Как сделать современный урок эффективным
Современный урок – эффективный урок
Боженко Надежда Герасимовна,
учитель английского языка
сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района
Мастерство учителя – это
специальность, которой надо
Традиционное понятие «урок» по–прежнему остаётся главной формой организации учебного процесса. Традиционный урок – реалия сегодняшнего дня. Более 60 % учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Чем же отличается современный урок, в соответствии с требованиями ФГОС, от урока традиционного? Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств.
Какой урок можно считать эффективным? Как сделать современный урок наиболее эффективным?
Под эффективностью урока следует понимать полезность для развития каждого ребёнка. Основным критерием эффективности современного урока является конечный результат – достигнута его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся.
Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, над которой работают учителя иностранного языка. Современный урок строится на основе использования современных технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Современные образовательные технологии (проектная деятельность, интерактивное обучение, уровневая дифференциация, ИКТ, развитие критического мышления, формирующая оценка, культурологическая драматизация и др.) в сочетании с лучшими традиционными приёмами обучения позволяют значительно повысить эффективность урока. Например, применение ИКТ (Интернет-технологий, интерактивных презентаций, обучающих компьютерных программ, интерактивных онлайн-упражнений) даёт возможность нашим ученикам обучаться в современной среде, которая интересна и привлекательна для них. Более того, информационно-коммуникативные технологии дополняют традиционные педагогические технологии, способствуя познавательной активности школьников, формированию положительной мотивации, а также развитию информационной культуры учеников и формированию универсальных учебные действия всех видов.
— применением активных форм познания: наблюдение, опыт, ролевая игра, учебный диалог и др.;
— созданием условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё продвижение вперёд.
Современному учителю следует сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний; с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные способности учащихся. У некоторых учителей никто из учеников не оставляет класс, не выполнив максимально посильного для него объема учебной работы. Как достигают этого мастера, хорошо известно: нормирование объема познавательной работы, дифференцированный и индивидуальный подход, свободный выбор посильного варианта, гибкая система действующих стимулов, доброжелательность, ободрение, конкретная заинтересованная помощь.
Проблема эффективности урока довольно ёмкая и многоаспектная. В ходе моей подготовки к педагогическим чтениям, интересно было узнать, что на эффективность урока влияют почти 200 факторов. Учителя-практики обычно называют всего 5 – 7.
На ум приходят слова английского методиста П. Андерсона: «Только подумайте, как трагична судьба педагога, который преподаёт, не подвергая свои действия никакому сомнению». Современный урок значительно отличается не только по формам и методам обучения, но и по характеру взаимоотношений участников педагогического процесса от урока вчерашнего. Что нужно знать и делать педагогу, чтобы урок стал современным и эффективным?
Во-первых, необходим творческий подход к построению урока. Это святое! Можно сколько угодно рассуждать «о высоких материях», знать наизусть энциклопедии, но без творческого подхода к переработке полученной информации обучение вряд ли будет эффективным.
Далее, важен характер взаимоотношений учителя с учениками на уроке. Роль активного творца, рефлексирующего свою и совместную учебную деятельность даёт ученикам так необходимый «психологический комфорт». Общая деятельность, единая цель также очень важны. Учителя, которые ничего не делают в этом направлении, обречены на неудачу. Не скажу, что это легко и просто. Но это реальность сегодняшнего дня.
В третьих, обучение в системе и логической последовательности, а главное – понимание и осознание учителем стратегии и тактики обучения, необходимости и важности выполнения всех требований алгоритма подготовки – диагностирования, прогнозирования и проектирования урока также играют важную роль в эффективности обучения. Урок вместе с подготовкой нужно рассматривать как систему. Убеждена, что этап подготовки урока более важен, чем этап проведения, так как хорошо продуманный и тщательно подготовленный урок наверняка даст качественный результат. И на это, увы, нужно потратить время. Самоанализ урока – это начало подготовки учителя к следующему уроку.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть значение четкого планирования времени урока. Помню, первые полгода после окончания вуза и работы в школе это было самым сложным: то времени от урока оставалось очень много, и дети начинали шалить, либо, наоборот, его катастрофически не хватало, останавливалась со звонком на полуслове. Выполнить все запланированное вместе с детьми ровно по звонку – это дорогого стоит!
Еще хочу поделиться собственным мнением относительно воспитательных задач урока: если урок эмоционально окрашен, учитель – живой активный человек, который может поделиться своими мыслями, пошутить, чтобы разрядить обстановку, привести интересные примеры и удивить – это ли не признаки реального воспитательного воздействия? Живое общение учителя и ученика не всегда можно уложить в шаблон. А ученики это оценят.
Невозможно провести эффективный урок в разных классах по одному «шаблону». В проектировании каждого отдельного урока всегда учитываю особенности контингента конкретного ученического коллектива, их способностей, уровня подготовки, по-разному распределяю время на выполнение каждого задания. Цели и задачи формулирую так, чтобы они были чёткими и конкретными, понятными учащимися с тем, чтобы они осознавали своё продвижение вперёд на каждом конкретном уроке. Вопрос о том, нужен ли план урока, для меня не существует. Нет плана – нет эффективного урока, который является ступенькой к качественным знаниям!
Хороший урок иностранного языка всегда многоплановый, т.е. развивающий различные виды речевой деятельности, насыщенный по содержанию, формам, методам и средствам обучения. В этом смысле учителя иностранных языков уже давно идут в ногу со временем в плане реализации системно-деятельностного подхода. Почему же общий уровень языковой подготовки по иностранным языкам в нашей стране недостаточно высок? Можно предположить, что в плане реализации инновационных идей, у многих педагогов существуют психологические барьеры, а именно: нежелание меняться, страх перед неудачей, перед неизвестным и т.п. Думаю, что проблема эффективности, подготовки и перестройки урока иностранного языка в соответствии с современными требованиями довольно актуальна для учителей с тем, чтобы выйти на новый качественный уровень преподавания, получения знаний и подготовки учащихся к итоговой аттестации. Разумное включение лучших традиционных методов обучения в систему современных образовательных технологий – вот ключ к решению проблемы повышения эффективности каждого урока. Поэтому инновации – это требование времени.
В.П. Сафонова, И.Г. Мамо «Современный урок иностранного языка». – Волгоград: Учитель, 2011.
А.Г. Штарина «Английский язык: компетентностный подход в преподавании. – Волгоград: Учитель, 2011.
Мировская Галина Федоровна, преподаватель КГБПОУ «Таймырский колледж»
Цель: осознание основных критериев современного урока через повышение интереса студентов, будущих преподавателей, к современным технологиям
ПК1. 1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК1. 2. Проводить уроки
ПК1. 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
ПК1. 4. Анализировать уроки.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
решения профессиональных задач, оценивать их эффект
Оборудование: презентация, карточки, таблицы для игры, анкеты
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Предисловие «А урок остается!»
Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)
Деловая игра «Ассоциация»
Анкета «Стиль преподавания»
Критерии эффективности современного урока
I . Предисловие «А урок остается!»
Откуда пошло слово – урок?
Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.
Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.
За годы обучения в школе, в высших и средних образовательных учреждениях число обучающихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные с этим термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия».
В школах сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются, и будут накапливаться дальше.
В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения привел удручающую цифру: за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%. (Здесь анализ состояния здоровья учащихся школы).
Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. Но почему-то не научили, а наурочили. Или недоучили. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума
Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке.
Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его привычную структуру: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т.е. все усилия направить на превращение ученика в раба знаний.
Всегда ли это происходит? Нет, не всегда. От кого зависит? От учителя. Было бы наивно возлагать всю вину за превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
II . Сопоставление традиционного и современного урока.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока:
плюсы и минусы традиционного урока (две команды)
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».
на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?
Однозначного ответа нет, так как
традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение ;
т радиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя-практики ;
т радиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:
очень умный человек учится на ошибках других,
просто умный – на своих,
а дурак не учится ни на чьих.
Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.
Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.
Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.
( Работа в группах. Розданы словари, энциклопедии. Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт» )
12 способов сделать школьный урок интересным
12 способов сделать школьный урок интересным
Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.
Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.
Как сделать уроки продуктивными
Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.
Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.
В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.
1. Установите правило светофора
Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.
2. Возьмите письменное согласие
Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.
Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять
Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.
3. Приводите жизненные примеры
В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.
Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.
При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.
Как превратить любой урок в интересный
Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.
4. Сделайте уроки комфортными
Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.
5. Создайте в классе территорию счастья
Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.
Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.
6. Используйте разные форматы
Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.
Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)
Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.
7. Продумывайте домашние задания
Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.
Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.
Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю
Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.
8. Начните с простого
Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.
9. Ищите поддержку
Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.
10. Думайте на перспективу
Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.
11. Изучите ФГОС
Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.
12. Зайдите в поиск
В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.
Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!
Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)