Как сделать людей для диорамы
Как сделать диораму своими руками?
Благодаря наличию в продаже огромного количества специальных наборов и средств, самостоятельное создание диорамы доступно каждому, кто желает сконструировать собственный уникальный ландшафт. Нужно только запастись подходящими материалами и продумать концепцию.
Проработка общего плана
Чтобы сделать диораму для моделей, необходимо правильно провести ее планирование. Это касается небольшого наброска готовой сцены, а также важно прикинуть подходящий масштаб конструкции.
В процессе его подбора нужно помнить, что большой размер означает высокую стоимость моделей и материалов, используемых для построения. Кроме того, он подразумевает много работы. Например, если взять масштаб 1:72, то очертания лиц и небольшие детали в гардеробе персонажей останутся неразличимыми, поэтому их необязательно тщательно прорабатывать. Размер 1:35, напротив, предполагает кропотливую прорисовку всех деталей.
Сюжетная линия
Для моделей допустимо выбирать сопоставимый масштаб, то есть 1:72 и 1:76. Этот прием считается наиболее удобным, потому что порой тяжело найти модели подходящего размера. Сейчас практически невозможно приобрести исторические самолеты «железнодорожного» и «наземного» типа, масштаб которых составляет 1:87 и 1:35 соответственно.
Сбор отдельных элементов
После тщательной проработки общего плана диорамы можно переходить к подбору моделей из пластика. Обычно их собирают из отдельных деталей. Современные производители предлагают огромный выбор разнообразных персонажей, поэтому каждый найдет что-то подходящее для своей диорамы.
В самом начале следует подготовить подставку, которая станет основой всей конструкции и сюжетной линии. Если она будет изготовлена неправильно, это приведет к порче фигурок и техники.
Для того чтобы сделать диораму к солдатикам 40 мм, рекомендуется использовать короб из реек или многослойную фанеру. Лучше всего создавать тяжелое основание, чтобы в дальнейшем вся конструкция не перевернулась после неловкого движения или уборки.
Как сделать диораму из доступных материалов
Для возведения отдельных объектов рекомендуется отдавать предпочтение экструдированному пенополистиролу. Такой утеплитель производится плитами, размер которых достигает 0,5 м на 1,5 м. Его толщина порой доходит до 10 см. Приобрести материал можно не только в специализированном магазине, но и на строительном рынке.
Если говорить о его достоинствах, то прежде всего нужно выделить простоту обработки. Большую плиту легко порезать обычным ножом, а затем пройтись по ней наждачной бумагой. При помощи экструдированного пенополистирола можно сымитировать стену из кирпича, тротуар из брусчатки и многое другое. Одного такого листа хватит на большое количество деталей.
Доски рекомендуется заменить тонким шпоном, который легко найти в строительном магазине.
Как создать зимний ландшафт
Чтобы сделать новогоднюю диораму, можно воспользоваться любой праздничной атрибутикой. Подойдут миниатюрные игрушки, предназначенные для маленьких елочек. Основу конструкции по периметру можно украсить новогодней гирляндой. Снег легко сделать из соды, ваты, пенопласта.
Кирпичи рекомендуется лепить из полимерной глины, предназначенной для детского развития. Она застывает без посторонней помощи и бывает разнообразных оттенков. При желании можно смешать несколько видов, чтобы получился новый цвет. В изготовлении деталей нет ничего сложного. Сначала из глины надо сделать лепешку, а затем вырезать маленькие кирпичи. Поделки из такого материала способны значительно поменять внешний вид диорамы.
В создании конструкции просто невозможно обойтись без автомобильной шпаклевки. Она долго не застывает, поэтому материалу удастся придать любую форму. Самое лучшее применение – устранение дефектов в процессе обработки пенополистирола и создание маленьких объектов.
Если на диораме планируется расположить камень, корни и прочий мусор, то материал можно взять прямо с улицы. Также вполне подойдут уже готовые наборы.
Для внесения незначительных изменений в модели лучше применять циакрин и пищевую соду. Выполнение такой работы предполагает использование иголки. С ее помощью небольшое количество клея наносится на определенный участок, а сверху присыпается содой. Между двумя материалами моментально происходит реакция. Результатом будет образование крепкого конгломерата. Лишнее количество соды убирается простой кистью.
Подготовка моделей
После сборки любого элемента, предназначенного для размещения на диораме, важно провести его доработку. На многих предметах со временем становится заметен износ. К примеру, если техника принимала участие в боях, то на ее поверхности появляются следы от военных столкновений. Также важно нанести пятна на машины, то есть на них должны быть брызги из луж и кусочки грязи.
Достаточно часто модели из пластика после окончательной сборки значительно отличаются от оригинальной версии. Чтобы устранить все неточности, важно сравнить получившийся элемент с исходником, а затем внести необходимые поправки.
Модели людей чаще всего нуждаются в доработке. От масштаба зависит то, с какой тщательностью и старательностью придется прорабатывать каждую фигурку человека. Многие предпочитают одновременно приобретать разные комплекты, а затем собирать персонажа из нескольких исходников. Например, если в одной модели вам подходит только верхняя часть, ноги и туловище можно взять от другой. Конечно, все зависит от полета фантазии. Лучше всего собрать диорамного человека из большого количества мелких деталей, чтобы он имел отличия от исходной основы. Это поможет добиться оригинальности полученной конструкции.
Сделать диораму своими руками совсем несложно. Важно заранее продумать общий план, сюжет, композицию, а также позаботиться о подготовке моделей.
Первая диорама. часть 1 «с чего начать»
Стендовый моделизм и создание диорам это очень тонкое и сложное искуство, объединяющее в себе множество видов прикладного искуства: скульптура, роспись, знание правил композиции.
Сегодня я хочу поделиться с читателями своим опытом в создании диорам в масштабе 135
И как логично предположить, начинать надо с простого, и по мере совершенствования навыков росписи и работы с материялами, усложнять свои работы.
И так. С чего начать. театр начинается с вешалки, а диорама с сюжета.
Сюжет это ключевой момент любой диорамы или виньетки. (А. да. Виньетка это такая маленькая диорамка из 1-2 бойцов, объединённых маленьким сюжетом.) сюжет обусловит выбор нужных наборов и основания.
И так, я буду писать о первой диораме, на основе своей первой диорамы «по тревоге». Идея сюжет будоражила меня давно. Сделать диораму с немецкими горными ягерями.
И так, идея есть, теперь надо определиться с ценовой категорией. Сейчас на рынке представленны три слоя наборов бойцов. это наборы фирм «Звезда», «МастерБокс», «МиниАрт» они недорогие, но иногда страдают очень низким качеством скульптуры или литья. (об этом я отдельно напишу в своём блоге). Второй слой это такие фирмы как «Драгон», «Тамия» (но сейчас тамия выпускает наборы в другом масштабе) эти наборы стоят дороже, но отличаются кучей дополнительных бонусов, и очень высоким качеством отливок. И третий слой это фигурки из смолы. Их выпускают такие фирмы как «Танк», «5.45», «сталинград» и ещё несколько фирм. Качество этих моделей просто великолепное, но цена от 300 рублей за одну фигурку.
И так, для своей диорамы я взял набор драгона «Горные ягеря». Окончательный сюжет ещё не был готов, но посмотрев на позы фигурок я понял, что на диораме должен быть бой. потом ещё подумав, я понял, что бой должен быть внезапным.
И вот, есть сюжет, есть идея, есть начальный набор (потом потребовался ещё один, но об этом позже).
Теперь надо определиться с местом и временем. В качестве места я выбрал Кольский полуостров.
Место очень важно для создания основы диорамы. Ведь в европпе и в России совершенно разные почвы и архитектура, почва и прочие детали.
Время будет влиять на выбор росписи фигурок и подбор деталей антуража. Ведь если сделать диораму посвящённую боям под Москвой, постави на неё танк ис-2 или Тигр-2, как бы качествнно вы не сделали все части диорамы, она не будет оценана по достоинству.
Определившись с местом и временем, надо сделать примерный план диорамы. в котором будут учтены все крупные элементы пейзажа, места размещения фигурок.
в дальнейшем, этот план может поменяться. (и скорее всего так и будет).
В следующей части, я подробно распишу поцесс сборки и окраски и подбора краски, цветов и афтермаркета для фигурок.
Изготовление диорам для новичков
Начнем как, по-моему, с самого главного, а именно с базы (подиума) для рельефа местности. Именно подиум формирует уровень работы, ее визуализацию и презентабельность.
Очень часто уже на этом этапе человек допускает ошибки. Среди которых:
1) При изготовлении базы из фоторамки, новички часто делают рельеф местности или на одном уровне с бортами рамки, или же вообще ниже уровня. Тем самым качество и наглядность работы снижается многократно. Даже с хорошо оформленным рельефом и по мастерски покрашенной техникой, вы можете сразу вычитать процентов 30% из общего восприятия работы.
Совет: рабочая поверхность (рельефная часть) должна выступать как минимум на треть от высоты фоторамки.
2) Не редко подставки изготавливают без подиума, в этом нет ничего плохого, и на примере одной из своих работ я покажу это. Но! Часто люди делают сразу гипсовое основание, не заморачиваясь с краями (торцами) подставки, не делая заливочные борта и подставка выходит кривая, с вкраплениями и порами. И эта неаккуратность сразу бросается в глаза.
Совет: необходимо приобрести 4 деревянные линейки и ими формировать кант и заливать в них гипс, как это показано на рисунке. Между собой линейки можно скрепить или скотчем, или пластилином.
3) Еще одной ошибкой является выбор размера подставки. Часто подставку делают значительно меньше чем объект, стоящий на ней и тем самым сама подставка выбивается из общей композиции, и сама идеология подставки теряет свой смысл. Или же наоборот, подставка получается громадной, со стоящим на ней одним объектом, а большая часть пространства остается не заполненной. В таком случае модель просто теряется на подставке.
Совет: перед изготовлением подставки примерьте модель на листе бумаги, заранее спланировав, где и как она будет стоять. Определившись с композицией вырежьте необходимый размер бумаги и уже по нему формируйте габариты основания.
4) Есть еще один момент, он относительно не значительный, но рекомендательный. Не редко модель располагают параллельно подставки. С художественной точки зрения это композиционная ошибка. Стоит развернуть технику на несколько градусов и композиция оживет, добавится дополнительный смысл в вашу работу.
Совет: оптимальный угол поворота модели 2-40 градусов.
Итак, мы уяснили все основные моменты и пришло время приступать к работе.
Из чего же можно сделать подставку для диорамы?
На самом все зависит от вашего воображения и нахождения под боком строительного магазина. Лично я хочу познакомить вас с теми методами, которые я использовал в изготовлении своих подставок, какие выбирал материалы и на какие хитрости шел.
Какой же выбрать гипс? Так как мы решили делать полностью гипсовую подставку, то нам необходим мелкозернистый гипс, иначе, как бы мы не старались, торцы будут не гладкими и придется долго и нудно шпатлевать, и зачищать мелкой наждачной. Поэтому я рекомендую вам использовать скульптурный гипс, можно конечно найти в строй магазинах гипс мелкого помола, но лично я остановился именно на скульптурном, который продается в «Детском мире» и художественных магазинах. В каких пропорциях мешать гипс с водой я вам сейчас не скажу, делаю на глаз, до достижения нужной консистенции. Причем я стараюсь добавлять в гипс клей ПВА, он придаст дополнительную прочность вашей подставке и некоторую гладкость поверхности. Мешайте тщательно с теплой водой, что бы не оставалось комочков, но в тоже время мешайте относительно медленно, иначе у вас образуются пузыри в большом количестве после засыхания и придется шпатлевать всю подставку. Намешанный гипс выливается в заготовленную форму, например, в форму, описанную мной ранее. Для дальнейшей работы вам необходимо дождаться полного высыхания (в целом гипс твердеет быстро, но внутри он может сохнуть долго, все зависит от толщины слоя). Поэтому, в любом случае, как минимум на сутки забудьте о подставке. Как по мне, высота подставки без подиума, для оптимальной наглядности, должна быть не менее 20 мм. Пока на этой подставке закончим и перейдем к другим технологиям изготовления подставок.
2. Самый оптимальный вариант – изготовление гипсового основания на плоском деревянном подиуме. В качестве подиума можно использовать или деревянный брус, или фанеру. Оптимальная высота подиума 15-30 мм, соответственно при выборе пиломатериала нужно опираться на соответствующие толщины. Что бы избежать отклеивания гипса от подиума необходимо сделать армирующую сетку, закрутив саморезы в доску и связав их проволокой или ниткой, как это показано на рисунке 5. Старайтесь делать армирование как можно ближе к краям подставки. Такое армирование при случайном перевороте диорамы удержит основание на подиуме.
3. В случае, если необходимы значительные перепады высот, советую вам перед заливкой разложить в нужных местах рабочей зоны скомканную бумагу или иные ненужные вещи для последующего обеспечения нужной высоты над основным уровнем поверхности. Гипс заливается так же в подготовленную форму.
Одна из моих первых подставок, изготовленных таким способом с последующей подготовкой поверхности для установки модели представлена на рисунках ниже.
Сообщества › Клуб Моделистов › Блог › Это вы можете: диорама в масштабе 1:35
Доброго дня, эксперты!
В былое время на центральном телевидении транслировалась такая вот передача «Это вы можете». Рассказывалось в ней о различного рода народных умельцах, которые выделывали разные штуки, коих не выпускала промышленность. Но слоган был именно такой: «Это вы можете». Именно под этим слоганом решил я сотворить диораму. До того диорамы «по-большому» не делал. Вообще. Так что — это мой диорамный дебют. Но, могу сказать: «Это вы можете».
Попробую пошагово показать, с чего всё начиналось:
1. В очередной командировке в Якутск — дело было вечером, делать было нечего. Со скуки зашёл в магазин и прикупил модель танка Т-34/76 от «Звезды». Да-да, на виниловых гусеницах. В масштабе 1:35. Аэрографа тогда у меня не было. Красить решил кистями. Получилось что-то такое:
Но я был доволен: сто лет не брался за модельки. Нет, я, конечно, помогал ребятёнку делать итоговую работу. Но мой вклад в неё был минимальным и на тутошний результат не оказывал никакого влияния. Скорее, даже мне пришлось консультроваться у ребятёнка об этапах моделирования.
Так вот, идея с танком была проста: сделать «уставшую» машину, пережившую не один экипаж. Потыкал в неё иголками. Погнул надгусеничные полки. Гусеницы оставил виниловые — лень было возиться с наборными. Да и вообще, решил всё оставить, что называется «изкоробки». Вот только с принятой концепцией — следовало сделать башню иного тона. Ну, как если бы она менялась на исправную, но с другого танка. Тогда же перевёл декали.
Благодаря советам мудрых гуру я смог поверить своим глазам, что декали выглядят чужими. Слишком ярко на замызганной модели. Нашёлся добрый человек, который вместо критики дал дельный совет, как их состарить. Но тут события так закрутились, что два года даже думать о моделях некогда было, не то, чтобы их дорабатывать.
За это время я обзавёлся аэрографом. И вволю поупражнялся на этой модельке, решив: «Да и Фердинанд с нею»!
Затёр яркие пятна декалей. Залакировал. Добавил смывки. Перекрасил гусеничные траки на лобовой плите. Покарсил гусеницы. Оказалось, они хоть и виниловые, но акрилом окрашиваются.
И затолкал модель на полку. По непонятной случайности там же оказались танкисты из другого набора. Разумеется, решил похохмить: танкисты — с «Калашниковыми», а танк, явно, более ранний. Но, видимо, это меня и навело на мысль «Негоже модели одной прозябать».
С тем и взялся думать о диораме.
Просмотрел не одну сотню снимков. Не один вечер провёл за чтением мудрых споров на форумах. А потом плюнул и со словами: «Я художник, я так вижу» — поехал в строительный магазин за пенополистиролом и деревянной рамкой для основания. Акриловых красок, ПВА и акриловой же шпаклёвки у меня имелось в избытке — после ремонта оставались.
В первую очередь понял, что на диораме обязательно должны быть люди — это оживляет композицию. И число их должно быть нечётным.
Пришлось ехать за пехотинцами. Тут, как оказалось, тоже подвох: нужных наборов не оказалось — пришлось выбирать из того, что есть. Из «набора-что-есть» выбрал автоматчика. Но тут возник очередной вопрос: до каких пор выкатывать детализацию фигурки? Пошёл на улицу — рассматривать людей. Выяснил, что с расстояния в 35-40 метров уже не видно ни цвет глаз, ни бровей. Видны только пятна в глазных впадинах, на щеках, блики на скулах. Кстати, пальцы — если не растопырены — тоже не видны. (Если что — у меня дальнозоркость, на такой дистанции я вижу хорошо). Значит, обойдёмся без мелких деталюшек — обозначим всё игрой света и тени.
Теперь осталось придумать: куда ж того автоматчика пристроить?
Ну, если так, то возле танка стрелку нечего делать. Хотя, если его, танк, спрятать в окоп, то почему бы рядом не пристроить автоматчика? Типа, такая оборона.
Вырезал из пенополистирола подходящее по размерам основание. Понял, что впадины на нём делать — ещё тот геморрой. Лучше формировать из гипса. Но ведь то, что нельзя вырезать — можно нарастить. Сформировал контур окопа. Из обрезков — вылепил бруствер. Пришлось перечитать воинское наставление по окапыванию в бою и на отдыхе. Узнал много про брустверы.
Понял, что взял маленькую рамку: для масштаба 1:35 формата А4 хватает впритык. Учту на будущее. Искал фото вкопанных танков. Нашёл буквально вкопанных — одна башня из земли торчит. На глаза попалось фото долговременной оборонительной линии. Много думал.
Решил попробовать то же самое — но в масштабе. Сделал разбивочный план. Понял, что зубочистки для жердей — короткие, а для брёвен слишком тонкие.
Утащил у супруги набор кулинарных шпажек. Оказалось, трёхмиллиметровые шпажки хорошо походят на молодые сосенки. Собрал щиты из «брёвен».
Разглядел, что солдат — в валенках, ватных штанах и фуфайке. Где были мои глаза, когда я покупал этот набор? Зимнюю диораму мне делать не хотелось. Решаю сделать позднюю осень.
Основание зашпаклевал акриловой шпаклёвкой. Пока она не высохла — «прошагал» по ней танком, чтобы оставить следы от гусениц. Вроде, правдоподобно. Но шпаклёвка, высыхая, усаживается коромыслом. Да ещё и трескается. Да и ладно! Я с работы натаскал жмыха от кофе-машины. Засыплю основание жмыхом — под землю, никто и не увидит.
Кстати, красить дерево под-дерево — та ещё веселуха. Приходится делать несколько слоёв, иначе имитация коры не получается.
Покрасид основание акриловыми красками. Хорошо — под окнами развернулась стройка: роют котлованы, грунт складывают в кучи. Можно бегать от модели к окну и сравнивать степень реалистичности. Для пущего эффекта посыпаю основание молотым кофе.
Очередная засадиловка: кофе не желает окрашиваться акрилом — после высыхания проступает коричневый цвет жмыха. Приходится красить очень насыщенной краской.
В качестве образца для подражания служило вот это фото:
Но, повторюсь, тут выкатился вопрос: чего пехотинец в валенках лежит на земле? Да, в октябре выдают зимнее обмундирование. Но хотелось бы ясности сразу при взгляде на композицию. Добавление жёлтого и пепельного цветов в окраску основания эффекта не возымело. Оставалось только запорошить основание, словно ночью прошёл первый снег, который слегка сдувал ветер.
Снег имитировал по классической схеме: ПВА + сода. Кстати, хороший снег получается. Для зимних диорам — самое то. С лёгким снегом — позёмкой — немного сложнее: там края должны быть очень тонкими, да ещё и выходить косами, по ветру.
Экспериментировал и с клеем, и с количеством соды. Оказалось, всё дело в диаметре кисти. Ну, и пигменты, как оказалось, могут неплохо помочь.