Как сделать сравнительную характеристику героев
Как составляется сравнительная характеристика? Рекомендации
Как написать сочинение со сравнительной характеристикой? Обычно в подобных работах вы должны показать сходство и различие между двумя предметами или персонажами.
Два типа сравнений
Вы можете либо изучить и подробно рассмотреть каждый объект или героя, дать ему отдельную характеристику, не делая различий и не пытаясь найти сходства, а можете указать на преимущества и недостатки каждого из них, намеренно сравнивая их и сразу анализируя и подводя итоги. Обычно пишущий может самостоятельно выбрать порядок определения сходства и различия.
Вот несколько советов. Всегда выбирайте двух героев или два объекта, которые имеют достаточно оснований для сравнения, чтобы набрать необходимое количество слов в сочинении. Оно должно быть объемом от 350. Требуется как минимум три пункта, по которым вы будете делать сравнение. Не забудьте в начале сочинения сформулировать тезис, который вы будете обосновывать, рассказывая читателю, с какой именно целью вы выбрали героев.
Существует два основных метода сравнения.
1. Дайте сравнительную характеристику герою или предмету отдельно в каждом пункте. Что это значит? Если вы, к примеру, выбрали сочинение по теме «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина», в данном случае можно рассказать сначала об одном герое, а потом о другом и уже в заключении сделать вывод.
2. Но более удобным считается второй метод, где сравниваются герои по пунктам. Имейте в виду, что вы можете сравнивать персонажей и из одной книги, и из разных произведений, если они либо похожи, либо один является прототипом другого.
Примерный план сочинения
Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)
1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.
2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.
3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.
4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.
6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.
Сопоставление двух произведений
Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.
Приблизительные темы для сопоставления персонажей
В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.
Пример сравнительной характеристики
Возьмем для сравнения два романа: «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и «Красный значок храбрости» Стивена Крэна. Оба эти произведения рассказывают о жизненном пути героев, которые начинают осознавать свое место в мире, пройдя через жестокую школу жизни. Вот некоторые сравнения, которые вы могли бы сделать:
Для написания сравнительной характеристики об этих двух героях романов, вы можете создать свой собственный список сходств. Обязательно объясните, как эти сходства (и различия) являются сопоставимыми для создания вашего тезиса. Вот пример: «оба персонажа, Гек Финн и Генри Флеминг, отправляются в путешествие, полное открытий, и каждый мальчик многое начинает осознавать, когда дело доходит до традиционных представлений о чести и мужестве».
Используйте план, чтобы сочинение имело правильную структуру. Сравнивая двух героев из разных романов, постарайтесь составить максимально подробный список их сходств.
Список можно продолжать долго. Если к нему подойти ответственно и скрупулезно, он поможет вам в работе.
Но не только в литературе говорят о подобной методике. Очень популярен такой вид работы на уроках биологии. Там уже говорят, например, о сравнительной характеристике классов плоских червей или однодольных и двудольных растений.
Презентация на тему Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сравнительная характеристика героев
Как писать сочинение?
Сопоставление и противопоставление
Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту).
Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев.
В одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.
Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.
Роль сравнительной характеристики
Сочинение – сравнительная характеристика.
Онегин и Татьяна.
План.
1. Вступление.
В чём смысл жизни – основной вопрос романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
II. Основная часть. Онегин и Татьяна.
1. Сходные черты:
1) сравнительно широкие познания;
2) проницательность ума;
3) независимость;
4) честность, правдивость во взаимоотношениях
Онегина и Татьяны;
5) одиночество в среде, к которой они
принадлежали по рождению.
2. Контрастные качества:
1)себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны:
а) в любви;
б) в других человеческих взаимоотношениях;
равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу.
III. Заключение.
1. Отрицание эгоизма и утверждение народных
начал в жизни человека – суть образов
Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
2. При каком условии жизнь может быть наполнена
высоким содержанием?
Итак, анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.
Темы сочинений по типу сравнительной характеристики
Для этой разновидности сочинений возможны
варианты, например:
Жизненные позиции Чацкого и Молчалина;
Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского;
Онегин и Печорин как выразители своих эпох;
Честь в понимании Печорина и Грушницкого;
Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы («Бесприданница») и Катерины («Гроза»);
Обломов и Штольц;
Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова;
Правда Раскольникова и правда Сони;
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова;
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона;
Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы;
Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина;
Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М.Горького «На дне»);
Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.
Как писать вступление и заключение?
Мцыри и Демон
ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ:
В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).
Чацкий и Онегин
ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель. » Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ
А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».
1.Дикой и Кабанова.
2.Борис и Тихон.
3.Трагедия чистой души: Лариса и Катерина.
4.Паратов и Карандышев.
5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова.
учитель русского языка и литературы
Колпакова М.Ю.
МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
✅ На балансе занятий — 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как составляется сравнительная краткая характеристика? Примеры
Примерный план сочинения
Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?
Смотреть галерею
Поэтому, сопоставляя образы, следует учитывать:
а) Их сходство и различие (социальное положение, образование и культурный уровень в сравнении, взгляды
и психология, характеры и душевные качества (в т. ч., например, один любит и чувствует природу, другой глух к ней и т. д.), поступки). Некоторые из этих критериев вы отнесете к разделу «сходство», другие — к разделу «различие». На основе этих фактов уже можно вывести какие-то соображения в виде тезиса.
б) Какая проблематика, какие конфликты объединяют героев (в случае, подобном «Онегину и Печорину») или сталкивают друг с другом (в случае типа «Чацкого и Фамусова»), А может быть так, что они и противостоят друг другу идеологически, и похожи по характеру, представляют собой сходные человеческие типы (как Базаров и Павел Петрович), т. е. есть основания для их объединения, признаки сходства, и в то же время велика разница между ними. Чем объясняется эта разница (изменилось время, другая социальная среда и т. д.)?
в) Можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы, дворяне и капиталист или два типа романтизма, как в случае Онегина и Ленского, истинный романтический герой и пародия на него, как у Печорина с Грушницким, истинный патриотизм Кутузова и индивидуалистическое честолюбие Наполеона или Александра I и т. д.
Раскрытие последнего пункта и означает переход на уровень обобщения. На этом могут основываться выводы сочинения. В выводах можно также проследить традицию (предшествующую или последующую): у кого еще встречается подобный герой, подобный конфликт.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)
1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.
2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.
3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.
4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.
6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви, и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.
Смотреть галерею
Как написать сравнительную характеристику двух героев?
Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).
Сначала сравните самые простые, «очевидные», характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.
Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один — «устал от жизни» (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой — думает только о себе (Раскольников).
Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.
Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери — молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.
Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное — труд.
Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.
Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?
Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.
Сопоставление двух произведений
Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.
Это герои одного произведения:
а) они встречаются как противники и идеологи противоположных сторон в одном произведении, как Чацкий и Фамусов; Базаров и Павел Петрович;
б) один из них — герой, другой — его «двойник», пародийный образ, профанирующий идеи героя или показывающий его недостатки в смешном, сниженном виде: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников;
в) они не противники, а скорее друзья, и до определенной степени близкие друг другу люди, но между ними несомненно должно обнаружиться различие (в чем оно состоит и чем объясняется?): Базаров и Аркадий Кирсанов, Онегин и Ленский, Онегин и автор.
Бывают и более сложные случаи
— Обломов и Штольц одновременно могут рассматриваться как случаи (а) и (в);
— Базаров и Павел Петрович, при всей их идеологической противоположности, показаны как люди, психологически близкие (именно поэтому, возможно, они так ожесточенно спорят друг с другом).
Приблизительные темы для сопоставления персонажей
В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.
Смотреть галерею
Это герои разных произведений:
а) принадлежат к одному социально-психологическому типу, как Онегин и Печорин. В то же время различия между ними могут быть вызваны разницей во времени (ср. высказывание о Лермонтове: «поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин);
б) на первый взгляд сильно различаются между собой, принадлежат к разным эпохам, возможно, различным социальным группам, имеют непохожие идеологические установки, верования, поступки и т. д., но оказывается, что есть определенное типологическое сходство между ними; например, один образ оказывается развитием другого — более раннего типа — в другой исторической обстановке (это такие темы, как «Печорин и Базаров», «Базаров и «лишние люди», «Обломов и «лишние люди»).
Как можно заметить, в основе сопоставления всегда лежит нехитрая логическая структура: есть общее, но есть и различия, которые объясняются тем-то и тем-то.
Главное — не подать эту мысль прямолинейно, в качестве вступления или вывода. К сожалению, типичен случай, когда абитуриент пишет: «Онегин и Печорин имеют много общего, но есть у них и различия», — и думает, что это «потянет» на тезис сочинения. Такая работа производит впечатление пустой, бессодержательной «отписки». Мы говорим об этой логической структуре как о схеме, «скелете» сочинения, но на него должна быть нанизана живая плоть: ваши рассуждения, аргументация, подкрепленная примерами из текста.
У нас очень дружный и хороший класс. Конечно, бывают и ссоры между учениками, но редко. Каждый из учеников чем-то выделяется среди других — примечательной внешностью, умением что-то делать лучше других, поведением и характером. Хочется написать о многих учениках, но я напишу только о двух настоящих друзьях, совершенно непохожих друг на друга — это Данила и Тимофей.
Они неразлучны с первого класса — в школе сидят за одной партой, вместе делают уроки после школы и занятий в кружках. Вместе идут в школу или домой, потому что живут в одном доме.
Данила — круглый отличник. Он очень тихий и скромный. Не участвует в шумных играх на перемене, а сидит и читает книгу о шахматных партиях. Увлекается шахматами он очень давно, имеет первый юношеский разряд и всегда участвует в школьных и районных олимпиадах по шахматам и математике. Математику он тоже любит. Любая, даже очень сложная задача, у него решается сразу. Пока весь класс еще только читает условие задачи, у Данилы уже есть готовое решение. Данила очень много читает и с ним интересно разговаривать обо всем на свете. И еще он не жадный, как некоторые отличники. Всегда дает списать домашнее задание, если не успеешь подготовиться к уроку. Но он не просто дает списывать, а объясняет задачу или упражнение. Поэтому одноклассники его не просто любят, а уважают. В будущем Данила хочет стать профессором математики и совершить какое-нибудь научное открытие.
Тимофей — хорошист. Он немного не дотягивает до отличника, потому что очень подвижный и неусидчивый. Тимофей — первый заводила в классе во всем. Без него не обходится ни одно происшествие — то вмешается в драку между ребятами из соседнего класса, то притащит в школу котенка в сумке, то окно разобьет, то начинает смешить всех на уроке. За это его часто вызывают к директору и снижают отметку за поведение. Но учится он все равно хорошо, потому что занимается спортом — у него черный пояс по айкидо. Спорт его дисциплинирует в учебе, но не в поведении. Несмотря на то, что Тимофей очень добродушный, он всегда может постоять за себя и защитить других. Тимофей еще не знает, что будет делать после школы. У него много планов и каждый день они разные.
Внешне друзья дополняют друг друга своей непохожестью. Данила — маленький, худой и темноволосый, выглядит даже младше своего возраста. Тимофей — высокий, крепкий парень спортивного телосложения и с волосами пшеничного цвета.
Общее у них обоих — это увлечение компьютерными играми в свободное время. Правда и здесь они предпочитают разные игры. Данила отлично разгадывает квесты, а Тимофей почти всегда выигрывает в шутере. Но друг на друга они не обижаются, ведь это всего-навсего игра.
Вот такие непохожие, но тем не менее лучшие друзья учатся в нашем классе.