Как сделать сошку для мотоблока
Сошники для мотоблока: что это такое и как правильно установить?
Расширение возможностей мотоблоков заботит всех их владельцев. Эта задача успешно решается за счет вспомогательного оборудования. Но каждый вид такого оборудования надо выбирать и устанавливать максимально тщательно.
Покупать или делать своими руками?
Многие фермеры предпочитают делать сошники самостоятельно своими руками. Такой прием популярен не из-за дешевизны. Наоборот, кустарно изготовленный элемент в конечном счете оказывается дороже. Но дело в том, что он идеально соответствует потребностям конкретного хозяйства. Если же особых требований нет, можно использовать и стандартные серийные изделия.
Особенности
Сошник для мотоблока — это такое устройство, которое позволяет внедрить систему точного земледелия. Важно: речь идет именно о сделанных самостоятельно орудиях, а не о стандартизированных рабочих элементах. По мнению специалистов, именно сошник среди других частей сеялки:
интенсивнее всего загружен.
Он нужен для того, чтобы поддерживалась неизменно заданная глубина внедрения семян в почвенный горизонт. При помощи сошников независимо копируется контур поля. При грамотном применении сошников удается:
сократить расход энергии в технологическом процессе (тем самым обходясь мотоблоком меньшего класса);
снизить суммарный расход горючего;
поднять общую производительность работы на 50-200%;
нарастить урожайность минимум на 20%.
Особенности конструкции сошников Class
Специалисты чаще всего рекомендуют для установки своими руками сошники индивидуального воспроизведения Class. Их характеристики полностью соответствуют описанным выше. Неизменная глубина закладки посевного материала достигается за счет особого устройства рычагов и опорных колес. Так как шарниры в наиболее нагруженном месте поддерживаются пружинами, возможна регулировка давления на поверхность сошника. Тщательно продуманная защитная пружина исключает повреждение основных частей сошника даже при наезде на различного рода препятствия.
Как правильно установить?
Сначала надо поставить серьгу. Уже к ней надо будет присоединять рабочую часть. Прикрепляют ее, используя шплинты и втулки. Важно: крепления следует вставлять во второе снизу отверстие. Это позволяет отрегулировать заглубление фрез оптимальным образом для полноценной обработки земли.
Бывает так, что стандартного заглубления (на 20 см) оказывается недостаточно. Чтобы настроить сошник на более глубокий заход, его опускают и прикрепляют к серьге сквозь верхние отверстия. Наоборот, если требуется обработать только самый верхний слой земли, перед применением инструмента его прикрепляют через нижнее отверстие. Специалисты рекомендуют первоначально устраивать пробный прогон мотоблока. Только он покажет, все ли сделано правильно.
Подробности и нюансы
Важно понимать, что сошник, устанавливаемый на мотоблоки и мотокультиваторы, не способен выполнять ту же работу, что и аналогичные устройства на «больших» тракторах. Бессмысленно ждать от них:
Есть только две доступные функции: регулировка глубины и темпа обработки земли, а также дополнительная опорная точка при хранении. Оттого могут встречаться различные наименования этой детали:
регулятор вспашки по глубине;
шпора (в линейках ряда европейских фирм).
Сошники, ставящиеся на отдельные модели мотоблоков (культиваторов), могут иметь всего 2 регулировочных положения. Есть даже такие, у которых заглубление острого конца не регулируется. Пример — фирменный сошник Caiman Eco Max 50S C2. Зато возможно изменение скорости перемещения культиватора путем манипуляций с ручками. К сведению: на мощных культиваторах и мотоблоках сошник обязательно должен свободно перемещаться вправо и влево.
Правильная организация работы при использовании сошника такова:
ожидание, пока будет разрыхлена земля вокруг фрез;
повторение на следующем участке.
Когда планируется распашка целины, обычно заглубление фрез делают сравнительно небольшим, чтобы оценить результат. Лишь после обработки пробной доли участка можно сказать, нужно ли менять глубину или нет. Если мотор при сокращении глубины обработки начинает разгоняться, приходится заглублять сошник чуть больше. На мотоблоки типа «Нева» регулятор устанавливают для начала в среднем положении. Затем, ориентируясь на плотность земли и легкость ее преодоления, проводят окончательную регулировку.
О том, что такое сошники для мотоблока и как правильно их установить, смотрите в видео ниже.
Навесное оборудование для мотоблоков своими руками
Мотоблок незаменим в современном хозяйстве. Оснащаемая различными навесными агрегатами, эта техника может делать буквально всё, начиная окучиванием картофеля и заканчивая уборкой снега или заготовкой дров. В то же время универсальнцми мотоблоки можно назвать с большой натяжкой: как правило, список оборудования, подключаемого даже к самым дорогим моделям, ограничен 2-3 видами навесных узлов. Впрочем, довольствоваться только тем, что предлагает производитель, вовсе не обязательно. Ведь практически любой из мотоблочных агрегатов, которые могут потребоваться для ведения домашнего или садово-огородного хозяйства, можно сделать самостоятельно.
Самодельное навесное оборудование для мотоблоков
Что делать, если мотоблок у вас уже есть, а установить на него заводское навесное оборудование не представляется возможным? Выход один – самостоятельно сконструировать необходимый функциональный узел, не уповая на изобретательность производителя и щедрость игроков рынка.
Список навесных агрегатов для мотоблоков весьма разнообразен. В него входят:
Очевидно, что столь богатый арсенал навесного оборудования не в ходит ни в одну комплектацию. Остаётся только представить, во сколько помимо самого мотоблока обойдётся покупка всех необходимых для ведения хозяйства агрегатов. Не стоит забывать и о том, что на рынке по-настоящему универсальные мотоблоки можно пересчитать по пальцам. То есть оборудование, которое подлходит к какой-либо конкретной модели довольно редко можно подключить к другой. К счастью, производители всё же предусматривают возможность модификации выпускаемой мотоблочной техники, в основном за счёт дополнительного навесного оборудования. К таковому можно отнести:
Любой из этих узлов можно сделать самостоятельно или взять от других моделей и адаптировать под вашу. Но прежде всего следует удостовериться в их совместимости. Мощность двигателя, габариты и вес, способ подключения, рабочие нагрузки и т.д. – всё это следует учесть ещё на стадии разработки, иначе вы рискуете потратить силы и средства впустую.
Изготовление самодельного адаптера-прицепа
Адаптер позволяет превратить мотоблок в мини-трактор и максимально автоматизировать садово-огородные работы.
Его конструкция включает:
Простая рама для адаптера изготавливается из металлической трубы круглого или прямоугольного сечения длиной 1,5-1,7 м. С одного конца к ней приваривается дышло (сцепку) – элемент, с помощью которого конструкция будет крепиться к фаркопу мотоблока, а с другой – поперечная штанга, ширина которой выбирается в соответствии с шириной колёсной базы последнего. К штанге привариваются стойки колёс и раскосы, функция которых заключается в обеспечении жёсткости конструкции и амортизации при передвижении по участку. Что касается колёс, их можно снять с обычной садовой тележки либо автомобильного прицепа.
Как правило, соединение адаптера мотоблока и навесного оборудования выполняется посредством одинарной сцепки. Управление же функциональными агрегатами осуществляется посредством рычага с 2 или 3 коленами – переключая их вы сможете регулировать положение установленного навесного агрегата. Кроме того, можно использовать дополнительный рычаг для контроля прилагаемого усилия. В завершение по центру поперечной штанги нужно приварить металлическую «ногу», на которой будет размещено сиденье оператора.
Чем длиннее дышло адаптера, тем мощнее должен быть мотоблок. При этом мощность двигателя последнего влияет и на выбор колёс, а также сечения трубы, из которой будет изготавливаться рама.
Дисковый окучник для мотоблока
Наиболее удобным в эксплуатации вариантом является дисковый окучник. Для работы с ним нужно прилагать минимум физических усилий, причём с понижением скорости движения возрастает его мощность, что положительно сказывается на эффективности работы. Кроме того, дисковая конструкция окучника отличается универсальностью – с помощью такого инструмента можно выполнять сельскохозяйственные работы как сразу после посадки огородных культур, так и в период их интенсивного роста.
Конструкция дискового окучника включает:
Талперы предназначены для регулировки угла поворота дисков. От последнего зависит глубина погружения последних, а также усилие, необходимое для выполнения работы. Для облегчения труда оператора окучник оснащается подшипниками скольжения, которые обеспечивают надёжность конструкции и удобство в эксплуатации.
Диски изготавливаются из легированной стали толщиной 1,5-2 мм. Их наружные кромки выгибаются, а по центру выполняется отверстие для переходников, с помощью которых они будут крепиться к раме окучника. Если возможность изготовить диски самостоятельно отсутствует, можно позаимствовать их у отслужившей свой срок сеялки или другого подобного оборудования.
Окучник может иметь фиксированную или переменную ширину захвата. Во втором случае вы сможете регулировать расстояние между дисками, переставляя стойки. Элементы навесного агрегата соединяются с помощью болтов или сваркой.
Картофелекопалка к мотоблоку своими руками
Эта разновидность навесного оборудования значительно облегчает процесс уборки урожая картофеля, а также других клубневых культур.
Основными конструктивными элементами картофелекопалки являются:
Лемех — подвижная часть картофелекопалки — изготавливается из стальных прутьев и одной или нескольких заострённых стальных пластин. Острые кромки и концы конструктивных элементов лемеха затупляются так, чтобы предотвратить повреждение клубней картофеля.
Для изготовления сварной рамы необходимы металлический уголок размером около 60х40 мм, профилированная труба и отрезок швеллера №8. Размеры, а также вес рамы, который зависит от веса используемых материалов и особенностей принятого конструктивного решения, должны соответствовать габаритам и мощности мотоблока.
Редакционный узел — главный элемент картофелекопалки. Для его изготовления понадобится два металлических цилиндра, которые будут выполнять роль стаканов для соединительных втулок – с помощью такой конструкции обеспечивается взаимодействие ведущего и ведомого валов. Далее из металлической трубы диаметром 25 мм необходимо сделать ступицы, к которым привариваются передаточные звёздочки. Последние с помощью шпонок призматической формы насаживаются на втулки.
Самая сложная часть картофелекопалки — барабан-очиститель. Его конструкция включает пару роликовых цепей по 94 звена каждая, которые одеваются на специальные стержни. Этот элемент, получивший название «беличье колесо», закрепляется на двух фиксированных осях, что обеспечивает его подвижность при вращении. Таким образом усилием вала двигателя лемех картофелекопалки, прикреплённый к подвижному кожуху, будет менять угол наклона, совершая в процессе движения мотоблока копательные движения.
Угол наклона рабочей части и глубина копа регулируются с помощью ползунка. Он изготавливается из фторопласта, а его параметры подбираются в соответствии с характеристиками основного агрегата (мощности двигателя, скорости передвижения и т.д.), а также свойств обрабатываемой почвы.
Самодельный снегоуборщик для мотоблока
Не каждый может позволить себе купить профессиональный снегоуборочный агрегат. Да и стоит ли это делать, если работать он будет всего лишь несколько раз в году? С другой стороны вовсе необязательно заниматься расчисткой территории вручную – вполне приличный снегоуборочный узел к мотоблоку вы можете изготовить и самостоятельно.
Наиболее простым вариантом является снегоуборщик отвального типа. Он состоит из двух основных элементов: адаптера и, собственно, отвала. Первый состоит из пары металлических штанг и трёх кронштейнов. С помощью штанг отвал крепится к раме мотоблока, а кронштейны обеспечивают возможность регулировки его положения по горизонтали и вертикали. Это можно делать вручную, так и с помощью тягового или рычажного механизма. Основу такой системы составляет поворотный узел, который можно позаимствовать у различной самоходной техники или изготовить своими руками, используя в качестве основы узлы передних колёс легкового автомобиля.
Для повышения конструктивной жесткости отвал можно обшить по периметру металлическим уголком, а каркас снабдить дополнительными рёбрами. Однако всё это приводит к утяжелению конструкции и, как сделствие, к повышенному расходу горючего и моторесурса основного агрегата.
Универсальное навесное оборудование к мотоблоку своими руками
Некоторые виды функциональных узлов мотоблока имеют схожую конструкцию и принцип работы. Поэтому если вы занимаетесь их изготовлением самостоятельно, подумайте об универсальности. К примеру, картофелекопалку можно модифицировать под картофелесажалку, а снегоуборщик под мини-бульдозер. Несколько изменений в конструкции и один и тот же узел можно будет использовать для решения различных хозяйственных задач – это позволит сэкономить не только деньги и силы, но также и площадь, необходимую для хранения оборудования.
Окучник для мотоблока своими руками
Сделав окучник для мотоблока своими руками, можно существенно упростить себе жизнь. Чертежи и размеры этого инструмента вместе с фото помогут сделать все правильно. В магазинах этот инструмент стоит дорого, а своими руками его сделать несложно.
Как устроен и работает этот инструмент
Оборудование используется вместе с фрезами, которые устанавливаются на валу редуктора. В ходе поступательных движений мотоблока окучник углубляется в грунт и формирует борозду с впадиной определенной глубины. Габариты подошвы впадины позволяют огороднику передвигаться по грунту, не нарушая борозды.
Одновременно с этим окучник перемещает почву из впадины наверх, образуя тем самым «гребни» с фиксированным расположением.
Помимо формирования борозд для посадки культур, окучник нужен для таких целей:
Чаще всего его применяют, чтобы высаживать картофель, морковь, репу или свеклу.
Какие есть виды окучников
Инструмент для окучивания грядок можно приобрести в магазине сельскохозяйственной техники или сделать собственными руками.
Существуют такие виды этой техники:
Однорядный
Эта разновидность окучников часто используется для легких типов почвы. Борозды можно делать, окончив предварительное разрыхление почвы культиватором.
Двухрядный
Перед высадкой культур выполняет нарезку пары борозд. Кроме того, он используется для разрыхления и окучивания грунта. В устройство входит рама, на которой закреплены сразу два окучника. За счет этой особенности процесс обработки таким инструментом существенно экономит время. На мотоблок можно закрепить с помощью сцепки. Однако для работы данный вид окучника нуждается в большом сопротивлении. Потому его используют зачастую вместе с грунтозацепами.
Пропеллерный
Такие окучники работают за счет специальных пропеллеров. Под их воздействием вскапывают грунт и убирают сорняки, и только потом уже можно приступать к разрыхлению грядок. Данный вариант используется для мотоблоков с передним приводом и парой скоростей. Это обуславливается тем, что на последней скорости мощность растет почти до 200 оборотов за минуту.
Роторный
У этого инструмента колеса заменены роторами с винтовыми зубьями. На практике такой окучник показывает впечатляющий уровень производительности при создании борозд, разрыхлении почвы и окучивании картофеля. Можно использовать на трехскоростном мотоблоке (две скорости и задний ход). На самой маленькой скорости инструмент окучивает посадку, а на следующей – откидывает грунт с пространства междурядья.
Дисковый
Для обработки грунта он универсален. Рабочая деталь – стальные вогнутые диски. Погружаясь в грунт на заданное расстояние, они разрыхляют его, формируя так гребень. Чтобы сделать использование более эффективным, нужно устанавливать диски под углом вертикально и относительно направления движения оборудования.
Изготовление дискового окучника для мотоблока своими руками описано далее. Чертежи и размеры вместе с фото прилагаются к описанию как сделать инструмент.
Листерный
Наделен зафиксированной шириной обработки почвы. Применяется зачастую на довольно слабых мотоблоках, чья мощность не превышает четырех лошадиных сил. Может обрабатывать грядки шириной около 30 см. Имеет тонкую стойку и пару боковых крыльев. Стойка защищает сам инструмент от перегрузки и механических повреждений. Этот вид окучника может быть использован только на сухом грунте – налипание почвы будет сильно мешать работе подвижных деталей конструкции.
Также можно встретить листерные насадки, на которых можно контролировать ширину обработки земли. Они предназначаются для более мощных мотоблоков – от четырех лошадиных сил. Такой инструмент можно использовать и для работы с увлажненной почвой.
Как самостоятельно сделать окучники
Чтобы сделать этот нужный в сельском хозяйстве инструмент, очень важно придерживаться определенных правил. А также, если будет возможность, пользоваться чертежами. Так можно будет гораздо быстрее, а главное, правильно установить все элементы, чтобы в результате не пришлось ничего переделывать. Собственными руками огородники делают в основном дисковый и листерный виды.
Листерный
Это классический нерегулируемый вариант окучника для мотоблока. Именно он используется огородниками чаще других. Наличие чертежей значительно упростит процесс изготовления.
Дисковый
Взявшись изготавливать такой окучник, особое внимание нужно уделить формовке самих дисков. Их можно сделать из дисковых пил или отработанных резаков от сеялки.
Еще один ключевой момент – правильный выбор угла наклона и глубины погружения. Чтобы сделать этот выбор, достаточно на кронштейн насадить подвижные детали с болтовой фиксацией.
Ознакомившись с видео ниже, можно узнать, как сделать и другие виды окучников, включая однорядный ручной: