциях:
Отметим, что это заключение носит не только и не столько теоретический, сколько практический характер, так как в недалеком будущем потребует значительных структурно-организационных преобразований в компаниях. Первоначально это затронет организационно-технологический уровень, впоследствии, по мере развития управления цепями поставок как функционального менеджмента, затронет уровень бизнес-стратегии и конкурентной стратегии, и, наконец, как и всякий развитый функциональный менеджмент начнет оказывать влияние на формирование и развитие корпоративной миссии компаний. Сейчас мы говорим о логистической координации ряда межфункциональных противоречий, впоследствии эту координирующую функцию примет на себя управление цепями поставок.
Неравномерность развития российской логистики и ее отставание от уровня развития ряда зарубежных стран повышает значимость осознания вышеуказанного факта. Возможны варианты дальнейшего развития: пройти шаг за шагом тот путь, который западная логистика прошла 10-15 лет назад и на практике убедиться в необходимости становления управления цепями поставок, или уже сейчас, с известным опережением, воспринять новую управленческую парадигму и начать развитие нового функционального менеджмента.