Как сделать макет по истории
Поделки церквей и храмов из бумаги: схемы с шаблонами для вырезания
Создать сложный макет храма с объёмными куполами или сделать церковь из бумаги можно, воспользовавшись поэтапными схемами с описанием и шаблонами для распечатывания.
Особенности макетов храмов и церквей из бумаги
Русские православные храмы славятся своим великолепием и сложными архитектурными элементами. Поэтому изготовление церкви из бумаги требует терпения и усидчивости.
Возможно, не удастся проработать каждый архитектурный элемент, но потребуется достаточно времени, чтобы сделать красивый макет с арочными окнами, барабанами, объёмными куполами покрытыми золотом и колокольней. Кроме того, многие храмы богато украшены изразцами, резными ставнями и образами святых.
Для создания макета храма необходимо построить чертёж или распечатать готовые шаблоны.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы сделать храм из бумаги или картона своими руками потребуются следующие материалы и инструменты:
Варианты декора
Готовую поделку можно оживить, украсив ее разнообразным декором:
Готовые модели из бумаги и картона
Макет храма из бумаги изготавливается для разных целей. Это может быть объект для выставки декоративно-прикладного творчества, конкурс детской поделки или тематическое оформление какого-либо пространства.
Церковь из бумаги может иметь вид католического костела или простой деревенской православной постройки.
Объемный макет изготавливается по точным чертежам из плотного ватмана или тонкого поделочного картона. Для вырезания деталей используют очень острые инструменты.
Яркая модель может получиться, если собрать церковь в технике модульного оригами с использованием цветной бумаги.
Как сделать церковь из бумаги и картона
Чтобы создать макет храма, нужно подготовить рабочее место, необходимые материалы и следовать инструкции по изготовлению.
В технике киригами
Киригами – это разновидность японской техники складывания фигурок из бумаги оригами, но с использованием ножниц и клея.
Церковь, выполненная в этом стиле, может стать основой открытки.
Для поделки можно использовать бумагу разных цветов и украсить готовый макет по своему вкусу.
Поэтапная схема сборки:
Чтобы легко согнуть бумагу, по линиям сгиба можно провести, надавливая карандашом или не пишущей ручкой.
Видео мастер класс
Оригами со схемой
Церковь по схеме оригами можно сделать за 5 минут. Эта поделка подойдёт для символического украшения религиозных праздничных застолий или может занять место в декоре тематических композиций.
Для изготовления поделки потребуется квадратный лист бумаги. Цвет материала для поделки можно выбрать самостоятельно.
Последовательность складывания бумажной церкви:
Видео мастер класс
Аппликации для детей
Совместное творчество с детьми наполнено положительными эмоциями и элементами обучения. Изготовление поделки храма познакомит ребёнка с основами религиозного искусства и старославянского архитектурного дизайна.
Для поделки потребуется распечатать шаблоны и перенести их на цветную бумагу.
Аппликация церкви из цветной бумаги выполняется по следующей схеме:
Шаблоны для вырезания
Сделать красивый объемный макет церкви или яркую аппликацию достаточно просто, если распечатать готовые шаблоны. Примеры и идеи простых церквей и храмов с куполами помогут выбрать наиболее подходящий вариант для творчества.
Объемная поделка с куполом
Модель храма, изготовленного из плотного ватмана, выглядит очень реалистично.
Для его создания потребуются следующие материалы и инструменты:
Описание изготовления храма:
Картонные коробки из-под обуви обладают большей степенью прочности и могут служить основанием для установки макетов.
Объемный купол: схемы и идеи
Макет купола для церкви можно сделать из бумаги, вырезав заготовку по шаблону, из гофрокартона и в технике папье-маше.
Макушки церквей чаще имеют луковичную или грушевидную форму.
Чтобы создать объемную модель купола, можно взять за основу следующий мастер-класс. Поделку можно сделать из обычного листа цветной бумаги или использовать ватман.
Другой вариант – сделать конструкцию из гофрокартона. Такой купол будет очень естественно смотреться на соборе, сделанном из бумаги или картона.
Для работы потребуется клей ПВА, резак, шпаклевка и краска.
Православная тематика в декоративно-прикладном творчестве всегда остается актуальной. Создать макет величественного древнерусского храма можно из бумаги, ватмана и картона.
Макеты по истории
из картона и папье-маше
Учебные макеты
ОРУДИЯ ЛЮДЕЙ КАМЕННОГО ВЕКА
Древнейшие орудия людей были сделаны из камня. Какой-нибудь твердый камень, например кремень, отбивали, ударяя по нему
другим камнем. Получался продолговатый и заостренный кусок, который брали в руку и действовали им как топором. Такое орудие первобытных людей мы называем ручным рубилам. В дальнейшем люди научились лучше обрабатывать камень. Появились каменные топоры, которые привязывали к деревянной рукоятке, и каменные наконечники для копий. Еще Позднее люди стали шлифовать каменные орудия, терли один камень о другой или о песок, чтобы поверхность орудия стала ровной и гладкой.
Изготовим сначала макет ручного рубила. Из картона вырезаем основание макета (рис. 3). С обеих сторон накладываем на него мятую бумагу, промазанную клейстером, стараясь придать ей форму готового орудия. Обмазываем макет клейстером и покрываем слоем мелко нарезанных кусочков бумаги, затем снова обмазываем клейстером и наносим новый слой бумажных обрезков. Эту операцию надо повторить три-четыре раза. После просыхания макета подравниваем напильником грани и покрываем его тонким слоем кашицы — бумажной массы, изготовленной по описанному выше способу. Кашица скроет неровности и швы обрезков бумаги и создаст поверхность, пригодную для окраски. Макет надо окрасить гуашью под цвет кремня после того, как высохнет бумажная масса. Таким же способом изготовим макет наконечника копья и каменного топора. Топор насадим на деревянную рукоятку, расщепленную на конце, и привяжем к ней проволокой. В древности для этого применяли жилы животных.
Климат тогда был крайне суровый, и чтобы спастись от холода, дождя, снега и ветра, люди должны были научиться сооружать искусственные жилища (пещер на всех людей не хватало). Советские ученые нашли недалеко от города Брянска остатки таких жилищ — землянок. Сверху они были устланы стволами деревьев, на которые были набросаны мох и сучья. Недалеко от землянок находились ямы для хранения запасов пищи (в землянке, где горел костер, мясо могло быстро испортиться). Над ямами и узкими проходами, которые вели внутрь землянок, устраивали навесы из прутьев или костей крупных животных. Люди жили родовым строем. Они коллективно трудились, запасы пищи и орудия труда принадлежали всему роду.
Рис. 3. Орудия первобытных людей; ручное рубило: А) основание из картона; Б) наложение мятой бумаги; В) оклеивание обрезками бумаги; Г) покрытие бумажной массой; Д) готовое изделие; наконечник копья (второй ряд слева); каменный топор (второй ряд справа); полированный топор (внизу); А) каркас из картона;
Б) оклейка каркаса кусочками бумаги; В) готовый макет
Для изготовления полированного топора нужно сначала сделать каркас из картона или плотной бумаги. Каркас склеим мелкими кусочками бумаги в два-три слоя и после просыхания покроем бумажной массой. Просохший макет тщательно зачищаем шкуркой и окрашиваем в темно-коричневый или черный цвет.
Пользуясь указанными приёмами, можно сделать объемные изображения и других орудий первобытных людей, показанных в учебниках по истории древнего мира и по истории СССР.
ЗЕМЛЯНКА ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА
Макет изображает жилище первобытных людей, относящееся к эпохе позднего древнекаменного века (40 — 13 тыс- лет до н. э.)
Рис» 4. Землянка первобытного человеке)» Монтирование землянки. Общий вид макете
вырежем из картона каркас макета. Каркав прикрепим к фанерной подставке и приклеим к картонному заднику, согнутому полукругом. Для прочности каркаса внутри его надо расположить опоры из картонных полос, свернутых трубкой (рис. 4). Пол и стены землянки, стены прохода и ямы для хранения пищи вырезаем из картона и приклеиваем узкими полосками бумаги к каркасу. Потолок землянки складываем из деревянных палочек или толстых прутьев и сверху обмазываем бумажной массой. Стены и пол землянки также покрываем тонким слоем кашицы и после просыхания окрашиваем под цвет земли и глины. В центре землянки из обломков прутьев и обрезков красной бумаги изобразим костер. Над входом в землянку и над ямой для хранения пищи делаем навесы из прутьев, скрепленных тонкой проволокой. Сверху каркас покроем мятой бумагой, передающей бугры и складки местности, и обклеим в несколько слоев мелко нарезанной бумагой так же, как мы это делали при изготовлении орудий первобытного человека. Когда бумага высохнет, покроем ее слоем кашицы. Для изображения мха можно использовать лоскутки зеленого бархата. После просушки окрашиваем верхнюю часть макета, а на заднике рисуем далекие холмы, лес, небосклон. Для оживления макета на нем можно разместить фигурки людей, вылепленные из пластилина или вырезанные из картона.
СВАЙНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
В период нового каменного века (примерно 2 — 4 тыс. лет до н. э.) люди часто жили в поселках, сооруженных на сваях по берегам рек и озер или над водой на небольшом расстоянии от берега. В таких поселениях было легче защищаться от нападения врагов. Сооружали свайные постройки следующим образом. В дно озера вбивали заостренные сваи так, чтобы верхушки их торчали на равной высоте над водой. Верхушки свай соединяли поперечными горизонтальными балками, на которые из таких же балок настилали пол. На него накладывали глину, мох и тростник и все это утрамбовывали. На полученной ровной площадке возводили жилища. Стены обычно сплетали из прутьев и обмазывали глиной, крышу покрывали тростником или соломой. Внутри жилищ устраивали очаги из камней, скрепленных глиной.
Ученые нашли остатки свайных поселений во многих странах Западной Европы и в нашей стране.
Люди, жившие в свайных поселениях, занимались не только охотой и рыболовством, но и скотоводством и земледелием. Они приручили собаку, овцу, корову. Из больших стволов они выдалбливали лодки, из дерева и глины делали сосуды. Жителям свайных поселений было знакомо прядение и ткачество. Вместо звериных шкур они стали носить одежду вз грубо сделанных льняных и шерстяных тканей, окрашенных в яркие цвета — красный, желтый и синий.
На фанерном основании укрепляем каркас макета из спичечных коробок и картона (рис. 5).
Спичечные коробки (по три в каждой опоре) размещаем по краям подставки и в средней ее части, как показано на рисунке 5. Коробки у краев подставки приклеиваем одну к другой и к фанерному основанию. Из размещенных в середине коробок приклеим к подставке снизу по две коробки в каждой опоре. Верхние же коробки приклеим к картонному каркасу. Вырезаем и укрепляем на опорах каркас.
Расположенные в середине подставки коробки очерчивают берега и дно озера. Дно окрашиваем под цвет воды. Затем оклеиваем бумагой склоны берега (не выше уровня двух спичечных коробок в опорах). Склоны окрасим под цвет глины и травы. На некотором расстоянии от берега укрепим несколько деревянных стержней высотой по 3 см (по вы- соте они должны соответствовать уровню двух спичечных коробок). Это подводная часть свай. Теперь между берегами озера надо натянуть прозрачную бумагу, которая изобразит водную поверхность. Лучше всего воспользоваться целлофаном. Края целлофанового листа вставим между второй и третьей спичечной коробками (в каждой опоре, считая снизу) и закрепим булавками. Проследим, чтобы лист прозрачной бумаги после того, как он ляжет на сваи, оставался ровным и гладким. После этого над подводными частями свай укрепим деревянные стерженьки, изображающие части свай, выступающие над водой (их высота примерно 1,5 см). Картонный каркас и верхние склоны берега (до целлофанового листа) оклеим мелко нарезанной бумагой и покроем тонким слоем бумажной массы. Из мятой бумаги сделаем возвышенные части берега. На берегу можно разместить деревья и кусты. Из мха или окрашенных в зеленый цвет опилок изобразим траву.
Остается сделать жилища на сваях. Балки для пола выстругаем из дерева. После уклад-
ки их на сваи обмажем площадку бумажной массой. Дома вырежем и склеим из картона. Стены из прутьев и соломенную крышу можно нарисовать на картонном каркасе дома, предварительно обклеив его бумагой. Но впечатление от макета будет лучше, если на картонные стены наклеить древесные веточки, а на крышу — соломинки (клей — казеиновый или БФ-2). Стены после этого надо промазать бумажной массой и окрасить ее под цвет глины.
Из пластилина или картона можно сделать фигурки людей, лодки, утварь и расположить все это на макете так, чтобы изображенная сцена соответствовала образу жизни и занятиям людей нового каменного века.
ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА
Недалеко от Каира, столицы Объединенной Арабской Республики, на краю пустыни возвышаются гигантские каменные сооружения — пирамиды, до сих пор поражающие людей, Среди всех пирамид (а их более 70) выделяется своими размерами пирамида фараона Хеопса. Высота ее — 146 м (равна высоте 40 — 50-этанного дома). Длина каждой стороны основания около 230 м. Пирамида сложена из больших каменных глыб, плотно пригнанных одна к другой. Построена она была около 2800 г. до н. э., то есть около 5 тысяч лет назад.
Пирамиды служили гробницами царей древнего Египта — фараонов. По понятиям египтян царю после смерти нужна была пышная, величественная гробница. Со всей страны по приказу фараона сгоняли тысячи рабов и крестьян, которые трудились под ударами бичей на строительстве пирамиды.
Пирамиды остаются величественными памятниками труда древних египтян.
Макет пирамиды изготовить просто. На фанерной подставке размещаем картонный каркас пирамиды, имеющей квадратное основание и четыре боковые треугольные стороны (рис. 6). Для прочности каркаса с внутренней его стороны укрепляем четыре деревянных ребра или склеиваем боковые стороны из двух-трех слоев картона.
Каркас равномерно обклеиваем несколькими слоями мелко нарезанной бумаги. Мятая бумага, разложенная на подставке, передает неровности почвы. Подставку оклеиваем комками мятой бумаги также в несколько слоев. На затвердевшей после просыхания каркас и подставку наносим тонкий слой бумажной массы. Для каркаса пирамеды бумага натирается мелко, для подставки — более крупно.
дили дома. Главное внимание греков было обращено на постройку общественных зданий — храмов, театров, сооружений для спортивных состязаний. Меньше заботились греки о внешнем украшении своих частных домов, хотя внутри дома состоятельных граждан отличались красивой отделкой.
Дома в древней Греции были без окон. Свет в помещения проникал через дверь из внутреннего дворика. Стены изображенного на рис. 7 дома сложены из обтесанного камня. Фасад дома и внутренний дворик окружены колоннадой. Иногда во дворе устраивался фонтан. Пол дома и дворика выкладывали мозаикой — кусочками разноцветной глины.
У греков было три архитектурных стиля — дорический, более простой по форме, ионический и коринфский, отличавшиеся большой сложностью и гибкостью линий. Наш макет изображает храм дорического стиля. Перед изготовлением макета хорошо рассмотрите на рис. 8 отдельные части храма — фронтон, карниз, фриз, колонны и их капители.
На подставке делаем из папье-маше (мятая бумага, оклеенная в несколько слоев бумажными обрезками) возвышение, на котором устанавливаем макет-храм (рис. 8). Желательно, чтобы со стороны входа в храм высота этого основания из папье-маше была на 1,5 —
ваем гуашевыми красками.
Остальные части макета остаются белыми (храм «построен» из белого мрамора).
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ДОМ
На макете изображен дом богатого грека. Остатки такого дома советские ученые нашли на месте древней Ольвии — так назывался город, основанный греками в VI в. до н. э. при впадении реки Южный Буг в Черное море.
Жилые дома греков отличались рядом особенностей. Обитатели их мало времени прово-
Рис. 8. Древнегреческий храм
Вырежем из картона части дома и склеим их полосками бумаги. Изнутри картонный каркас можно укрепить деревянными палочками. При этом не надо оклеивать каркас бумагой, а сразу нужно наносить на картон слой бумажной массы — кашицы. На влажной массе палочкой наносятся контуры камней. Черепицу для крыши можно вырезать из длинных полос бумаги, сложенной так, как показано на рис. 7. После наклейки черепицы окрасим ее в кирпичный цвет. Колонны сделаем из карандашей или деревянных стержней, обернутых белой бумагой. Порядок изготовления колонны показан на рис. 8. Капители (верхние части) колонн вылепим из бумажной массы и окрасим гуашевыми белилами. Пол внутреннего дворика ярко раскрасим.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ
Древнегреческие храмы до сих пор вызывают восхищение людей красотой, изяществом и пропорциональностью своих форм. Они принадлежат к числу замечательных творений архитектуры. Храм представлял собой вытянутый прямоугольник, окруженный со всех сторон колоннами. Его покрывала двускатная крыша из черепицы. Внутри храма находились статуи богов. Часто здесь хранили и казну города.
2 см больше, чем в его задней части. Это поможет создать впечатление легкости и величественности храма.
Три ступени, на которых расположен храм, вырежем из листов плотного картона. Каждую ступень склеим из двух-трех листов и покроем белой бумагой. Внутреннее помещение хрема и фриз склеим из картона и укрепим на Ступенях. Двускатная крыша изготовлена отдельно из картона и покрыта «черепицей» из полос бумаги, сложенной так же, как и для крыши греческого домика (рис. 7). Капители колонн сделаем из картона, склеенного в два слоя и покрытого белой бумагой. Верхняя часть капители — квадратная, нижняя — круглая. Для изготовления колонн обмотаем карандаши или деревянные стержни, белой бумагой. Внизу колонна должна несколько расширяться. На колоннах рисуем желобки — каннелюры. Фронтоны и фриз украшаем рисунками, передающими рельефные скульптурные изображения, которые помещали на этих частях храмов. Материал можно найти на рисунках в учебнике по истории древнего мира и в других книгах, где имеются изображения древнегреческих храмов. Черепицу и возвышение, на котором покоится храм, окраФиком (каналы делали с непрерывным уклоном). Для пропуска воды над глубокими оврагами и речными долинами римляне сооружали особые сооружения — акведуки. Их строили на каменных столбах, соединенных между собою арками, которые часто располагали в два-три этажа. Некоторые акведуки, построенные римлянами, сохранились до сих пор и поражают своей величественностью и красотой. Высота акведуков порой достигала 50 метров над поверхностью воды.
На фанерной подставке установим два картонных каркаса высотой примерно 15 — 17 см (рис. 9). Каркасы покроем мятой бумагой, придавая им вид крутых склонов речной долины, и обклеим в несколько слоев бумажными обрезками.
Три этажа акведука вырежем из картонных листов, склеенных в два слоя. Внутренние пролеты арок делаются из плотной бумаги. После ее наклейки на основание акведука края арок оклеим тонкими полосками бумаги. При подготовке третьего этажа акведука нужно согнуть из картона полукруглое каменное ложе. Это будет канал для стока воды.
Рис. 10. Средневековый замок
го надо покрыть грубо натертой бумажной массой и раскрасить: показать песчаный берег, зеленые, покрытые травой, участки и т. д. На берегу разместим деревья, кусты. Их можно сделать из кусочков зеленой губки, насаженных на деревянные палочки или проволоку.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК
В средние века замок служил оплотом феодала. Замки феодалов представляли собой неприступные крепости, откуда их владельцы могли угрожать соседям или своим непокорным крестьянам и где они могли укрыться в случае нападения врагов или во время крестьянеких восстаний. Замки строили на высоких холмах, на крутых склонах. Иногда для постройки замка насыпали искусственный холм. Замок был окружен рвом и каменными стенами, толщина которых достигала 5 — 7 метров. На углах возводили сторожевые башни с бойницами. Со стен во время осады на врагов сбрасывали камни, лили кипящую смолу и кипяток. Войти в замок можно было только через единственные ворота, к которым вел подъемный мост, перекинутый через ров. За первым, так называемым наружным, двором зам-
Рис. 11. Донжон (центральная замковая башня) — разрез
Стены и башни замка — картонные. Для стен картон надо склеить в два слоя. Стены и башни покроем бумажной массой по картону и на влажной массе прочертим линии каменной кладки. Стены замка окрашивать не надо. Высохшая бумажная масса напоминает серый камень. Раскрашиваем только склоны холма, ров и крыши замковых помещений (под цвет черепицы).
СЛАВЯНСКИЙ ПОСЕЛОК
Макет изображает поселение славянского племени, относящееся примерно к VII веку. Поселки славян располагались в то время по берегам рек, часто в речных излучинах, на холмах, окруженных с трех сторон водой. С четвертой стороны жители поселка могли вырыть ров. Тогда поселок был защищен от врагов со всех сторон. Поселок обносился бревенчатой стеной, рубленой топором и сбитой без гвоздей. Жилые избы строили с выпущенными на углах концами бревен. Крыши покрывали соломой. Труб славяне в те времена не делали. Дым из печи наполнял помещение и выходил через оконца. Зимой,внутри избы было темно и всегда стоял запах гари, зато ее обитатели были укрыты от холода. У славян сложилась поговорка: «Горести дымной не изведав, тепла не видати».
Сначала делаем объемное изображение холма и реки теми же приемами, которые использовались при изготовлении макетов «Свайный поселок» и «Римский акведук». Стены поселка и избы складываются из спичек так, как показано на рис. 12. Грани спичек предварительно остругиваем, придавая спичкам округлую форму. При монтировании избы спички для стен наклеиваются изнутри на полоски бумаги или вертикально поставленные спички. На склонах берега размещаем деревья. Кроны деревьев можно сделать из кусочков губки (зеленого цвета) или мха.