Как сделать сочинение оригинальным
Как научить ребёнка писать сочинения
Как писать сочинения разных типов, преодолеть страх чистого листа и что делать, если ребёнок не любит сочинительство.
Хорошее владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).
В этой статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать лаконичные и интересные тексты.
С чего начать писать сочинение
Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.
Шаг 1. Обдумайте тему
Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.
Шаг 2. Изучите контекст
Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.
Структура сочинения
Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.
Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.
Сочинение-описание (характеристика)
Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее.
Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».
План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:
Сочинение-повествование
Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни».
Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.
План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:
Сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».
Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.
Структура у сочинения-рассуждения:
Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ
Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
Отличия сочинения от эссе и изложения
Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.
Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.
Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.
С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.
Почему писать сочинения полезно
Как полюбить писать сочинения
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.
Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.
Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.
Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.
Как украсить сочинение
Эпиграфы и цитирование
Использование в сочинении цитат делает работу яркой, так как в сочинении присутствуют мысли и рассуждения знаменитых людей. Как правило, эти фразы написаны простым, но в то же время афористичным языком. Красивые фразы из уст известных отечественный или зарубежных личностей не только продемонстрирует знание выражений, но и украсит сочинение.
Цитирование может быть как прямым, так и косвенным. Чередование этих видов цитирования позволит показать умение разнообразно строить свою речь.
Цитату можно вынести в эпиграф, к которому можно обратиться во вступлении или основной части сочинения.
Помимо использования слов великих людей, эпиграф служит композиционным элементом, выделяющим проблему, о которой будет идти речь в сочинении.
Изобразительно-выразительные средства
Сочинение должно воздействовать на другого человека, оно должно заставить читателя задуматься о поднятой в сочинении проблеме. Для того чтобы затронуть чувства и эмоции, в сочинении уместно использовать изобразительно-выразительные средства разных уровней языка.
Эпитеты помогут выразить отношение пишущего сочинения к тому или иному явлению.
Метафоры помогут продемонстрировать эрудированность пишущего, его способность переносить свойства одного предмета на другой. Однако метафоры, употребляемые в сочинении, должны быть знакомы каждому человеку, иначе смысл выражения будет не понят.
Данные примеры, как украсить сочинение, показывают, что первая метафора общеизвестна, вторая же вызовет трудности в восприятии.
Сравнения помогут сравнить объект мысли с другим предметом, указать на положительные и отрицательные черты анализируемого.
С помощью омонимов и паронимов можно создать языковую игру.
Изобразительно-выразительные средства должны быть уместными и выдержанными в стиле сочинения.
Примеры
Чтобы украсить сочинение, нужно уметь иллюстрировать тезис аргументами. Интересным получается смешение примеров из художественной литературы и примеров из современной реальности. Так, автор сочинения показывает взаимосвязь эпох. Пишущий демонстрирует, что то, что увидел знаменитый писатель или поэт, наблюдается и в современном мире.
Что мы узнали?
Сочинение можно «украсить» различными способами. Цитирование как прямого, так и косвенного характера поможет подтвердить собственные рассуждения словами великих людей. Эпиграф акцентирует внимание на поднятой в сочинении проблеме. Изобразительно-выразительные средства помогут воздействовать на читателя, продемонстрируют эрудированность пишущего. Украсит сочинение и подтверждение собственной позиции с помощью примеров из художественной литературы и современной действительности.
Как научиться писать сочинения
«Зачем мне писать сочинения, если я собираюсь стать строителем?» Услышать подобное можно в любой семье, где растут школьники. Но не каждый родитель в состоянии ответить на этот простой вопрос. А ведь сочинения много чему учат — думать, размышлять, логически мыслить, работать с большим объемом информации, анализировать ее, правильно выстраивать фразы, доносить свои мысли до других, придавать словам объем и окраску. Пригодятся ли эти навыки строителю? Безусловно. А также инженеру, нефтянику, врачу, спортсмену — человеку любой профессии. Поэтому лучше еще в школе задуматься над тем, как научиться писать сочинения, чем потом, когда им на смену придут другие жанры, испытывать муки над созданием элементарного делового письма.
Наши предки считали слово началом всех начал и приравнивали его к Богу. Сегодня мы относимся к средству устного и письменного общения с гораздо меньшим пиететом. И совершенно зря!
Умея писать, многие из нас не умеют ПИСАТЬ, что не одно и то же. В расширенном значении это слово означает грамотно формулировать мысли, последовательно выстраивать отдельные предложения и целые абзацы, соблюдать логику изложения, доступно раскрывать тему.
Если говорить просто, умение писать — это способность создавать тексты, которые легко читаются, доставляют удовольствие от стиля изложения, позволяют узнавать что-то новое или по-новому открывать для себя уже известные факты. Такими должны быть не только литературные бестселлеры, но и школьные сочинения, в том числе.
Современных школьников, в первую очередь, интересует, как научиться писать быстро, грамотно, красиво? Но для начала мы ответим на другой вопрос.
Для чего нужно уметь писать
Приступая к сочинению, необходимо:
Виды сочинений
Рассуждение на заданную тему
Пример: «Анна Каренина – Сергей Вронский: запретная любовь».
Текст отвечает на вопросы, как и почему это случилось, могло ли быть по другому, что двигало героями.
Описание с элементами оценки и анализа
Пример: «Самая красивая деревня России. Какая она».
Сочинение построено в основном на прилагательных. Однако это не пустое перечисление, оно сопровождается комментариями, дополняется собственными мыслями или аргументированными цитатами.
Ответ на вопрос, сформулированный в теме
Пример: «Кому на Руси жить хорошо? Взгляд из 21 века».
Сочинение строится на тезисах-доказательствах, которые последовательно дают ответ на поставленный вопрос.
Повествование с включением оценочных суждений
Пример: «История города Глупова глазами Салтыкова-Щедрина». Краткое изложение какой-либо истории, но не подробное, а разбавленное оценками и рассуждениями.
Основные критерии хорошего сочинения
Каждый педагог, безусловно, учитывает индивидуальные особенности своих учеников. Но в оценке работ, даже таких творческих, как сочинение, использует определенные шаблоны, которые позволяют ему быть объективным. В них входят:
11 советов, как написать хорошее итоговое сочинение в 11 классе
До экзамена
Во время экзамена
Отдыхайте и ждите результатов — вы проделали большую работу!
Методика создания оригинального текста (сочинения)
«КАК Я БЫЛ ЛАСТИКОМ»:
Теория и практика развития креативной письменной речи
Учебное пособие
Пособие адресовано учащимся старших классов, абитуриентам, студентам-филологам, а также практикующим учителям-словесникам, и имеет целью развитие навыков создания оригинальных письменных текстов. Включает упражнения по развитию творческого мышления, примеры работ, иллюстрирующих суть заданий.
Содержание
(Для перехода к фрагменту, кликните его заголовок)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Написание оригинального текста – труд нелегкий, как правило, сопровождающийся тревожными сомнениями: смогу ли я создать что-то интересное? с чего начать работу? о чем вообще писать? как завершить текст? Пишущий, естественно, хотел бы знать доступные и однозначные ответы на эти животрепещущие вопросы. Но однозначных ответов нет. Существуют лишь различные методики создания креативного письменного текста (сочинения), и каждый волен сам выбрать, какой путь ему больше всего подходит.
Данное пособие предлагает один из таких путей написания сочинения на основе анализа художественного произведения либо же на основе анализа личного жизненного опыта или собственных мыслей по какой-либо актуальной теме.
В первой главе представлены общие рекомендации по созданию оригинального текста: универсальные этапы и правила, структура текста и пр.
Вторая глава посвящена методике создания текстов основных творческих жанров: эссе, этюд, дневник, письмо, ассоциация (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Описание каждого жанра снабжено краткими алгоритмами, определяющими порядок действия для достижения нужной цели. Приведены примеры текстов сочинений.
Отличительной особенностью приведенных ниже рекомендаций является их краткость и доступность. Пишущему не придется тратить много времени на изучение теории, при этом он легко может овладеть основами создания письменных текстов, раскрывая свои творческие способности, свою индивидуальность.
ГЛАВА 1.
Общие рекомендации по созданию оригинального текста
1.1. Универсальные этапы и правила
Несмотря на то, что существуют различные пути написания сочинения, и работа над каждым жанром требует своего подхода, все же выделяются некоторые универсальные этапы и правила создания текста, знание которых существенно облегчает творческий процесс.
Этапы:
1. Формулировка / выбор темы;
2. Формулирование главной мысли/проблемы, которую будете доказывать/раскрывать в работе;
3. Обоснование актуальности главной мысли/проблемы;
4. Подбор аргументов, подтверждающих, иллюстрирующих главную мысль/проблему;
5. Определение собственной позиции;
6. Написание черновика по схеме (см. пункт 1.2.«Трехчастная структура текста»).
1.2. Трехчастная структура текста
Известно, что композиция некоторых жанров сочинения, особенно творческих, предполагает свободу (наличие внутренней логики изложения материала, ассоциативных связей между частями, неаргументированность выводов), однако при ближайшем рассмотрении в любом тексте можно выделить (где-то графически, где-то условно, но в любом случае по смыслу) три основные части: вступление, основную часть и заключение.
1.2.1. Вступление
Рассмотрим варианты ВСТУПЛЕНИЙ на примере сочинения на тему «Что такое счастье?» (по произведению бразильского писателя и поэта П. Коэльо «Алхимик»).
1.2.2. Основная часть
В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ следует избегать:
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Здесь Ваша задача продемонстрировать умение логично, аргументировано излагать мысли. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Сформулировать основную мысль / проблему, которую Вы взяли для рассмотрения.
2. Подобрать аргументы или фрагменты текста (если сочинение по художественному произведению), которые подтверждают, по вашему мнению, эту мысль / проблему.
В основной части Вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста или жизни.
Оформлять примеры из художественных текстов в сочинении можно следующими способами:
1) цитировать предложения (если они не очень длинные) или его часть, ставя на месте пропущенных слов многоточие;
2) пересказывать предложения/ фрагменты текста своими словами.
Для связи примеров и основного текста можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту:…
• Подтвердить данный аргумент можно таким примером:…
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере…
• В подтверждение собственных выводов приведу пример и…
• Следующий отрывок … подтверждает мысль о том, что…
1.2.3. Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно быть:
коротким, но ёмким по содержанию,
логически связанным с предыдущим изложением,
не должно противоречить по смыслу рассуждениям из основной части.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному выше, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
1.3. Комментирование позиции автора художественного произведения
Обычно в сочинениях, создаваемых на основе художественного произведения, отражается позиция автора на рассматриваемую проблему и выражается личное отношение к данной позиции. Мы предлагаем следующие виды комментирования позиции автора: одобрение, осуждение, нейтралитет.
Одобрение: Автор восхищается…; поражается…, удивляется…; словно приглашает вместе с ним полюбоваться/окунуться…; с интересом наблюдает за тем…; любуясь (чем-то), создает словесную картину.
Осуждение: Автор с болью в сердце пишет о том, что…; с горечью говорит о…; у автора вызывает негодование…; автор не может мириться с тем…; с горькой иронией пишет о том…; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…
Нейтралитет: Автор размышляет о…; словно приглашает читателя к диалогу…; делится своими мыслями, наблюдениями…; ставит перед читателями важную, злободневную проблему…; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
ГЛАВА 2.
Алгоритмы создания текстов творческих жанров
2.1. Эссе
Эссе (от латинского exaquim — взвешивание, английского essay и французского essai — очерк, статья, попытка, проба) — жанр, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Специфика эссе:
Этапы написания эссе:
Примеры эссе:
Что значит любить себя?
Во все времена люди пытались ответить на вечные вопросы: в чем смысл жизни? Как обрести счастье? Что такое любовь. Среди них одним из существенных вопросов является следующий: что значит любить себя?
Часто можно услышать рассуждения подобного рода: любовь к себе – это проявление эгоизма. Не менее редким является утверждение, что любовь к себе – это главное условие любви к другим людям, т.е. не умеющий любить себя человек не сможет с любовью относиться к миру и другим людям. Кто-то понимает любовь к себе как возможность жить полной жизнью, пробовать все возможные удовольствия («ведь живем-то один раз!»), не задумываясь о последствиях. Для кого-то любить себя – значит заботиться о себе: о своем здоровье, внешности, интеллекте, душе – держать все это в гармоничном состоянии. Любой вид агрессии по отношению к себе в данном случае будет пониматься как проявление нелюбви к себе: физическое или моральное самобичевание, разрушение тела вредными привычками и пр.
На мой взгляд, любовь к себе не следует путать с эгоизмом. Эгоизм – слепое, совершенно не обоснованное поклонение себе самому, пустое самодовольство. Это путь разрушения, хотя временами он и будет казаться приятным. Любовь к себе – это созидательная дорога, это осознание себя и всех людей уникальными личностями, это большая работа над собой. Беречь себя от физического и психологического негатива, заниматься развитием своих способностей, учиться понимать себя, свои потребности, стремиться видеть только хорошее в людях и ситуациях…Любовь к себе подобна процессу ухода за растением – если мы поливаем его, удобряем землю, посылаем ему самые светлые мысли – он вырастет здоровым и сильным.
Как бы то ни было, любовь к себе всегда означает постановку себя в центр мира. Не случайно, мудрые говорят: «Твоя жизнь начинается с тебя самого». Но что человек будет делать в этом центре мира – созидать или разрушать себя – зависит только от него.
2.2. Этюд
Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу.
Сочинение-этюд – это НАБРОСОК, описание того, что Вы видите, рассуждение по увиденному.
Специфика этюда:
Этапы написания сочинения-этюда:
Примеры сочинения-этюда:
«Исеть-река»
Конец весны. Вечер. Набережная. Исеть. Такая спокойная, тихая, медленно и мягко несущая свои серебристые воды, утопающая в юной зелени берегов. Река моего родного города, загадочная и мудрая странница…
Вода не прозрачная, но все равно кажется чистой, полной неведомой силы. Вдалеке видна рыбацкая лодка. Легкие речные волны мерно покачивают ее, словно убаюкивая рыбака с удочкой. Нежный ветерок пробежал рябью по воде, закачалось отражение деревьев. Сонно пролетела чайка…
На небе ни облачка. Яркие краски вечерней зари вдруг опустились с небес на воду, и она стала огненно-рыжей, как будто бы наполнилась жаром солнца.
Еще немного, и солнце, коснувшись последними лучами речной глади, опустится за весенние заросли, вода в реке потемнеет и уснет. До утра.
2.3. Дневник
Дневник – произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных или периодических записей, современных описываемым событиям.
Дневник – это отражение результатов личного наблюдения за внешним миром и самонаблюдения (выражение чувств, эмоций, анализ собственных поступков и проч.).
Виды дневника:
Специфика дневника:
Этапы создания сочинения в жанре дневниковых записей:
Примеры:
Шекспир – поэт любви
12.01.2013.
Здравствуй, дорогой дневник! Мне вдруг очень захотелось рассказать тебе о своем открытии. Вчера мне подарили чудесную книжицу- — томик сонетов У. Шекспира. Жду сегодняшнего вечера, чтобы после дневной суеты умиротворенно погрузиться в чтение произведений великого поэта.
13. 01.2013.
Вчера весь вечер я не могла оторваться от чтения этих прелестных произведений. Дорогой дневник, это великолепно! Больше всего мне нравятся переводы С. Маршака.
14.01.2013.
Снова и снова перечитываю сонеты. Их объединяет образ лирического героя, который воспевает либо крепкую дружбу с прекрасным юношей, либо страстную любовь к смуглой леди. 126 сонетов (с 1 по 126) посвящены юноше, 26 – смуглой леди, а в двух последних сонетах говорится о всепобеждающей силе любви: «Любовь – над бурей поднятый маяк, не меркнущий во мраке и тумане…»
15.01. 2013.
Более других мне пришлись по нраву сонеты, посвященные смуглой леди. Так оригинально автор представляет идеальный образ своей возлюбленной! Это совершенно обычная женщина, без особого блеска в глазах: «ее глаза на звезды не похожи», легкой походки, бледной кожи: «с дамасской розой, алой или белой, нельзя сравнить оттенок этих щек», без пышных нарядов, но она все равно прекрасна: «И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали», — сообщает 130 сонет. Дорогой дневник, лирический герой все равно любит даму своего сердца, хоть она и не похожа на идеальных красавиц того времени. Что вообще заставляет одного человека любить другого? Как мы выбираем «своих» людей?
16.01.2013.
Сегодня снова обратилась к сонетам о смуглой леди. Сначала мне было очень жаль лирического героя, который не получает ответа от возлюбленной и страдает от невозможности проявить свою любовь. Но сейчас я вдруг остро ощутила, что на самом деле герой счастлив, ибо он может чувствовать, может думать, может мечтать, а значит жить! Наполняться силой любви (пусть и односторонней), выражать свои эмоции в лирике, в таких мощных, красивых, бессмертных сонетах!
2.4. Письмо
Сочинение-письмо – одно из самых интересных заданий на уроках русского языка и литературы. Эпистолярный жанр позволяет избавиться от строгих рамок и шаблонных фраз, а взамен дает возможность вдоволь пофантазировать, не уходя при этом от темы сочинения.
Специфика сочинения-письма:
Виды писем:
Этапы написания письма:
Вступление
1. Приветствие адресата, осведомление о его жизни, делах.
2. Сообщение адресату о том, какая проблема вас сейчас волнует, какая мысль занимает и в связи с чем? (прочтение книги, просмотр фильма, прослушивание музыкального произведения и т.д.).
3. Обоснование в нескольких предложениях своего выбора собеседника. Расскажите ему, почему именно его мнение по теме вам интересно, по какой причине вы хотите поделиться переживаниями с этим конкретным персонажем.
Основная часть
4. Рассуждение по теме/проблеме: сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам высказывания, примерам, которые могут послужить иллюстрацией, и затем сделайте вывод или обозначьте сложность проблемы и необходимость ее решения.
5. Поскольку Вы пишете письмо, рассуждения можно прерывать вопросами к воображаемому собеседнику. Можно даже предположить, что он ответит, и согласиться или поспорить с его репликой.
Заключение
6. В конце письма еще раз выразите свою заинтересованность в ответе адресата и попрощайтесь с ним.
7. Пожелания. Дата. Подпись.
Пример сочинения в жанре письма:
О счастье
(по притче Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево»)
Здравствуй, мой милый друг!
Сегодня 19 февраля 2013 года. Я сижу на последнем уроке, очень уставшая и голодная, но с радостью пишу тебе. На улице солнечно и тепло, уж по-весеннему упрямо светит лучистое солнышко. И все больше и больше хочется долгожданного, беззаботного лета.
Как ты живешь, мой друг? Что нового в твоей жизни? Расскажи мне!
Сегодня на уроке литературы мы изучали интересную притчу под названием «Щедрое дерево». Автором является американский композитор Шел Сильверстайн, музыкант и певец, поэт и иллюстратор, драматург и сценарист, в общем, очень разносторонняя личность. Я очень хочу поделиться с тобой своими мыслями по поводу прочитанного, потому что именно ты когда-то натолкнул меня на мысли о поиске счастья.
Милый друг, мне так жаль стало яблоню…Знаю, ты скажешь, что она своей жизнью делала мальчика счастливым. Но ведь это не так, мой друг. Мальчик все время только брал у яблони ее плоды, помощь, поддержку, ничего не давая взамен, и ему все время было мало. Мальчик не ощущал себя счастливым и все искал и искал чего-то лучшего…И вернувшись к яблоне глубоким стариком он все равно не понял, что такое быть счастливым и даже не поблагодарил яблоню за ее дары и жертвы. А яблоня отдала ему последнее, что могла – возможность отдохнуть на пне, который остался от нее. «И яблоня была счастлива»
Милый друг, я поняла очень важную вещь: счастье – в бескорыстном отдавании своей любви, добра, нежности. Конечно, мы все рассчитываем на взаимность и ждем ответных чувств, но тем не менее, самый короткий путь к счастью – помогать другим, делать их жизнь более легкой и радостной. А самый верный путь к несчастливому существованию – стать потребителем.
Милый мой друг, как тебе притча? Предвкушаю твою реакцию – будешь возражать автору, оправдывать мальчика и журить яблоню. Но все же – с нетерпением жду ответа!
Пиши! Целую! Люблю! Скучаю!
2.5. Ассоциация
Ассоциация ( лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — связь, возникающая в процессе мышления между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями — появление одного элемента вызывает образ другого, связанного с ним.
Специфика сочинения-ассоциации:
Визуальная ассоциация
Этапы написания сочинения — визуальной ассоциации
Примеры визуальной ассоциации:
Последний рывок
(по репродукции картины Анри Руссо «Буря в джунглях»)
Яркие, кричащие краски, молнии, рассекающие небо на части, струи ливня, обрушивающегося на землю, тигр, готовящийся к прыжку – умело переданная динамика грозовых джунглей знаменитым художником Анри Руссо натолкнули меня на интересные мысли…о последнем рывке перед достижением цели.
Нам свойственно ставить перед собой различные цели, у нас есть возможность их достигать. Иные цели достигаются нами без особого труда, иные – через «кровь и пот». То, что дается нам легко чаще не дарит длительной радости, а то, над чем мы трудимся, способно потом радовать нас очень долго. Но всегда ли мы находим в себе силы и желание преодолевать препятствия на пути к желанной цели?!
Мне иногда кажется, что остается всего лишь шаг до исполнения моей мечты, но вдруг происходит что-то неприятное, случаются различные события, которые отодвигают от меня то, к чему я так долго стремился. И я отступаю…
Этот тигр на картине Руссо находится в подобной ситуации – он хочет есть и устал, охота была долгой, и вот остался последний прыжок. И он сделает его. Я уверен, несмотря на то, что разразившаяся буря усугубила положение. Он прыгнет во что бы то ни стало.
Может, и нам так же следует поступать, когда сил уже нет, когда страшно и кажется, что осталось только опустить руки – надо собраться, быть может, обозлиться, и сделать последний шаг к своей цели, своей мечте…
Аудиальная ассоциация
Специфика текста — аудиальной ассоциации:
Виды текстов в жанре аудиальной ассоциации:
Этапы создания текста — аудиальной ассоциации:
Примеры сочинений в жанре аудиальной ассоциации:
Любовь
(на основе прослушивания композиции В.А. Моцарт «Ближе к мечте»)
Март. Первый день весны. Конец зиме! Тает снег. Бегут ручейки. Распускаются подснежники. Тепло…. Дни бегут. А вот и май!
Вдруг — небольшой раскат грома (скрипка!). Начинается дождь. Первый, теплый весенний дождь. Нет, это не хмурый пасмурный день. Солнце и дождь! Парень с девушкой, застигнутые грозой, бегут по мокрому асфальту. ОН снимает пиджак и пытается укрыть ЕЕ от пронзающих насквозь капель. ОНА убегает от него, смеясь, широко раскинув руки — словно птица раскрывает крылья – ловит каждую капельку дождя. А дождь все льет, подыгрывая ЕЙ. Но вот ОНА уже в объятьях своего любимого. ОН берет ЕЕ руку в свою, и ОНИ вместе, счастливые, ныряют под «грибок» детской песочницы. ОН крепко обнимает ЕЕ, чтобы ОНА не замерзла… Момент…Небо проясняется. Дождь плачет тише…Вот он совсем перестает. Выглядывает солнце. Лужи искрятся. Жгучий поцелуй на прощание. ОНА убегает в свой подъезд. «Прощай!». «До свидания!».
Кинестетическая ассоциация
Кинестетическая ассоциация – ощущение себя в роли какого-то предмета/живого существа (автомобиля, ружья, куклы, ластика, карандаша, кота, собаки и пр.)
Этапы написания сочинения — кинестетической ассоциации:
Примеры сочинений в жанре кинестетической ассоциации:
Исповедь ноутбука
Привет! Я ноутбук, и меня зовут Dell! Мне уже четыре года. У меня поцарапанная черная матовая крышка и серая клавиатура, на которую регулярно выливается хозяйский кофе. Справа от клавиатуры у меня есть две милые наклейки с информацией обо мне (как будто бы я сам про себя не знаю, что у меня, к сожалению, ограниченная память и, к счастью, несколько чрезвычайно важных функций!). Одна из наклеек немного отошла и постоянно мешает моим хозяйкам работать. У меня есть классное приспособление, которым я горжусь – сенсорная «мышка»! Такая ручная, гладенькая, ну просто прелесть! Но мои хозяйки совершенно ей не пользуются, а подключают обычную. Она красная и совсем не подходит мне по цвету, что меня очень возмущает! А вот веб-камера, которую они купили специально для меня, мне очень по душе. Она неплохо смотрится на мне.
Я уже старый и начинаю громко шуметь при пробуждении, а еще у меня ослаб иммунитет, и поэтому хозяйки регулярно делают мне примочки от вирусов. Но я все равно часто болею. Иногда даже падаю в обморок – отключаюсь полностью. Тогда у моих хозяек начинается настоящая паника – так они боятся меня потерять. Конечно, приятно. Но и страшно, в то же время! Вдруг им надоест со мной нянчиться…
Да-а-а. Я настолько стар, что уже разучился мыслить быстро, и когда я торможу, мама моих хозяек ругается на меня, называет «потёмой» и иногда даже бьет меня. Хотя мои хозяйки ей неоднократно говорили, что «одноклассники» уничтожат меня окончательно, она все равно продолжает меня терзать подглядыванием в чужую личную жизнь.
Я точно знаю, что играю важную роль в жизни своих хозяек. Я помогаю им в учебе — связываюсь с глобальным миром и отображаю полезную информацию, развлекаю забавными подвижными картинками. Но мне всегда хочется предупредить моих хозяек, что не стоит слишком долго сидеть за мной, потому что такой образ жизни отрицательно скажется на их осанке, зрении, да и информация, которая проходит через меня не всегда идет им на пользу.
Я счастлив, когда нужен своим хозяйкам, но ведь мне уже много лет (по компьютерным меркам). Больше всего я боюсь, что они окончательно разочаруются во мне, купят себе другой ноутбук, а меня отдадут…на растерзание своей маме… Тогда ни о какой спокойной старости речь не пойдет – умру быстро и помучаюсь перед смертью. И чтобы этого не случилось я принял решение работать во что бы то ни стало, до последнего вздоха — пока не сгорит моя материнская плата!
Как я был ластиком
Привет, друзья! Я – ластик. Мне очень хочется поведать вам о том, какую важную функцию я выполняю в жизни человека. Но для начала просто немного расскажу о себе.
Меня купили в магазине в конце августа, перед началом учебного года. Я маленький, но очень симпатичный – в виде милого розового поросенка с хитрыми, прищуренными глазками и улыбающимся…рыльцем. Мой хозяин, ученик 5 класса, человек, серьезный, поэтому я даже не сомневался в том, что он выберет именно меня, а не моего друга-ластика в виде футбольного мяча, у которого все только игры на уме. А я очень ответственный и всегда готов прийти на помощь. Вообще поросята – лучшие друзья людей, после собак, конечно. Вчера, например, я старательно помогал хозяину стереть двойку в дневнике, которую он получил за неаккуратный почерк и немалое количество клякс в тетради. Уфф…Как я старался! Даже хвостик стер, и теперь он у меня не крючком, а…в общем, его у меня теперь нет. Но я почти ничуть не огорчен этим обстоятельством, потому что знаю, в чем смысл моей жизни.
Моя главная задача в жизни – делать мир чище. Самозабвенно предаваясь стиранию (карандаша, ручки, отпечатков от грязных пальцев), я наполняюсь гордостью за то, что кроме меня некому взять на себя эту ответственность – подчищать несовершенства. И скажу без скромности — я отлично справляюсь со своей ролью.
Но, несмотря на то, что я работы не боюсь, и мне она даже приятна, я хотел бы попросить моего хозяина вот о чем – пожалуйста, будь аккуратнее, не спеши, когда записываешь что-то в тетрадь, прилежно выводи буквы и цифры, не бери тетради и книги испачканными руками – тогда всем от этого будут лучше: твоим тетрадям и учебникам, учителям и родителям. Тебе самому станет радостнее и приятнее от чистоты, а мне станет хорошо от того, что… моя жизнь продлится.
Сведения об авторе пособия
Ланцевская Надежда Юрьевна – кандидат культурологии, доцент кафедры литературы и журналистики Шадринского государственного педагогического института.