Как сделать люльку для юпитера
Как сделать люльку для юпитера
Ну что, пришло время приделывать боковой прицеп…
Но сначала о тормозах. Бачок от 2106, педаль самодельная, ГТЦ от Зизера, лягушка стоп-сигнала Ижевская. Длины заднего шланга не хватило, не придумал ничего другого, как соединить 2 шланга заваренным болтом.
Боковой прицеп.
Для начала я ободрал раму коляски и колесо под покраску, ну и собственно покрасил. Колесо тут уже мелькало ранее у меня в постах. Самодельное сварное колесо на 19, которое должно было бы стоять у меня спереди, но не судьба. Не выкидывать же, поэтому ушло на коляску.
Долго решал, ставить ли демпферные пружины между корпусом коляски и рамой. Но прокатившись с коляской по легкому бездорожью понял, что торсионная подвеска — это когда подвески нет )). Поэтому пружинам быть однозначно для комфорта пассажиру.
Проанализировав последние полгода сайты объявлений в поисках коляски для мотоцикла я пришел к выводу, что нормальную коляску купить нереально, во всяком случае в моем регионе, потому что:
— это либо старый ржавый гнилой мятый хлам, которому место на металлоломе;
— это коляска от оппозита, которая весит как чугунный мост;
— это коляска Велорекс от Явы, за которую просят каких то космических денег;
— это офигительная ижевская коляска в отличном состоянии, но где нить в Ижевске или Сибири.
Поэтому было решено сделать коляску самостоятельно с нуля.
Сначала сварил жесткое основание из труб 32*3 и уголка 20*4. Это то место, которое не должно «играть» при езде, поэтому толщина и жесткость здесь имеет значение. К слову, это, и все остальное ниже отпиливалось и варилось на глаз по месту.
Остальной каркас сделан из профильной трубы 15*15*1,5. Почему профильная? Ну во-первых на мой взгляд ее проще подгонять, а во-вторых — она существенно почему то дешевле.
Почти готовый вариант силового каркаса на фото ниже. Не хватает только усилителей пола, т.к. металл кончился. А я покупал 25 метров трубы, Карл! Ориентировочный расчетный вес корпуса коляски с учетом обшивки из ХК листа толщиной 0,8 мм — 37 кг. Задняя часть будет с крышкой. Изнутри сбоку — крепления для канистры и лопаты. Сверху — багажники из прута спереди и сзади. Сиденье — самодельное, а задняя спинка будет глухая полностью повторять продольный разрез. По кругу — силовые бампера из трубы.
Сейчас каркас на стадии обшивки.
Скажу я вам, клипоны и коляска — это еще тот садомазохизм. Руки отваливаются минут через 15, это при условии что вместо коляски еще только одна рама с колесом. Поэтому было решено — нужно делать руль однозначно. В яме гаража товарища откопали какой то ржавый руль, видимо от Восхода. Проблема оказалась только приделать его к траверсе, т.к. во-первых траверса тонкая, а во-вторых ее верхняя поверхность не плоская, а со скосами к перьям.
Конструкция огонь. Были выкручены пробки перьев и просверлены насквозь. Взял 2 кусочка трубы и приварил к ним шайбы сверху, а потом эти кусочки притянул шпильками М12 насквозь к пробкам перьев. Ну и потом приварил руль к трубам. Ну как руль, только кусочки от него. Перемычки это я уже колхозил.
Ну что могу сказать… Высокий и широкий руль — это просто класс! Сейчас я себя ощущаю как минимум за рулем Suzuki Grasstracker 🙂
YuriyMedvedev › Блог › Коляска ВМЗ 9.203 «Спутник»
Коляска к мотоциклу – хорошее дополнение, позволяющее значительно расширить область его применения и удлиняющее сезон вплоть до круглогодичного использования. Я несколько лет подряд эксплуатировал боковой прицеп вятско-полянского машиностроительного завода модели 9.203 «Спутник», буксируемый мотоциклом «Иж Юпитер 5». Моя коляска была новой.
Когда я собрал её и начал ездить, то накопил некоторый опыт использования.
В детстве при виде «Спутника» красного цвета у меня возникала стойкая ассоциация с гробом, обитым пурпурным бархатом. Со временем она ушла, дизайн начал мне нравиться. Такие коляски чаще всего шли красного цвета. Качество окраски элементов прихрамывало. Слой эмали тонкий, нанесён без грунта. Покрытие легко царапается до металла, вызывая дальнейшую коррозию. Потому я рекомендую сразу на этапе сборки обработать раму, внутреннюю поверхность крыла, днище какой-либо мастикой. Корпус имеет водосливные отверстия. Они не очень эффективны, т. к. расположены не во всех секциях, образованных рёбрами жёсткости. В багажнике и пассажирском отделении имеются штатные резиновые коврики в продольную полоску. Они выполняют функцию защиты пола от царапин, но не удерживают воду, так как плоские, без бортиков. Для облегчения процесса уборки внутри лучше подобрать автомобильные коврики. Из них и мусор вытряхивать значительно удобней. Несомненный плюс модели 9.203 по сравнению с предыдущей серией колясок – это откидные быстросъёмные капот и багажник. После их демонтажа появляется возможность перевезти длинномер. Но необходимо на закраины корпуса стелить тряпку, иначе повреждения поверхности неизбежны. Багажник небольшой, однако пятнадцатилитровое ведро туда входит. Сверху и с боков ещё есть небольшой запас. Запирается багажник на ключ. Правда, замок семейства простейших. На передней стенке багажника, образованной спинкой сиденья, имеется удобный карман для инструмента. Для увеличения количества перевозимых вещей можно установить дополнительную металлическую конструкцию на крышку. Есть готовый вариант хромированного багажника заводского изготовления от предыдущих поколений колясок ВМЗ. Само сиденье обшито чёрным легко моющимся дермантином. Место для пассажира без труда поддаётся демонтажу после отвинчивания нескольких болтов, освобождая пространство. Внутри корпуса, пожалуй, можно было бы даже вздремнуть, если бы не поперечные рёбра жёсткости. Капот запирается на два подпружиненных рычажка, расположенных внутри по обеим сторонам. На нём предусмотрено удобное, на первый взгляд, ветровое стекло. На практике же оно способно лишь защитить лицо пассажира от крупных шмотьев грязи, летящих из-под переднего колеса мотоцикла при движении по размытому грунту. Стекло слишком далеко отодвинуто от сидящего в коляске пассажира. При езде по трассе сзади него создаются аэродинамические завихрения, направленные в тело и голову. Наклон стекла мал, при движении на скорости или при встречном ветре создаётся ощутимое сопротивление воздуха. Езда без него чувствительно экономит бензин. В транспортном положении коляска закрывается тентом. При езде без пассажира в ней таким образом меньше пылится сиденье, также предохраняясь от внешних воздействий типа дождя и снега. Уплотнители капота и багажника функцию несут чисто декоративную. При движении в сырую погоду по трассе пассажиры постоянно жаловались мне на поливание из щели ног водой. Причём чем больше скорость, тем с большим давлением она туда врывается. Корпус установлен на раму через резиновые подушки. На ходу они неплохо сглаживают вибрации, передающиеся от мотоцикла или неровностей дороги. Корпус коляски имеет вынесенную вперёд переднюю часть. При передвижении по бездорожью её можно повредить, сев днищем на какой-нибудь бугор. В целях защиты лучше установить какой-то самопальный подрамник. Лично я пошёл другим путём, подняв переднюю часть при помощи проставок под резиновые подушки. По-моему, таким образом даже сам облик коляски взбодрился, став более стремительным, что ли.
Подвеска «Спутника» мягкая, ехать пассажиром приятно. Она отлично сглатывает неровности. Некоторые мои знакомые пытались увеличить грузоподъёмность данного бокового прицепа посредством установки заднего амортизатора от мотоциклов семейства «Урал»/«Днепр». Он выше штатного, подходит без переделок. Клиренс коляски возрастает, увеличивается зазор от поверхности шины до нижней кромки крыла. Но перегрузка бокового прицепа ни к чему хорошему не приведёт. К тому же мотоцикл при увеличении клиренса коляски немного заваливается в левую сторону относительно отрегулированного прежде положения. В результате страдает устойчивость. С «ураловским» амортизатором снижается комфорт передвижения.
Колесо коляски такое же, как на «Иже», оснащённое шиной К-102. К сожалению, на боковом прицепе ввиду особенностей схода-развала с мотоциклом покрышка не показывает чудеса ходимости. Свою я стесал до корда за пробег не более 8000 км. Основа у К-102 крепкая, надо отдать должное. Шина протёрлась у меня до камеры в 40 км от дома. Сначала я потихоньку попробовал ехать, пересадив пассажира на мотоцикл. По мере движения шина сплющилась, став шире обода. Я попробовал ускориться. Едет, ничего. Мне, не напрягаясь, удалось добраться до дома, поддерживая крейсерскую скорость 40-50 км/ч. В гараже шина была благополучно сменена на новую. Само колесо не любит левых поворотов с загруженной коляской на трассе. На него идёт боковая нагрузка, спицы деформируются. Если превысить её предел, они лопнут.
Тормоз функцию, в принципе, выполняет, но привод его оставляет желать лучшего. Он выполнен тросом под днищем, который имеет два чуть ли не девяностоградусных изгиба. Там его со временем начинает закусывать. Потому трос нуждается в регулярном снятии и проливке маслом. Лучше, пока он новый, сразу демонтировать его. После этого положить на сутки в ванночку с маслом. Оно пройдёт под оплётку, обеспечив потом долгую безотказную работу.
Электрическая часть коляски ВМЗ проста. Состоит из жгута проводов, пущенных оплётке типа термоусадки по раме, и пяти лампочек. Четыре из них расположены на крыле, одна — передний габарит – на корпусе коляски. Чтобы правый поворотник мотоцикла не моргал совместно с колясочным, дезинформируя ночью других водителей, достаточно вынуть из него лампочку, а не снимать всю деталь, как делают некоторые.
Крыло коляски оснащено брызговиком в мелкую продольную полоску. Это не стыкуется по виду с дизайном соответствующих деталей мотоцикла «Иж». Крыло прочное, позволяет даже сидеть на нём на ходу.
Коляска «Спутник» имела ряд модификаций. Это «Гр», «Люкс» и «Полулюкс». Первая выпускалась не только в Вятских Полянах, но и на «Ижмаше». Модификация «Гр» представляет из себя грузовую версию. Ходовая часть от «Спутника», вместо пассажирского корпуса ящик красного цвета. Он имел откидные передний и задний борт для длинномеров, сверху закрывался пологом, опирающимся на две продольные дуги по боковым бортам.
Интересным вариантом была коляска в исполнении «Люкс». Она оснащалась дугой в районе спинки сиденья, на которую натягивался тент с двумя боковыми полиэтиленовыми окнами.
Таким образом, получалась закрытая от ветра и внешних воздействий кабина, внутри которой сидел пассажир, передвигаясь с почти автомобильным комфортом. «Полулюкс» отличался от «Люкса» тем, что не имел полиэтиленовых окон. Единственным источником проникновения света было ветровое стекло. И та, и другая модификация с «кабиной» встречались, в основном, в двухцветном окрасе. Корпус обычно был красный, а крыло почему-то чёрное. Чем вызван такой дизайнерский изыск, я не знаю.
Коляска ВМЗ служила мне хорошим подспорьем в семье, ведь с ней можно взять в дорогу не только жену, но и ребёнка. Да, она имеет некоторые нюансы, однако их легко устранить своими силами. По удобству, на мой взгляд, модель 9.203 значительно превосходит так называемую «галошу» мотоциклов «Урал»/«Днепр». Она достаточно лёгкая. Даже я со своим весом 55 кг мог манипулировать ей во время процесса прицепления к мотоциклу. Правда, коляска ВМЗ всё равно тяжелей «явовской» коляски «Велорекс», где корпус и крыло были сделаны из негниющего стеклопластика. Боковой прицеп «Спутник» действительно может стать надёжным спутником и другом по жизни для любого мотоциклиста.
CatBayun › Блог › Проект «Юпитер» часть 1
Про мой мотоцикл
ИЖ 6.114-010-01, 1991 года выпуска. Мотоцикл был куплен в 1997 году за 2 миллиона рублей (что примерно равняется 2 тысячам рублей на сегодняшний день) на закате гиперинфляции. «Планет» в тот момент в продаже не было, а «Восход» как то не хотелось, поэтому взял «Юпитера». На протяжении всего срока эксплуатации никаких проблем с мотоциклом не возникало. Шло время, пришла пора учебы в ВУЗе и переезд в другой город, далее работа… В период с августа 2005-го по сентябрь 2015-го мотоцикл не эксплуатировался и стоял в гараже на консервации, пока не пришла идея о полной переделке.
Немного предисловия
Желание улучшить характеристики либо внешний вид своих «железных коней» хотя бы раз посещало каждого владельца советского мотоцикла. Простота конструкции и доступность запасных частей делает их наиболее подходящими объектами для тюнинга, а также дает возможность каждому, имеющему «прямые руки», сделать из своего мотоцикла нечто новое и уникальное. Но тут и скрывается главная сложность — изменить мотоцикл, подчеркнул достоинства и устранив недостатки дано не каждому. Где находится та тонкая грань между качественным кастомом и жертвой колхоз-тюнинга? Однозначного ответа на этот вопрос нет — сколько людей, столько и мнений, но взгляды большинства при оценке, в основном, склоняются в правильном направлении. Удачные проекты восхищают и радуют глаз, и чтобы не оказаться на противоположной стороне спектра мне придется постараться. 😉
1. Выбор стиля «кафе-рейсер»
В последнее время тема постройки кафе-рейсеров стала весьма популярной. Культовое движение мотоциклистов, зародившееся в начале 1960-х годов в Лондоне положило начало новому классу мотоциклов, предназначенному развить скорость более 100 миль/ч и преодолеть расстояние от «Ace Cafe» до ближайшей развязки и обратно пока играла песня в музыкальном автомате. Рецепт постройки кафе-рейсера предельно прост: убрать с серийного дорожного мотоцикла все лишнее для уменьшения веса и установить обтекатели (по желанию). Отличительными особенностями «кафешек» являются: руль-клипоны, одиночное сидение и вытянутый бензобак. Мне всегда нравился этот стиль мотоциклов, еще до того как это стало мейнстримом. Наиболее приближенными как внешне, так и по своим характеристикам, были мотоциклы для шоссейно-кольцевых гонок «ИЖ-344А» и «ИЖ Ш-12», но эти аппараты были выпущены малыми тиражами и не были доступны в свободной продаже. Таким образом, переделка мотоцикла будет осуществляться в стиле кафе-рейсер максимально приближенно к классическим канонам.
Итак, направление деятельности обозначено, время браться за реализацию проекта.
2. Разборка
Навел порядок в мастерской, бросил последний взгляд на мотоцикл каким он был до переделки и приступил к разборке. На первом этапе поснимал все с задней части, что уже никогда не будет установлено на мотоцикл и точно не пригодится, это – седло с подкрылком и стоп-сигналом, оба бардачка, глушители, кожух воздухоочистителя и карбюратора, задние подножки и указатели поворотов. Секунду подумав, снял «родной» топливный бак, так как его форма мне никогда особо не нравилась, и она не подходит выбранному стилю переделки мотоцикла. На выбор у меня было два наиболее подходящих бензобака – от ИЖ Юпитер 4 и от переходной модели. Их форма одинакова, разница только в оформлении боковой части (разные эмблемы и наличие резиновых накладок у бака от «четверки»). Прикинул для пробы бак от «переходки» — смотрится лучше, чем «родной» от Юпитера 5.
Как сделать люльку для юпитера
Капот съемный. Для снятия необходимо убрать сиденье со спинкой, откинуть левую боковину кузова (с карманом), снять пружину направляющей трубы капота, отвернуть две гайки крепления стойки передней направляющей трубки (на кронштейне передней части кузова) и, перемещая назад, снять с болтов стойку передней направляющей трубки. Затем снять переднюю часть капота движением вверх и вперед, выведя его из соединения задних направляющих труб со втулками. Установка капота производится в обратном порядке.
Высокая спинка сиденья и мягкие подлокотники обеспечивают удобство посадки пассажира. Для перевозки груза (до 30 кг) на кузове прицепа предусмотрен багажник. В передней части кузова установлен упор для ног, имеющий два положения в зависимости от роста пассажира. Ветровое стекло крепится к капоту стяжной лентой.
Кузов установлен на трубчатой раме с буферными резиновыми прокладками и закреплен на ней четырьмя скобами.
Уход за боковым прицепом сводится к периодической смазке трущихся частей. Смазка подшипников колеса производится в сроки, предусмотренные для смазки колес мотоцикла. Смазка втулок подшипника маятника подвески колеса производится через каждые 5000 км. В период эксплуатации следует периодически проверять правильность положения бокового прицепа во избежание возможного сдвига цанговых кронштейнов в раме. Взаимное положение мотоцикла и бокового прицепа влияет на управляемость мотоциклом и срок службы шин.
Ветровое стекло прицепа протирать сухой ветошью не рекомендуется, так как при этом оно может потускнеть. Мыть его необходимо водой с мылом, применяя мягкую губку.
Содержание бокового прицепа в чистоте и регулярная периодическая смазка узлов являются залогом долговечности и надежности их работы.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ БОКОВЫХ ПРИЦЕПОВ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Появление стуков в соединениях бокового прицепа с мотоциклом происходит из-за ослабления затяжки цанговых зажимов, болтов крепления тяг или ослабления заднего шарового зажима.
Для устранения стука надо цанговые зажимы закрепить и затянуть гайки болтов крепления тяг. При износе подшипников колеса и тормозных колодок разборку и ремонт производить методом, описанным в разделе «Ремонт экипажной части».
Уход за амортизатором бокового прицепа и его ремонт аналогичны уходу за амортизаторами мотоцикла. Особое внимание надо уделять состоянию троса привода тормоза. По сравнению с другими тросами управления он большей длины и проходит по трубе рамы прицепа, где имеется возможность попадания воды и грязи на его рабочую часть. По этой причине может наблюдаться тугой ход рычага ножного тормоза, особенно при эксплуатации в зимнее время года, когда попавшая в оболочку грязь и вода замерзают. Это в свою очередь может привести к заклиниванию тормозных колодок.
При подготовке мотоцикла к эксплуатации зимой трос снять, промыть в бензине или керосине и смазать автотракторным маслом указанным ранее способом.
Стуки и люфт подвески колеса могут появиться из-за ослабления крепления втулки оси колеса в рычаге подвески, ослабления рычага или износа подшипников. Для проверки люфта надо под рамку прицепа установить подставку и покачать за колесо. При наличии люфта оси во втулке качающегося рычага вначале попытаться устранить его затяжкой болтов, если он не устранился, то необходимо разобрать маятник и выяснить причину неисправности.
Разборку производить в следующем порядке:
1. Отвернуть гайку крепления грязевого щитка в передней части и поднять его вверх.
2. Снять защитный колпачок, вынуть шплинт из оси колеса, отвернуть гайку и снять колесо.
3. Отсоединить трос тормоза от тормозной крышки и снять ее.
4. Вывернуть болт 11 (рис. 45) крепления амортизатора.
5. Отвернуть гайку 10 и выбить ось 3 крепления рычага подвески 1.
6. Снять уплотнительные кольца 6, регулировочные шайбы 7, 8, кольцо 5 и вынуть втулки 4. В первом выпуске боковых прицепов рычаг подвески устанавливался на игольчатых подшипниках.
Все детали промыть и осмотреть. Изношенные заменить новыми.
Сборку производить в обратном порядке. Иногда после снятия грязевого щитка габаритные фонари и указатель поворота на щитке не горят. Это происходит вследствие изоляции щитка от массы. Для устранения этого дефекта следует изменить положение щитка так, чтобы болты крепления щитка в передней части касались кронштейна.
Наряду с боковым прицепом БП-1 выпускаются боковые прицепы БП-65, которые устанавливались на мотоциклах ИЖ-Ю2К и в настоящее время поступают в торговую сеть. В конструкции этого прицепа применена подвеска колеса торсионного типа (рис, 46). Роль амортизатора выполняет торсионный вал 12, один конец которого шлицами заходит в муфту 15, закрепленную болтами 6 в трубе рамы, на другом конце вала закреплен рычаг 9 с осью для колеса.
Кузов прицепа штампованный с откидным ветровым щитком и перекидным упором для ног. Крепится кузов в четырех точках: передняя часть двумя скобами с резиновыми подкладками к трубе рамы, задняя часть кузова подпружинена и крепится к червякам, заведенным в пружины.
Сборка производится в обратном порядке. Перед сборкой все детали смазать консистентной смазкой.
УСТАНОВКА БОКОВОГО ПРИЦЕПА НА МОТОЦИКЛАХ иж-п, иж-п2, иж-п3
Мотоциклы ИЖ-П и ИЖ-П2, выпускаемые в одиночном исполнении, не комплектуются деталями крепления прицепа и после приобретения его (прицепа) через торговую сеть возникает вопрос: какие нужны детали для подсоединения к мотоциклу, как их изготовить и в каком месте приварить ушко крепления передней тяги?
Конструкция деталей особой сложности не представляет и их вполне можно изготовить в любой ремонтной мастерской, где есть токарный станок и сварочный аппарат.