Как сделать состарившееся дерево
8 способов состаривания древесины
Искусственно состаренная древесина — это недорогой, прочный, с самобытной красотой старины материал. Он нужен для оформления интерьера дома, изготовления мебели, оборудования малых архитектурных форм и других целей.
Существует много способов, изменяющих декоративные качества древесины. Однако нужный способ старения выбирают в первую очередь по породе дерева, стилю интерьера, наличию материалов и инструментов:
Механическое состаривание древесины
Этот способ обычно называют браширование или текстурирование древесины. Название пришло из английского языка, где слово «браш» означает «щётка».
Известно, что структура дерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, то поверхность становится рельефной.
Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.
Обработку дерева выполняют двумя щётками:
Подготовленную струганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования диском болгарки разрушают мягкие слои древесины.
Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.
Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.
В любом случае антикварный вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие от лака, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.
Хорошо визуально старит дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.
Чтобы масло лучше впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный вид.
Вдобавок для защиты промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком на водной основе.
В результате лак затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность антикварного вида.
Пример браширования дерева взят на ютуб-канале FORUMHOUSE из ролика «Состаривание древесины».
3 способа термического состаривания древесины
Если на верхний слой древесины воздействовать открытым огнём, то за короткий промежуток времени можно получить результат, похожий на многолетнее разрушение. Процесс обжига быстрый и не сложный, но требующий осторожности.
В зависимости от назначения древесины пользуются разными способами обжига.
Способ №1
Деревянную заготовку обжигают ручной горелкой с газовым баллончиком. Открытым огнём равномерно водят вдоль волокон без остановки, чтобы не было глубокого выгорания.
С обожжённой поверхности мягкой губкой стирают образованный нагар. Если шлифовать наждачной бумагой, то разрушатся сгоревшие волокна, поэтому пользуются губкой для мытья посуды, у которой есть абразивная сторона.
После протирки на сосновой заготовке выделяется структура дерева.
Чтобы подчеркнуть структуру дерева после обжига, наносят слой лака или масла.
Для сравнения образец делят на две части и покрывают разными составами.
Одну часть заготовки покрывают немецким лаком для дерева марки Osmo.
Другую часть заготовки обрабатывают финским маслом для твёрдой древесины фирмы Teknos. Выбирают чёрный цвет ТМ 1830.
Заготовку, покрытую разными составами, сушат. Чтобы просушенная поверхность не мазалась, покрытие делают многослойным.
Если сравнивать две части заготовки, обработанной разными составами, то видна разница. На участке, обработанном лаком, структура светлая и яркая. Участок, обработанный маслом, выглядит тёмным и жирным.
Обожжённая таким способом древесина имеет рельеф, зависящий от количества обжигов и слоёв покрытия. Чтобы получить состаренное дерево, достаточно обжечь поверхность один раз, а затем покрыть её маслом.
Пример взят с канала NEGAVRILOV1, ролик «Браширование древесины обжигом и покрытие маслом».
Способ № 2
Облицовка фасада дома деревом требует больших затрат. Например, покраска деревянного фасада обойдётся дороже, чем стоимость досок, а при обжиге досок газовой горелкой затраты на баллонный газ, также превысят стоимость материала.
Японцы предложили недорогой способ обжига досок трубой. Полученный таким способом материал выглядит состаренным и красивым, а главное, он не разрушается насекомыми и грибком.
Для обжига трёх досок их складывают треугольником в трубу.
После этого конструкцию устанавливают в вертикальное положение. Снизу подкладывают газеты, и поджигают их.
Благодаря хорошей тяге внутри трубы распространяется огонь. Он обжигает поверхность досок.
Время для горения выбирают экспериментально в зависимости от длины трубы и влажности досок. Для равномерного выгорания досок, через некоторое время трубу переворачивают, и огонь распространяется в другом направлении.
Обожжённую конструкцию тушат, разбирают и получают три доски с состаренной поверхностью, похожей на крокодиловую кожу.
Чтобы обожжённая поверхность не пачкалась, её очищают, а затем покрывают маслом или лаком. Обожжённые и обработанные таким способом доски имеют коричневый цвет с чёрной текстурой.
Пример взят из ролика «Удивительный ФАСАД из Обожженной Доски» с ютуб-канала MY GALAXY
Способ № 3
Доски для пола можно не только красить, но и обжигать.
Перед обжигом половую доску обрабатывают наждачной бумагой, чтобы не было заусениц. После обработки доску со всех сторон равномерно обжигают газовой горелкой.
В отдельных случаях доску обжигают за два прохода. Движения огня напоминают покраску. В районе сучков структура более плотная, поэтому здесь обжиг длится дольше.
Окончательно обожжённые доски покрывают льняным маслом, разведённым уайт-спиритом с добавлением защитного средства от грибка.
Обожжённая и обработанная таким способом половая доска обретает ярко выраженную антикварную структуру.
Пример взят из ролика «Пол из террасной обожженной доски» с ютуб-канала Своими Силами
4 способа химического состаривания древесины
Для старения таким способом верхний слой древесины покрывают химическим или красящим составом, который меняет цвет волокон. У каждого способа своя особенность.
Способ №1. Состаривание щелочью
Для старения выбирают щёлочь, например, средство для прочистки раковин. В результате химического воздействия окисляется танин, а в итоге меняется цвет волокон.
На видео показан пример искусственного старения вишни, красного дерева, сосны и других пород под воздействием гидрокарбоната натрия NaOH (щёлочь).
Для этого деревянные образцы покрывают химическим раствором, а затем их сушат.
На высохших образцах хорошо виден результат химического воздействия на волокна разных пород деревьев.
2. Реакция красного дерева:
3. Реакция образца сосны. Покрытый участок стал более жёлтым. Обычно сосна так выглядит через год, если постоянно находится в светлом месте:
После шлифовки и покрытия лаком все поверхности приобретают антикварный вид. Это хорошо видно, если сравнить цвет столика из вишни, который семь лет стоял на улице и обработанный химическим способом образец вишни.
Пример взят из ролика «Искусственное старение древесины своими руками. Столярные Хитрости» с ютуб-канала Michael Makarevich
Способ № 2. Патинирование
При патинировании дерево покрывают специальным составом, а затем излишки патины удаляют. Таким способом, как правило, старят древесину, у которой слабо выражена текстура: бук, вишня, клён и другие.
На первом этапе старения выполняют обработку заготовки шлифовальным блоком 120 единиц. Это необходимо для лучшего впитывания антисептика. Образованную при обработке пыль удаляют кисточкой.
На чистую поверхность кисточкой наносят тонирующий антисептик на водной основе.
Чтобы состав глубоко проник в волокна, накладывают несколько слоёв. Время высыхания слоя до трёх часов.
Так как состав на водной основе, то поднимается ворс. Шлифовальным блоком 120 единиц выравнивают поверхность.
На обработанную поверхность кистью наносят бесцветный водный лак. Чтобы лак хорошо растекался, его разводят водой. Патина будет легко счищаться, если хорошо высохнет лак, поэтому обработанную заготовку сушат всю ночь.
Чтобы оценить качество старения разными цветами патинирования, липкой лентой выделяют два участка.
На участки наносят два цвета патины на водной основе: тёмно-коричневый и белый цвет. У патины жидкий состав, поэтому её наносят кисточкой или распылением. Слой патины сохнет до двух часов.
Высохшую патину удаляют в зависимости от требуемого декоративного эффекта шлифовальным блоком с зерном 180–240 единиц. Если при снятии патины проступит древесина, значит, ранее был наложен недостаточный слой лака.
Очищенные от патины участки заготовки имеют отличия. Более выраженная структура у участка, покрытого белой патиной.
Оставшуюся на поверхности патину необходимо защитить. Для защиты наносят слой универсального лака для наружных работ. Его наносят распылением, так как кисточка разрушит слой патины. Лак сохнет до четырёх часов.
Полученный образец, покрытый двумя разными патинами, имеет антикварный вид. Таким способом пользуются, когда необходимо получить уникальный материал для беседок, лестниц, декоративных элементов дома.
Пример взят из ролика «Патинирование при наружной отделке древесины» ютуб-канала ЛигаТВ
Способ № 3. Лессирование
Хороший способ состаривания древесины — это лессировка. Поверхность красят, а затем её стирают, но оттенок на поверхности остаётся.
Заготовку перед лессировкой тщательно шлифуют и очищают от пыли.
На видео рассмотрен пример лессировки акриловой краской. Перед покраской в палитре смешивают два цвета: зелёный и умбре.
Смесь красок кистью наносят на декорированную поверхность и сушат. Красящий пигмент полностью впитается в структуру дерева за полчаса.
Пропитанную краской поверхность под проточной тёплой водой смывают кухонной губкой.
После удаления краски у поверхности проявляется яркая структура с определённым цветом.
Просушенную заготовку обрабатывают наждачной бумагой, чтобы удалить поднявшийся ворс. На завершающем этапе лессировки поверхность лакируют.
На заготовке, обработанной способом лессировки, выполняют различные композиции.
Пример взят из ролика «Лессирование деревянной поверхности (декупаж)» с ютуб-канала Marusya Evina
Способ № 4. Уксусная морилка
Способ старения древесины морилкой известен давно. Если стальную вату обработать уксусной кислотой, то получится морилка.
Стальную вату из упаковки помещают в стеклянную ёмкость, а затем добавляют 9% столовый уксус.
В закрытом состоянии раствор хранят сутки. Полученная морилка не имеет цвета.
Разрушающее действие морилки сравнивают на разных сортах дерева: доска берёзы, брашированная сосна, гладкая сосна, доска дуба.
Для этого у каждой заготовки одну часть покрывают полученным составом, а другую часть обычным льняным маслом. Так как раствор бесцветный, то эффект покрытия морилкой сразу не виден у всех заготовок, кроме дуба. Покрытие проявляется только на следующий день.
Участок, покрытый маслом, сразу желтеет и проявляется структура.
Цвет дуба моментально реагирует на морилку. Это хорошо видно, когда сравнивают морённый и родной цвет дуба.
Через сутки все образцы становятся одинакового цвета с фиолетовым оттенком.
Для лучшего выделения структуры все заготовки чистят наждачной бумагой.
Окончательно обработанные образцы вскрывают матовым лаком. Покрытые участки имеют цвет ореха с эффектом стареющего дерева.
Пример взят из ролика «Старение (морение) древесины стальной ватой и уксусом. Уксусное железо» с ютуб-канала Мастерская Романтика.
Сейчас очень востребован декор под старину из натурального дерева. Для искусственного состаривания материала необязательно обращаться в специализированную мастерскую. Иногда достаточно ознакомиться с простыми способами обработки дерева, чтобы выполнить эту работу в домашних условиях.
Автор: Виктор Прохоров
Как состарить дерево своими руками: 12 несложных способов
Разбираем способы состаривания деревянных поверхностей: браширование, патинирование, обжиг и другие.
Классические интерьеры, прованс и винтаж немыслимы без винтажной мебели или декора. Предлагаем вам поэкспериментировать и сделать вещь «с историей» своими руками. Мы расскажем, как состарить дерево в домашних условиях разными способами, а вы выберете из них подходящий.
Способы состаривания дерева:
Состарить дерево своими руками брашированием
Метод прост, но для него подходит не каждая порода. У ели, лиственницы, дуба, венге крупные волокна и результат получится впечатляющим. Ольха, вишня, береза, тик, напротив, непригодны для браширования из-за мелковолокнистой фактуры. Когда вы определитесь с материалом, нужно подготовить инструменты.
Вам понадобятся
Последовательность действий
Осталось нанести покрытие и подождать, пока оно высохнет. Для усиления декоративности можно покрасить изделие в два цвета. Бороздки — в светлый оттенок, выпуклый рельеф — в темный.
Использовать патинирование
Теперь расскажем, как правильно состарить дерево с помощью окрашивания.
Вам понадобятся
Инструкция по патинированию
В конце нанесите лак, дайте ему высохнуть. Должно создаться впечатление, что мебель красили много раз.
Использовать воск
Воск помогает получить эффект разрушенного верхнего слоя краски.
Вам понадобятся
Последовательность действий
Если вы довольны получившимся результатом, то третий слой можно не наносить. Если же хотите изменить цвет, то повторите всю процедуру. В самом конце покройте изделие закрепляющим лаком.
Покрыть морилкой
Защитная и красящая пропитка состаривает древесину на десятки лет. Тонировка морилкой красиво смотрится как сама по себе, так и с другими техниками. Например, с брашированием.
Вам понадобятся
Античный воск — это полностью натуральный продукт. Он содержит три вида воска: минеральный (горный), животный (пчелиный), растительный (карнауба). Подходит для обработки любой древесины. Вощение хорошо пропитывает древесину, обладает восстанавливающими и защитными свойствами.
Последовательность действий
Использовать метод сухой кисти
Метод прост и экономичен. Он подойдет для мебели, которая не отличается рельефностью.
Вам понадобится
Можно использовать старую засохшую кисточку.
Последовательность действий
Изделие после такой обработки выглядит поцарапанным. Существует второй вариант этого способа. Для него нужны два оттенка: базовый и тот, которым вы будете имитировать потертости. В этом случае нужно действовать немного иначе.
Инструкция
Сделать состаривание методом «прованс»
Расскажем, как искусственно состарить дерево для романтичного, светлого интерьера в стиле прованс и не только.
Необходимые инструменты
Последовательность действий
Соскребать липкий слой лучше всего в уголках мебели — так эффект состаренности будет более естественным.
Использовать полоскание
Вам понадобится
Последовательность действий
Сделать раствор уксуса
Раствором уксуса и металлической ваты можно быстро придать предмету благородный, состаренный вид.
Вам понадобится
Последовательность действий
Мы рекомендуем перед нанесением раствора обработать вещь черным чаем. В реакции с уксусом он дает очень насыщенные оттенки.
Когда поверхность просохнет, можно сделать еще один или два слоя с раствором. Дождитесь полного высыхания изделия и залакируйте его, чтобы придать изделию законченный вид. Вместо лакировки можно использовать вощение.
Использовать соду
Для этого способа подходят твердые породы древесины, содержащие большое количество танинов и имеющие темный цвет. Сода вытягивает из краски танины и осветляет изделие, искусственно состаривает. Вещь, которую вы хотите состарить, должна быть необработанной. Если же предмет ранее был покрашен или залакирован, предварительно отшлифуйте его. Раствор для обработки очень просто приготовить в домашних условиях.
Вам понадобятся
Последовательность действий
Процедуру можно повторить несколько раз.
Обжечь дерево
Обжиг востребован, когда хочется быстро состарить материал и под рукой есть инструменты для работы.
Вам понадобится
Инструкция для обжига без предварительной обработки
Паяльной лампой или газовой горелкой быстро обжигайте изделие. Не держите инструмент в одном месте продолжительное время, чтобы не допустить возгорания.
С брашированием
Не забывайте про защитные очки, они должны быть надеты в самом начале работы. При выполнении обоих способов конечным этапом станет нанесение лака.
Воспользоваться методом «Кракелюр»
В видео ниже показано, как сделать состаренное дерево своими руками в технике «Кракелюр».
Как состарить дерево?
Древесина известна как один из наиболее эстетичных материалов, широко применяемых для украшения наших жилищ. При этом в чистом, необработанном виде она выглядит не столь претенциозно, а значит, нуждается в специальной обработке для приобретения эстетических ноток. Состаривание – один из наиболее популярных методов обработки деревянных изделий, который заслуживает отдельного рассмотрения.
Для чего нужно?
Некоторые стили оформления интерьера буквально требуют декоративной старинной деревянной мебели и отделки. Такое требование актуально для большинства классических направлений, включая барокко и рококо, а также для деревенских стилей, где декора как такового может быть не слишком много, но старыми должны выглядеть та же столешница, пол и потолочные балки.
Настоящего антиквариата в современном мире на всех просто не хватит, да и стоить подобная меблировка может очень дорого – за каждую рамку для фото пришлось бы выложить кругленькую сумму.
Когда оригиналов нет, в дело вступает имитация – дерево надо просто состарить. На сегодняшний день это можно сделать даже своими руками и в домашних условиях, чем пользуются многие умелые хозяева, желающие видеть у себя дома декор под старину. Многообразие вариантов того, как именно обработать поверхность, позволяет передавать не только цвет, но и текстуру, даже новую доску или стену превращая в столетнюю.
Что потребуется?
Каждый метод состаривания древесины предполагает собственные инструменты и материалы, но во всех случаях первое, что предстоит сделать, чтобы искусственно увеличить возраст деревянных поверхностей, – основательно их зачистить. Вне зависимости от того, было ли дерево покрашенным, залакированным или незащищенным ничем, верхний слой надо снять – он свое уже отработал.
В зависимости от размеров заготовки и тонкости ее деталей, снимать верхний слой будем стамесками или маленьким топором, рубанком или угловой шлифмашинкой (болгаркой) с насадками щеточного типа, а то и просто ручной стальной щеткой. Можно воспользоваться и совсем уж «дедовским» методом, вооружившись обыкновенной наждачной бумагой, только ее в идеале надо брать с несколькими размерами зерен: с крупными для первичной и мелкими для финишной зачистки.
В большинстве случаев состаривание предполагает нанесение жидких составов на поверхность обрабатываемого изделия или даже полноценную его пропитку используемым веществом. Соответственно, в процессе создания нужного эффекта пригодятся малярные кисти и щетки с мягким ворсом, а также плотная губка для промокания поверхности.
В зависимости от способа обработки могут пригодиться также тонирующий антисептик или лазурь белого цвета.
Способы
Разнообразие доступных способов состаривания не только дает большое пространство для маневра, оно еще и намекает, что разные способы дают неодинаковый результат. Чтобы четко понимать, как именно будет выглядеть готовый результат, надо уверенно ориентироваться в методиках, так что сейчас рассмотрим каждую из них в отдельности.
Браширование
Название метода происходит от английского слова brush («щетка»), и он был бы распространен куда шире, если бы подходил для всех пород древесины. Метод хорош для крупноволокнистых дуба, лиственницы и ели. Для деревьев с более мелкой структурой он не годится. Результат в данном случае достигается вытравливанием мягких волокон с помощью жесткой металлической щетки.
Перед этим дерево надо намочить, чтобы избежать образования едкой пыли, набивающейся в нос и глаза. В результате такой обработки поверхность станет очень фактурной, после чего при помощи наждачной бумаги надо удалить заусенцы и потенциальные занозы.
Чем глубже бороздки, тем более старой будет казаться поверхность.
Обработанную поверхность пора покрывать защитным слоем, но только не однотонной краской – она не позволяет наслаждаться результатом. Вместо этого на изделие наносят либо масло, либо лак, либо воск и ждут застывания. Покраска для усиления эффекта возможна, но это будет сложно – выемки должны быть светлее, чем выступы.
Патинирование
Этот метод немного похож на предыдущий благодаря использованию красок двух тонов, но отличается уже хотя бы тем, что не придирчив к породе древесины – обрабатываться может хоть сосна, хоть вишня. Для начала изделие немного зачищается наждачкой и окрашивается в некий «традиционный» для деревянной мебели тон, без ярких современных оттенков. Когда слой высохнет, надо поверх него окрасить аксессуар еще раз, но теперь уже чуть более светлой краской.
После того как высохнет и она, переходят к обработке изделия мелкозернистой наждачкой или даже жесткой губкой, чтобы создать потертости, имитирующие старинную историю и многократное перекрашивание вещи. На финише наносится лак.
Еще один способ, совершенно не придирчивый к оригинальному материалу, будь то дубовая, сосновая или осиновая доска. Такой вариант состаривания хорош еще и тем, что не требует использования каких-либо сложных инструментов – по сути, обойдемся подручными вещами.
Для начала древесина зашкуривается для получения ровной поверхности. Далее изделие окрашивается одним цветом – можно не стараться доводить тон до идеального, нанося краску размашисто и неравномерно. Далее надо дождаться высыхания нижнего слоя и натереть его воском – для этой цели годится даже обыкновенная свеча, которую необходимо плотно прижимать. Воском надо покрывать не все изделие, а только наносить отдельные линии, которые будут имитировать потертость – если нижний слой был выбран темным, восковые отметины будет хорошо заметно.
После этого изделие окрашивается повторно, уже другим цветом и прямо поверх воска.
Когда и второй слой краски высохнет, надо старательно протереть поделку тряпкой – воск сойдет, а вместе с ним и верхний слой краски, обнажив другой тон. Если «потрепанный» продукт выглядит так, как надо, можно наносить сверху лак, но наиболее старательные мастера считают нужным добавить и третий слой для максимального эстетизма.
Морилка
Для выполнения задачи нам понадобятся сразу два вида морилки – на основе воды и уайт-спирита. Метод не предполагает даже предварительной шлифовки, хотя, если хотите, можно сочетать его с тем же предварительным брашированием. Сначала поверхность обрабатывается водяной пропиткой, которую затем смывают мягкой губкой, сознательно пропуская углы и края. Когда изделие подсохнет, нанесите второй слой морилки, уже на уайт-спирите, дав отстояться целую ночь.
Высохшую поделку грунтуют при помощи специальной грунтовки, заполняя выемки в текстуре кистью или даже мягкой губкой. После застывания грунтовки той же кистью втирают античный воск – смесь из минерального, пчелиного и растительного воска. Такое покрытие обеспечивает и эстетический, и защитный эффект.
Сухая кисть
Следующий способ покажется очень простым на первый взгляд, но потребует аккуратной и умелой руки. Его применяют только для состаривания мебели, не отличающейся рельефом, а для работы нужны только старая и весьма жесткая кисть, а также краситель на водной основе.
В самом простом варианте кисть макают в краску и проводят ею вдоль волокон, не прижимая. За счет этого она оставляет прерывистый след, очень похожий на отметины, характерные для старой, много лет используемой мебели. Оттенки при этом обычно выбирают подобные или хотя бы не отличающиеся разительно. Можно пойти и еще дальше, сначала окрасив изделие основным тоном и лишь потом проделав описанное.
Полоскание
Один из наиболее «ленивых», но от того не менее эффективных методов – это полоскание. Суть способа предельно проста – для начала берем состариваемое изделие и красим его в любой цвет, который нам хочется видеть в качестве основного. После этого надо дать краске подсохнуть, но не так, чтобы это было надежно и окончательно – слой красителя все еще должен оставаться уязвимым.
Далее мастеру следует вооружиться тряпкой и в абстрактном порядке делать аккуратные попытки стереть краску. Обратите внимание: мы не гонимся за тем, чтобы полностью оттереть краску в выбранном месте, а лишь имитируем потертость. Когда решите, что хватит, можно оставить поверхность в покое и дать краске досохнуть.
На вышеописанный очень похож метод, в профильной литературе известный как «прованс».
Суть примерно та же – окрасить, но не дать высохнуть до конца, только тут удаление недосохшей краски производят не мокрой тряпкой, а шпателем или скребком. Специалисты советуют пройтись инструментом по швам – тогда «потертости» будут правдоподобными и логически объяснимыми.
С помощью соды
Такой подход позволяет неравномерно осветлить древесину твердых и темных пород, что воспринимается как выгорание и выцветание. Обыкновенная сода, которая станет нашим главным инструментом, должна наноситься именно на дерево, потому старую краску или лак надо удалить наждачкой или любым другим способом.
Далее в ведре надо замешать раствор – сода пополам с водой, чтобы получилось очень густо. Получившуюся массу надо нанести на горизонтальную поверхность и оставить сушиться, в идеале – на солнце. Часов через шесть, когда раствор засохнет, его надо тщательно соскоблить металлической щеткой, следя, чтобы соды на древесине не оставалось. О царапинах не переживайте – они лишь усиливают колорит и эффект старости. После этого поверхность надо протереть влажной тряпкой и, если захочется, повторить процедуру.
С помощью уксуса
При таком способе обработки без перчаток не обойтись, а в отдельных случаях и маска для защиты дыхательных путей не помешает. Для начала приготовим раствор для состаривания – для этого надо раздобыть стальную вату или обыкновенную металлическую губку, измельчить их в стеклянную банку и залить уксусом. Уксус начнет разъедать металл и от этого темнеть – чем дольше происходит реакция, тем более темным будет оттенок. В среднем жидкость дойдет до кондиции через несколько часов, но ориентируйтесь по своему вкусу.
Пока кислота ест металл, заварите крепкий черный чай и пропитайте им древесину – в скором времени это очень поспособствует закреплению насыщенного цвета.
После просыхания изделия от чая нанесите получившийся уксусный раствор и подсохнуть дайте теперь уже ему – это не отнимет много времени. В конце древесина покрывается лаком или пропитывается воском.
Обжиг
Данный метод требует особой осторожности от мастера – понадобятся даже защитные очки. Способ хорош быстротой выполнения, но сравнительно опасен возникновением пожара, так что будьте бдительны. Перед состариванием поверхность может быть как просто гладкой (без краски и лака), так и предварительно обработанной по методике браширования.
Описать задачу несложно – в разных местах подносите паяльную лампу или газовую горелку к деревянной поверхности, провоцируя потемнение материала. Не увлекайтесь, поскольку при длительном обжиге в одной точке вероятность возгорания существенно повышается. Работайте точечно, не преследуя цель создать конкретный узор – тогда «старая» древесина будет выглядеть натурально.
Если хотите более яркую пигментацию, обеспечьте ее в несколько подходов – так правильнее в интересах пожарной безопасности. Брашированную поверхность обжигайте еще аккуратнее, очень быстрыми движениями. По завершении работы покройте изделие лаком.
Кракелюр
Напоследок – тонкая методика, которая состаривает даже не столько древесину, сколько краску, которой она окрашена. При этом красить изделие надо дважды, причем красителями разного тона, обязательно очень густыми. Многие мастера советуют нижний слой выполнять акриловой краской, а наружный – фасадной. Если из двух оттенков один явно более темный, чем другой, то именно тот, что темнее, должен быть под низом.
Итак, сначала окрашиваем изделие темным слоем и даем ему полноценно высохнуть. После этого при помощи кисти надо покрыть окрашенное изделие обыкновенным клеем ПВА – обязательно двигайтесь в одном направлении, но не преследуйте цель промазать поверхность клеем равномерно, поскольку именно в неравномерности вся хитрость.
Далее идет самый сложный этап – просушивание клея феном. Задача мастера заключается в том, чтобы не высушить его совсем – нам нужна лишь поверхностная пленка, а не полное застывание!
Красивые примеры
С помощью наглядных примеров можно получить представление о том, как выглядят разные методы состаривания дерева.
О том, как состарить дерево, смотрите далее.