Как сделать логопедический лэпбук
Мастер-класс «Лэпбук в коррекционной работе учителя-логопеда»
материал по логопедии
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область,
г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2
Мастер- класс « Лэпбук в коррекционной работе учителя-логопеда»
Учитель-логопед I категории: Уткина Е.И.
Цель: Ознакомление педагогов с видами и этапами изготовления лэпбука.
1. Проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
2. Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления лэпбука.
3. Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.
Дидактический материал: готовые лэпбуки на разные темы.
Раздаточный материал: картонная папка-основа, листы формата А4, простые карандаши, ножницы, фломастеры, степлер, скотч, ластики, клей, буклеты.
• организационный 3 минуты;
• практический 17 минут;
информирование педагогов о технологии изготовления лэпбука.
I. Организационная часть.
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я Вам расскажу о лэпбуке – как части развивающей предметно-пространственной среды, а также, хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.
Организация «Развивающей предметно-пространственной среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.
Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.
Также, особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
В связи с внедрением ФГОС ДО, современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Игрушки, дидактические игры и пособия, все, что окружает ребенка, является источником его знаний, формирует его психику и помогает приобрести социальный опыт, об этом нам говорят в институтах, на курсах повышения квалификации и т. д., но придя в детский сад, понимаешь, что развитие ребенка и направление деятельности зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация его жизни в группе. Поэтому, именно мы, педагоги, создаем условия в детском саду для полной реализации развития детей, их возможностей. Начинающий (да и опытный) воспитатель детского сада все время находится в поиске новых форм организации образовательной деятельности и игрового пространства группы. Одним из решения данной задачи я для себя выбрала – лэпбук, который с каждым днем побивает рейтинги по популярности.
— Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, а вам знакомо такое модное слово «ЛЭПБУК»? (Ответы).
— Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком является средством
• партнерской деятельности взрослого с детьми
• свободного общения, перемещение детей во время деятельности,
• имеет открытый временной конец деятельности.
Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
— Как Вы считаете, зачем нужен лэпбук? (Ответы).
Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?
• способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
• способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
• способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
• обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
• способствует творческой самореализации педагога
• организационную (экскурсии, походы);
• техническую (фото, видео);
• информационную (сбор информации для лэпбука);
• мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
— Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего начать создание лэпбука?
— Что нужно, чтобы сделать лэпбук?
Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
III. Практическая часть. Изготовление макета Лэпбука.
— Тема нашего Лэпбука «Пожарная безопасность».
— Уважаемые коллеги, конечно, сегодня, я немного упростила работу, Вы видите на столах у вас есть все необходимые заготовки, основа лэпбука.
У нас уже есть план, т.е. чему мы хотим научить ребенка по данной теме и что расположить в нашей книге:
• правила поведения при пожаре; причины пожара; стихи о пожарной безопасности; загадки по пожарной безопасности; познакомить с формой пожарного и его инструментами; какие вещи необходимо взять при эвакуации? как вызвать пожарную службу? научить читать знаки пожарной безопасности и т.д.
Воспитатели самостоятельно вырезают и приклеивают обычные кармашки и картинки-наполнители.
Когда приклеивают определенные кармашки и картинки-наполнители, педагоги получают рекомендации по работе с данным лэпбуком.
Активных привлекаю к рассказу о проделанной работе. Задаю наводящие вопросы, понравилось? Было ли интересно работать вместе, что было труднее всего и др.
— И в заключение хочу сказать слова Василия Александровича Сухомлинского – «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И задача каждого родителя и педагога обеспечить это ребенку в дошкольном детстве. Я вам хочу пожелать успехов в воспитании детей и надеюсь, что этот мастер – класс поможет вам.
В конце мастер-класса педагогам вручается буклет по изготовлению ЛЭПБУКА.
Подойдёт и взрослым и детям
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»)
Подготовила и выступила:
Галкина Светлана Анатольевна,
высшей кв. категории
Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, как говорится в поговорке «Всё новое – это забытое старое». Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ направляет учителей-логопедов на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми, имеющие тяжёлые нарушения речи. Одной из таких интересных форм работы можно считать лэпбук.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук ( lapbook ) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка.
Это самодельная папка, которую ребёнок (или группа детей) может удобно разложить у себя на коленях (парте, столе, на полу) и просмотреть всё её содержимое. При этом выполнить предлагаемые задания, узнать что-то новое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержится весь необходимый систематизированный материал по выбранной вами теме. В лэпбуке много кармашков, конвертиков, окошек, дверей, подвижных деталей, которые ребёнок может доставать, перекладывать, собирать, складывать по своему усмотрению или по заданию.
Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Лэпбук:
информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный материал);
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части, а также возможность добавлять новые задания, обновлять речевой материал );
доступный (его структура и содержание доступны детям младшего школьного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех ребят).
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его автор, нет правильного или неправильного метода его создания. Всё зависит от того, как логопед воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
С целью эффективного создания лэпбука необходимо соблюдать последовательность работы:
подготовить необходимый материал.
Представляю вашему вниманию лэпбук «Говори правильно». Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста и может быть использовано в разных вариантах:
как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
так и в ходе речевой работы воспитателя с детьми по заданию логопеда.
Эта интерактивная папка имеет массу достоинств и позволяет:
формировать психологическую базу речи;
сократить сроки коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
формировать грамматические категории;
обогащать активный и пассивный словарный запас речи детей с ТНР;
развивать познавательно – речевую активность учащихся;
развивать связную речь.
Содержание лэпбука включает игры и задания на изолированное закрепление и автоматизацию любого нарушенного звука.
Весь дидактический и речевой материал можно менять, обновлять, добавлять в соответствии с индивидуальными особенностями детей, с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроения ребёнка.
Работа идёт последовательно, от простого к сложному.
Предлагаю посмотреть видеофрагмент логопедического занятия «Знакомство детей с лэпбуком» в игровой форме.
Просмотрим видеофрагмент подгруппового логопедического занятия.
Игры и задания для дыхательной гимнастики направлены на:
формирование речевого дыхания;
развитие дыхательной системы ребёнка (повышение тонуса грудной клетки, увеличение объёма лёгких);
развитие способности регулировать своё дыхание (силу, плавность, длительность и равномерность выдоха);
обогащение организма кислородом, профилактики болезней органов дыхания; стимулирует работу головного мозга и регулирует нервно-психические процессы (успокаивает, снижает стресс, напряжение);
С помощью игры «Угадай звук» реализуются следующие задачи:
учить выделять общий звук в словах;
развивать внимание детей к изучаемому звуку, к фонематическому восприятию новых или повторению пройденных звуков;
развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
Например, детям можно предложить выполнить следующие задания:
«Как воздух выходит из лопнувшего шарика?»;
«Рассмотри картинки. Назови что на них изображено. Какой звук повторяется во всех словах?»;
«Узнай по тени, какие предметы изображены. Назови их. Что общего в их названии?»;
«Рассмотри и назови предметы, спрятанные художником. Какой общий звук во всех словах?» и другие.
Все задания спрятаны в конверте, который нужно открыть, карточки разместить на липучке, тем самым развиваем мелкую моторики ведущей руки и пространственные представления.
формируем устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и терминологией;
определяем пространственные представления и учим обозначать в речи эти отношения;
развиваем умение распознавать правильное и искажённое произношение звуков в собственной речи, тем самым формируем навыки самоконтроля;
предупреждаем дисграфию и дислексию;
Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент занятия, игра «Расскажи о звуке»
Игру «Звуковые дорожки» использую для реализации следующих задач:
закреплять правильную артикуляционную позу, кинестетические ощущения;
отрабатывать правильное произношение звука, отображающие длительное и короткое произнесение, а также с вынужденными остановками ;
развивать просодические компоненты речи: изменение ритма, темпа и силы голоса;
Игра «Прогулка на воздушных шарах» предназначена для автоматизации звука в слогах разного типа, которые можно менять. В ходе игры дети не только отрабатывают правильное произношение звука, но и закрепляют понятия «звук» и «буква», соотносят заданную букву со звуком.
Содержание практических заданий игры «Прятки» предполагает развитие у ребёнка с речевыми нарушениями следующих умений:
определять место «дежурного» (изучаемого) звука в слове;
определять на слух слог с изучаемым звуком;
правильно произносить звук в словах.
Варианты заданий могут быть такими: «Назови картинку и определи место звука в слове»; «Кто «спрятался» неправильно? Исправь ошибки»; «Назови слог, в котором «спрятался» дежурный звук» и т.д.
Игра «Весёлый поезд» предназначена для автоматизации звука в слогах разной слоговой структуры, для формирования грамматического строя речи.
Можно предложить детям следующие варианты заданий:
«Размести пассажиров (картинки) по своим вагонам», при это нумерация вагонов соответствует количеству слогов в слове;
«В первом вагоне поедут те пассажиры, про которых можно сказать он, во втором – она, в третьем – они» и другие задания
одно из которых посмотрим в следующим видеофрагменте
Игру «Собери браслет» использую для:
развития звуко – буквенного анализа и синтеза слова;
совершенствования и развития навыка чтения;
активизации и обогащения словарного запаса речи детей;
развития усидчивости, сосредоточенности, наблюдательности а также мелкой моторики рук.
Варианты заданий следующие:
«Собери слово, которое изображено на картинке»;
«Собери слово из 2 (3,4) слогов»;
«Придумай и собери слово с дежурным звуком»;
«Составь слово из заданных букв» и другие
Браслет можно собрать на муляже, на руке товарища, для себя. При этом необходимо закрепить умение определять левую и правую руку.
В конверте « игры со словами и словосочетаниями» находятся карточки с различными играми и заданиями, основная цель которых автоматизировать произношение изучаемого звука в словах и в словосочетаниях.
В конверте «игра «Расскажи» собраны карточки с заданиями, направленными на автоматизацию звука в предложениях, в тексте.
Потешки, чистоговорки, скороговорки, стихи расположены в матрёшке, которая собрана гармошкой. При необходимости матрёшку можно менять.
Мы в этом «радужном» мире живём,
Вместе по радуге к солнцу идём!
Детям предлагаю шагать по радуге и продолжать высказывания:
Логопедический лэпбук
Ольга Петухова
Логопедический лэпбук
Логопедический лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.
Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
В пособии отражены следующие разделы:
• дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,
• развитие мелкой моторики
Задача: правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке. Помимо тренировки пальчиков, ребенок запоминает и соотносит цвета, учится выполнять задание по образцу, развивает координацию движений, считает.
• развитие сенсорики («Сенсорные дорожки»);
• автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);
• мнемотаблица (глядя на схемы-изображения, ребенок воспроизводит необходимое высказывание)
Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия
позволяет решать одновременно несколько задач:
1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные
2.Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
3. Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.
Логопедический КВН «Путешествие в Звуколандию» Задачи:Умение работать в коллективе слаженно и сообща; Установление партнерского отношения родителей и детей; Объединение усилия педагогов.
Логопедический кабинет в ДОУ Со звуками живешь не очень дружно? Тебе помочь скорее нужно! Приходи к нам в логокабинет – Тебе окажет помощь ЛОГОПЕД! В кабинете мы.
Логопедический КВН «Всезнайки» Уважаемые гости моей странички предлагаем вам для просмотра наш логопедический КВН,который мы провели с ребятами старшего возраста. В КВН.
Логопедический новогодний календарь Логопедический адвент- календарь. Два месяца до самого волшебного и всеми так любимого праздника! Разрешите, дорогие друзья, познакомить.
Логопедический лэпбук для привлечения родителей к развитию речи детей «Осень» лэпбук «осень» Недавно узнала, что такое лэпбук, и захотела сделать свой лэпбук, тем более, что в нашем дошкольном учреждении ничего подобного.