Как сделать спецэффекты в киностудии
Как делают спецэффекты в фильмах, какой софт используют и как этому научиться
Трейлеры ожидаемых фильмов обычно вызывают бурные обсуждения пользователей соцсетей. Однако в 2019 году ситуация иная: люди не принимают спецэффекты выходящих картин и просят их переделать. Так случилось с «Соником» — студия решила переделать изображение персонажа и выпустить одноименный фильм позднее, то же самое произошло с экранизацией мюзикла «Кошки», хоть и релиз картины пока не стали передвигать. Пользователи высмеивали творческие решения создателей кинокартин и плодили мемы, в которых спрашивали: что в этом году случилось с людьми, отвечающими за спецэффекты в киноиндустрии, — VFX художниками. Разобрались в специфике и особенностях этой профессии.
Спецэффекты в фильме «Железный человек». Источник: thefilmemporium.blogspot.com
Что такое VFX?
VFX — это визуальные эффекты (Visual Effects), которые создаются при совмещении отснятого реального материала и дополнительной обработки. Способы наложения бывают разные: либо люди снимают на фоне зеленого экрана, а затем добавляют изображение на компьютере (так сделана большая часть второй трилогии «Звездных войн»), либо меняют облик актера после съемки (добавляя костюм Тони Старку, например). VFX — это всегда постобработка. Для качественной работы специалистам нужны кадры, данные о свете, масштабы моделей и другая информация.
В зависимости от объема работ и характера материала, период работы над VFX может занимать как несколько месяцев, так и годы. Для примера, масштабные блокбастеры вроде «Мстителей» требуют больше времени на спецэффекты, чем непосредственно на съемку с актерами. Причем над эффектами работают одновременно несколько студий. К примеру, «Мстителей: Войну бесконечности» создавали совместными усилиями 15 студий. Общее количество специалистов по VFX, занятых в создании фильма на этапе постобработки, составило 2080 человек.
Спецэффекты в сериале «Игра престолов». Источник: youtube.com
Зачем столько людей?
Вместе они занимались разными этапами работы над компьютерными визуальными эффектами. Сначала свою работу представляют художники (20 человек), они создают концепт-арты, превизуализируя тем самым спецэффекты. Затем идет начальная проработка графики — 3D-моделирование (60 человек), которая разрабатывается глубже на следующих этапах: анимация (80 человек), а также освещение, затенение и текстурирование (120 человек). Над дополнительными природными эффектами, захватом движения и сведением всей работы работают еще около 600 человек.
VFX используют при создании только блокбастеров?
Совсем нет. Мало какие фильмы сейчас выходят без использования VFX технологий. К примеру, даже кровь и выстрелы в «Джон Уике», серии боевиков, построенных на каскадерских трюках и вдохновленных творчеством актера и режиссера Бастера Китона, сделаны с помощью постобработки на компьютере.
Спецэффекты в фильме «300 спартанцев: Расцвет империи». Источник: india.com
Дым, вода, выстрелы, взрывы — часто все это приукрашивают VFX художники. Кроме киноиндустрии, они также широко востребованы в рекламе и геймдеве.
История и влияние науки
Первые специалисты по визуальным эффектам в кино работали, естественно, без компьютерных технологий. В первой половине 20 века визуальные эффекты строились на таких методах, как анимированные модели (stop motion), крупномасштабная аниматроника и задняя проекция. Все перечисленное можно увидеть в Кинг-Конге 1933 года.
На развитие VFX в кино значительно повлияло подразделение компании Lucasfilm под названием Industrial Light & Magic, специально сформированная в 1975 году для работы над первой частью «Звездных войн». Именно ее сотрудники, молодые инженеры, фотографы и художники, собранные режиссером Джорджем Лукасом, впервые применили технику управления движением камеры, или «Моушен контрол» (Motion Control). В дальнейшем подразделение продолжило преодолевать границы возможного в компьютерных спецэффектах. Среди заслуг VFX художников студии: первые сгенерированные компьютером фрагменты и персонаж фильма, реалистичная текстура человеческой кожи и многое другое. T-1000 из фильма «Терминатор 2: Судный день», дракон из картины «Сердце дракона», Дэйви Джонс из «Пиратов Карибского моря: Сундук мертвеца», Железный человек в экранизации 2008 года — все это работа VFX художников Industrial Light & Magic. Подробнее об истории можно узнать в документальном фильме, озвученном Томом Крузом.
Современный софт для VFX и другие задачи специалиста
Сейчас для создания качественной картинки, которую сложно отличить от реальности, VFX художники используют самые разные программы. Для 3D-моделирования, анимации и визуализации — Autodesk Maya, 3DS Max (более широкий спектр инструментов моделирования ), Blender (бесплатная), Pixologic ZBrush. Для постобработки видеороликов — Adobe After Effects, Final Cut Pro и Nuke.
Создание спецэффектов. Источник: shutterstock.com
Однако требования к профессии не ограничиваются знанием определенного софта. Согласно сайту американского колледжа Rasmussen, в задачи художника VFX входят:
Где можно научиться VFX
В США есть вузы, которые предлагают студентам научиться программам, используемым для создания визуальных эффектов, как упомянутый колледж Rasmussen. Однако там можно найти множество специализированных онлайн-курсов. То же самое и в России. У нас можно найти такие предложения от VFXLAB, Screamschool, школы «Индустрия» и других.
Спецэффекты в фильме «Звездные войны». Источник: artofvfx.com
В Университете ИТМО можно пройти короткое обучение по использованию VFX в видеоиграх на программе «Технологии разработки компьютерных игр». Руководитель программы Андрей Карсаков так рассказывает о востребованности художников по визуальным эффектам в геймдеве.
«Если посмотреть, компьютерные игры — это сплошной VFX. Но последние пару лет игровые технологии начали активно проникать в индустрию визуальных эффектов для кино и телевидения. Современные игровые движки, VR и инструментарий, построенный на этих технологиях, позволяют воспроизводить достаточно реалистичную графику в реальном времени прямо во время съёмок, тем самым существенно упрощая съемки и сокращая время на производство финальной графики. Этот процесс называется Virtual Production. И некоторым из этих аспектов мы также обучаем на на нашей магистерской программе», — делится Андрей.
Что еще посмотреть о VFX
На YouTube можно найти множество видеоконтента о VFX: как документальные фильмы о студиях, один из которых мы упоминали ранее, так и различные видеоуроки. Большую популярность в последнее время получил развлекательный канал Corridor Crew. Его создатели, художники VFX, записывают ролики, где реагируют на работы коллег, предлагают доработки от себя, а также рассказывают о других профессиях в киноиндустрии. В частности, авторы разбирают трейлеры «Соника» и «Кошек», которых вызвали неоднозначную реакцию в сети.
Как делаются спецэффекты для кино: подробный гид по удивительному процессу
Современное кино поражает своими визуальным рядом — порой кажется, что их создатели могут сделать вообще что угодно! Но как им это удается?! Мы приглашаем вас на прогулку по офису одной из лучших мировых компаний-специалистов по визуальным спецэффектам (CG)!
В 2016 году лондонская студия MPC (Moving Picture Company) получила «Оскара» за свою работу над визуальными спецэффектами для диснеевской «Книги джунглей». Все джунгли и анимация созданы руками британских специалистов.
Единственный «настоящий» персонаж в ленте — молодой актер, играющий Маугли. Его нужно было аккуратно «синхронизировать» с движущимися объектами вокруг него. Как это сделать? На этом снимке Маугли держит в руках модель одного из героев картины и стоит на фоне синего экрана («хромакея»).
Далее (на этапе пост-продакшна) вместо синего фона и «болванки» добавляется компьютерная графика и задний план.
А вот — финальный кадр.
После того, как фильм снят, за дело берутся специалисты по трехмерному моделированию, аниматоры и другие эксперты из этой сферы. Они работают над каждым кадром при помощи специализированного программного обеспечения вроде Maya и Nuke.
Процесс создания спецэффектов требует и технических знаний, и творчества. ПО использует комплексные алгоритмы, а создание персонажей невозможно без серьезной экспертизы в самых разных отраслях знаний — начиная от анатомии и заканчивая физикой воды. В результате офис MPC буквально забит специализированной литературой и киножурналами.
Отснятый материал постоянно показывают «большим шишкам»: супервайзерам, руководителям департаментов, главному супервайзеру, отвечающему за спецэффекты в фильме и режиссеру. Для этого в офисе оборудованы уютные комнатки с проекторами. Результат предварительной работы показывают начальству до тех пор, пока не останутся довольны абсолютно все — ведь рендеринг финальных версий каждого кадра занимает очень много времени и вычислительной мощности.
Офис MPC заполнен постерами с изображениями былых успехов и концептами для грядущих проектов. Вот так, например, на одной из стен доминируют проекты «Прометея».
Некоторые изображения даже подписаны самими актерами лично.
На стенах развешаны футболки с принтами, посвященными отдельных проектам MPC — например, той же «Книге джунглей». В этом случае она призвана напоминать сотрудникам о выигранном «Оскаре».
Даже когда вам кажется, что «ну уж этот-то фильм точно снимали на реальной местности» — не верьте глазам своим. К примеру, тех же «Пиратов Карибского моря» делали на фоне обыкновенного синего (как вариант, зеленого) хромакея.
А вот финальное изображение. Хромакея нет, его место заняло море.
Небольшое видео о создании морских сцен фильма:
При соединении живого экшна и элементов компьютерной графики очень важно идеально «подогнать» друг к другу все элементы картинки, чтобы она выглядела достоверной.
Специалисты по компьютерной графике учитывают в своей работе над фоном и персонажами самые разные параметры: освещение, отражение, движения камеры и даже искажения от её объектива.
Визуальные эффекты чаще всего добавляются уже после съемок самой картины, но из-за крайне сложных современных технологий те же руководители отделов компьютерной графики обязаны присутствовать на съемках картин вроде «Прометея» для того, чтобы убедиться в том, что один кадр будет «состыковываться» со следующим.
Для того, чтобы синхронизировать два кадра вроде этих, команда спецэффектов собирает море справочной информации. Они фотографируют серебряные и хромовые шары для того, чтобы зафиксировать условия освещения, и пользуются лидарным 3D-сканированием для фиксации всей местности.
Детальные «справочные» фотографии были сделаны в Индии, но во время съемочного процесса «Книги джунглей» никто из его участников и близко не подходил к настоящим джунглям.
Природу создавали на компьютере — из прошедших через 3D-моделирование деревьев и животных и «сгенерированной» воды.
Для симуляции таких эффектов как вода, дым, пламя и большие группы людей используется специальное программное обеспечение. Например, на этой сцене с большим количеством людей из боевика «Война миров Z» реальный человек — только пилот на переднем плане.
ПО симулирует поведение реальных людей, так что в случае с толпой зомби из фильма «Война миров Z» алгоритмы, конечно, пришлось немного подкорректировать :).
Вот здесь более подробно:
Визуальные эффекты часто используются для создания фантастических персонажей — например, существ с Планеты Обезьян. Но в «Терминаторе.Генезис» компьютерные художники превзошли сами себя — при помощи своих технологий они «вернули молодость» легендарному Арнольду Шварценеггеру! Помолодевший Арни смотрелся более чем естественно — CG-специалисты сделали его «обычным» вплоть до мельчайших деталей. Потому что могут!
Еще одну «омолаживающую» операцию специалисты MPC проделали с Рейчел из «Бегущего по лезвию 2049». Они потратили на CG-модель год — но оно того стоило, ведь актриса выглядела ровно так же, как и в оригинальном фильме 1982 года. Изображение показывает невероятно «живую» компьютерную модель Рейчел из ленты 2017 года.
Появление «живой» Рейчел в новом фильме (2017 года). Обратите внимание — на лице актрисы отчетливо видны специальные точки. Они «снимают» информацию о её мимике.
Далее её лицо меняется на «компьютерное» от CG-модели.
Итоговый результат. Создается полное ощущение, что Рейчел не постарела ни на день.
При создании компьютерной модели всё начинается с 3D-скелета, каждая косточка в котором двигается реалистично. Затем на него наносят еще один уровень — мускулатуру.
И уже только потом на модели появляется кожный покров.
Последними за дело берутся специалисты по свету — они делают условия освещения такими же, как на съемочной площадке. Для этого они используют большие коллекции референсных фотографий и информацию, собранную ранее в процессе «обычной» работы на фильмом.
Эффекты в Киностудии Windows — самые лучшие примеры
Программа Киностудия Windows Live – настоящая находка для тех, кто стремится хотя бы освоить основы создания собственных роликов из имеющихся под рукой графических материалов. Презентация просто создаётся даже на основе одних двигающихся титров. Это отличные шпаргалки при проведении различных лекций, семинаров.
Киностудия Windows Live
Найти программу просто. Установочный файл мгновенно скачивается с официального сайта. А программа на компьютера находится при использовании стандартного меню Пуска.
Главное – заранее убедиться в том, что характеристики персонального компьютера соответствуют выставляемым требованиям. Сам пользователь выбирает, на каком языке работает Киностудия Windows, эффекты скачать не так уж сложно.
Особенности видеомонтажа
Даже новички не смогут застрять в программе, ведь интерфейс отличается максимальной простотой. С помощью кнопки «Добавления» надо просто импортировать все материалы, отснятые ранее. Не стоит расстраиваться, если изначальный порядок запомнить не удалось. Программа сама может настроить подходящую последовательность.
На видеодорожке появляются файлы. Уже на этом этапе пользователю становится доступной функция предпросмотра.
Перетягиванием мышки видеодорожек легко изменить существующую последовательность. Останется только добавить музыку, либо другие эффекты, если это необходимо.
Есть так же кнопка, отвечающая за запись закадрового текста. Можно добавлять обложки или заставки. Громкость звука так же легко меняется, при использовании отдельной вкладки.
Слайд-шоу и сохранение видео в Киностудии
Эффекты в киностудии Windows Live вместе с самими роликами создаются со следующей последовательностью:
Для сохранения видео достаточно нажать на значок, который находится в самом вверху, справа. Тут сразу же можно увидеть функцию, отвечающую за сохранение фильмов.
Варианты сохранения видео вообще могут быть разными. Например, отдельная вкладка используется, если потом надо будет разместить ролик на Youtube. Для компьютеров, мониторов с высоким разрешением, а так же телефонов различных компаний выставляются свои собственные параметры. Файлы можно публиковать сразу, пропуская функцию непосредственного сохранения.