Как сделать макет зуба
Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов
«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.
Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!
Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.
Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.
Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.
Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.
При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.
Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.
Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины
Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара
Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели
Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.
Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности
Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.
Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора
Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала
Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)
Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок
Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы
Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.
После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.
Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка
Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке
Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка
Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба
Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность
Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности
Моделирование из пластики
Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.
Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.
Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.
Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность
На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).
Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок
Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок
Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок
Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок
Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.
Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность
Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти
Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы
Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.
Рис. 23. Придание материалу формы шара
Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).
Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная
С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).
Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок
Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем
Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина
Клинический случай
Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина
Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6
Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)
Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка
Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки
Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки
Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.
Сведения об авторе
Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск
Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk
Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск
Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk
Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск
Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk
Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials
Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.
Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.
Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.
Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.
Развивающий макет «Зубы»
проект (младшая, средняя, старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развивающий макет «Зубы» (из бросового материала)
Цель: формировать представления детей об элементарном строении и назначении полости рта, зубов, языка; прививать любовь к своему организму, желание заботиться о нём.
1) Расширять знания детей о гигиене полости рта;
2) Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой, нитью;
3) Воспитывать доброжелательное отношение к посещению врача стоматолога;
4) Формировать представления о том, что полезно и что вредно для роста здоровых зубов;
5) Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, желание иметь красивые и здоровые зубы.
С помощью данного макета педагог показывает, как выглядит полость рта, зубы и язык. А также рассказывает, что зубы нам помогают измельчать пищу, язык позволяет чувствовать вкус продуктов, которые мы едим.
Воспитатель предлагает назвать и показать части полости рта на себе и на макете. Акцентирует внимание на то, что за любыми частями тела, в том числе и зубами нужно следить и ухаживать, чтобы они были здоровыми и не болели (чистить зубы, умываться, кушать полезные продукты, и т. д.) С помощью макета можно также рассказывать и одновременно показывать, как правильно нужно чистить зубы.
Данный макет можно использовать со второй младшей, средней и старшей группы.
Формы организации детской деятельности:
— совместная деятельность взрослого и детей;
Учебный диалог: диалог-взаимопонимание.
— Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.
— Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?
— А так : выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.
Задумался Ванечка, а потом и спрашивает :
— Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!
— Тогда тебе надо с ними помириться.
С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.
Художественное слово: стихи для весёлой чистки зубов.
Перед тем, как спать ложиться,
Щётку пастой мы намажем,
Молодцы, нам мама скажет!
У меня зубная щетка
Она чистит зубы четко
Раз за разом веселей
Мои зубы все белей
Мальчики и девочки
Поспеши себя избавить
От налёта на зубах.
Это так легко исправить,
Если щетка есть в руках.
Три минуты ровным счётом
Чисти сверху и с боков,
Изнутри борись с налётом,
Со злым врагом твоих зубов.
Полощи водой ты тёплой, и тогда
От противного налёта
Не останется следа.
Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое :
К стоматологу идем
В год два раза на прием
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Цель – в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. Воспитатель демонстрирует детям картинки с продуктами питания – «полезными» и «вредными» для зубов.
1. Постоянно нужно есть для зубов : овощи, фрукты, молочные продукты. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
2. Не грызите лист капустный, он совсем – совсем невкусный. Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет?
3. Зубы вы почистили и идете спать, захватите булочку сладкую в кровать? Это правильный совет?
6. А теперь совет полезный, нельзя грызть предмет железный.
Цель – учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться.
Воспитатель объясняет детям, что есть такие вещи у каждого из нас, которыми мы ни с кем не можем поделиться, например, зубная щётка т. д. Акцентирует внимание детей на предметах общего пользования. Объясняет, почему этого делать нельзя.
Дидактическая игра «Так много щеточек хороших, но зубная только одна»
Раннее развитие Играем в стоматолога
Как же без лабиринта?!
Задание такое : посчитать зубики в ротиках и разложить соответственно зубные щётки с этими цифрами.
Разговаривали про зубной налёт. Чтобы его убрать, нужно регулярно чистить зубы. Всё наглядно продемонстрировали.
КАРИЕС. Его щёткой не почистишь, это же дырка в зубе))))) Надо идти к врачу, он специальными приспособлениями всё счистит и залечит.
Кариес нарисован перманентным фломастером, щётка его не счистила (картинка в файлике, кариес на файлике), а спиртом (иммитация процедур стоматолога) всё убралось.
Первый пациент у доктора Глеба. У него зубы в порядке, он регулярно проверяется у стоматолога.
У собачки проблемы.
Из 3х вариантов зубиков (разного размера) подбираем нужный и ставим собачке вместо выпавших зубов.
Надо ставить пломбы (из пластилина).
А этому пациенту зуб пришлось удалять.
Всем пациентам показывали, как пользоваться щёткой, зубной нитью, а ещё ставили пломбу в зуб из конструктора.
Этот пост заканчиваю, но по зубной теме у нас есть ещё кое-что.
Замечательная игра, даже мне очень понравилось.
Что уж говорить о детках.
Ну в нашем городке крутых нет. у нас вообще с детскими стоматологами проблема, но мы нашли, замечательная доктор..и хоть подарка мы не получили, но моя малая кчастенько просится пойти к тёте Ире зубик полечить. и это учитыва то, что один зуб ей лечили трудно с болью.
Желаю Вам и Вашим близким ЗДОРОВЬЯ и не только зубиков.
Спасибо за пожелание! И Вам того же! Будьте здоровы!