Как сделать ловушку в шашках

Учимся играть в шашки: как расставить ловушки и не попасться самому

Урок № 1: сильный и слабый фланги

Как сделать ловушку в шашках

Перед дебютным ходом попробуйте мысленно убрать три центральные шашки с доски. При этом у вас останется сильный (слева) и слабый (справа) фланги с пятью и четырьмя шашками соответственно. В начале партии старайтесь развивать свой сильный фланг, атакуя слабый фланг соперника, который находится напротив. Начинать партию со слабого фланга не рекомендуется.

Урок № 2: «отсталые» шашки

Как сделать ловушку в шашках

В начале партии у каждого шашиста на доске находится по две «отсталые» шашки – на клетках A1 и H2 у одного игрока и на клетках A7 и H8 – у его соперника. Необходимо как можно быстрее выводить их вперед и стремиться занять центр доски.

Урок № 3: «золотая» шашка

Как сделать ловушку в шашках

Так называемая «золотая» шашка находится на клетке E1 у одного шашиста и на клетке D8 – у другого. В любой момент она может прийти на помощь как слабому, так и сильному флангу или просто продвинуться по центру. Тренеры еще называют ее «скорая помощь» – так дети быстрее понимают ее функции. «Золотую» шашку следует как можно дольше держать на своем месте и выводить в игру только в случае необходимости.

Урок № 4: две самые важные клетки

Как сделать ловушку в шашках

Шашки не стоит держать у бортов, где им якобы безопаснее. Гораздо продуктивнее двигаться к центру: там они намного сильнее и маневреннее. Во время игры старайтесь занять два важных пункта в центре, а именно – клетки F4 и C5. Захват важных пунктов позволяет узурпировать территорию и стеснить действия соперника, что обеспечит позиционное преимущество.

Загадка от гроссмейстера

Дмитрий Разумовский, вице-президент Федерации шашек Московской области. Вы играете белыми, следующий ход за вами. Попытайтесь, не подглядывая, выиграть партию.

Как сделать ловушку в шашках

Несмотря на тяжелейшее положение, белые могут одержать победу. Белые: E3-D4, черные: C1:G5. Белые: D4-E5, черные: F6-D4. Белые: G3-H4, черные: E1-G3. Последняя белая шашка делает круг, на ходу становясь дамкой, «съедает» пятерых и возвращается на H4:H4. Теперь любой ход черных приведет к их уничтожению.

Источник

Дебют в шашечной партии: основные ошибки игроков и применяемые ими ловушки

Общая классификация ошибок в шашках

Каждый вид спорта соткан из побед и поражений. Поражение – результат допущенных погрешностей спортсмена. Причин для промахов может быть уйма: плохое настроение, недостаточный уровень подготовки, психофизическое состояние, нехватка опыта и т.д.

В шашечном поединке, если оба партнера ведут правильную игру, избегая серьезных упущений, он заканчивается ничьей. Соответственно, выиграть можно при наличии промахов соперника.

Для того, чтобы избегать собственных ошибок, при этом повышая уровень своего мастерства, необходимо изучить и проанализировать чужие.

Промахи, которые допускают игроки в поединках, можно отнести к двум категориям: психологические и технические.

Психологические оплошности вызваны нарушением психофизического состояния игрока в результате больших нагрузок во время матча и подготовки к нему.

Технические оплошности не связаны с эмоциональным или физическим состоянием участника. Они допускаются в результате недостаточно квалификационного уровня шашиста, нехватки опыта, незнания правил игры в Русские шашки, плохой подготовки к матчу и т.д.

Ошибки и ловушки в дебюте сражения

Изучая азы шашечной игры, новичку вовсе не обязательно запоминать отдельно взятые варианты возможных шагов. Гораздо важнее понимать суть используемых приемов, мыслить не одиночными шагами, а комбинациями, уметь определять сильнейший ход.

Результат матча очень часто решается уже в начале игры. Поверьте, хватит единственного необдуманного шага, чтобы ваш противник обеспечил себе победу в партии. Различных хитростей и уловок, применяемых шашистами в дебюте, достаточно: от самых простых, пользующихся популярностью у новичков, до сложных, применяемых уже опытными шашистами. Эти ловушки наиболее уместны в таких разновидностях забавы, как блиц или быстрые шашки, также в интернет-шашках, где есть временные ограничения. В общем, везде, где у оппонентов нет времени над долгим раздумыванием над ходом, и разыграть дебют нужно очень быстро.

Если ваш соперник допустил оплошность в начале поединка, обязательно воспользуйтесь этим. Это позволит получить материальное превосходство над противником (одна или несколько шашек), что в конце партии может существенно повлиять на окончательный результат сражения. Преждевременно открытая ячейка для дамки или решеточное размещение фигур противника может позволить провести такую комбинацию, которая уже в начале решит исход матча в вашу пользу. Даже один необдуманный шаг противника может привести к вашему решающему перевесу. К примеру, блокировать шашки противника или занять выгодное положение на игровом поле.

Каждый профессиональный игрок имеет у себя в рукаве подобного рода ловушки. И чем выше уровень геймера, тем виртуознее он пользуется промахами оппонента.

Как начать партию, чтобы быстро победить

Интересно, какое минимальное количество шагов нужно сделать участнику, чтобы одержать победу в сражении? Одним ходом, конечно, не выиграть. Но уже после второго шага вы легко можете рассчитывать на положительный для себя результат в конце партии. Безусловно, на дамочное поле за такой короткий промежуток времени попасть не удастся, да и много фигур соперника не выбьешь, а вот выиграть 1-2 фигуры у оппонента вполне возможно.

Стоит отметить, что, имея превосходство даже в одну фигуру в дебюте поединка, у вас есть хорошие шансы на победу, так как без помощи ваших ошибок противнику вряд ли удастся компенсировать эту шашку в начале матча. А вам в таком положении просто следует сконцентрировано, не допуская просмотров, довести поединок до победного конца.

Следует знать, что для того, чтобы побеждать, нужно замечать и применять в игре простейшие тактические удары. Это умение позволит исключить свои ошибки и не даст противнику выбивать ваши фигуры с помощью комбинаций. Во время применения ловушек, а также в ходе всего сражения главное быть сосредоточенным на игре и вовремя замечать ответные намерения оппонента.

Источник

Ловушки в шашечной партии
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Совершенствования профессиональной деятельности

педагогов по шашкам»

«Ловушки в шашечной партии»

Хлудеева Юлия Андреевна,

педагог дополнительного образования

гимназии № 105 Выборгского района

Каплунов Я.Л., методист, руководитель ГУМО

Самойлова М.И., педагог дополнительного

I. Психолого-педагогический подход в работе педагога

Основные стратегические приёмы борьбы … …………………. 6

— Ловушки в эндшпиле ……………………………………….. 6

— Ловушки в миттельшпиле ……………………………………… 10

— Ловушки в дебюте ………………………………………… 13

Играйте, думайте, решайте!…………………………………………… 15

«Шашечная игра – мать шахматной и достойная мать»

Чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер

Тема «Ловушки в шашечной партии» является одной из основных при изучении стратегических приёмов и методов разыгрывания партий в русских шашках. В данной работе представлены диаграммы позиций, содержащие ловушки в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также психолого-педагогический подход при их изучении в процессе занятий в шашечном кружке во внеурочное время в начальных классах гимназии

№ 105 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Цель работы: выработать оптимальный подход к изучению темы «Ловушки в шашечной партии» для учащихся начальной школы.

I. Психолого-педагогический подход в работе педагога

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах подрастающего поколения и государства.

Дополнительное образование приобщает юных петербуржцев к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению значимого результата. Этот вид образования способствует развитию личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка, интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся потребности детей в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский Л.С.), помогает ребенку в изменении своего статуса, т.к. в процессе занятий различными видами

деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.

В « Концепции развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга до 2020 года» отмечено, что д ополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. В настоящее время системой дополнительного образования в Санкт-Петербурге охвачено более

40% общей численности школьников.

Шашки как дисциплина дополнительного образования являются абстрактно-логическим видом спорта (по классификации Матвеева Л.П.), имеют физкультурно-спортивную или досуговую направленность, как в нашей гимназии.

Шашки с древнейших времен вошли в быт народов, населяющих все материки Земли, стали подлинно народной игрой, частью национальных культур. Конечно, правила игры, особенности тактических приёмов, к которым относятся ловушки, в каждой стране свои.

Шашки относятся к интеллектуальным видам спорта, способствуют развитию кругозора и формированию личности подрастающего поколения.

На занятиях по шашкам ребята знакомятся с азами и постигают тонкости и секреты древней и мудрой игры, изучают историю и теорию, решают занимательные задачи, изучают шашки народов мира.

Издавна в нашей стране популярны русские шашки, игра в которые ведётся на 64-клеточной доске. Они привлекают простотой, несложными правилами, простыми ходами, которые неожиданно открывают возможности сложных и красивых манёвров, разнообразных комбинаций, концовок и этюдов.

Именно эти правила удивляют и привлекают ребят, воспитывают смелость, самообладание, помогают выражать и сдерживать свои чувства – сомнения, риск, досады, торжества!

И часто побеждает тот, у кого твёрже характер, кто сумеет рассчитать свои силы и мобилизовать их до конца партии.

Исследователи отмечают, что дети, которые играют в интеллектуальные игры, учатся лучше. Они отличаются хорошей памятью, высокой реактивностью при принятии решений, креативным подходом в выборе стратегии своих действий и поступков в жизни.

Используются традиционные методы (средства) обучения (по Матвееву Л.П): показ – демонстрация, беседа, рассказ, объяснения, метод упражнений (картотека), самопроговаривание, идеомоторная тренировка (мысленное представление последовательности ходов в партии или в комбинации), соревновательный метод.

Формируя группу, приглашая ребят в шашечную секцию, следует опираться на следующие приоритетные принципы:

— личностные интересы, потребности, способности ребенка

— возможность свободного самоопределения ребенка

— единство обучения, воспитания, развития

— практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Данный подход соответствует принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию. Необходимо любить всех детей и создавать максимальные условия для развития каждого ребёнка с учётом возраста. Гуманистическая педагогика требует ставить ребёнка в центр педагогических отношений и делать всё, чтобы он получил максимальное развитие.

Главная задача педагога дополнительного образования во внеурочное время — развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножить.

В процессе взаимодействия педагога и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма). Поэтому так важно, обучая ребёнка шашечному искусству, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помочь ребенку, применяя метод похвалы, одобрения, доброго слова, эмоционально и психологически поддержать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.

II. Ловушки в шашечной партии

Основные стратегические приёмы борьбы

К основным стратегическим приёмам борьбы относятся комбинации, жертвы, угрозы, ловушки и др. Комбинации и жертвы позволяют быстро и с минимальными потерями завершить партию в свою пользу.

По своей практической ценности ловушки уступают комбинациям и жертвам, но дополняют и расширяют понимание игры, хотя встречаются не часто и не играют решающей роли (Т.Л. Шмульян).

Ставя ловушки, один из играющих создаёт у себя видимость слабости и тем самым как бы предлагает противнику её использовать. В действительности же эта слабость оказывается ложной и за ней скрывается выигрыш. Но очень важно, чтобы ловушечный ход не был слишком слаб, так как может быть легко разгадан. Полезно ставить многовариантные ловушки, т.е. делать такие ходы, которые создают сразу две, а то и три ловушки. И тогда противник может разгадать одну из них, но зато попасть в другую.

В работе представлены примеры из дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.

Начинающим игрокам легче приступить к изучению стратегических приёмов борьбы с примеров, имеющих минимальное количество шашек. Такие позиции встречаются, как правило, в эндшпиле. Мною предложен следующий порядок изучения ловушек: в эндшпиле, в миттельшпиле и в дебюте.

Ловушки в эндшпиле.

Последним ходом чёрные напали дамкой с поля с1, после чего белые

Источник

Шашки всем

Для людей серьезных, умных; для людей с соображеньем
Только шашки служат нынче благородным развлеченьем. — Адам Мицкевич

Как сделать ловушку в шашках

Полезные приемы в начале игры

Что можно успеть сделать в самом начале игры в шашки?

Некоторые новички возможно думают, что шашечная партия – это обязательно многоходовый поединок, результат которого выявляется в самом конце борьбы соперников.

Однако, одержать победу вполне можно уже в самом начале поединка. Опытные шашисты знают множество приемов, при помощи которых можно это сделать. Новичкам же полезно изучить как можно больше таких приемов, чтобы уметь побеждать соперника уже в начале шашечной партии.

О самых простых способах достижения решающего перевеса над соперником в самом начале поединка можно узнать здесь: Как начать игру в шашки, чтобы быстро выиграть?

В этом разделе сайта представлены некоторые полезные для практической игры приемы, которые ранее были последовательно опубликованы на главной странице сайта с предложением для посетителей выбрать вариант продолжения игры в каждой конкретной позиции.

Начало игры. Упражнение 1.

Как сделать ловушку в шашках

Борьба только началась, позиция возникла после начальных ходов: 1.ef4 fg5 2.cb4 g:e3 3.d:f4 bc5 4.fe3 gf6 5.bc3 fg5 6.cd2 gh4 7.gf2 hg7 8.ab2 gf6? (см. диаграмму)

Своим последним ходом (8.ab2) белые сознательно создали ловушку, ожидая естественного ответного хода черных.

На первый взгляд на доске спокойная ситуация, кажется, что шашки противоборствующих сторон еще не сблизились друг с другом для серьезной борьбы.

Но здесь белые уже могут провести победную комбинацию: 9.fg5! h:f4 10.g:g7 f:h6

Как сделать ловушку в шашках

Обычный размен, совершенный белыми, не изменил соотношения сил, но в результате освобождено дамочное поле f8.

Теперь очевидно, что устранив шашку d6, белые попадут в дамки, к этому они и стремились: 11.fg3! h:d4 12.c:e5 d:f4 13.b:f8 и белые выигрывают.

Неопытные соперники нередко сами совершают ошибки, преждевременно открывая в самом начале партии дамочные поля.

Начало игры. Упражнение 2.

Как сделать ловушку в шашках

Это положение возникло после ходов 1.cd4 dc5 2.bc3 fg5 3.gf4 gf6 4.fe5 fg7?

Сыграно всего четыре хода, а дамочное поле f8 уже свободно. Можно ли этим воспользоваться? В подобных ситуациях в первую очередь обязательно следует поискать способ проникновения в дамки.

Вначале можно предположить поле, с которого белые могут попасть в дамки. В данном случае возможные варианты: b4 или d2.

С поля b4 ничего не получается, а для финального удара с поля d2 мешают свои же шашки. Но это поправимо: 5.ab4 c:a3 6.cb4 a:c5

Как сделать ловушку в шашках

Положение черных совершенно не изменилось, а у белых стало на две шашки меньше, причем сделано это было специально вот для чего: 7.ed6! c:c3 8.d:f8 с выигрышем.

Начало игры. Упражнение 3.

Как сделать ловушку в шашках

Партия, в которой создалось такое положение, могла начинаться так:

1.ab4 ba5 2.ba3 ab6 3.ed4 fe5 4.d:f6 g:e5 5.cb2 hg7?

Этот ход черных выглядит естественно, но дамочное поле теперь открыто, и к тому же черные простые расположены удобно для прохода белых в дамки, поэтому белые могут быстро выиграть:

6.bc5! b:d4 (другой способ взятия черным также невыгоден, так как у соперника станет на шашку больше) 7.fe3 d:h4

Как сделать ловушку в шашках

Несложная подготовка завершена, теперь следует 8.cb4! a:c3 9.b:h8 с победой.

Начало игры. Упражнение 4.

Начало партии может быть разыграно соперниками так: 1.cd4 dc5 2.gf4 fg5 3.dc3 cd6? (слабый ход) 4.de5! bc7? (а это уже проигрывает):

Как сделать ловушку в шашках

У белых есть возможность проникнуть в дамки на поле b8. И может показаться, что этого можно достичь двумя путями: 5.ab4 или 5.ed4.

Однако, только один из этих способов ведет к победе белых: 5.ed4!

Кажется, что играть 5.ab4 даже проще для проникновения в дамки, но вот что получится: 5…c:a3 6.ed4 g:c5 7.cb4 d:f4 8.b:b8

Как сделать ловушку в шашках

Похоже на разгром, однако, хорошенько подумав, черные могут найти защитные ресурсы: 8…fg3! 9.f:h4

(после 9.h:f4 dc7! дамка белых ловится с примерно равной игрой, например: 10.b:e5 gf6 11.e:g7 h:f6 и т.д.)

9…bc5 Выясняется, что у дамки белых нет безопасных полей и ей предстоит погибнуть 10.hg3 gf6 11.bc3 ed6 12.b:g7 h:f6 и позиция черных вполне защитима Все-таки не все комбинации выигрывают и поэтому не нужно сдаваться раньше времени!

А вот после 5.ed4! c:e3

(в случае 5…g:e3 последует 6.cb4 d:f4 7.b:b8 e:c5 8.b:g3 и дамка белых вне опасности, например hg5 9.bc3 gh4 10.gf4 gh6 11.fd2 с выигрышем)

6.f:d4 g:c5 7.cb4 d:f4 8.b:b8 правда в этом случае у соперника есть возможность ликвидировать дамку ценой жертв: 8…fg3 9.h:f4 dc7 10.b:e5 gf6 11.e:g7 h:f6 тем не менее у белых лишняя шашка и выигрыш.

Начало игры. Упражнение 5.

Как сделать ловушку в шашках

Это положение получается после следующих начальных ходов: 1.cb4 fg5 2.ed4 dc5 3.b:d6 e:e3 4.f:d4 gf6 5.ef2 cd6 6.bc3 gh4 7.ab2? dc5?

Последний ход белых был слабым, однако соперник в ответ сыграл еще хуже (см. диаграмму: Упражнение 5)

Все дамочные поля 8-ой горизонтали закрыты. Тем не менее, белые могут пройти в дамки, независимо от желания соперника: 8.fe3! h:f2 9.ab4 c:a3

Как сделать ловушку в шашках

(вариант 10…f:d4 приводит к тому же: 11.c:g7 h:f6 12.dc3 b:d4 13.c:g7 х)

11.c:g7 h:f6 12.dc3 f:d4 13.c:g7 и белые выигрывают.

Множество победных приемов, которые можно применить в начале игры, собрано в недавно изданной книге Е.Н.Кондраченко “Дебютные ловушки и партии-миниатюры в русских шашках”, подробнее о которой узнайте здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *