Как сделать средневековый фонарь
ПРИГЛАШАЮ В… ЗАМОК
Когда передо мною открылась эта, самая обычная дверь типовой городской квартиры, я попал не в обычную прихожую, а… Впрочем, по порядку. Изнутри дверь оказалась словно бы сколоченной из толстенных дубовых, темных от времени плах, схваченных воронеными петлями-стяжками. Из расположенных справа от входа двух узких окон струился дневной свет, аза рифлеными стеклами проглядывался какой-то «средневековый» пейзаж… В простенке между окнами — зеркало в раме чеканной меди.
Над дверью — поддерживающая потолок арка, выложенная из кирпича, слева — застекленная разноцветным витражом дверь в комнаты, прямо — широченная, сплоченная из дубовых плах, на таких же, как и входная дверь, петлях-стяжках — дверь, ведущая непонятно куда… Ну и, разумеется, выложенные грубыми каменными блоками стены. «Замковый» антураж дополняли фонари с коваными переплетами, простые циновки на полу и кое-где на стенах.
Таковым было первое впечатление от необычной прихожей обычной городской квартиры. Радушный хозяин пояснил, что переоборудование заняло у него не так уж много времени — не больше двух месяцев, да и то работа шла не каждый вечер. Затраты на это потребовались минимальные — все сделано из отходов древесины, обрезков фанеры, кусков оргалита и толстого картона.
Ну прежде всего — входная дверь. «Толстенные дубовые плахи», из которых она состоит, — это не что иное, как фанерные полосы шириной около 200 мм, наклеенные на дверь так, что между ними остался зазор около 5 мм. После простейшей обработки и легкой зачистки полосы тонируются морилкой (можно и коричневой тушью) и обрабатываются пламенем горелки — той, которой нагревают лыжи при нанесении на них смолы, или паяльной лампой. «Вороненые петли-стяжки» — также фанерные. Они вырезаны из листа лобзиком, тщательно зачищены, вышкурены и окрашены в черный цвет. К самой двери они крепятся небольшими гвоздями и поливинилацетатным клеем. Подберите десяток подходящих пластмассовых пуговиц с выпуклой поверхностью — приклеенные на петли и окрашенные черным, они создадут впечатление крепежных кованых болтов.
«Два узких окна справа» на поверку оказались вовсе не винами — да разве их найдете в современной прихожей! Это были декорированные под окна светильники с лампами дневного света. Сделать такие совсем несложна, а эффект — удивительный. Прихожая как бы раздвигается, появляется ощущение открытого пространства…
Рис. 1. «Средневековый» фонарь:
Итак, за дело. Прежде всего из оргалита или фанеры собираются короба — для сборки воспользуйтесь деревянными рейками или уголками и клеем. Форма коробов может быть самой разнообразной, надо только, чтобы стиль «окна» соответствовал будущему оформлению помещения. Ну и, разумеется, чтобы внутри каждого короба свободно размещались трубчатые лампы дневного света с арматурой. Для «окна» предпочтительнее использовать рифленое узорчатое стекло. При этом обеспечивается лучшее светорассеивание. К тому же пейзаж, изображенный на заднике светильника, в этом случае воспринимается более достоверным — рифление обманывает нас и создает иллюзию глубины пространства. В заключение короба оклеиваются «кирпичами» — фанерными, оргалитовыми или даже картонными пластинами, окрашенными водоэмульсионной краской, тонированной гуашью. Швы между «кирпичами» шпаклюются и окрашиваются в серый цвет. «Оконные переплеты» — это просто лакированные подходящего размера рейки, приклеенные непосредственно к стеклу. Вот, собственно, и весь светильник. Между двумя такими «окнами» можно расположить зеркало, а в коробах «окон»-светильников предусмотреть скрытые шкафчики или ящики для расчесок, щеток, парфюмерии.
Теперь об «арке, выложенной из кирпича»… Это просто декорирование назойливо лезущей в глаза антресоли. И сам свод, и арка — все это сделано из реек и оргалита, прошпаклевано и окрашено водоэмульсионной краской. «Кирпичная» отделка — точно такая же, как и на «окнах», — из картонных или фанерных «кирпичей», наклеенных на углы стены и арку и окрашенных тем же способом.
Несколько слов о том, как лучше всего красить. Кисть здесь не понадобится. Возьмите газету, скомкайте ее и, пользуясь как тампоном, наносите краску на «кирпичи». Учтите, что разказывать ее нельзя — можно только «припечатывать» газету к «кирпичам». Разведите краски нескольких созвучных по цветам оттенков — например, различной плотности оранжево-коричневых… После высыхания одного оттенка наносите другой, затем третий… В итоге тон окажется вполне «кирпичным».
Несколько слов о «каменных стенах». Вы, наверное, догадались, что камни — это все тот же оргалит либо толстый картон. Подойдут и фанерные обрезки.
Превратить их в камень можно следующим образом. После обработки пластины ее поверхность смазывается клеем (эпоксидным, поливинилацетатным или даже просто — силикатным) и засеивается чистым сухим песком. Желательно подобрать несколько сортов песка различного оттенка и зернистости. Приклеивать «камни» к стенам лучше всего бустилатом с последующей прошпаклевкой стыков и их окраской в серый «цементный» цвет.
Р и с. 2. Окно-светильник:
1 — короб, 2 — рифленое стекло, 3 — оконный переплет из деревянных реек, 4 — лампа дневного света, 5 — задник «окна» с пейзажем, 6 — дверь шкафчика, 7 — стеклянная полка, 8 — отсек для электроарматуры лампы дневного света, 9 — «кирпичная» отделка короба, 10 — задняя стенка.
Пользуясь нашими рекомендациями, можно оборудовать в «замковом» ретро-стиле не только прихожую, но и другие комнаты квартиры — разумеется, те, в которых этот стиль уместен, например, большую кухню-столовую. Там вы сможете из подобных «камней» выложить псевдокамин, декорировать, например, под печь не слишком хорошо смотрящийся выступ — вентиляционную шахту, имеющуюся в некоторых сериях современных двенадцатиэтажек.
А что получается у вас, уважаемые читатели, когда вы оформляете одну из комнат вашей квартиры в определенном стиле?
Если ваши поиски и находки окажутся интересными, мы с удовольствием расскажем об этом в разделе «Клуб домашних мастеров».
Делаем оригинальный свечной фонарь из дерева «с нуля»
Сегодня мне хочется предложить сделать интерьерную вещь от начала и до конца! Представляю вам один из вариантов изготовления интерьерного фонаря для греющей свечи.
1. Деревянная заготовка для распила.
2. Деревянные бруски.
3. Деревянная ручка (готовая, продается в строительных магазина или магазинах мебельной фурнитуры).
4. Салфетка для декупажа.
5. Клей-лак для декупажа.
6. Полуматовый акриловый лак по дереву.
7. Морилка по дереву на водной основе (цвет «Орех»).
8. Клей ПВА или «Столяр».
10. Шурупы — 3 штуки.
11. Емкость для греющей свечи.
12. Файл для документов.
14. Валики — поролоновый и резиновый.
15. Акриловые краски в тон рисунка.
16. Зубная щетка с мягким ворсом.
18. Карандаш и линейка.
19. Бумага в клетку или миллиметровка.
21. Перчатки резиновые, защитные, защитные очки.
24. Ножевка по дереву или любой пильный инструмент.
25. Фрезер (по желанию и возможности).
26. Шлифовальная машина или наждачная бумага, лучше всего на вспененной основе. Размер зерна: 80, 180, 240.
1. Распиливаем детали по чертежу.
2. Обработать края квадратных заготовок (деталь №1) можно несколькими способами:
— обработать края с помощью фрезера
— скруглить край с помощью шлифовальной машины
— обработать заготовки вручную с помощью наждачной бумаги.
Правило одно: сначала необходимо обрабатывать крупным зерном, постепенно переходя к более мелкому.
3. Тонируем все детали морилкой цвета «Орех».
Покрыть можно морилкой любого коричневого оттенка. Морилка может быть на водной или спиртовой основе. Морилку на водной основе лучше наносить на предварительно смоченную водой поверхность. Она имеет свойство существенно менять цвет после высыхания, поэтому лучше наносить несколько слоев с промежуточной просушкой.
Спиртовая морилка быстрее сохнет, ровнее ложится, почти не меняет цвет после высыхания. Но она имеет химический запах, который долго не выветривается. Морилку на масляной основе в нашем случае использовать нельзя.
Я работаю с сухими морилками различных производителей. Самостоятельно развожу их в воде согласно инструкции и наношу на древесину. Такой состав получается намного ярче заводского, но при этом не имеет неприятного запаха.
4. Снимаем затонированный слой с помощью шлифовальной машины или абразивной губкой.
Снимаем до того момента, пока вы не увидите красивый рисунок дерева на светлом фоне. Макроструктура у хвойных пород выражена лучше, чем у лиственных. Если хотите иметь яркий рисунок древесины, то лучше взять сосну.
Помните, что при шлифовании всегда идете от крупного зерна к мелкому.
5. Окрашиваем все детали акриловой краской цвета «Слоновая кость». Окрашиваем в один слой и ждем полного высыхания. Затем ошкуриваем наждачной бумагой с мелким зерном.
6. Берем 50 мл акрилового бесцветного (предпочтительно матового) лака, тонируем его одной столовой ложкой морилки
на водной основе цвета «Орех». Покрываем все заготовки. Если оттенок получился достаточно светлый, можно нанести второй слой после полной просушки первого.
7. Вот такие «старые» и «потертые» детали у вас должны получиться.
8. Берем салфетку, подходящую по стилистике. «Вырываем» из нее нужные мотивы. Важно: рисунок нельзя вырезать ножницами, его нужно аккуратно вырвать, чтобы он имел рваный край. За счет этого после приклеивания края рисунка не будут выделяться на поверхности заготовки.
Складываем детали фонаря и раскладываем на нем выбранные мотивы. Выбираем наилучшее расположение.
Я рекомендую сфотографировать результат, чтобы потом приклеивать салфетки, сверяясь с фотографией.
9. Отрезаем кусок пленки из «файла» для документов. Кусок пленки должен быть больше самого большого мотива и меньше, чем емкость, в которую его нужно будет поместить. Кладем пленку на ровную поверхность. Сверху кладем вырванный мотив салфетки «лицом вниз».
10. Укладываем в емкость пленку с мотивом и обильно смачиваем водой. Я использую пульверизатор.
11. Скатываем воду и расправляем рисунок на «файле». На мотиве не должно быть складок, воздушных и водных пузырей.
От качества этого этапа работы зависит, насколько ровно вы перенесете мотив на заготовку.
12. Переворачиваем пленку и прикладываем мотив на выбранный участок заготовки. Начинаем прикатывать его резиновым валиком от центра к краям, плотно прижимая. Снимаем пленку за уголок, стараясь не потревожить рисунок.
Берем клей для декупажа, клей ПВА (разведенный 1:1 с водой) или клей-лак для декупажа и наносим его от центра к краям с помощью плоской синтетической кисти в один слой.
13. Даём нанесённому слою высохнуть, берём наждачную бумагу с мелким зерном и очень аккуратно прошкуриваем неровности. Покрываем несколькими слоями бесцветного акрилового лака. Каждый слой должен полностью просохнуть, после чего его нужно тщательно ошкурить.
14. Акриловыми красками в тон рисунка делаем подрисовку всех элементов.
15. Хорошо ошкуриваем заготовки и покрываем одним слоем лака.
16. Делаем «набрызг». Для этого вам потребуется хорошо подготовленное рабочее место. Идеально подходит большая коробка от пиццы в открытом состоянии. Ставите в нее заготовку вертикально. Берете акриловые краски, разведенные водой до состояния очень жидкой сметаны. Окунаете в краску щетину зубной щетки и стряхиваете лишнюю краску на бумагу. Как только со щетки стали лететь маленькие брызги-точки, вы подносите щетку перпендикулярно рисунку на заготовке и начинаете плавно проводить большим пальцем «к себе».
Самое главное «в набрызге»:
1. Почувствовать момент, когда излишки краски вы стряхнули, но мелкие капельки зубная щетка еще разбрызгивает.
2. «Набрызгивать» на заготовку, покрытую минимум одним слоем лака. Тогда у вас будет возможность стереть влажной салфеткой неудачные капли.
3. Не разводить краску слишком сильно. Будут капли-кляксы.
4. Если хотите большие капли, то брызгайте сразу после того, как нанесли краску на щетку.
5. Если хотите мелкие капли, сбрызните несколько раз на черновик.
6. Перед нанесением брызг другого цвета дайте просохнуть предыдущему слою. Тогда у вас будет возможность что-то подправить в новом цвете, не размазывая предыдущие слои. В данном случае я использовала цвета «набрызга» те же, что при подрисовке.
17. Для того, чтобы правильно разметить отверстия в заготовке (деталь №1), нужно сделать выкройку — из миллиметровки или
обычной клетчатой бумаги вырезать шаблоны по размеру детали.
18. Центр шаблона находится на пересечении диагоналей.
19. Я тщательно выверила положение подсвечника по центру шаблона и обвела его карандашом. Можно воспользоваться циркулем — это будет точнее.
20. Определяем места всех будущих опорных стоек и размечаем их центры.
21. С помощью клей-карандаша фиксируем выкройку на первой заготовке (деталь №1). По разметке на приклеенном шаблоне накалываем центра стоек шилом.
22. Аккуратно снимаем шаблон и приклеиваем его на вторую заготовку (деталь №1). Мы получаем вот такие детали с отметкой для будущего засверливания.
23. Подбираем сверло. Диаметр сверла должен быть чуть-чуть меньше, чем диаметр планируемого самореза или гвоздя.
Я использовала гвозди.
24. Просверливаем отверстия и нежными ударами молоточка вбиваем гвоздики насквозь. По готовым отверстиям они войдут очень легко. Проделываем это с обеими деталями.
25. Находим центры торца в стойках (детали №2) и накалываем эти точки шилом. Если получится, то тоже лучше засверлить тем же сверлом.
26. С помощью молотка крепим несущий детали №2 к основанию. Выравниваем плоскости четырех деталей (№2) о плоскую поверхность столешницы.
Место крепления и сам гвоздь я дополнительно смазала клеем «Столяр». Можно использовать любой клей для дерева.
27. Вкладываем между стоек подсвечник для греющей свечи. Одеваем вторую деталь №1, предварительно место крепления и
гвоздики смазываем клеем. Зажимаем струбцинами и оставляем в зафиксированном состоянии.
Сколько времени ждать? Это знает производитель клея! 🙂
28. Просверливаем отверстие в одной детали №4 и в детали №3. В моем случае навершием фонаря будет служить мебельная
деревянная ручка. В ней уже есть отверстие. Ручку я немного покрасила зеленой краской и покрыла несколькими слоями
акрилового лака.
29. Берем шуруп или саморез подходящего размера и накручиваем на него последовательно деталь №3, деталь №4 и мебельную ручку. Это делаем просто рукой, усилия минимальны.
30.Навершие фонаря и ножки можно крепить разными способами. Я выбрала клей «Столяр». Ножки фонаря надо предварительно покрасить (я покрасила зеленой краской) и покрыть несколькими слоями акрилового лака.
Вуаля, фонарь готов! Наслаждайтесь его теплым светом!
Да будет свет: какие лампы и фонари освещали людям путь в 15 веке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Нельзя сказать, что в поздних Средних веках создавали какие-либо сложные системы освещения. Они были все еще довольно примитивными, но уже не походили на грубо отесанный факел или небольшую лучину. К тому же, тогдашние ремесленники так же, как и сегодня, заботились об эстетике своих изделий.
За воссоздание средневековых светильников взялись умельцы из мастерской «Ратоборцев», специализирующихся, в частности, на создании реквизита для исторических конструкций. Поэтому эта задача не стала для них чем-то из ряда вон, а скорее еще одним интересным занятием. Светильники были созданы специально для проекта Loco Cimbali.
Мастера воссоздали два разных типа осветительных приборов из «темных» Средних веков. Первый – это настенное бра, конструкция которого была довольно сложной. Светильник состоял из деревянного каркаса, прикрепляющегося на стену, и диска из отполированной латуни, перед которой располагалась подставка для свечи.
Для того, чтобы металлическая часть в буквальном смысле блестела, ее требовалось тщательно отшлифовать сначала при помощи песка, и затем – войлока. Подобная конструкция позволяла усилить мощность бра за счет того, что свет от зажженной свечи отражался диска и рассеивается по комнате.
Помимо общей схемы работы, было реконструировано также украшение деревянной рамки в виде росписи, примеры которой были взяты из сюжетов западноевропейских книжных миниатюр и гравюр 15 века.
Специалисты мастерской «Ратоборцев» воссоздали средневековый светильник, отталкиваясь от реального существующего экспоната, который сейчас находится в экспозиции Метрополитен-музее Нью-Йорка.
Другим осветительным прибором, который был воссоздан, стал фонарь. Его внешний вид современному человеку будет более знакомым и привычным, хотя использовали его несколько иначе. Вместо привычного нам «подвешенного» состояния, в Средние века подобные фонари носили в руке, освещая себе путь под ногами.
Для создания внешнего вида прибора, максимально приближенного к аутентичному, мастера обратились к изображениям из германских книг второй половины 15 века. Ведь именно оттуда и произошла такая конструкция светильника.
Пожалуй, единственным отличием реальных фонарей от реконструированных был материал, который использовали для стенок – в 15 веке их делали из рога. Эта работа очень сложная и буквально ювелирная. В остальном мастера старались максимально приблизиться к воссозданию и внешнего вида изделий, и технологии их изготовления.
Такие фонари и бра пользовались большой популярностью достаточно долго, вплоть до середины 16 века. Тогда в массовое употребление уже вошли фонари и светильники в металлических каркасах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: