Как сделать содержание урока интересным

12 способов сделать школьный урок интересным

Как сделать содержание урока интересным

12 способов сделать школьный урок интересным

Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.

Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.

Как сделать уроки продуктивными

Как сделать содержание урока интересным

Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.

1. Установите правило светофора

Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

2. Возьмите письменное согласие

Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

3. Приводите жизненные примеры

В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.

Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.

Как превратить любой урок в интересный

Как сделать содержание урока интересным

Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.

4. Сделайте уроки комфортными

Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.

5. Создайте в классе территорию счастья

Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.

Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.

6. Используйте разные форматы

Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.

Как сделать содержание урока интересным

Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)

Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.

7. Продумывайте домашние задания

Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.

Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.

Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю

Как сделать содержание урока интересным

Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.

8. Начните с простого

Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.

9. Ищите поддержку

Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.

10. Думайте на перспективу

Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.

11. Изучите ФГОС

Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.

12. Зайдите в поиск

В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.

Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!

Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)

Источник

7 принципов и идей для по-настоящему крутого урока

Как сделать содержание урока интересным

К школе сейчас готовятся не только ученики и родители, но и учителя. После дистанционки и отпуска многие преподаватели пересмотрели свои взгляды на обучение. Наш блогер, учитель физики Арсения Буркова, в отпуске проанализировала свой учительский опыт и составила план идеального урока.

«Мне кажется, ты ошибся примерно в двадцать пять раз, » — сказал однажды один мой ученик другому, когда они сравнивали ответы на задачу по физике. Иногда мне кажется, что я ошиблась с выбором профессии во столько же раз. Но через месяц отдыха это проходит. Поэтому летом я решила почитать книги и статьи по педагогике, проанализировать свой опыт и сделать шпаргалку, в которую можно будет заглянуть в сентябре для вдохновения.

Ниже — семь принципов идеального урока.

1. Устанавливайте контакт с учениками

В детстве я занималась фигурным катанием и ненавидела это. В разгар подросткового периода я решила всё бросить, и когда тренер вызвала меня на личный разговор, я очень удивилась. Я была уверена, что она даже не знает о моём существовании: меня никогда не выделяли и не поощряли. Думаю, если бы отношения тренера с учениками были более живые, я бы решила не уйти, а, например, просто обсудила бы то, что мне не нравится.

Как учитель я понимаю, как сложно устанавливать контакт с детьми, когда у тебя тридцать уроков в неделю по 25 учеников в классе. В таком режиме даже здороваться с каждым лично — изматывающее занятие.

Но я так же помню, насколько больше сил у меня вести урок и легче поддерживать дисциплину, если мы с учениками друг друга видим и находимся в одном эмоциональном пространстве.

Если ученики знают, что учитель признаёт их существование, они эмоционально гораздо больше включены в учебу

Идея: на перемене встаньте в дверях и здоровайтесь с каждым лично. При большой нагрузке это чревато усталостью, поэтому выберете всего один урок в неделю, который вы будете начинать такими образом. Проведите эксперимент и проследите за результатами. Даже одноразовая подобная акция может быть любопытной.

2. Давайте ученикам выбор

Вообще-то давать ученикам выбор — страшно. Страшно, что они освоят не весь материал и что не получится качественно проследить за выполнением заданий. Мне справиться с этим страхом помог «чужой» урок: я заменяла учителя русского языка. На чужом предмете вроде как не чувствуешь большой ответственности, и это помогает фантазии включиться. На этом уроке я дала детям выбор: делайте упражнение или пишите рассказ. Эмоциональный отклик был невероятным. Все дети с энтузиазмом схватили ручки и начали писать: кто-то — списывал текст из учебника, а кто-то излагал с ошибками собственные вымыслы.

Возможность выбора повышает мотивацию к обучению и радует. Потом я внедрила это и в свои уроки: например, дети могли или решать задачи повышенной сложности, или работать над проектом. Но выбор может быть разным. Можно предложить выбрать формат работы: делать задание одному, в паре или в группе.

Как сделать содержание урока интересным

Что такое «перевёрнутый класс» и как эту методику используют в России

Идея: разработайте «меню» учебных заданий. Например, «основное блюдо» — это изучение нового материала, и ученики могут посмотреть видео по новой теме и выписать пять основных идей, или прочитать параграф и сделать по нему графический конспект, или найти старшеклассника, который хорошо знает эту тему, и взять у него интервью (кстати, для этого вам потребуется база данных учеников-экспертов). «На десерт» — варианты подведения итогов: разработать логотип по теме урока, или сделать пост в социальных сетях с основной мыслью урока, или придумать слоган.

3. Делайте начало и конец урока необычными, а середину — предсказуемой

Иногда учителю кажется, что его считают работником цирка: родители возмущаются, что процесс не геймифицирован, дети жалуются на скучные уроки. Но невозможно проводить все уроки в формате квеста или игры. Обучение — это тяжелый процесс, требующий напряжения и внимания, и нам нужно использовать такую структуру урока, которая будет одновременно и развлекать, и настраивать на серьезную работу.

Эмоциональный отклик вызывают начало и конец любого мероприятия, поэтому позаботьтесь об их нестандартности.

Идея: начните урок с загадки. Например, у вас на столе может стоять черный ящик, и ученикам нужно угадать, что внутри. Конечно, там должна быть вещь, связанная с темой урока. Или подготовьте занимательный вопрос. Например, что тяжелее: сдутый шарик или надутый?

Я всегда завершаю урок чуть раньше, чем звенит звонок, и поэтому мне очень нравится идея «Выходного билета». Это что-то вроде небольшой проверочной: всего один вопрос, который требует развернутого ответа.

Если начало и конец урока яркие, в середине можно следовать плану, который комфортен вам и знаком ученикам

Да, в нем должно быть запланировано несколько активностей и смена деятельности, но он может повторяться из урока в урок. Если ученики привыкнут к рутинным процедурам, им не нужно будет тратить время на уроке на то, чтобы понять, чего вы от них ждете.

4. Повторение: стройте урок по принципу сказок Шехерезады

Начать урок с новой темы и закончить изучать её в конце урока — плохая стратегия. Даже если ученики всё поймут, вряд ли информация надолго задержится в их памяти. Попробуйте тему, которую начали изучать сегодня, закончить только в середине следующего урока. Таким образом ученикам будет проще влиться в тему, и знания будут крепче. Вообще уделяйте особое внимание повторению.

Идея: начните урок с шести вопросов — пусть два вопроса будут по теме, которую изучали в прошлом месяце, два вопроса — по теме прошлой недели, и еще два — по теме прошлого урока. Припоминать информацию и думать о ней — лучший способ прочно ее запомнить.

5. Учите радоваться ошибкам

Делать ошибки — единственный способ чему-то научиться. Если мы хотим всегда получать только идеально написанные работы, мы никогда не рискнём дать по-настоящему интересные задачи.

Если обучение идёт в зоне комфорта, то все ученики будут писать отличные работы — но ничему не научатся. Если мы учим в «зоне стресса» — даём трудные задачи, и при этом ругаем за ошибки — тоже ничего хорошего не получится.

Обучение должно происходить в «зоне вызова» — если брать зарубежную терминологию, или в зоне ближайшего развития по Выготскому. Это означает, что вопросы должны быть посильными, но непростыми.

Как сделать содержание урока интересным

Как создать интересный урок по ФГОС, не потратив много времени

Наша задача — так грамотно подобрать задания, чтобы у учеников была и ситуация успеха, и преодоление трудностей. Ощущение «я могу справиться с заданием» — бесценно, но только в том случае, если задание действительно сложное для ученика. А сложные задания не могут получаться с первого раза.

Идея: в начале урока напишите на доске сложный вопрос и постройте вокруг этого вопроса урок. Рассуждайте вместе с учениками и не стесняйтесь того, что вам тоже непросто.

Приучите детей радоваться ошибкам и исправлять их. Мотивируйте учеников и ожидайте от них максимальной работы.

6. Позволяйте ученикам быть в роли учителей

Один из лучших способов чем-то научиться — научить другого. Мы работаем в классно-урочной системе, которая исторически заключалась в следующем: учитель рассказывает тему, и её понимают лишь некоторые ученики, которые потом объясняют тему одноклассникам.

Сейчас ситуация «один понял, другой нет» встречается также часто, но взаимообучение учеников вышло из моды. Сильные быстрые дети не собираются никому помогать — часто их интересует только собственный успех, и они соревнуются друг с другом. А некоторые даже обвиняют учителя в том, что он перекладывает на учеников свою работу.

Однако привычка оценивать себя и помогать другим может быть даже важнее предметных знаний. Нужно транслировать идею, что мы все должны помогать друг другу учиться как можно лучше, а отсутствие взаимного уважения учеников недопустимо.

Во время рефлексии можно предложить вопрос: «Помог ли я сегодня другим ученикам лучше понять материал?»

Также важно приучить детей самостоятельно проверять свою работу: отмечать верные ответы и исправлять неправильные. Сухая информация о количестве ошибок бесполезна без работы над ошибками.

Идея: выведите на экран фотографии двух работ — пусть одна будет сделана качественно, а другая небрежно. Пусть дети сами составят критерии хорошей работы и решат, что можно было улучшить в слабой.

7. Заботьтесь о том, чтобы вам было интересно на уроке

Кажется, придумали столько методических приемов, идей и разработок, что их невозможно все применить за одну учительскую карьеру. В желании быть лучше мы пытаемся охватить всё и ощущаем бессилие, когда осознаём невозможность этого. В то же время, если мы никогда не пробуем ничего нового, нам становится скучно. Мы раздражаемся от того, что уже десять лет объясняем одно и то же, а семиклассники всё ещё это не понимают (да, семиклассники меняются, но от этого не легче).

Часто если мы решаемся попробовать новый формат работы, всё идет наперекосяк. Смиритесь с тем, что на внедрение нового формата работы нужно время.

Как сделать содержание урока интересным

5 советов, как учителю развить психическую устойчивость

Идея: проведите урок, целью которого будет научить новому формату работы — пусть даже в ущерб предметным знаниям. Например, вы хотите научить детей работать в группе. Подготовьте детективную историю, восстановить которую можно только по тридцати подсказкам. Раздайте каждому ученику карточку с подсказкой и сообщите, что эту карточку нельзя никому показывать, а также ученикам нельзя вставать с места. Скажите, что у учеников есть 15 минут, чтобы выяснить все подробности истории — если они не справятся, они проиграли. Пусть они 15 минут пытаются наладить коммуникацию, а после этого упражнения сами предложат правила взаимодействия в группе.

Пробуйте новую технику или формат работы не чаще раза в неделю. Пусть это будет эксперимент, результатами которого вы поделитесь с коллегами в учительской или соцсетях. По итогам года у вас будет материал на целую книжку по педагогике с реальными кейсами.

И помните: очень важно, чтобы на уроке интересно было учителю.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Мастер-класс «Секреты подготовки и проведения интересного урока»

«Секреты подготовки и

проведения интересного урока

Андреева Ирина Римировна

учитель начальных классов

МОУ «Оболенская СОШ»

«Секреты подготовки и проведения интересного урока

Учиться надо весело.

Чтобы переваривать знания,

нужно поглощать их с аппетитом.

Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Давайте поговорим об этом.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Вспомним, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А хорошее владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.

Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!).

Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход.

Не выполняйте всю работу за учеников, не бойтесь творческого шума! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности.

Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!

Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос.

Используйте работу в группах : такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.

А теперь познакомимся с некоторыми приёмами объединения в группы, приёмами, позволяющими оживить урок, провести его нескучно.

Объединение в малые группы

Но если педагог сам будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жеребьевок и считалок. Можно использовать те виды жеребьёвок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе.

К ним могут быть добавлены и такие варианты.

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии, и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу.

Всем ученикам ряда (или линии парт) по сигналу предлагается выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имен участников. Время выстраивания засекают по секундомеру.

Строиться можно по любому «правилу»:

— по длине имен или фамилий;

— по алфавиту фамилий,

— по хронологии дней рождений,

— по возрастанию номеров квартир или домов, в которых живут ученики,

— по номерам телефонов,

— в обратном алфавитном порядке имен,

— сначала имена на «гласные», потом «на согласные» или «через одного» и так далее.

В момент выполнения задания участники практически не знают, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий.

Нередко в классе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее:

— слишком активных просить включаться в работу через 5-6 секунд после первой попытки группы выполнить задание или сформировать из них отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий поворачивается к классу;

— создать отдельную подгруппу из неактивных и для этой подгруппы дать новое задание;

Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все предлагаемое педагогом оказывается интересным.

Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!

После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.

Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

Именно жеребьёвка в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации непоседливого ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.

— вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);

— вставляют ответы в столбиках примеров на доске;

— выделяют грамматическую основу в предложении;

— ищут предмет (учебник, таблицу, муляж);

— на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают о нем все, что знают, и т. п.

Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был задействован в задании.

Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Смешная путаница стимулирует стремление учеников в спокойной обстановке (например, дома или на перемене) хорошенько разобраться в проблеме.

Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме.

Ученики объединяются в несколько команд по 5-6 человек. После того как все заняли свои новые (командные) места, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано несколько слов. По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минуты) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова.

Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.

Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

Кто-о меня-я слы-ы-ышит…
___ В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
___ Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
___ “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
___ “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
___ “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос (но, не напрягая его), учитель продолжает урок.

В классе есть всегда такие шустрые ученики, которые очень любят вслух кричать свои ответы. На слова налагается игровой запрет. Но вот вставать, поворачиваться спиной и в воздухе писать получившийся ответ – можно.

Для гиперактивных детей возникает прекрасный повод и помолчать, и подвигаться, особо не мешая работе других…

Иногда слова не проговариваются, а показываются…

Сущность данного игрового момента определяется такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Перед началом записи диктанта, напоминается правило: «Один за всех и все за одного». Это для того, чтобы не забывали о главном: написал сам – помоги соседу, увидел у себя ошибку – посмотри, не допустил ли кто-то из соседей такую же у себя.

На стол кладётся первая фраза диктанта. От каждой команды вызываю по посыльному. Посыльные подходят к столу, читают и запоминают запись (предложение, выражение) (на запоминание текста даю 15 секунд) и идут диктовать в своих командах.

Через некоторое время к столу приглашаются новые посыльные. И так далее, пока не будет записан весь текст. Основное правило – у всех в команде в тетрадках должно быть записано одно и то же.

Проверка. Учащиеся переходят в другую команду и проверяют правильность написания, сверяя по образцу. После проверки выставляются две отметки: за правильность и за «дружбу».

Проведение диктанта связано с некоторыми дополнительными хлопотами при подготовке: выбрать текст, разделить его на фрагменты, заранее подготовить каждый фрагмент. Но мероприятие проходит очень интересно.

Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки с вопросом по тексту (литературному, изобразительному):

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами. Смысл игры заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в разные позиции: проверяющего, не знающего, советующегося.

Отвечают на вопросы все ученики. Они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» вопроса и ответа. Задание имеет прямую связь с художественным воспитанием.

Любую учебную модель, схему, рисунок можно предложить для оживления ученикам, объединенным в рабочие микрогруппы (3–6 человек).

Необычность задания и ограниченность времени (не более 4–5 минут на подготовку) заставляет учеников проявить смекалку. При этом особо смекалистыми оказываются те ученики, от вертлявости которых учителя обычно страдают.

По ходу демонстрации результатов оживления, ученики других микрогрупп отгадывают, что именно оживляли показывающие.

Материалом для задания могут быть:

— правила поведения в школе, правила ПДД, и т.д.;

— изобразить предложение для записи;

— показать выражение к задаче…

Затем команды по очереди показывают свою «работу», для того чтобы зрители смогли отгадать, что им выпало для показа, а отгадав, согласиться с оригинальностью показа и оценить степень его точности.

После выполнения работы в группе, всем нужно выйти к доске, взять всей группой один мелок (!) и написать решение своей задачи, слово, предложение … Получается завораживающе: несколько рук, схватившись за один мелок (или друг за друга), корявым почерком (но стараясь писать красиво и правильно) с трудом выводят на доске нужную запись. И пускай цифры подскакивают, а слова заваливаются, но понять всё же можно. Совместный труд приносит удовлетворение.

При повторении или закреплении материала можно использовать игровой прием «Волшебная палочка»

Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

Ребёнку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;

— при передаче «волшебной палочки» выполняется условие: если согласен, беру палочку, не согласен – не беру (урок русского языка – исправление ошибок в тексте; урок математики – проверка ответов в вычислениях и т.д.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *