Как сделать сравнительный анализ определений
Тема: Сравнительный анализ определений
Цель работы: Овладение навыками анализа определений (дефиниций) и правилами их построения.
1. Определить вид определения и модель его построения
2. Овладеть навыками критического анализа определений в соответствии с требованиями логики.
3. Осуществить самостоятельное построение определения
Используя научную и справочную литературу провести сравнительный анализ определений по теме исследования, данные представить в таблице в соответствии с примером:
Тема исследования: Мода и современная молодежная культура
1. Конспект лекции «выбор темы научного исследования»
Тема: Современный документальный поток
ЗАДАНИЕ:
1. Дать библиографическое описание документа (книга, статья, диск,картинка)
2. Заполнить следующую таблицу
Знаковые средства закрепления информации | Широта распространения информации | Целевое назначение | Регулярность выхода в свет | Степень аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации | Материальная конструкция | Объем издания |
Контрольные вопросы:
1. Перечислите свойства документа.
2. Назовите функции документа, присущие всем видам и типам документов.
3. Что такое классификация документа.
4. Назовите основные виды документов по способу изготовления.
5. Перечислите элементы внешней и внутренней структуры документа.
Список литературы
1. ГОСТ 7.60-90 Издания. Основные виды. Термины и определения. – М., 1991
Тема: Технология цитатоповедения
Цель работы: овладеть навыками цитирования и введения библиографических ссылок в текст
1. Познакомиться с различными видами цитирования
2. Освоить способы введения цитат и библиографических ссылок в текст научного документа
3. Приобрести навыки оформления цитат и библиографических ссылок
примеры цитат, «Правила оформления цитат», «Виды и способы введения библиографических ссылок в текст научного документа»
Задание 1.Используя различные способы, ввести одну и ту же цитату разными способами в текст.
Задание 2.Используя различные способы ввести библиографические ссылки в текст.
Список литературы
1. ГОСТ 7.60-90 Издания. Основные виды. Термины и определения. – М., 1991
2 Конспект лекции по теме «Работа с научной литературой»
Раздел: Структура и написание реферата, курсовой и дипломной работы
Тема:Технология подготовки научно-исследовательской работы
Цель работы: овладение навыками выделения объекта, предмета, цели и задачи в научно-исследовательской работе
1. Познакомиться с правилами оформления научно-исследовательской работы
2. Приобрести навыки выделения объекта, предмета, цели и задач работы
Задание 1.Выбрать известную сказку
Задание 2.Используя приложение 9 в данном учебном пособии оформить по правилам титульный лист к сказке, оглавление
Задание 3.Выделить объект, предмет, цель и задачи выбранной сказки
Список литературы
Сравнительный метод исследования. Сравнительно-правовой метод
«Все познается в сравнении», как гласит известная мудрость. Иначе как узнал бы человек о возможностях своего развития, о том, как живут другие люди и народы, какие условия он может создать, чтобы усовершенствовать свою жизнь? Сравнение присутствует во всех проявлениях существования человека. И не только в обыденной жизни.
Еще Маркс и Энгельс разграничивали эти термины, поскольку метод предполагает специальную организацию, подготовку, следование принципам. Они также отводили основную роль сравнительному методу в формировании диалектического взгляда на природу.
Характеристика сравнительного метода
Сравнительный метод в научном познании используется для сопоставления более двух исследуемых объектов с целью выявления в них общего и различного, построения классификаций и типологий. К таким объектам могут относиться различные идеи, результаты исследований, явления, процессы, качественные характеристики предметов и прочее.
Данный метод относится к общенаучным эмпирическим, позволяет получить теоретические знания и является универсально используемым. Он есть основой для многих прикладных исследований, поскольку позволяет на основании отличительных признаков объектов создавать их группы. Эти классификации используются в последующих изучениях как основа.
Примеры сравнительного метода могут быть проиллюстрированы на основании его форм:
Где используются сравнительные методы исследований?
Сравнительный метод является одним из наиболее универсальных в теории и практике познания, поэтому его используют многие науки:
Сравнительный метод в психологии
Широкое применение сравнительный метод исследования получил в разных отраслях психологической науки. Он позволяет сравнивать свойства личности, развитие психики, характеристики групп людей и делать выводы о механизмах генезиса и причинах появления различий в исследуемых объектах.
«Метод поперечных срезов» как сравнительный метод в психологии позволяет определить развитие одной и той же психической функции или свойства у разных групп людей. Например, сравнить уровень развития интеллекта у школьников разного возраста, разных социальных групп или учеников различных форм и программ обучения. Существует также «метод продольных срезов», или лонгитюдный. Он отличается от сравнительного тем, что исследуется один и тот же объект на протяжении длительного времени его существования. Это делается с целью проследить изменения, которые происходят с этим объектом со временем.
Возможности сравнительного метода в психологии
Все типологии личностей, классификации по определенному признаку людей в психологии созданы благодаря использованию сравнительного метода. Даже постановка эксперимента включает этот метод на этапе оценки эффективности влияния каких-то переменных. В этом случае сравниваются исходные данные и полученный после экспериментального влияния результат.
Наряду с другими организационными методами (лонгитюдным, комплексным), сравнительный метод в психологической науке незаменим. Без него все психологические группы были бы разрозненными единицами, не существовало бы классификаций профессий, типов личности, характеристик возрастных этапов и т. д. Поэтому данный метод можно по праву считать способом упорядочивания знаний и прогнозирования изменений.
Недостатки сравнительного метода в психологии
Среди недостатков, которые, как и любой другой метод, имеет сравнительный, можно назвать:
Все преимущества и недостатки выбранного метода определяют возможности его использования. Конечно, для обширного исследования одного способа получения и систематизации информации недостаточно.
Сравнительно-правовой метод
Сравнительно-правовой метод в методологии государства и права является одним из основных способов познания. Он предполагает сравнение процессов, явлений и понятий юридического характера с целью изучения их сходства, выявления причин отличий. Такое сопоставление позволяет понять, каким образом происходило их развитие и видоизменение, в какой последовательности это совершалось, и создавать классификации таким явлениям.
При изучении зарубежного опыта правоведения государство может совершенствовать собственную юридическую систему, отказываться от устаревших несовершенных методов работы и использовать положительный опыт в развитии своего законодательства.
Своим появлением в юриспруденции данный метод обязан достижениям других технических и социальных наук: математике, кибернетике, психологии.
Практическое значение сравнительно-правового метода
Методы сравнительного подхода включают различные способы сравнения:
Сравнительное правоведение и его аспекты
Сравнительное правоведение рассматривается в специализированной литературе в трех основных аспектах:
Более современным считается третий подход, поскольку он признает, что сравнительное правоведение может быть отдельным методом всей юридической науки, который позволяет изучать перечисленные вопросы, а также может быть самостоятельной наукой, поскольку имеет свой предмет исследования, сферу применения и практическое значение.
Основные принципы сравнительно-правового метода
Как и любой научный способ познания, методы сравнительного подхода реализуются благодаря соблюдению основных принципов:
Практическое значение сравнительных методов исследования
Сравнение, сравнительный анализ
В исследовании сравнениемназывается установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона.
Суть метода сравнительного анализа относительно проста: сопоставление отдельных свойств явлений и процессов в системах управления с целью обнаружения их сходства и различий.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.
2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению.
Так, формально сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, различные условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко прийти к методологической ошибке, ведущей к односторонним выводам. Если же учесть эти параметры, то станет ясным, в чем причина и где кроются действительные истоки методологической ошибки. Такое сравнение уже даст истинное, соответствующее реальному положению дел представление о рассматриваемых явлениях.
На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, например,
— об их однородности,
— более или менее аналогичном содержании,
— общей направленности их развития и т.д.
В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений или процессов могут быть использованы для изучения других.
Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений и процессов указывают на их специфику и, возможно, уникальность некоторых из них.
Из сказанного следует, что метод сравнительного анализа в значительной степени основан на таком общенаучном методе, как аналогия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др.
Этим методам соответствует и система категорий, т.е. наиболее общих понятий, в рамках которых совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа:
-«сравнение», «сходство», «различие»,
-«объект сравнения», «субъект, осуществляющий сравнительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установками и ценностными ориентациями),
-«угол видения» сравниваемых явлений»,
-«сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их исследования),
-«однородность» и «неоднородность» исследуемых явлений и процессов,
-«метод сравнения» и др.
Сравнительный анализ способствует критическому пересмотру взглядов исследователя на те или иные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то отдельной системы управления и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других систем.
Тем не менее при сравнительном анализе будут выявлены специфические особенности, характерные для разных систем управления, которые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прежних взглядов.
Итак, сравнительный анализ различных явлений и процессов системы управления способствует более глубокому познанию их общих свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран.
Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта управления разных стран, расширения сотрудничества с ними в различных сферах общественной жизни.
Каков же механизм сравнительного анализа?
Ранее уже упоминались некоторые составляющие механизма сравнительного анализа систем управления:
—общенаучные методыпознания (аналогия, анализ, синтез и др.) и
—логический аппарат(прежде всего система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).
Рассмотрим теперь такую процедуру сравнительного анализа, как
—сегментация: деление целого на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвержены сравнительному анализу, при этом выделяются однотипные явления, что позволяет осуществить их сравнительный анализ более подробно и глубоко.
Объектамисравнительного анализа могут стать
— различные подсистемы и их элементы;
— субъекты этих процессов: социальные группы, отдельные личности.
Сегментация как способ сравнительного анализа предполагает изучение не только структурных свойств изучаемого явления, но и характера его функционирования в рамках целого (например, сравнительный анализ деятельности различных категорий персонала управления).
Другими важными составляющими (этапами) сравнительного анализа являются
— обработка полученных данных,
— их систематизация и научное толкование, которое включает в себя одновременно анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции.
В любом случае надо показать
—обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий,
-вскрыть их природу,
-непосредственные причины их появления, а также их
В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть
-сформулированы полезные практические выводы.
Сравнительный анализ может играть существенную роль в прогнозированииуправленческихпроцессов.
Утверждается (и не без оснований) что прогноз, построенный на основе сравнительного анализа, обладает хорошей надежностью, особенно в случаях краткосрочных прогнозов, и остается одним из самых многообещающих подходов в исследовании систем управления.
Измерение
Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся его основой. Однако в отличие от сравнения, измерение является более мощным и универсальным познавательным средством.
Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами.
Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:
-единицы измерения, т.е. эталонного объекта;
-измерительного прибора (приборов);
При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, в спортивных соревнованиях измерение длины прыжка при помощи рулетки, измерение длины ковровых покрытий в магазине и т.п.).
При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Например, зная размер и вес строительного кирпича, можно измерить удельное давление (при соответствующих расчетах), которое должен выдержать кирпич при строительстве многоэтажных домов.
Эксперимент
Преимущества эксперимента по сравнению с наблюдением:
1. В ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что всякого рода «побочные» факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследователь получает точное знание именно об интересующем нас явлении.
2. Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях: при сверхнизких и сверхвысоких температурах; при высочайших давлениях; при огромных напряженностях электрических и магнитных полей и т.п.
Работа в этих условиях может привести к обнаружению самых неожиданных и удивительных свойств у обыкновенных вещей и тем самым позволяет значительно глубже проникнуть в их сущность. Примером такого рода «странных» явлений, открытых в экстремальных условиях, касающихся области управления, может служить сверхпроводимость.
3. Важнейшее достоинство эксперимента — его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании.
Метод сравнения
Сравнение является универсальным методом познания, и оно используется в экономическом анализе очень часто, как в качестве самостоятельного приема, так и в составе других методов.
Сравнение – это сопоставление изучаемого объекта с уже изученным для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются отличия или изменения в уровне и состоянии исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.
С помощью сравнения решаются следующие основные задачи:
– выявление причинно-следственных связей между явлениями;
– проведение доказательств или опровержений;
– классификация и систематизация явлений.
В анализе чаще всего используются следующие разновидности сравнений:
1. Сравнение фактических значений показателей отчетного периода (отчетной даты) с данными прошлых периодов (предыдущих дат). Это дает возможность оценить направление и скорость изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов. Этот тип сравнений называют временным сравнительным анализом.
2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановым. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, выявления неиспользованных резервов.
3. Сравнение фактических значений показателей с утвержденными нормами и нормативами. Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необходимо для контроля соблюдения установленных нормативов, выявления экономии или перерасхода ресурсов, для оценки степени эффективности их использования и для определения утерянных возможностей.
4. Сравнение уровня показателей изучаемого объекта со значениями показателей других объектов. Например, уровень рентабельности анализируемой фирмы можно сравнить с уровнем рентабельности фирмы-конкурента или с уровнем рентабельности лучшей в данной сфере деятельности фирмы. Сравнения этого типа позволяют выявлять и перенимать положительный опыт; они используются в конкурентной борьбе. Сравнение разных объектов называется пространственным (или межхозяйственным) сравнительным анализом.
5. Сравнение показателей исследуемой организации со среднеотраслевыми данными. Такое сравнение используется для более полной и объективной оценки уровня развития организации, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты ее хозяйственной деятельности.
6. Сравнение параллельных и динамических рядов показателей. Сравнение этого типа используется в экономическом анализе для определения формы и направления связи между разными показателями. С этой целью значения одного из показателей необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.
7. Сравнение разных вариантов планов, проектов, управленческих решений для выбора оптимального варианта.
8. Сравнение значений показателей до и после реализации плана, проекта, управленческого решения для оценки их качества.
Описанные в предыдущей главе горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ также являются по своей сути сравнениями. Горизонтальный и трендовый анализ – это временной сравнительный анализ, а вертикальный анализ – это сравнение части и целого, сравнение отдельных частных показателей с итоговым с целью выявления вклада этих показателей в общий итог.
Сравнение двух и более значений одного и того же показателя называется одномерным. Таковым является, например, сравнение курса ценной бумаги на разные даты. При наличии шкалы такое сравнение не вызывает затруднений: все сравниваемые значения можно проранжировать в порядке возрастания, определить лучшее и худшее значения и т. д.
Сравнение двух и более значений двух и большего количества показателей называется многомерным. По результатам такого сравнения бывает трудно сделать однозначный вывод. Например, необходимо сравнить два предприятия и выявить, какое из них лучше, по двум показателям: по рентабельности и по производительности труда. Если рентабельность выше у первого предприятия, а производительность труда лучше на втором, непонятно, как же определить лучшее из них.
Чтобы избежать неоднозначности выводов, многомерное сравнение нужно свести к одномерному. Для этого используются специальные методы, называемые методами расчета комплексной оценки. Суть этих методов – в замене нескольких показателей, по которым проводится сравнение, одним показателем (комплексной оценкой).
Коэффициентный метод (метод расчета относительных величин)
В экономическом анализе очень широко применяется так называемый коэффициентный метод. Коэффициент – это относительный показатель, безразмерная величина, он является результатом деления одного абсолютного показателя на другой. Абсолютные показатели в экономике чаще всего являются результатом учета (бухгалтерского, статистического и т. д.). Путем деления одного абсолютного показателя на другой можно сопоставить их величины, определить долю одного показателя в другом, определить расход ресурса на каждую единицу получаемого экономического результата и т. д.
Название «коэффициентный метод» не совсем точное, так как на самом деле в его рамках рассчитываются не только коэффициенты, но и другие относительные величины: процентные соотношения, индексы и такие размерные величины, как фондоотдача, производительность труда и пр. Более точное название метода – «метод расчета относительных величин».
Выше перечислены разновидности относительных величин по форме. По содержанию различают относительные величины динамики, уровня выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и эффективности.
Динамику, то есть изменение показателей во времени, характеризуют относительные величины динамики: индексы, темпы роста и прироста. Например, индекс инфляции характеризует уровень покупательной способности денег в один момент времени по отношению к другому. Методы расчета и использование показателей динамики подробно будут описаны ниже, в разделе о методах экономической статистики.
Относительная величина уровня выполнения плана рассчитывается как отношение фактического значения показателя к запланированному и, таким образом, характеризует уровень выполнения плана по какому-либо показателю (назовем его П). Как правило, такая величина выражается в процентах:
100.
Относительные величины структуры используются, чтобы рассчитать вклад какого-либо частного показателя в общий итог, оценить значимость отдельных составляющих по отношению ко всему объекту. Например, коэффициент мобильности характеризует долю оборотных активов в общей сумме активов организации (которые, как известно, складываются из оборотных и внеоборотных активов):
.
Кроме долей, структуру можно характеризовать показателями удельного веса (они выражаются в процентах).
Относительные величины координации характеризуют соотношение между двумя частными показателями, входящими в общий итог. Они позволяют определить, во сколько раз один показатель больше или меньше другого, или установить равенство между ними. Например, коэффициент финансового риска представляет собой соотношение между величинами заемного и собственного капитала организации и характеризует, во сколько раз заемный капитал больше собственного:
.
Относительные величины интенсивности применяются, в основном, для макроэкономического анализа. Они характеризуют степень распространенности какого-либо явления или уровень развития какого-либо процесса. Это, например, такие показатели, как уровень смертности, безработицы или заболеваемости гриппом. Эти показатели рассчитываются в человеках на 1 тыс. населения.
Относительные величины эффективности наиболее востребованы в экономическом анализе. Они представляют собой отношение величины экономического эффекта к величине (или затратам) ресурса, который был использован для достижения эффекта:
.
Соответственно, их значение характеризует величину эффекта в пересчете на единицу ресурса. В качестве экономического эффекта может выступать сумма дохода, объем продукции, сумма прибыли и т. д. Наиболее известны такие показатели эффективности, как показатели рентабельности или показатели отдачи ресурсов (фондоотдача, материалоотдача и т. д.). Например, материалоотдача – это объем продукции, произведенной с каждой единицы затрат материальных ресурсов. Она рассчитывается следующим образом:
.
Расчет любой относительной величины – это, по сути, сравнение двух абсолютных величин. Таким образом, коэффициентный метод – это развитие метода сравнения.