Как сделать ляссе самостоятельно
Дать книге вторую жизнь. Часть 2
Продолжая разговор о переплете в домашних условиях старых и потрепанных книг и журналов, переходим к следующему этапу работы.
Бесшвейное скрепление блока
Корешок такого блока представляет собой кромки отдельных листов, скреплённые между собой при помощи эластичного клея (ПВА). Предназначенные для переплетения материалы (вырезки из журналов, текст, напечатанный на отдельных листах, изношенный книжный блок) подбирают по порядку. Книжный блок, сшитый нитками, но сильно изношенный со стороны корешка, разбирают, разрезают ножом ещё сохранившиеся парные листы и вновь подбирают в блок. Затем подобранный блок сталкивают на передковый и верхний обрезы, после чего зажимают при помощи струбцин в переплётные доски. На нижнюю доску кладут лист картона, на него укладывают выровненный блок, сверху накладывают вторую доску, снабжённую металлическим уголком, так чтобы корешок блока выступал из-под неё на то расстояние, которое необходимо отрезать, чтобы захватить обрезом все листы блока (обычно на 3-4 мм).
Как правило, корешок блока при этом методе скрепления не круглят, поэтому сразу же после обрезки его промазывают клеем, не вынимая блок из зажима (достаточно небольшого количества клея, взятого на палец). Как только клей просохнет, зажим надо ослабить и выпустить корешок на 1,5-2 мм за кромки выровненных переплётных досок и зажать вновь.
Затем поперёк корешка лобзиком или пилкой делают пропилы по всей высоте корешка на расстоянии не более 10 мм один от другого. Образовавшуюся бумажную пыль нужно удалить кисточкой или хорошо продуть пропилы. Затем на поверхность корешка следует нанести клей и затереть его в пропилы. Для большей прочности скрепления в пропилы можно вложить нитки. Клея должно быть достаточное количество, но необходимо следить за тем, чтобы излишки его не стекали с корешка и не затекали между блоком и досками.
После этого блок зажимают в переплётные доски, придав его корешку закругленную форму, выпустив кромки крайних тетрадей на 2-3 мм за кромки досок, и ударами молотка (от верхней части корешка к средней, а от середины тетрадей к обрезам) стараются отогнуть фальцы тетрадей, слегка сминая их. Корешок после этого вновь промазывают клеем и оставляют сохнуть в зажиме.
К просохшему блоку можно приклеить закладку из шёлковой тесьмы (ляссе). Для этого конец тесьмы (20-30 мм) намазывают клеем и приклеивают в центре верхней части корешка. Длина тесьмы должна быть на 10-15 мм больше диагонали блока. Затем к верхней и нижней части корешка приклеивают капталы так, чтобы утолщённая цветная часть выступала над соответствующим обрезом. После этого весь корешок заклеивают бумажкой, ширина которой равна дуге корешка, а длина — высоте блока без 2-3 мм.
Изготовление переплётных крышек
Переплётные крышки состоят из картонных сторонок, отстава, который находится между сторонками, и переплётного материала, на который наклеиваются сторонки и отстав. Сторонки делают из картона, ширина их должна быть на 1—2 мм меньше ширины блока, а длина больше его высоты на 6-8 мм, в зависимости от объёма и формата книги.
Отстав делают из плотной бумаги, тонкого картона или того же картона, что и сторонки. Длина отстава равна длине сторонок. При изготовлении крышек для кругленного блока отстав по ширине равен дуге корешка блока плюс 2-3 мм. У переплётных крышек с твёрдым прямым отставом ширина его равняется толщине блока плюс дважды взятая толщина картона, из которого изготавливаются сторонки.
По своей конструкции переплётные крышки делятся на цельнокрытые и составные. У цельнокрытой крышки картонные сторонки наклеиваются вместе с отставом на цельную, сплошную полосу переплётного материала. У составной эта полоса как бы разрывается корешком, который делается из другого (по цвету, фактуре и др.) материала, чем сторонки.
Для расчёта выкройки переплётного материала надо взять длину или высоту на 20-30 мм больше, чем высота сторонок, а ширину рассчитать следующим образом: определить шпацию, то есть расстояние между корешковыми сторонами крышек или сторонок. Для этого к ширине отстава нужно добавить 12-15 мм на расставы. Расставы – это полоски материала между отставом и сторонкой, на которых, как на шарнире, будет раскрываться переплёт книги. К полученной величине добавить удвоенную ширину сторонки плюс 20-30 мм на загибание канта. Исходя из этих данных, выкраивают заготовку.
Затем, положив заготовку изнаночной стороной кверху, надо наложить на неё все элементы крышки и разметить карандашом, после чего подравнять заготовку ножницами и отрезать уголки. После этого намазать клеем одну из сторонок, выдавив из тюбика немного клея, и разровнять его до получения ровного и тонкого слоя. Затем наложить сторонку на карандашный контур, крепко прижать к переплётному материалу, проверить с лицевой стороны, нет ли пузырей или затёков клея. Если есть затёки, нужно сразу растереть их косточкой сквозь бумагу. Затем приклеить другую сторонку и отстав, загнуть кромки покровного материала и заправить (затянуть) уголки. Так же делают и составную крышку, только сначала, рассчитав шпацию, надо приклеить сторонки к корешку, а затем заклеить их покровным материалом с заходом на корешок в 2-3 мм.
После этого крышку надо высушить под грузом. Для этого можно использовать кирпичи, оклеив их глянцевой бумагой, или зажать крышку между досками. Если блок книги готов, можно тут же вставить его в крышку и сушить уже готовую книгу под прессом.
Нужно обратить внимание, чтобы корешковый кант сторонки был прямым и ровным. Для того чтобы вставить блок, его вкладывают в крышку, примеряют и, откинув верхнюю сторонку, промазывают клеем верхний форзац вместе с концом марли. Для этого в сгиб форзаца можно вложить лист бумаги большего формата, чтобы клей не стекал на обрезы. При этом блок и крышку надо помещать передним обрезом к себе. Можно укладывать промазанный с одной стороны блок в раскрытую крышку, следя за тем, чтобы канты имели одинаковую ширину со всех трёх сторон.
Можно сразу нанести рубчик с уже приклеенной стороны. Для этого надо косточкой сделать канавку вдоль корешка в том месте, где находится расстав, то есть по той полоске переплётного материала, который находится между сторонкой и отставом. Затем намазать клеем другой форзац и опустить на него другую сторонку так, чтобы она точно легла по корешку форзаца. После этого нанести рубчик с этой стороны (этот процесс называется штриховкой) и поместить книгу в пресс, дав ей подсохнуть. После просушки книгу штрихуют ещё раз.
Широко распространён способ шитья книжного блока на шнуры, но этот способ предусматривает наличие специального сшивального станка. Можно при переплетении книг в домашних условиях использовать старинный способ шитья на “классические бинты”. В данном случае слово “бинт” происходит от немецкого Bund и означает “шнур”.
При этом способе шнуры располагаются поверх корешка и обшиваются поочерёдно. Шнуры после шитья отрезаются, а оставшиеся концы (30-40 мм) растрёпываются: после обработки блока к ним приклеивают картонные сторонки, таким образом переплётные крышки монтируются непосредственно на блоке. В старину использовали круглые или четырёхгранные ремни диаметром 3-4 мм. Корешок обтягивают материалом, имитирующим кожу, обжимают материал косточкой, чтобы бинты рельефно выступали.
Затем материал приклеивают к сторонкам с внешней стороны с напуском 40-50 мм, верхнюю и нижнюю кромки загибают и так же подклеивают. На внешнюю сторону крышек наклеивают материал для сторонок, как у составного переплёта, а с внутренней стороны наклеивают полоску тонкого и прочного материала (тонкая кожа, ледерин и тому подобное). По своей ширине она должна закрыть концы шнуров на внутренней стороне каждой крышки и лечь узкой (3-5 мм) полоской вдоль корешковой части на первый лист блока или полоску тканевого фальчика открывающегося листа форзаца.
Изнутри сторонка оклеивается листом форзацной бумаги (так называемое “зеркало”), а к полоске материала на блоке приклеивается ещё один форзацный лист. После того как книга просохла, на переплёте можно сделать шрифтовую надпись (автор, заглавие). Если надпись наносят на корешок переплёта, то это лучше сделать сразу после просушки переплётной крышки. Для этого можно воспользоваться так называемым “моментальным шрифтом”, представляющим собой своего рода переводные картинки, в данном случае литеры. Литеры поочерёдно прикладывают к поверхности крышки и продавливают их твёрдым штифтом, переводя таким образом с плёнки, на которой они укреплены, на поверхность переплётного материала. Такой шрифт хорошо держится в течение нескольких лет.
Необходимая последовательность операций:
1. Разборка блока на тетради или подготовка материала, ремонт отдельных листов, подбор тетрадей или материала, обжим в прессе.
4. Последующие операции, общие для обоих способов: приклеивание закладки-ляссе, капталов и бумажки, изготовление крышки и кругление её корешка, вставка блока в крышку, прессовка готовой книги.
Ответы на незаданные вопросы
Можно ли ответить на вопросы, которые читатель еще не задавал?
Ведь автор, прочитав написанное, уже заметил, что им пропущено и недосказано. Возвращаться же назад из-за мелких упущений и переделывать рукопись вряд ли целесообразно.
Вот и решил я в заключение ответить на вопросы, которые неизбежно у вас возникнут.
Как сделать картофельный крахмал? Тщательно вымойте картофель, очистите его, а затем натрите на мелкой терке. Полученную массу заверните в марлю и завяжите узлом. Мешочек с картофельной массой опустите в кастрюлю с водой и помните мешочек. Когда вы это проделаете, то заметите, что вода мутнеет. Продолжайте мять мешочек, пока мелкие частицы, а это и есть крахмал, не перестанут проникать в воду. Через некоторое время крахмал осядет на дно кастрюли.
Полученный крахмал нужно промыть. Осторожно слейте загрязненную воду и налейте чистую, размешайте крахмал и дайте отстояться. Так делайте до тех пор, пока сливаемая вода не станет чистой.
Полученный чистый крахмал откиньте на сито или дуршлаг, в который предварительно постелите чистую марлю, и просушите. Вот вы и сделали крахмал.
Чем заменить рисовый крахмал? Действительно, рисовый крахмал очень редко бывает в продаже, но это не должно вас огорчать. Рисовый клейстер, который особенно нужен для приклейки любой ткани к картону, можно сделать из рисовой муки, предназначенной для детского питания.
Сначала нужно точить на грубом бруске, а затем на мелком. Затачивать следует равномерно по всей длине лезвия ножниц. На рисунке 67 показано, как держать и перемещать лезвие ножниц при заточке.
Рис. 67. Точка и правка ножниц
Как сделать каптал? Вы уже знаете, что такое каптал и согласились с автором, что каптал облагораживает книгу, придает ей нарядный вид. Но вот найти его не смогли. Не следует огорчаться. Каптал можно сделать самому. Делается он из кусочка полосатой ткани. Полоски подбираются под тон переплета. Ткань складывается пополам с таким расчетом, чтобы каптал имел поперечные полоски, а не одну долевую. В сложенную таким образом ткань вкладывается шнурок, шпагат или полихлорвиниловая трубочка (рис. 69). Толщина каптала должна соответствовать толщине книги. Так, очень толстый каптал на книге, небольшой по размеру и не очень толстой, будет слишком выделяться и нарушит общую гармонию ее внешнего вида. В качестве каптала можно использовать тесьму, пришиваемую к брюкам в нижней части штанин.
Рис. 69. Изготовление каптала
Однако вкусы у людей различные. Многие любят, чтобы ляссе представляло собой тесьму с орнаментом и заканчивалось бы бахромой. Каждый из вас может сделать ляссе и вышить или нарисовать на нем какой-то рисунок. На рисунке 70 показано несколько типов ляссе.
Рис. 70. Изготовление ляссе
Как сверлить книгу? В каком случае нужно сверлить, а не прокалывать или распиливать корешок блока, вы уже знаете. А теперь расскажем, как правильно сверлить, чтобы не повредить книгу. Сверлить лучше всего через фанерную доску или через специальный кондуктор. Кондуктор представляет собой дюралюминиевый или стальной лист по размеру книги, в котором заранее просверлены необходимые отверстия. Эти отверстия и служат трафаретом для сверления.
Под книгу обязательно подложите фанеру и зажмите книгу в тиски. Сверлить лучше ручной дрелью. Держать ее следует строго перпендикулярно книге. Процесс сверления показан на рисунке 71.
Рис. 71. Сверление блока
Как и во всех случаях, когда что-то делается в первый раз, рекомендуется сначала попробовать на экспериментальном блоке, сделанном из макулатуры.
Как утолщить картон? Картон состоит из отдельных листов бумаги, склеенных между собой высококачественным клеем.
Сделать более толстый картон из нескольких листов тонкого картона можно самому. Для этого, естественно, понадобится тонкий картон или толстая упаковочная бумага, а также клей, в качестве которого наиболее надежным и дешевым является рисовый клейстер с добавлением 15-процентной поливинилацетатной эмульсии или клея ПВА.
Сушат картон под грузом 10-15 кг между двумя досками. Кроме того, необходимо под склеенный картон и сверху его положить листы бумаги.
Где взять конденсаторную бумагу? Если в магазине «Юный техник» или других магазинах, торгующих некондиционными товарами, нет в продаже конденсаторной бумаги, то всегда есть некондиционные конденсаторы, которые стоят копейки.
Рис. 72. Конденсатор
Что такое ляссе?
Что обозначает это слово?
Ляссе это закладка для книги. Изготавливается эта тонкая лента при издании книги, тонкая тесьма крепится к корешку книги так, чтобы свободный конец легко можно было закладывать между нужными вам страницами.
Такое приспособление, как ляссе можно увидеть в ежедневниках. Это ничто иное, как закладка. Особенность ее в том, что делается из ткани. Происхождение слова немецкое от Lesenzeichen,которое в переводе означает «закладка».
Такая закладка очень удобна в использовании, делают ее разной формы.
Ляссе это ленточка-закладка у книги или блокнота или ежедневника.Которая приклеена к верхней части книги или блокнота.
Она удобна, поскольку другие закладки и не нужны.
А выглядит она вот так в ежедневнике:
При желании ляссе можно сделать самостоятельно.
Кстати, коллекционирование ленточек-закладок называют – ляссефилией.
Роман «Возвращение в Брайдсхед» был написан Ивлином Во в 1944 году.
Это история о семье, которая олицетворяет процветание, а затем и упадок английской аристократии.
Это Чарльз заметит, побывав несколько раз у друга в гостях. Но он единственный не противостоит другу, понимая, что объявляя ему бойкот, Себастьян только больше будет вредит себе.
Существует две экранных версии этого романа, первая была снята в 1981 году, где главные роли исполнили Джереми Айронс и Энтони Эндрюс, вторая же экранизация 2008 года, а в главных ролях Мэттью Гуд и Бен Уишоу. Обе версии достойны внимания, но первую экранизацию считают более точной и приближенной по атмосфере и сюжету к роману.
Все части романов о Гарри Поттере по порядку уже можно назвать, поскольку Роулинг уже завершила работу над ними.
Первой книгой серии романов о Гарри Поттере была книга «Гарри Поттер и философский камень». Она вышла в 1997 году и сразу стала бестселлером.
В следующем, 1998 году, вышло продолжение: «Гарри Поттер и Тайная комната». Каждая книга описывала один год обучения в магической школе Хогвартс.
В 1999 году вышел новый роман: «Гарри Поттер и узник Азкабана».
В России эти книги, естественно, издавались с нектороым запозданием.
Только на фига это надо?
Потому что всё уже давно куплено нашими «любимыми» властями! Люди в наше время живут и не знают, что на самом деле происходит в мире. А о России, особенно про власти, чтобы ничего плохого, а то «АЙ-ЯЙ-ЯЙ!»
Еще, при прочтении » Конец подкрался незаметно» обращают внимание выкладки, так называемой программы улучшения качества жизни Российских граждан. Что-то это напоминает?
Читать сие произведение и делать выводы может каждый желающий. Кстати, книга доступна в инете.
Лично у меня после прочтения : » Боже, избавь нас от таких лидеров и демагогов. Все это в нашей жизни уже было!». Но задуматься стоит.
История книжной закладки
«…все-таки подумать, сколько мы с ней
когда-то пространствовали — из смыслов в
смыслы, из одних книжных листов в другие».
«Книжная закладка», Сигизмунд Кржижановский
Книжные закладки давно живут между страниц книг и в состоянии рассказать нам много интересного о прошлом. Книжные закладки (bookmarcs) появились еще в 13 веке, делались они из кожи и велюра, позже из ткани и плотной бумаги. Каких только закладок не было — шелковые, вышитые, с различной символикой и видами, портретами королей и королев
.
Египетские писцы приклеивали на свитки кусочки папируса… Средневековые книжники отмечали страницы фолиантов петельками из кожи, пергамента или плотной ткани, а также создавали весьма функциональные конструкции для облегчения чтения… В XIX веке читающие дамы нередко отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам…Вспомним А.С.Пушкина :»Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я. «
Изобретение в XV веке в Западной Европе книгопечатания и постепенное насыщение рынка делало книгу всё более доступной. Превратившись из единичного рукописного произведения в тиражный печатный продукт, книга, тем не менее, по-прежнему стоила весьма дорого. Даже одно это соображение делает понятным, почему к каждому экземпляру относились крайне бережно.
Книжная закладка, выполняя утилитарную функцию, помогала не только запоминать или быстро находить нужную страницу текста, но и элементарно работала на улучшение сохранности конкретного экземпляра издания (страницы не листались читателями без надобности). Уже со времен рукописной книги закладка выполняла и эстетическую функцию, при этом мастера зачастую продумывали ее дизайн в сочетании с будущим или готовым переплетом книги. В XV-XVI веках получили распространение закладки – регистры – своеобразный вид закладок в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте.
Тогда же, как на Западе, так и в России, необычайной популярностью пользовались закладки, представляющие собой конструкцию из нескольких лент, шнуров, тесьмы, прикрепленных к держателям самой разнообразной формы (в России их называют «паварозами»). Такой закладкой можно закладывать несколько страниц сразу, что было удобно при чтении, например, религиозной литературы.
В XVII веке переплётчики начали конструктивно включать закладку в книгу, прикрепляя одну или несколько лент к корешку книжного блока или нижней переплётной крышке. Позже такие закладки получат название – «ляссе» (искаженное на французский манер немецкое слово «Lisezeichen», обозначающее «закладка»). Массовое производство закладок начинается после 1860 года. Рынок заполнлся шелковыми закладками машинного производства. Предлагались закладки на все случаи жизни, со всевозможными поздравлениями, пожеланиями друзьям и близким, выражением благодарности, словами любви и сочуствия, текстами молитв.
Сначала их изготавливали из ткани, но довольно скоро перешли на более дешевые и технологичные материалы – картон и плотную бумагу. Это была уже тиражная продукция, не очень дорогая и вполне доступная. Если бы Александр Сергеевич дожил до 60-х годов XIX века, он, наверное, был бы разочарован тем, что дамы второй половины столетия все реже пользуются цветами в качестве закладок. На смену засохшим лютикам и ромашкам пришли закладки массового производства.
Рукоятки украшались гравировкой, литьем, часто в сочетании со слоновой костью, эбеновым деревом, перламутром. Иногда встречались и забавные надписи: «Вот твоя страничка» или «Я тут заснул».
Однако, по-прежнему, оставалась в моде авторская, индивидуальная закладка, выполненная вручную. Конец 1980-х годов оказался отмечен новым всплеском интереса к книжной закладке, что имеет весьма простое объяснение. В последней трети XX столетия большую часть закладок изготавливали из бумаги – превосходного материала для размещения рекламы, пропаганды, вообще, любой информации.
На закладках печатались календари и адреса книжных магазинов, умные мысли и горячие призывы, например, «Книгу Ленина – в каждую семью!». Были, да и сейчас существуют, закладки с полезной информацией: единицы измерения, таблица умножения, формулы для школяров, виды городов, памятные даты, животные и птицы – уголька мелкого, но много всегда можно было с пользой подбросить жадному до
Появилось и новое направление в создании и реализации закладок- профессиональные художники специально разрабатывают их для гостей, приглашенных на юбилеи, свадебные церемонии.
Сегодня чтением книг увлекаются многие, и когда возникает вопрос, что же подарить такому человеку, рукодельницы без труда на него отвечают – оригинальную закладку для книг,изготовленную своими руками. И это неудивительно, ведь даже дизайнеры не оставили без внимания эти простые на первый взгляд вещицы. Современные закладки для книг поражают своим разнообразием и вариантами исполнения. Их делают в виде сказочных существ, больших скрепок, протянутых ладоней, просто веселых шаржей. Вариаций – множество. Закладки создаются в единственном экземпляре или набором из 5-10 штук. Для создания используют различные материалы (существуют даже закладки из нержавеющей стали).
Есть и суперсовременные закладки, как, например закладки-светильники, где ваша книга будет выполнять роль крыши.
Закладка “На помощь!”.
Скрепки давно многими используются в качестве закладок. Но эта скрепка-закладка имеет к тому же необычный дизайн. Она выполнена в виде человека, застрявшего между страницами.
Закладка с указателем.
Эта закладка представляет собою красочную резинку, которую легко можно обернуть вокруг страницы, направив указатель на нужную строчку.
Закладка “USB-перо”.
Эта перо можно использовать как для хранения файлов, так и в качестве закладки.