Как сделать справочник по математике
Курсова работа по физике «Создание справочника по математике для уроков физики»
Содержание
Глава 1. Обоснование выбора темы и создания справочника…………….…. 5
Интеграция физики и математики…….………. ……………….….5
Темы физики и математики ………………….……. ………..…..8
Глава 2. Создание справочника для учащихся……………………………. …15
2.1 Этапы создания справочника……………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………….…. 32
Если в старших классах в связи с введением профильного обучения межпредметные связи физики и математики очень крепкие, ребята получают достойную подготовку, то в среднем звене проблема остается довольно острой[1].
Часто на уроках физики, можно отметить, что у учеников возникают трудности (особенно при решении задач) чисто математического плана
Могучий аппарат современного курса математики нужно максимально использовать в физике, как язык, без которого невозможно описание физических явлений, как орудие, как один из методов физических исследований
Тема курсовой работы: «Создание справочника по математике для уроков физики»
Целью курсовой работы является: Собрать материал по физике, который требует от учащихся определенных математических знаний, и создать справочник математических формул для успешного усвоения знаний, и решения задач.
Объект курсовой работы: Межпредметные связи физики и математики
Предмет курсовой работы: Технологический процесс создания справочника
До полного осуществления указанной цели поставлены следующие
Анализ литературы по теме курсовой работы.
Доказать необходимость интеграции физики и информатики.
Изучить и отобрать материал по физике и математике для создания справочника.
При выполнении курсовой работы использованы следующие методы:
Анализ, обобщение, синтез.
Глава 1. Обоснование выбора темы и создания справочника
Интеграция физики и математики
Идея интегрировать учебные предметы, позволяет многогранно связать уроки математики с историей, биологией, астрономией, и другими учебными предметами сильнее всех прослеживается связь с физикой. Как показывает практика, что не понимание многих вопросов из курса физики часто связаны с отсутствием навыков: анализа функциональных зависимостей, составления и решения уравнений, не умением приводить алгебраические преобразования, делать геометрические построения и ряда других математических выкладок. Школьная математика, для многих учащихся не интересна, как следствие из этого наблюдаем падение интереса к физике. Одновременное повышение уровня математических знаний, формирование логического мышления, осознание единства физических законов с элементарной математикой, начнут приносить свои плоды. Школьники почувствуют интерес, удовлетворение от учебного процесса, если заметят и поймут, что абстрактные математические формулы и уравнения имеют реальное воплощение в физических процессах, и наоборот, что физика как наука о природе должна быть описана не только словесно, но и научно обоснована и математически отображена[2].
Вопрос преемственности преподавания математики и физики можно решать легче в том случае, когда обучение этим двум дисциплинам осуществляется одним и тем же учителем, начиная с пятого класса. Разработав рабочую программу, так, чтобы основные темы математики, необходимые для изучения, а главное понимания физических тем, предшествовали соответствующим разделам физики.
Целесообразно пятиклассникам рассказывать о физике, которую они начнут изучать через два года. Донести до них мысль, что для успешного усвоения необходимы прочные знания по математике.
Особое внимание уделить таким темам как «Буквенные выражения», «Формулы», «Единицы длины площади и объема», «Десятичные дроби». Важность понимания первых простых формул они поймут быстрее, если провести некоторые уроки в кабинете физики, где они увидят много других формул, увидят их разнообразие и значимость.
В 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость», «Графики», используется система координат и показывается зависимости пути от времени, силы тока от напряжения и т.д. При объяснении тем «Длина окружности», «Площадь круга», стараться показать несколько простых опытов из физики на центробежной машине, маятники.
С векторной величиной учащиеся встречаются в 7 классе, хотя программа по алгебре позволит вводить понятие вектора и операций над ними только в девятом классе. Вот здесь должна прослеживаться интеграция; целесообразно провести урок, где вводится понятие силы как векторной величины. В этом же классе ввести понятие функции, графики функции и графическое изображение равномерного движения на интегрированных уроках, особое внимание уделить теме «Абсолютная и относительная погрешности», которая вызывает большое затруднение у учащихся во время выполнения лабораторных работ по физике. Устранить проблему можно используя «метод среднего арифметического».
В 8 классе важной для изучения физики является тема из геометрии «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике». Во время введения понятия sin и cos проработать, с учащимися вопрос о проекциях вектора на координатные оси с целью дальнейшего применения в физике[1].
Тема «Стандартный вид задач по физике», заслуживает пристального внимания и введения грамотной интеграции, зная, что учащиеся могут иметь
затруднения в упрощении вычисляемых величин и операциях с малыми
и большими числовыми значениями.
Изучение трудного и объемного материала по физике 9 класса, облегчится и станет доступным для учеников, если провести серию интегрированных уроков по темам «Квадратичная функция» и «Прямолинейное неравномерное движение».
Рассмотрим вопрос интеграции физики и математики в старших классах, который стоит более чем актуально. Темы по математике «Определенный интеграл», «Дифференциальные уравнения» и т.п. можно и нужно объяснять на материале из курса физики, а на практических занятиях, при решении физических задач использовать спектр математических методов.
Итак, пройдясь по курсу школьного образования, и рассмотрев, некоторые темы из двух предметов математики и физики мы видим, что обучение физике неизбежно зависит от качества преподавания математики и наоборот.
Проект по математике «Математический справочник»
Проект по математике
Моё село в числах и величинах»
Несколько столетий назад из села Покровское за непослушание барину выселены на пустырь несколько семей. Эти семьи разместились в низине, где были озера и болота и росла ольха.
На освоенных землях возникло село. Ольху со временем выкорчевали, а селу дали название Ольхи. Первое упоминание о селе относится в 1695 году . Эта дата считается основанием села.
Село Ольхи принадлежало барину Дубровину. У барина был зять Нарышкин. Тесть и зять поделили крестьян; одному достались четные дворы, другому нечетные.
Но зять Нарышкин крепко рассорился с тестем Дубровиным и поселил своих крестьян несколько севернее Ольхов. Таким образом, образовались два поместья в одном селе.
Крестьяне Нарышкина несли барщину. У Дубровина крестьяне стояли на натуральном оброке: они были вынуждены заниматься отхожими промыслами. Многие были мастерами по дереву.
После Октября 1917 года крестьяне получили надел земли 0,9 десятин на душу.
В селе в то время было два общества:
Во втором обществе в 1918 году было создано товарищество по совместной обработке земли, первое на Ухоловской территории. Но оно вскоре распалось.
К началу 1929 года село насчитывало 532 единоличных хозяйства.
Население составляло 2527 человек.
В 1929 году в селе Ольхи стали создавать коллективное хозяйство, в него вошли 40 бедняцких хозяйств.
В 1930 году большинство крестьянских хозяйств вступило в колхоз, к 1933 году коллективизация была завершена. Особенно окреп колхоз во время руководства Михаила Николаевича Якутина. В колхозе была открыта школа для взрослых по борьбе с неграмотностью. В 1934 году была открыта семиклассная школа. В 1969 приехал на работу Анатолий Иванович Зблыгин.20 лет руководил он хозяйством. За это время колхоз стал передовым в районе. При нем в селе были построены школа, детский сад, много жилых домов. В 1973 году проведен водопровод.
Село Ольхи является родиной известного революционера – большевика Ивана Ванифатьевича Присягина . Жители гордятся своим земляком, чтят его память.
. В природном отношении – это равнина, на севере и востоке сильно расчлененная долинами рек, многочисленными оврагами и балками.
Проект по математике «Справочник геометрических терминов»
МО Красноуфимский округ
МКОУ «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»
Справочник геометрических терминов
Исполнитель: Потапов Иван,
Руководитель: Корнилова Н.А.,
I квалификационная категория.
Глава I. Что такое справочник?
Первая книга – справочник по геометрии «Начала»————————5
Глава II. Этапы по созданию учебника-справочника
2.2. Второй этап – сборка электронного справочника—————————10
В начале 7 класса ястолкнулся с непростой ситуацией. Привычная за 6 лет математика почему-то превратилась в два новых предмета. А зачем? Почему геометрия и алгебра? Очень немногие воспринимают эти учебные предметы как элементы одной науки, зачастую применение алгебраических приемов при решении геометрических задач становиться совершенно непосильной задачей. Кроме того, оказывается, нужно знать достаточно большой теоретический материал, количество которого накапливается от урока к уроку. Причем проблема для нас учащихся в полный рост возникает при сдаче первого зачета. Это видно по результатам анкетирования, в котором участвовало 24 учащихся с 7 по 11 класс. /Приложение № 1/
18 человек считают, что алгебра легче в изучении, чем геометрия. Некоторые из нас теорию по геометрии или учат «как стихотворение», только механически, по принципу сдал-забыл, или не учат теоретический материал вообще. Из опрошенных потвердели это мнение 12 человек. Я думаю, проект позволяет не только усвоить математические знания, но и научиться самостоятельно их квалифицировать, выделять главное, находить и структурировать связи между изучаемыми предметами.
Не секрет, что именно геометрические задачи вызывают больше всего затруднений обучающихся. По результатам анкетирования видно, что большинство опрошенных не любят решать задачи. /Приложение № 5/ Возникают ситуации, когда для решения задачи не хватает знания формул, которые хочется быстрее найти и применить. При выполнении д/з по геометрии большинство не повторяет теорию. В основном пользуются записями в тетради, учебником и редко кто справочником по геометрии. /Приложение № 6/. Из 43 % опрошенных ведут тетрадь для правил, и пользуются на 50 % этими записями. /Приложение № 7/
Цель данной работы состоит в создании справочника геометрических терминов.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
Отобрать и систематизировать материал по основным понятиям и формулам школьного курса геометрии 7 класса;
Оформить текстовый материал в программе MicrosoftOfficeWord ;
Выразить в электронной форме текстовый материал в программе SiteEdit;
Изучить основные принципы работы данной программы;
Определить понятие «электронный справочник»
Сформулировать достоинства электронного пособия.
Глава I . Что такое справочник?
Первая книга – справочник по геометрии «Начала»
Геометрия возникла из практических задач. Ее предложения выражают реальные факты и находят многочисленные применения. В основе всей техники лежит геометрия, поскольку она появляется всюду, где нужна точность в определении формы и размеров.
Геометрия представляет собой науку о пространственных формах. Греческое словоозначает «землемерие». Геометрия изучает объекты реального мира в наиболее абстрактном виде, отвлекаясь от их конкретного содержания. Абстрактный характер геометрии позволяет широко применять в ней дедуктивный метод, т.е. логическое выведение закономерностей из небольшого числа основных положений (определений и аксиом).
Выработка абстрактных геометрических понятий явилась результатом длительного исторического процесса накопления геометрических фактов. Первоначальное установление геометрических фактов происходило экспериментальным путем на огромном числе частных примеров. Правила, полученные в этих частных случаях, обобщались на другие случаи.
Первая книга начинается определениями, из которых первые семь гласят:
Точка есть то, что не имеет частей.
Линия — длина без ширины.
Края же линии — точки.
Прямая линия есть та, которая равно лежит на всех своих точках. ( Ε ὐ θε ῖ α γραμμή ἐ στιν, ἥ τις ἐ ξ ἴ σου το ῖ ς ἐ φ’ ἑ αυτ ῆ ς σημείοις κε ῖ ται )
Поверхность есть то, что имеет только длину и ширину.
Края же поверхности — линии.
Плоская поверхность есть та, которая равно лежит на всех своих линиях.
За определениями Евклид приводит постулаты:
От всякой точки до всякой точки можно провести прямую.
Ограниченную прямую можно непрерывно продолжать по прямой.
Из всякого центра всяким раствором может быть описан круг.
Все прямые углы равны между собой.
Если прямая, пересекающая две прямые, образует внутренние односторонние углы, меньшие двух прямых, то, продолженные неограниченно, эти две прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых.
Геометрия широко применяется на практике. Ее надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, и художнику. Одним словом, геометрию надо знать всем.
Что такое справочник?
Справочник — периодическое издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.
Стремительный процесс компьютеризации на основе современных компьютерных систем, открывает и в образовании новые технологии. Одно из таких направлений – электронные справочники. Разработка электронных учебных пособий в настоящее время является актуальным направлением в развитии информационных технологий, направленных на помощь преподавателю и ученику в образовательном процессе.
Итак, введем понятие, электронные справочники – это средства обучения информационного типа, которые могут быть разработаны, также как учебники и пособия на основе мультимедиа, но они не предусматривают обратной интерактивной связи, перевода информации на уровень знаний и умений, а также не включают их контроля.
Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.)
По целевому назначению справочники различают на:
При разработке любого электронного справочника выделяют два этапа: первый – подготовительный, и второй – сборка электронного справочника.
Подготовительный этап включает: выбор источников для отбора содержания, разработку оглавления, переработку текстов в модули по разделам, выбор программы – конструктора, с помощью которой и будет создан электронный справочник.
2.1 Подготовительный этап
Выделил основные разделы, понятия, свойства геометрических фигур из всего изученного материала в текущем учебном году.
Сгруппировал весь материал по алфавиту. Не обязательно последовательность изложения материала в справочнике должна совпадать с последовательностью, предложенной автором учебника. Главное при работе над данным этапом: удобство использования справочника в следующем учебном году на уроках геометрии.
Продумал, что из теоретического материала будет включено в справочник, в какой форме. Составил содержание из 60 геометрических терминов. /Приложение № 8 /
Включил в справочник чертежи, которые помогут наглядностью восстановить в памяти доказательства теорем, этапы решения задач на построение, свойства геометрических фигур.
Введу некоторые определения нужные для создания справочника.
Модель сайта определяет общие принципы взаимного расположения и взаимодействия всех элементов сайта. Модель сайта, используемая SiteEdit, такова: Интернет-сайт состоит из страниц, страницы, в свою очередь, состоят из разделов, разделы – из записей.
Сайт можно сравнить с книгой. В нем есть страницы, разделы, статьи и записи.
Каждый указанный блок имеет свой приоритет:
Сайт состоит из страниц;
На страницах расположены разделы;
В разделах расположены статьи (объекты);
В объектах находятся записи.
Страница сайта состоит из:
Тела страницы (это вся видимая часть),
«ШАПКИ» (верхней части страницы),
«Меню» (главного и дополнительного),
нижней части страницы.
С точки зрения пользователя сайт – это набор взаимосвязанных страниц. Увязка страниц производится автором сайта на смысловом и на физическом уровне. Разговорные понятия и термины «Домашняя страница», «сайт», «веб-сервер» – взаимозаменяемы.
Страница сайта – это обособленная часть сайта, либо посвященная раскрытию какой-либо темы, либо являющаяся оглавлением. Таким образом, сайт можно сравнить с книгой, состоящей из страниц и снабженной оглавлением.
Карта сайта – это его оглавление. Она даёт наглядное представление о
структуре сайта.
Администратор – это владелец сайта, человек, имеющий полномочия изменять
информацию на сайте
Модератор – это человек, которому разрешено Администратором изменять
информацию на отдельной странице или в разделе сайта.
Посетитель – это любой человек, который запросил хотя бы одну страницу
сайта.
Основными характеристиками пользователя являются реквизиты доступа: логин (регистрационное имя) и пароль (секретное слово).
Раздел – это логический элемент страницы, который содержит в себе набор одинаково оформленных записей. Раздел задает способ отображения записей и допускает размещение в нем записей только одного типа.
Запись – это элементарная информационная единица сайта. Запись, как
правило, описывает некий объект, поэтому эти термины использованы здесь как синонимы. Основное содержание сайта состоит из записей. Тип записи определяет набор атрибутов, например, тип «новость» содержит заголовок, дату, изображение, краткое и полное содержание.
2.2. Второй этап – сборка электронного справочника
Ну а теперь давайте рассмотрим основные принципы создания справочника. В данной программе существует главное окно, которое состоит из меню и панели инструментов, которое включает в себя параметры пункта меню «Проект» /Приложение № 9/, с помощью которого мы и начинаем создавать наш справочник и экспортируем его в файл chm.
Пункт меню «Проект» содержит пункты подменю:
«Выход»/Alt+F4 – закрывает программу SiteEdit.
Параметры пункта меню «Редактировать»/Приложение № 12, № 13/, с помощью которого мы можем отменить действие, не затрагивая дизайна, вставить логотип, заголовок и так далее. Так же существует редактор содержания, внешний вид окна редактирования элемента. Можно вырезать, копировать и вставлять отдельные объекты, рисунки. Редактирование любого элемента сайта происходит в окнах редактирования. Чтобы вызвать окно редактирования выбранного элемента, необходимо нажать левой кнопкой мышки на «иконку» быстрого редактирования рядом с этим элементом.Редактор позволяет работать в текстовом режиме и режиме HTML-кода.Редактор содержит панель, на которой имеются элементы редактирования текста. Можно редактировать в режиме редактора или исходного кода. Можно вырезать, копировать и вставлять отдельные объекты делать текст или изображении в виде гиперссылки, удалять эту ссылку, связывать ссылку с почтовым адресом.Вставить рисунок, код автоматической даты (дата будет изменяться каждый день), горизонтальную линию; изменить имеющуюся таблицу, вставить новую.Кисточка удаляет HTML форматирование.Можно создавать нумерованный список и маркированный (в виде точек). Увеличить, уменьшить отступ текста влево или право.Изменить шрифт текста и размер текста.Сделать текст жирным, наклонным, подчеркнутым.Изменить цвет шрифта и выделить иным цветом часть текста или отдельное слово.
Выравнивание по левому краю/по центру/по правому краю/по ширине.
Доступна проверка орфографии и удаление стиля форматирования.
Можно включить или выключить фильтр (для HTML редактора).
В режиме кода доступны еще кнопки:
поиск слова или части текста, позволяет найти слово и заменить его на другое по всему тексту.
— позволяет создавать группы списков.
— переходит на другую строку
— вставляет пробел.
— вставляет кавычки.
2.3. Достоинства электронных справочников
Достоинствами электронных учебных пособий являются:
Мобильность, данный справочник имеет размер 4,82 Мб;
Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного справочника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном справочнике, не листая страниц, мы можем быстро перейти к нужному разделу.
Главное преимущество электронного справочника это возможность интерактивного взаимодействия между учеником и его элементами.
В заключении следует отметить, что умение учиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный справочник, в частности, по геометрии дает возможность каждому работать в своем темпе. Никто не торопит, не подгоняет. Для одного этот процесс протекает быстро, а с применением электронного учебного пособия, еще быстрее, при этом задаваемый преподавателем темп зачастую сдерживает его возможности. Для некоторых процесс освоения знаний идет медленнее, чем с преподавателем, при обучении приходится полагаться только на себя. В любом случае, в системе образования знания носят индивидуальный и личностный характер, и важно создать условия для развития способностей личности учиться и самоутверждаться.
В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. Приходит время, когда важным фактором становится владение техникой интеллектуальной работы, порождающей творчество.
В данном справочнике охвачен школьный курс геометрии за 7 класс, с помощью данного электронного пособия можно повторить темы, изученные раньше и рассмотреть новые. Анализ литературы по данной теме, показал, что практика использования электронных учебников и справочников значительно улучшает качество усвоения учебного материала учениками.
Развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых образовательных методик, что позволяет представить традиционные предметы, такие как геометрия, в более интересном формате, в результате чего повышается интерес и учебная мотивация к изучению данного предмета. Основная идея, заложенная в основе электронного учебного пособия, заключается в его универсальности и возможности легкой адаптации при использовании в различных учебных дисциплинах.
Процесс подготовки и использования электронного учебного пособия не требует специальных знаний и подготовки, так как основные принципы работы с программой SiteEdit просты. Достоинствами электронных учебных пособий являются: Мобильность, данный справочник имеет размер 4,82 Мб;
Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного справочника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном справочнике, не листая страниц, мы можем быстро перейти к нужному разделу. Нажимая на странице «Содержание» на нужный тебе термин, открывается нужный раздел.
Справочником можно пользоваться как в этом учебном году, так и в будущем учебном году. В течение всего учебного года учащиеся могут использовать мой учебник-справочник созданный в бумажном виде не только в качестве справочника (или шпаргалки), но и в качестве записной книжки, в которой появляются новые записи, дополняющие уже имеющиеся. А в конце учебного года на основе учебника-справочника по геометрии, созданного в 7-м классе в результате вышеописанной работы появится новый учебник-справочник по геометрии с информацией уже за два года изучения предмета: 7–8-й класс.
Скептики могут возразить: “Создана масса печатной литературы, которой может воспользоваться ученик при изучении геометрии. Это “Справочник для школьника по математике”, “Геометрия в чертежах” и так далее и тому подобное…”. Соглашусь только с тем, что действительно справочники есть. Но главное в описанной мною работе – это мое творчество, это моя большая самостоятельная работа, а учебник-справочник – это только результат работы, хотя и достаточно полезный.
Что даёт мне работа над созданием учебника – справочника по геометрии? Другими словами: какие положительные результаты. Такая форма самостоятельной творческой деятельности дает возможность мне и учащимся не только повторить учебный материал, причем неоднократно, но и увидеть целостную картину геометрических фигур, с их свойствами и признаками.
“ Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.