Как сделать сообщение по биологии
Доклад по биологии на заказ
Фриланс-биржа «Напишем» – это сервис безопасной сделки. Выбирайте лучших исполнителей с гарантией выполнения вашего заказа в срок и без переплат.
Что вы получите, заказав Доклад
Получите работу
от профессионального
преподавателя
Мы можем сделать
срочную работу
за 1-2 дня
Сэкономите время
на отдых
Уделите время
своим близким
Мы такие же как конкуренты, но у нас.
РАБОТА С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ НАПРЯМУЮ
Общайтесь и обсуждайте задания, передавайте файлы и уточняйте рабочие моменты прямо на сайте.
Допоздна работает служба поддержки
Наша поддержка работает до 24:00 и готова ответить на любые вопросы по телефону, почте или в чате. Мы делаем все, чтобы вы получили консультацию максимально быстро.
Есть персональный менеджер
У вас будет личный помощник, который посоветует хорошего исполнителя, подскажет, что делать в любой ситуации, и как получить качественную работу.
Максимальная экономия при заказе
Стоимость работы формируется по принципу аукциона, благодаря чему устанавливается справедливая рыночная цена и можно не беспокоиться о переплате.
РАБОТАЮТ ТОЛЬКО ПРОВЕРЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
Они прошли строгий отбор по нашей собственной методике.
Более 30 000 исполнителей
Наш сервис объединяет лучших специалистов со всех фриланс-бирж, поэтому вы быстро подберете себе нужного исполнителя по оптимальной цене.
Как проходит работа над вашим заказом
Исполнители предлагают
свои цены
Вы выбираете исполнителя
и оплачиваете
Получаете
выполненное задание в срок
Торопитесь!
Хороших исполнителей разбирают быстро, лучших еще быстрее, а плохих. у нас нету 😉
Оформите заказ прямо сейчас.
Гарантии надежности нашего сайта
Биржа «Напишем» предоставляет своим клиентам гарантии качества, конфиденциальности и безопасности.
Мы – официальное юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ.
У нас есть официальный договор оферты, который защитит вас на юридическом уровне.
Мы ценим ваше доверие. Поэтому соблюдаем политику конфиденциальности и гарантируем полную анонимность ваших данных, указанных при регистрации и в процессе работы с сервисом.
У нас разработаны стандарты уникальности работ. Все работы проверяются системой антиплагиат. Средний % уникальности вашей работы 93%.
Кто будет делать вашу работу
Мы проводим отбор исполнителей по собственной трехэтапной системе отбора «Исполнитель-эксперт», которая состоит из следующих этапов
Подтверждение образования
Все исполнители в обязательном порядке предоставляют документы об образовании, сертификаты, свидетельства и др. документы, подтверждающие их профессионализм.
Телефонное собеседование
Специалисты биржи связываются с каждым исполнителем и проводят телефонное собеседование.
Испытательный срок
Только после успешного прохождения испытательного срока исполнитель допускается к оценке всех заказов системы.
Наши лучшие исполнители
Автор студенческих работ
Отзывы
Доволен качеством оказания услуг на Напишем. Авторы пишут очень грамотно, без воды. Предлагают самые низкие по Москве цены. И заказы очень быстро пишутся. Всем рекомендую биржу!
На сессии было много хвостов, и я впервые решила купить работу. Очень стремно было, что не получу ничего, а деньги уже отдала. Однако зря волновалась. Автор порядочный, прислал работу раньше срока. Написано четко, ни одного лишнего слова. Супер! Спасибо!
Обращалась за помощью к авторам Напишем уже второй раз. Очень довольна была результатом в первый раз, и сейчас тоже не разочаровали. Держат марку, и это радует! Продолжайте в том же духе. Ваша помощь в учебе бесценна!
Благодарю автора моего доклада по биологии. Тема была редкая и сложная. Инфы очень мало, он справился на отлично! Большое спасибо!
Способы оплаты
Биология – комплексная дисциплина, основным предметом изучения которой является жизнь во всех ее проявлениях. Наука рассматривает строение и функционирование живых организмов, особенности их поведения, взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой. В современном научном мире биологии отдается одно из важнейших мест, ведь она является теоретической базой для многих иных дисциплин. Знания строения и функционирования живых организмов и растений используются в медицине, химии, физике, сельском хозяйстве и других.
Одним из инструментов изучения дисциплины является доклад по биологии. Если вы рассчитываете получить высокий балл за работу, то нужно соблюдать определенную структуру при ее написании. Эта же структура применяется и при изложении материала в рефератах по биологии по различным темам.
Составные части доклада:
Вы не уверены, что можете самостоятельно справиться с написанием доклада по биологии? Предлагаем вам обратиться за помощью к авторам «Напишем» в Москве или в другом городе России. Так как нашими исполнителями являются магистранты, аспиранты и практикующие преподаватели разных вузов страны, ваша работа будет написана на должном качественном уровне. Избавьте себя от переживаний, связанных со сдачей к указанному сроку проверочной работы. Освободите время для более интересных и важных дел, оформив доклад по биологии на заказ на нашей бирже по самой выгодной цене.
Авторы биржи «Напишем» готовы выполнить на заказ работу любой сложности, начиная от реферата по психиатрии до дипломной работы по кинологии. Причем сделают это на самом высоком уровне, быстро и дешево.
Остались вопросы?
Здесь вы найдете ответы
Как купить работу на «Напишем»?
Заказать доклад по биологии очень просто. Для этого необходимо заполнить поля формы: в них следует указать тему работы, дисциплину, примерный постраничный объем и сроки сдачи. После чего вам будут представлены предложения по цене от разных авторов. Из них нужно выбрать одного человека, который после перечисления аванса в размере 25, 50, 75 или 100% приступит к работе. Готовый доклад сбрасывается на сайт, откуда вы можете его скачать и распечатать. Только при отсутствии замечаний заказчика к содержанию работы гонорар перечисляется автору, поэтому опасаться за сохранность денег вовсе не стоит.
Что такое аукцион ставок и за сколько можно заказать доклад?
Аукцион ставок проводится потенциальными авторами доклада, которые выставляют клиенту свои цены за исполнение заказа. Из всех вариантов заказчик вправе выбрать то предложение, которое окажется для него наиболее выгодным по соотношению сроков исполнения и стоимости.
За сколько дней автор напишет доклад?
В среднем авторы биржи справляются с написанием доклада от 3 часов до 3 дней. Но в том случае, если работа нужна клиенту очень срочно, всегда можно договориться о сокращении времени на ее подготовку.
Как можно оплатить заказ?
Клиент может выбрать любой из указанных способов оплаты. Можно оплатить банковской картой, через мобильный телефон или воспользоваться различными платежными онлайн-системами, такими как: Яндекс.Деньги, QIWI-кошелек. Подробности оплаты работ узнайте в разделе «Мой счет» в личном кабинете.
К кому обратиться за помощью при наличии вопросов в работе с сайтом?
В любое время с 8.00 до 0.00 (по Москве) клиент может позвонить в службу поддержки по телефону, написать сообщение менеджеру в чате или прислать электронное письмо. График работы не предусматривает перерывы или выходные!
Как доклады проверяют на уникальность?
Каждая работа, написанная авторами «Напишем», проходит тщательную проверку на плагиат. Допустимым процентом уникальности для доклада по биологии является результат в 55%. В случае если этот показатель ниже, вы можете отправить доклад на бесплатную доработку.
Хватит думать!
Ваша отличная работа у нас.
Осталось только оформить заказ и получить ее по самой привлекательной цене.
Вы будете в восторге от работы с Напишем 😉
Мухомор — род пластинчатых грибов семейства Аманитовые. Шляпка этого ядовитого гриба имеет диаметр 8-20 см., красного цвета или оранжево-красного, сначала она клейкая, а потом вырастает блестящей. На шляпке могут оставаться вкрепления белого покрывала, но иногда, особенно в сухие годы, их нет. Мякоть гриба и пластинки имеют белый цвет, ножка, кольцо так же белые и слегка полосатые. Основание у ножки вздутое.
Красный мухомор растет на Европейском и других континентах, так же он есть и на территории России. Нет его на территории Армении, Средней Азии и Азербайджана. Произрастает во всех типах лесов, как в хвойных, так и в лиственных. На территории России мухомор появляется в конце июля или в августе и произрастает до первой половины сентября.
Не смотря на то, что мухомор ядовитый гриб, он имеет и лечебные свойства. В давние времена им лечили заболевание суставов, тяжелые раны и кожные заболевания. Современная наука действительно подтверждает, что большое количество веществ, которое содержатся в мухоморе имеют лечебный эффект. Например, пигмент мускаруфин, которые имеет способность обезболивать. А так же в мухоморе есть вещества, которые снимают аллергические реакции и нейтрализуют грибковые инфекции.
Распознать этот гриб можно по шляпке, диаметр которой может достигать двух десятков сантиметров. Она имеет ярко-красный окрас с белыми вкраплениями. Мякоть, ножка, пластинка гриба окрашены в белый цвет. У гриба этого есть немало разновидностей. Например, такие, которые имеют шляпку, окрашенную в серо-розовый или коричневый цвет.
В отличие от человека, многие лесные животные используют гриб мухомор в пищу.
Доклад (сообщение) о мухоморе:
Интересно, как произошло название в русском языке этого гриба. Оказывается, очень давно славяне использовали этот гриб в быту, для уничтожения мух. Разделить название можно на два самостоятельных слова «мухо» (от существительного «муха) и «мор» (массовая смерть).
Теперь опишем сам гриб:
Мякоть гриба белая, окрашивается на срезе лишь у некоторых видов, может быть с запахом или без него.
Как это ни удивительно звучит, но есть мухоморы вполне съедобного вида. В некоторых странах растёт серо-розовый мухомор или, по-другому, цезарский гриб, который местные жители употребляют в пищу, считая деликатесом.
Особенности гриба: чаще всего красный (но могут быть зеленые, белые, оранжевые), на шляпке белые точки. Ножка белая с бахромой. Именно эти особенности и отличают мухомор от других грибов.
Появляется мухомор в начале лета и продолжает расти до поздней осени, примерно до октября (а в некоторых регионах и до середины ноября). Растут мухоморы практически во всех лесах, как в хвойных, так и в лиственных.
Мухомор красный произрастает в лесах Северного полушария в зоне умеренного климата. Может произрастать как в еловых лесах, так и в березовых или смешанных. Микоризу образует с елью и березой.
Но не все так страшно, ведь у мухомора красного очень яркий внешний вид. Шляпка гриба в диаметре может быть от 10 до 20 сантиметров, разных оттенков красного с белыми хлопьями. Под шляпкой расположены пластинки белого или кремового цвета. На ножке имеется «юбочка».
Доклады для выступления на методическом объединении
материал по биологии на тему
— Воспитание личностного отношения к жизни и здоровью через обучение биологии.
— Технология развития критического мышления на уроках биологии.
— Проектная деятельность учащихся.
— Кабинет биологии как средство развития личности учащегося и повышения качества образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание личностного отношения к жизни и здоровью через обучение биологии
В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни.
На сегодняшний день у выпускников школы, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.
Однако в приведенных исследованиях недостаточно разработано учебное содержание понятия «здоровый образ жизни», особенно социально-психологический и социально-экономический аспекты. Не определены планируемые результаты его изучения в общеобразовательной школе. Не разработан механизм формирования интегративного по содержанию понятия через естественнонаучные и общественногуманитарные дисциплины общеобразовательной школы. Проблема формирования знаний о здоровом образе жизни на интегративной основе полностью не решена и через содержание программ по валеологии, созданных в ряде регионов страны (ЛГ.Татарникова, 1993-1998, Г.К.Зайцев, 1997-1998, М.Б.Шилов, 1995), через программы курса экологии и специальные программы культурологического характера (например, П.С.Гуревича «Человек»)
Технология развития критического мышления на уроках биологии
При всём разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт учащихся.
Цели и задачи технологии
Технология РКМЧП позволяет решать задачи :
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
• информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
• социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
1. Вызов (EVOCATION ) Функции стадии:
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
• пробуждение интереса к изучаемой теме;
• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
• побуждение ученика к активной деятельности.
Значение стадии вызова: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Происходит активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.
2. Осмысление (REALIZATION OF MEANING) Функции стадии:
• активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями;
• отслеживание процесса познания и собственного понимания.
3. Рефлексия (REFLECTION)
• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
• выявление еще непознанного;
• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Значение стадии рефлексии: 1) Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Идет рефлексия своего процесса учения. 3) Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
Как написать реферат
на примере реферата по биологии
При изучении любой учебной дисциплины большое значение имеет организация преподавателем самостоятельной работы учащихся. Особое место среди разнообразных форм самостоятельной работы (работа с учебником, деловые игры, ситуационные задачи и т.п.) занимает написание рефератов. При этом учащиеся приобретают навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомятся с основами оформления текстовых документов согласно требованиям ЕСКД, учатся вычленять главное в проблеме, составлять структурные схемы, анализировать данные и делать выводы.
Работая в основной школе, я столкнулась с тем, что уже начиная с шестого класса дети хотят писать рефераты, еще не зная самого слова «реферат». Сейчас доступна разнообразная литература по предмету, и если ребенок прочел какую-то интересную книгу, ему хочется поделиться этим, привлечь к себе внимание. Он говорит учителю: «У меня есть такая-то книга. Можно, я напишу доклад?» – полагая, что он перепишет какой-то фрагмент этой книги и получит пятерку.
Есть ли смысл в такой работе? Должен ли учитель ее поощрять? С одной стороны, она, казалось бы, поддерживает интерес к предмету, но с другой – создает ложное представление о том, что доклад в письменном виде (реферат) сделать очень легко и учиться тут нечему. Такое представление сохраняется у учащихся до старших классов. Да и учитель, как правило, удовлетворяется тем, что ученик нашел какие-то источники, аккуратно переписал или перепечатал материал на компьютере, сделал рисунки, красиво (пусть не по стандарту) оформил и не обращает внимания на то, что в работе нет введения, выводов, не указан источник информации.
Думаю, что приучать детей к работе над рефератом следует уже в основной школе. На мой взгляд, нет ничего плохого в том, что школьный реферат будет полностью компилятивной работой, т.е. будет составлен из фрагментов чужих работ. Важно, чтобы с помощью выбранных фрагментов была раскрыта тема. Постепенно ребенок научится формулировать и собственные мысли. Надо только, чтобы на каждый реферат учитель давал письменную рецензию и добивался продолжения работы над ним с учетом сделанных замечаний.
Предлагаемая вашему вниманию работа «Как написать реферат?» адресована школьникам. Надеюсь, что она окажется полезной при организации этого вида самостоятельной работы учащихся.
1. Что такое реферат и с какой целью он пишется
Слово «реферат» происходит от латинского referre, означающего «докладывать», «сообщать», и имеет несколько значений [5, 6]. Основное значение этого слова относится к краткому изложению содержания книги, статьи или какой-либо другой работы [3, 5].
Нам важнее другое значение этого слова – под рефератом мы будем понимать теоретическую, основанную на уже известных фактах работу, в которой более или менее полно раскрывается какая-либо тема. Фактически это статья, в краткой форме излагающая уже известные (опубликованные) сведения по выбранной теме, предмету, направлению. Поэтому реферат предполагает использование литературных источников.
С какой целью пишутся рефераты? Учитель, предлагая ученику написать реферат, рассчитывает на то, что тот более глубоко вникнет в суть предмета, расширит свои знания по нему, а если еще и сделает сообщение (доклад) на тему реферата, то поделится своими знаниями с другими. Предлагая ученику написать реферат, учитель хочет научить его работать с информацией: собирать материал (литературу) по данной теме, систематизировать, выделять главное, последовательно, логично излагать суть предмета. Работа над рефератом позволяет глубже разобраться в теме, лучше усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.
Ученик, взявшись за написание реферата, как правило, преследует одну цель: получить хорошую отметку. Получить хорошую отметку, если ты хорошо потрудился, честно сделал свое дело – это вполне справедливо. Хорошо, если при этом у учащегося возникает желание расширить и углубить свои знания по предмету.
На первых порах у учащегося может быть и еще одна цель – научиться работать над рефератом. Не думайте, что это так просто. Надо уметь написать реферат.
2. Выбор темы
Для того чтобы написать реферат, нужно прежде всего выбрать тему. Тему может предложить учитель, а можешь выбрать ее и сам. Выбирая тему, ты должен руководствоваться, во-первых, тем, интересна ли она тебе, и, во-вторых, сможешь ли ты найти литературу по этой теме. Поэтому не торопись: посмотри, какая литература есть по интересующему тебя вопросу дома и что можно найти в библиотеке. При поиске литературы в библиотеке могут помочь тематические каталоги. Узнай у библиографа или библиотекаря, как ими пользоваться. Взяв заинтересовавшую тебя книгу, в первую очередь ознакомься с аннотацией и оглавлением, чтобы узнать, какие вопросы в ней рассматриваются.
Тема может быть сформулирована по-разному: одни формулировки имеют очень широкий смысл, например, тема «Грибы», другие – более узкий, например «Грибы-паразиты», «Шляпочные грибы», или еще более узкий: «Грибы – паразиты растений», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы».
Если выбрано название, имеющее широкий смысл, то нужно ориентироваться на всесторонний охват предмета: писать о многом, но коротко, не вдаваясь в подробности, т.е. о самом главном. Если тема сформулирована узко, то помимо сведений общего характера реферат может содержать отдельные подробности.
3. Работа над рефератом
Предположим, тему ты выбрал. Что делать дальше?
Большинство ребят поступают так. Скажем, выбрана тема «Грибы». Ученик берет «Энциклопедию для детей» или какую-нибудь другую книгу, где написано что-то о грибах, и начинает переписывать из нее соответствующие разделы. Старательные ученики переписывают все подряд, а не особенно старательным все подряд переписывать лень, и они некоторые абзацы выпускают. Скажу сразу: и те, и другие делают неправильно. Такое переписывание никому пользы не приносит, а только отнимает время и у того, кто пишет, и у того, кто проверяет.
С чего же начать? Прежде всего нужно составить план. Сначала черновой, для себя, чтобы знать, о чем и в какой последовательности писать. В качестве исходного источника информации можно взять школьный учебник. Ознакомься с содержанием подобранных тобою книг и выбери материал, которым можно дополнить информацию учебника. При этом, может быть, тебе захочется несколько уточнить или изменить первоначальный план реферата.
В общем виде структура любого реферата должна быть примерно следующей [2, 3]:
1. Введение – обоснование актуальности (важности) выбранной темы.
2. Основная часть – общая характеристика, описание и анализ предмета (явления), предварительные выводы.
3. Заключение – окончательные выводы.
Обсудим подробнее содержание этих разделов.
3.1. Введение
В любом реферате должно быть «Введение». Оно может быть небольшим и состоять, например, всего из одного абзаца, а может включать и несколько абзацев или даже целую страницу, а то и больше. Если работа небольшая, то и введение не должно быть большим.
Если ты пишешь о грибах-паразитах, то во «введении» можно привести сведения о том, сколько из известных видов грибов относится к паразитическим, представители каких царств живых организмов могут быть хозяевами паразитических грибов. Если ты пишешь о ядовитых грибах, то можно указать, сколько известно видов ядовитых грибов, сколько людей ежегодно отравляются грибами.
Таким образом, во «введении» ты приводишь самые общие сведения о предмете (проблеме) и говоришь о том, почему важен этот предмет (проблема).
3.2. Основная часть
Здесь нужен подробный план. Необходимо тщательно обдумать структуру этой части, выстроить последовательность изложения, чтобы не получилось так, что ты сначала говоришь об одном, потом о другом, третьем, затем возвращаешься опять к первому, упоминаешь о третьем и четвертом и снова что-то о первом – словом, чтобы не было в твоем изложении путаницы, неразберихи.
Давай посмотрим, как можно составить план для все той же темы «Грибы». Сначала нужно дать общую характеристику царства грибов, показать их систематическое положение в мире живой природы (грибы принадлежат к надцарству эукариотных организмов), показать, чем они отличаются от живых организмов, относящихся к другим царствам. Этот пункт плана можно так и записать: «1. Общая характеристика царства грибов».
Теперь переходим к свойствам грибов. Ты знаешь, что мы говорим обычно о восьми свойствах живых организмов: питании, дыхании, выделении, росте, развитии, размножении, движении и раздражимости. Но не у всех живых организмов обязательно должны присутствовать все эти свойства. Посмотрим, как обстоит дело у грибов. Начнем с питания.
Теперь о выделении: у грибов так же, как у растений, в отличие от животных, нет специальных систем и органов выделения. Ненужные им вещества удаляются через поверхность тела.
Далее следует обсудить три свойства, которые обусловлены делением клетки: рост, развитие, размножение. Особенностью грибов является верхушечный рост и способность расти на протяжении всей жизни – так же, как у растений. Говоря о размножении грибов, нужно упомянуть о том, какие способы размножения вообще существуют в природе (половое и бесполое) и какие из них встречаются у грибов. Желательно представить общую схему способов размножения грибов, а потом привести примеры, какой способ размножения для каких грибов характерен, у каких грибов происходит чередование полового и бесполого размножения, для каких грибов характерно преимущественно бесполое размножение.
Для таких свойств, как движение, развитие и раздражимость, отдельных пунктов выделять не стоит, т.к. одни из них отсутствуют, а о других можно упомянуть, говоря о росте грибов.
Затем можно перейти к систематике грибов, которая основана, с одной стороны, на их строении (низшие и высшие грибы), а с другой – на особенностях размножения (аскомицеты, базидиомицеты, дейтеромицеты).
После того, как обсудили особенности строения грибов, их свойства, принципы классификации, необходимо раскрыть их роль в природе и жизни человека. Здесь в первую очередь нужно остановиться на их роли как редуцентов – разрушителей органического вещества, затем рассказать о значении грибов-паразитов и о важной роли вырабатываемых грибами веществ – антибиотиков, а также о непосредственном использовании некоторых грибов в хозяйственной деятельности: хлебопечении, пивоварении, виноделии, сыроделии.
А теперь посмотрим, какой план у нас получился для основной части реферата по теме «Грибы»:
1. Общая характеристика царства грибов.
2. Строение грибов.
3. Свойства грибов.
4. Классификация грибов.
5. Роль грибов в природе и жизни человека.
Как видим, получилось пять разделов, а в третьем разделе еще пять пунктов, но в чистовом плане эти пункты можно не указывать и не выделять подзаголовками в тексте, а можно и выделить, как тебе захочется.
Обрати внимание: пункты мы обозначили двумя цифрами, разделенными точкой, первая – это номер раздела, а вторая – уже собственно пункт. Если бы в каком-то пункте мы захотели выделить подпункты, то их нам пришлось бы обозначить уже тремя цифрами, отделенными друг от друга точками, первая – номер раздела, вторая – пункта, третья – подпункта. Такое обозначение удобно, если в тексте встречается много градаций. Если же их не так много, то для обозначения пункта можно использовать букву со скобкой, например, а), б), в) и т.д.
3.3. Заключение
А теперь переходим к заключительной части реферата. Обычно она так и называется: «Заключение», но может называться и по-другому: «Выводы», или даже так: «Заключение и выводы». Во «Введении» проблема обрисована в общих чертах, в «Основной части» подробно описано все, что имеет отношение к этой проблеме, явлению, а теперь нужно сделать выводы, т.е. кратко ответить на те вопросы, которые были поставлены во «введении» и «основной части».
«Заключение» пишется сплошным текстом в виде повествовательных предложений, например, так:
Выводы представляются в виде отдельных пунктов, обозначенных цифрами.
2. Клетки грибов, как и клетки растений, в отличие от животных клеток имеют толстую клеточную стенку, однако она состоит не из целлюлозы, а из другого полисахарида – хитина. Клетки грибов не имеют пластид, запасной полисахарид, как и в животных клетках, – гликоген.
4. Для грибов так же, как и для растений, характерен верхушечный рост.
6. Основная роль грибов в биосфере Земли – роль редуцентов. Они также играют важную роль в жизни человека, являясь источником антибиотиков и важным компонентом при производстве некоторых продуктов питания.
4. Библиография
Ну а теперь поговорим о самом последнем, но очень важном разделе реферата – о библиографии, а проще – о литературе, использованной при написании реферата. Вся эта литература должна быть перечислена в конце реферата в разделе, который так и называется: «Литература», или «Библиография», или «Использованная литература». Все книги, учебники, журнальные статьи или газетные заметки, которые были использованы в качестве источника информации, должны быть не просто перечислены, но на каждый из них должна быть дана полная библиографическая ссылка.
Что такое библиографическая ссылка? Это, образно говоря, адрес, по которому эту книгу (статью, заметку) можно отыскать. Он должен содержать фамилию и инициалы автора, полное название книги, место издания (если это Москва, то пишется М., если Санкт-Петербург, то – СПб., названия других городов пишутся полностью, например, Минск), далее после двоеточия указывается издательство, затем через запятую год издания цифрами без написания слова «год» и страницы, на которых изложена использованная информация, например, с. 8–11 (обрати внимание: слово «страница» не пишется полностью, а только буква «с» и точка). Приведем пример: Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994, с. 33–36.
5. Цитирование
Цитировать – значит приводить цитату. Что такое цитата, ты, конечно же, знаешь – это [дословная] выдержка из какого-либо текста. Слово «дословно» я взяла в скобки, потому что когда ты пишешь реферат, то все время цитируешь авторов, чьими книгами, статьями, заметками пользуешься, но иногда ты приводишь их слова дословно, а иногда изменяешь формулировки, сохраняя смысл.
Если ты используешь мало источников, скажем, один-два, то достаточно сделать на них библиографическую ссылку в конце реферата. Если же источников много, то читающему реферат очень трудно будет разобраться, в каком месте, какого автора ты цитируешь. Поэтому ссылки нужно делать в тексте самого реферата. Существует несколько разных способов цитирования. Укажем некоторые из них.
1. В тексте после изложения мысли или точки зрения какого-либо автора или информации, взятой из данного источника, в конце последнего предложения указываешь в скобках фамилию автора и там же, через запятую, год публикации. В списке литературы перечисляются цитируемые работы, при этом библиографические ссылки располагаются в алфавитном порядке.
2. В списке литературы цитируемые работы располагаются в алфавитном порядке, но перед каждой из них ставится порядковый номер. В тексте в круглых или квадратных скобках указывается не фамилия автора, а номер, под которым его работа значится в списке литературы.
3. В тексте ссылки на источник информации даются цифрами, расположенными выше строки, по порядку, начиная с первого номера. В списке литературы работы располагаются в порядке их цитирования в тексте.
Для реферата подходят два первых способа цитирования. Последний используется, как правило, в книгах, иногда в статьях.
Бывает важно не просто пересказать какую-то мысль автора, а точно воспроизвести ее формулировку, тогда цитату нужно заключить в кавычки и уже после кавычек сделать ссылку одним из указанных выше способов.
6. Оформление реферата
Желательно, чтобы объем реферата не превышал 10 печатных страниц. Оптимальный объем – 5 страниц, но основное содержание реферата должно занимать не менее двух страниц. Текст реферата пишется или печатается на одной стороне стандартных листов белой бумаги (формат А4). Размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – по 25 мм.
Реферат должен иметь титульный лист, который оформляется следующим образом:
– в самом верху листа, отступив от верхнего края на 25 мм, пишем название учреждения, в котором выполнялась работа, то есть полное название школы;
– в центральной части страницы прописными буквами пишем: РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ;
– строчкой ниже – слова на тему, после которых ставим двоеточие;
– еще ниже приводим полное название темы реферата прописными буквами без кавычек и без точки в конце;
– в нижней трети листа слева пишем Исполнитель, справа – имя и фамилию ученика, класс;
– еще ниже слева – Руководитель, справа – инициалы и фамилия учителя;
– в конце страницы указываем место написания реферата и учебный год.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляют. За титульным листом следует план реферата, в котором перечисляют все его разделы в порядке их следования. Заголовки крупных разделов пишут прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая, и размещают симметрично относительно центра строки. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, начиная с прописной, вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком основных разделов и текстом должно иметь дополнительный интервал [1, 4].
Литература
1. Методические указания для студентов отделения защиты растений: «Курсовая работа по сельскохозяйственной фитопатологии». Составители: В.А. Шкаликов, Ю.М. Стройков. – М.: МСХА, 1992, 16 с.
2. Кулев А.В. Как написать и оформить реферативную работу/Биология в школе, №2, 1995, с. 33–35.
3. Михайлова С.Ю., Нефедова P.M. Конспекты, рефераты, изложения. – М.: 1998, 256 с.
4. Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления. ГОСТ 7.32-91. – М.: Издательство стандартов, 1991, 18 с.
5. Словарь русского языка. В 4 томах. Т. 3. – М.: Русский язык, 1983, с. 711.
6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4 томах. Т. 3. – М.: Прогресс, 1986, с. 476.