Как сделать соло партию

Соло на гитаре: виды и особенности техники

Существует много способов сделать композицию ярче, насыщеннее, выразительнее. Гитарное соло – один из наиболее часто встречающихся. Сделать акцент, усилить звук, рассказать историю способен гитарист, взяв сольную партию. Жанр не самый легкий. Обучение занимает время, требует усидчивости, упорства.

Что такое соло на гитаре?

Сольная партия исполняется отдельно на основе текущей композиции. Один из инструментов отходит от базовых ритмов, переходя на непродолжительное индивидуальное исполнение. Место – обычно после второго куплета, перед третьим. Многие музыканты полагают, что соло – главная часть песни. Мнение не лишено смысла. Небольшое по времени, оно усиливает эмоцию – композиция становится более грустной, мелодичной или, наоборот, живой, динамичной.

Количество на одно произведение не ограничено. В разновидностях рока встречаются несколько переборов подряд, а в тяжелых направлениях могут отсутствовать. Итог зависит от фантазии, предпочтений, настроения музыкантов.

Считается, что видов сольного исполнения так же много, как исполнителей. Некоторое обобщение позволяет выделить несколько основных типов:

Из чего состоит сольная партия?

В теории музыки нет четкого описания структуры сольного гитарного выступления. Просто не может быть. Исполнение партии предполагает выражение чувств, эмоций посредством гитары. Игра должна идти «от сердца», а не от сухой формальности. Поэтому правил по гитарным соло не существует. Некоторые композиции начинаются с такой части, продолжаясь три и более минут, не заканчиваясь с вступлением голоса. Придумывать собственные варианты – допускается и приветствуется.

Как научиться технике игры на соло-гитаре?

Выступать с сольной частью можно практически на любом инструменте – бас-гитара, акустика. Большинство композиций оказывались более мелодичными в акустическом варианте (Led Zeppelin, Panopticon).

Главное – четко знать, что и как передать слушателю, уметь чувствовать мелодию, ритм, передавать эмоции через музыку.

Подготовка

Научиться воспроизводить соло на гитаре можно самостоятельно в домашних условиях. Важная часть – подготовка. В первую очередь касается техники работы правой, левой руки, положения тела. Базовые принципы игры на гитаре необходимо освоить до начала обучения сольному мастерству. Большую часть информации можно получить из интернет-ресурсов. Важно смотреть и слушать, отработка движений строится на систематическом повторении. Разбор песен на схемы поможет скорее разобраться в технике игры. Многие известные соло-гитаристы были самоучками.

Несколько уроков стоит взять у профессионального преподавателя. Главное – постановка рук. Если в самом начале не освоить правильное положение, о многих виртуозных упражнениях придется забыть (пассажи, свипы, другое) – выполнение станет физически невозможным.

Играют при помощи пальцев или медиатора. С медиатором звучание становится более звонким, но требуется сноровка. Рекомендуют начинать обучение с работы пальцами.

Необходимо определиться, как играть – будет соло исполняться на бас-гитаре или акустической.

Изучение боксов, гамм, аккордов

Гамма – это сочетание семи нот, дают тональность или необходимый лад. Разделяются на боксы, аккорды, музыкальные интервалы. Впоследствии из последовательности нот получается мелодия.

Начинающему соло-гитаристу в первую очередь рекомендуется осваивать боксы, гаммы. Подробные схемы, таблицы можно взять из специальной литературы, интернета.

Внимание! Изучать информацию, воспринимать схематические изображения музыкальных композиций невозможно без базовых знаний о нотах, обозначениях. Запомнить будет просто на практике, первоначально следует, как минимум, ознакомиться с теоретической частью (символика, цифры струн, ладов, нот).

Табулатуры – нотная грамота гитаристов. Научиться пониманию табулатуры (табов) необходимо до начала обучения. Большая часть уроков, композиций, примеров записаны посредством табулатурных обозначений. Написание новых песен также потребует знания табов.

После освоения боксов переходят к практике на аккордах. Профессионалы рекомендуют закольцованные соло-композиции – One-Chord Backing Tracks. Небольшие аудио-дорожки с последовательно записанными аккордами разной тональности. Включив их на компьютере, можно пробовать играть на инструменте. Получится аккомпанемент, под который гитарист начинает солировать. Интернет содержит множество вариантов.

Отработка навыков

Развивать уровень игры простого соло на гитаре несложно:

Играть соло на любой гитаре начинают с упражнений в предложенном варианте, затем переходят к обратному порядку. Так тренируется техника, прорабатываются движения. Отработка требует длительного времени. Переходить к сложным техникам можно только после обретения полной уверенности в базе. Нельзя забывать про правильное положение рук.

Правая рука – основная. Левой необходимо научиться бегло переводить пальцами по грифу. От скорости, четкости движений зависит темп игры, общее звучание, сложность проигрываемых мелодий. Немаловажную роль играет разминка – профессиональные гитаристы советуют уделять не менее двадцати минут, лучше – час. Разминочными могут быть самые простые упражнения.

Главный совет профессиональных музыкантов, как научиться играть соло на гитаре – разучивание большего количества соло-композиций.

Внимание! Нужно постоянно выучивать новые сольные мелодии, техники игры, стили.

Рекомендация поможет накопить запас музыкальных оборотов. Впоследствии выражать собственные чувства, мысли станет проще. Появится возможность сочинять новые соло.

Список простых песен, с которых стоит начать учить сольную партию

Новичкам подойдут простые по мелодичности песни. Подобрать подходящую по интересу будет просто. Например:

Песни, звучание которых известно, играются легко.

Обучение сольным партиям – процесс немногим более сложный, чем освоение начальных вещей. Постоянная практика, настойчивость, усидчивость приведут к значительному уровню мастерства.

Источник

Как придумать гитарное соло?

Как сделать соло партиюОчевидно, что сыграть полнометражное произведение технически гораздо сложнее, чем какие-либо короткие фрагменты (при приблизительно равной степени сложности материала). В свою очередь, неоспорим тот факт, что сыграть музыкально осмысленный фрагмент существенно сложнее, чем продемонстрировать под клик отдельные виды техник, используемых в нем, хотя многие этого не понимают.

Однако, если речь идет о творчестве, то зачастую придумать короткое и при этом музыкально содержательное соло под конкретный минус бывает сложнее, чем написать полнометражную композицию. Мало того, что разные минусовки «обязывают» подстраиваться под них стилистически, так еще и никто не отменял ограничения во времени. Вот есть, к примеру, 40 секунд — хоть тресни, надо уложиться и «сказать» все, что хотел за эти 40 секунд, если конечно, есть, что «сказать».

С моей точки зрения, лучшее соло на гитаре в составе композиции — это своего рода песня в песне. За примерами далеко ходить не надо: соло Brian May из Bohemian Rhapsody, Jimmy Page из Stairway to Heaven, Randy Rhoads из Crazy Train, Slash из Sweet Child O’ Mine и др. Думаю, никто не будет спорить с тем, что вышеперечисленные гитаристы сыграли одни из лучших гитарных соло всех времен. И все эти соло представляют из себя вполне сформированную запоминающуюся композицию. Пусть небольшую, но композицию, находящуюся при этом в составе песни.

В этой статье я хочу поделиться тем, как я придумываю соло на электрогитаре. Для этого в качестве примера возьмем абстрагированный от какого-либо произведения, довольно симпатичный, но при этом совершенно обыкновенный минус (желающие могут его скачать):

Такого рода минусовки я обычно делю на две части: «мелодическую» и «шредовую». Названия, конечно же, носят символический характер, в той же «шредовой» части абсолютно не обязательно безбашенно нарезать пассажи 32-ми нотами, свиповать, тэппить и пр.

«Мелодичная» часть гитарного соло

В основе «мелодичной» части, по логике вещей, должна лежать слушабельная, запоминаемая и напеваемая мелодия. На мой взгляд, лучшие гитарные соло отвечают этим требованиям. Послушайте, к примеру, соло John Petrucci из песни Another Day (Dream Theater) — невероятно красивое соло, слушая которое так и хочется подпеть. Поэтому лично я являюсь сторонником того, что мелодия должна придумываться именно голосом, т.к. это существенно повышает вероятность ее соответствия трем вышеназванным требованиям. Если же придумывать гитарой, то существует риск оказаться в ловушке ранее выученных фраз. Эти фразы совсем не обязательно «не в кассу», но они, совершенно точно, не будут новыми. А придумывание голосом увеличивает шансы на изобретение каких-то нестандартных для себя (собственноручно ранее не использованных) мелодических ходов.

Именно поэтому, работая над «мелодичной» частью, я откладываю гитару в сторону, включаю минусовку и просто напеваю на нее, что в голову взбредет. Появилась какая-то идея — беру в руки гитару и «перекладываю» на нее то, что только что напел голосом. После этого насыщаю фразу мелизматикой, характерными для гитары фишками (форшлаги, рывки, бенды, слайды, вибрато и пр.) и развиваю ее. В качестве примеров, приведу несколько своих соло, мелодии которых были придуманы именно голосом (в разных соло «мелодичная» часть располагается по-разному, как правило, либо в начале, либо в середине).

«Шредовая» часть гитарного соло

В «шредовой» же части в первую очередь эксплуатируется «словарный запас» гитариста, в который входят разученные им в ходе съема различных произведений фразы или же собственные «изобретения». Однако «шредовая» часть, конечно же, не должна превращаться в наглую и бездумную эксплуатацию выученных когда-то фрагментов. Сами клише ни в коем случае не возбраняются, но их обязательно надо адаптировать под конкретную ситуацию, а не пихать в одном и том же варианте, где попало.

В качестве примера использования «словарного запаса», основывающегося на различном материале, могу привести мое Reason Solo. Оно записано в 2012 году и на тот момент я вдоволь заслушивался Andy Timmons, снимал партии Nuno Bettencourt из композиции Extreme — Comfortably Dumb и кайфовал от одного из соло May Lian, которое было для меня отчасти эталоном. Влияние всех вышеперечисленных музыкантов можно услышать в Reason Solo не вооруженным ухом.

1. Фраза Andy Timmons из Cry For You (0.00 — 0.09 в Licks from Reason Solo) присутствует и в моем соло (0.06 — 0.11 в Reason Solo)

2. Фраза May Lian в одном из его соло (0.10 — 0.17 в Licks from Reason Solo) также использовалась в Reason Solo, правда, в несколько ином контексте (0.19 — 0.22 в Reason Solo)

3. Нисходящий пассаж Nuno Bettencourt из песни Comfortably Dumb (0.18 — 0.24 в Licks from Reason Solo) можно встретить в видоизмененном варианте в Reason Solo. Пассаж сыгран в другой позиции, кроме того, в отличие от Нуно, я не использовал блюзовую ноту. Тем не менее, сразу видно, откуда брошен камень (0.35 — 0.37 в Reason Solo) Не смотря на то, что все три вышеназванных гитариста довольно разноплановые, деликатное использование полученных от них фраз способно существенно скрасить гитарную партию. Само собой разумеется, чем больше различных произведений различных авторов да еще и в различных жанрах снял гитарист, тем больше у него «словарный запас». А следовательно и больше вариантов для построения интересных и красивых музыкальных конструкций.

Золотая середина в технике и теории

Но на мой взгляд, самое сложное в написании соло на гитаре — поиск золотой середины между «мелодичной» и «шредовой» частями. Например, если сильно увлечься построением мелодии, то в условиях ограниченного времени можно банально не успеть «сказать» все, что хотел. Минус подходит к концу, а развитие только начинается. В этом случае соло может получиться скучным и нудным. Не редкость и обратная ситуация — человек слету берет и начинает поливать гаммы-пентатоники вверх-вниз туда-сюда. Даже если он это делает технически безупречно, вряд ли это понравится кому-то, кроме его «единомышленников».

Кроме того, золотую середину надо соблюсти и в теоретическом плане. Бывает, что гитаристы настолько сильно привязываются к натуральному мажору/минору или же просто гоняют пентатонику, будто шаг влево-вправо будет караться расстрелом на месте. Или же некоторые музыканты слишком увлекаются экспериментами с ладами, не замечая, как их соло теряет свою привлекательность и тонет в потоке сомнительных созвучий.

Конечно же, все вышеизложенное не является истинной в последней инстанции, а лишь отражает мое субъективное мнение по данному вопросу. И чтобы не быть голословным, прилагаю видео со своим соло на прикрепленный выше минус. Здесь также «мелодичная часть» придумана исключительно голосом, в «шредовой» части присутствуют адаптированные в данный контекст фразы из моего «словарного запаса», а с точки зрения теории могу сказать, что в этом соло на электрогитаре используется натуральный минор, фригийский доминантный лад и дорийский минор с добавленной блюзовой нотой (тоника — ре).

Еще несколько моих соло

Источник

Как играть соло на гитаре. Советы и примеры для начинающих гитаристов.

Как сделать соло партию

Как играть соло на гитаре, с чего начать?

Что такое соло? В каком месте играется и что подразумевает понятие «Играть соло»?

Гитарное соло – это отдельная часть композиции, которая может располагаться в различных ее местах. Это означает, что одна из гитар отходит от привычной игры риффов, и начинает исполнять сольную партию – мелодию, основанную на основной теме песни.

Многие гитаристы считают гитарные соло одной из самых основных вещей в любой песне. И оно понятно – потому что через него выражаются эмоции, оно подчеркивает композицию, делают ее более напряженной, агрессивной, или наоборот – более минорной и печальной. Даже при наличии грустного текста и красивого перебора – все настроение создается именно гитарными соло.

Играться оно может вообще в любом месте композиции, но как правило, оно исполняется между последним куплетом и последним припевом. Однако это правило часто нарушается в современной музыке – например, в таком жанре, как прогрессивный рок, структура композиций вообще неоднородна – и там может быть несколько соло подряд. А вот в таком направлении тяжелой музыки, как сладж, пассажей может и не быть вовсе. Поэтому все зависит от ситуации и вашего полета фантазии – если вы хотите сделать несколько соло подряд – то почему бы и нет.

С чего начать играть? Теория или сразу практика

Как сделать соло партию

Будем честными – лучше всего, конечно, начинать учить теорию. В нее входят различные боксы гамм, пентатоник, ладов, а также обязательно знание нот. Это значительно упростит вам процесс импровизации на гитаре, а, следовательно, придумывания пассажей. Вы четко будете знать, что и как делать, будете помнить, как звучат ноты, и где они находятся на грифе.

Как сделать соло партию

Однако, в целом, научиться можно и просто практикуясь игре. Вы сможете научиться правильно придумывать сольные пассажи и играть на слух просто выучив очень много музыкальных фраз, но учтите – это будет намного дольше, чем обучение теории. Более того, такой подход может просто привести к тому, что в один момент вы застрянете на определенном уровне, выше которого подняться уже не сможете – и помочь в этом сможет только теория.

В идеале, вы должны уделять одинаковое количество времени как практике, так и теоретическим занятиям по музыке. Это даст больше пространства и данных для обучения – и значительно ускорит весь процесс. Именно вопросу того, как научиться играть соло и посвящена данная статья.

Уроки соло на гитаре. Можно ли научиться играть самостоятельно?

Как сделать соло партию

Однако тут вступает в силу другой вопрос – помимо уроков музыкального плана вам придется смотреть также уроки и техники игры. Это гораздо важнее, поскольку все ваши возможности напрямую зависят от постановки вашей левой и правой руки – а правильно их поставить может только преподаватель. А без правильного положения вы можете забыть о скоростных пассажах, свипе, и подобном – поскольку не сможете сыграть это физически. Поэтому лучший вариант – это, конечно, записаться к преподавателю. Однако если такой возможности нет – то вы вполне можете заниматься по видеоурокам, главное не торопиться и следить за техникой.

Что требуется чтобы научиться играть соло

Как строится и из чего состоит сольная партия

Гитарное соло – это самый душевный и эмоциональный момент песни. Это момент, когда гитарист вкладывает все свои мысли и эмоции в гитарную мелодию, передавая их слушателю. Он рассказывает таким образом целую историю, только общается на языке звуков, тонов и полутонов.

Именно поэтому можно сказать, что в сочинении соло нет никаких ограничений. Оно может строиться так, как угодно вам, и состоять из стольких частей, скольких вам надо. Например, известная композиция Нила Янга Cortez The Killer открывается сольной партией, которая звучит три с половиной минуты, не заканчиваясь даже тогда, когда вступает вокал. Почти все инструментальные композиции Пола Гилберта имеют в себе соло, каждое из которых по-своему уникально.

Самое главное в сочинении соло – это чувствовать музыку, понимать, что вы хотите им сказать, какие мысли и эмоции донести.

Какие виды соло бывают? Примеры

Как сделать соло партию

На самом деле, видов соло просто огромное количество – почти столько же, сколько гитаристов, однако мы все же постарались немного структурировать этот вопрос, и попробовать ответить на него.

Можно ли играть соло на акустической гитаре?

Как сделать соло партию

Конечно же можно. Соло можно играть даже на басу, чего уж говорить про акустический вид инструмента. Существует огромное количество песен не в электричестве, где играются крайне запоминающиеся соло-партии. Например, Agalloch – A Desolation Song, Panopticon – Idavoll, множество песен Blackmore’s Night, Led Zeppelin. Зачастую подобные соло звучат даже лучше, чем на электрогитаре – ведь акустика имеет ни с чем не сравнимую глубину и объем звучания.

Чему можно научиться прямо сейчас. Практика.

Боксы, пентатоники, гаммы

Соло на гитаре для начинающих всегда начинается с боксов и гамм. Ниже представлено несколько подобных схем, которые стоит выучить для того, чтобы иметь примерное представление о том, что играть в той или иной ситуации.

Как сделать соло партию

Как сделать соло партию

Как сделать соло партию

Как сделать соло партию

Как сделать соло партию

Как сделать соло партию

Игра под аккорды

Еще один действенный способ практики уже после того, как вы закончили учить боксы – соло на гитаре, аккорды к которому закольцованы. То есть условно говоря с компьютера вы включаете трек, в котором звучит последовательность аккордов в определенной тональности, под которую вы можете играть. В этом вам помогут так называемые One-Chord Backing Tracks. Просто прогуглите это, и вы увидите кучу роликов на ютьюбе, где аудиодорожка состоит из небольшого аккомпанемента и повторяющейся аккордовой последовательности. Смотрите примеры такого видео ниже.

Трек в тональности Am (hard rock)

Трек в тональности G (поп-рок)

Работа над техникой

Кроме того, стоит поделать различные тренировки на гитаре для поднятия своего навыка игры и техники. Это очень важно для исполнения сольных партий, поскольку именно от этого зависит скорость и ваше личное мастерство игры.

Выучите простое соло. Вообще – учите больше соло

Совет, на самом деле, очень действенный. Постоянно учите новые соло, до которых только сможете дотянуться. Это будет увеличивать ваш запас музыкальных фраз, а также приемов, которые можно использовать в сочинении своей музыки. Кроме того, ваша техника также будет постепенно улучшаться – организм будет подстраиваться под то, чтобы сыграть то, что вы учите в том темпе и таким образом, каким оно должно играться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *