Как сделать список публикаций
Как оформить список литературы, чтобы завкафедрой «и носа не подточил»?
Написать научную работу – еще полдела. Зачастую намного сложнее ее правильно оформить. Во многих случаях оформление списка использованной литературы является одним из самых сложных этапов при написании любой работы. Это объясняется запутанным характером информации, представленной в методических материалах и ГОСТах.
Кроме того, разные издательства и учреждения предъявляют различные требования к библиографическим спискам. Так, ВУЗы имеют свои представления о списке литературы, ВАК – другие, РИНЦ – третьи. Поэтому перед отправкой работы следует внимательно изучить требования именно того издательства, в которое вы эту работу отправляете.
Тем не менее все издательства руководствуются официальными документами. Поэтому целесообразно в своей работе использовать именно их. В любом случае, список использованной литературы должен соответствовать ГОСТам.
Важность правильного оформления списка литературы заключается еще и в том, что при его отсутствии работа помечается в РИНЦ как ненаучная.
Кем регулируются стандарты оформления списка литературы?
На данный момент в нашей стране действуют сразу несколько официальных стандартов, регламентирующих составление списков литературы:
При составлении списка научных трудов следует руководствоваться последними тремя списками, которые являются наиболее актуальными на текущий момент. Подробно с ними ознакомиться можно на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Такое разнообразие стандартов не облегчает жизнь ученого, особенно если он только встал на путь науки и не искушен в оформлении списков используемых источников.
Чтобы разобраться в этом вопросе, следует рассмотреть каждый из ГОСТов и узнать, что он регламентирует. Как следует из названия, стандарт 2003 года распространяется на библиографические записи и описания. Им стоит пользоваться:
Важно учесть, что ГОСТ 2003 года выпуска не распространяется на библиографические ссылки. Их регламентирует уже стандарт 2008 года.
И какому стандарту должна соответствовать статья ученого? Все зависит от того, считать ли список трудов в его работе списком библиографическим или списком цитируемых и упоминаемых в труде работ.
В этом случае следует воспользоваться уже накопленным опытом по составлению списков для научной работы. Так, стандарт 2003 года предъявляет излишне жесткие требования, которые являются чрезмерными даже для использования в серьезных научных изданиях. Поэтому им явно нецелесообразно пользоваться при написании студенческих или аспирантских работ. Это объясняется тем, что в этом ГОСТе содержатся лишние сведения.
У ГОСТа 2008 года обратная крайность. В нем имеется недостаточное описание всех тонкостей составления списка. Поэтому многие авторы выбирают золотую середину между этими двумя списками.
Существует также и более современный стандарт, разработанный в 2011 году. Он регламентирует составление списка литературы для диссертационных работ и авторефератов к ним. В его основе лежит образец 2003 года. Он внес некую определенность в составление списков.
Основные требования к оформлению научных работ
При оформлении списка литературы используемые источники следует указывать в следующей последовательности:
Рассмотрим примеры оформления каждого из них.
Оформление источника – книги
Чтобы добавить книгу в список литературы, следует последовательно указать следующие сведения:
Все данные разграничиваются строго определенными знаками препинания, которые наглядно представлены в нижеприведенном примере.
Сидоров А.О. Познавательная экономика. М.: Наука и жизнь, 2018.– 105 с.
Это – пример оформления книги, если не требуется строгого соблюдения правил. Однако при написании более серьезной работы требуется развернутое оформление списка:
Сидоров, А.О. Познавательная экономика: учебное пособие / А.О. Сидоров. – М.: Наука и жизнь, 2018. –105 с.
Оформление источника – статьи
Статья из периодического издания оформляется следующим образом: сначала указывается информация о самой работе, затем – об издании, в котором она опубликована. Две части разделяются между собой косой чертой. Пример оформления:
Иванов, В.И. Исследование проблем космоса / В.И. Иванов // Вопросы астрономии. – 2017.– №1.– С.12-14.
Оформление других источников
Далее в списке литературы указываются материалы по итогам конференций. Пример оформления:
Карасева И.О. Банковские риски и методы управления ими // Проблемы мирового банковского сообщества: межд. конф. (Екатеринбург, 28 мая – 01 июня 2017). Екатеринбург: Изд-во Вопросы банковского дела. – 2017.– С. 80-86.
Иногда в списке требуется указать ссылку на диссертацию или автореферат к ней. Они также подчиняются общим правилам составления списков. При этом вид работы указывается с помощью общепринятого сокращения («дис.»; «автореф. дис.»). Также следует обозначить ученую степень автора. Пример:
Сактин, Е.Г. Международный опыт становления банковского дела: дис.к.э.н.: 08.00.10 / Е.Г. Сактин.– Брянск, 2010. – 195 с.
Несколько иные требования предъявляются к оформлению источника на иностранном языке. В этом случае используется язык оригинала. В остальном правила остаются теми же.
Если в описанных выше источниках требования по оформлению более или менее схожи, то иначе дело обстоит с электронными ресурсами. В целом, принцип их оформления аналогичен описанному выше алгоритму, однако добавляется еще и следующая информация: в фигурных скобках указывается «электронный ресурс», а далее идет его описание, также обозначается электронный адрес страницы. Желательно указать и дату обращения к ней.
Пример: Шаповалов, М.А. Пруденциальное регулирование банковской деятельности: понятие, особенности, законодательный опыт Франции [Электронный ресурс]/ М.А. Шаповалов // Юридическая библиотека Юристлиб. – 2010. – Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_7213.html
Итак, чтобы правильно оформить список используемых источников, следует использовать определенные стандарты. Проще всего взять за образец уже готовую статью.
Как легко и быстро сделать в вордовском файле перечень своих публикаций, размещенных на 9111?
Краткое содержание:
После опубликования своих статей на сайте 9111, мы периодически отсылаем своих читателей к этим статьям.
Как сделать так, чтобы легко и быстро находить электронный адрес своей интернет-публикации?
Расскажу о приемах, которыми я пользуюсь.
Поскольку нам нужен инструмент, позволяющий при минимуме действий открывать свою статью или копировать её электронный адрес, используем вордовский файл.
Вордовский файл в отличие от файла, выполненного в «Блокноте», сохраняет гиперссылки.
«Блокнот» же, наоборот, очищает текст от лишних гиперссылок.
Первый прием
Все тексты своих публикаций можно сохранять в общем вордовском файле, в котором можно сохранять не только свои статьи, но и комментарии, а также интересную информацию.
Если название публикации оформить стилем «Заголовок», то это название отобразится в окошке «Навигатора».
Линейка прокрутки окна «Навигатор» позволяет быстро просматривать список публикаций, к названиям которых применен стиль «Заголовок». Двойной щелчок на названии нужной статьи отображает на экране монитора нужную страницу. То есть с помощью «Навигатора» можно легко и быстро перемещаться на нужную страницу многостраничного файла.
Для того, чтобы отобразить окно «Навигатора», выбираем команды «Вид» — «Навигатор».
После опубликования статьи на сайте 9111 электронный адрес размещения публикации я копирую в вордовский файл в следующую строчку после названия статьи.
Второй прием
Более удобен для использования перечень статей в отдельном вордовском файле, поскольку можно будет более эффективно пользоваться поиском по ключевому слову.
Итак, приступаем к подготовительной стадии создания перечня.
Для начала создаем пустой файл в текстовом редакторе типа Word, присваиваем ему имя, сохраняем.
Далее заходим в свой профиль на сайте 9111 и открываем весь список своих публикаций до самой первой. Если у Вас публикаций много, процесс создания списка потребует больших затрат оперативной памяти компьютера, поэтому нужно по максимуму закрыть все остальные программы, забирающие на себя резервы компьютера.
После того, как открыт весь список своих публикаций, придется «поиграться» с компьютерной «мышкой», чтобы найти такое положение, когда негативом начнут выделяться названия статей открытого списка.
Вести «мышку» нужно до названия самой первой публикации, не захватывая текст выше. Выполнение задачи требует сноровки: либо будет пропадать выделение негативом, либо захватится лишняя верхняя область. На выделение негативом текста с правой стороны от списка статей, можно внимание не обращать, оно не помешает. А вот выделение фрагментов окна выше списка публикацией может быть критичным. Скопированные в буфер обмена фрагменты просто не вставятся в вордовский документ. Об этом сообщит выскочившее окошечко: «Запрошенный формат буфера обмена недоступен».
Если такое произойдет, то нужный текст придется выделять негативом снова.
После того, как скопированный текст будет вставлен в вордовский файл, его сохраняют, а далее работают по приведению к удобному для использования виду.
Для начала убирают лишний текст, который попал в область копирования. Он расположен компактно, так что особых проблем с его удалением быть не должно.
У меня на сайте 9111 размещено 182 публикации, в вордовском документе получилась 51 страница текста шрифтом 12 с одинарным межстрочным интервалом.
На этом рисунке показан вордовский файл, в котором проделана часть работы по удалению пиктограмм и лишнего текста.
Как видно из рисунка, мы имеем список с работающими гиперссылками. Для того, чтобы открыть нужную статью, достаточно нажать клавишу Ctrl, а затем «мышкой» щелкнуть на название выбранной статьи.