Как сделать макет ткацкого переплетения
Ткацкие переплетения
Основные типы переплетений текстильных полотен.
Уже несколько раз в своих предыдущих статьях я употребляла словосочетание «переплетение нитей текстильного полотна».
Давайте сегодня немножко углубимся в эту тему, но совсем чуть-чуть. Не будем докапываться, до самого «дондышка», в подробности. Ведь мы же простые потребители и не собираемся учиться на ткачиху или сдавать экзамены в текстильный институт.
Итак, ткань – это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни нити идут вдоль полотна и называются осно́вными – нить основы, другие поперек полотна и называются уто́чными – нить утка. Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.
И то, как они переплетены и определяет в конечном итоге, как же будет выглядеть лицевая и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщина, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Ткани для шитья одежды.
Деление тканей для шитья одежды на легкие, средние и тяжёлые.
Как правильно выбрать ткань?
Основные типы переплетений текстильных полотен.
Что означают знаки на ярлыках одежды?
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор модели, которая будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса.
Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.
К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые, сатиновые (атласные).
Полотняное переплетение.
Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.
Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны: из хлопка – ситец, бязь, батист и др.; из льна – льняные полотна, парусина, бортовка и др.; из шелковых тканей крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.; из шерстяные тканей – сукно, костюмно-плательные и др.
Саржевое переплетение.
Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.
Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью – шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток – саржа), а также кашемир, габардин и др.
Сатиновое (атласное) ткацкие переплетения.
Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.
Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.
Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)
Мелкоузорчатые.
Мелкоузорчатые подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)
Репсовое переплетение.
Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика.
Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые.
При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.
Переплетение рогожка.
Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении.
Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные костюмно – плательные ткани.
Усиленная саржа.
Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали. Свойства тканей выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.
Сложная саржа.
Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины. Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений.
Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.
Ломаная саржа.
Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки.
Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.
Обратная саржа.
Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.
Усиленный сатин (усиленный атлас).
Усиленный сатин (усиленный атлас)- это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани. Комбинированные переплетения (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)
Креповое переплетение.
Креповое переплетение это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко.
Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.
Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.
Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).
Двухлицевые переплетения.
Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.
Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.
Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.
Двухслойные переплетения.
Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.
Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.
С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.
Ворсовые переплетения.
Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон.
При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.
Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.
Крупноузорчатые (жаккардовые)- простые и сложные крупноузорчатые.
Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.
Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.
Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.
В общем, как я уже объясняла, переплетений много, но хотя бы элементарные знания обо всех них, нам, обычным «пользователям» продукции текстильной промышленности, нужны. Ведь никогда не знаешь, где и как, они смогут пригодится.
Вот, например, полотняное переплетение. Очевидно раньше, на “заре” советской власти, когда даже за ситцем выстраивались сумасшедшие очереди, было придумано, постановлением какого-то ВЦСПС, чтобы быстрее обслуживать покупателей, рвать отрезы руками. Ведь полотняное переплетение разрывается строго по поперечной нити.
Я сама имела «удовольствие», но уже в наше, бездефицитное и без очереди в магазине тканей, время, столкнуться с такой продавщицей – «быстроделкой». Никого нет, а ей лень ножницами резать. В общем, мне не понравилось. И край полотна немного деформировался. А на мои роптания, она сказала, что им так делать разрешается инструкцией.
Или атласное переплетение. Как я уже «настрочила» выше, все текстильные полотна с атласным переплетением, склоны к повышенной осыпаемости открытых срезов.
Так что, даже слегка коснувшись темы переплетения нитей текстильных полотен, мы многое о них узнали.
До встречи в следующей статье! С уважением, Милла Сидельникова!
Ассортимент и применение
Читайте про: нетканые ткани: все плюсы и минусы применения.
Самыми популярными тканями саржевого переплетения являются твид, деним, габардин, карбон (углеволокно).
Плотный немнущийся материал из шерстяных некрученых волокон. Может применяться также полотняное переплетение. Обычный цвет для твидовых тканей — все оттенки сухой травы, серый, чёрный, коричневый, болотный (хаки) с вкраплениями синего и красного. Рисунок может быть рубчик, клетка, «ёлочка», «гусиная лапка».
Производят твид из шерсти шотландских овец на ручных станках. Сначала ткань получается достаточно жёсткой, для придания мягкости её замачивают в мыльном растворе, а затем отбивают. Также в пряжу для твида добавляют натуральные и синтетические волокна.
Ткань является универсальной, из неё производят мужские и женские пальто, пиджаки, жакеты, костюмы, головные уборы и даже обувь и сумки.
Деним
Наиболее популярная ткань для производства джинсов. Производится саржевым переплетением разных по цвету ниток: уточные неокрашенные, а основные окрашенные.
Основное сырьё — хлопок. Название ткани также происходит от французского «serge de Nimes» — «саржа из Нима», так как сначала её поставляли в США из французского города Ним. Деним бывает разной плотности и толщины, от чего также зависит его цена.
Из денима шьют джинсы, костюмы, куртки и все виды защитной одежды.
Карбон
Сверхпрочный углепластик, производится из графитовых и резиновых нитей методом саржевого переплетеия. По весу в несколько раз легче стали, по прочности не уступает металлам.
Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, устойчив к коррозии. Используется в различных отраслях промышленности.
Габардин
Классическим сырьём являются тонкие нити шерсти мериноса. Саржевое переплетение даёт мелкий диагональный рубчик под углом 60-70 градусов.
Ткань получается мягкой, тонкой, очень прочной и стойкой к сминанию. Из габардина изготавливают верхнюю одежду: мужские и женские куртки, пальто, тренчи. Для защиты от внешнего воздействия габардин пропитывают специальными влагостойкими составами.
Также для производства габардина может использоваться шёлк, хлопок и синтетические волокна.
При покупке саржи необходимо тщательно изучать состав сырья, которое использовали при производстве, так как от этого будут зависеть многие характеристики материала и готового изделия. Все саржевые ткани обладают хорошими эксплуатационными свойствами и имеют привлекательный внешний вид.
Коврик из цветной бумаги: плетеный
Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.
Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.
Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.
Для коврика понадобится:
Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:
1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.
2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.
3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.
4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.
5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.
6. Коврик из цветной бумаги готов. И у вас наверняка получится!
7. Его можно делать разных размеров и цветов.
8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике.
Цвета и узоры при плетении могут быть различны.
Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.
Тема урока: «Материаловедение. Дефекты тканей. Ткацкие переплетения.» Практическая работа № 6 «Выполнение макета саржевого переплетения»
Тема урока: «Материаловедение. Дефекты тканей. Ткацкие переплетения.» Практическая работа № 6 «Выполнение макета саржевого переплетения».
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися дефектами тканей, и причинами их возникновений. Научить визуально определять ткань саржевого переплетения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, наглядное пособие «дефекты тканей», макет саржевого переплетения.
1. Организационный момент:
– проверить готовность учащихся к уроку.
2. Познавательные сведения:
Слайд 2,3– вопросы на повторение пройденного материала;
а) какие виды натуральных волокон вы знаете (растительные, животные);
б) какие ткани получают из волокон растительного происхождения (лён, хлопок);
в) какие ткани получают из волокон животного происхождения (шерсть, шёлк);
г) какими свойствами обладают шерстяные и шёлковые ткани (механические, физические, технологические);
д) что относится к механическим свойствам (прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость);
е) что относится к физическим свойствам (теплозащитные свойства, пылеёмкость, гигроскопичность);
ж) что относится к технологическим свойствам (скольжение, осыпаемость, усадка).
Слайд 4– теперь перейдём непосредственно к теме нашего урока «Дефекты тканей». Покупая ткань, следует её посмотреть по всей длине и ширине, чтобы определить, нет ли на ней дефектов, они возникают при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка.
Слайд 5 Ручной ткацкий станок – одна из древнейших и простейших машин придуманных человеком. Механический ткацкий станок изобретён во второй половине 18 века. Конечно, с течением веков, станок усложнялся, работа его становилась точнее, быстрее, но в главном она всё та же: переплетать нити, чтобы получилась ткань. Ткань состоит из «основных» и «уточных» нитей вдоль ткани идут нити «основы». Именно так – вдоль – на станке, а поперёк – нити утка. Уток не даром напоминает слово «утка». Действительно, уток – деревянная, обтекаемая, как тело утки колодочка – «ныряет» между нитями основы и перелетает их другой нитью, которую тянет за собой.
Слайд 6 Понятно, что при этом возможны сбои в работе: обрыв нити, неровное переплетение, – и на полотне ткани образуются дефекты. Они портят внешний вид готового изделия, поэтому при раскрое их нужно обойти. Для этого обнаруженные дефекты обводят мелом или обмётывают ниткой, контрастной по цвету к ткани.
Слайд 7 К основным ткацким дефектам относятся следующее: утолщение нити, нарушение целостности ткани.
Утолщение нити – нити основы или утка в ткани более толстые, чем соседние нити.
Нарушение целостности ткани – это дефект, при котором нити основы или утка разрушены (дыры, пробоины).
Слайд 8 При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникать дефекты печати. Причины таких дефектов различны: повреждение печатного вала, загрязнённость или несоответствующая чистота красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.
Дефекты печати делятся на местные, расположенные на ограниченном участке ткани, и распространённые, расположенные по всей длине ткани.
Слайд 9 Непропечатанные места – местный дефект, в виде участка с отсутствием или нечётким изображением рисунка.
Засечка – полоса без рисунка на ткани, которая получается при печатании в результате образования складки во время нанесения рисунка.
Перекос рисунка – местный дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны на тканях перекосы полос и клеток.
3. Инструктаж, показ приёмов:
– правила безопасного труда при работе с ножницами;
– ознакомить учащихся с ходом выполнения работы.
4. Практическая работа: «Выполнение макета саржевого переплетения».
Выполнение из бумаги макета саржевого переплетения.
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, образцы тканей, клей.
1. Вырезать из бумаги два квадрата 10 х 10 см. Слайд 11,
2. Разметить два квадрата через 1 см. Слайд 12
3. На одном из квадратов провести дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрезать квадрат на полоски до намеченной линии. Слайд 13
4. Второй квадрат нарезать по намеченным линиям на полоски. Слайд 13
5. Выполнить переплетение полосок, через две и подклеить концы полосок. Слайд 14
5. Заключительная часть:
– достижение цели урока;
– оценка работы учащихся;
– уборка рабочих мест.
. Рукоделие. – М. : Большая русская энциклопедия, 1993. – 287 с.