Как сделать лопух для вспышки
Что такое рассеиватель для вспышки фотоаппарата и для чего он нужен?
Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Как получать красивые и объемные портреты в условиях малого освещения? Неужели требуется завышать светочувствительность (ISO) и портить фотографии неприятными шумами – потерей деталей? Есть выход! Нужно просто приобрести или сделать своими руками рассеиватель для вспышки!
Сегодня все основные вопросы по нему мы и рассмотрим в данной статье. Приступим!
В одной из статей мы уже говорили, как правильно работать с внешней вспышкой на зеркальном фотоаппарате. Можете ознакомиться для более детального понятия.
Зачем нужен рассеиватель, если можно использовать просто встроенную вспышку? Все не так просто. Наверное, многие из вас замечали, что при применении накамерной вспышки существуют определенные нюансы, которые портят съемку или снимок. Рассмотрим их.
Недостатки встроенной вспышки
Многие фотографы просто устраняют данные дефекты в графическом редакторе. Во-первых, не всегда это получается корректно, во-вторых, занимает уйму времени. Но существует более простой способ избавления от всех недостатков встроенной вспышки – приобретение рассеивателя для нее.
Глубокие тени рассеиватель сможет смягчить, чтобы изображение стало ровнее и не имело резких переходов. Рисующие тени объекта рассеиватель поможет прорисовать и вытянуть фото на приемлемый уровень, а блики – сильно ослабит.
Виды и их особенности
Рассмотрим рассеивающие насадки:
Мини софтбоксы (Диффузоры)
Они используются для группового портрета или при съемке крупным планом. В наши дни фотографы спорят между собой о том, что данный тип рассеивателей может поменять жесткий свет на мягкий. Сразу знайте, что это возможно лишь при некотором условии. Что же это за условие?
Расстояние от фотографа до объекта должно быть не более двух метров. Есть очень простое соотношение: чем больше дистанция, тем жестче свет.
Думаю, что нужно немного разъяснить о видах света. Это еще два термина из азбуки фотографов, которые являются важными понятиями.
Жесткий свет – это направленный свет, исходящий от точечного источника, который делает четкие очертания и резкие переходы между светом и тенью. Примеры источников: солнце в полдень или прожектор.
Мягкий свет – в основном рассеянный свет. Не всегда рассеянный? Да! Соотнесем эти два понятия. Характеристика освещения в данном случае будет определяться двумя параметрами:
Лопух
Применяется фотографами-любителями. Профессионалы обходят стороной, поскольку используется лишь в помещении с высокими потолками, в условиях плохого освещения.
Есть случаи, когда подобный тип насадок спасал портретную съемку в солнечный полдень.
Применяется для светового акцента на определенной части объекта. Например, при портретной съемке для выделения лица модели.
Банка Фонга
Предназначен только для съемки в темном помещении с низким потолком. Популярен ли данный вид? Нет, поскольку на улице от него нет никакого эффекта и рассеивает свет он только в соотношении с мощностью встроенной вспышки. Принцип действия прост: свет поступает на потолок, а после равномерно освещает объект.
Матовый колпачок
Самый распространенный вид рассеивателей, поскольку имеет много преимуществ:
Существует и другие насадки для вспышек которые в данной статье мы рассматривать не будем, так как они менее популярны среди фотографов.
Критерии выбора
Как выбрать хороший рассеиватель?
Но в основном лишь на практике вы сможете определиться, какой вид рассеивателя для вас наиболее подходящий.
Бюджетный вариант насадки для вспышки
Как сделать рассеиватель своими руками? Это довольно просто и поможет вам сэкономить деньги. Для изготовления нам понадобятся любые подручные материалы, которые задерживают свет и лишь частично его пропускают. Существует много способов, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Из бумаги (вариант 1)
Самый бюджетный и простой в изготовлении вариант. Материалы: лист бумаги А4, ножницы.
Из пластикового стаканчика
Материалы: пластиковый стаканчик, ножницы.
Если нет с собой ножниц или просто лень, то возможно взять стаканчик и просто накинуть на встроенную вспышку сверху.
Из бумаги (вариант 2)
Совет! Не делайте отверстие слишком большим. Рассеиватель должен быть хорошо закреплен.
Данный вид конструкции будет удобен в использовании лишь на небольшом расстоянии, не больше 80 см.
Из пластика с фольгой
Материалы: небольшой кусок пластика, желательно тонкого; пищевая фольга; ножницы и канцелярская резинка.
Заметим! Данный алгоритм идеально подходит для камер модельного ряда Canon, имеющего фокусное расстояние 250 мм. Если вы имеете фотоаппарат другой марки, например, Nikon, то вам следует изменить размеры, помеченные звездочкой в зависимости от модели фотоаппарата.
Если все-таки вы решили приобрести рассеиватель, то следует заметить, для вспышек фирм Nikon и Canon они не имеют больших различий. Конструкция складывается без проблем и легко помещается в карман сумки, поскольку креплением служит липучка. Стоимость может быть от 50 рублей и выше, в зависимости от материалов и размеров конструкции.
Запрещено
Запомните! Никогда, не при каких обстоятельствах не используйте в качестве рассеивателя для встроенной вспышки пачку из-под сигарет. При надевании пачки на вспышку и используя ее максимальную мощность можно спалить светодиод. Поэтому, так никогда не делайте и вы сохраните жизнь своей вспышке.
Общий вывод
И так, уважаемые читатели, давайте обобщим нашу статью. На сегодняшний день, наиболее популярные являются тряпочный или пластиковый рассеиватель. Такие я брал себе на внешнюю вспышку на Aliexpress и был доволен результатом.
Алиекспресс меня часто выручает во многих планах. Например, тряпочки для чистки линз, я брал тоже оттуда.
На сегодня я с вами прощаюсь. Выбор остается за вами: покупать ли рассеиватель или сделать его своими руками. Хочу заметить лишь, что наличие рассеивателя – это еще лишь первый шаг.
Мои любимые видеокурсы, в которых все рассказывается и показывается все очень просто, специально для новичков. Очень их рекомендую к изучению, чтобы стать на ступень выше в качестве фотографа.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обожателей зеркального NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обожателей зеркального CANON.
Второй шаг – научиться его правильно использовать в соответствии с освещением, площадью работы, расстоянием и мощностью вспышки. Не забывайте рассказывать своим друзьям в социальных сетях о новой статье. Подписывайтесь на дальнейшее обновление блога, чтобы знать все о фотографии!
Своими руками: отражатель на накамерную вспышку
Итак еще одна перепечатка моей записи со старого блога. На этот раз о том, как я делал отражатели для накамерной вспышки.
Пока жду доставки камеры, решил заняться и сделать отражатель для, недавно приобретенной, вспышки Canon Speedlite 430EX II.
Сразу скажу, что снимать мне было не чем, только мобильный телефон. Поэтому качество приведенных фото оставляется желать лучшего. В данной записи опишу начало работ, а продолжение, надеюсь, будет с хорошими фотографиями.
Итак думаю все понимают зачем нужны отражатели на накамерную вспышку. Это я расписывать не буду. Теперь о причинах по которым я решил сделать отражатель сам. Первое это материальный фактор. если взглянуть на цены наших местных магазинов, то глаза делаются такими О_О. Например точно такой же отражатель на вспышку стоит у нас (внимание!) 935 рублей. Я приобрел заводской вариант, если бы он стоил рублей 200, не больше. Вторая причина это, что своими руками все же приятнее что-то сделать.
Что нам понадобится и сколько это стоит. Первое это папка для бумаги (документов), обошлась мне в 31.6 руб. Из неё, кстати, я смогу сделать несколько таких отражателей. Второе, что понадобиться это липучка для одежды. Но липучка должна быть на клеевой основе. У нас я нашел подобную, но только белого цвета. Хочу купить черную, поищу в Кирове. А пока купил белую. Отрезок в 30 см мне обошелся в 9 рублей. Третье, что необходимо это пленка на липкой основе. Нужна белая, золотая и серебряная (по желанию). Её я пока не купил, забыл посмотреть в магазине. Небольшой отрезок стоить будет так же не дорого. Вы уже можете прикинуть какая экономия получается.
Для того, чтобы сделать отражатель нам необходимо скачать его шаблон и распечатать.
После того как мы распечатали шаблон, вырезаем его и переносим контуры на папку. Сделаете это как Вам удобнее. Потом остается только вырезать основание отражателя из папки.
Могли обратить внимание на то, что еще присутствует белая полупрозрачная папка. Её я купил для экспериментов с рассеиванием света. Стоит она 11.1 руб.
Основание для отражателя вырезал вроде бы не плохо, довольно ровно. 😉 Как и сменные вкладыши. Теперь мне остается купить белую пленку и приклеить на основание с одно стороны, а также на сменный вкладыш. А так же золотую и серебряную на другие вкладыши. Можно будет купить и цветные пленки, для игры со светом. Или купить цветные папки и сделать что-то вроде цветных “гелей” на вспышку.
Еще за одним сделал простой отражатель в виде “визитки”. Также необходимо будет приклеить белую пленку. Ну или поиграться с цветами.
Да забыл сказать, что всё это будет крепиться на липучку. Мягкая часть липучки приклеивается на вспышку, а жесткая на отражатели. Не наоборот. А то вспышка будет прилипать к сумке для фотокамеры.
Завершение самоделки представлю в следующей записи. И постараюсь сразу же привести примеры съемки со вспышкой с отражателем и без него.
UPD Продолжение работ в этой записи.
Рефлектор для встроенной вспышки фотокамеры. Копия Lightscoop.
Рефлектор для встроенной вспышки фотокамеры. Копия Lightscoop.
По разным статистическим данным до 95% владельцев фотокамер пользуются автоматическим режимом съёмки и встроенной вспышкой, доверяя создание снимка автоматике. Этот обзор посещён самым простым любителям, у которых есть камера со встроенной
(Nikon, Canon, Sony, Pentax и пр.), и которые не занимаются постобработкой фотографий.
Посмотрите у себе в фотоархиве, много ли у вас домашних фотографий или фотографий с «гулянок», которые сделаны в квартире? Уверен, что их будет предостаточно. Но они почему-то не производят впечатление «профессиональных», хотя и камера у вас хорошая (большая, чёрная), вспышка яркая, что-то не так. Всё дело в освещении и светотеневом рисунке.
В домашних условиях (в большинстве случаев
) недостаточно света для создания технически корректного снимка (
художественную составляющую не рассматриваем
), экспонометр камеры это определяет и включает вспышку. Встроенная вспышка имеет очень маленький размер и находится очень близко от оси объектива. В итоге мы получаем все «прелести» вспышки в лоб в помещении:
В помещениях без постановки, где есть белый потолок или белые стены, опытные фотографы используют внешнюю вспышку. Они направляют головку вспышки в потолок или в стену (под необходимым углом). Свет от вспышки отражается от поверхности и падает на объект съёмки рассеяно и под углом, как-будто это маленькое солнце на небе.
Использовать внешнюю вспышку — это идеальный вариант, при возможности нужно выбирать именно его. Но обычный любитель столкнётся с дополнительными обременениями:
Пример камеры с внешней вспышкой:
позволит использовать встроенную вспышку для аналогичной задачи. Он устанавливается в «горячий башмак» камеры. Встроенная вспышка в большинстве случаев не имеет механизма изменения направления и светит только прямо. Рефлектор/отражатель предназначен для того, чтобы перенаправить свет от вспышки перпендикулярно начальному направлению (
грубо говоря, вверх
). Вот, как выглядит рефлектор:
Ограничения при съемке с рефлектором в основном связаны с ограничением мощности встроенной вспышки и отсутствием регулировки направления. Эти ограничения могут варьироваться от модели к модели, но в среднем выглядят так:
Но для обычных любителей это не столь критично. Зато лёгкий вес, небольшие размеры и небольшая цена могут сыграть важную роль.
Вот, как выглядит упаковка после вскрытия посылки:
Мрачновато, но внутри всё целое. Никаких проблем с установкой возникнуть не должно — просто вставляете крепление в горячий башмак. Первая установка может быть осложнена тем (индивидуально), что основание крепления может быть чуть толще башмака. Ничего страшного, просто приложите большей усилий, и металлические стенки башмака срежут лишний пластик крепления. В следующий раз будет входить без проблем.
Как делать снимки с помощью рефлектора?
Есть два варианта использования рефлектора. Сложный, требующий концентрации при съёмке, но дающий максимальный результат, и простой, требующий только первоначальной настройки, а далее фотографируете лишь с небольшим вниманием к настройкам.
В простом варианте встроенная вспышка не работает с максимальной мощностью (ограничение автоматики камеры). А мощность встроенный вспышки — это залог качественного результата.
Результаты работы рефлектора
Специальные подготовленные снимки для сравнения я не делал. Их в сети огромное количество (есть в обзорах, есть в галереи, ссылку на которую я давал). Результат вас не разочарует. Если захотите, то я отсниму серию снимков с человеком и котом в одних и тех же условиях с внешней вспышкой, встроенной вспышкой, встроенной вспышкой с рефлектором.
От себя могу добавить, что, когда я временно остался без вспышки, то снимал утренник с помощью самодельного рефлектора.
Какой рефлектор выбрать: самодельный или заводской? Если вам нужны максимальная компактность и результат, то самодельный. Если вам важен солидный внешний вид, то заводской.
Зачем рефлектор мне? На самом деле я заказал 5 штук, чтобы подарить друзьям, которые часто используют вспышку «в лоб» дома. Себе я оставлю один, просто, чтобы был.
Я гарантирую вам, что друзья завалят вас вопросами о том, на какой фотоаппарат сделаны такие классные снимки, а на любом форуме фотографов вас примут «за своего». Но всё это ерунда по сравнению с тем, какое удовольствие получите вы, ваше близкие и друзья от качественных снимков. Ваша самооценка подрастёт, вы будете ощущать себе супер-профессиональным фотографом :).
Сделал серию снимков для наглядности. Снимал в JPEG (
для наглядности
), ничего не обрабатывал (
только уменьшил разрешение
).
Обычный снимок без вспышки, чтобы оценить освещение (горит одна лампа на люстре, 60 Вт)
Обычный снимок, вспышка «в лоб»
Рефлектор заводской (из обзора)
Результат на лицо. После этого вряд ли кому-нибудь захочется продолжать использовать вспышку «в лоб».
Своими руками: отражатель на накамерную вспышку
Итак еще одна перепечатка моей записи со старого блога. На этот раз о том, как я делал отражатели для накамерной вспышки.
Пока жду доставки камеры, решил заняться и сделать отражатель для, недавно приобретенной, вспышки Canon Speedlite 430EX II.
Сразу скажу, что снимать мне было не чем, только мобильный телефон. Поэтому качество приведенных фото оставляется желать лучшего. В данной записи опишу начало работ, а продолжение, надеюсь, будет с хорошими фотографиями.
Итак думаю все понимают зачем нужны отражатели на накамерную вспышку. Это я расписывать не буду. Теперь о причинах по которым я решил сделать отражатель сам. Первое это материальный фактор. если взглянуть на цены наших местных магазинов, то глаза делаются такими О_О. Например точно такой же отражатель на вспышку стоит у нас (внимание!) 935 рублей. Я приобрел заводской вариант, если бы он стоил рублей 200, не больше. Вторая причина это, что своими руками все же приятнее что-то сделать.
Что нам понадобится и сколько это стоит. Первое это папка для бумаги (документов), обошлась мне в 31.6 руб. Из неё, кстати, я смогу сделать несколько таких отражателей. Второе, что понадобиться это липучка для одежды. Но липучка должна быть на клеевой основе. У нас я нашел подобную, но только белого цвета. Хочу купить черную, поищу в Кирове. А пока купил белую. Отрезок в 30 см мне обошелся в 9 рублей. Третье, что необходимо это пленка на липкой основе. Нужна белая, золотая и серебряная (по желанию). Её я пока не купил, забыл посмотреть в магазине. Небольшой отрезок стоить будет так же не дорого. Вы уже можете прикинуть какая экономия получается.
Для того, чтобы сделать отражатель нам необходимо скачать его шаблон и распечатать.
После того как мы распечатали шаблон, вырезаем его и переносим контуры на папку. Сделаете это как Вам удобнее. Потом остается только вырезать основание отражателя из папки.
Могли обратить внимание на то, что еще присутствует белая полупрозрачная папка. Её я купил для экспериментов с рассеиванием света. Стоит она 11.1 руб.
Основание для отражателя вырезал вроде бы не плохо, довольно ровно. Как и сменные вкладыши. Теперь мне остается купить белую пленку и приклеить на основание с одно стороны, а также на сменный вкладыш. А так же золотую и серебряную на другие вкладыши. Можно будет купить и цветные пленки, для игры со светом. Или купить цветные папки и сделать что-то вроде цветных “гелей” на вспышку.
Еще за одним сделал простой отражатель в виде “визитки”. Также необходимо будет приклеить белую пленку. Ну или поиграться с цветами.
Да забыл сказать, что всё это будет крепиться на липучку. Мягкая часть липучки приклеивается на вспышку, а жесткая на отражатели. Не наоборот. А то вспышка будет прилипать к сумке для фотокамеры.
Завершение самоделки представлю в следующей записи. И постараюсь сразу же привести примеры съемки со вспышкой с отражателем и без него.
UPD Продолжение работ в этой записи.
Своими руками: отражатель на накамерную вспышку
Метки:Визитка Вспышка Лопух Отражатель Своими руками
Карманная вспышка — схема
Выключателем SA1 подают на вспышку питание. Конденсатор С1 заряжается от батареи GB1 до ее напряжения. Резистор R1 ограничивает ток зарядки, который длится около 12 с. При спуске затвора фотоаппарата синхроконтакт СК через конденсатор C2 подает импульс напряжения на управляющий электрод тринистора VS1. Тринистор мгновенно замыкает цепь лампы накаливания EL1, на которую разряжается конденсатор С1. Длительность вспышки составляет приблизительно 1/50 с. Чтобы это было возможно, напряжение на заряженном конденсаторе должно примерно втрое превышать рабочее напряжение лампы накаливания. Причиной тому служат тепловая инерция нити лампы и крутопадающая характеристика разрядного напряжения конденсатора. Начальный пик тока разрядки расходуется на разогрев нити, после чего возникает кратковременное яркое свечение в режиме перекала. Чтобы выключить тринистор после срабатывания и дать возможность конденсатору вновь зарядиться для следующей вспышки, достаточно нажать и тут же отпустить кнопку выключателя SB1.
Рис.1. Принципиальная схема вспышки.
Сравнительно продолжительная зарядка конденсатора небольшим током позволяет использовать для вспышки весьма небольшой источник питания GB1. Так, с лампой мощностью 15…20 Вт от фильмоскопа, рассчитанной на напряжение 6 В, его можно составить из двух-трех батарей «Корунд», соединенных последовательно.
В самодельной вспышке может быть использован любой тринистор серии КУ201, любой диод (кроме указанного на схеме) серии Д226. Конденсатор С1 — К50-6, С2 — МБМ, КЛС, КМ, резисторы — МЛТ или МТ мощностью не менее 0,125 Вт. Разъем для подключения к синхроконтакту можно изготовить самим из отрезка изолированного полихлорвинилом одножильного провода подходящего диаметра и насаженной поверх изоляции тонкостенной металлической трубки.
Аккуратно собранная вспышка не требует налаживания. Поскольку работа в импульсно-перекальном режиме способна сокращать срок службы лампы, желательно предусмотреть возможность простой ее замены.
Описанный вариант вспышки прост, но обладает недостатком — после каждой вспышки нужно выключать тринистор. Эту операцию можно поручить автоматике (рис. 2). Исходный вариант дополнен электронным ключом на транзисторе VT1, который управляется одновибратором, выполненным на транзисторах VT3, VT4, и выходным каскадом на транзисторе VT2.
Рис.2. Схема автоматики.
Запускается мультивибратор по команде синхроконтакта СК одновременно с включением тринистора VS1 и лампы EL1. Закрывающийся при этом транзистор VT3 открывает VT2, что заставляет ключ VT1 прервать остаточный ток (ток удержания) сработавшего тринистора. Примерно через 0,5 с устройство вернется в исходное состояние и начнется новая зарядка конденсатора C1.
Чувствительность одновибратора к запускающим импульсам можно регулировать подбором резистора R9, надежность закрывания транзистора VT1 — подбором резистора R4. Поскольку питание автоматики, во избежание перегрузки транзисторов, ведется от батареи GB2 («Корунд»), следует время от времени менять батареи местами для более равномерного использования их емкости.
Детали карманной вспышки располагают на печатной плате (рис. 3), размеры которой соответствуют габаритам конденсатора С1. Это позволяет рационально компоновать их рядом либо симметрично относительно рефлектора вспышки.
Рис.3. Печатная плата карманной вспышки.
Кроме указанных на схеме, в узле автоматики могут быть использованы транзисторы МП37Б, МП38. Конденсаторы — оксидный К50-6 (C1) и КЛС (остальные), резисторы — МЛТ либо МТ мощностью рассеивания не менее 0,125 Вт.
Внимание. Внимание, информация содержащаяся на данной странице, может быть устаревшей и содержать ошибки. Поэтому приводиться исключительно в ознакомительных целях.
Отражатель LumiQuest Pocket
Контрольное фото с направленной прямо на объект вспышкой 580 EX, без модификаторов. Немного отличается от результата 580 EX II, но не сильно.
Теперь используем отражатель LumiQuest Pocket:
И вновь, тени стали мягче, но изменение направления света сделало некоторые из них немного длиннее. И больше окружающего, оранжевого, света попало в кадр. В целом, однако, освещение распределено более равномерно. Давайте сравним его с другим типом отражателя, который пропускает большее количество света.
Софт-бокс LumiQuest
Софт-бокс смягчает края теней, но все же направляет свет скорее спереди, чем сверху. Это хорошая работа для устройства такого размера. Свет становится более равномерным, и контраст не столь велик.
LumiQuest 80/20
Больше комнатного света попадает в кадр, но края теней все же мягче. Также блики на моих очках менее интенсивные, что также стоит внимания.
Оборудование
Подходим к главной теме нашей статьи — оборудование репортажного фотографа.
Монопод
Собираясь на репортаж, штатив можно сразу оставить дома — для съемки мероприятия он вам точно не пригодится.
Другое дело — монопод.
Снимая с моноподом, фотограф может поставить более длинную выдержку (не опасаясь испортить кадры шевеленкой ), что особенно важно в условиях плохой освещенности.
Использовать монопод очень удобно, когда съемка ведется преимущественно с одной точки, типичный пример — съемка конференций.
Хотя для репортажного фотографа монопод точно не приобретение первой важности, есть масса более насущного оборудования. Просто в определенных условиях (в основном при неизменной точке съемки) работать с моноподом комфортнее и удобнее, чем без оного.
Светофильтры
Тому, какие бывают светофильтры и когда их необходимо использовать, я уже посвятил отдельную, большую статью.
Практика показывает, что репортажному фотографу на съемке из светофильтров действительно необходимо иметь только поляризационный фильтр. Снимая на улице, вы сможете получить более красочные и сочные кадры без дополнительной обработки (которая отнимает время).
Конечно, неизменный спутник любого хорошего объектива — ультрафиолетовый (UV) светофильтр, но он по большей части используется для защиты оптики от царапин и грязи.
Подробно о том, какие бывают светофильтры и для чего их использовать, можно прочитать в моей статье «Светофильтры в современной фотографии».
О всей основной «снаряге» репортажного фотографа мы поговорили, теперь подходим к самой интересной теме — аксессуары для вспышек.
Экипировка
Начнем с экипировки репортажного фотографа.
Во время съемки мероприятий очень важно иметь быстрый доступ ко всему своему оборудованию, а главное — к объективам.
Существуют профессиональные системы, которые позволяют «повесить» на пояс оптику и вспышки с помощью специальных подсумков. Выглядит такая «разгрузка» следующим образом:
В России подобные системы стали популярны относительно недавно, а именно с выходом на наш рынок компании Think Tank.
Если вы снимаете, скажем, тимбилдинг компании, который проходит в лесу, полный комплект Think Tank будет идеальным решением для быстрого доступа к оборудованию. Но работая на официальном мероприятии, на пиджак с рубашкой такую систему не наденешь. В этом случае я просто вешаю на пояс пару подсумков, чтобы всегда иметь «рабочие» объективы под рукой.
Альтернатива Think Tank — продукция компании Newswear.
Суть продукции Newswear та же — это «разгрузки» для быстрого доступа к фотооборудованию, просто сделаны они принципиально несколько иначе. Тут уж на вкус и цвет.
Newswear, Think Tank и другие подобные системы, как правило, используются больше фотожурналистами, но и для профессиональных коммерческих репортажных фотографов это очень удобное решение.
У Think Tank, кстати, можно найти массу других интересных и полезных репортажникам приспособлений. Например, герметичный дождевой чехол для камеры:
BlackRapid
BlackRapid заслуживает отдельного разговора. В двух словах — это очень удобный ремень для камеры, который позволяет в считанные секунды «достать» камеру и быть готовым к съемке.
Но лучше просто один раз увидеть:
Отличная штука не только для репортажный фотографов, но и для всех, кто любит иметь камеру под рукой.