Как сделать логопедическую тетрадь
В данной статье даны пожелания и рекомендации по ведению тетради для домашних заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тетради с домашним заданием логопеда родителям
Как оформлять тетради для домашних заданий логопеда? У каждого ребёнка должна быть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д. ).
Задания логопеда родителям включают в себя основные разделы: Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
Родителям на внутренней стороне первой обложки даются рекомендации по домашней работе с ребенком. Например: «Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности».
Памятка логопеда родителям (правила занятий с ребёнком дома).
Заниматься с ребёнком дома ежедневно. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке Время проведения занятий 10-15 минут Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий. Выполняйте только то, что требуется в задании.
Как сделать логопедическую тетрадь
«В моих книгах и пособиях представлены инновационные, наиболее эффективные педагогические технологии. Они проверены многолетней практикой, базируются на классических научных принципах, содержат описание методики, систему игровых упражнений и наглядный материал для занятий с ребёнком.»
Логопед Татьяна Александровна Ткаченко
Татьяна Александровна Ткаченко – потомственный логопед, заслуженный учитель РФ, с 2000 по 2005 год эксперт секции коррекционной педагогики Федерального экспертного совета при Министерстве образования и науки РФ, отличник народного просвещения, имеет высшую квалификационную категорию, 50-ти летний опыт работы с детьми – дошкольниками.
Подготовка дошкольников к чтению и письму. Серия пособий «Звуки и знаки»
В пособии представлена оригинальная и эффективная система упражнений для работы на самом ответственном, пусковом этапе коррекции фонетических нарушений у детей 4-7 лет.
Пособие адресовано логопедам дошкольных, школьных и медицинских учреждений для работы с детьми, имеющими любые, в том числе самые сложные речевые нарушения. Будет полезно специалистам, занимающимся коррекцией фонетических нарушений в различных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, задержкой психического развития).
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/91764/
Логопедический набор состоит из книги и диска с персональными упражнениями.
В книге представлена уникальная, высокоэффективная система упражнений для исправления недостатков произношения у дошкольников и младших школьников. Диск содержит запись занятий, персонально адресованных каждому ребенку.
Рабочая тетрадь содержит 23 занимательных упражнения, которые позволяют активизировать словарь дошкольника, увеличить скорость и точность подбора слов.
Помимо расширения словарного запаса, упражнения направлены на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения ребенка.
Рабочая тетрадь адресована воспитателям, логопедам, психологам, гувернерам и родителям для занятий с детьми 4-7 лет.
Серия «Логопедическая школа Татьяны Ткаченко»
В пособии известного московского логопеда-практика представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма.
В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Адресовано воспитателям массовых и коррекционных групп, дефектологам и логопедам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста.
Выступление на семинаре-практикуме «Школы молодого логопеда» по теме: «Индивидуальная логопедическая тетрадь как основа организациисовместной образовательной деятельности логопеда, детей и родителей в условиях ФГОС ДОО»
Подойдёт и взрослым и детям
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 397»
Выступление на семинаре-практикуме
«Школы молодого логопеда»
«Индивидуальная логопедическая тетрадь как основа организации совместной образовательной деятельности логопеда, детей и родителей в условиях ФГОС ДОО»
Выполнила: Хабибуллина Рената Наилевна
учитель-логопед 1 кв.категории
«Индивидуальная логопедическая тетрадь как основа организации
совместной образовательной деятельности логопеда, детей и родителей
в условиях ФГОС ДОО»
Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Зовут меня Хабибуллина Рената Наилевна, я работаю учителем-логопедом в данном детском саду. Темой моего выступления является «Индивидуальная логопедическая тетрадь как основа организации совместной образовательной деятельности логопеда, детей и родителей в условиях ФГОС ДОО».
Я расскажу о том, что представляет собой индивидуальная логопедическая тетрадь и поделюсь своим опытом ведения.
Слайд 2 Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 предполагает активную роль родителей в коррекционном процессе.
Слайд 3 В логопедической группе важной составляющей повышения эффективности коррекционного процесса, является тесное взаимодействие логопеда с родителями обучающихся. В этой связи необходимо вооружить родителей способами коммуникации и доступными приемами коррекции, создать положительную мотивацию на преодоление речевого дефекта.
Слайд 4 Улучшение образовательной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями и результативность этого процесса с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка во многом решается за счет использования такой формы взаимодействия логопеда, ребенка и родителей, как индивидуальная логопедическая тетрадь.
Индивидуальная логопедическая (коррекционная) тетрадь является обязательным документом учителя-логопеда (согласно АОП) и определяет общий успех коррекционного обучения как основная форма совместной деятельности логопеда, ребенка и родителей.
Актуальность логопедической тетради состоит в том, что учитель-логопед систематизирует, дифференцирует и направляет работу родителей.
Индивидуальная логопедическая тетрадь – это тетрадь взаимосвязи между логопедом, ребенком и родителями. Представляет собой удобную форму организации работы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, далее в оформлении участвуют родители с детьми.
Слайд 5 Основным и важным содержанием этой тетради является логопедическое домашнее задание.
Логопедические задания – это различные виды заданий, направленные на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя, связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материал на занятиях у логопеда.
Слайд 6 Учитель-логопед самостоятельно выбирает разновидность ведения индивидуальной логопедической тетради. Это может быть рукописный или печатный вариант.
Слайд 7 Представляю вашему вниманию свой опыт ведения индивидуальной логопедической тетради. В работе я практикую печатную форму, т.к. возможности множительной техники многократно облегчают работу логопеда. На каждого ребенка заводится индивидуальная папка с файлами формата А4.
Слайд 8 Логопедическая тетрадь условно включает следующие разделы:
Слайд 9 Информационный блок заполняется учителем-логопедом и содержит следующую информацию:
титульный лист с указанием общих сведений о ребенке (фамилия, имя ребенка, дата рождения, номер группы)
логопедическое заключение территориальной ПМПК
краткая информация по ведению индивидуальной тетради и
общие рекомендации по выполнению домашнего задания
комплекс артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие речевого дыхания
Использование логопедических памяток подчеркивает преимущество письменной формы взаимодействия с родителями. Устная форма занимает достаточно много времени. Кроме того, родителям сложно удержать в памяти последовательно получаемую от логопеда информацию. Логопедическая памятка позволяет родителям, прежде всего, осмыслить полученные рекомендации, последовательно и точно следовать им при осуществлении определенного алгоритма действий. Памятки распечатываются и вкладываются по мере необходимости в логопедические тетради детей.
Основной (рабочий) раздел нацелен на достижение оптимального взаимодействия с родителями на основе выбранной педагогической технологии. Этот раздел заполняется в течение всего учебного года логопедом, родителями с привлечением посильной помощи ребенка. Задания строятся на материале тех тем, которые изучают в течение недели на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.
Слайд 13 Основной рабочий раздел включает:
мини-план коррекционной работы за текущую неделю
рекомендуемое учителем-логопедом домашнее задание
Слайд 14 В содержание мини-плана входит:
дата проведения занятий (с учетом недельного интервала),
темы прошедших за неделю занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
информация о выполнении упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развитии речевого дыхания и мимической мускулатуры, а также развитие графомоторных навыков.
Слайд 15 Далее следует рекомендуемое учителем-логопедом домашнее задание. Рекомендации, предложенные в тетрадях, подсказывают родителям, чем и как можно заниматься с ребёнком, помогают организовать совместную деятельность. Родители используют логопедическую тетрадь в качестве методических рекомендаций и наглядного учебного материала по организации развивающей деятельности с ребёнком в домашних условиях.
Слайд 16 Задания включают в себя основные разделы:
комплексы артикуляционных упражнений;
задания на развитие направленной воздушной струи;
задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко- буквенного анализа и синтеза;
задания на закрепление навыков грамоты и чтения;
упражнения для совершенствования лексико-грамматических категорий языка;
упражнения на развитие навыков связного высказывания;
упражнения для закрепления навыков правильного звукопроизношения;
задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.
задания на развитие неречевых процессов.
При составлении домашнего задания я использую тетради и альбомы различных авторов. В интернет пространстве можно найти электронные варианты этих пособий, в которых имеется разнообразие игровых и увлекательных упражнений.
Составляя домашнее задание, я применяю наглядные методы, которые плодотворно влияют на результат процесса обучения и усвоения знаний. Свои задания насыщаю картинками, рисунками, схемами, таблицами.
Слайд 17 Индивидуальная логопедическая тетрадь является одной из форм своеобразного «телефона доверия». Взрослый имеет возможность «просигнализировать» логопеду о качестве выполнения заданий ребенком, выразить сомнение по поводу доступности речевого материала, задать вопрос или обратиться с просьбой о получении дополнительной консультации. Выполненные задания, как правило, отмечаются кружком (либо галочкой), невыполненные минусом (либо вопросом). При правильном выполнении домашнего задания, я ставлю печати или вклеиваю наклейки.
Слайд 18 Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между участниками коррекционного процесса, общей целью которых является:
успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе;
выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений;
воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Таким образом, тесное взаимодействие логопеда и родителей ускоряет коррекционный процесс и приводит к положительным результатам речевого развития ребенка.
Слайд 19 В библиографическом разделе родителям предоставляется информация об используемых в коррекционном процессе пособиях.
В интернет пространстве на Гугл диске я создала папку «Речевой материал». https://drive.google.com/open?id=1oTQg9hgDncQD654UbmhZ8xcxeJQvLTmN. В этой папке имеются различные тетради, альбомы, задания, упражнения, презентации. Например, для каждого конкретного ребенка, на автоматизацию звуков, я отправляю ссылку https://drive.google.com/open?id=1a1P45-gc8uAVQZKzGZQZzOC0APK_bwzY, пройдя по которой, любой родитель может открыть, скачать и использовать материал для занятий с ребенком. При желании: в дороге, в очереди, через любое мобильное устройство можно позаниматься с ребенком.
На слайде для примера представлены используемые пособия.
Слайд 20 Пособия по формированию правильного звукопроизношения: Комаровой Л.А., КоноваленкоВ.В.-Коноваленко С.В., Резниченко Т.С., Успенской Л.П.-Успенского М.Б., Баскакиной И.В.-Лынской М.А., Самороковой О.П.- Кругликовой Т.Н., Нищевой Н.В. и др.
Слайд 21 Пособия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи: Теремковой Н.Э.. Косиновой Е.М., Арбековой Н.Е., Новиковской О.А., Созонова Н., Куцина Е., Русланова Н.С., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Пятница Т.В., Сидорова У.М., Комиссарова С.А., Ткаченко Т.А., Нищева Н.В. и др.
Слайд 22 Пособия по обучению грамоте: Гомзяк О.С., Жукова Н.С., Новикова Е.В., Ильина Т.Г, Савицкая Н.М., Жукова Н.С., Бортникова Е., Чистякова О.В. и др.
Слайд 23 Пособия по развитию графо-моторных навыков: Гомзяк О.С., Узорова О.В., Нефедова Е.А., Подрезова И.А., Граб А.М., Горбушина С.Б. и др.
Указанные издания отвечают требованиям ФГОС и основным принципам педагогической работы. Опираясь на материалы пособий, родители, по рекомендациям логопеда, могут в любое удобное время дозированно заниматься с ребенком.
Слайд 24 В заключении хочу отметить, что использование индивидуальной логопедической тетради позволяет решить ряд важнейших задач:
реализация непрерывности и целостности коррекционно-развивающего воздействия на ребенка
обеспечение эффективности компенсации речевых недостатков
формирование и активизация педагогической компетентности родителей воспитанников.
Таким образом, есть основание утверждать, что использование индивидуальной логопедической тетради, является действенным средством успешной организации коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.