Как сделать средневековую бумагу
Какой материал для письма в раннее Средневековье был наиболее популярным?
Книга эпохи античности принципиально отличается от книги, созданной в годы Средневековья. Разница заключается не только в смысловой нагрузке и тематике. Главным образом отличаются друг от друга материалы, на которых писали, а также орудия, которыми писали. Потому сейчас мы детально рассмотрим, какой материал для письма в раннее Средневековье был наиболее популярным, на чем писались книги и что для этого было необходимо.
Переход от античности к феодализму
Рабовладельческое античное общество в историческом контексте предстает пред нами как свободномыслящее, развивающееся, образованное. Потому и множественные письменные памятки, датируемые этой эпохой, являются не просто древними пиктограммами и ребусами, а полноценными документами и сочинениями, написанными на мертвых ныне языках. Однако в те годы грамотности были обучены лишь самые богатые люди. Для написания они использовали папирус – так сказать, твердую бумагу, которая перевозилась в Европу из Египта. С наступлением эпохи Средневековья этот материал для письма утратил свою актуальность, прежде всего, потому, что разладились отношения с Востоком. Потому, начиная с третьего века, люди переходят на пергамент.
История зарождения новой основы для письма
После того как разладились отношения с Египтом, в Сицилии стали изготавливать свой папирус. Но этот материал для письма едва мог удовлетворить требования итальянских канцелярий. Он был желтым, ломким, слишком пористым и не подходил для письма пером. Тогда европейцы обратились к изобретению жителей Малой Азии, которое появилось во втором веке до н. э. Это были недубленые сыромятные шкуры животных, на которых ранее записывали откровения Ветхого Завета евреи. Изобретение принадлежало царю Пергаму Эвмену Второму, откуда и взялось его название.
Пергамент использовался как материал для письма в раннее Средневековье наиболее широко. Он распространился по всей Европе, включая скандинавские страны, и стал основной для множества религиозных книг и светских трактатов.
Универсальность пергамента
Получается, что пергамент – наиболее используемый материал для письма в раннее Средневековье. На такой основе мы находим грамоты, дипломы, диптихи, трехлистные книжечки с указаниями и даже личные блокноты феодалов и прочих представителей высшего света. Для того чтобы сделать блокнот, в то время достаточно было сложить листок пергамента в только раз. Он был мягким, универсальным и при этом не мялся. Для создания более значимых записей набиралось множество листков пергамента, которые подшивались, как современные книги. В таких сборниках писались религиозные тексты, законы, государственные установки и прочее.
Новая библиотека
Новый материал для письма в раннее Средневековье дал толчок для развития принципиально новой системы ведения документации и составления книг. Пример первый – это библиотека. В античном мире она представлена нам в виде многочисленных свитков, которые хранились на полках. В такой пучине папируса найти нужную информацию было крайне проблематично. В средние же века мы видим полки, заставленные книгами, каждая из которых имеет обложку. Благодаря такой титульной странице можно определить, какого рода информация содержится внутри. Второй пример – это мебель (как ни странно). Античные мудрецы творили на пюпитрах, а средневековые феодалы и священники начали впервые писать за столом. Такое изобретение, как пергаментная книга, стало настоящей находкой для общества. Все утверждали, что ее удобно держать, приятно читать, а самое главное – найти нужную информацию можно в кратчайшие сроки.
Хранящие тайны палимпсесты
Неужели пергамент – единственный материал для письма в раннее Средневековье? Ответ на этот вопрос отчасти отрицательный. Дело в том, что на шкурах животных имели честь писать лишь знатные люди, в то время как бедные не были в состоянии позволить себе такое удовольствие. Потому среди них стали пользоваться популярностью палимпсесты. Так назывались папирусные листки, с которых стирали старые тексты, а затем наносили на них новые. Чернила соскабливали ножами, пемзой, выжигали, вымачивали – словом, способов было невероятно много. После таких процедур текст был полностью утрачен. На папирусе составлялись новые записи, ценность многих из которых не так велика, как уничтоженных предшественников.
Предок бумаги
К 10 столетию письмо в раннем Средневековье переходит на новый уровень. В годы эмиграции в Европу арабов тут появилась бумага, которая была гораздо дешевле пергамента и удобнее в использовании. Но тип ее производства принципиально отличался от современного. Листы получались путем раздавливания специальным прессом льняного тряпья, которое после просушивалось нарезалось. Бумага не была такой хрупкой и ценной, как папирус, потому стали ее, как и пергамент, оформлять в книги, делать из нее грамоты, дипломы и простые тетради.
ФОТО и ВИДЕО DELFI: Как и из чего изготавливали бумагу в Средневековье? Студия Labora в Старом городе поддерживает древнюю традицию
В Старом городе Таллинна расположился самый настоящий ”средневековый цех” по изготовлению бумаги — и изготавливают ее там не простым способом, а старинным. Угадайте, из чего? Смотрите наше видео о том, как происходит этот необычный процесс.
Студия печати и изготовления бумаги Labora находится на улице Лаборатоориуми в Старом городе. Из маленького уютного дворика по узкой каменной лесенке мы попадаем в подвал здания, где находится мастерская по изготовлению бумаги.
Основатель студии и графический дизайнер Нестор Лютюк рассказывает, что сам процесс изготовления, хоть и немного модернизирован, благодаря доступности современной техники, но в все же недалеко ушел от того, каким он был в старину.
Если сегодня бумага, которой мы пользуемся каждый день, изготавливается из древесины, то в Средние века для этого использовался совершенно другой материал — хлопок. Сделать бумагу можно и из другого сырья — из льна, абаки (текстильного банана) и даже крапивы, которая придает бумаге зеленоватый оттенок. В студии даже есть банка с измельченными эстонскими кронами! С их добавлением в бумаге появляются блестящие вкрапления.
Процесс изготовления бумаги начинается с того, что используемый материал нужно разделить на волокна. Если в старину материал разбивали на волокна с помощью палок, что занимало много времени, то в наши дни на помощь приходит машина под названием голландер (Hollander beater) — пара часов, и масса волокон готова!
Затем полученная масса растворяется в воде, после чего ее нужно оттуда достать, положить под пресс и высушить. Придать листу правильную прямоугольную форму помогает специальная форма с рамкой. На ней есть ”водяной знак” Tallinna Paber, который остается тисненым на готовом листе.
Из формы прямоугольная масса волокон перекладывается на фетр, сверху кладется металлический лист, а затем все идет под пресс. Далее листы вывешивают сушиться на несколько дней — срок зависит от материала, из которого были изготовлены листы. И бумага готова!
На такой бумаге можно печатать много всего — от визиток до книг. Возможно, вы видели открытки Labora в эстонских книжных магазинах. Наряду с просто красивыми открытками там есть и поистине необычные — с семенами полевых цветов или тимьяна. Как говорит Нестор, часто открытки заканчивают свое существование в мусорной корзине, а тут она продолжит радовать получателя уже в виде цветов.
Как сделать бумагу своими руками
от Aleksey | Поделки Из Бумаги Прочее Мастерская | Воскресенье, 26 февраля 2017
Создание бумаги собственными руками может оказаться довольно простым и легким процессом. Это также отличный способ найти применение старым чекам, завалявшейся макулатуре, ненужным буклетам, корреспонденции, отксеренным листкам, которые Вы давно намеривались выбросить в мусорное ведро. И вместо того, чтобы избавиться от этих вещей, Вы можете создать из них уникальную вещь ручной работы.
Так есть ли у Вас на подхвате подобная макулатура? А также пластмассовая емкость и кухонный блендер? Имея всего лишь несколько компонентов и придерживаясь простых инструкций, Вы с легкостью создадите своими руками бумагу и превратитесь в настоящего друга окружающей среды.
Материалы, которые понадобятся для создания бумаги:
Как сделать рамку с сеткой:
ШАГ 1. Порежьте бумагу
Отрежьте либо аккуратно бумага для рисования на одинаковые квадратики размеров в 1 дюйм. Затем замачивайте бумажные кусочки в течение нескольких часов, или оставьте на ночь.
Акварельная, печатная и рисовальная бумага подойдет как нельзя лучше, так как она произведена из прочных волокон, что делает её крепким лоскутом, а не химически обработанным древесным волокном.
И все же, это отличный эксперимент с ненужной корреспонденцией, офисными бумагами, бумажными пакетами из магазинов, рекламными буклетами и многим другим. Заметьте, никакого пластика.
Ну и, конечно же, это эксперимент с разными цветовыми комбинациями.
ШАГ 2. Смешайте все и сделайте бумагу ручной выделки
Заполните кухонный комбайн водой. Добавьте небольшую горсть-две порезанной макулатуры (но не больше, чтобы не допустить сгорания мотора нашего оборудования). Включите блендер и смешивайте до тех пор, пока макулатура не превратится в однородную бумажную массу.
Не вздумайте делать смузи из полученной бумажной смеси.
Затем необходимо найти ёмкость, в которой и будет происходить основной процесс создания бумаги. Заполните около 1/3 половины ёмкости полученной бумажной массой, после чего добавьте воды. Чем больше бумажной смеси Вы добавите в воду, тем плотнее по толщине получится бумага.
ШАГ 3. Вынимаем листы
Для этого вам понадобится рамка с мелкой сеткой необходимого размера. На самом деле, это две рамки, одна из которых оснащена очень мелкой сеткой. Он обеспечивает задержку мелких частиц бумаги и процеживания воды.
Для формирования листа: совместив две рамки, опустите полученное устройство строго вертикально под углом в 45° в ёмкость с бумажной смесью. После этого осторожно поверните рамку горизонтально, погружая её полностью в воду. Вынимая рамку с сеткой, старайтесь придать ей вертикальное положение. На сетке будет держаться та самая бумажная смесь. Аккуратно встряхните рамку и дайте стечь воде.
ШАГ 4. Снятие с сетки
Далее нам необходимо переместить мокрый листок с сетки на сухую, впитывающую воду поверхность. Лоскуты из шерстяного войлока подойдут идеально, но это не значит, что нужно применять только их. На самом деле есть множество альтернативных вариантов: шерстяные одеяла, мягкие и даже бумажные полотенца, толстые неплавящиеся поверхности, пеллон, флисовые тряпки, постельные простыни и т.д. Отделив сетку от рамки, прислоните её широкой стороной к заранее подготовленной поверхности так, чтобы сетка оставалась внизу, а влажная бумага – вверху. Быстро и осторожно переворачивайте сетку движением, будто вы закрываете дверь.
ШАГ 5. Прессование
Вариант 1: Ручное прессование. Поместите кусочек ткани из пеллона либо бумажное полотенце на верхнюю часть вашего полученного листа бумаги. Маленькой губкой начинайте давление – сначала с легким нажимом, а затем все сильнее и сильнее. Если у вас под рукой есть валик или скалка, можете использовать их для создания еще более сильного нажима.
Вариант 2: Прессование с помощью досок. Используйте всю имеющуюся войлочную ткань или бумажные полотенца, размещая их поверх сетки один над другим. Когда весь тканевый материал закончится, накройте полученную конструкцию деревянной доской, на которую можно разместить, к примеру, тяжелые гантели, либо встать самому для лучшего прессинга.
ШАГ 6: Просушивание
Вариант 1: Поверхностная сушка Найдите плоскую и плотную поверхность. Отлично подойдут ровные деревянные доски, оргстекло и жаростойкий пластик. Возьмите влажный лист и аккуратно выложите его на плоскую поверхность. Убедитесь, что края также находятся под сильным прессингом. Оставьте бумагу на 1-3 дня, чтобы дать ей возможность хорошо просушиться. Время сушки зависит от толщины бумаги и влажности помещения.
Вариант 2: Попеременное просушивание. Возьмите немного промокательной бумаги, полотенец либо другого, впитывающего влагу, материала.
Поставьте подготовленный сухой материал, и затем поверх него выложите влажный рукодельный бумажный лист.
Повторите. Создайте своеобразную стопку.
Завершив создание слоев, положите сверху деревянную доску либо тяжелую книгу. Проверяйте бумагу ежедневно и заменяйте вобравший влагу материал на сухой.
Вариант 3: Обычное просушивание. Этот способ наиболее прост. Возьмите ваш влажный лист бумаги, положите его на полку, обычный или рабочий стол и оставьте сушиться. Да, это дико странно и примитивно, но иногда именно такой своеобразный метод является наиболее оптимальным.
Вариант 4: Просушивание на пеллоне или одежде. После прессинга возьмите пеллон или лоскут одежды с еще прикрепленной к ним влажной бумагой, и аккуратно, за верхние края ткани повесьте материал на бельевую веревку. Просушивание подобным образом займет от одного до двух дней, после чего бумагу можно отцепить от ткани. Правда бумага получится немного шероховатой.
Вот и все, мы высушили бумагу!
Также, если у вас в ёмкости еще останется немного бумажной смеси, можете смело её сохранять. Возьмите мелкое сито, чтобы извлечь бумажную массу из воды. Затем сверните её в шарик и дайте просушиться. Для повторного использования просто замочите шарик на ночь, порежьте на маленькие кусочки и снова прокрутите в блендере.
Как сделать эффект «старой бумаги»
Старая бумага послужит великолепной основой для творчества. Она может использоваться для оформления альбомов и фотографий в ретростиле, изготовления различных древних свитков, карт и старых документов. Для того чтобы самостоятельно искусственно состарить бумагу больших усилий не потребуется, а для осуществления задуманного в домашних условиях есть несколько способов.
Чай или кофе
Самым известным способом состаривания бумаги является ее замачивание в обычной чайной заварке. Для этого необходимо залить стаканом кипятка 5 столовых ложек черного чая (листового) и оставить настаиваться. Если нет чая, то его можно заменить кофе: на стакан кипяченой воды 10 чайных ложек кофе. Насколько крепче будет изготовленный раствор, настолько темнее получится бумага.
Бумагу необходимо опустить в ванночку с получившейся процеженной жидкостью. Чтобы бумага выглядела более старой и ветхой, ее можно заранее скомкать. Состаривается лист пять минут, после чего извлекается из емкости и сушится на ровной поверхности. Если процесс по каким-либо причинам необходимо ускорить, мокрый лист рекомендуется прогладить с помощью утюга.
Молоко
Также можно сделать бумагу старой при помощи молока, которое следует нанести на обе стороны листа ватным тампоном. Когда лист слегка подсохнет его необходимо прогладить утюгом. Если получившуюся бумагу подержать над раскаленной плитой, то получается довольно живописные подпалины, придающие историческую достоверность.
Солнечные лучи
Существует и другой, более продолжительный способ сделать древнюю бумагу. Листы располагаются под прямыми солнечными лучами, в результате действия которых, через несколько дней бумага пожелтеет естественным образом.
Последний штрих
После обретения старой бумаги, можно с ней еще немного поработать, чтобы придать более правдоподобный вид. Чтобы краска на листе получилась неравномерной, следует в нескольких местах растереть гранулы кофе. После этого можно очень аккуратно подпалить края спичками или зажигалкой.
Любым из указанных вариантов можно состарить целую книгу. Для этого будет необходимо опускать каждую из страниц в раствор и гладить утюгом. Но приступать к следующему листу можно лишь после полного высыхания предшествующего. Конечно, такие манипуляции займут довольно много времени, однако, в результате получится редкое оригинальное книжное издание.
Как своими руками сделать старую бумагу?
Для тех, кто занимается дизайном, иногда бывает необходимым знать, как сделать старую бумагу. Пожелтевшие письма с потрепанными краями, страницы древних рукописей или карты, фотографии начала прошлого века обладают необыкновенным очарованием. Такие элементы можно включать и в поделки в технике скрапбукинга, и использовать при декупаже предметов в винтажном стиле. Все, что можно сделать из бумаги с отметинами времени, будет выглядеть идеально и при использовании имитации.
Что нужно подготовить перед работой?
Состаривание является одной из разновидностей изготовления цветной бумаги. Сущность процесса состоит в колорировании листа в оттенки пожелтевшего от времени материала. Одним из вариантов состаривания можно считать и тонирование в зеленоватый, голубой или розовый цвет.
Эту операцию можно проделать в фотошопе, распечатав полученный рисунок. Но для изготовления качественного материала для скрапбукинга или других целей окраску придется производить своими руками. Так как работа подразумевает использование красителей, то нужно принять меры по защите одежды, рук и поверхности стола от пятен.
Красители для бумаги можно найти на любой кухне, поэтому никаких специальных химикатов не потребуется. Нужно приготовить:
Кроме перечисленного могут пригодиться режущие инструменты. Для изготовления состаренной цветной бумаги будут нужны: аптечная зеленка, синька для белья или метиленовая синь из зоомагазина, раствор марганцовки. Для быстрого старения можно использовать и аптечный раствор йода: в зависимости от состава материала он иногда дает неожиданные и непредсказуемые цветовые эффекты.
Как подготовить бумагу к декорированию
В зависимости от того, какой эффект нужно получить для дальнейшего использования цветной бумаги, применяют разные способы подготовки исходного материала. Для работы подойдет и обычная бумага для принтера, и тетрадный листочек в клетку или косую линейку, и книжные страницы, фотографии из старых газет или карты из географического атласа. Разные виды бумаги имеют разную плотность, поэтому их нужно предварительно обработать, чтобы облегчить проникновение красителей внутрь материала.
Для имитации старых писем и документов лист бумаги любого формата нужно сложить так, как обычно сворачивают деловую переписку: втрое, вчетверо или пополам. Если бумага плотная, то лучше всего проделать это несколько раз, сворачивая и вновь выпрямляя сгибы. Для натуралистичности можно заломить уголок листа, обрезать острую часть, немного скрутить и разгладить пальцами. Все это впоследствии придаст листочку большее сходство с настоящим старым материалом.
Книжные страницы чаще всего истираются и обтрепываются по периметру. Бумага в середине обычно остается ровной и сравнительно чистой. Поэтому при имитации страничек старинной книги нужно особое внимание уделить уголкам и кромкам будущей цветной бумаги: их можно надорвать, заломить, опалить над открытым огнем. Если для старения взята настоящая книга, то углы еще до окраски можно обработать напильником или ножом, делая их слегка скругленными.
Все подготовительные мероприятия направлены на то, чтобы изменить структуру материала, сделать ее более рыхлой. После окрашивания в местах складок и заломов образуется характерное потемнение, которое возникает при долгом хранении бумажных документов. Надорванные или поцарапанные напильником края тоже меняют плотность, позволяя красителю проникать внутрь на ограниченном участке так, как это происходит при воздействии естественных факторов среды во время хранения бумаг.
Если хочется нанести на лист распечатанный рисунок, то следует использовать только лазерные принтеры. При печати на струйных моделях следует приобрести качественные оригинальные картриджи с пигментными чернилами. Но даже это не всегда помогает сохранить печать при окраске. Лучше всего нанести рисунок уже после декорирования, выбрав в настройках принтера цвет сепии для печати.
Состаривание бумажного листа
Распечатанный в ФШ рисунок старинного обтрепанного и потемневшего документа имеет ряд недостатков: он остается белым с обратной стороны, у него слишком чувствительная к воздействию влаги и клея поверхность, которая выглядит реалистично только на расстоянии. Сделать бумагу старой можно так же просто своими руками, но она будет прокрашена по всей толщине структуры, что делает ее невосприимчивой к попаданию случайных капель воды. При декупаже такой листовой материал вообще незаменим, ведь он должен выдержать механическое воздействие и не потерять цвет при наклеивании.
Для окраски нужен крепкий настой чая или кофе: на 1 стакан кипятка нужно взять 5 ч.л. заварки или молотых зерен. В крайнем случае натуральный кофе можно заменить растворимым. Для настаивания достаточно 10 минут. Для окраски в зеленый, голубой или розовый оттенок нужно приготовить раствор красителя соответствующего цвета.
Краситель вылить в фотокювету или другую плоскую емкость. Уложить туда бумажный лист, выдержать его в растворе 1-5 минут. Процесс прокрашивания плотных книжных страниц или карты может занять до 45 минут. В любом случае момент готовности определяет дизайнер. Все зависит от того, нужно ли придать легкую желтизну или же сделать бумагу постарше. Во время вымачивания можно сделать дополнительные надрывы, дыры и обтрепанные края.
Разогреть духовку до 80-900С. Положить мокрые листы цветной бумаги на противень и поставить их для просушки в духовой шкаф. Если нет возможности воспользоваться электропечью, просушить листы на батарее, на солнце или при комнатных условиях. Это займет немного больше времени.
Еще один способ окраски
Есть и другой способ того, как сделать эффект старой бумаги. Чтобы ускорить процесс, особенно на плотном материале, нужно обработать поверхность листа наждачной шкуркой, разрушая ее верхний слой. После этого окунуть будущий старинный документ в жирное молоко и оставить до намокания.
Осторожно вынуть лист и просушить его при комнатной температуре. Прогреть бумагу над огнем или в духовке, добиваясь появления желтизны и разводов.
Молоком наносят и надписи. После нагревания они будут выглядеть, как старинные.
Далее следует оценить готовый результат. Если нужно добавить пятен, то поверхность бумаги следует увлажнить по всей площади и в нужных местах рассыпать немного сухой чайной заварки. По мере намокания чай оставит произвольные расплывчатые пятна. Для получения темных кромок нужно сделать очень густой раствор кофе или заварки и обработать края, погружая их в жидкость. Подпалины можно сделать над огнем — бумага должна только обугливаться.
Когда результат будет удовлетворять запросы мастера, состаренный материал надо разгладить горячим утюгом. Дополнительно декорировать бумагу виньетками можно, применяя готовые штампы. Интересный эффект тиснения может появиться, если сушить листы на рельефной поверхности с нужным узором.