Как сделать лосиный тест
Как сделать лосиный тест
Правда, профессионалы-испытатели, как только оказываются «в руле», так и норовят продемонстрировать своим коллегам свой высокий класс и проделать упражнение на очень высокой скорости.
Рис. 47. «Лосиный тест» – это имитация объезда внезапно появившегося препятствия с возвращением на свою полосу.
Рис. 48. «Лосиный тест», или переставка по методике VDA (Verband der Automobilindustrie), выполняется на скорости 60–80 км/ч с отпущенной педалью газа, то есть водитель работает только рулем, стараясь удержать автомобиль на траектории. Эти условия имитируют объезд препятствия в городских условиях. Эксперты стараются смоделировать действия обычных водителей и резко крутят руль влево-вправо, как сделал бы это обычный среднестатистический водитель при объезде внезапно появившегося препятствия.
Это неправильно. Выполнение «лосиного теста» – это не соревнование, а проверка управляемости автомобиля в критической ситуации. Я наблюдал в качестве пассажира, как этот тест проделывает эксперт одного немецкого автомобильного журнала. Подъехав к имитирующим препятствие пластиковым конусам, он резко крутанул руль влево и тут же так же резко вправо, машина чудом вписалась в створ между конусами. Я спросил его, почему он действует, как «чайник»? Эксперт ответил: «А как ты думаешь будет действовать в этой непредвиденной ситуации среднестатистический водитель? Именно так – неумело». Действительно, подумал я, эксперт абсолютно прав.
Рис. 49. Схема теста ISO на управляемость. При выполнении этого упражнения эксперты активно работают не только рулем, но и тормозом и газом. Начальная скорость прохождения ворот – 120 км/ч. Работа газом нужна, чтобы удержать автомобиль под контролем, иначе он может потерять управление.
Так или иначе, но если в вашем распоряжении есть площадка достаточных размеров, попробуйте свои силы в выполнении этого маневра. Для этого привожу размеры переставки, как у нас называют «лосиный тест» (см. рис. 48). Это упражнение выполняется с отпущенной педалью газа и тормоза – в распоряжении водителя только руль. Задача – объехать воображаемое препятствие. Более скоростное упражнение, или тест на управляемость по методике ISO (International Organisation for Standarnisation), имитирует выезд на встречную полосу, которую нужно как можно скорей покинуть. Оно состоит в прохождении с максимально возможной скоростью ровного участка дороги длиной 125 метров. При этом наравне с рулем задействуются педали газа и педали тормоза. Разметка при выставлении конусов – другая. (Схема изображена на рис. 49.).
Что такое «лосиный» тест и почему он так важен
Говоря простым языком «лосиный тест» — это способ проверки автомобиля и водителя на способность оперативно и безопасно маневрировать при объезде неожиданно возникших на дороге препятствий.
Суть данного теста – набрать курсовую скорость и совершить два резких поворота:
Это действие и создаёт ситуацию, когда автомобиль оказывается в не самом устойчивом положении. Очень часто, при выполнении данного теста машина выходит из-под контроля и уходит в неуправляемый занос. Некоторые водители переворачивались на автомобиле после того, как пытались резко объехать возникшее препятствие.
«Лосиный» тест можно считать успешно пройденным, если автомобиль остался на своих 4-ёх колёсах и продолжает движение после объезда препятствия.
Представленный метод проверки устойчивости автомобиля придумали и начали использовать в Швеции. Сейчас «лосиный» тест очень популярен по всему миру. Его название произошло из-за того, что на дорогу, под колёса автомобилей очень часто выбегают крупные животные, среди которых и лоси. В настоящее время, к данной проверке устойчивости автомобилей и способностей водителя реагировать в экстренных ситуациях прибегают многие автошколы в разных странах мира.
Для чего нужен «лосиный» тест?
Некоторые водители не понимают, почему нельзя затормозить перед препятствие? Почему крайне важно его объезжать? Приводим несколько доводов «за» объезд:
По этим и многим другим причинам, «лосиный» тест, являющий сложным, резким и опасным гораздо более предпочтительный, чем торможение.
Для некоторых автомобилей представленный тест практически непроходим. Конечно же, мы говорим о высоких внедорожных машинах. Их центр тяжести расположен слишком высоко от земли. В 95% тестов, даже современные джипы, оснащённые огромным количеством систем безопасности, уходят в занос или переворачиваются при попытке резко объехать препятствие на дороге.
Что такое лосиный тест и почему он так важен?
Подводя итог, стоит повторить, что «лосиный» тест – это возможность проверить устойчивость транспортного средства при резких движениях влево и вправо, при возникновении необходимости быстро объехать появившееся на дороге препятствие.
Необходимость «лосиного» теста объясняется безопасностью на дороге. Если водитель знает, как себя поведёт его автомобиль вовремя внештатной ситуации, он сможет защитить себя и не подвергнет опасности других участников дорожного движения.
Определение «лосиного теста» и что он устанавливает
Покупая автомобиль, каждый водитель хочет, чтобы он был комфортным, управляемым и, самое главное, безопасным. Производители транспортных средств добавляют множество гаджетов к своей продукции, чтобы обеспечить максимальную безопасность. Уже есть автомобили с автоматическим торможением при виде препятствия, автоматической парковкой и многими другими полезными функциями. Но всё же управление человеком машинами пока остаётся на первом месте, да и транспорт с такими дополнительными опциями может себе позволить далеко не каждый. Более приземлёнными показателями безопасности являются, например, сцепление с дорогой и реакция автомобиля на рулевое управление. Эти параметры проверяются с помощью различных контрольных экспериментов, одним из которых является так называемый лосиный тест.
Что означает название «лосиный тест»
«Лосиный тест» — это проверка транспортного средства на способность быстро и безопасно объезжать резко возникшее препятствие. Заключается этот эксперимент в том, что автомобиль при поездке заворачивает сначала резко влево, а потом сразу резко вправо, таким образом создавая очень неустойчивое положение для себя. При этом тесте всегда существует риск того, что машина войдёт в неуправляемый занос или просто-напросто перевернётся от сильной перегрузки. Тест считается пройденным, если транспорт устоял на колёсах и смог продолжить движение по своей полосе после резкого объезда импровизированного препятствия. Автомобиль считают тем более устойчивым и управляемым, чем большую скорость он смог развить при успешном прохождении теста. Для этого в случае успеха увеличивают скорость движения и повторяют контрольный опыт ещё раз до тех пор, пока очередной тест не станет проваленным.
Такой способ проверки устойчивости транспортных средств был впервые введён в Швеции, а теперь он стал довольно распространённым в мире. Название «лосиный тест» он получил из-за того, что способность автомобиля резко объезжать препятствия может сильно пригодиться и сохранить здоровье или даже спасти жизни при, например, неожиданном появлении на дороге лося.
Назначение «лосиного теста»
Многие читатели спросят, почему же нужно обязательно объезжать препятствие, а не затормозить перед ним? Во-первых, резкое торможение может ввести в занос, перегрузить колёсные оси и создать серьёзную помеху или даже аварийную ситуацию для автомобилей, движущихся позади вас. Во-вторых, объезд препятствия часто более безопасен, чем торможение перед ним. Это крайне полезно тогда, когда соседняя полоса движения свободна для подобного манёвра. Объезд безопаснее по ряду причин: для поворота нужно меньше времени, чтоб среагировать, а объезд более выгоден по расстоянию, так как для него не потребуется тормозной путь в отличие от попытки резко остановиться. А так как в экстренной ситуации водитель может среагировать на опасность далеко не сразу, выигрыш в расстоянии может быть ему очень полезен и он просто решится на столь резкий и сложный манёвр.
Наиболее часто проваливают этот тест высокие машины, у которых центр тяжести находится довольно далеко от земли. Даже современные внедорожники часто переворачиваются или, по крайней мере, выходят из управления и сбивают конусы как раз из-за высокого центра массы автомобиля. Также причиной может стать неправильное давление в шинах, так что необходимо обязательно его контролировать и держать на уровне нормы. Более того, даже с нормально надутыми камерами можно провалить этот тест просто из-за того, что на нём были надеты некачественные шины. Это становится огромной проблемой для производителей, так как каждый проваленный «лосиный тест» оставляет жирное пятно на репутации автомобильного бренда, особенно если этот эксперимент был проведён каким-то крупным изданием или телеканалом.
Необходимость «лосиного теста»
Здесь же встаёт вопрос и об объективности «лосиного теста». По условиям эксперимента, предполагаемое препятствие находится слишком далеко от начала манёвра, так что водитель вполне способен вовремя затормозить. Участок дороги, на котором проводят тест, слишком узок по ширине, но велик в длину, что тоже далеко от реальности в подобной ситуации. Также результат теста не показывает истинную управляемость — здесь играют роль и габариты автомобиля, и распределение его массы, и другие факторы. На это показывает тот факт, что показатель управляемости по «лосиному тесту» для Ferrari F430 ниже, чем для третьей «Мазды», а наилучший результат показывает самый обыкновенный карт.
Судить о том, хорош этот способ определения управляемости или плох, можно в зависимости от того, какую цель мы преследуем, проводя этот тест. Он однозначно не подходит для того, чтобы определить самый управляемый автомобиль. Много отлично управляемых транспортных средств не занимают первые места при прохождении «лосиного теста», а порой непримечательные машины становятся рекордсменами этого способа контроля.
Скорее, этот тест подходит для того, чтобы отправить на доработку совсем уж плохие модели машин. Ведь если автомобиль переворачивается при таком манёвре, значит, в нём неверно распределён вес или некоторые системы плохо работают. В любом случае автомобиль, полностью проваливший «лосиный тест», безопасным назвать нельзя. Транспорт, на котором люди будут возить себя и свои семьи, должен быть готов хотя бы к таким нагрузкам, поэтому в этом плане тест довольно хорош и даже необходим.
Разумеется, нельзя пытаться воспроизвести условия эксперимента на собственном автомобиле по дорогам общего пользования: так вы создадите опасную ситуацию как для себя, так и для остальных участников движения. Лучше при выборе машины ознакомиться с результатами теста, проведённого профессионалами.
Мы будем рады вашим отзывам по этому материалу.
chervyakov86 › Блог › Мои мысли про «лосиный тест»
Есть такой интересный тест автомобиля, называется он «Лосиный тест». Его суть заключается в том, что нужно разогнать машину на примяке до скорости около 50 км/ч и резко свернуть в сторону на встречную полосу и сразу же вернуться обратно в свою полосу.
Другими словами моделируется ситуация, когда автомобиль объезжает какое то препятствие. Увидеть как это все происходит воочию можно на видео.
Лично я считаю, что подвергать лосиному тесту рамные внедорожники и пикапы, а потом делать сенсационные заявления о том, мол машина то барахло — вещь довольно глупая и притянутая за уши. Естественно, рамный внедорожник имея большие ходы подвески будет валким, ибо предназначен для других целей, и любая машина с геометрией выше, чем у Volkswagen Tiguan будет иметь проблемы при прохождении данного теста.
Но это лишь пол беды! Данный тест я в принципе считаю бестолковым занятием, так как данная ситуация смоделирована искусственно и в реальной жизни маловероятна, даже если сейчас притянуть за уши все. Давайте разберемся по порядку. Я сейчас изложу свое видение ситуации, Вы в праве со мной согласится, так же можете не соглашаться, это исключительно Ваше право.
Ну наверное стоит начать с того, что данный тест проводят только на идеально сухой дороге, и только на автострадовской резине. А как мы все знаем из уроков природоведения, период миграции лосей чаще всего приходится на весну и осень. Все помнят какие дороги весной и осенью в России? Если Вы соберетесь делать такой маневр в реальной жизни, то Вы в лучшем случае выскакивая на полосу встречного движения там и останетесь и словите лобовое столкновение, в худшем Вы просто уберетесь в кювет и там намотаетесь на деревья, ведь сколько бы не было в вашей резине шипов, и чтобы делать такие маневры на заснеженной или покрытой льдом/кашей или просто водой дороге – нужно быть как минимум очень уверенным в себе человеком, либо очень глупым человеком. А к тому же мы говорим о рамных проходимцах, большинство которых владельцы ставят на резину А/Т или М/Т, да еще и лифт делают… надо продолжать?
К тому же не маловажный момент заключается в том, что лось – животное не глупое, и переться на проезжую часть без особой надобности он не будет. Случаи, когда происходили столкновения парнокопытных животных с автотранспортом более исключения, чем правила, и поэтому каждый случай активно тиражируется в СМИ и единичные случаи возводятся в абсолют, благодаря чему половина народа, которая лосей то в зоопарке только видела, начинает считать этот тест чем то важным.
Ну и самый интересный момент. Это насколько надо быть тупым водителем, чтобы смотреть только перед своим бампером, чтобы не увидеть выскакивающего из лесополосы лося? Для тех, кто плохо слушал на уроках природоведения, даже детеныш сохатого весит по 200 кг и имеет размеры коровьего теленка. Взрослая особь может достигать массы до 700 кг и размеров в автомобиль Ока. Вот как его можно не заметить? У нас по стандартам дорожное полотно федеральных трасс, если правильно помню, должно быть расчищено от леса и кустарника на 50 метров в каждую сторону от обочины дороги. На дорогам местного значения это расстояние вроде было 25 метров. Вот как можно не увидеть бегущего лося?
Ну и самое интересное – проведение самого лосиного теста! Мне одному кажется, что на разных машинах повернуть сначала налево с определенным усилием, выдержать паузу, и бросить машину обратно вправо одинаково невозможно. А в случае с рамным внедорожником это вообще маловероятно. Нужно быть как минимум сыном Стига и Ютты Кляйншмидт и при этом разбить с десяток тестируемых автомобилей одной марки, чтобы создать какую-то систему по испытанию. Ну а как иначе? У каждого автомобиля свое передаточное число рулевой рейки, у всех разная работа усилителя, как можно с одной машины пересесть на другую и сразу сделать лосиный тест исключая человеческий фактор?
Мне одному кажется, что на данный момент этот тест преследует более коммерческие цели?
Я вообще в принципе ужа давно слабо верю во все эти краш тесты. В чем их прок? Автопроизводители делают машины так, чтобы они набрали нужное количество баллов, при определенном ударе, под определенным углом, на определенной скорости. Если бюджет постройки автомобиля и целесообразность позволяют, то абсолютно любую машину можно сделать так, чтобы она набрала 5 звезд в Euro NCAP. Простой пример: набравшая 4 звезды (что является хорошим результатом) стеклянно – пластмассовая машина SMART при слабом покасательном ударе в реальной жизни превращает в фарш всех, кто находится внутри, а Kia Rio, сделанная из отечественной стали и оснащенная китайским мотором (ну чтобы никто не забыл об этом), при лобовом столкновении с Газелью на скорости 100 км/ч спасла жизни трех человек, пока эксперты в интернете спорят о углах перекрытий и шильдиках.
Вот такая сегодня писанина.
Вообще, пока писал это все, придумал новый тест! Давайте будем на автомобили L класса сбрасывать пустые морские контейнеры, весом 2,08 тон, а потом с очень умным видом будем рассказывать в интернете, что W222 просто отвратительный и небезопасный автомобиль. Притянуто за уши? Ровно так же, как и разгонять на асфальте рамные внедорожники и заставлять их рулится в условиях, когда не каждый седан или хэтч будет показывать хоть какой-то удовлетворительный для интернет общественности результат.
Suzuki Swift Чиж 🔧Starter Kit🔨 › Бортжурнал › Будь в форме: тренируем «лосиный тест»
— Пшшшш… Шестой! Выше скорость! Руль в поворот и тут же — от поворота! Не висите на руле! — зудит знакомый голос из рации.
— Какого ху@?! Я нормально проехал! — думаю я. Стоп! Это не мой позывной, в этот раз я «девятый»!
Да, я снова на полигоне, но «шестым» я был 2 года назад на своих первых летних покатушках.
Но почему-то всё ещё откликаюсь на свой первый позывной — наверное это какой-то импринтинг.
Последние тёплые деньки перед заменой резины на зимнюю, у Чижа довольно много изменений в подвеске и тормозах, а я еще ни разу не испытал его на асфальте. Город — не место для тестов, поэтому я обрадовался возможности покататься на коротком трёхчасовом тренинге скоростного объезда препятствий, «лосиный тест».
Ну что ж, было здорово и много фана. Пока не вкатился были промахи и факапы — куда ж без них!
Ошибка в стабилизации. Я начал скользить, благоразумно отказался от дальнейшего манёвра.
А вот тут протупил — два сбитых конуса и кювет.
Тренировки приносят результат — пошли чистые проезды лосиного теста по ISO 3888-2.
Воо! Уже лучше, мать твою!
Кстати, скорости в упражнениях около 60 км/ч. Я пытался ездить 60+, но выше 70 км/ч вроде не разгонялся — сложность увеличивается нелинейно. Кто-то скажет: «Фии! Всего 60 км/ч!» А ты попробуй! ))
Да, на новой подвеске я не испытывал такого дискомфорта на виражах, как на стоке. Помню, когда тренировался на стоке, меня так выкидывало из кресла центробежной силой, что я даже синяк на левом колене набил о подлокотник двери. А тут всё норм, сидишь себе ровно, даже на тормоз можно левой ногой нажать — на стоке попасть левой ногой в педаль на повороте было ооочень трудно.
Но есть одно жирное НО: очень резкая и неожиданная потеря сцепления с асфальтом с последующим заносом. А уж там выкарабкивайся как хочешь и как умеешь! Меня развернуло на 130 градусов на асфальте — я сначала хотел было даже побороться, но увидел, что на выходе чисто, поэтому просто расслабился, отпустил газ и с улыбкой наслаждался дрифтом.
Вот такой был позитивный выходной! Всем очень рекомендую так покататься.
Спасибо школе Автодрайвер и преподавателю Алексею за прекрасный уик-энд.