Как сделать макет цистерны
Модель прицепа пожарной цистерны для воды МЖТ-16 своими руками
Собрал недавно пожарный вариант К-701 (подробности), но так как у него нет ни отвала ни плуга, решил собрать для него хотя бы пожарную 16-ти кубовую цистерну для воды МЖТ-16. Чтобы этот К701 не стоял одиноко на полке, к тому же у трактора будет хотя бы предназначение (таскать эту бутыль), а то получается какое то такси для тракториста 🙂 В начале конечно присмотрелся к готовым моделям цистерн и к наборам для ручной сборки, но как обычно, моё жмотство не позволило мне отдать за какую то бочку почти пять штук. В общем решил собрать эту цистерну вручную, так как почему то показалось что сделать такую модель не составит особого труда, берёшь баллончик от дихлофоса или иной цилиндр, да приделываешь к нему колёсики и дышло 🙂
Делать бочку из жести и прочего листового материала что-то не хотелось, чтобы в дальнейшем не возиться долго с её мягкими торцами, придавая им округлую форму, поэтому решил отлить саму цистерну из гипса. Подобрал огрызок прозрачного пластика толщиной 0,2мм, в который буду заливать гипс. Реальный диаметр бочки что-то не нашёл в сети, поэтому вычислил его на авось (глядя на фото настоящих бочек), в моём случае получилось около 4см. Под такой диаметр идеально подошли флакончики от растворителя Tamiya X-20A, они же послужат пробками, чтобы гипс не вытекал из пластиковой трубы.
Часть 1 Часть 2
После того как скрутили пластик в трубку и зафиксировали конец скотчем. Помещаем один флакон на дно цилиндра в качестве пробки. Пластик надо смотать как можно плотнее, чтобы баночка плотно сидела внутри (фото ниже).
Замешиваем гипс и заливаем в цилиндр. На фото ниже видно что смотанный в рулон блистер образует складку внутри. Чтобы гипс не повторил эту складку и на выходе не получился бы цилиндр каплевидного сечения, после заливки гипса, не дожидаясь его схватывания, вторым флаконом запрессовываем гипс внутрь, тем самым расправляя эту складку. При такой заливке, радиус по любому не будет идеальным, и на стыке всегда останется крохотная ступенька, поэтому если вам нужен идеальный круг, то придётся стыковать торцы формы. Я же на это забил так как этот шов у меня будет частично сточен наждачками, а впоследствии размещён внизу цистерны и его не будет видно.
С помощью донышка дезодоранта, отливаем гипсовые торцы для нашей цистерны. Дно оказалось несколько шире 4-ёх см, поэтому пришлось клеить такие и обтачивать их по месту.
После приклеивания (шпаклёвкой по дереву) торцов к цилиндру и обработки цистерны рашпилем и наждачками, получаем нечто напоминающее нужную нам бочку (фото ниже).
Гипс сам по себе очень нежен, а так как кантовать цистерну придётся ещё очень долго, то чтобы не ушатать её всевозможными царапинами раньше времени, решил закрепить его поверхностно, пропитав эпоксидкой смолой. На фото ниже пробная болванка на половину пропитанная смолой, и в последствии исцарапанная отвёрткой. В общем такая защита работает довольно хорошо, случайные царапины теперь сложно будет оставить на поверхности цистерны.
Пропитывал при комнатной температуре +25, до тех пор пока смола не перестанет впитываться. Самотёком, без подогрева и вакуумных установок, смола проникает не глубже 1-2мм. Так что думаю можно не париться со смолой, а просто прогрунтовать бочку какой либо краской или грунтовкой, думаю эффект будет тем же.
Сварные швы на поверхности цистерны решил имитировать обычной лакированной проволокой (фото ниже). По заранее нанесённой разметке наматываем проволоку на цистерну и фиксируем хвосты на днище каплями клея. После чего, стараясь не стронуть эти проволочные петли, покрываем цистерну грунтовкой, тем самым приклеивая проволоку к бочке.
Черновая сборка задних колёсных тележек на скрепки (фото ниже), в дальнейшем все эти оси заменю на более мощные. Вообще то на моделях МЖТ-16 продаваемых в модельных магазинах, такой диагональной крестовины нет, там каждая продольная колёсная пара просто сидит на вилке. Но на фотках настоящих бочек, такую крестовину я всё же углядел, поэтому решил использовать именно эту схему, тем более она должна меньше люфтить, ибо вся колёсная тележка с четырьмя колёсами будет сидеть на одной оси. Так же видно что крестовина ещё не разрезана на пересечении, в последствии она будет распилена, чтобы продольные пары были независимы.
В качестве рамы, на которой будет сидеть цистерна, и к которой будет крепиться всё сопутствующее барахло, решил использовать уголки отрезанные от пластикового Ш-образного профиля.
Приклеиваем уголки к задней тележке, заодно примеряем переднюю ось. Кстати, колёса на фотках ниже бракованные, ибо отливал их в полностью закрытую форму (пример здесь), и в результате копии получились с большим количеством раковин, так как у оригинала очень частый и глубокий рисунок протектора. Ну а самый большой косяк у них, пострадала геометрия этих колёс, подозреваю что из-за того что стенки желатина оказались тонковаты и в результате произошла деформация формы. В общем для черновой сборки они конечно подойдут, но чуть позже всё же перезалью их.
Так и не получилось найти в сети подробные фотки устройства шарнира переднего моста у цистерны. Поэтому глядя на потолок и на некоторые фотки из сети, собрал вот такую крестовину (фото ниже), на которой будет вращаться передняя ось, ну и дышло вместе с ним.
Используя проволочные хамуты или верёвку, приклеиваем раму вместе с колёсами к цистерне. Я наивно полагал что под весом бочки рама автоматически выровняется, ибо все колёса стоят на ровной поверхности, но из-за пластичности уголков, рама у меня приклеилась с еле заметным продольным скручиванием (винтом). Хотя возможно это произошло из-за бракованной геометрии колёс ибо они яйцом. Поэтому если будете мутить нечто подобное, то на цистерне обязательно нанесите карандашом продольную ось, чтобы по этой линии выравнивать раму при приклеивании.
Из остатков от конструкторов AVD, собрал и приклеил кардан-вал на днище цистерны.
Из прочего мусора соорудил и приклеил нечто напоминающее насос (улитку) для этого кардана.
Тянем на огне рамки литников, нарезаем из них пятаки, и приклеиваем на разнообразные приблуды, имитируя тем самым шляпки болтов, гаек. Не всякие рамки так хорошо тянутся, некоторые просто рвутся как резина, поэтому подбирайте пластик экспериментальным путём.
Пробойников как обычно нет, поэтому люки и крышки для цистерны формировал на шуруповёрте с помощью наждачек и ножа (фото ниже).
На ранее использованном флаконе, формируем радиусы для горловин (фото ниже).
Из тонкой жести нарезал крылья, отвёрткой продавил продольные рёбра жёсткости в средней части крыла. После чего изогнул их, приклеил на кромку проволочный кантик и счистил подтёки клея наждачкой.
Из пластика и жести соорудил чуланчик для моторов или насосов.
Опять таки из всякого проволочного и листового мусора делаем имитацию насосов вместе с трубопроводами, смотровую лесенку и инструментальный шкаф (фотки ниже). Все эти элементы решил сделать съёмными, чтобы в дальнейшем они не мешали окрашивать цистерну.
Практически собранная тачанка, обвешенный всяким мусором гипсовый цилиндр теперь больше похож на цистерну МЖТ-16.
На фото ниже колесо с которого ранее были сделаны корявые копии колёс. Собственно проблема в том что смола хорошо заливается в формы которые не имеют потолка, как только появляется потолок или козырёк, то вместе с ними появляются и проблемы в виде пузырей, а в последствии и раковин на копии детали. Поэтому второй раз решил не париться и отлить копии по принципу магнитов на холодильник, то есть с открытой задней стенкой.
Чтобы желатин не заливал полностью оригинальное колесо при формировании шести формочек, выточил белый кругляк из толстого пластика и прикрыл им тыльную сторону колеса (фото ниже). Небольшой подворот решил оставить, чтобы не потерять рисунок протектора, а уж тыльную сторону в последствии просто обточу полукругом, чтобы больше походила на колесо. Тем более при заливании смолы через такую широкую горловину намного легче избавиться от пузырей на стенках и за подворотами формы.
После подготовки формочек, заливаем в них смолу и через сутки выковыриваем из них копии колёс. Иногда готовые детали из желатина выскакивают без последствий для формы, но в данном случае желатин у меня прилип намертво, поэтому пришлось разрывать его, после чего отмывать копии колёс под водой.
На этот раз копии получились в разы лучше прежних, но всё равно не фонтан, кое где есть крохотные раковины ибо заливал их все сразу и соответственно торопился, но в любом случае на колёса эти болванки всё же похожи, вроде не квадратные 🙂
Уж очень не хотел возиться с задней стенкой, но всё же решил попробовать сформировать этот рисунок штампиком из клея PoxiPol (фото ниже). В целом отпечатки получились довольно милыми, я и сам не ожидал что печать получится такой качественной. Чтобы поксипол не приклеился к поксиполу, в качестве разделителя использовал обычное хоз-мыло.
С оригинального колеса сделал опалубку для центровки и сверления отверстий под оси (фото ниже). К сожалению толком она мне не помогла, так как само оригинальное колесо оказалось слегка яйцеобразной формы. В качестве осей использовал фрагменты гвоздей диаметром 1,5мм.
Передняя ось из проволоки диаметром 2мм, а так как трубка (передний мост) несколько великовата для неё, то чтобы она не болталась, намотал на ось а затем приклеил тонкую медную проволоку в качестве втулки и подшипника скольжения.
Так как отверстия под задние оси сверлились на авось, соответственно все колёса смотрят у меня в разные стороны. Поэтому чтобы выровнять их, ну и по максимуму избавиться от люфтов, обклеил отверстия кусками жести (фото ниже), к тому же такие подшипники более устойчивы к истиранию. Хотя какой может быть износ у этой модели на полке, сомневаюсь что эта бочка за всю свою жизнь проедет более 5 метров 🙂
От выпадания, задние колёса будет удерживать чёрная втулка приклеенная (после покраски и сборки) на хвостовик каждой оси (фото ниже). Так же застопорю в последствии и основную 2-ух миллиметровую ось задних тележек.
Часть 1 Часть 2
Конструкт по технологии на тему «Изготовление макета вагона (Цистерна)» (4 класс)
Подойдёт и взрослым и детям
Конструкт урока по технологии
Гилёвой Анны Александровны
Тема урока: Изготовление макета вагона ( Цистерна).
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель урока: научится изготовлять разные виды цистерн, использую различные геометрические тела (цилиндр)
Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к профессиям, с положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
регулятивные УУД (формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию, учатся вносить соответствующие коррективы; формируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата; используют знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения )
познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста, дополняют представление о видах вагонов; выделяют признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом )
коммуникативные УУД (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками; отвечают на вопросы, делают выводы; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий)
Предметный: познакомиться с конструкцией цистерны, ее видами; учатся выполнять разметку деталей при помощи линейки, изготовляют разные виды цистерн, используя объемные геометрические тела (цилиндр, прямоугольник)
Воспитательная: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявлять интерес к профессиям, с положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
регулятивные УУД (формировать умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию, научить вносить соответствующие коррективы; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения)
познавательные УУД (уметь извлекать информацию из текста, дополнять представление о видах вагонов; выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом)
коммуникативные УУД (овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками; отвечать на вопросы, делать выводы; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий)
Образовательная: познакомить с конструкцией цистерны, ее видами; учить выполнять разметку деталей при помощи линейки, изготовлять разные виды цистерн, использовать объемные геометрические тела (цилиндр, прямоугольник)
Методы обучения и воспитания:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация);практические (упражнения, практическая работа)
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение)
3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации, творческое задание).
1.Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Индивидуальное: инструкционные карты, простой карандаш, линейка, клей карандаш, ножницы, цветной картон и бумага
Демонстрационное: слайд– презентация, дид. игра «Колесо Фортуны», карточки с темой урока (2 шт.),
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)
Технология. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Шипиловой, С.В. Анащенковой
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).(1-2 мин)
2. Актуализация опорных знаний.(5 мин)
3. Постановка учебной задачи.(5 мин)
4. Построение проекта выхода.(3 мин)
5. Самостоятельная практическая работа.(20 мин)
6. Рефлексия учебной деятельности
Этапы урока, задачи
Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя, учащихся
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Мотивировать учащихся на предстоящую деятельность
-На парте оставьте: инструкционные карты, простой карандаш, линейка, клей карандаш, ножницы, цветной картон и бумага (проверка до урока дежурным).
-Ребята, здравствуйте! Бегите все ко мне. Давайте встанем в круг и познакомимся. Меня зовут Анна Александровна. А тебя как зовут? Называйте свое имя по кругу.
-Ребята, теперь я знаю, как зовут всех конструкторов вагоностроительного завода.
Нападало столько снега, во что можно поиграть? В снежки. Чтобы нам бросить снежок, нужно наклонится, взять немного снега, выпрямиться, слепить снежок, замахнуться (друг друга не заденьте, когда будем его бросать) и сбросам снежок. Снега нападало очень много давайте слепить еще по снежку.
Мы играли с вами в снежки, и вдруг не откуда возьмись, вдалеке мы увидели поезд. Он съезжал с небольшой горы и гудел так «Ухххххх. ».
Но впереди была еще горка, ему все труднее и труднее ехать в горку. Давайте поможем поезду. Для этого нужно встать прямо, а затем присесть со звуком «ух!», руки вперед, выпрямиться.
-Ребята, а теперь присаживайтесь на свои места
Личностные ( имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности)
Коммуникативные (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.
Постановка проблемной ситуации беседа, объяснение, демонстрация
-На предыдущем уроке с Ириной Александровной Вы изучали историю железной дороги, виды поездов и вагонов, из чего состоят вагоны. Я увидела, как Вам было интересно.
-Я тоже приготовила Вам очень интересную и трудную работу. Я думаю, вы с ней справитесь. Для начала давайте поиграем в игру «Колесо Фортуны»
-Правила игры следующие: (правила два раза)
мы делимся на две команды. Крутим барабан. Отвечает первая команда на выпавший им вопрос. Первая команда ответили. Крутим барабан, и отвечает вторая команда.
-За каждый ответ я выдаю карточку со словами. В итоге у Вас должна получится тема нашего урока. Счет буду вести на доске.
-Итак, Давайте разделимся на две команды и поехали.
-Какая из команд может назвать тему нашего урока.
-Да. Ребята, тема нашего урока « Изготовление макета вагона (Цистерна)»
-Молодцы, ребята, дух соревновательности покорил и меня.
-Тогда целью урока у нас будет:
научится изготовлять разные виды цистерн, использую различные геометрические тела (цилиндр, прямоугольник)
Регулятивные ( определяют наиболее эффективные способы достижения результата)
Коммуникативные (отвечают на вопросы, делают выводы; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий)
3.Постановка учебной задачи
Спланировать задачи урока, найти ответ на них.
Беседа, объяснение, пример, демонстрация, создание ситуации успеха
-Ребята, давайте определим задачи урока. Что мы будем делать на уроке?
— Ребята, вы знаете, что такое цистерна?
-Ребята, раз это урок технологии. Что делают на уроках технологии? (изготавливают различные изделия)
-Тема нашего урока какая? ( Изготовление макета вагона (Цистерна))
-Так что мы будем изготавливать на этом уроке? (макет цистерны)
-А чтобы ее изготовить, что нужно составить, чтобы сделать макет цистерны?
-Это вторая задача нашего урока, план изготовления макета цистерны
-А третья задача будет изготовление самого макета цистерны из картона
-Ребята, так с чего же мы начнем наш урок?
(найти решение на первую задачу)
-Дима, прочитай первую задачу
(что такое цистерна)
-Ребята, на предыдущем уроке вы изготовили макеты тележки, а на этом уроке сделаем макет цистерны. У нас получится целый состав. Но, чтобы он поехал, повез целый состав, чего же нам не хватает? (локомотива)
-Ребята, я дарю вам этот локомотив. Сейчас у нас есть движущая сила.
-Что может входить в состав поезда?
(тележки, рефрижератор, хоппер – дозатор, цистерны)
-Наш поезд из чего будет состоять, что у нас есть и что будет?
(тележки и цистерны, локомотив)
-Целый состав может состоять только из цистерн, но к нему так же могут присоединить несколько тележек. Что такое вообще цистерна?
-Цистерна, как вы думаете, грузовой или пассажирский вагон?
-Раз грузовой вагон, значит, в нем что- то перевозит. Что могут перевозить в цистернах?(жидкие вещества: вода, нефть, керосин, бензин, масло, кислоты)
-Цистерна представляет собой специальный металлический котел, поэтому в них безопасно перевозить жидкие опасные вещества.
-Ребята, мы сейчас с вами поговорили о цистерне, какой это вагон, что в нем перевозят. Что же такое цистерна?
— Цистерна – это грузовой вагон, который перевозит жидкие вещества.
-Ребята, мы узнали, что такое цистерна. Мы решили первую задачу?
Регулятивные ( формируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата;)
Познавательные (дополняют представление о видах вагонов)
Коммуникативные (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками)
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
5.Построение проекта выхода
найти решение на поставленные задачи
Беседа, объяснение, поощрение, упражнение, создание ситуации успеха.
-Немножко отдохнули. Что будем делать дальше?
(решать вторую задачу)
-Коля, прочитай вторую задачу.
(изготовление макета цистерны)
-Чтобы начать изготовление цистерны, что нам нужно составить?
(план изготовления макета цистерны)
-Посмотрите внимательно на цистерну, которую я Вам сделала и также как локомотив, ее подарю.
-Сейчас нам нужно составить план, как мы будем изготовлять макет цистерны.
-Ребята, посмотрите внимательно на цистерну, на что она вообще похожа? Какой она формы?
-Это цилиндр. Как мы сделаем этот цилиндр?(скрутим)
-А готовую форму можно где-нибудь взять?
-Где в жизни можно встретить эту фигуру?
(стакан, шляпа, ракета)
-Можно. Я, например, взяла цилиндр и вытащила его из туалетной бумаги. Он крепкий и небольшой, как раз походит правда ведь.
-Вот у нас уже есть цилиндр, сравните его с моим макетом цистерны по цвету.
-Как мы сделаем вот этот цилиндр такого же цвета?
-Как мы ее будем обклеивать?
(сам цилиндр и две боковые части)
-Мы будем ее обклеивать с помощью разметки. Смотрите, я взяла цилиндр по больше, чтобы вам было лучше видно. Представьте, что доска это цветная бумага. Я накладываю цилиндр на цветную бумагу, и делаю разметку. Обводим. Получился круг.
-Нам нужно добавить сантиметр, чтобы боковую часть прикрепить к цистерне, затем вырезаю. Чтобы легче было наклеить, ножницами делаю надрезы. И такие делали делаем 2 раза, т. к боковых частей две.
-Наклеили боковые части, а теперь что обклеим.
-Сам цилиндр. Берем его в руку и накладываем к краю цветной бумаги, делаем разметку. В руки взяла карандаш, а у меня это мел и отметила, где заканчивается длина нашего цилиндра. Затем берем линейку и прочерчиваем линию. Вырезаем. Обворачивает цилиндр цв. Бумагой. Лишнее отрезаем. Наносим клей на край цв. бумаги, обворачиваем и закрепляем тоже клеем. Цистерну мы обклеили.
— Сто еще есть у цистерны. Из чего состоит цистерна?
(ходовой части, сама цистерна)
-Цистерна состоит из ходовой части и самой цистерны, то есть осталось сделать ходовую часть, ее вы уже умеете делать. Посмотрите внимательно, у тележки одна ходовая часть, а здесь две.
-Давайте составим план. Что делаем первое, второе…
Составление плана работы
1.Выполним разметку боковых частей, вырежем, приклеим.
(разметка, вырезание, наклеивание)
2..Выполним разметку фасада цилиндра, вырежем, приклеим.
3.Изготовление ходовой части (2 шт)
4. Готовое изделие (склеивание всех частей цистерны)
5.(дополнительно)можно написать, что именно везет цистерна.
Регулятивные (определяют наиболее эффективные способы достижения результата; используют знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения )
Познавательные (выделяют признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом)
Коммуникативные (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)
6.Самостоятельная организация деятельности
закрепить новые знания
Практическая работа, беседа, упражнение, поощрение, создание ситуации успеха.
-Ребята, что мы сейчас сделали?
(выполнили вторую задачу)
-Что будем делать дальше?
(изготовление самого макета цистерны из картона)
Приступайте. Кому нужна будет помощь, поднимите руку.
Познавательные ( выделяют признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом )
7. Рефлексия учебной деятельности.
Организовать самооценку деятельности.
(Выставка готовых изделий, оценивание работ, составление состава из цистерн и тележек)
-Как вы оцените свое настроение после урока?
-Какие знания пригодились на уроке?
-Какими универсальными учебными действиями овладели?
-Что у вас получилось лучше всего?
-В чем испытывали сложность?
-Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на уроке?
(формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию)