Как сделать соус для рисования

Соус художественный: виды, производители, графический материал, состав и техника рисования

Как сделать соус для рисования

Среди всех материалов для рисования соус, пожалуй, один из самых недооцененных. Многие начинающие художники даже не подозревают о его существовании, а порой намеренно избегают его в своей работе. И зря, ведь с помощью него можно добиться совершенно удивительных результатов и открыть еще больше возможностей для экспериментов. Что представляет собой соус для рисования? Как рисовать этим материалом? Давайте разбираться.

Художественный соус

Если искать информацию о нем в интернете, то легко можно натолкнуться на статьи о рисовании на тарелках. Тема это действительно популярная, но относится она к кулинарии и декору блюд, а не к искусству. Так что, если наткнетесь на рассказ о ложке для рисования соусом, смело переходите на другой сайт.

Настоящий соус для художников не требует экзотических инструментов, обыкновенной кисточки для него будет достаточно. Сегодня он используется редко, но в XIX-XX веках был довольно распространенным материалом, в особенности в России. Он хорошо подходит для создания монохромных произведений, и позволяет малыми средствами показать глубину и передать множество различных тонов.

Один из первых художественный соус стал применять Иван Николаевич Крамской. Вместе с белилами он использовал его в портретах, создавая очень реалистичный эффект черно-белой фотографии. Кроме него, соусом работал Илья Репин, Алексей Саврасов, Николай Ярошенко и другие мастера.

Как сделать соус для рисования

Состав и производители

Внешне соус напоминает собой пастель, но отличается по качеству и обладает гораздо меньшим количеством цветов. Вся его палитра варьируется от белого до оттенков серого, черного и коричневого.

В состав соуса входят: спрессованная огнеупорная глина, мел, сажа и клей. Его изготавливают в виде цилиндрических стержней длиной в 5-6 сантиметров, которые легко крошатся и ломаются, так что переносить их желательно в коробке, плотно прикрыв картонкой или тканью.

За рубежом материал известен как sauce или Russian sauce. Под таким названием он встречается, например, у фирмы Jack Richeson. У Brevillier’s Cretacolor похожий на него материал называется hard pastel. В России наиболее распространенными марками художественного соуса являются «Подольск Арт» и «Аква-колор». Его цена вполне доступна. В зависимости от количества мелков в упаковке, она составляет 50-200 рублей.

Как сделать соус для рисования

Особенности материала

Цвет художественного материала соуса определяется особенностями и пропорциями сажи, глины и белил. В настоящее время существует только десять его оттенков, при этом в работе обычно используются только темные варианты.

Светлые цвета, как правило, не пригождаются, так как высветлять необходимые области можно ластиком. В этом как раз и состоит одна из главных особенностей соуса и его преимущество перед другими материалами. В отличие от туши, угля и пастели, он прекрасно поддается стиранию и позволяет отбелить нужные участки практически до цвета бумаги, совершенно не размазываясь по листу.

Как сделать соус для рисования

Подготовка к работе

Материал соус дает приятные немного приглушенные тона, которые становятся насыщенными, когда они наслаиваются друг на друга. В сухом виде с ним можно работать как с пастелью, растушевывая или штрихуя им бумагу. Однако он редко используется таким образом. Полностью подтверждая свое название, материал лучше всего проявляет себя в разбавленном виде.

В мокрой технике рисования соус работает как акварель, но сначала его нужно развести. Для этого понадобятся:

Когда все готово, берем резак и соскабливаем часть мелка, превращая его в порошок. Натачивать желательно сразу на всю работу, чтобы не приходилось добавлять стружку в середине процесса. Но не стоит делать слишком много порошка. У соуса маленький расход, несколько грамм наточенного материала хватит, чтобы заполнить целый ватман. Основная его часть уходит во время заполнения тона, а затем он уже практически не расходуется.

Как сделать соус для рисования

Разводить порошок желательно кистью, чтобы не перелить жидкости. Обмакните кисть в воде, не выжимая и не обтирая ее, капайте на палитру, а затем начинайте размешивать материал, пока не получится темная масса. Старайтесь, чтобы соус был не слишком густой, ведь техника работы с ним, все-таки водная.

На самой палитре его можно размешивать в одной области сильнее, а в другой слабее, чтобы потом было проще набирать необходимый тон в работе. Круглые, заостренные на конце, кисточки дают широкий спектр возможностей и позволяют работать как с деталями, так и с фоном.

Выбор бумаги

В какой бы технике вы не использовали соус, лучше всего выбирать плотную бумагу. Для сухого рисунка подойдут тонированные варианты, которые позволят не заполнять фон полностью, придав произведению изюминки.

Для мокрой техники необходима гладкая и стойкая основа. Некоторые профессионалы советуют выбирать бумагу для черчения. Она не сжимается и не идет волнами при намокании, и позволяет стирать материал намного лучше, чем даже специальная бумага для акварели. Чтобы лист не скручивался от избытка воды, его обязательно натягивают и прикрепляют к планшету биндером, скотчем или зажимами.

Как сделать соус для рисования

Рисование соусом

Художественный соус подходит для различного вида работ. С его помощью можно делать зарисовки, скетчи и этюды, а можно создавать целостные и серьезные произведения. Нередко всю картину заполняют мелком одного цвета, используя разное количество слоев для создания разных тонов. В то же время соус хорошо сочетается с другими материалами, например с темперой, акварелью, мелом. У Крамского есть несколько работ, в которых черный соус сочетается с сангиной.

Как сделать соус для рисования

Как и в акварели, наносить материал на лист необходимо так, чтобы бумага немного просвечивалась. Если краска наложена слишком плотно, то вся прелесть соуса потеряется и у картины не будет эффекта легкости и воздушности, зато изображение станет плоским и неинтересным.

Вначале обычно накладывают светлые и легкие тона, для чего кисточку можно дополнительно смачивать водой. Когда предыдущий слой полностью высох, можно накладывать следующий для наращивания необходимого тона.

Ластик в работе с соусом является таким же художественным материалом. Им можно штриховать, промакивать, слегка убирать верхний слой краски, чтобы сделать оттенок светлее. Проделывать все это следует только после полного высыхания бумаги, иначе она возьмется комками, и работа будет испорчена. Поправить такую ошибку очень сложно и пятно с шершавой поверхностью, скорее всего, будет хорошо видно.

Фиксация работы

Картину, выполненную художественным соусом, необходимо закрепить. В сухой технике материал очень сильно крошится и рассыпается, поэтому его желательно покрыть специальным фиксатором для пастели или же обыкновенным лаком для волос. Соус в мокрой технике можно просто отправить под стекло, но для надежности можно также покрыть фиксатором.

Источник

Как рисовать соусом — техника для начинающих, советы

Соус — это мягкий материал для рисования. Он состоит из мела, сажи, каолина и клея. Его начали широко использовать с восемнадцатого столетия. Он даёт большие возможности работы с тоном рисунка и привлекает художника возможностью получить даже лучший чёрный тон, чем с помощью угля. Применяется в работе над эскизами, но может быть использован и для самостоятельной работы. Имеет до десяти оттенков в наборе.

Как сделать соус для рисования

Техника работы

Часто соусом наносят тон перед рисованием. Соус легко ложится на бумагу. Им можно штриховать, растушевывать и сочетать с другими материалами. Есть несколько техник рисования соусом. Обычно его разбавляют водой (отломите небольшой кусок соуса или измельчите до порошка и положите в воду.) делают заливку, затем добавляют штриховку сухим соусом. Или используют технику «сухая кисть». Сухой соус наносят так же, как и пастель или уголь. Переходы растушевывают. Проще использовать соус для «лепки» основных форм, а мелкие детали прорабатывать карандашами. Иногда лист зарисовывают соусом, а потом рисуют на нем с помощью заостренного ластика. Работы, выполненные сухим соусом требуют бережного хранения. Можно закрепить рисунок лаком.

Мокрым соусом рисуют с помощью кистей для акварели. Возьмите ещё один лист, чтобы проверять на нем насыщенность соуса. Высохший соус легко стирается ластиком или растушевывается, поэтому можно дорабатывать посухому. Рисунок мокрым соусом держится на бумаге и не требует закрепления. Для рисования сухим соусом лучше подходит гладкая бумага, а для мокрого — фактурная. Но для некоторых задач рисования сухим соусом подходит акварельная бумага. Тогда слои нужно будет втирать

Как сделать соус для рисования

Соус бывает:

Соусы используются для сухой и мокрой техники.

Как сделать соус для рисования

Сухая техника

Сухой соус достаточно часто используют для создания набросков. Соус очень легко растушевывается, наносят его штрихами. В некоторых случаях можно использовать пальцы для нанесения соуса. Бумагу лучше всего брать текстурную. Сухой соус напоминает работы, которые выполнены сангиной и сепией. Только работы, которые создались при помощи сухого соуса, имеют гораздо насыщенный вид.

Как сделать соус для рисования

Мокрая техника

Для работы с мокрой техникой вам потребуется:

Как правильно работать с мокрым соусом?

1. Для начала покрошите мелок на отдельной бумажке.
2. Мокрой кистью разбавьте щепотку порошка водой, чтобы консистенция имела вид акварельной краски.

3. Ластик используется как стирающий материал, а также как средство для рисования.
4. Если на рисунке вам нужно что-то уточнить или провести идеальную линию, то лучше всего использовать ретушный карандаш. Применяйте такой карандаш с осторожностью, так как он стирается очень плохо.
5. В конце работы на рисунок наноситься лак, чтобы он был более насыщенным и красивым.

Как сделать соус для рисования

Как рисовать портрет соусом — видео

Источник

Что такое сангина и как ею рисовать

Мы узнаем как подобрать материалы и сколько они стоят, какими должны быть первые мазки, НАРИСУЕМ картину вместе и даже разберем, как можно ее продать!

Все это бесплатно по ссылке выше)

Изучаем еще один интересный материал для рисования – сангину. Что это такое, как выглядит и как рисовать картины сангиной начинающим художникам, читайте в моей новой статье!

Старинный материал

Как вы знаете, раньше, во времена великих творцов, все материалы, которыми работали живописцы, имели натуральный состав. Это уже потом появился акрил и прочие химические добавки.

Как сделать соус для рисования

Как сделать соус для рисования

Наравне с мелом и углем, сангина тоже входит в число древнейших материалов, состоящих из натуральных веществ.

В этой статье я хочу рассказать вам о том, откуда вообще взялась сангина, почему она так называется, кто ей рисовал и как, а также, расскажу, что нужно иметь начинающему художнику, который захочет рисовать сангиной.

Кстати, у меня недавно появился новый онлайн-курс, «Портреты карандашом», где я учу писать портреты соусом, углем, сепией, карандашом, и, конечно же, сангиной!

Итак, давайте начнем с истории – откуда появилась сангина?

Что такое сангина и история ее появления

В переводе с латинского, слово сангина, означает «кровь». Выглядит сангина для рисования как мел, только более мягкий по текстуре и красного цвета, отсюда, видимо, и название.

Но, как и в случае с соусом и другими графическими средствами, цвет художественной сангины имеет несколько оттенков, от коричневого до терракотового.

Как сделать соус для рисования

В большинстве своем сангину используют на начальном этапе рисования, для создания набросков и эскизов. Так, например, в Древней Греции, сангину использовали чтобы сделать первоначальный эскиз рисунка на вазах, прежде чем нанести на них эмаль.

Кстати, первые упоминания о красном мелке, относятся еще к эпохе Палеолита. Специалисты нашли древние рисунки, сохранившиеся на стенах некоторых пещер. На них были изображены животные, нарисованные красной краской – сангиной.Начиная с конца XV века, и вплоть до конца XVIII века, сангина все больше и больше становилась популярным материалом для творчества, наравне с карандашом и углем.

Как и большинство материалов и произведений в живописи, сангина для рисования получила широкое распространение в Италии – родине великих мастеров эпохи Возрождения. Это объясняется тем, что природа этой солнечной страны, имела все необходимое для создания красных мелков: глина, охра, сиенская земля, все это было в достатке на итальянской земле.

Как и уголь, итальянские мастера обжигали все компоненты и изготавливали сангину для местных художников, которым сильно полюбилась сангина. Если вы посмотрите музейные экспонаты, то заметите, что до нас, сквозь века, дошло множество рисунков – портретов и натюрмортов, выполненных сангиной.

Сегодня сангина входит в учебную программу многих художественных школ. Наша школа тоже не осталась в стороне, и в новом онлайн-курсе «Портрет карандашом для начинающих», я включила в программу урок по работе с сангиной.

Виды и особенности сангины

Что такое сангина? Изначально сангину изготавливали из натуральных компонентов – минеральных материалов. Теперь же сангина – это смесь глины, воска, связующих веществ и пигментов.

Эти два вида – искусственный и натуральный, и по сей день используются художниками в равной степени, для получения максимального изобразительного эффекта.

Изготавливают сангину в виде небольших брусочков, или карандашей, совсем как соус или уголь.

У сангины, как и у любого другого художественного материала, есть свои плюсы и минусы. Так, в число плюсов сангины входит:

Но, несмотря на все плюсы, сангина очень хрупкий материал, и при неправильном хранении рисунков, она может осыпаться и стереться с листа бумаги. Поэтому, многие художники рекомендуют сразу оформлять работу в раму, под стекло, для особой надежности.

Цвет у сангины тоже имеет большое значение – ее широкая цветовая гамма позволяет создавать очень естественные и натуральные рисунки: портреты, пейзажи, натюрморты. Рисунки сангиной, в основном, выполняют в красных, терракотовых и коричневых тонах. Но иногда, для придания большей выразительности, сангину комбинируют с черным угольным карандашом или соусом.

Продается сангина в наборах – либо с несколькими брусками разных оттенков, либо, с несколькими брусочками одного оттенка.

Что нужно для рисования сангиной

Карандаш

Как сделать соус для рисования

Как таковой карандаш вам может понадобиться для прорисовки мелких деталей, или, для создания легких набросков, и чтобы наметить основной рисунок. Для этого вам понадобится простой твердый карандаш.

Для большего эффекта и прорисовки сложных мелких деталей, берите сангину в виде карандаша, а не брусочка.

Сангину же выбирайте по оттенку, в зависимости от того, что хотите нарисовать: портрет по фото, например, будет красиво смотреться в красных оттенках, а создавая пейзажи или натюрморты, возьмите для рисунка сангиной коричневые брусочки.

Какую бумагу взять

Бумага вам понадобится плотная, с шероховатой текстурой. Вы можете использовать как классическую белую бумагу, так и цветную бумагу, как, например, бумага для пастели, а также характерного оттенка крафтовую бумагу.

Фиксатив

Как сделать соус для рисования

Вообще, такие рисунки можно не закреплять лаком, лучше будет, если их сразу убрать под стекло. Но, понятно, что не у всех есть такая возможность. Поэтому, можно покрыть ваш рисунок, выполненный сангиной, специальным фиксирующим спрей-лаком (жидкий не подойдет).

В художественных магазинах как правило продают специальные лаки, поэтому, я бы не советовала вам использовать обычный лак для волос. Также, помните, что лак всегда немного меняет цвет краски на картинах и рисунках, делает их более темными.

Если вы не хотите пользоваться лаком, а возможности убрать рисунок под стекло у вас пока нет, просто переложите его калькой, это предотвратит воздействие окружающей среды на материал.

Техника: как рисовать сангиной рисунки

Как сделать соус для рисования

Рисовать сангиной можно по-разному, в том числе, и в разных техниках. Широкими мазками, тонкими линиями, штриховкой или полной заливкой – как рисовать сангиной выбирайте в зависимости от рисунка и задач, которые ставите перед собой.

Чтобы сделать цвет рисунка более насыщенным, рекомендуется также сильнее нажимать на брусок с сангиной, либо, смочить немного водой, как соус.

Наоборот, если вы хотите создать прозрачность, или поработать в технике лессировки, то вам поможет такой прием, как растушевка. Растирайте сангину до нужного вам оттенка пальцем, ватной палочкой, или мягкой сухой кистью. Растушевать рисунок стоит еще и в том случае, если вы работаете сангиной вместе с карандашом.

Как сделать соус для рисования

В качестве основы, как я уже писала выше, берите текстурную бумагу, картон или холст, если захотите создать картину.

Варьируя толщину штриха, вы можете придать своему рисунку особую выразительность. А для разнообразия линий просто рисуйте брусочком сангины, а не карандашом – у брусков всегда интересно заточены грани, которые позволят вам создать красивый и интересный набросок или рисунок.

Как сделать соус для рисования

Вообще, создавая работы сангиной, поработайте над штриховкой, потренируйтесь накладывать ее с разных сторон и разной интенсивности. Также, если вы уже освоились с материалом, попробуйте сочетать штриховку вместе с растушевкой – и вы увидите, получится весьма интересный результат.

Известные художники, рисовавшие сангиной

Как вы помните из начала статьи, широкое распространение сангина получила в Италии, в эпоху Возрождения. Конечно же, художники и мастера того времени не могли обойти стороной этот материал.

Неудивительно, что несравненный Леонардо да Винчи делал наброски своих рисунков сангиной. В основном он рисовал обнаженную натуру, но также сангиной был выполнен его «Туринский автопортрет».

Наряду с Леонардо, сангиной пользовались и другие мастера:

Рафаэль Санти, например, использовал сангину не только для набросков, но и для создания самостоятельных произведений.

Питер Рубенс, нидерландский живописец XVII века тоже оставил нам некоторые рисунки сангиной:

Как вы могли заметить, многие художники прошлых эпох отдавали предпочтение рисункам человеческого тела и портретам. Это было еще и потому, что сангина превосходно передавала все изгибы и переливы человеческого тела и кожи.

Но были и художники, которые работали в графике, и создавали другие рисунки сангиной, например, пейзажи. Одним из таких художников был Жан Антуан Ватто, французский график и живописец, живший в XVII-XVIII веках, и творивший в эпоху Рококо. Вот несколько его работ:

Среди русских художников сангина тоже была весьма популярна. В основном, период распространения сангины в творческой среде в России пришелся на середину-конец XIX-XX веков. Сангиной часто делали эскизы для портретов красками.

Самые известные художники, использовавшие сангину, это, пожалуй, Валентин Серов и Карл Брюллов:

Заключение

Сангина – это такой графический материал, красновато-коричневого цвета, который можно использовать для создания эскизов и набросков, а также, самостоятельных картин и рисунков.

Сангиной также можно рисовать в разных техниках, добавлять к ней другие материалы, например, черный карандаш или белый мел, придавая рисунку большую выразительность.

Сангину используют вот уже на больше чем 500 лет, а первые упоминания о ней идут еще со времен эпохи Палеолита. Но, несмотря ни на что, этот материал завоевал любовь художников разных эпох и стран, от Леонардо да Винчи, до Валентина Серова и остается актуальным и по сей день.

Буду очень вам благодарна, если вы поставите 5 звезд в конце статьи. А если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их мне в комментариях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *