Как сделать лыко мягким
Как сделать лыковую мочалку?
Многие любители всего натурального спрашивают, где купить лыковое мочало или как сделать лыковую мочалку. На самом деле, у этого вида банных аксессуаров не так уж и много преимуществ. Суть вопроса – древность в традиции применения мочалки, доступность для бедных людей, легкость в изготовлении, приятный запах. Все это можно сделать своими руками, и помыться пока всё свеженькое!
Какое лыко подходит для мочалки?
Начнем с того что расскажем два слова о том, что такое лыко? Капроновые вихотки из лески, синтетических шнуров и пластиковой сетки – отлично полоскаются, отлично мылятся, не рвутся, разноцветные и в сравнении с лыковыми мочалками – не подвержены гниению. Это делает их лидерами в продажах. Практичность берет своё, хватает таких мочалок на долго и особого ухода они не требуют — промыл под водой и вывесил сохнуть.
Заготовка лыка для изготовления мочалок — весна до праздника Троицы
Лыко – луб дерева, желательно молодого (мягкого). Луб – нижняя часть коры, которая покрывает заболонь. Это самая молодая растущая часть дерева, которая еще не успела одеревенеть. Эта часть древесины находится ближе всего к потокам древесных соков, поэтому и пахнет вкусно. Делали и лыко из дуба – для доспехов как кольчуга. Но для бани – надо молодое и тоненькое. Мягкое и душистое. Лапти – тоже не наша тема. Срок службы лыковой мочалки в бане — 5-6 раз. Но есть особенности.
Как долго служит лыковая мочалка?
Обдирание коры с древесины для получения доступа к лыку
Срок службы лыковой мочалки в бане — 5-6 раз. Но есть особенности. С капроновыми изделиями – всё ясно, читали выше. По правде говоря – лыковая мочалка тоже не требует особого ухода за собой: помылись папа, мама, 7 детей, бабушка, дедушка, внучки и племянницы – хватит! Мочалка подлежит процедуре выбрасывания. Соки она свои в виде ароматов отдала, грязь и пот в себя из тела впитала, скрабом поработала, мыло по телу размазала, всех натерла и покраснений не вызвала, раздражений не произвела и смело может быть утилизирована – пройти повторно всю процедуру, но уже на конях и коровах. Так и было. Отсутствие сегодня в семьях коней – не повод чтоб отказываться от лыковых одноразовых мочалок. Конечно, с дуру можно обработать их антисептиком, но кому оно надо? В лыке самое ценное – натуральность. А фитонциды содержащиеся в нём – отличное средство от простуды (как и липовый чай)
Как делают лыко?
Для лыкового мочала необходимо наметить полоски
Отслоение лыковой части древесины от ствола
При этом лыко размачивалось для придания большей гибкости и для удобства плетения. После того как изделия из лыка были изготовлены их «декорировали» удивительным образом – выставляли на солнце, при этом выгоревшие части лаптей приобретали коричневый цвет.
Крепкое и гибкое дерево то, толщина которого не превышала полтора вершка (1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм.) Вот так гробили молодые заросли наши предки. Тонюсенькие деревца срубали на лапти.
С молодого деревца – сразу срывали всю кору, С больших деревьев – позже, после того как колоды полежат в воде. Снимают мох и одеревенелую часть коры, чтоб не повредить лыко. Кору со старых деревьев срезают «шкуродеркой» – острой двуручной широкой железякой.
отслоение лыковых волокон для изготовлегния мочалки своими руками
После соскабливание ненужной части коры, поверхность бревна разрезают не небольшую глубину ножом вдоль волокон и потом отделяют полоски лыка от бревна. Полученный полоски вручную надо разделить на тончайшие волокна, от чего лыко станет мягким. Именно так и получают мочалки – самые дешевые изделия подобного вида, которыми пользовались в основном крестьяне – бедные люди. Богатые не использовали лыка для одежды и т.п.
Не лыком шитый – не бедный! Лыка не вяжет — пьяный, не может плести из лыка
Волокна лыковой мочалки перед изготовлением
Сегодня — все наоборот: лыковыми одноразовыми мочалками пользуются богатые, а вечными капроновыми — люди среднего достатка.
Добавлю лишь от себя, что, лично мне, жалко «обдирать липку» ради того чтоб натурально помыться в бане. Хотя я видел в магазине среди аксессуаров для бани и комбинированные мочалки из капрона внутри которых есть лыковые вставки.
Теперь вы знаете как сделать лыковую мочалку своими руками. И хотя пословица про «лыка не вяжет» имеет отношение к алкоголю, вы смело можете со знаем дела употреблять эти афоризмы в жизни благодаря мочалке для бани.
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА
видеокаталог ремёсел, хозяйства и плотницкого мастерства
«Липовое лыко заонежан: и гуж, и верёвка, и мочалка»
Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Мы поведём рассказ не о глубокой древности, а о заготовке и применении липового лыка жителями Заонежья на рубеже XIX – XX вв. В те годы липовое лыко широко применялось в повседневной жизни всего российского крестьянства и заонежан – в частности. Лаптей в Заонежье о ту пору почти не носили, ни липовых, ни берестяных – повседневная и, тем паче, праздничная обувь была кожаной. Ткачество из мочала – изготовление рогожи — тоже здесь не было распространено; но зато, к примеру, многие и многие сотни аршин (аршин — 71,12 см) верёвок для рыболовных снастей были «лычаными» — изготовленными из липового лыка. Сети на лычаные верёвки насаживали потому, что верёвки эти стойкие к истиранию, прочные и лёгкие — поскольку плавают в воде.
Вот что рассказал сотруднику музея «Кижи» И. И. Набоковой о витье и применении лычаных верёвок брат знаменитого бригадира кижских плотников Николая Ивановича Степанова Дмитрий Иванович Степанов 1924 г. р., дер. Посад, Волкостров: «… дак этот перевозчик (работал на перевозе людей в лодке с Кижей на Волкостров и на остров Еглов), Григорий Петрович Босарев, старикашка, он всё время, значит, у окна, в простенке была вьюха большая такая и вил верёвки с лыка. … Он вил верёвки. Тогда в ходу были очень верёвки эти. … Люди брали их, значит это, на тятивы к сетям. Она не тонет, во-первых, ей надо было мало плаву, ну а плав обычно ставили вот берестенный вот, из бересты. В сетки, знаете, вот… поплавочки такие они ставили, значит, а эти тятевки вот покупали у него. Он работал чисто верёвочку такую сплетёт — дак прямо как вот шёлковая вся! А лыко подбирал такое белое, хорошее такое. »
Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме (Уйма — новгородское название архипелага Кижских шхер) и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой (1935 – 2006), жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой (Рябининой) (1881 – 1957) вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий — «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. «Ездили под парусом, на весь день, в середине лета. Ждали когда поветерь будет (боковой ветер), чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» — из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная».
Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу (а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева); но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще.
Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин — погибших мужей и отцов.
Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» (мотки) — скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды — в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое — короче. Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности — крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно.
Когда видишь это вымоченное лыко — размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью — не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались? Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах (устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр.) вдоль скодни (деревянных мостков для причаливания лодки). Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна.
Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки — то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» — никакого плетения не было.
Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде. Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили — «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке.
Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей (сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др.) и для повседневного пользования (для увязывания возов, для оснащения лодок, для строительных работ, для конской упряжи и пр.) нередко вились из липового лыка. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» (ткани) и ниток для вязания сетей, льнища (участки льна) были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов — грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» (верхняя и нижняя верёвки) сетей всё равно, как правило, были лычаными.
Способ витья верёвок — как из лыка, так и из всех других материалов — был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много — от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении. Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей». А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить.
В завершение надо сказать, что «виковичныя» эти липняки — на острове Долгом и в губе Вожмариха — цветут-растут и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам. Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне-хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало — прекрасный природный материал.
Цит. по: Скобелев О.А. Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008
Лыковое мочало
Лыко не только для кукол хорошо, оно ведь и мочалка настоящая, для бани и не только, прекрасно подходит и для обычной городской ванны.
Лыковые мочалки сделаны из внутреннего слоя коры липы, расщепленного и специально обработанного. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками.
Традиция делать мочало из лыка пришла к нам из глубины веков. Лыковое мочало использовали не только для мытья, оно всегда служило великолепным дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа.
Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же тради-ционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки.
Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению.
Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Приятно пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом.
Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой.
А вот белки, вороны и грачи — те действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда.
Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах — канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело.
Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера ткали рогожи, из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы плели из мочала одежду — в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков. Один угол куля-мешка вставляли в другой — и плащ готов. В старое время мочало широко использовали столяры как набивочный материал для мягкой мебели.
Мочало применяли и для лощения деревянной мебели. Причем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.
Лыковая мочалка для бани: свойства, заготовка, применение
Я была уверена, что натуральной лыковой мочалкой никогда не пользовалась и не мылась. Каково же было моё удивление, когда моя мама развеяла мои убеждения. Именно мочалкой из лыка меня и мыли в детстве, эту бесформенную паклю использовали для мытья в нашей бане по-чёрному…
Растрёпанный пучок непонятного светло-коричневого цвета, расползающийся в разные стороны – это и есть самая настоящая лыковая мочалка!
В далёкие времена с банными принадлежностями особо не церемонились. Не подбирали всё в единой цветовой гамме, не выбирали щадящих мочалок, не искали душистого мягкого мыла, шампуни были самые простые.
Что такое лыко
Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть.
Верхний слой коры липы сдирается и из получившегося тонкого светлого материала нарезаются тонкие полоски, из которых получается натуральный банный атрибут.
Но не только луб липы используют для изготовления мочалок. Можно использовать луб любого молодого лиственного дерева для мочалки.
Когда лучше всего заготавливать лыко
Заготавливать будущую мочалку из лыка, лучше всего весной. В это время дерево набирается весеннего сока, его кора нежная и мягкая. Но при высыхании она грубеет, становится твёрдой и жёсткой.
Поэтому, когда лыко нарезано, для большей мягкости и гибкости его вымачивают в воде.
Затем полоски набирают в пучок, который можно связать – вот и получилась мочалка. Согласитесь, всё довольно просто…
Где применяют лыко
Лыко – это не только мочалки. Испокон веков из лыка плели лапти, домашнюю утварь, корзины, коробочки и так далее…
Лыко настолько прочно вошло в жизнь русских крестьян, что без него сложно было бы представить их быт.
С лыком связано довольно много пословиц и поговорок. Например, наша повседневная поговорка: «Лыка не вяжет». Это означает – человек пьян до такой степени, что не может справиться с обычным, несложным делом.
Обувь и предметы быта, изготовленные из лыка, считались признаком бедноты, простого происхождения. Когда про человека говорили: «Лыком подпоясан» или «Горе лыковое» – это означало, что человек живёт в нищете.
Лыковая мочалка – одна из самых старинных. Именно такие мочала пришли на смену «одноразовым помывочным средствам».
Про одноразовые мочалки
Первоначально роль мочалки в бане выполнял пучок соломы или обычной травы. Траву или сено собирали в пучок, обдавали тёплой водой чтобы смыть возможные загрязнения и наипростейший банный атрибут готов к очищающим процедурам!
Всё бы хорошо: и травушки полезны для кожи, и сено пахнет летом. Одноразовые мочалки индивидуальны, они не способны передавать инфекции и болезни другим посетителям банного царства.
А вот надёжности, жёсткости, долгой службы у таких мочалок нет. Вот и выручило лыко – мыло, тёрло на совесть и служило намного дольше одноразовых мочалок.
Свойства лыковой мочалки
Любые натуральные мочалки жёсткие! Они отлично справляются с задачей глубокой очистки пор. Фитонциды, которыми славится липовое лыко убивают всех микробов, которых только встретит на коже!
У лыковой мочалки отличный эффект скраба, который держится до последних дней её службы, но есть и некоторые неудобства при её пользовании…
Дело в том, что тонкие полоски физически не расположены к обильному пенообразованию.
Часто производители не придают определённой формы мочалу и при покупке в пакете вас ожидает обычная связка тонких полосок связанная самой лыковой полосочкой.
Чтобы мытьё в бане доставило удовольствие и в руках вы чувствовали не бесформенную паклю предлагаю из приобретённого лыкового материала самостоятельно смастерить мочалку.
Полоски можно связать, придав форму в виде косички либо же нашить их на кусочек ткани, а можно просто закрепить с двух сторон верёвочкой.
Есть у лыковой мочалки ещё одно не очень приятное свойство – она вылезает. При трении, намыливании крошечные кусочки, волосинки осыпаются в большом количестве.
Уборка в бане после использования мочалки будет просто необходима!
Важно! Если вы решитесь использовать лыковую мочалку в домашних условиях в ванной комнате, то лыко может забить весь водосток. Будьте внимательны!
И конечно, любую натуральную мочалку необходимо тщательно сушить! Бактерии и микробы обожают жить во влажной натуральной среде – тут для них рай!
От такого соседства натуральные мочалки часто трухлеют, приобретают неприятный запах и служат недолго. Мочалки нужно сушить, а перед применением обязательно заваривать крутым кипятком, чтобы они распушились и стали мягкими.
Лыковая мочалка и нежная кожа
Если вы любитель обильной пены, мягкого, щадящего мытья – эта натуральная мочалка вряд ли понравится вам. У детишек маленьких, она также не вызовет бурного восторга.
Лыко для любителей потереть кожу до красна, до скрипучей чистоты.
Если вы активно загорали и приобрели несравненный бронзовый цвет кожи – не пользуйтесь лыковым мочалом – используйте пушистые мягкие губки. А уж когда придёт черёд осенних и зимних холодов – вот тогда можно и лыковой мочалкой разогнать кровушку!
Для борьбы с вечной женской проблемой (целлюлитом) лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать. Природная жёсткость – это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах.
Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите – попробуйте сами! Удачи вам!