Как сделать макет библиотеки
Модельная библиотека вдохновляет: восемь удачных идей
Глобализация и модернизация не обходит стороной библиотеки. Появляется новый формат такого учреждения — модельная библиотека.
По нацпроекту «Культура» до 2024 г. планируется преобразовать 660 библиотек: из обычных муниципальных в необычные модельные. Каждая из них — с высокой миссией и уникальным дизайном, реализации которого способствуют средства из федерального и муниципального бюджетов.
На выигранные гранты будущие модельные библиотеки не только проводят косметический ремонт и пополняют книжные фонды, но и закупают роботов-библиотекарей, создают на базе учреждения кружки для лингвистов и блогеров, открывают арт-кафе и музыкальные гостиные.
О том, как присоединиться к их числу и превратить родную библиотеку в нечто большее, а также о том, какие идеи можно реализовать с минимальным бюджетом в своей библиотеке, читайте в статье ЛаЛаЛани.
Первые модельные библиотеки появились в 2019 г. Тогда был запущен федеральный проект «Культурная среда» в рамках нацпроекта «Культура».
Согласно проекту, с 2019 по 2024 гг. за счет средств федерального и регионального бюджетов ежегодно будут создаваться 110 модельных муниципальных библиотек: 80 муниципальных и 30 центральных муниципальных. Кроме того, в нынешнем и прошлом году были набраны дополнительные участники сверх квоты. В результате сейчас модернизировано (и еще модернизируется) 244 библиотеки.
Конечно, реализация проекта не идеальна: уже много сказано об инертности и неповоротливости проектных офисов и федеральных и муниципальных властей, о хищении средств и проблемах с подрядчиками. Однако тем ценнее примеры успешной реализации замысла сотрудников библиотеки.
Помещения модернизированных библиотек оформлены в соответствии с современными дизайн-проектами: в эко-стиле, в тематике «Гарри Поттера» или космического пространства, с ориентацией на народные мотивы региона или в стилистике лофта.
Во многих из них появились отдельные детские и подростковые зоны, а библиотечная мебель подобрана с учетом возрастных особенностей детей: разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, стеллажи для игрушек и напольные сиденья-пуфики. Для удобства посетителей установлены шкафы-локеры для личных вещей с электронным замком, для реализации задуманных планов во время культурных
мероприятий — трансформирующиеся столики-картины и откидные экраны.
Модельные библиотеки получают современное техническое оснащение: электронные читальные залы, богатый фонд электронных и аудиокниг, бесплатное подключение к фондам Национальной электронной библиотеки. Кроме того, фонды учреждений постепенно оснащают системой автоматизации с помощью RFID-технологии: каждая книга получает RFID-метку, благодаря чему читатель оформляет ее выдачу через станцию самообслуживания.
Во всех библиотеках-участницах проекта появились компьютеры, фотоаппараты, проекторы, очки виртуальной реальности и даже синтезаторы.
Для читателей с ОВЗ в модернизированных библиотеках расширены дверные проемы, установлены удобные двери, пандус и поручни, специально переоборудован санузел. Для читателей с проблемами со зрением в большинстве библиотек установлены стационарные видеоувеличители.
Примеры модельных библиотек
Перечисленные характеристики модельных библиотек могут вызвать недоверие: все это звучит слишком фантастически. Однако примеров успешного воплощения замысла от библиотек-конкурсантов уже немало. ЛаЛаЛань хотела бы поделиться с вами некоторыми реализованными идеями по созданию модельной библиотеки, которые могут послужить вдохновением для будущих участников проекта и библиотек, которые по разным причинам не могут принять участие.
Принять участие в конкурсе
В приведенных примерах библиотека трансформировалась в досуговый центр с ориентацией на образовательную, культурно-просветительскую, развлекательную миссию. Подобные метаморфозы могут коснуться любой библиотеки-участницы.
Присоединиться к проекту модернизации может любая муниципальная библиотека. Отбор участников проекта «Культурная среда» проводится на конкурсной основе. Сроки подачи документов на следующий год — март-апрель нынешнего года. Результаты подводятся в августе-сентябре.
Заявки подает проектный офис субъекта РФ, который в дальнейшем координирует работу по выполнению проекта. Он же отбирает муниципальные библиотеки для участия в конкурсе.
Собранный пакет документов вместе с заявкой в печатном виде направляется в Минкультуры РФ. В результате конкурсного отбора из средств федерального бюджета выделяется по 5 млн рублей для 80 муниципальных библиотек и по 10 млн рублей для 30 центральных районных и городских библиотек. Кроме того, библиотеки могут рассчитывать и на дополнительные средства из бюджета субъекта.
Например, 21 августа в городе Губинском Ямало-Ненецкого автономного округа открылась модельная библиотека, получившая 10 млн рублей из федеральных средств и более 21 млн рублей из муниципального и окружного бюджетов.
Подробнее ознакомиться с правилами участия в конкурсе можно на сайте и в группе Facebook.
ЛаЛаЛань искренне советует всем желающим муниципальным библиотекам перейти по ссылкам и найти больше информации, а также поучаствовать в проекте модернизации.
Как сделать макет библиотеки
Глобальные изменения библиотеки начинаются с анализа потребностей населения, построения концепций модернизации деятельности библиотеки и трансформации помещения. Для помощи сотрудникам библиотек разработан Конструктор проектирования библиотечных пространств в рамках национального проекта «Культура». В новом документе содержатся подробные пошаговые рекомендации по созданию модельных муниципальных библиотек, приведены примеры библиотечных помещений и мебели под разные задачи, представлены практические советы. Конструктор позволит сотрудникам библиотек выработать четкий план по преображению библиотечного пространства и его совершенствованию согласно современным вызовам и потребностям населения нашей страны. Инициаторами создания документа стали Минкультуры России и проектный офис по созданию модельных библиотек Российской государственной библиотеки.
Конструктор разработала опытный дизайнер-архитектор Надежда Карпова, которая создала более десятка популярных современных пространств в регионах России. Документ представляет собой практическое пособие по сборке модулей, которые образуют функциональные зоны библиотеки. Примеры модульных пространств основаны на уже реализованных и зарекомендовавших себя проектных решениях.
Конструктор проектирования библиотечных пространств поможет сотрудникам библиотек сориентироваться на всех этапах модернизации, разобраться в практических вопросах ремонта и наладить взаимодействие с архитекторами, дизайнерами, контролирующими органами и инстанциями. Превращение библиотек в модельные библиотеки нового поколения подразумевает высокий уровень качества пространства и оказываемых услуг, но не предполагает превращения библиотек в типовые. Конструктор позволяет выявить, сформировать и раскрыть уникальные особенности библиотеки, извлечь максимум из помещения. Уникальность библиотеки может быть в ее функциональной концепции (например, библиотека-деловой центр, библиотека-театр, библиотека-музей), в формате работы с читателями (центр компетенций, место приобретения навыков, уголок комфортного времяпрепровождения), в месторасположении и окружении (которое отражается в визуальных решениях интерьера), в читательском сообществе (уникальные организации и клубы, базирующиеся в библиотеке) и во многих других аспектах.
В Конструктор проектирования библиотечных пространств входят 3 документа:
Конструктор проектирования библиотечных пространств создан не только для подготовки заявки на участие в конкурсе нацпроекта «Культура». Применение документа гораздо шире: издание ориентировано на руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры, учреждений отрасли культуры, работников библиотечно-информационной сферы, дизайнеров и архитекторов.
Пожалуйста, пройдите наш опрос и, если у Вас возникли вопросы по документу, оставьте их здесь
По полученным вопросам мы в ближайшее время проведем вебинар с разработчиком Конструктора Надеждой Карповой.
Создание единой библиотеки компонентов
Дизайнер Сергей Никишкин написал на «Хабрахабре» колонку о дизайн-системе компании Acronis.
Меня зовут Сергей, я работаю старшим дизайнером в компании Acronis. В отделе дизайна продуктов для бизнеса я отвечаю за разработку и внедрение единой библиотеки компонентов.
Так как у нас много продуктов и сервисов, а дизайн в этих продуктах и сервисах сильно отличается, мы решили его унифицировать и привести к единому UI. Такой подход дает возможность оптимизировать работу отдела, сосредоточить дизайнеров на UX, ускорить процесс разработки и запуск новых продуктов, снизить нагрузку на отделы тестирования и значительно сократить количество багов на стороне фронтенд.
В этой статье я расскажу о нашем опыте, остановлюсь на инструментах и покажу, как устроена библиотека изнутри.
Долгое время роль библиотеки играл собранный в Adobe Illustrator PDF-файл с палитрой цветов, скудным набором элементов и большими планами на будущее в виде 70 пустых страниц.
Для того, чтобы найти какой-нибудь уже существующий элемент, приходилось постоянно дергать других дизайнеров или лопатить чужие исходники, а потом сверять актуальность с реализованным элементом на одном из тестовых стендов. Пик отчаяния наступал в тот момент, когда на тестовом стенде искомый элемент выглядел несколько иначе и вел себя не совсем так, как было запланировано в макетах.
Получалась достаточно стандартная ситуация: дизайнеры тянули одеяло в свою сторону, мотивируя свои решения авторитетным «хочу, чтобы было так!», а разработчики пытались прикрываться мало значимым «но ведь технические ограничения». Такой подход, закономерно, приводил к не самым лучшим результатам по обе стороны баррикад и его нужно было менять.
Забегая вперед, скажу, что сейчас большинство сложных UI-решений мы принимаем коллегиально и стараемся искать компромисс между красотой и технологичностью.
Первое, что предстояло сделать, это найти инструменты, которые закроют большую часть потребностей отдела. После длительного изучения различных подходов к формированию библиотек и дизайн-систем, после вороха статей на блог-платформе Medium и тестирования огромного количества приложений и сервисов, мы выстроили следующую схему:
Abstract отвечает за контроль версий и историю изменений мастер-файла библиотеки. Craft используется как библиотека для палитры цветов и замена нативному Color Inspector. Lingo отвечает за хранение, подключение и обновление компонентов библиотеки в Sketch-файлах.
Такая схема уже сейчас позволяет легко поддерживать библиотеку в актуальном состоянии, контролировать изменения и, что наиболее важно, быстро доставлять обновления дизайнерам. При этом, доступ к мастер-файлу библиотеки имеет только владелец, а остальные участники процесса получают элементы в виде символов и составных компонентов из Lingo. Для доступа к компонентам Angular мы подняли на каждой машине песочницу, чтобы дизайнеры с помощью npm-start в консоли могли быстро запустить node-server и работать с кодом.
Еще раз забегая вперед, скажу, что одна из наших основных, долгосрочных и амбициозных задач — перенести большую часть работы над дизайном из графического редактора в браузер.
Это десктопное приложение, которое позволяет контролировать историю изменений, откатываться к прошлым версиям и держать один актуальный мастер-файл, доступ к которому есть у каждого члена команды.
Для начала работы с Abstract достаточно добавить в приложение уже существующий проект или создать новый. Изменения идут в одной или нескольких параллельных ветках с последующим добавлением утвержденных кусков в мастер-файл.
Так как Abstract не дает создать новую ветку или слить ветку с мастер-файлом без комментария, история изменений появляется сама собой. Благодаря таким комментариям, значительно снижается вероятность случайных или неконтролируемых изменений. К тому же, удобно через какое-то время открыть проект и прочитать историю, посмотреть, как и зачем менялись элементы.
Если говорить о недостатках, то ключевым для некоторых команд может стать отсутствие возможности решать конфликты на уровне слоев в одном артборде, из-за чего параллельная работа над одним экраном невозможна, всегда будет конфликт версий и предложение выбрать один из двух вариантов. В нашей команде такой проблемы нет, так как мы одновременно не работаем над одним артбордом.
Остальные мелкие неровности и шероховатости нивелируются полным контролем над происходящим, больше никаких папок по датам, никаких md-файлов с описанием изменений и кучи исходников на внутреннем хранилище.
На данный момент мы используем Craft как библиотеку для цветовой палитры и замену нативному Color Inspector. Под рукой не только все цвета, но и названия переменных. Благодаря такому подходу удалось решить еще одну важную проблему. Дизайнеры перестали «пипетить», а разработчики перестали резонно негодовать, почему в двух макетах у одного и того же элемента отличаются значения цвета.
Кто работает в Sketch и использует несколько мониторов знает, что на каждом подключенном мониторе один и тот же цвет взятый пипеткой, в большинстве случаев, будет иметь разный HEX-код.
Десктопное приложение, с помощью которого мы решили все проблемы связанные с подключением актуальной библиотеки к новым файлам и обновлением компонентов в уже подключенных проектах.
Можно создать несколько библиотек, разбить библиотеку на категории, проставить теги для каждого элемента, а при импорте элементов выбрать какой элемент добавить, а какой нет. При обновлении существующего компонента в библиотеке, Lingo предложит его заменить, сделать дубликат или отказаться от изменений.
Так же в Lingo можно хранить составные компоненты в виде папок со слоями или артборды целиком. Для нас эта возможность особенно актуальна, так как мы сознательно не делаем компоненты с большим количеством оверрайдов из-за сложностей в поддержке и кастомизации.
Несмотря на то, что в Sketch 47 будут библиотеки символов, которые уже доступны в бета-версии (работают, кстати, круто), мы не спешим уходить с Lingo из-за его возможностей и большей гибкости в работе.
Централизованно мы используем три плагина:
Рано или поздно перед каждым дизайнером, работающим в Sketch, встает проблема повторного использования символа иконки с другим цветом. В частных случаях можно отвязать иконку от символа или держать несколько символов с разными цветами, что не очень актуально, когда иконок много.
Я решил проблему следующим образом: прямоугольники с необходимыми цветами собрал в отдельные символы, а потом эти символы в виде масок добавил к иконкам, у которых может быть несколько цветов. Таким образом изменение цвета становится доступно через overrides.
Несмотря на удобство, у этого способа есть существенный минус. При экспорте SVG в коде будет присутствовать маска. Если на стороне разработки нет способа автоматизировать процесс удаления масок, придется держать отдельную библиотеку чистых иконок.
Неважно, насколько прокачана и удобна библиотека пока она существует исключительно в виде Sketch-файла. Если в браузере компонент выглядит не так, как в макетах, библиотека уже неактуальна, а исходники устарели и не соответствуют действительности. Благодаря фронтенд-архитектору Acronis Сергею Сабурову, Кириллу Савёлову и всей команде мониторинга, наши компоненты плавно перетекают в код и работают именно так, как запланировано.
Несмотря на то, что часть новых продуктов и сервисов мы уже начали собирать с помощью текущих компонентов, еще не все фронтенд-команды готовы внедрять и использовать эти компоненты у себя. Где-то фронт написан на Ext JS, где-то используется Vue, и быстрый переход с одного фреймворка или библиотеки на другой технически невозможен по ряду причин.
У каждого компонента есть набор свойств. Свойства позволяют управлять состоянием компонента, его внешним видом и функциональностью. Так выглядит стандартный инпут в Sketch-библиотеке:
Как сделать макет библиотеки
Делай мир лучше силой своего мастерства
Пять этапов миграции в онлайн. Обзор практических рекомендаций университета ИТМО по переводу вузовских дисциплин в онлайн-формат
Как библиотеки могут повысить ценность вузовских исследований
Вынужденная дистанция. Как изменилось вузовское образование за время эпидемии коронавируса
Наука в открытом доступе. Ситуация в России по мнению экспертов НЭИКОН
Совсем как люди: поют, рисуют, продают и учатся писать книги. Сумеют ли нейросети заменить авторов, редакторов и менеджеров в обозримом будущем?
Прикосновение к пониманию
Цифровая трансформация книжной отрасли: новая реальность для авторов и издателей
Аудиоконниги в России — 2020: стратегии издателей, технологические тренды, прогнозы и возможности роста
Трудоустройство выпускников вузов с акцентом на научную преемственность
Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Именно они на портале Библиотеки нового типа визуализировали идеи и принципы, заложенные в «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».
Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.
Алексей Пузин,
директор по развитию, дизайн-бюро KIDZ
Егор Богомолов,
архитектор, дизайн-бюро KIDZ
Настя Терещенко,
архитектор, дизайнер, дизайн-бюро KIDZ
Идеология определяет дизайн
Когда нам предложили преобразить библиотеку Гоголя, мы задали себе вопрос: «А что такое библиотека? Что она есть сейчас? Для кого она работает?» Именно от ответов на эти вопросы зависит, какими будут структура и оформление пространства.
Идеология пространства меняется. В «Модельном стандарте» прописано, что публичная библиотека превращается в центр социальной активности и коммуникации. Сама книга утрачивает значение как вид ценности, а библиотека реорганизуется из книжного хранилища (хотя одна из основных функций библиотеки — продолжать хранить книги как ценность) и приобретает функцию социальную: проведение мероприятий и выстраивание коммуникации. Именно от формата мероприятий, когда люди собираются и через различные виды активности взаимодействуют друг с другом, отталкивается и концепция пространства. Человеку должно быть удобно идеологически, визуально и на уровне ощущений.
В центре внимания — мероприятие
В верхней части нового сайта библиотеки Гоголя обращает на себя внимание фраза «предложить мероприятие». Это знаковая деталь. Пользователь сам может предложить провести занятие или встречу в библиотеке и ему, скорее всего, не откажут. Такой подход, конечно, отражается в структурировании и оформлении пространства. По сути, нужно дать возможность на небольшой площади организовать культурное мероприятие, не зная наперед, что конкретно могут предложить посетители. Это значит, что за 10–15 минут, без использования грубой мужской силы, пространство, которое было приспособлено, например, для чтения 50 человек, должно превратиться в зрительный зал для 100 человек. Как это сделать? А просто передвинуть стеллажи на колесах, освободить место, расставить стулья — все, идет лекция! Через час-полтора она закончилась и также легко пространство принимает прежний вид.
Сделать пространство мобильным
Мобильность достигается за счет многофункциональной мебели, которая вместе с тем служит и разграничителем пространства. Мы обожаем многофункциональность. Например, у нас есть объекты, которые одновременно представляют собой стеллаж для хранения книг, место для сидения и отдыха и разделяют зоны различной активности. Один предмет мебели решает несколько задач: функциональных, пространственных и дизайнерских. К тому же, большая часть мебели — на колесиках, ее можно легко и быстро передвинуть.
Сделать пространство прозрачным. Буквально
В библиотеке Гоголя входная зона оформлена не тяжелой массивной дверью, а с помощью больших стеклянных поверхностей. Окна во всю стену и стеклянные двери символизируют открытость библиотеки. Прохожие видят, что происходит внутри, т. е. снаружи понятен функционал помещения. Персоналом такая «прозрачность» не всегда воспринимается позитивно, потому что она обязывает и даже требует изменений в методах работы.
Однако если бы все библиотеки были украшены большими окнами, это бы им сильно помогло. Человек, который не планировал прийти в библиотеку, а просто проходил мимо, мог бы видеть, что там происходит что-то живое. Одно это может побудить его зайти. Библиотекарь, который встречает посетителей и рассказывает, что и где происходит, дает понять, что их здесь ждут. Такие этические моменты не менее важны, чем приемы оформления.
Библиотекарь — фасилитатор активности
Новый формат библиотеки обслуживает не книги с точки зрения ценности, а людей. Если раньше библиотекарь выполнял технические функции по оформлению абонемента, то теперь он становится фасилитатором активности в библиотечной среде. Одна из целей проекта Библиотеки Нового Типа — создать пространство, которое красноречиво бы заявляло о том, что оно способно стать площадкой практически для любого мероприятия. Мы мыслим категориями мероприятия — в таком формате людям удобнее всего взаимодействовать. Каждый посетитель может выступить со всей задумкой, поэтому библиотекарь должен быть открыт любой идее и выстраивать коммуникацию с активными пользователями. Планы на будущее — сформировать вокруг библиотеки и ее персонала неравнодушное коммьюнити. Надо сказать, что пространство в своем развитии опережает сообщество. Даже в Петербурге количество реорганизованного пространства сейчас на уровень выше, чем количество людей, которые могут его профессионально обслуживать.
Пусть пространство будет гибким
Любые жесткие функции рискуют отмирать со временем, поэтому в пространство необходимо закладывать способность к переменам. Например, арт-холл изначально планировался нами как пространство для проведения музыкальных вечеров и выставок. Но со временем он особенно полюбился детям, которые стали приходить сюда после школы. В результате арт-холл расширил свое функциональное назначение. В дневное время здесь проводят детские мероприятия: уроки и мастер-классы. И это правильно: пространство должно быть гибким и откликаться на реальные потребности пользователей. К тому же, мы против деления на детские и взрослые библиотеки. Родитель может прийти с ребенком и оставить его на пару часов педагогу: так оба проведут время с пользой.
От традиционного разделения к открытой планировке
Библиотека всегда создавалась как книгохранилище, куда можно прийти и взять книгу. С этим связана традиционная планировка: абонемент, читальный зал, хранилище для книг, а также множество стеллажей и узкие проходы между ними. Время сместило приоритеты: мы ожидаем, что человек, придя в библиотеку, останется здесь, причем не только поработать, но и пообщаться, посетить мероприятия. Поэтому необходимость разделять пространство по-старому отпала. Все пространство — для людей, закрытых зон практически нет, все книги в открытом доступе. В библиотеке Гоголя есть закрытый запасник непопулярной литературы, но это совсем небольшое помещение.
Конечно, у посетителей разные цели: кто-то пришел за общением, а кому-то нужно сконцентрироваться на работе. Поэтому мы делим большое пространство на меньшие зоны, в том числе за счет мобильной мебели. Как ни странно, чтобы уединиться и почувствовать себя защищенным, нет необходимости прятаться за бетонной стеной, достаточно стоящих слева стеллажей. Да, идеальное пространство создать невозможно, тем более на такой ограниченной площади. Поэтому необходима сеть городских библиотек: если тебе некомфортно в одной из них, ты можешь пойти в другую, решенную в ином стиле.
У каждой библиотеки свое лицо
У каждой из библиотек должно быть свое концептуальное решение: одна может специализироваться на мероприятиях и лекциях, другая — на музыкальных вечерах и обладать студией звукозаписи, третья проводить мастер-классы и иметь свою мастерскую. Речь даже не столько о сети библиотек, сколько о сети городских пространств, будь они коммерческими или некоммерческими. Очень важно партнерство библиотеки с коммерческими партнерами. Идея в том, чтобы объединить местное сообщество. Люди могут собраться в библиотеке в том числе и для того, чтобы решить насущные проблемы (например, вопрос с парковкой или благоустройство двора). Библиотека становится пространством-активатором и влияет на то, что происходит в городе, его культурном, социальном и физическом ландшафте. Цель в этом.
Стандартный бюджет на ремонт
Многим кажется, будто классная, модная обстановка — либо заграничная, либо очень дорогая, но это не так. Мебель для библиотеки Гоголя разработана нами и собрана на рязанской фабрике. Хорошие пространственные решения не всегда дороги. Никакого космического бюджета! Мы вписались в сумму, выделенную на стандартный ремонт для районной (даже не городской!) библиотеки. Хороший дизайнер всегда сможет для конкретной проблемы подобрать эффектное решение, которое потребует минимальных затрат.
Сложным оказалось убедить подрядчиков пойти нам на встречу и выпустить мебель на заказ по нашим эскизам. У поставщиков за десятилетия сформировалась стандартная линейка, которую они и продают библиотекам, и не видят смысла что-то менять. Нам, дизайнерам, удобнее было бы сотрудничать с небольшими мастерскими, которые могут легко вносить изменения в технологический процесс в отличие от крупных производителей. Но жесткая система тендеров преграждает им выход на этот рынок.
Вписать библиотеку в городской контекст
Что именно создавать в библиотеке зависит от того, где она расположена и в чем нуждаются жители. Например, в одной из петербургских библиотек создали звукозаписывающую студию — по примеру финских коллег. Проект неплохой, но искусственный, потому что реальной потребности в этой студии нет. Тогда как посетители библиотеки Финляндии, с которой брали пример, действительно нуждались в такой студии — было проведено социологическое исследование. Рядом с ней находится музыкальная школа и жителям нужна площадка для записей, репетиций и выступлений.
Нельзя создавать библиотеку в вакууме, в отрыве от того, что уже существует. Нужно, чтобы библиотека поддерживала уже сложившиеся активности, тогда люди придут сами. Библиотека Гоголя — пилотная площадка, там не был полностью учтен контекст, ее цель была иная — громко заявить о себе и происходящих в библиотечном мире переменах. Но работая над Ржевской библиотекой, мы «настраиваем» ее на окружающее пространство. Например, уже многие годы там существует театральная студия и люди хотят ее сохранить, поэтому проект предусматривает зрительный зал. Важно обратить внимание и на то, что находится вокруг. Если есть ряд учреждений, которые уже выполняют определенную функцию, библиотеке стоит от нее отказаться, чтобы не дублировать друг друга.
Материалы по теме:
Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства
Чтобы библиотека продолжила существование как физическое пространство, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными резонансами. Детская библиотека «ГОРОД» — о модернизации своего пространства в соответствии с концепцией edutainment.
Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху
Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу. Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.
Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей
Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.
Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.