Как сделать сравнительный анализ стихов

Справочный материал по литературе на тему «Сопоставительный анализ стихотворений»

Сравнительная характеристика стихотворений

Сравнить темы стихотворений; сопоставить основную мысль одного стихотворения с основной мыслью другого стихотворения (сопоставить основные мысли можно и в конце работы).

Стихотворение (чьё? какое?) и (чьё? какое?) объединены общей темой – (какой?)….
Близки они и в идейном отношении: (доказать!)…. ИЛИ…. В идейном отношении они отнюдь не близки….. (доказать!).

Сравнить композицию стихотворений: на какие части их можно разделить? Почему вы так решили? Поясните.

В стихотворении (чьём?), на мой взгляд, чётко выделяются…. Сколько частей? Какие? О чём говорится в каждой из них?
Стихотворение (чьё?) может быть разделено на…. Сколько частей. Какие? О чём говорится в каждой из них?

(Какая?) часть связана с описанием…… (чего?)
В (какой?) части автор размышляет о …..
В (какой?) части появляется образ (Чего? Какой?)….

Сравнить образную систему стихотворений: каковы ключевые образы рассматриваемых стихотворений, что они символизируют (если образы символичны).
Ключевым образом стихотворения является… (какой образ?)….
Кроме того, возникает и образ… (какой? чего?)……
(Что?), как мне кажется, символизирует…. (что?)
Образная система второго стихотворения значительно отличается от…./Образные системы рассматриваемых стихотворений во многом похожи. Так, …

Анализ использованных автором изобразительно-выразительных средств (в скобочках приводить примеры – цитаты из текста). Анализ должен коснуться каждого из стихотворений.
…..эпитеты («серебряный голос»; «изумрудная листва»…).. (какую функцию выполняют? Что помогают изобразить, подчеркнуть, передать. ); приём бессоюзия делает поэтическую речь более стремительной, передаёт динамику описываемых событий… и т.д.

Укажите стихотворный размер, тип рифмовки в стихотворениях.

Например, стихотворение (чьё?) написано трехстопным ямбом с элементами пиррихия, использована перекрестная система рифмовки. Дактилическая рифма делает поэтическую речь особенно плавной, мелодичной. А стихотворение (чьё?), напротив, …..

Каким настроением проникнуты стихотворения? Какие ассоциации у вас возникли во время чтения? Вспомнилось ли вам что-то из прошлого? / Вспомнились ли вам картины каких-либо художников (или какая-либо музыка – укажите название композиции и её автора)? Почему? Что их роднит с этими стихотворениями? Чьё стихотворение вам понравилось больше и почему?

Источник

мне нужен план сравнительного анализа стихотворений. Помогите, плиз

Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.

«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

«С добрым утром» — лирическое произведение, пейзажная лирика.

Тема: описание рассвета — спокойного и прекрасного природного явления, пробуждение природы под первыми лучами летнего солнышка.

Стихотворение насыщено изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.

С самого начала завораживает аллитерация: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.

Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись», «растрепали», «шелестят», «горят». Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.

И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром», далее следует олицетворение «качаясь, шепчет шаловливо», и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!

Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.

Перекрёстная рифма, наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.

Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.

Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали», «берёзки улыбнулись», «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.

Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.

Источник

Сопоставительный анализ стихотворений

Как сделать сравнительный анализ стихов

Сопоставительный анализ стихотворений.

1. Что позволяет сопоставить эти произведения? Общие тема,
проблема, жанр, состояние лирического героя.

2. Как строится художественный мир каждого стихотворения? Индивидуальные находки автора, их роль в развитии идеи? Помните, что «. поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу» (А. Блок).

3. В чем заключается главная мысль каждого стихотворения? И насколько она оригинальна? Чем может быть объяснена?

Филологический анализ эпического произведения

1. Прочитайте текст.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественный, публицистический, научный, научно-популярный)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуж­дение).

5. Определите жанр текста. (Эпизод художественного произве­дения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.). Какое настроение преобладает в тексте?

6. Определите тему текста.

7.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических кон-

струкций и интонаций).

10.Как соотносится начало и конец текста?

11.На каком приеме/приемах построен текст? (Сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Понаблюдайте над лексикой текста:

— найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю;

— найдите опорные слова в каждой части текста; найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

— обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);

— выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

— обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнит, олицетворения).

14. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, безличных, определенно-личных, употребление инверсии, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и т. д.).

15.Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не toлько выражение определенной мысли, но и передачу какого-либо чужого настроения, состояния.

16. Каково ваше впечатление от текста?

17.Для лучшего понимания текста сравните его с другим произведением автора (или с другими текстами русской или мировой литературы).

Ещё один анализ лирического произведения

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

— ассоциации, которые вызывает стихотворение;

— настроение, которое создает стихотворение

— мысли, которые оно вызывает

— факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

— рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

— суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

— цитата из стихотворения;

— отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т. д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею, можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить ихсмыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр.

— эпиграмма (сатирический портрет)

— элегия (стихотворение медитативного характера)

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

3) Композиция.

Деление на смысловые части

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

· Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

В рабстве спасённое
Сердце свободное

Золото, золото
Сердце народное!

Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т. е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

Нарушения метрического ударения:

Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).

«В красе негаснущих страстей».

Перрихий — чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А. Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой.

Рифма – инструмент в поисках смысла. (О. Мандельштам)

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмующихся строк)

перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т. п.) Зачем?

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм) Зачем?

Морфемика (роль некоторых морфем)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

— оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

анафора антитеза инверсия

эпифора градация парцелляция

бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

_______________________________________________

1. Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

Уровень организации произведения как художественного целого

Основные средства композиции:

Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Экспозиция— введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Сюжет может излагаться:

• В прямой хронологической последовательности событий;

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет. ).

Дополнительные средства композиции:

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

3) Виды образов-персонажей:

4) Система образов-персонажей;

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т. п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т. е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь повествователя — оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *